Важнейшая сторона художественной деятельности: Из опыта работы «Формирование художественной культуры дошкольников через их собственное творчество»
Дошкольное образовательное учреждение № 360|Страничка воспитателя Ненашкиной В.В.
Консультация для родителей
«Рисование нетрадиционными способами»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего
детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными
видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов.
Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять,
что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами, мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера
изображения. Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.
Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Консультация для родителей
«Как научить ребенка рисовать»
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.
И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Польза рисования
Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок—это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами.
И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Как научить ребенка рисовать?
Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать, постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
ü Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовал что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
ü Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
ü Ø Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
ü Ø Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение). Лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и, будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
ü Ø Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное – это именно его фантазия.
ü Ø Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
ü Ø Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
ü Ø Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
Консультация для родителей
«Как научить ребенка рисовать»
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.
И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Польза рисования
Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок—это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами.
И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Как научить ребенка рисовать?
Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать, постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
ü Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовал что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
ü Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
ü Ø Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
ü Ø Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение). Лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и, будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
ü Ø Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное – это именно его фантазия.
ü Ø Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
ü Ø Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
ü Ø Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
V. Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Составляющей этого процесса является художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.
Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы:
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть по чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Эстетическое воспитание детей исследовали ученые: Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина,, Т.С.Комарова, Т.Г.Козакова и др.
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.
Условия и средства эстетического воспитания.
1.Это среда, в которой живет и развивается ребенок.
Если ребенок с детства видит красивую обстановку, слышит красивую речь и т.д., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму.
2.Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания. Если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка., внешний вид человека.
3. Средством эстетического воспитания является природа. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует её «воспитательные возможности» и делает её наглядной для ребенка.
4. Условием и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.
5. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Все выше названные средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры.
Методы эстетического воспитания.
Ведущими методами для решения задач первой группы эстетического воспитания являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Необходимо находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.
Формы организации эстетического воспитания.
1.занятия
2.экскурсии.
3.театрализованные игры и игры-драматизации.
4.проаздники и развлечения.
5. совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).
Преимущества художественной деятельности – Практика в искусстве 4 Все
Зачем начинать заниматься искусством в юном возрасте?
Художественные занятия — один из лучших способов популяризации грамотности и развития мозга. Раннее детство — особенно важное время для практического, самостоятельного обучения. Искусство вовлекает чувства детей в неограниченную игру и развивает концентрацию внимания, навыки решения проблем и другие когнитивные социально-эмоциональные навыки, такие как чередование, наблюдение… Значимый художественный опыт дает детям подлинное самовыражение – свободу выбора, мысли и чувство.
Синергия между искусством и грамотностью
Пространственные отношения/визуальная грамотность: Искусство способствует восприятию печати и способности различать каракули, маркировку и формы, а также направление и положение.
Координация глаз/рук/мозга: Искусство развивает способность интерпретировать визуальную информацию, изменять эту информацию и реагировать на непрерывный поток новой информации, посылаемой от глаз к рукам и далее к мозгу.
Вербальное творчество: сочетание грамотности и художественной деятельности позволяет детям расширять свои навыки устного общения и изучать широкий спектр новой информации, передаваемой из глаз в руки и в мозг.
Визуальное творчество: Сочетание грамотности и художественного опыта позволяет детям визуально представлять свои идеи и чувства и развивает воображение, визуальный язык и навыки пространственных отношений.
Эстетика: Сочетание грамотности и искусства позволяет детям ежедневно иметь возможность для эстетического самовыражения.
Самоуважение: Самоуважение повышается там, где ценятся и уважаются формирующиеся у детей навыки грамотности и творческие исследования.
Из «Умных арт-идей» Анна Рейнер.
Дети, которые занимаются искусством каждую неделю в течение как минимум одного полного года:
■ в 4 раза больше шансов получить признание за академические успехи
■ в 3 раза больше шансов быть избранным в классную должность в своей школе
■ в 4 раза больше шансов принять участие в математической или научной ярмарке
■ в 3 раза больше шансов получить награду за посещение школы
■ в 4 раза больше шансов получить награду за написание эссе или стихотворения
Молодые художники, по сравнению со своими сверстниками, скорее всего:
■ Посещать уроки музыки, искусства и танцев почти в три раза чаще
■ Участвовать в молодежных группах почти в четыре раза чаще
■ Читать для удовольствия почти в два раза чаще
■ Выполнять общественные работы более чем в четыре раза чаще
Источник: «Жить искусством через язык + обучение: отчет о местных молодежных организациях», Ширли Брайс Хит, Стэнфордский университет и Фонд Карнеги за развитие преподавания, монография «Американцы за искусство», 19 ноября. 98
Знаете ли вы?
