В каком возрасте садятся мальчики: ▷ Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно
Как научить ребенка сидеть? Рекомендации и примеры упражнений.
Развитие маленького человека – это захватывающий процесс, в котором каждый этап достигается благодаря правильному формированию мышечной, психической, эмоциональной сферы. Ребенок растет, учится управлять своим телом и общаться. Постепенность и последовательность – важные аспекты совершенствования личности. Родителям проще отмечать этапы роста младенца по знаковым моментам: научился держать голову, улыбается, садится, начал ходить. Для определения правильности роста можно ориентироваться на общепринятые педиатрические нормы. Поэтому мамы хотят знать хотя бы приблизительно, когда ребенок начинает сидеть, не является ли низкая подвижность младенца отклонением от нормы.
Нужно ли младенцу учиться сидеть
Человек очень много времени проводит сидя: ест, работает, ездит по делам, отдыхает. Правильная осанка помогает исключить боли в спине, снизить нагрузку на внутренние органы. Формирование осанки начинается уже в раннем возрасте. И практически первое сложное действие, которое выполняет младенец – садится. Чтобы сесть, малышу нужно задействовать огромное количество мышц (спины, шеи, рук и ног), сосредоточить внимание, а затем ещё и сохранить равновесие.
Учиться садиться нужно, чтобы:
- исключить ранние проблемы с позвоночным столбом;
- укрепить мышечную системы;
- тренировать вестибулярный аппарат.
Сфера эмоционального развития также зависит от того, во сколько ребенок начинает сидеть. В сидячем положении малыш видит мир под другим углом. Ему открываются новые предметы, которые не заметны с горизонтальной позиции. Катаясь в коляске сидя, ребенок узнает больше нового, быстрее учится говорить, получает глубокий эмоциональный и интеллектуальный опыт.
В каком возрасте ребенок учится садиться
Большинство специалистов отмечает, что садиться дети начинают в период с 5 до 7 месяцев. Нормальным считается самостоятельное умение сидеть в возрасте 7 месяцев. Но стоит учитывать и то, что каждый человек индивидуален. Есть дети, способные научиться сидеть и в 5 месяцев. А также есть те, что с трудом учатся удерживать равновесие сидя в 8 месяцев. Такие дети не проявляют отклонений от нормы.
Поэтому родителям лучше ориентироваться не на возраст малыша, а на его физическое состояние. Проверить, готов ли ребенок садиться, можно несколькими способами:
- Уложить малыша в шезлонг или опереть на подушку. Главное, чтобы его тело находилось под наклоном (угол – примерно 45 градусов). Подать ему две руки, чтобы ребенок мог ухватиться за пальцы. Если, взяв за руки взрослого, малыш делает усилие приподняться – постепенно можно учиться садиться. Также хорошо, если ребенок свободно тянется вверх, когда его за руки приподнимает взрослый.
- Маленький человек готов садиться, если он активно старается изменить свое горизонтальное положение в шезлонге или коляске: приподнимается, помогая себе руками, выкручивается и старается нагнуться вперед.
- Проверить готовность к сидению можно и с помощью игрушек. Несколько новых ярких погремушек развешивается перед лицом ребенка так, чтобы он мог дотянуться до них руками, только приподнявшись. Если малыш приподнимается, хватает игрушки – можно начинать учиться садиться.
Важно! Начинать садиться детям можно не ранее, чем в 4 месяца. Даже самым активным и любознательным. До этого возраста у них совершенно не сформирован грудной изгиб позвоночника. Поэтому, если требуется длительное время переносить младенца, лучше отдать предпочтение слингам или эргорюкзакам, позволяющим принять анатомически правильное положение.
Как правильно учить сидеть
Тренировать мышцы и укреплять скелет малыша можно начинать уже с самого рождения. Родители, заинтересованные в сохранении анатомически правильной осанки у чада, проводят с ним специальные занятия и упражнения, направленные на улучшение работы мышц. Имеет значение питание, которое должно быть полным и сбалансированным, и постоянное эмоциональное и интеллектуальное развитие младенца.
Особенности питания
От питания также может зависеть то, во сколько месяцев ребенок начинает сидеть. Недостаток кальция, полезных аминокислот, витаминов и минералов приводит к замедлению роста. Авитаминоз значительно ухудшает психофизическое развитие.
В период до 4-6 месяцев дети в основном питаются грудным молоком или молочной смесью. Кормящим мамам нужно тщательно следить за своим рационом, так как все необходимые вещества малышу поступают из материнского молока. Требуется употреблять достаточное количество молочных, рыбных и мясных продуктов, клетчатки и растительных жиров. Детям на искусственном вскармливании подбираются смеси с достаточным содержанием минералов и витаминов.
Если у ребенка в полгода наблюдаются проблемы с ростом, снижено мышечное развитие, педиатры могут посоветовать ввести в прикорм:
- мясные и рыбные консервы;
- каши с высоким содержанием магния, калия, кальция;
- молочные продукты;
- овощные смеси.
Важно! Детское питание должно обязательно соответствовать возрасту. Нельзя давать еду с общего стола, даже если в ней содержится большое количество полезных веществ.
Упражнения
Первые упражнения для младенца направлены на укрепление мышечного скелета. Начинать их делать можно с первых недель жизни, ориентируясь на потребности новорожденного. Все упражнения следует проводить с довольным, спокойным ребенком. Раздраженный, усталый или очень голодный младенец не получит удовольствия от игр. Польза от таких занятий также будет невелика, так как снизится правильность выполнения и повысится мышечный тонус.
Что поможет научиться садиться:
- Упражнения на мяче
- «Выгибаем спинку». Упражнение выполняется на пеленальном столике или кровати. Младенец на боку, придерживаем его ноги и мягко проводим пальцами от поясницы до шеи. Рефлекторное выгибание дугой помогает укрепить поясничный отдел. Также повторяется занятие и на другом боку.
- Упражнение «Пальчики». Новорожденный располагается на жесткой горизонтальной поверхности спиной. Манипуляции выполняются со стопами: взрослый берет в ладонь ножку малыша так, чтобы большой палец родителя попадал на основание пальчиков. При легком нажатии пальчики сжимаются. После этого следует провести подушечкой пальца к детскому мизинцу от пятки: пальчики рефлекторно раскроются.
- «Поднимаемся-опускаемся». Упражнение способствует укреплению мышц живота. Ребенок располагается на спине так, чтобы его ножки упирались в живот взрослого. Родитель заводит ладони под спину, шею и голову малыша. Для упражнения медленно поднимается и опускается верхняя часть туловища. Ножки упираются в живот взрослого, могут сгибаться немного в коленях.
- Упражнение «Лягушонок». Регулярное выполнения этого упражнения помогает снизить тонус мышц ног, стимулировать развитие навыков ходьбы и укреплять позвоночный столб. Ребенок располагается на пеленальном столе на спине. Взрослый захватывает руками каждую голень, прикрывая колени. Руками выполняются сгибательно-разгибательные движения ног, как будто малыш приседает. В конце первого этапа согнутые ножки разводятся в стороны, после чего младенца переворачивают на живот. В этом положении новорожденный может самостоятельно развести и согнуть ноги. Для этого родителю достаточно слегка надавить на стопы ладонями.
- Упражнение «Ползаем на животике». Малыш выкладывается на живот: ручки подкладываются в согнутом положении под грудью, ближе к подбородку, ножки сгибаются и разводятся в стороны. Нужно обхватить ладонями голени новорожденного и прижать большие пальцы рук к середине стоп. В этом положении ребенок рефлекторно разгибает ноги и отталкивается от ладоней взрослого, имитируя ползанье.
