Виды этикета для детей – Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях
20 правил этикета, которые должен знать каждый ребенок
Прививать детям хорошие манеры нужно с самого раннего детства. Ребенок заговорил? Начните обучать его словам «спасибо» и «пожалуйста», когда он просит что-либо. Далее, когда малыш подрастет настолько, что может составить вам компанию за столом (пускай даже на высоком стульчике), расскажите ему, как нужно вести себя во время обеда. Ниже — список тех навыков, которыми должен владеть каждый ребенок. Именно их всемирно известный эксперт по этикету Майк Майер считает ключевыми.
ФОТОGettyImages— Говорить «спасибо» и «пожалуйста» каждый день.
— Правильно пользоваться столовыми приборами.
— Для того, чтобы вытереть рот после еды, использовать салфетку.
— Есть нужно с закрытым ртом.
— Про что точно нужно забыть, так это про локти на столе. Никогда, ни при каких обстоятельствах локтей на столе быть не должно.
— Не перебивать взрослого, если он с кем-то разговаривает. Это неприлично. Стоит запастись терпением. Если что-то очень нужно, допускается прервать разговор фразой «Простите меня…». Впрочем, и взрослому, если рядом с ним ребенок, нужно думать не только о себе.
ФОТОGettyImages— Не комментировать, как выглядят другие люди. Исключение — комплименты, их можно озвучивать публично. Доброе слово еще никому не мешало.
— Вообще, нужно уметь — и приучить себя — делать комплименты.
— Уметь писать благодарственные письма. Звучит довольно старомодно, но все просто: нужно взять за правило благодарить людей любыми способами. В том числе письменно. Речь не идет о бумажных посланиях с вензелями (хотя почему бы и нет) — не забывайте говорить «спасибо» в электронных письмах, сообщениях в мессенджерах.
— Всегда приходить на помощь к тем, кто в этом действительно нуждается. И никогда не смеяться над теми, кто слабее.
— Уметь правильно представить себя и тех, кто рядом с вами.
— Пользоваться языком жестов. Мы не говорим про степенные поклоны, речь скорее о правильной координации тела. Проще говоря, важно уметь вовремя и правильно помахать кому-то рукой, избегать жестов, которые могут кому-то показаться пренебрежительными, и так далее.
ФОТОGettyImages— Невежливо называть взрослого человека по имени, если этот взрослый не разрешил ребенку так делать. В российской традиции с этим в принципе всегда было сложно, и тут каждый родитель сам решает, как ему воспитывать ребенка. Одни считают подход в духе «дядя Коля» и «тетя Марина» устаревшим, предполагая более свободное отношение детей к этому, другие не склонны ломать привычные схемы.
— Не забывать придерживать открытую дверь, если кто-то идет следом. Не все двери ребенок, конечно, сможет удержать, часто ему самому нужна помощь, но прививать подобную манеру нужно.
— Уметь вежливо отвечать на телефонный звонок. Никаких «Але» или «Кто это?». В совсем раннем детстве это выглядит мило, но в привычку с возрастом войти не должно.
ФОТОGettyImages— Научиться устанавливать визуальный контакт во время разговора. Имеется в виду только одно — смотреть собеседнику в глаза.
— Не показывать пальцем на кого-то и не рассматривать пристально. Это никому не нравится.
— Прикрывать рот, чихая или кашляя. Отсутствие привычки к этому — один из самых явных промахов в воспитании, который сразу настраивает других взрослых против таких родителей.
— Приглашать кого-то, кто остался один, присоединиться к своей компании. Для этого ребенок должен ощущать неловкость, если, например, он играет с другими детьми, а кто-то скучает в стороне.
— И главное правило — уважать и проявлять доброту ко всем окружающим.
www.elle.ru
Необходимые правила этикета для детей – Развитие ребенка
Рейтинг Тридцать два правила этикета, которые помогут голосу вашего ребенка не затеряться в этом шумном мире |
Вы когда-нибудь задумывались о том, каково это – быть ребенком в современном беспокойном мире взрослых? В век информации и непрекращающегося шума даже взрослым людям порою сложно добиться того, чтобы их услышали. А теперь представьте, насколько труднее это детям?
Хорошие манеры, благовоспитанность помогают намного легче преодолевать шум и быть услышанными. Манеры – это своего рода социальный клей, который позволяет непохожим друг на друга членам общества держаться вместе. Родителям важно научить детей языку этических норм, чтобы они могли использовать его при общении со сверстниками и взрослыми людьми и получать при этом необходимые преимущества.
Обучая детей этикету и давая им набор руководящих принципов управления взаимодействиями, мы в действительности вооружаем их инструментами, которые помогут им быть услышанными, развиваем их веру в собственные возможности и настраиваем на будущие успехи.
Итак, вот список из тридцати двух правил этикета, которым родители должны обучить своих детей.
Приветствия и прощания
Эти правила могут использовать также и взрослые люди в качестве курса повышения квалификации. Последовательность и практика потенциальных социальных ситуаций приводит к умению вести разговор в позитивном ключе, что со временем становится второй натурой:
1. Приветствуйте человека по имени, а если вы не знаете, как его зовут, спросите. Приветствие по имени – это знак уважения, который говорит человеку о том, что вы его цените. Поэтому важно научить детей всегда приветствовать взрослых людей по имени и отчеству или спрашивать, если они не знают, как их зовут.
2. Никогда не бойтесь переспрашивать, если вы забыли имя собеседника: люди понимают, что иногда дети могут забывать имена. Все это делают. В этом случае вполне приемлема фраза: «Простите, я не могу вспомнить ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?».
3. Старайтесь смотреть собеседнику в глаза: смотреть в глаза человеку во время общения с ним полезно не только детям, но и взрослым. Кроме того, научите детей не отвлекаться; в противном случае собеседник получит сигнал, что он вам не интересен. Взгляд в глаза – простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердце каждого взрослого человека, который встречается им на жизненном пути. Конечно, если такой зрительный контакт характерен для данной культуры и социальных норм.
4. «Приятно видеть вас»: важно добавлять позитивные комментарии в начале разговора. Примерами таких комментариев являются: «Приятно видеть Вас» или «Приятно заглянуть к Вам». Выход за пределы стандартного приветствия показывает, что ребенок ценит человека, с которым разговаривает.
5. «Спасибо за приглашение»: неважно, куда вы пришли – в гости поиграть, в детский сад или домой к бабушке, нужно научить ребенка благодарить за приглашение, за хлопоты, за заботу о себе; такие слова дадут гораздо больший результат, чем простое «спасибо». Такие слова демонстрируют признательность ребенка – качество, которого так не хватает современной молодежи. Они определенно принесут пользу детям в разговоре со взрослыми.
6. «Как ваши дела…?» и выслушайте ответ: мы все автоматически спрашиваем «Как дела?», но зачастую забываем дождаться ответа. Обучение детей спрашивать, а затем внимательно слушать – первый шаг к следующему правилу этикета.
7. Запоминание подробностей и активное слушание: это простое правило хорошего тона, но оно оказывает существенное влияние на восприятие вас другими людьми. Запоминание имен и конкретных деталей (например, болезни или недавнего возвращения из отпуска) предполагает заботу и уважение.