Художественное образование для детей
■ Стимулирует и развивает воображение и критическое мышление, совершенствует познавательные и творческие способности.
■ Оказывает огромное влияние на развитие каждого ребенка и помогает выровнять «поле обучения» вне социально-экономических границ.
■ Укрепляет навыки решения проблем и критического мышления, повышая общую успеваемость и успеваемость в школе.
■ Развивает чувство мастерства, качественное выполнение заданий и постановку целей — навыки, необходимые для достижения успеха в классе и за его пределами.
■ Обучает детей жизненным навыкам, таким как развитие информированного восприятия; формулирование видения; научиться решать проблемы и принимать решения; формирование уверенности в себе и самодисциплины; развитие способности представлять, что могло бы быть; и принятие на себя ответственности за выполнение задач от начала до конца.
■ Воспитывает важные ценности, в том числе навыки построения команды; уважение альтернативных точек зрения; ценить и осознавать различные культуры и традиции.
■ Играет центральную роль в когнитивном, моторном, языковом и социально-эмоциональном развитии.
■ Мотивирует и вовлекает детей в процесс обучения, стимулирует память, способствует пониманию, улучшает символическую коммуникацию, способствует развитию отношений и дает возможность для развития компетентности.
■ Обеспечивает естественный источник обучения. Специалисты по детскому развитию отмечают, что игра — это дело маленьких детей; игра – это способ, с помощью которого дети способствуют и улучшают свое развитие. Искусство — самое естественное средство для игры.
Источник: «Американцы за искусство», 2002 г.; Маленькие дети и искусство: создание творческих связей, 1998, Введение. Перевод из «Маленькие руки большое искусство»
Чтение: Художественные принципы | Оценка искусства
Искусство как визуальный источник
Изобразительное искусство проявляется через средства массовой информации, идеи, темы и чисто творческое воображение. Тем не менее, все они основаны на основных структурных принципах, которые, как и элементы, которые мы изучали, объединяются, чтобы дать голос художественному выражению. Включение принципов в свой художественный словарь не только позволяет вам объективно описывать произведения искусства, которые вы, возможно, не понимаете, но и способствует поиску их смысла.
Первый способ думать о принципе состоит в том, что это нечто, что можно многократно и надежно выполнять с элементами для создания некоторого визуального эффекта в композиции.
Принципы основаны на сенсорных реакциях на визуальный ввод: элементы ВИДЯТСЯ, что они имеют визуальный вес, движение и т. д. Принципы помогают управлять тем, что может произойти, когда определенные элементы расположены определенным образом. Используя аналогию с химией, принципы — это способы, которыми элементы «слипаются» для создания «химического вещества» (в нашем случае — изображения). Принципы могут сбивать с толку. Есть по крайней мере два очень разных, но правильных способа думать о принципах. С одной стороны, для описания действующей причины и следствия можно использовать такой принцип, как «яркие вещи выходят вперед, а скучные отступают». С другой стороны, принцип может описывать высокий стандарт качества, к которому нужно стремиться, например, «единство лучше, чем хаос» или «изменчивость лучше скуки» в произведении искусства. Таким образом, слово «принцип» может использоваться для самых разных целей.
Другой способ думать о принципе состоит в том, что это способ выразить оценочное суждение о композиции. Любой список этих эффектов может быть неполным, но есть некоторые из них, которые используются чаще (единство, баланс и т. д.). Когда мы говорим, что картина имеет единство, мы делаем оценочное суждение. Слишком много единства без разнообразия скучно, а слишком много вариаций без единства хаотично.
Принципы дизайна помогут вам тщательно спланировать и организовать элементы искусства так, чтобы они вызывали интерес и привлекали внимание. Иногда его называют визуальное воздействие.