- «Ходьба». Для реализации упражнения используется рефлекс опоры, благодаря которому дети учатся ходить. Малыша берут под мышки, и, удерживая так, чтобы ноги немного касались опоры, «ведут» над столом. Ребенок перебирает ногами, как будто идет. Упражнение укрепляет мышцы ног и спины, способствует тренировке равновесия.
- Упражнения для вестибулярного аппарата. Хорошо тренируют вестибулярный аппарат покачивания, движения вперед/назад, круговые перемещения. Их можно выполнять, удерживая ребенка на руках или используя подручные средства: кокон, коляску, шезлонг с различными режимами.
Также используется стратегия активных игр, которые способствуют стимуляции подвижности. Поодаль от малыша располагается игрушка, к которой нужно доползти самостоятельно. Также игрушку можно закрепить на спинке кровати, побуждая ребенка встать к ней, взять и сесть – для игры. Постепенно опускаясь у спинки кровати малыш учится контролировать мышцы ног и спины.
Значительно улучшает физическое развитие массаж. Проводить его может как специалист, если это требуется, так и родители. Регулярное поглаживание не только способствует расслаблению мышц, но и стимулирует психоэмоциональное развитие.
Занятия в воде
Дети очень любят водную среду и в ней с большим удовольствием выполняют различные упражнения. Поэтому, если нужно быстро научить ребенка сидеть, желательно дополнить обычную гимнастику играми в ванной.
Упражнения для младенцев:
- «Зигзаги и восьмерки». Малыша размещают на животике, немного погрузив в воду и придерживая снизу руками. Родитель выполняет движение ребенком вперед, вычерчивая им по поверхности зигзаги, восьмерки и другие фигуры. Упражнение выполняется плавно и аккуратно, чтобы не напугать чадо, не окунуть его случайно лицом в воду.
- «Плавание». В зоне видимости новорожденного на воду выкладывается яркая крупная игрушка. Ребенок должен к ней подплыть. Для страховки малыша под живот придерживает взрослый, направляющий его движения.
- «Качели». Упражнение хорошо подходит для первого знакомства с глубиной воды. Поддерживаемый под мышки ребенок опускается аккуратно в воду по грудь. После чего потихоньку покачивается вперед-назад и в стороны. Выполнение «качелей» помогает снять мышечный тонус, снизить эмоциональную тревожность младенца.
- «Отталкивание». Удерживая ребенка под живот, подводят его на воде к краю ванной. Упираясь ножками в стенку ванной, малыш отталкивается и плывет вперед.
Иногда дети боятся открытых пространств с большим количеством воды. Тогда для получения положительного эффекта от упражнений достаточно использовать и маленькую детскую ванночку, в которую наливается немного жидкости, буквально 5-10 см в высоту.
Что нужно для эмоционального подкрепления
Иногда для того, чтобы ребенок начал сидеть, недостаточно упражнений и занятий. Детям требуется зрительный опыт, развитие сенсорики и тактильных навыков. Малыши, имеющие достаточно знаний об окружающей действительности (зрительных, слуховых, осязательных), стремятся познать новое и с большим интересом учатся.
Психоэмоциональное развитие следует начинать с самого раннего возраста. Упрощает формирование новых нейронных связей использование игровых модулей, бизибордов, развивающих ковриков. Такие игрушки выполняются с учетом разнообразия потребностей младенцев. Предусмотрены тканевые сегменты из материалов, разных по цвету, текстуре, на ощупь. Дополнительные элементы, издающие звуки, помогают совершенствовать слуховое восприятие и расширять кругозор.
Развитие психоэмоциональной сферы способствует более быстрому формированию двигательных навыков. Любознательный и эмоционально развитый ребенок скорее научится садиться, так как ему просто необходимо узнать ещё больше нового и интересного. Такие малыши уже в полгода с удовольствием сидят в стульчиках для кормления, учатся самостоятельно кушать, играть в новом положении.
Меры предосторожности
Не все дети в полгода готовы сидеть. Нормально, если ребенок не садится в 6 месяцев, хотя и проявляет познавательный интерес. Обучать самостоятельному сидению нежелательно малышей, перенесших тяжелые заболевания, подверженных частым простудам. Желательно дождаться полного выздоровления и потом только аккуратно приступать к упражнениям по укреплению позвоночника.
Что делать, если малыш сам не хочет садиться:
- использовать для переноски кенгуру;
- возить в прогулочной коляске с регулируемой спинкой, с наклоном около 45 градусов;
- выкладывать в наклонные шезлонги и стульчики для кормления.
Обычно, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему требуется уже новый опыт: изучение пространства квартиры, постепенно начинается тренировка навыка ходьбы. Поэтому родителям могут понадобиться новые вспомогательные средства: безопасные ходунки для активных детей, модульные манежи.
Приобрести игрушки и детскую мебель можно онлайн. Получайте развернутую консультацию по товарам, необходимым детям, у менеджеров магазина по телефону +375 (29) 652-50-08.
В каком возрасте ребенок начинает держать голову, ползать и ходить: подробный гид по развитию моторики у детей
Родители внимательно следят за каждым движением своего ребенка. Ему уже месяц, а он не держит голову. Нормально ли это? Садится только с четверенек. Так можно? А если не пошел до года — все плохо? Вместе с ортопедом Еленой Адулас мы составили гид по моторике детей до года. И выяснили, на что стоит обратить внимание родителям.
Моторный онтогенез: что это такое
Процесс последовательного перехода младенца из горизонтального положения в вертикальное называется моторным онтогенезом. Он длится весь первый год жизни ребенка.
В этот период в работу последовательно включаются антигравитационные мышцы — те, что расположены вдоль позвоночника и удерживают его. Эти мышцы должны стабилизировать центр тела, основную ось, на которой находятся голова, позвоночник, таз. На всех этапах развития ребенка ось должна сохранять свою стабильность.
Сначала развиваются глубокие осевые мышцы, а потом уже включаются периферические, отвечающие за слаженную работу рук и ног.
Держит и поворачивает голову: 1–1,5 месяца
Фото: shutterstock / LevraniiРазвитие до года проходит от головы к ногам. Не научившись держать голову, ребенок не сможет научиться сидеть. Обычно дети начинают хорошо удерживать держать голову в месяц-полтора. У некоторых это происходит раньше. Даже если новорожденного ребенка взять на руки, его глубокие мышцы шеи уже начнут работать. Лежа на спине или на животе, малыш сгибает голову и совершает ею небольшой «кивок», включая глубокие постуральные мышцы. Если голова совсем не держится, падает — это тревожный знак.
Обычно у ребенка до месяца голова повернута в одну сторону — в ту, куда была наклонена, когда он находился в утробе
В течение первого месяца он постепенно начинает поворачивать голову и где-то к месяцу должен уверенно поворачивать ее и вправо, и влево.
На что обратить внимание: если младенец смотрит только в одну сторону, это повод беспокоиться. Причиной может быть как ортопедическая проблема вроде врожденной мышечной кривошеи, так и привычка смотреть постоянно в одну сторону, потому что там находится источник света или именно с этой стороны подходят родители.
Лежит на боку и спине, поднимает вверх руки и ноги: к 3 месяцам
Фото: shutterstock / StoryTime StudioРаньше неврологи и массажные школы не обращали внимания на навык лежания на боку. Только в последнее время, с появлением специалистов по двигательному развитию и моторному онтогенезу, важность позы стала проясняться. Обычно дети лежат на спине, а потом сразу переворачиваются на живот, и период на боку проходит вскользь, хотя ребенку важно постепенно уменьшать площадь опоры. Из позиции «лежа на боку» здоровый ребенок поднимает голову и поворачивает лицо к поверхности кушетки, тем самым укрепляя мышцы шеи.