В дополнение, если ваш ребенок стеснительный и прячется за вами каждый раз, когда вы встречаете кого-то, нужно принимать это… до определенного момента. На самом деле, таким детям просто нужны «сценарии разговора» или язык социального взаимодействия.
Выберите одни из вышеперечисленных советов, например, взгляд в глаза при приветствии, даже из-за ваших ног, если это необходимо, и работайте над его совершенствованием. Начинайте медленно и постепенно.
Не нужно принуждать ребенка обнимать и целовать или иным образом физически взаимодействовать с членами семьи или друзьями. В качестве социально приемлемого способа сгладить чувства обиженного родственника подойдет следующее: «Я уверен, что ребенок обязательно проявит к вам свои теплые чувства. Давайте не будем форсировать события».
Физическое пространство
Дети чрезвычайно физически активны. Они любят бегать, прыгать, кувыркаться и играть. Добавьте к этому ограниченный контроль над побуждениями и быстроту ног, и у вас получится рецепт катастрофы, когда речь идет о взаимодействии со взрослыми людьми, особенно с теми, кто не привык или просто не любит общество детей. Обучив ребенка следующим правилам этикета, вы можете гарантировать, что он сможет добиться успеха и произвести впечатление даже на наименее терпеливых взрослых.
8. Будьте осмотрительны – останавливайтесь и осматривайтесь: дети часто находятся в блаженном неведении по поводу того, что их окружает. У них одно побуждение сменяет другое. Например, вы пришли с малышами в зоопарк, и в то время как вы рассматриваете слонов, они вдруг замечают что-то интересное в другом месте. Не задумываясь ни на секунду о том, что находится вокруг них, малыши бегут сломя голову и чуть не попадают под колеса инвалидной коляски пожилого человека, который начинает волноваться и злиться по понятным причинам. Очень важно, чтобы родители постоянно напоминали детям о необходимости останавливаться и смотреть по сторонам, прежде чем двигаться дальше, и не только при переходе через проезжую часть, а везде и всегда.
9. Красный свет, желтый свет, зеленый свет: вы, возможно, обращали внимание на то, что учителя, тренеры по плаванию и футболу и многие другие взрослые наставники в жизни ваших детей используют этот ценный инструмент. Используя зеленый свет как разрешение «идти», желтый свет, чтобы «замедлиться», и красный свет для «остановки», вы можете контролировать движения и перемещения детей, не повышая голос. Начните использовать этот метод как можно раньше и представляйте его малышам, как игру. Вскоре вместе с практикой они прекрасно научатся определять, когда можно «идти», когда следует «притормозить» и когда они должны «остановиться».
11. Не хватайте, не выхватывайте: это не только важное правило этикета, но и безопасности. Понимание этого приходит тогда, когда вы видите, например, как двухлетний ребенок выхватывает нож из рук матери. Если ваш ребенок любит выхватывать предметы, забирайте у него то, что он хватает, но делайте это нежно, а затем красиво передавайте предмет обратно малышу. Делайте это, пока ребенок не поймет, что выхватывать что-либо у других людей недопустимо.
Прием пищи и поведение за столом
Прием пищи – это скользкая зона этикета. С одной стороны, хорошие манеры за столом чрезвычайно важны, с другой – особенности этикета в этой области могут меняться в зависимости от культуры и общества. По мере взросления дети довольно часто едят вместе с другими людьми. Они посещают дни рождения, проводят время с родственниками, участвуют в праздничных обедах и ходят в гости к друзьям. Причем, прием пищи – это такая область этикета, обучение которой можно начинать с момента рождения ребенка.
Когда ребенок с нетерпением набрасывается на грудь матери при кормлении или выхватывает бутылочку с детским питанием, у родителей появляется прекрасная возможность начать обучение малыша правилам хорошего тона. Придержите ребенка и мягко объясните, что ему следует проявлять терпение, а затем начните сначала. Маленькие дети еще не понимают слов, но, в конце концов, они научатся тому, что, если будут выхватывать бутылочку прежде, чем им ее предложат, или будут засовывать руку под рубашку матери в стремлении получить кормление, они не получат то, чего хотят.
Малышей ясельного возраста нужно научить не бросать еду, пользоваться столовыми приборами и не запихивать в рот большие куски пищи. Детям дошкольного возраста можно рассказывать о том, как правильно накрывать стол, принимать пищу с надлежащими манерами и правильно накладывать себе блюда, используя различные кухонные приспособления.
Хорошие манеры за столом очень важны с момента первого совместного завтрака ребенка с другом до обеда взрослого человека с начальником. При приеме пищи в обществе ребенок может либо добиться успеха, либо потерять его. Следующие советы должны вооружить вашего малыша знанием наиболее актуальных правил приема пищи в обществе.
12. Есть с чужой тарелки – даже с тарелки мамы – это плохая идея: в некоторых семьях играют в игру, которая заключается в том, что можно «воровать» еду с тарелок друг друга. Это может быть очень смешным и приемлемым дома, когда вся семья участвует в такой игре и получает удовольствие от нее, но она перестает быть смешной, когда в нее вовлекают кого-то, кто не понимает шутки такого рода. Есть пищу с тарелки другого человека неприемлемо. Гораздо лучше вежливо попросить добавки, даже если маме или папе придется наложить ребенку эту добавку со своей тарелки.
13. Не забывайте о внутренних правилах каждой семьи: в некоторых семьях детям разрешается вставать из-за стола сразу после того, как они доедят все. Однако в других семьях все члены семьи сидят за столом до тех пор, пока последний из них не закончит есть. Научите детей всегда интересоваться и следовать любым правилам поведения за столом хозяев.
14. Пробуйте еду из вежливости: у всех нас есть свои кулинарные пристрастия. К счастью, ушли в прошлое те дни, когда правилом хорошего тона считалось доедать все, что лежит на тарелке. Однако следует научить детей пробовать немного еды, которая им по каким-то причинам не нравится, просто из вежливости и для того чтобы проявить уважение к хозяевам. После этого вполне приемлемо сказать: «Прошу прощения, я не большой любитель…» или «Я на самом деле не ем…». Твердо объясните детям, что ни в коем случае нельзя говорить человеку, который их кормит, что поданное блюдо выглядит отвратительно, ужасно или что они терпеть его не могут (это относится и к блюдам, приготовленным мамой).
15. «Могу ли я помочь вам?»: предложение своей помощи уместно во всех сферах жизни. Но предложение накрыть стол, убрать со стола или помыть посуду считается особенным проявлением вежливости.
16. Салфетка на коленях, локти со стола: в наши дни эти правила этикета считаются старомодными и многие люди относятся к ним немного небрежно. Тем не менее, поскольку в разных семьях существуют разные традиции, следует научить детей этим правилам поведения за столом, чтобы в любой ситуации они оставались на высоте.
17. Не тянись за чем-либо. Старое, но верное правило. Нормами этикета не разрешается тянуться через весь стол за чем-либо. Каждый родитель знает, какое возникает огорчение, когда ребенок переворачивает стакан и проливает его содержимое на обеденный стол. Чтобы не пролить чай на колени соседу и не заставлять нервничать всех сидящих за столом, необходимо вежливо попросить передать вам то, чего вы хотите.