В любом произведении искусства есть продуманный процесс расположения и использования элементов дизайна. Художник, работающий с принципами хорошей композиции, создаст более интересное произведение; он будет организован так, чтобы показать приятный ритм и движение. Центр интереса будет сильным, и зритель не будет отводить взгляд, а будет вовлечен в работу. Хорошее знание композиции необходимо для создания хороших художественных работ. Некоторым художникам сегодня нравится нарушать или игнорировать эти правила и тем самым экспериментировать с различными формами выражения. На следующей странице исследуются важные принципы композиции.
Визуальный баланс
Все произведения искусства обладают той или иной формой визуального баланса – ощущение взвешенной ясности, создаваемое в композиции. Художник устанавливает баланс, чтобы задать динамику композиции. Действительно хорошим примером является работа Пита Мондриана, чьи революционные картины начала двадцатого века использовали беспредметный баланс вместо реалистичного сюжета для создания визуальной силы в его работах. В приведенных ниже примерах вы можете видеть, что расположение белого прямоугольника сильно влияет на то, как активируется вся плоскость изображения.
Изображение Кристофера Гилдоу. Используется с разрешения.
Пример в левом верхнем углу смещен вверх, а диагональная ориентация белой формы придает всей области ощущение движения. Верхний средний пример больше смещен вниз, но все еще сохраняет ощущение, что белая фигура парит. В правом верхнем углу белая фигура почти полностью выходит за пределы плоскости изображения, оставляя большую часть оставшейся области визуально пустой. Такое расположение работает, если вы хотите передать ощущение возвышенности или просто направить взгляд зрителя на верхнюю часть композиции. Нижний левый пример, возможно, наименее динамичен: белая форма опирается на дно, имитируя горизонтальный нижний край земли. Общее ощущение здесь спокойное, тяжелое и без какого-либо динамического характера. Нижняя средняя композиция явно смещена в сторону нижнего правого угла, но опять же, диагональная ориентация белой формы оставляет некоторое ощущение движения. Наконец, нижний правый пример размещает белую фигуру прямо посередине горизонтальной оси. Это визуально наиболее устойчиво, но в нем отсутствует какое-либо ощущение движения. Обращайтесь к этим шести диаграммам при определении визуального веса конкретных произведений искусства.
Существуют три основные формы визуального баланса:
- Симметричный
- Асимметричный
- Радиальный
Примеры визуального баланса. Слева: симметричный. Середина: асимметричная. Справа: Радиальный. Изображение Кристофера Гилдоу. Используется с разрешения.
Симметричный баланс является наиболее визуально стабильным и характеризуется точным или почти точным композиционным рисунком по обеим (или по обеим) сторонам от горизонтальной или вертикальной оси плоскости изображения. В симметричных композициях обычно преобладает центральный анкерный элемент. Есть много примеров симметрии в мире природы, которые отражают эстетическое измерение. Лунная медуза подходит под это описание; призрачно освещенный на черном фоне, но абсолютная симметрия в его конструкции.
Лунная медуза (фрагмент). Цифровое изображение Люка Виатора, лицензия Creative Commons
Но присущая симметрии стабильность иногда может исключать статическое качество. Посмотрите на тибетский свиток, чтобы увидеть подразумеваемое движение центральной фигуры Ваджракилая. Визуальная занятость форм и узоров, окружающих фигуру, уравновешивается их композиционной симметрией, и стена пламени позади Ваджракилаи наклоняется вправо, а сама фигура наклоняется влево. Тибетские свитки используют симметрию фигуры, чтобы символизировать их силу и духовное присутствие.
Духовные картины других культур используют тот же баланс по тем же причинам. Сано ди Пьетро « Мадонна смирения», , написанная около 1440 года, расположена в центре, держит младенца Христа и образует треугольный рисунок, ее голова находится на вершине, а ее струящееся платье образует широкое основание в нижней части картины. Их ореолы визуально усилены головами ангелов и дугой рамы.
Сано ди Пейтро, Мадонна Смирения, ок. 1440 г., панель, темпера, тиснение золотом и серебром. Бруклинский музей, Нью-Йорк. Изображение находится в свободном доступе
Использование симметрии очевидно и в трехмерном искусстве. Известным примером является Gateway Arch в Сент-Луисе, штат Миссури (ниже). В ознаменование расширения Соединенных Штатов на запад его рама из нержавеющей стали поднимается в воздух более чем на 600 футов, а затем плавно изгибается обратно к земле. Другой пример — наклонных сфер Ричарда Серры (также ниже). Четыре массивных стальных плиты демонстрируют концентрическую симметрию и приобретают органическое измерение, когда они изгибаются друг вокруг друга, создавая впечатление, что они почти парят над землей.