К трем месяцам дети демонстрируют первые результаты преодоления сил гравитации: они лежат на спине, поднимая ноги, согнутые в тазобедренных и коленных суставах под углом 90 градусов, и тянутся руками вверх. Младенец может управлять конечностями, соединять руки перед глазами по средней линии и тянуть их в рот. Позу «лежа на спине с ногами вверх» дети в этот период жизни должны удерживать продолжительно, им должно быть комфортно в такой позиции.
Поворачивается на живот: 3–6 месяцев
Фото: shutterstock / tartanpartyУ всех специалистов по моторному онтогенезу разные представления о том, когда ребенок должен впервые перевернуться на живот. Обычно указывают 5–6 месяцев, но сейчас дети делают это раньше. Многие осваивают этот навык в 4 и даже 3,5 месяца. Часто виной тому специалисты, которые активно стимулируют детей поворачиваться на живот. В итоге младенцы пропускают фазу позы «на боку», а она необходима для успешного освоения ползания и других двигательных навыков в будущем.
На что обратить внимание: часто взрослые некорректно помогают младенцу перевернуться. Берут ребенка за ногу, закидывают ее за другую и резко поворачивают. В результате формируется неправильный механизм переворота, через разгибание, а не сгибание головы. С помощью этих упражнений младенец не научится переворачиваться на живот правильно, естественным образом.
Учится наклонному сидению и ползает по-пластунски: 7–8 месяцев
Поза «амфибии», или «наклонное сидение» (ребенок сидит полубоком, опираясь на поверхность руками), очень важна для ребенка. Это промежуточная позиция: освоив ее, младенец сядет ровно, с прямым позвоночником. И из нее позже встанет на четвереньки. Примерно в этот же период дети захватывают ноги руками и тянут их в рот. Перед тем как встать на четвереньки, ребенок учится ползать по-пластунски. Он лежит на животе и поочередно двигает конечностями — и так передвигается. Ползание по-пластунски — это тоже промежуточный этап, который в норме не должен длиться дольше 2–3 месяцев.
На что обратить внимание: нехорошо, когда ребенок ползает асимметрично. Перемещается, двигая ногой и рукой только с одной стороны. Это говорит о том, что не все в двигательном развитии идет правильно.
Садится с прямой спиной и ползает на четвереньках: 8–9,5 месяца
Фото: shutterstock / shurkin_sonИз позы «наклонное сидение» младенец переходит в позицию «на четвереньках». Некоторые начинают ползать в семь месяцев, но совершенно нормально, если это происходит чуть позже, к 8–9,5 месяца.
Ребенок обретает способность сидеть, когда к этому готовы антигравитационные мышцы тела. Важен не сам факт того, что он сидит, — нужно, чтобы он делал это правильно. Либо из положения «наклонное сидение», либо из позиции на четвереньках, через бочок.
На что обратить внимание: если ребенок поднимается вперед из положения на спине за счет шеи и пресса — сгибая голову и сокращая мышцы живота, — это неправильно. Это нарушение правильной биомеханики присаживания. Ребенок должен сидеть не на крестце, а именно на седалищных буграх. Спина при этом не должна округляться.
Поднимается с опорой: 9–11 месяцев
Фото: shutterstock / Livchak VeraДо того как пойти самостоятельно, дети сначала переходят в позицию опоры на колено, а затем встают, держась за опору. Из положения стоя младенец периодически приседает. Так он тренирует ноги.
На что обратить внимание: на начальных этапах вертикализации таз ребенка может быть нестабильным, особенно у детей, пропустивших период ползания или ползающих мало. В этом случае полезны специальные упражнения для укрепления глубоких мышц позвоночника. Например, на фитболе.
Ходит: 12–16 месяцев
Фото: shutterstock / Olesia BilkeiНекоторые дети начинают ходить в 10 месяцев, некоторые — в год. Если ребенок начинает ходить до 16 месяцев, это считается нормой.
То, насколько быстро и успешно ребенок освоит ходьбу, зависит от предшествующих этапов развития и от общего тонуса организма. Некоторым детям нужно больше времени, чтобы мышцы окрепли. Ходьба зависит и от характера: робким, нерешительным детям бывает страшно передвигаться без руки родителя. Не стоит ускорять процесс: всему свое время.
Некоторые родители чуть ли не с 2–3 месяцев держат ребенка под мышки в вертикальном положении, пританцовывая и имитируя хождение. Это называется ранней вертикализацией, и современные ортопеды и неврологи выступают против таких процедур.
Слишком часто использовать ходунки и прыгунки тоже не очень полезно
На что обратить внимание: родителям важно на первых этапах ходьбы предоставить ребенку свободу передвижения. Не водить его за руки, не использовать специальные поддерживающие вожжи или толокар. Если делать так, ребенок начнет ходить за счет поверхностных, а не глубоких мышц. А для полноценной, здоровой ходьбы необходимо, чтобы в этом процессе были задействованы именно глубокие мышцы.
Нужны ли ребенку до года двигательные упражнения?
Этапы двигательного развития сменяют друг друга естественным образом, и в целом помогать природе, пытаясь ускорить эти процессы, не нужно. Однако, если родители видят некоторые нарушения или вовсе радикальные отклонения от нормы, нужно посоветоваться со специалистом. Возможно, вы сможете ему помочь с помощью гимнастики, правильных упражнений. Ориентируйтесь на ребенка, доверяйте его телу: оно само знает, когда пришла пора поползти, присесть и пойти.
Изображение на обложке: shutterstock / Syda Productions
Во сколько месяцев ребенка садиться сам, и как понять понять, что он освоил этот навык?
26-08-2021
Папа и ребенок: как наладить связь с малышом с первых дней его жизни?
Как папе с новорожденным чувствовать себя уверенно? С чего начать знакомство папы с малышом? Полезные советы для комфортного времяпрепровождения папы с грудничком
20-08-2021
Простые способы помочь ребенку в жару чувствовать себя комфортно
Стоит гулять с ребенком в жару? В какое время делать массаж или отменить его совсем и другие вопросы, которыми задаются родители летом.
12-08-2021
Как выбрать детское автокресло для детей до года и старше? На какие нюансы нужно обращать внимание?
Простой алгоритм, как установить автолюльку в машину. Какие факторы влияют на безопасность ребенка, который находится в автокресле?
06-08-2021
Развитие ребенка до года: Что должно насторожить маму?
Как мамам самостоятельно контролировать физическое развитие детей? Когда точно нужно обратиться к врачу, и как помочь малышам освоить необходимые двигательные навыки первого года жизни?
28-07-2021
Рекомендации ВОЗ детям до года для профилактики гиподинамии
Почему мама неактивного ребенка должна стимулировать его больше двигаться? Простые способы поддерживать физическую активность малыша на высоком уровне.
22-07-2021
Ребенок начал ползать на четвереньках: маме радоваться или можно сразу учить его стоять и ходить?
Во сколько месяцев ребенок начинает ползать? Что делать маме, если малыш после 8-ми месяцев так и не пополз? Пропускать ли ползание или учить четверенькам?
20-07-2021
5 месяцев ребенку: развитие и какие навыки должны появиться в этом возрасте?
В 5 месяцев ребенок: что должен уметь делать? Как маме помочь ему вовремя освоить необходимые навыки?
27-04-2021
Пупочная грыжа у детей: массаж и ЛФК могут помочь?
Пупочная грыжа у малыша: что это такое и почему появляется. Может ли мама сама делать ребенку массаж при пупочной грыже?
02-04-2021
Упражнения для мышц спины в домашних условиях для взрослых без специального инвентаря.
Как расслабить мышцы спины быстро и без похода к массажисту? Видеопримеры простых упражнения для снятия напряжения в спине.
27-03-2021
Как одевать грудных детей дома, чтобы не тормозить их двигательное развитие?