18. Разрешение выйти из-за стола: это очень важное правило этикета! Как только ребенок научится говорить, вы должны познакомить его с тем, как необходимо правильно отпрашиваться из-за стола. Это может пригодиться не только после еды. Каждый раз, когда ребенку необходимо покинуть стол, он должен уметь правильно просить разрешения сделать это.
Ура, подарки! (И другие правила этикета на праздниках/в гостях)
Праздники, дни рождения – это те события, на которых дети контактируют с другими людьми, часто без родителей. Поэтому при приеме и посещении праздничных мероприятий важно знать правила хорошего тона.
19. Приглашения: детские дни рождения могут быть затратными. Поэтому не всегда получается пригласить всех, кого бы вы хотели видеть. Научите детей раздавать приглашения осмотрительно и не обсуждать предстоящий праздник прилюдно, если только на него не приглашены все.
20. Отвечайте на приглашения: просто делайте это. Ничто не расстраивает сильнее, чем беспокойство по поводу того, а достаточно ли у вас всего необходимого для проведения праздника или его слишком мало, или слишком много. Письменно, по электронной почте или по телефону заранее сообщайте принимающей стороне, сможете ли вы прийти.
21. Будьте добрым гостем и гостеприимным хозяином: важно научить детей в качестве хозяев интересоваться у гостей, чем бы они хотели заняться, а будучи гостями, предлагать свою помощь при уборке после праздничной встречи. Научите детей радушно встречать своих гостей и создавать для них комфортные условия. Это заложит основу правильного управления социальными ситуациями во взрослом возрасте. Если ребенок научится быть добрым гостем, это обеспечит ему больше количество приглашений в будущем.
22. У меня это уже есть, я хотел не этого… Нужно просто говорить спасибо: это правило говорит само за себя. Научите своих детей быть вежливыми, скрывать свое разочарование и выражать признательность за проявленное внимание.
23. Ищите хорошие слова, которые можно сказать о подарке. Важное правило хорошего тона гласит: при получении подарка нужно смотреть дарителю в глаза и говорить «спасибо». Но для того чтобы добиться еще большего воздействия на окружение, скажите несколько хороших слов о подарке, даже таких простых, как: «Я не могу дождаться, чтобы начать пользоваться этим».
24. Спасибо, что пришли/Спасибо за то, что пригласили: стандартные, но крайне важные слова.
25. Письма благодарности: существует много творческих способов выразить свою благодарность, но проще всего научить ребенка отправлять собственноручно написанные письма с выражением признательности тем людям, кто прислал им подарок, кто сделал больше, чем требуют простые правила вежливости, и тем детям, которые нашли время, чтобы прийти на день рождения вашего ребенка. Эти благодарственные письма могут быть очень простыми, например, «Спасибо за (название подарка), (несколько хороших слов о подарке)». Дети дошкольного возраста могут просто написать свое имя, а дети в возрасте начальных классов школы могут переписывать ваши или писать собственные письма.
Взаимодействие со взрослыми людьми
Хотя нет никакого сомнения в том, что дети в наши дни более обособлены, чем раньше, всем им рано или поздно приходится взаимодействовать с взрослыми людьми, которые не являются их родителями. Следующие навыки помогут облегчить эти взаимодействия и сделают детей желанными в любой компании:
26. В беседе со взрослыми людьми ждите, пока к вам обратятся: это довольно старомодное правило, которое утратило свою привлекательность в последние десятилетия. Однако в современном технологическом мире, где трудно сказать, когда взрослый человек занят, на самом деле очень важно, чтобы дети не перебивали человека, когда он говорит.
27. Научите детей определять паузу в разговоре: почти все родители знают, что нужно учить детей правильно извиняться, но ХХІ век движется так стремительно, что нужно сделать еще один шаг вперед и научить детей правильно определять паузу в разговоре; пауза – это приемлемый момент, чтобы начать говорить самому.
28. Нужно ли прерывать собеседника: итак, ваши дети знают, как можно вежливо прерывать собеседника, и теперь пришло время научить их определять, нужно ли вообще вмешиваться в разговор. Освещается в разговоре тема, близкая ребенку, или в нем затрагиваются взрослые темы?
Правила вежливости при использовании телефона и высокотехнологичных устройств
В современном быстро меняющемся обществе мгновенного доступа чрезвычайно важно следить за своими словами, особенно напечатанными. В век скриншотов, переадресации сообщений, групповой переписки и случайных получателей важно, чтобы слова или изображения доходили до того человека, которому они предназначены.
Особенно важно начать обучать детей правилам этикета при использовании высокотехнологичных устройств в раннем возрасте, так как много детей в начальных и средних классах школы уже имеют к ним доступ или собственный мобильный телефон. Когда Интернет-совместимые устройства находятся в руках маленьких детей, родителям нужно обращать больше внимания на то, как малыши используют их, и принимать соответствующие меры в случае необходимости. Вот несколько простых правил этикета в этой области.
29. Следите за своими словами: раньше травля и преследование (буллинг) происходили только очно. Большинство родителей обучают своих детей тому, что очень важно проявлять доброту при личном контакте с людьми, потому что буллинг неприемлем. Однако злые комментарии и оскорбления теперь перешли в киберпространство и часто находятся вне зоны контроля взрослых. Приложите все силы, чтобы дети понимали, что слова могут ранить другого человека.
30. Передавайте, отправляйте онлайн только то, что могут видеть все: мы все слышали рассказы о том, как изображения или текстовые сообщения случайно отправлялись не тому человеку, которому предназначались, или отправлялись тому, кому надо, но оказывались в чужих руках. Технологии могут быть опасными, и крайне важно научить детей обращаться с ними с особой осторожностью. Фотографии, тексты и сообщения могут предаваться огласке в Интернете. Дети не всегда видят опасность нанесения ущерба своей репутации, пока не становится слишком поздно.
31. Прячьте свой телефон подальше при живом общении. Серьезно. Порой это трудно. Многие не следуют этому совету, но мы должны научить детей присутствовать при общении. Если мы сейчас не научим их сосредотачиваться на текущей задаче, они не научатся этому никогда. Научите их не распылять внимание. Используйте этот совет и по отношению к себе. Убирайте телефон и уделяйте внимание детям, отключайте звук, если это требуется, и демонстрируйте малышам, что вы их цените.
32. Жестикуляция среди всего прочего помогает избежать прерывания телефонных разговоров: научите детей подавать и понимать сигналы руками, чтобы они не перебивали вас, когда вы разговариваете по телефону. Теперь, когда персональные электронные устройства проникли в мир бизнеса, все более становится распространенной работа на дому, в парке или на трибуне футбольного стадиона. Родителям для своей пользы важно обучить детей основным правилам, чтобы иметь возможность завершать свои телефонные разговоры без ненужного прерывания.