Ээро Сааринен, Воротная арка, 1963-65, нержавеющая сталь, высота 630 футов. Сент-Луис, штат Миссури. Изображение лицензировано через Creative Commons
Ричард Серра, Tilted Spheres, 2002–04, кортеновская сталь, 14’ x 39’ x 22’. Международный аэропорт Пирсон, Торонто, Канада. Изображение Лицензировано через Creative Commons
Асимметрия использует композиционные элементы, которые смещены друг относительно друга, создавая визуально неустойчивый баланс. Асимметричный визуальный баланс является наиболее динамичным, поскольку создает более сложную дизайнерскую конструкцию. Графический плакат 19 века.30s показывает, как смещение и сильные контрасты могут усилить визуальный эффект всей композиции.
Плакат из архива Библиотеки Конгресса. Изображение находится в свободном доступе.
В картине Клода Моне «Натюрморт с яблоками и виноградом» 1880 года (ниже) используется асимметрия в дизайне, чтобы оживить обыденную композицию. Сначала он выставляет всю композицию по диагонали, отрезая левый нижний угол темным треугольником. Расположение фруктов кажется случайным, но Моне намеренно помещает большую их часть в верхнюю половину холста, чтобы добиться более легкого визуального веса. Он уравновешивает более темную корзину с фруктами с белым цветом скатерти, даже помещая несколько яблок меньшего размера в правом нижнем углу, чтобы завершить композицию.
Моне и другие художники-импрессионисты находились под влиянием японских гравюр на дереве, чьи плоские пространственные области и графические цвета обращались к чувству дизайна художника.
Клод Моне, Натюрморт с яблоками и виноградом, 1880, холст, масло. Художественный институт Чикаго. Под лицензией Creative Commons
Одним из самых известных японских художников-печатников является Андо Хиросигэ. Вы можете увидеть силу асимметрии дизайна в его гравюре на дереве Синагава на Токайдо (ниже), одной из серии работ, исследующих ландшафт вокруг дороги Такайдо. Вы можете просмотреть многие из его работ по гиперссылке выше.
Хиросигэ, Синагава на Токайдо, гравюра укиё-э, после 1832 года. Лицензия Creative Commons
В «Лежащей фигуре» Генри Мура органическая форма абстрактной фигуры, сильное освещение и ненадежный баланс, достигнутый за счет асимметрии, делают скульптуру мощный пример в трех измерениях.
Генри Мур, Лежащая фигура, 1951 год. Окрашенная бронза. Музей Фицуильяма, Кембридж. Фото Эндрю Данна, лицензия Creative Commons
Радиальный баланс предполагает движение от центра композиции к внешнему краю или наоборот. Во многих случаях радиальный баланс является еще одной формой симметрии, обеспечивающей стабильность и фокус в центре композиции. Буддийские мандалы предлагают почти исключительно такой баланс. Подобно изображению на свитке, которое мы видели ранее, изображение исходит наружу от центральной фигуры духа. В приведенном ниже примере шесть таких фигур образуют звезду посередине. Здесь у нас есть абсолютная симметрия в композиции, но ощущение движения создается концентрическими кругами в прямоугольном формате.
Тибетская мандала шести чакравартинов, ок. 1429-46. Центральный Тибет (монастырь Нгор). Изображение находится в свободном доступе
Картина Рафаэля с изображением Галатеи, морской нимфы из греческой мифологии, включает в себя двойной набор радиальных узоров в одну композицию. Первый – это вихрь фигур внизу картины, второй – четыре херувима, циркулирующих вверху. Вся работа представляет собой поток фигур, конечностей и подразумеваемых движений. Обратите также внимание на стабилизирующий классический треугольник, образованный головой Галатеи на вершине, а положение других фигур наклонено к ней. Херувим, вытянутый горизонтально по низу композиции, завершает второй круг.