Подходящая домашняя одежда для малышей до года. Какие предметы одежды покупать не нужно и почему?
18-03-2021
Во сколько прокалывать уши девочкам: какой возраст самый подходящий?
Когда можно прокалывать уши девочке – родительское мнение И.Новокриницкого и его жены Татьяны. Они делятся личной историей о том, как и когда младшей дочери Нике прокололи уши. И почему они не сделали это раньше.
14-03-2021
Почему ребенок ползет назад и нужно ли это исправлять
Ребенок начал ползать назад: сколько времени ждать до появления нормальных четверенек. Как маме помочь малышу научиться ползать вперед?
10-03-2021
Что делать маме, если она заметила колики у малыша?
Массаж при коликах: как часто делать и где посмотреть правильную технику выполнения, безопасную для здоровья ребенка? Как еще можно помочь ребенку при коликах?
24-02-2021
Зачем родителям участвовать в формировании двигательной активности детей в первые месяцы жизни?
Какие упражнения в 1 месяц малыша можно практиковать и зачем это делать? Как мама может мотивировать активность ребенка в месяц и старше?
17-02-2021
Ребенок 5 месяцев стоит: почему маме не нужно поощрять?
Во сколько месяцев ребенок начинает стоять и что делать маме, если ребенок хочет стоять в 5 месяцев и младше?
09-02-2021
Как делать массаж горячими камнями дома?
Стоунтерапия горячими камнями: подготовка камней, какие принципы нужно соблюдать при проведении массажа и кому противопоказана стоунтерапия.
04-02-2021
Развивающие игрушки для детей до года: минимальный набор полезных игрушек
Какие игрушки покупать ребенку до года и как они помогают развивать малыша. Какие игрушки лучше не покупать хотя бы до полугода и почему?
30-01-2021
2 месяца ребенку: развитие, что должен уметь делать в этом возрасте?
Ребенок 2 месяцев: развитие мальчика и девочки. Какие умения появляются? Может ли мама помочь малышу вовремя освоить необходимые навыки? Нужен ли массаж 2-месячному ребенку?
24-12-2020
Зимняя обувь для малышей: выбрать валенки или детские зимние угги?
Плюсы и минусы валенок для детей и угг. Как выбрать валенки ребенку для правильного развития стопы?
15-12-2020
Войта-терапия: когда появилась, методика применения и кому может помочь?
Какие условия нужно соблюдать для получения устойчивых результатов в ходе Войта-терапии для грудничков?
03-06-2020
Развивающий коврик: с какого возраста малыша можно использовать и как правильно это делать?
Какой развивающий коврик выбрать для грудничка. Как использовать коврик, чтобы он способствовал двигательному развитию ребенка? Развивающий коврик: с какого возраста использовать?
18-05-2020
Мяч фитбол для грудничков: польза, критерии выбора и правила безопасного использования
Какой фитбол лучше для грудничка и зачем нужно его приобрести. Как мама может сама заниматься с малышом на фитболе и не допускать типичных ошибок при выполнении упражнений.
15-04-2020
Грудной ребенок все время плачет: причины и способы их устранения
Плачет грудной ребенок, что делать маме для его успокоения? В каких случаях плач грудничка не связан с патологией?
13-11-2019
Когда можно сажать ребенка? Проверьте, готов ли малыш сидеть!
3 этапа развития малыша перед сидением! Когда безопасно начинать сажать ребенка, как определить, что ребенку уже точно можно сидеть, прошел ли он 3 этапа развития перед этим, и почему не стоит торопиться? Читайте статью популярного эксперта по раннему детскому развитию
15-10-2019
Когда нужно учить ребёнка ходить: мнение эксперта по раннему детскому развитию.
Игорь Новокриницкий рассказывает, нужно ли учить ребёнка ходить: зачем, когда и как. Из этой статьи вы узнаете, почему не стоит этого делать до года, ведь малыш пойдёт сам, как только придёт время.
21-05-2019
Ползание ребёнка. Как научить ребёнка ползать на четвереньках?
Читайте, почему так важно ползание ребёнка, как научить ребенка ползать в 6 месяцев, как связаны ползание и развитие интеллекта, где взять упражнения, чтобы научить малыша правильно ползти!
21-10-2019
Новокриницкий: массаж 6-9 месяцев, курс упражнений онлайн
Курс 6-9 Новокриницкого: учитесь ползать и сидеть, корректируйте мышечный перекос “раненый партизан”. Как? Узнайте подробнее
17-10-2019
Тест: какой курс выбрать
Пройдите тест и определите, какой курс подходит вашему малышу. Получите персональные рекомендации Игоря
Показать еще |
Когда дети садятся? Что является нормальным
Сидение является ранней вехой в развитии на пути к стоянию, ходьбе и другим двигательным навыкам, которые помогают ребенку двигаться и легче исследовать мир.
В сидячем положении детям легче играть в игры и общаться лицом к лицу.
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), большинство детей могут сидеть без поддержки примерно через 6 месяцев и перейти в сидячее положение примерно через 9 месяцев.
Однако каждый ребенок индивидуален, и некоторым может потребоваться меньше или больше времени, чтобы сесть самостоятельно.
Самая ранняя веха в сидении — это когда ребенок может сидеть без поддержки. Воспитатель может посадить ребенка в сидячее положение, и тогда ребенок останется в этом положении.
Многие дети осваивают этот навык примерно в 6 месяцев. Если ребенок не может этого сделать к тому времени, когда ему исполнится около 1 года, это не обязательно означает, что у него проблемы с развитием или другие проблемы со здоровьем.
Тем не менее, родители или опекуны, которые обеспокоены какими-либо аспектами развития ребенка, могут поговорить с врачом или педиатром.
К 9 месяцам многие дети начинают садиться без поддержки. Они могут отталкиваться от живота или переворачиваться после ползания, а затем садиться без поддержки.
Прежде чем ребенок сможет сидеть самостоятельно, ему необходимо хорошо контролировать голову. По данным CDC, большинство детей достигают этого в возрасте около 4 месяцев. Примерно в 2 месяца многие младенцы начинают ненадолго удерживать голову вертикально, когда отталкиваются от живота.
Младенцам также необходимо тренировать руки, мышцы живота, спину и ноги, так как они используют все эти мышцы, чтобы принять сидячее положение или поддержать себя в сидячем положении.
Исследования показывают, что биологические факторы, такие как развитие мозга и тела, а также культурные факторы и факторы окружающей среды, играют роль в том, когда ребенок учится сидеть самостоятельно.
Например, по данным Академии детской физиотерапии, в некоторых культурах дети садятся раньше, чем в других. По сравнению с младенцами в Соединенных Штатах и некоторых других странах, младенцы в Кении и Камеруне садятся раньше — обычно около 5 месяцев. Это может быть связано с тем, что родители и опекуны дают этим детям больше возможностей практиковать навыки сидения.
То, когда ребенок сядет, отчасти зависит от среды, в которой он растет. Младенцы, чьи опекуны находят способы мотивировать их сидеть и поощрять развитие сильных мышц, могут садиться раньше, а затем начинают достигать других вех, таких как подтягивание предметов и ходьба.
Эти стратегии могут помочь:
- обеспечить новорожденным регулярное время лежания на животике во время бодрствования, чтобы они могли практиковаться в контроле головы и отжиманиях на руках дотянуться до
- кладите рядом с ребенком игрушки, чтобы он мог дотянуться до них
- играйте, читайте и пойте ребенку, чтобы поощрять общение со взрослыми, и он может захотеть сесть и освоить другие двигательные навыки
- ответить на вопрос лепет ребенка и его попытки говорить и играть
- помочь ребенку принять сидячее положение и предложить ему ровно столько поддержки, сколько ему нужно, чтобы оставаться в этом положении
- помочь ребенку сесть и играть лицом к лицу игры с лицом, такие как прятки
- дайте ребенку посмотреть на игрушки или книги, когда он сидит.