Отличный способ для достижения этой цели – научить детей пользоваться сигналам руками. Сигналы могут быть особенными в вашей семье, удовлетворяющими ваши конкретные потребности; ограничить вас может лишь воображение. Жестикуляция пригодится не только при телефонных разговорах. Сигналы «нет» или «стоп» могут прервать нежелательное проявление поведения без необходимости кричать на весь дом.
В заключение
Считается, что в современном мире правила этикета более гибкие, но при этом еще более необходимы. Чудо заключается в том, что если вы дадите ребенку эти простые инструменты, описанные выше, то поразитесь тем, какое позитивное влияние они окажут на его умение управлять окружающим миром.
Позитивное взаимодействие воспитывает уверенных в себе детей, а уверенный ребенок – это счастливый ребенок, который становится счастливым взрослым.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 4.88 из 5 на основе 8 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
18.08.2016
childdevelop.ru
☀ Какие существуют для детей ☀ правила поведения
С какого возраста детей лучше всего приучать к правилам поведения? На самом деле, единого мнения по этому вопросу не существует. Тем не менее, психологи сходятся во мнении: чем раньше родители начнут вводить в жизнь своего ребенка нормы и ограничения, тем легче ему будет привыкнуть к ним в будущем.
Девочка не знает правила поведения за столомУже в младенчестве ребенок начинает реагировать на голоса, определенным образом отзываться на них и взаимодействуя с родителями и другими родственниками. В годовалом возрасте, когда ребенок начинает активно познавать мир, ему нужны те, кто будет направлять его деятельность. А уже к младшему дошкольному возрасту он готов усваивать те правила и нормы, которые приняты в обществе, в котором он живет.
Для чего нужны правила поведения?
Несмотря на то, что на первый взгляд соблюдение правил может показаться никому не нужной формальностью, смысл этого значительно глубже. Научить детей жить по правилам, диктуемых обществом – значить обрести возможность максимально комфортно жить в нем, успешно вливаться в любой коллектив. Правильно усвоенный этикет для детей позволяет использовать правила поведения на практике. А такие ценные качества для человека, как самодисциплина, умение контролировать себя и правильно расставлять приоритеты – это черты, которые формируются со временем благодаря перехода внешнего контроля во внутренний.
Что включают правила поведенияПоэтому задача родителей – как можно раньше и в как можно доступной форме объяснять ребенку правила поведения и их значимость.
С чего стоит начать?
С чего начинаются правила хорошего поведения и этикет для детей? На начальных этапах, приучать ребенка к дисциплине следует с постепенного ввода в его жизнь распорядка дня. Он должен ложиться спать и просыпаться вовремя, а также усваивать простые последовательности действий: умывание, чистка зубов, одевание и т.д. А в дальнейшем – делать уроки, отдыхать в строго отведенное на это время. Все это поможет ребенку чувствовать уверенность и защищенность; он будет приобретать навыки максимально рациональной и эффективной организации своей деятельности. А также сосредотачивать свое внимание на том, что важно именно в данный момент времени.
Режим дня должен соблюдать каждый ребенокСущественным плюсом режима дня для детей также является максимально точная «настройка» биологических часов ребенка. Что, в свою очередь, позволяет наладить его режим сна и отдыха, оберегая нервную систему от перегрузок.
На ранних этапах ориентиром для детей должно быть указание родителя. Младшему школьнику можно предложить вместе разработать распорядок дня, которого он будет придерживаться. В средней школе родительский контроль сводится к простым подсказкам, направляющим деятельность ребенка. Следующим шагом станет приобретение ребенком навыка самостоятельной самоорганизации своего дня.
Обучение этикету за столомНаучившись убирать в своей комнате и расставлять по местам игрушки, ребенок не только помогает родителям поддерживать порядок в комнате, но развивает в себе навыки, ценные для него в будущем. Это, прежде всего, способность к упорядоченной деятельности, систематизации, умение фильтровать информацию и отделять существенное от незначительного.
Простые способы усвоения правил для детей
Детям будет легче усвоить правила поведения в том случае, если они будут поданы не в виде скучных наставлений, а в простой и понятной для них игровой форме.
Как правило, дети начинают принимать участие в групповых играх уже в возрасте 2-3 лет. Эту особенность можно легко использовать: устанавливая правила игры можно определенным образом направлять деятельность ребенка. А впоследствии – научить его переносить уже усвоенные модели поведения в реальную жизнь.
Сюжетно-ролевая игра в обучении правилам поведения на дорогеОсобенно важно вовлекать ребенка в сюжетно-ролевые игры, время от времени предлагая ему тот или иной сценарий, ту или иную модель поведения с детьми.
Приобрести навыки, ценные для предстоящей жизни в обществе, ребенку также помогут сказки, а также их разбор и анализ. Именно читая их и наблюдая за поведением главных героев, ребенок начинает понимать, что такое добро и зло, кто из персонажей поступает правильно, а кто – нет, как следовало бы вести себя в той или иной ситуации, а какие поступки совершать неверно и даже опасно. Именно после того, как ребенок научится оценивать поведение сказочных героев, он сможет точно также анализировать и собственное. Для удобства можно проводить параллели между событиями, происходящими в сказке и реальной жизни. Или придумать свою историю, где в иносказательной форме представляются проблемы самого ребенка.
Поведение на улице — правилаМногие ситуации – например, приход гостей, поход в театр или телефонную беседу удобно обыграть с помощью кукол или мягких игрушек.
Желательно, чтобы в обыгрываемых вами ситуациях присутствовали как положительные, так отрицательные персонажи: это позволит ребенку отчетливее увидеть разницу между хорошими поступками и плохими, направляя линии своего поведения среди людей.
Общие правила формирования у детей культуры поведения
Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:
- Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо.
Правила общения для детей
- Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло.
- Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
Любая просьба, адресованная ребенку, должна быть сформулирована предельно четко и в доступной форме. По возможности нужно избегать риторических вопросов.
- Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность.
Правила поведения в общественных местах — для детей
- Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями. Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д.
- Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
- На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д.
Пример взрослых — главный фактор в обучении правилам поведения
- Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.
Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают. Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора.
( Пока оценок нет )
detki.guru
» Правила этикета для детей
Как объяснить ребёнку, что такое этикет? Прежде всего, это свод волшебных правил, которые помогут научиться красиво вести себя. Узнав эти правила и практикуя их ежедневно, ребёнок сможет легко и просто строить общение с родными, друзьями и даже незнакомыми людьми. Малыш овладеет правилами хорошего тона и будет знать, как разговаривать по телефону, красиво вести себя за столом, в театре, в гостях. Тонкостям изящных манер вы сможете обучить ребёнка, прочитав нашу статью.
Правила хорошего тона
Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример.
«Если родители соблюдают правила вежливости и этикета, то и ребёнок не станет вести себя как попало».
Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности.
Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.
«Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон — базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета — не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях».
Приведём самые простые и обязательные правила хорошего поведения.