Рафаэль, Галатея, фреска, 1512 г. Вилла Фарнезина, Рим. Работа находится в общественном достоянии
В рамках этого обсуждения визуального баланса существует связь между естественным зарождением органических систем и их окончательной формой. Это соотношение является математическим и эстетическим и выражается в виде золотого сечения:
Вот пример золотого сечения в форме прямоугольника и замкнутой спирали, образованной соотношениями:
Золотое сечение. Изображение из Wikipedia Commons и лицензировано через Creative Commons
Мир природы выражает радиальное равновесие, проявляющееся в золотом сечении, во многих его структурах, от галактик до годичных колец и волн, возникающих при падении камня на поверхность воды. Вы можете увидеть эту органическую радиальную структуру в некоторых природных системах, сравнив спутниковый снимок урагана Изабель и телескопический снимок спиральной галактики M51 ниже.
Изображения Национальной метеорологической службы и НАСА. Изображения находятся в общественном достоянии.
Раковина улитки, без ведома ее обитателя, образована тем же универсальным соотношением, и в этом случае приобретает зеленый оттенок своего окружения.
Изображение Кристофера Гилдоу. Используется с разрешения.
Художник-эколог Роберт Смитсон создал Спиральную пристань, земляное сооружение из камня и почвы, в 1970 году. Пристань простирается почти на 1500 футов в Большое Соленое озеро в штате Юта как символ взаимосвязанности нас самих с остальной частью природы. Мир.
Роберт Смитсон, Spiral Jetty, 1970. Изображение Сорена Харварда, CC BY-SA. Систематическое расположение повторяющихся фигур или форм создает 9шаблон 0102.
Узоры создают ритм , лирический или синкопированный визуальный эффект, который помогает зрителю и художнику нести идею на протяжении всей работы. Простой, но потрясающий визуальный узор, созданный Джимом Уилсоном на этой фотографии фруктового сада для New York Times, сочетает в себе цвет, форму и направление в ритмичном потоке слева направо. Установка композиции по диагонали усиливает ощущение движения и драматизма.
Традиционное искусство культуры австралийских аборигенов использует повторение и узор почти исключительно как в качестве украшения, так и для придания символического значения изображениям. куламон, или сосуд для перевозки, изображенный ниже, сделан из коры дерева и расписан стилизованными узорами из цветных точек, обозначающих тропы, пейзажи или животных. Вы можете видеть, как довольно простые узоры создают ритмичные волны на поверхности работы. Дизайн этого конкретного предмета указывает на то, что он, вероятно, был сделан для церемониального использования. Мы более подробно изучим произведения аборигенов в модуле «Другие миры».
Куламон из мягкой древесины австралийских аборигенов, окрашенный акриловой краской. Под лицензией Creative Commons
Ритмические ритмы принимают сложную визуальную форму, когда подчинены другим. Элементы линии и формы сливаются в формальную матрицу, поддерживающую прыгающего лосося в диптихе Альфредо Аррегина « Малила». Абстрактные арки и спирали воды отражаются в чешуе, глазах и жабрах рыбы. Аррегин создает здесь два ритмичных удара: воды, текущей вниз по течению влево, и рыбы, грациозно прыгающей против нее на пути вверх по течению.
Альфредо Аррегин, Диптих Малила, 2003 г. (фрагмент). Комиссия по делам искусств штата Вашингтон. Цифровое изображение Кристофера Гилдоу. Лицензия Creative Commons.
Текстильный материал хорошо подходит для включения рисунка в искусство. Основа и уток нитей создают естественные узоры, которыми ткач манипулирует положением, цветом и размером. Культура тлинкитов прибрежной Британской Колумбии производит впечатляющие церемониальные одеяла, отличающиеся графическими узорами и ритмами в стилизованных формах животных, разделенных иерархией геометрических фигур. Симметрия и высокая контрастность дизайна поражают своим эффектом.
Масштаб и пропорции
Масштаб и пропорции показывают относительный размер одной формы по отношению к другой. Скалярные отношения часто используются для создания иллюзии глубины на двумерной поверхности, когда большая форма находится впереди меньшей. Масштаб объекта может обеспечить фокус или акцент на изображении. В акварели Уинслоу Хомера “Удачный выстрел, Адирондак ” олень расположен в центре переднего плана и выделен, чтобы обеспечить его важное место в композиции. Для сравнения, слева в центре заднего плана — небольшой клуб белого дыма из винтовки — единственный индикатор позиции охотника. Щелкните изображение, чтобы увеличить его.