Не оставляйте ребенка играющим без присмотра, в том числе сидя. Несмотря на то, что детские сиденья могут обеспечивать поддержку, ребенок не должен сидеть в этих сиденьях один.
Каждый ребенок развивается по-своему. Дети, рожденные раньше срока, как правило, развиваются медленнее, чем их сверстники, особенно в течение первого года жизни.
Врачи часто назначают им «скорректированный возраст» в зависимости от того, насколько преждевременно они родились. Некоторые недоношенные дети позже приобретают определенные навыки. Например, ребенок, рожденный на 2 месяца раньше срока, может быть не на том же этапе, что и другие 2-месячные дети, рожденные в срок.
По данным CDC, ребенку может потребоваться дополнительная помощь, если:
- он не садится к 12 месяцам или 12 месяцам, в зависимости от скорректированного возраста сидят, например, не поднимают голову к 2 месяцам или не контролируют голову к 6 месяцам
- они кажутся очень скованными или имеют проблемы с координацией движений
- не проявляют социального поведения, такого как улыбка воспитателям, зрительный контакт или стремится взаимодействовать с воспитателями
- не тянутся к вещам, не реагируют на звуки, не смеются и не переворачиваются по крайней мере в одном направлении к 6 месяцам
Раннее вмешательство при задержке развития ребенка может помочь ему вернуться на правильный путь.
Многие штаты предлагают бесплатные услуги раннего вмешательства, поэтому узнайте у педиатра, имеете ли вы право на получение этих услуг. В большинстве случаев лечащий врач ребенка может отметить проблему, а затем направить его к специалисту, например педиатру по развитию, для дальнейшей диагностики.
Может быть интересно, когда ребенок начинает сидеть, потому что это облегчает разговор с ребенком при зрительном контакте. Младенцы, которые сидят, могут вскоре освоить другие навыки, такие как ползание или подтягивание предметов.
Каждый ребенок развивается в соответствии со своим графиком, и лица, осуществляющие уход, не должны заставлять детей делать то, к чему они не готовы. Однако небольшая поддержка и поощрение могут помочь ребенку начать садиться раньше.
К педиатру обратиться никогда не рано. Любой, кто беспокоится о развитии ребенка, должен как можно раньше обратиться за помощью.
Когда приучать мальчиков к горшку: с чего начать, а также советы для достижения успеха
Когда приучать мальчиков к горшку зависит от их готовности больше, чем от возраста. Некоторые мальчики будут готовы в 18 месяцев, в то время как другие не будут готовы до 3 лет или около того. Мальчикам, как правило, требуется больше времени, чем девочкам, и полезно сначала научить их пользоваться горшком сидя. Посадите ребенка на горшок в течение определенного времени и держите рядом специальные книги или игрушки. Как только он научится пользоваться горшком сидя, попросите его посмотреть, как другой мужчина использует горшок стоя, и помогите ему улучшить прицеливание, удерживая пенис ближе к концу и стоя рядом с горшком.
Сколько времени нужно, чтобы приучить мальчика к горшку, и дольше, чем девочек?
Чтобы полностью приучить мальчика к горшку, требуется в среднем от шести до семи месяцев – на два-три месяца больше, чем у девочек. Кроме того, первым детям требуется на пару месяцев больше времени, чтобы приучиться к горшку, чем братьям и сестрам.
В Соединенных Штатах около четверти детей не носят подгузник в течение дня к 24-месячному возрасту. К 30 месяцам 85 процентов детей тренируются в дневное время, а к 36 месяцам 98 процентов детей тренируются в дневное время. Большинство детей полностью приучены к горшку днем и ночью в возрасте от 24 до 48 месяцев.
Никто не знает, почему мальчикам требуется больше времени, чем девочкам, чтобы справиться с заданием. И, конечно же, не все мальчики будут медленнее девочек, когда дело доходит до приучения к горшку. Если ваш ребенок очень активен, у него может быть больше проблем с тем, чтобы сидеть на горшке достаточно долго, например, чтобы что-то произошло. И если вы мама, которая учит своего мальчика мочиться стоя, у него не будет возможности наблюдать и подражать кому-то с таким же оборудованием (еще одна веская причина научить его сначала писать сидя — см. ниже).
Если вашему сыну требуется больше времени, чтобы приучиться к горшку, чем девочкам (или другим мальчикам) его возраста, это нормально. Просто следите за признаками готовности и вперед.
Как приучить мальчика к горшку?
Прежде чем приучать ребенка к горшку, прежде чем приучать его к горшку, необходимо убедиться, что он готов. Некоторые дети готовы сидеть на горшке уже в 18 месяцев, в то время как другие не готовы, пока им не исполнится 36 месяцев или около того. Хотя некоторые исследования показывают, что чем раньше вы начнете приучать своего ребенка к горшку, тем раньше он научится, также верно и то, что раннее начало делает этот процесс более длительным. И если вы не готовы к ребенку, процесс будет разочаровывающим для вас обоих.
Приучение к горшку требует ряда физических и когнитивных навыков. У вашего ребенка могут быть одни навыки, а другие нет. Он может чувствовать желание пойти и понимать, что означает это чувство, но не может сосредоточиться, например, на том, чтобы добраться до горшка, чтобы выполнить задачу. Или он может быть в состоянии надеть и снять свою одежду, но не иметь навыков понимать и следовать инструкциям.
Воспользуйтесь нашим контрольным списком готовности к приучению к горшку, чтобы выяснить, готов ли ваш ребенок к приучению к горшку.
Успех приучения к горшку зависит больше от готовности вашего ребенка, чем от его возраста. Посмотрите это видео, чтобы узнать, готов ли он навсегда отказаться от подгузников.
Учитывайте и собственную готовность. Вы хотите быть в хорошем настроении, когда будете приучать своего ребенка к горшку!
Когда вы и ваш ребенок будете готовы, назначьте дату и обсудите это. Сделайте это позитивным, веселым времяпрепровождением для вашего ребенка. Возьмите его, чтобы выбрать нижнее белье для больших мальчиков. (Купите много, вам понадобится несколько штук на каждый день!) Также держите под рукой подгузники. Даже после того, как ваш ребенок научится ходить на горшок в дневное время, вы захотите на некоторое время надеть на него подгузник для сна и сна.
Существует множество методов приучения к горшку, и вы можете поэкспериментировать с другим, если тот, с которого вы начали, не работает для вас и вашего ребенка. Или вы можете сразу же скомбинировать методы. Почитайте ребенку на горшке, посвятите этому заданию выходные и, например, назначьте вознаграждение за успех. Некоторые методы могут работать/понравиться, а другие нет. Если вы пытаетесь, но ваш ребенок не готов, не давите. Попробуйте еще раз через пару месяцев.
Хотите верьте, хотите нет, но многие родители успешно приучили своего малыша к горшку всего за три дня. Посмотрите видео, чтобы увидеть, как это делается.
Имейте в виду, что это не будет одношаговым процессом (хотя вы можете сделать это за 3 дня!). Ребенок обычно учится писать в горшок и носить подгузники для опорожнения кишечника. Потом научится какать в горшок. В конце концов, он освоит и то, и другое и сможет отказаться от подгузников в течение дня. И, наконец, он сможет вздремнуть, а затем и всю ночь без подгузников.
Следуйте инструкциям из нашей статьи «Азбука приучения к горшку», чтобы выполнить свою работу!