Объясняйте ребёнку, что некрасиво:
- почёсываться, причёсывать волосы, ковыряться в зубах и под ногтями, находясь на людях
- не приветствовать членов семьи утром и вечером
- громко топать, кричать, хлопать дверями
- опережать других при проходе вперёд, не извиняясь при этом
- вяло и недоброжелательно отвечать «да» и «нет»
- чихать, кашлять и отрыгивать, не прикрывая рот
- вести себя в обществе слишком шумно и вызывающе
- заходить без стука в закрытую дверь, не дождавшись разрешения войти
- прерывать разговор между людьми безосновательно и без разрешения
- очень громко разговаривать, болтать без умолку
- волочить ноги при ходьбе
- жевать жевательную резинку на людях.
У меня зазвонил телефон
Когда малыш немного подрастёт, он уже может сам звонить и отвечать на телефонные звонки.
Научите его вести беседу по телефону:
- Расскажите ребёнку, что общение по телефону должно быть кратким и вежливым.
- Считается неприличным звонить до 08:00 и после 21:00.
- Набрав номер, разговор начинают с приветствия.
- Не лишним будет спросить, не отвлекает ли этот звонок человека.
- Если поступил звонок, в котором просят пригласить к телефону кого-то из членов семьи, не нужно задавать бесцеремонных вопросов типа «А зачем он Вам?». Человек представится и скажет, зачем звонит, если решит, что это нужно.
- Если звонят маме (папе, бабушке), а её нет дома, уместно поинтересоваться, кто звонил и что передать.
- Не нужно забывать отвечать на приветствие.
- Если ребёнок совершил звонок и услышал в трубке незнакомый голос, то нужно представиться и попросит позвать того, кого нужно.
- Если ребёнок неправильно набрал номер, нужно извиниться и положить трубку. Если ошиблись номером, позвонив к вам домой, не нужно сердиться, а вежливо пояснить: «Вы ошиблись».
- Если позвонил незнакомец, то не следует выкладывать подробности о жизни семьи, лучше позвать кого-то из взрослых. Если ребёнок дома один — не нужно об этом оповещать по телефону кого-либо.
Как вести себя за столом
С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом.
«Совет. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия».
Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:
- кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом
- не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы
- сильно набивать рот
- садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет
- класть локти на стол
- брать пищу руками (ковыряться)
- выплёвывать еду
- откидываться и раскачиваться на стуле
- сидеть за столом, развалившись.
Нужно:
- помыть руки перед едой
- приступать к еде со всеми вместе
- кушать молча
- пользоваться салфетками
- благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.
Этим простым правилам родители обязательно должны научить ребёнка.
«Совет. Не стоит попускать невыполнение правил. Правила этикета, которые ребёнок не желает выполнять с детства, будет достаточно сложно привить в старшем возрасте. Напоминайте правила почаще».
Видеоролик, в котором весёлые персонажи рассказывают о правилах поведения за столом, поможет родителям доступно передать их ребёнку
Кроме этих правил, детям нужно знать и соблюдать правила поведения в гостях и общественных местах.
Идём в гости
Даже самые скромные, вежливые и воспитанные дети должны точно знать, как нужно вести себя в гостях.
Расскажите ребёнку о том, как себя вести прилично:
- Стоит ли ходить в гости без приглашения? Нет. Незваным гостям не рады. Неожиданные визиты всегда причиняют беспокойство. Лучше будет, если о приходе предупреждать заранее.
- С «пустыми руками» ходить в гости не принято. Лучше взять с собой небольшой подарок — «знак внимания». Хозяевам будет приятно.
- При встрече следует с радостью поздороваться.
- Придя в гости, лучше вести себя нешумно, спокойно, скромно. Бегать не стоит. Пошалить лучше дома.
- Неуместно делать замечания хозяевам дома, критически оценивать обстановку, указывая на недостатки.
- Без разрешения трогать ничего нельзя. Расположенные на полках предметы интерьера могут быть хрупкими или очень ценными для хозяев.
- Долго быть в гостях неприлично: это утомляет хозяев.
- Нехорошо напрашиваться в гости.
- Перед уходом необходимо поблагодарить хозяев за радушный приём.
- Не нужно забывать прощаться.
Следуя таким простым правилам, ваш ребёнок никогда не будет источником недовольства, заведёт себе хороших друзей, которые с радостью звать его в гости.
Посещаем театр
Начав брать ребёнка в театр или на концерты, лучше сразу начать объяснять ему правила поведения в подобных местах.
Доступно расскажите ребёнку, как нужно выглядеть и как вести себя:
- В культурные места ходят нарядно одетым. Джинсы, кроссовки и спортивный костюм — это одежда для прогулок и игр. Собираясь в театр, мальчикам лучше одеть брюки и рубашку, а девочкам — нарядное платье. Входя в театр, нужно снять головной убор.
- В театр не принято опаздывать. Лучше прийти заранее, чтобы снять верхнюю одежду и сдать её в гардероб, привести в порядок свой внешний вид, занять место, указанное в билете. По правилам театров, после третьего звонка в зрительный зал не пускают.
- Если место находится посередине ряда, лучше занять его заранее, чтобы не причинить неудобство сидящим вокруг. Если всё же так получилось — нужно проходить на своё место лицом к людям, не забывая извиняться за беспокойство.
- Во время спектакля или представления не принято разговаривать. Лучше спокойно смотреть, а делиться впечатлениями — в антракте.
- Во время представления не едят и не пьют. Для этого существуют антракт и буфет.
- Некрасиво во время спектакля шелестеть бумажками от конфет и батончиков и бросать их куда попало, пить громко сок через трубочку. Нельзя приклеивать жвачку к креслам в зрительном зале, портить их, обдирать обивку и вымазывать ногами. Учите ребёнка ценить и уважать труд других людей.
- Если простужен — лучше остаться дома. Кашель или насморк будут только отвлекать и зрителей, и исполнителей.
- Подпевать артистам не принято. Люди ведь пришли на концерт не для того, чтобы слушать пение других зрителей.
- Нельзя протягивать ноги в проход.
- Не нужно шуметь.
«Совет. Ребёнку младшего дошкольного возраста лучше не покупать билеты на первый ряд. Увидев близко лица загримированных актёров, малыш может испугаться и заплакать. Посещение театра будет испорчено, и сходить в него ещё раз у малыша не возникнет желания».
Помните, что если ваш ребёнок дерзко и вызывающе себя ведёт в театре, то рискуете стать объектом неодобрения окружающих. А чтобы не краснеть за поведение вашего чада — лучше вовремя объяснить правила поведения в храме культуры.
Что делать, если ребёнок не соблюдает правила этикета, поступает всё время по-своему, сколько ему не повторяй? Бывает и такое, ведь все дети — разные. Родители стараются воспитать из ребёнка хорошего человека, а он ведёт себя вовсе не так, как им хочется, не слушается. В этом случае родителям следует запастись терпением и настаивать на своём, пытаясь найти новые действенные и приемлемые формы воспитания ребёнка. Решение обязательно найдётся и вам всё-таки удастся привить маленькому непоседе самые элементарные правила поведения в обществе.
Ребёнок, как губка, быстро впитывает всё, что видит. Именно поэтому родители должны вести себя внимательно, культурно, подавая лучший пример поведения. Важно не только объяснять правила этикета, но и беспрекословно соблюдать их самим. Глядя на вас, ребёнок будет перенимать лучшую манеру поведения и легко приобретать хорошие привычки. Помните, что родители – главные люди в жизни ребёнка, на которых он стремится равняться.