Масштаб и пропорции являются постепенными по своей природе. Произведения искусства не всегда полагаются на большие различия в масштабе, чтобы произвести сильное визуальное впечатление. Хорошим примером этого является скульптурный шедевр Микеланджело Pieta 1499 года (ниже). Здесь Мария баюкает своего мертвого сына, две фигуры образуют устойчивую треугольную композицию. Микеланджело лепит Марию в несколько большем масштабе, чем мертвый Христос, чтобы придать центральной фигуре большее значение как визуально, так и психологически.
Пьета Микеланджело, 1499 год, мрамор. Базилика Святого Петра, Рим. Под лицензией GNU Free Documentation License и Creative Commons
Когда масштаб и пропорции значительно увеличены до , результаты могут быть впечатляющими, давая работе командное пространство или фантастические последствия. На картине Рене Магритта « Личные ценности» изображена комната с предметами, пропорции которых настолько ненормальны, что это становится иронической игрой того, как мы воспринимаем предметы повседневного обихода в нашей жизни.
Американский скульптор Клас Ольденбург и его жена Кусье ван Брюгген создают работы из обычных предметов в огромных масштабах. Их Stake Hitch достигает общей высоты более 53 футов и соединяет два этажа Художественного музея Далласа. При всей своей величине произведение сохраняет комический и игривый характер, отчасти из-за своего гигантского размера.
Акцент
Акцент — область первостепенной визуальной важности — может быть достигнут несколькими способами. Мы только что видели, как это может быть функцией различий в масштабе. Акцент также может быть получен путем выделения области или конкретного предмета с помощью его местоположения или цвета, значения и текстуры. Основной акцент в композиции обычно поддерживается менее важными областями, иерархией внутри произведения искусства, которая активируется и поддерживается на разных уровнях.
Подобно другим художественным принципам, акцент может быть расширен, чтобы включить основную идею, содержащуюся в произведении искусства. Давайте посмотрим на следующую работу, чтобы исследовать это.
Мы можем четко определить фигуру в белой рубашке как главный акцент на картине Франсиско де Гойи Третье мая 1808 года ниже . Несмотря на то, что он находится слева от центра, фонарь со свечой перед ним действует как прожектор, а его драматическая поза усиливает его относительную изоляцию от остальной толпы. Более того, солдаты с прицельными винтовками создают неявную линию между собой и фигурой. Ритм, создаваемый головами всех фигур — примерно на одном уровне по всей картине — продолжается в ногах и ножнах солдат в правом нижнем углу. Гойя противостоит горизонтальному акценту, включая далекую церковь и ее вертикальные башни на заднем плане.
С точки зрения идеи, повествовательная картина Гойи свидетельствует о суммарной казни бойцов испанского сопротивления армиями Наполеона в ночь на 3 мая 1808 года. смерти, а окружающие его соотечественники либо недоверчиво хватаются за лица, либо стоически стоят рядом с ним, глядя в глаза своим палачам. Пока перед нами происходит бойня, вдали стоит темная и безмолвная церковь. Гениальность Гойи заключается в его способности направлять содержание повествования посредством акцентов, которые он расставляет в своей композиции.
Франсиско де Гойя-и-Лусьентес, Третье мая 1808 г., 1814 г. Холст, масло. Музей Прадо, Мадрид. Это изображение находится в общественном достоянии.
Второй пример, демонстрирующий акцент, можно увидеть в Пейзаж с фазанами , шелковом гобелене из Китая девятнадцатого века. Здесь основной фокус достигается несколькими разными способами. Во-первых, пара птиц соткана из шелка цвета цвета , что визуально выделяет их из серого пейзажа, в котором они обитают. Во-вторых, их размещение на вершине обнажения земли позволяет им выделяться на светлом фоне, а их хвостовые перья имитируют близлежащие листья. Замысловатая обработка скального обнажения заставляет его конкурировать с фазанами в качестве фокуса, но в конце концов пара птичьего цвета побеждает.
Последний пример акцента, взятый из Искусство Буркина-Фасо Кристофера Д. Роя, Университет Айовы, охватывает как особенности дизайна, так и идею, лежащую в основе искусства. Многие мировые культуры включают произведения искусства в церемонии и ритуалы. Африканский Bwa Маски большие, графически раскрашенные в черно-белые цвета и обычно прикрепляемые к костюмам из волокна, закрывающим голову. Они изображают мифических персонажей и животных или являются абстрактными и имеют стилизованное лицо с высокой прямоугольной деревянной доской, прикрепленной к вершине.* В любом проявлении маска и танец, для которого их надевают, неразделимы. Они становятся частью общественного проявления культурного самовыражения и эмоций.