Проблемы со слишком ранним началом приучения к горшку
У вас может возникнуть соблазн попробовать приучить ребенка к горшку как можно раньше, особенно когда вы узнаете, что такой-то и такой-то был приучен к первому дню рождения. Но начинать до того, как ваш ребенок будет готов, может привести к ежедневному разочарованию. И хотя более раннее решение задачи может привести к тому, что ваш ребенок будет приучен к горшку раньше, это также может означать, что это займет больше времени.
Помимо разочарования себя и своего ребенка, попытка приучить его к горшку слишком рано может привести к другим проблемам, таким как:
- Холдинг. Если ваш ребенок научится не мочиться и не какать в нижнем белье, но у него не совсем опущена часть, использующая горшок, он может начать задерживать мочу и/или стул. Это может вызвать инфекции мочевыводящих путей, инфекции мочевого пузыря и запор.
- Беспокойство. Если ваш ребенок в своем развитии не готов к приучению к горшку, а вы оказываете на него давление, он может испытывать стресс и беспокойство.
- Отказ от посещения туалета. Если ваш ребенок решит упираться пятками, это может еще больше отсрочить успех в освоении горшка.
Должны ли мальчики учиться пользоваться горшком сидя?
Научите сына пользоваться горшком сидя. Поскольку стул и моча часто приходят одновременно, имеет смысл — по крайней мере, на начальном этапе — заставить вашего сына сидеть за обоими, чтобы он понял, что и то, и другое принадлежит горшку. Это также не позволит ему отвлекаться на удовольствие от распыления, когда вам нужно, чтобы он сосредоточился только на освоении основной процедуры.
Присев также означает, что вашему ребенку не придется решать, сидеть ему или стоять, когда он понимает, что должен идти, и просто добирается до горшка.
И пропусти защиту от мочи на горшке. Или убедитесь, что он съемный. Ты же не хочешь, чтобы твой маленький парень царапал об него свой пенис.
Когда мальчики смогут научиться пользоваться горшком стоя?
Как только ваш сын научится ходить в туалет сидя, он сможет перейти в положение стоя. Полезно иметь легкодоступного мужского образца для подражания , поэтому, если возможно, попросите папу, дядю, старшего брата или хорошего друга семьи оказать почести. После того, как он сопроводит свою модель в ванную, чтобы посмотреть, пусть ваш сын попробует это сделать в своем горшке – самостоятельно или рядом с большим парнем в большом туалете.
Чтобы помочь ему улучшить меткость:
- Попросите его встать поближе к унитазу.
- Пусть он подержит свой пенис ближе к концу.
- Положите в горшок пару O-образных кусочков хлопьев или другие маленькие мишени, которые можно смыть, и предложите ему поразить их.
- Пусть тренируется на открытом воздухе в летние месяцы.
Советы экспертов по обучению родителей ходить на горшок
Чтобы свести к минимуму разочарование и получить больше наградных наклеек, попробуйте некоторые из этих советов:
- Выберите время для начала приучения к горшку, когда вы можете оставаться рядом с домом. Когда вы находитесь вне дома, вам трудно заставить вашего ребенка регулярно садиться на горшок.
- Подумайте о приучении к горшку в летнее время, когда ваш ребенок может бегать без одежды или без трусов. Это повысит его шансы на успех, когда он почувствует желание помочиться или покакать.
- Пусть ваш ребенок поиграет со своим новым горшком. Пусть двигает его, рассаживает вокруг него свои мягкие игрушки и т. д.
- Спросите ребенка, не хочет ли он научить свою мягкую игрушку или куклу ходить на горшок.
- Обращайте внимание на признаки того, что вашему ребенку нужно идти. Если ваш ребенок держится за пенис, прыгает вверх-вниз или скрещивает ноги, отведите его на горшок — надеюсь, вовремя!
- Когда ваш ребенок будет готов к ночным тренировкам, ограничьте потребление им напитков перед сном и предложите ему пользоваться горшком непосредственно перед сном.
- Поэкспериментируйте, чтобы увидеть, лучше ли ваш ребенок справляется с подтягиваниями или без них, что может сбить его с толку. Вашему ребенку может стать лучше, если вы просто оденете его в нижнее белье с самого начала.
- Попробуйте запустить воду в раковине или ванне, когда ваш ребенок сидит на горшке. Звук может помочь ему пописать.
- Установите таймер, чтобы убедиться, что ваш ребенок сидит на горшке в течение нескольких минут. Он будет знать, что может встать, если захочет, когда он сработает.
- При посещении общественных туалетов заклейте датчик автоматического смыва заклейкой. В противном случае ваш ребенок может испугаться громкого звука, когда он вспыхивает. Снимите его, когда ваш ребенок выйдет из стойла.
- Если ваш ребенок сопротивляется горшку, посмотрите, предпочитает ли он пользоваться туалетом для взрослых. Предусмотрите табуретку и детское сиденье.
- Заручитесь помощью воспитателя, если он пойдет в детский сад. Попросите их использовать любой метод, который вы используете дома. Спросите у них также советы.
- Найдите напарника для горшка. Если у вашего ребенка есть друг, который тоже готов ходить на горшок, спросите его родителей, не хотят ли они заняться этим одновременно. Это может побудить вашего ребенка, чтобы его друг делал то же самое.
- Подумайте о покупке более одного горшка, чтобы у вас был один горшок в ванной и один в игровой комнате или, например, по одному на каждом этаже дома.
- Держите рядом с горшком специальные (желательно моющиеся) книги или игрушки, с которыми ваш ребенок может играть (только) во время хождения на горшке.
Приготовьтесь к неудачам. У вашего ребенка могут быть дни, когда с ним случаются несчастные случаи, даже после того, как он, кажется, научился пользоваться горшком. Не обижайтесь на него и не ругайте его. Будьте терпеливы, и он скоро вернется на правильный путь.
Если он не поправится, поговорите с врачом. Если ребенок продолжает мочиться в постель или штаны в течение нескольких недель после приучения к горшку, это может означать, что у него есть физическая проблема, которую необходимо оценить. Врач может проверить образец мочи и/или направить вашего ребенка к детскому урологу, если он обеспокоен. Или они могут просто порекомендовать подождать и повторить попытку через месяц или около того.
Также поговорите с врачом вашего ребенка, если ваш ребенок не приучен к горшку к школьному возрасту.
Что делать, если вы все готовы приучать к горшку, а ваш ребенок вроде бы готов, но не садится на горшок? Пока они не уйдут далеко! Прочтите нашу статью о том, что делать, если ваш ребенок отказывается сидеть на горшке, чтобы получить некоторые рекомендации. И ознакомьтесь с нашей статьей о проблемах приучения к горшку и их решениях, чтобы получить советы по устранению других камней преткновения.
Когда дети садятся сами по себе и что мы можем сделать, чтобы помочь им?
© 2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Большинство детей учатся сидеть самостоятельно в возрасте от 4 до 8 месяцев. Но этот процесс постепенный, и некоторые дети достигают более быстрого прогресса, чем другие. Мы можем ускорить моторное развитие, помогая детям наращивать ключевые мышцы.
Когда дети садятся сами? Единого, универсального ответа нет.
Во всем мире примерно половина всех младенцев научились самостоятельно сидеть в возрасте 6 месяцев. Но некоторые малыши достигают этого рубежа намного раньше — уже в 4 месяца. А другим малышам требуется гораздо больше времени — 8 месяцев и более.
Почему время так сильно различается?
В какой-то степени время зависит от генетики.
Например, некоторые дети могут рождаться с генетической предрасположенностью к большей физической активности. Как следствие, они получают больше упражнений, и это помогает им быстрее осваивать новые моторные навыки.
Но также очевидно, что окружающая среда имеет значение. Достаточно много!
Например, при исследовании младенцев, живущих в Соединенном Королевстве, исследователи обнаружили, что примерно половина различий во времени сидения была вызвана различиями в окружающей среде. Некоторые дети росли в среде, которая способствовала раннему развитию (Smith et al, 2017).