Если у вас возникли сложности или проблемы – вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!paidagogos.com
Правила этикета для ребенка – Растишка
Говорить «спасибо» и «пожалуйста», правильно держать столовые приборы, не перебивать собеседника — эти правила, конечно, не закреплены в законе, но их соблюдение — первый признак воспитанности. Знакомить ребенка с этими важными правилами нужно с малых лет, чтобы для него следование этикету стало нормой, а не исключением.
Этикет в общении
Многие взрослые и дети ошибочно считают, что этикет — это исключительно правила хорошего поведения за столом и в общественных местах. На самом деле соблюдать нормы этикета нужно, к примеру, и в процессе общения с людьми. Ребенок должен научиться быть вежливым и уважительным по отношению к окружающим — благодарить, помогать, делать комплименты, сочувствовать. В дошкольном возрасте детям достаточно освоить самые простые правила этикета:
- Всегда здороваться со знакомыми, даже если это знакомые родителей;
- При общении со взрослыми следует обращаться к ним на «Вы»;
- Использовать в соответствующих ситуациях слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
- Не перебивать своих собеседников;
- Общаясь с товарищами, не обзываться, не дразниться и не хвастаться.
Если ребенок будет знать основы этикета общения, ему будет проще завести новых друзей, утвердиться в коллективе и заслужить уважение старших.
Поведение в общественных местах
Если понаблюдать за детьми в магазине, кафе, игровом центре, можно заметить, что даже дети одного возраста ведут себя совершенно по-разному. Кто-то смущается и старается не отходить от мамы или папы, а кто-то, наоборот, на эмоциях становится гиперактивным и даже непослушным. Чтобы поведение ребенка не заставляло родителей краснеть, нужно объяснить ему некоторые важные правила:
- Громко разговаривать и кричать не нужно — мама и папа все хорошо слышат, а окружающим чрезмерный шум может помешать;
- Пожилым людям необходимо уступать место;
- Нельзя показывать пальцем на окружающих — это невежливо;
- Выбрасывать мусор можно только в урну — не стоит бросать бумажки и фантики на улице;
- При входе в помещение или общественный транспорт нужно сначала пропустить тех, кто выходит, а затем уже заходить самому.
Естественно, ребенку потребуется время, чтобы привыкнуть к общепринятым правилам поведения, поэтому родителям важно проявить терпение и помочь ребенку научиться применять их на практике.
Правила поведения в гостях
Дети часто ходят в гости, причем как к своим друзьям, так и к знакомым родителей. Если ребенок научится хорошим манерам, ему будет проще поддерживать общение в будущем, когда он станет взрослее и самостоятельнее. Итак, что важно знать детям?
- Напрашиваться в гости нельзя — следует дождаться приглашения хозяина;
- В гости нужно приходить вовремя, если опаздываешь — нужно заранее предупредить. Ранние визиты нежелательны — они могут поставить хозяев в неловкое положение;
- На праздничные мероприятия следует приходить с подарком;
- «Засиживаться» в гостях не стоит — всему нужно знать меру;
- Вести себя можно раскованно, но соблюдать порядок необходимо;
- Гулять по квартире, заглядывать в шкафы, включать телевизор и т. д. без разрешения хозяев нельзя.
Основные правила этикета за столом
Самый сложный момент в вопросах этикета для детей — правила поведения за столом. В дошкольном возрасте дети, как правило, едят так, как им удобно, не задумываясь о каких-то правилах. Задача родителей — научить ребенка уважать сидящих за столом и есть аккуратно:
- Сидеть за столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле и не ерзая;
- Локти на стол класть нельзя, потому что в таком положении можно помешать соседям;
- Не следует разговаривать во время еды — это неэстетично, а также громко жевать, причмокивая;
- Если какое-то блюдо не понравилось, не стоит об этом гвоорить, иначе хозяин может обидеться;
- Вытирать руки и губы можно только салфетками или полотенцем, но не рукавом кофты и, тем более, не скатертью;
- Нужно уметь делиться — если на столе осталась последняя порция блюда, следует спросить, не хочет ли взять ее кто-то из присутствующих, а затем накладывать себе в тарелку;
- Из общего блюда порцию для себя нужно накладывать общей ложкой, а не своими приборами;
- После приема пищи следует поблагодарить хозяев за вкусные блюда.
Объяснять правила этикета для детей дошкольного возраста не так уж и сложно — в этом помогут книги, стихи, иллюстрации, игры на определенные сюжеты с куклами или мягкими игрушками. Однако лучший способ — демонстрировать наглядный пример. Если мама и папа сами соблюдают правила этикета, то и ребенок, с большой вероятностью, будет следовать их примеру.
А как вы знакомите своего ребенка с правилами этикета? Считаете ли вы необходимым специально проводить занятия по этикету, или достаточно практиковать нормы поведения в соответствующих ситуациях?
www.rastishka.ru
Цикл “Уроки этикета для малышей”
Недавно мной начат был цикл статей-занятий по Этикету для самых маленьких. Считаю, что это очень важная и актуальная тема.В своем журнале я эти статьи не дублирую, оставляю в сообществе Видео для мам с YouTube, чтобы не засорять свой журнал (так же я не дублирую в нем свои остальные циклы и интервью по проекту «Давайте знакомиться»).
Но для вас опубликую здесь ссылки на занятия. В дальнейшем планирую сделать в этом посте навигацию и по другим материалам.
Итак,
1. Уроки этикета для малышей. Введение. Урок 1.
2. Урок 2. КАК ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.
3. Урок 3. Лесные уроки вежливости
4. Урок 4. Как вести себя за столом
5. Урок 5. Вежливые слова
6. Урок 6. Принимаем гостей
7. Урок 7. Идем в гости
8. Урок 8. Как прослыть неприятным человеком
9. Урок 9. Правила дружбы
10. Урок 10. Правила приветствия
11. Урок 11. Как представляться и представлять других
12. Урок 12. Как вежливо разговаривать по телефону
13. Урок 13. Вежливый собеседник
14. Урок 14. Вежливый слушатель
15. Урок 15. Правила общения
16. Урок 16. Правила поведения в общественном транспорте
17. Урок 17. Как вести себя в метро
18. Урок 18. В музее и картинной галерее
19. Урок 19. Снесла курочка яичко…
20. Урок 20. В театре, кинотеатре, на концерте
21. Урок 21. В театре, кинотеатре, на концерте. Перевертыш
22. Урок 22. Цветы в подарок
23. Урок 23. Как едят фрукты
24. Урок 24. БОНУС. Этикет для карапузов (стихи)
25. Брошюра
Источники (все сразу не выдаю))):
1. azbyka.ru/deti/privivaem-horoshie-manery-igraya.html (автор: Инга Зайонц)
2. pulsplus.ru/baby/categories/education/difficult-child/articles/kak-nauchit-zdorovatsa/
3. zanimatika.narod.ru/Vospitanie_etiket.htm
4. mindgame.info/articles/children/uroki-dlya-detej/etika/horoshie-manery-i-etiket-detej.html
5. solnet.ee/sol/006/m_000.html (Уроки хороших манер от тети Свинки).
www.baby.ru
Хорошие манеры для детей и правила этикета: как научить ребенка
Знание и применение хороших манер детьми приведет к их подлинно вдумчивому поведению во взрослой жизни. В статье рассмотрим хорошие манеры для детей, нужны ли они им? А также, каковы правила хорошего этикета и как научить этим правилам своего ребенка?