Время и движение
Одна из проблем, с которыми сталкиваются художники при создании статических (единичных, фиксированных изображений), заключается в том, как наполнить их ощущением времени и движения . Некоторые традиционные решения этой проблемы используют пространственные отношения, особенно перспективу и атмосферную перспективу. Масштаб и пропорции также можно использовать, чтобы показать течение времени или иллюзию глубины и движения. Например, когда что-то отступает на задний план, оно становится меньше по масштабу и светлее по значению. Также повторение одной и той же фигуры (или другой формы) в разных местах в пределах одного изображения дает эффект движения и течения времени.
Одним из первых примеров этого является резная скульптура Куя Шонина. Буддийский монах наклоняется вперед, кажется, что его плащ развевается в такт его шагам. Фигура удивительно реалистична по стилю, голова слегка приподнята, рот открыт. Шесть маленьких фигурок выходят из его рта, визуальные символы заклинания, которое он произносит.
Визуальные эксперименты в движении впервые были произведены в середине -го -го века. Фотограф Эдверд Мейбридж сделал черно-белые последовательности фигур и животных, идущих, бегающих и прыгающих, а затем поместил их рядом, чтобы изучить механику и ритмы, создаваемые каждым действием.
Эдверд Мейбридж, последовательности, в которых он сам бросает диск, использует шаг и ходьбу. Лицензия Creative Commons
В современную эпоху рост кубизма (пожалуйста, вернитесь к нашему изучению «пространства» в модуле 3) и последующих родственных стилей в современной живописи и скульптуре оказал большое влияние на то, как статические произведения искусства изображают время и движение. Эти новые разработки в форме произошли отчасти благодаря первоначальному исследованию кубистом того, как изображать объект и пространство вокруг него, представляя его с нескольких точек зрения, включая все их в единое изображение.
Картина Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» 1912 года формально концентрирует идею Мейбриджа в едином образе. Фигура абстрактная, результат влияния Дюшана на кубизм, но дает зрителю определенное ощущение движения слева направо. Эта работа была выставлена на Оружейной выставке в Нью-Йорке в 1913 году. Эта выставка стала первой выставкой современного искусства из Соединенных Штатов и Европы на американской площадке в таком большом масштабе. Противоречивая и фантастическая выставка Armory стала символом зарождающегося движения современного искусства. Картина Дюшана представляет новые идеи, выдвинутые на выставке.
В трехмерном изображении эффект движения достигается за счет придания объекту динамичной позы или жеста (напомним, что использование диагоналей в композиции помогает создать ощущение движения). Скульптура Давида Джан Лоренцо Бернини 1623 года представляет собой исследование свернутого визуального напряжения и движения. Художник показывает нам фигуру Давида с нахмуренными бровями, даже сосредоточенно закусившего губу, когда он смотрит на Голиафа и готовится выпустить камень из своей пращи.
Темпоральные искусства кино, видео и цифровой проекции по своему определению показывают движение и течение времени. Во всех этих средах мы наблюдаем, как повествование разворачивается перед нашими глазами. Пленка, по сути, представляет собой тысячи статических изображений, разделенных на один длинный рулон пленки, который пропускается через объектив с определенной скоростью. От этого аппарата происходит термин фильмы .
Видео использует магнитную ленту для достижения того же эффекта, а цифровые носители передают на экран миллионы электронно-пиксельных изображений. Пример можно увидеть в работе шведского художника Пипилотти Риста. Ее крупномасштабная цифровая работа Pour Your Body Out — плавная, красочная и абсолютно захватывающая, поскольку она разворачивается на стенах.
Единство и разнообразие
В конечном счете, произведение искусства является самым сильным, когда оно выражает общее единство композиции и формы, визуальное ощущение того, что все части подходят друг другу; что целое больше своих частей. Предполагается, что это же чувство единства охватит также идею и смысл произведения. Это визуальное и концептуальное единство сублимируется разновидность элементов и принципов, использованных при его создании. Мы можем думать об этом с точки зрения музыкального оркестра и его дирижера: направлять множество различных инструментов, звуков и чувств в единую постижимую симфонию звука.