Так что считается нормальным? Когда родитель должен быть обеспокоен возможностью задержки развития?
Эксперты предлагают следующее практическое правило: если ваш ребенок не начал сидеть в возрасте 9 месяцев, поговорите со своим врачом. Ваш врач может проверить вашего ребенка на наличие проблем. Если что-то пошло не так, раннее вмешательство поможет вашему ребенку вернуться на правильный путь.
Но в 9 месяцах нет ничего волшебного. Если вы видите что-то, что вас беспокоит — если что-то кажется неправильным — не стоит ждать до 9 месяцев. Особенно, если ваш ребенок приближается к 9-месячной отметке и, похоже, ему трудно сидеть с поддержкой. Доверьтесь своим инстинктам и проконсультируйтесь с врачом.
А если вашему малышу больше 9 месяцев? Это не означает, что у вашего ребенка проблемы с развитием. Для многих младенцев более длительный прием — это просто отражение их личных причуд и переживаний. Как мы увидим ниже, дети учатся сидеть раньше, когда у них появляется больше возможностей для практики. И мы можем многое сделать, чтобы помочь им.
Так почему акцент на 9 месяцев? И откуда берутся эти другие цифры? Откуда мы знаем, что типично, а что нормально?
В конечном счете, цифры взяты из научных исследований. Исследователи набирают семьи с маленькими детьми и отслеживают их развитие с течением времени. Родители сообщают, когда их дети достигают определенных моторных вех.
Например, в ходе одного исследования Всемирная организация здравоохранения отследила более 1100 младенцев в шести разных странах.
Каждый месяц исследователи спрашивали родителей об моторном развитии их младенцев. И после того, как все данные были собраны, исследователи обнаружили, что примерно 95% младенцев научились сидеть (без посторонней помощи) где-то в возрасте от 4,3 до 8 месяцев. Около половины всех детей, участвовавших в исследовании, научились самостоятельно сидеть в возрасте 5,9 месяцев (Matorell et al 2006).
Таким образом, эксперты используют такие числа, чтобы делать обобщения о том, чего ожидать. Они не являются числами , которые говорят нам, что «должно» произойти . Это числа, которые говорят нам, что на самом деле произошло … среди младенцев, участвующих в конкретном исследовании.
И вот что интересно: мы можем получить очень разные числа в зависимости от того, куда мы смотрим.
«Нормальный» или «типичный» возраст для сидячей работы не одинаков в каждом округе. Различается. Иногда довольно драматично. И эта вариация сопоставляется с тем, что мы знаем о местных методах воспитания.
Чтобы понять, что я имею в виду, рассмотрим западноафриканскую страну Гану.
Изображение матери и ребенка из Ганы. Автор Антон Иванов
В Гане родители не ждут пассивно, пока их дети экспериментируют с новыми двигательными навыками!
Как и родители во многих других африканских и карибских странах, они активно обучают своих малышей. Например, лица, осуществляющие уход, используют свои руки и поддерживающие предметы, чтобы помочь маленьким детям научиться сидеть в вертикальном положении (Адольф и др., 2010; Карасик и др., 2015). И результат?
В Гане средний (средний) возраст, в котором дети учатся сидеть самостоятельно, составляет примерно 5,1 месяца. Около 95% младенцев в Гане достигают вехи в возрасте от 3,5 до 6,7 месяцев.
Возьмем для сравнения одну страну в Северной Европе — Норвегию. Родители в Норвегии обычно занимают выжидательную позицию в отношении физического развития. Они не учат своих детей сидеть прямо, и результаты совсем другие:
Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, средний норвежский ребенок не начинал сидеть самостоятельно примерно до 7 месяцев. И примерно одна треть младенцев не достигла этого рубежа, пока им не исполнилось 8 месяцев (Matorell et al 2006).
Итак, если бы мы использовали данные из Ганы для оценки норвежских младенцев, мы могли бы подумать, что в Норвегии проблемы с развитием. Треть норвежских детей настолько медлительны, что выходят за пределы того, что мы могли бы назвать «нормальным диапазоном вариаций» в Гане.
Но эти дети страдают от какого-либо заболевания? Они вызваны болезнью, физическим недостатком или когнитивным расстройством?
В большинстве случаев нет. Им просто требуется больше времени — скорее всего, потому, что у них не было таких же возможностей для практики и развития своих моторных навыков.
Как же тогда можно ускорить развитие моторики у младенцев? Как помочь малышу научиться сидеть?
Суть в том, чтобы предоставить вашему ребенку правильный вид физической активности — деятельность, которая признает текущие ограничения вашего ребенка, но также побуждает вашего ребенка раздвигать эти ограничения.
С чего начать? Полезно понять основную проблему, с которой сталкиваются младенцы.
Чтобы сидеть прямо, младенцам необходимо так называемое «управление туловищем». Им необходимо укреплять основные мышцы шеи, туловища и позвоночника. И они развивают эту силу по одному сегменту за раз в определенной последовательности «сверху вниз» (Pin et al 2019).):
- Во-первых, они укрепляют мышцы шеи.
- Затем они начинают укреплять мышцы верхней (грудной) части туловища.
- Затем, когда у них разовьется сильный грудной отдел, они начинают наращивать мышцы нижней части туловища (поясничного отдела).
Многие родители интуитивно понимают эту последовательность. Вы можете увидеть это, когда они держат своих детей вертикально.
Когда ребенок очень мал и слаб, родители обычно держат его за плечи. Но по мере того, как малыш становится сильнее, родители держатся за верхнюю или среднюю часть спины. И когда ребенок почти готов сидеть без поддержки, родители кладут руки на поясницу или бедра.
Итак, если вы обратите внимание на покачивания вашего ребенка, вы быстро почувствуете, где находится ваш ребенок в последовательности. Вы будете чувствовать, какие мышцы уже сильны, а какие нуждаются в кондиционировании.
Вот некоторые вещи, которые вы можете сделать на каждом этапе процесса.
Шесть советов по обучению детей сидеть прямо
1. Помогите ребенку развить сильные мышцы шеи с помощью «времени на животе».
Специалисты по безопасности призывают нас укладывать младенцев спать на спину. Эта тактика снижает риск СВДС. Но когда дети бодрствуют и проявляют бдительность, им полезны занятия на животе под наблюдением, особенно если их опекуны делают это веселым социальным опытом.
Такое «время на животе» может ускорить развитие определенных двигательных навыков, таких как ползание. А поскольку время, проведенное на животе, дает детям возможность развить больший контроль над мышцами и силу шеи, это может помочь детям подготовиться к самостоятельному сидению (Kuo et al 2008; Hewitt et al 2020).
Ваш ребенок не любит, когда его кладут на пол? В качестве альтернативы попробуйте лечь и положить ребенка себе на грудь.
2. Помогите ребенку укрепить основные мышцы туловища, проводя больше времени на животике и предоставляя ему возможность кататься.
Переворачивание — это еще один двигательный этап, который может сильно различаться по времени: некоторые дети могут делать это до 3 месяцев. Другим может потребоваться 6 месяцев.
Но всякий раз, когда это происходит, это большой шаг к тому, чтобы быть готовым сесть. Это связано с тем, что перекатывание развивает сильные основные мышцы, которые нужны младенцам, чтобы стабилизировать себя в вертикальном положении.
3. Дайте ребенку почувствовать, каково это сидеть. Станьте живым стулом.
Это распространенный метод в культурах, где родители проявляют активный подход к моторному развитию (Adolph et al 2010). Новорожденных не просто укачивают и носят. Их также размещают вертикально, в сидячем положении, на коленях у тех, кто за ними ухаживает. Взрослый удерживает ребенка на месте и становится своего рода живым стулом, на который ребенок может опереться.