Сегодня хорошие, принятые в прошлом манеры иногда рассматривается как нечто отжившее, старомодное из экранизаций романов прошлых столетий. Но когда кто-то обращается с нами хорошо, с уважением это делает наш день лучше.
В противоположность закрадывающейся мысли, что всему этому должны учить учителя в школе, стоит культивировать другую мысль — хорошим манерам должно придаваться большее значение дома. В этом отношении, как и в других областях семейной жизни, пример родителей является самым важным.
Что такое хорошие манеры
Это нормы и правила поведения, выделяющие кого-то в качестве цивилизованного и культурного члена общества. Это привычка поведения и способ вести себя правильно или вежливо, несмотря на свое отношение к другим.
Правила этикета и хорошие манеры для детей
- Поведение дома и вне его всегда достойное.
- Вежливость, доброжелательность, забота, внимание, доброта и тактичность ко всем людям без исключения.
- Желание считаться с правилами, установленными в обществе, независимо от места твоего нахождения. Уважение этих правил.
- Достойно вести себя в гостях. (Рекомендуем прочитать о правилах гостевого этикета).
- Опрятная внешность и стиль одежды, то есть без крайностей. Понимание, когда уместна та или иная одежда.
- Правильная поза и манера ходьбы.
- Соблюдение культуры речи: грамотная без сленгов и сквернословий.
- Умение владеть собой и контролировать свои эмоции.
- Сдержанность, способность не поддаваться провоцирующим на нервозность ситуациям.
- Сострадание и желание понять чувства других.
- Если нужно что-то позаимствовать (одолжить) всегда нужно спросить разрешения это сделать. При этом нужно быть уверенным, что сможешь это вернуть во время, и в том состоянии как брал или даже лучше.
- Никогда не стоит без разрешения других рассматривать их имущество (сумку, комнату, квартиру), что говорит о невоспитанности.
- Воспитанный человек если дверь закрыта, должен постучать и ждать разрешения войти.
- Хорошие манеры подразумевают, что нельзя без разрешения других читать чей-то дневник, просматривать письма, переписку. Это нечто личное принадлежащее только их хозяину.
- Запугивать других детей, угрожать им или издеваться над ними — является признаком трусости. Так как сильный и мужественный человек никогда не опустится до уровня хулигана. (Узнайте как можно защитить своих детей от школьных издевательств?)
- Дела вашей семьи являются частным делом, поэтому их нельзя разглашать другим без разрешения родителей. Рассказывать о частной жизни родственников (братьев, сестер) или приобретенном имуществе родителями.
- Уважайте частную жизнь других людей, в том числе соседей и своих домашних. Родители, братья, сестры — все заслуживают некоторой степени секретности.
- Научите ребенка искать законного владельца потерянной вещи, которую он нашел. Потому что присвоить ее себе, не делая никаких попыток найти человека — просто неправильно.
- К старшим или незнакомым людям нужно всегда обращаться на «ВЫ». Желая сказать свое мнение, стоит предварительно спросить разрешения, а не перебивать говорившего. К примеру, такими словами, «можно сказать, разрешите спросить».
- Знаком уважения к взрослому собеседнику является приветствие с упоминанием его имени: «здравствуйте дядя Коля». Это также указывает на то, что человек ценится.
- Всегда смотрите в глаза собеседнику. Это простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердца взрослых собеседников, с которыми они общаются.
- Не стоит ожидать, что за тобой кто-то станет убирать комнату или мыть посуду — следующие правила этикета и хорошие манеры. После себя оставляйте ванну, раковину, туалет, кухню и спальню в чистоте и порядке. Влажные полотенца или грязные тарелки не должны быть разбросаны по всему дому.
- Играя в настольную игру, проигравший должен научиться принимать проигрыш без обид, ссор или оскорбительных слов. Если проиграл в спортивном состязании, то нужно поблагодарить соперника, пожав друг другу руки.
- Считается дурным тоном разговаривать по телефоны во время еды, а также чавкать в трубку, говорить с набитым ртом. (Рекомендуем прочитать правила телефонного этикета детям).
- Правилом хорошего тона также является послать благодарственную открытку или письмо за оказанную услугу, поддержку или помощь.
- Учитывай чувства других людей, это поможет не передразнивать их за неправильные дела или слова. Также избегай смеяться над их неуклюжестью или ошибками, чтобы не смущать. Подумай, как бы ты чувствовал себя, окажись на их месте?
- Никогда не бойтесь переспрашивать, если забыли имя человека. Все понимают, что иногда имена забываются. Поэтому можно сказать: «Извините, мне так жаль, но я забыл ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?»
- Что-то, спросив человека, жди его ответа, а не продолжай дальше говорить.
- Обязательное правило хороших манер — соблюдение правил движения на светофоре. Зеленый свет — можно идти; желтый — приготовься к движению; красный — стоп.
- Учите своих детей быть вежливым, скрывать свое разочарование и быть благодарными.
Правила этикета в общественных местах
- В общественном транспорте поделись своим местом с взрослым человеком, уступив его пожилым людям или беременной женщине. Ведь когда-то и ты станешь пожилым.
- Забираться ногами на сиденье и сидеть в такой позе является отвратительной привычкой. Ведь после на этом сиденье будут сидеть другие люди. Поэтому согласно этикету и правилам хорошего тона поза должна показывать уважение к чувствам людей.
- Кушать в общественном транспорте некрасиво и негигиенично, кроме того, запах пищи может раздражать людей.
- Звонить или разговаривать громко по телефону некрасиво, так как остальные пассажиры явно не заинтересованы в содержании вашей беседы.
- Музыка, которую вы слушаете в транспорте, не должна мешать другим ведь вкусы или предпочтения у всех разные. Поэтому старайтесь ее слушать так, чтобы другим людям ее не было слышно.
- Мусор (обертки, пакеты) всегда нужно выбрасывать в урну, а не разбрасывать по улице. Представьте, что станет с городом, если все будут разбрасывать мусор по улицам?
- Граффити (рисунки или надписи на стенах) — не является признаком хорошего тона. Это портит внешний вид здания, делая его малопривлекательным.
- Старайтесь говорить тише, а поведение должно быть менее шумным. Ведь у людей вокруг вас может быть плохой день или они плохо себя чувствуют. Поэтому шум и громкая речь их станут раздражать. Ведя себя тихо, вы проявляете к ним уважение.
- Показывать кому-то язык, сквернословить, коверкать чью-то речь — говорит о невоспитанности и плохих манерах.
- Относиться с уважением к взрослым, делая покупки в магазинах. Оно проявляется, например, когда не лезешь впереди них без очереди. Будь добр, вежлив и почтителен к ним.