4. Достаточно ли силен ваш ребенок, чтобы держать голову? И в состоянии держать верхнюю часть спины вертикально и устойчиво? Тогда ваш ребенок может быть готов к коротким занятиям по 9 часов под наблюдением.0241 поддерживает сидящего
на полу.Хотите последовать еще одному примеру «активных» культур? Попробуйте усадить ребенка на землю с помощью мебели, подушек или других предметов, чтобы ребенок не опрокинулся (Karasik et al 2015).
Если вы попробуете это, у вашего ребенка уже должны быть сильные мышцы шеи, и вы должны были заметить, что ваш ребенок начинает развивать контроль в верхней части грудной клетки (см. выше).
Не оставляйте ребенка одного. Это то, чем вы и ваш ребенок будете заниматься вместе. И когда вы впервые начнете эти сеансы, они будут очень короткими.
Ваш ребенок учится справляться с гравитацией, учится противодействовать каждому малейшему рывку и наклону. Чтобы оставаться в вертикальном положении, требуется мгновенная регулировка жесткости множества различных мышц. Это настоящий трюк!
Поэтому, когда ваш ребенок отходит от своих опор, неудивительно, что он может оставаться в вертикальном положении всего несколько секунд за раз. Но эти моменты — какими бы мимолетными они ни были — достаточно длинны, чтобы изменить ситуацию. С практикой и упражнениями ваш ребенок разовьет больше силы в мышцах грудного и поясничного отделов и сможет дольше сидеть с поддержкой.
5. Следите за «сидением на штативе» — ранней стадией сидения, когда младенцы опираются на руки.
Теперь «время на животе» лучше называть «время на полу», потому что ваш ребенок может сидеть самостоятельно — по крайней мере, в течение коротких периодов времени. Сначала поза вашего ребенка, вероятно, будет выглядеть скорее согнутой или сгорбленной вперед, и вашему ребенку могут потребоваться обе руки на земле, чтобы оставаться в вертикальном положении.
Но ваш малыш начнет экспериментировать с поднятием одной руки и постепенно научится регулировать равновесие. Вы можете поощрять этот процесс, играя с ребенком лицом к лицу и предлагая ребенку подержать в руках интересные предметы. И это подводит нас к моему последнему предложению…
6. Поймите, как меняется мир вашего ребенка. Будьте готовы предоставить вашему малышу новые возможности обучения!
Сидение без опоры — это больше, чем двигательная веха. Это также является триггером для новых впечатлений от окружающей среды — переживаний, которые могут дать вашему ребенку когнитивный импульс.
Когда дети могут сидеть, не используя руки для сохранения равновесия, им легче дотягиваться до предметов. Им также легче манипулировать объектами и визуально исследовать их, что помогает им узнавать об объектах (Woods and Wilcox, 2013).
Также вероятно, что сидение помогает детям изучать язык. Им легче установить зрительный контакт, и это может стимулировать более личную беседу с их опекунами. Они знакомятся с большим количеством слов и быстрее начинают изучать новый словарный запас (Libertus and Violi, 2016).
Так что будьте готовы подарить ребенку стимулирующее социальное и когнитивное вознаграждение в виде сидения. Не оставляйте ребенка одного в кресле без дела. Поощряйте вашего ребенка исследовать, наблюдать, общаться и учиться.
Дополнительная информация о развитии вашего ребенка
У вас есть другие вопросы о развитии вашего ребенка? Ознакомьтесь со следующими статьями Parenting Science:
- Моторные вехи: как развиваются дети в течение первых двух лет?
- Когда дети начинают ползать и как развивается ползание (иллюстрированное руководство)
- Когда дети начинают ходить и как это происходит?
- Когда младенцы говорят свои первые слова?
- Разговор с младенцами: как зрительный контакт помогает младенцам настроиться
Ссылки
Адольф К.Е., Карасик Л.Б., Тамис-ЛеМонда С.С. 2010. Двигательные навыки. В: Борнштейн М.Х., редактор. Справочник по науке о кросс-культурном развитии. Том. 1. Сферы развития разных культур, стр. 61–88. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Гонсалес С.Л., Альварес В., Нельсон Э.Л. 2019. Влияют ли крупная и мелкая моторика на языковые результаты по-разному? Систематический обзор. Фронт Псих. 10:2670.
Хьюитт Л., Керр Э., Стэнли Р.М., Окли А.Д. 2020. Время пребывания на животе и результаты для здоровья младенцев: систематический обзор. Педиатрия. 145(6):e20192168.
Карасик Л.Б., Тамис-ЛеМонда С.С., Адольф К.Е. и Борнштейн М.Х. 2015. Места и позы: межкультурное сравнение сидения пятимесячных детей. J Cross Cult Psychol. 46(8):1023-1038.
Куо Ю.Л., Ляо Х.Ф., Чен П.С., Се В.С., Хван А.В. 2008. Влияние положения лежа в состоянии бодрствования на моторное развитие в раннем возрасте. Джей Дев Бехав Педиатр. 29(5):367-76.
Либертус К. и Виоли Д.А. 2016. Сядьте, чтобы поговорить: связь между моторными навыками и развитием речи в младенчестве. Фронт Псих. 7:475.
Марторелл Р., Онис М., Мартинес Дж., Блэк М., Оньянго А., Дьюи К.Г. 2006 г. Исследование ВОЗ по моторному развитию: Окна достижения шести этапов развития крупной моторики. Acta Pediatrica. 95 (S450): 86–95.
Удженоэг-Пас О., Лесеман П.П., Волман М.С. 2015. Исследование в качестве посредника связи между достижением моторных вех и развитием пространственного познания и пространственного языка. Дев Психология. 51(9):1241-53.
Удженоэг-Пас О., Волман М.С., Лесеман П.П. 2012. Умение сидеть и ходить предсказывает развитие продуктивного словарного запаса в возрасте от 16 до 28 месяцев. Младенец Поведение Дев. 35(4):733-6.
Pin TW, Butler PB, Cheung HM, Shum SL. 2019. Взаимосвязь между сегментарным контролем туловища и развитием крупной моторики у типично развивающихся младенцев в возрасте от 4 до 12 месяцев: пилотное исследование. БМС Педиатр. 19(1):425.
Smith L, van Jaarsveld CHM, Llewellyn CH, Filedes A, López Sánchez GF, Wardle J, Fisher A. 2017. Генетическое и экологическое влияние на этапы развития и движение: результаты когортного исследования Близнецов. Res Q Exerc Sport. 88(4):401-407
Валла Л., Слиннинг К., Каллесон Р. , Вентцель-Ларсен Т., Рисер К. 2020. Двигательные навыки и последующее развитие коммуникации в раннем детстве: результаты популяционного исследования. Здоровье по уходу за детьми Dev. 46(4):407-413.
Valla L, Wentzel-Larsen T, Hofoss D, Slinning K. 2015. Распространенность подозреваемых задержек развития в раннем младенчестве: результаты регионального популяционного лонгитюдного исследования. БМС Педиатр. 15:215.
Woods RJ and Wilcox T. 2013. Поддержка осанки улучшает индивидуализацию объектов у младенцев. Психология развития 49 (8): 1413–1424.
Сааведра С.Л., ван Донкелаар П., Вуллакотт М.Х. 2012. Изучение гравитации: сегментарная оценка контроля вертикального положения по мере того, как младенцы учатся самостоятельно сидеть. J Нейрофизиол. 108(8):2215-29.
Валла Л., Вентцель-Ларсен Т., Хофосс Д., Слиннинг К. 2015. Распространенность подозреваемых задержек развития в раннем младенчестве: результаты регионального популяционного лонгитюдного исследования. БМС Педиатр.