- Открывай дверь для других. Например, дай возможность взрослым пройти первыми, открыв и придержав для них дверь. Если вы прошли первыми, то придержите дверь, чтобы она не закрылась перед теми, кто идет после вас.
- Перед тем как войти в лифт, позвольте людям находящимся внутри него выйти первыми.
- Это правило этикета также применяется, когда входите в здание, класс или просто комнату.
Обучение манерам
Как научить ребенка хорошим манерам — вот над чем думают многие родители, но притом не знают с чего начать? Старая поговорка — «дети как губки» верна. Они, как правило, впитывают всё и вся вокруг них. Поэтому родителям и другим взрослым имеющих авторитет нужно учить детей манерам и поведению с детства. Вот несколько советов:
Закладывайте основы превосходных манер с раннего возраста. Ведь если сформируются плохие привычки их, затем очень трудно будет искоренить. К примеру, если родители моделируют хамство дома, не стоит ожидать, что дети каким-то чудесным образом станут образцом хорошего поведения.
Относясь к неуместным или грубым выходкам, своего дитятки всего лишь как к смешным шалостям, вряд ли можно научить его хорошему поведению с другими людьми. Поэтому старайтесь служить для детей с их раннего возраста образцом хороших манер.
Первый шаг к тому чтобы иметь воспитанного ребенка — самому быть воспитанным родителем.
Начинайте с основ.
Самый эффективный способ научить хорошим манерам — установить простой набор правил для детей, а затем показать, как применять эти правила в повседневной жизни. Так они начнут дома следовать им с детства, развивая хорошие привычки.
Пример основных правил:
- Не перебивай других во время разговора.
- Сидя за обеденным столом, локти держи не на столе.
- Во время еды не разговаривай с полным ртом, избегай чавкать.
- В помещении говори тихо.
- 5 вежливых слов и фраз, которые должны быть одними из первых в первичной лексике каждого ребенка: «пожалуйста»; «спасибо»; «могу ли я»; «простите меня»; и «нет спасибо» должны быть обязательными.
Правильная речь.
Родители могут саботировать правила хороших манер своих детей своей неправильной речью или манерой общения. Это следующая немаловажная область, в которой вам необходимо правильно смоделировать детское поведение и манеры. Если нет желания, чтобы дети разговаривали с другими пренебрежительно, дерзко или, сквернословя, то сами образцово общайтесь и разговаривайте с другими людьми, особенно в семье. Ведь если в обхождении с другими людьми родители грубы, высокомерны, то и дети будут поступать также.
Постепенно с взрослением ребенка, видя, что он готов к следующему уровню правил добавляйте их. При этом обязательно хвалите, говоря, что гордитесь им как хорошо воспитанным маленьким человеком. Тогда новые правила будут восприниматься им как положительный момент доверия родителей. Поэтому вероятней всего он их примет и будет им следовать.
Список дополнительных правил:
- Учись основам сервировки стола и как действовать за обеденным столом.
- Не задевать во время еды чувства хозяев, когда находишься у кого-то в гостях.
- На телефонный звонок следует отвечать вежливо. (Рекомендуем прочитать статью о правилах телефонного этикета).
- Помни о бабушках и дедушках: всегда отправляй им поздравительные открытки или звони, интересуясь состоянием их здоровья.
- Никогда не сплетничай о ком-либо.
- Помогай пожилым людям, больным, нуждающимся.
- Будь хорошим для всех.
Дети любят похвалу, особенно от тех, кого они любят и уважают. Очень часто родители замечают только нежелательное поведение своих деток, игнорируя их усилия по соблюдению хорошего поведения. Это может иметь обратный результат. К примеру, дети в любом случае хотят внимания и они его получат, даже если для этого придется делать плохие вещи. Поэтому каждый день похвалой поощряйте их усилия соблюдать вежливость и хорошие манеры.
Используйте увиденное детьми по телевизору как наглядное пособие. Например, видя, как персонаж ведет себя плохо, поразмышляйте с ними, как было бы правильно поступить в данном случае этому персонажу? Объясняйте им, в чем заключаются примеры невоспитанности.
Примеры плохих манер:
- Отхаркивание.
- Кашель или чихание кому-то в лицо.
- Преднамеренная отрыжка или «газы».
- Бросание, разбрасывание вещей в гневе.
- Сквернословие, обзывания.
- Преднамеренные толкотня, драки, ссоры.
- Попрошайничество или воровство, нытьё.
- Не давать слова другим, постоянно их прерывая.
Исправляйте на месте.
Маленькие дети зачастую не понимают что делают. Например, ребенок может думать, что это нормальная вещь прерывать родителей чего-то, требуя от них, когда те разговаривают с кем-то из взрослых. Извинившись перед собеседником, отведите немного в сторону дитя и спокойно объясните, что его поведение неуместно. Пусть учится ждать.
Нужны ли хорошие манеры в реалиях современности
Сегодня можно услышать, что в свирепо-конкурентном мире не до хороших манер, поэтому ими при случае можно пренебречь. Зачем добиваться успеха старомодным методом — ползком? Если можно с помощью силы, наглости, хитрости облегчить себе жизненный путь больше, чем можно себе представить.
Иногда это срабатывает, но, обладая хорошими манерами можно открыть себе двери, которые не могут открыть ни даже лучшее образование, сила, наглость или деньги. Образование, интеллект, творчество или трудолюбие фантастически важны. Но если нет привычки вести себя прилично в обществе и соблюдать этикет, то всегда будешь в невыгодном положении перед теми, кто всем этим обладает.
Подростки/дети столкнутся со многими проблемами на их пути к взрослой жизни, расширения своих прав или возможностей. Но с образцовыми манерами этот переход во взрослую жизнь будет гарантированно успешней. Они являются показателем уровня их зрелости.
Задумайтесь, почему всё больше людей придают огромное значение поведению? Потому что в нынешнем обществе свободной конкуренции, вежливость, этикет, превосходные манеры являются вопросом выживания. Другими словами они помогают уживаться и продвигаться вперед. Поэтому люди читают книги и посещают уроки этикета, чтобы стать успешными, производить хорошее впечатление, находить признание в зале заседаний.
Сегодня этикет и манеры хорошего тона относятся к тем вещам, которые украшают и улучшают качество нашей жизни.
Рассмотренные причины разве не показывают, зачем нужны хорошие манеры? Сегодня они относятся к тем вещам, которые украшают и улучшают качество нашей жизни. Поэтому в реалиях современности просто необходимы, важны и нужны детям, подросткам и молодежи.
Заключение
Хотя некоторые обычаи меняются, но хорошие манеры на каждый день никогда не выходят из моды. Они имеют большое значение в любом государстве. Научившись им с раннего возраста, дети будут так поступать, став взрослыми людьми. Эти правила помогут им стать более успешными в дружбе, семейной жизни, карьере. А вся тяжелая работа и усилия, проделанная родителями в обучение своих детей хорошим манерам, принесут награду не только детям во взрослой жизни, но и родителям.
С уважением, Андроник Олег/Анна.
semyadeti.ru