Уровень усвоения учебного материала – 3.2.
Уровни усвоения учебной информации | uchutrudu.ru
Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько) | ||
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня |
0 (нулевой) | Понимание | Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости |
I | Узнавание | Наличие ответа в задании: да/нет, выбор правильного ответа, выбор ответов на соответствие вопросам; Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) |
II | Воспроизведение | Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной |
III | Применение | Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное |
IV | Творчество | Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством |
Упомянутые критерии и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях при оценке качества усвоения знаний школьниками.
Каждый человек в процессе обучения и последующей трудовой деятельности достигает определённого уровня мастерства, которое можетбыть соотнесено с определённым уровнем освоения:
- при усвоении на первом уровне — это ученик или любитель;
- на втором – профессионал — исполнитель;
- на третьем — эксперт;
- на четвёртом — творец.
Ученический (первый) уровень деятельности – начальный уровень освоения деятельности в процессе восхождения к мастерству в некоторой области. Это также начальный уровень обучения вообще и его соответственно называют уровнем знакомства. Главная особенность усвоения на этом уровне — неспособность ученика самостоятельно, без помощи извне (подсказка, инструкция, алгоритм) воспроизводить и применять усвоенную информацию. Использование тестов с выбором ответа из предложенной серии ответов – типичный пример деятельности на первом уровне, поскольку предлагаемые на выбор ответы становятся подсказкой и деятельность учащегося состоит в узнавании и правильном ответе ранее усвоенной информации. Деятельность такого же уровня выполняет ученик, если он нуждается в устной или письменной инструкции, чтобы решить задачу или выполнить практическое действие.
Исполнительский (второй) уровень усвоения — уровень воспроизведения по памяти ранее усвоенной информации и способен применять усвоенные алгоритмы деятельности (без помощи извне) для решения типовых задач. Никакой новой информации на этом уровне деятельности не создаётся, а только буквально воспроизводится то, что ранее было заучено.
Экспертный (третий) уровень деятельности – уровень высоко квалифицированной профессиональной деятельности, достижение которого позволяет решать широкий круг нетиповых (реальных) задач. Нетиповые задачи требуют комбинирования известных алгоритмов и приёмов деятельности, эвристического (комбинаторного) мышления, которое позволяет необычным образом использовать известную информацию при решении неизвестных ранее задач. Эвристические решения, как правило, сопровождаются развёрнутым обсуждением возможных альтернатив и экспериментированием. Деятельность на этом уровне обогащает личный опыт ученика новой только для него информацией, повышая его профессиональное мастерство.
Творческий (четвёртый) уровень деятельности — предполагает способность ученика добывать объективно новую информацию благодаря своей уникальной одарённости к данному виду деятельности и эффективной подготовке к ней. У всех на слуху имена всемирно известных творцов новых научных теорий и технических устройств, таких как Эйнштейн или Эдисон. Творцы всегда создают объективно новую информацию, которая позволяет человечеству продвигаться по пути социального прогресса.
Четыре уровня усвоения образуют естественную лестницу мастерства, по которой все мы карабкаемся всю свою жизнь, каждый в своей области деятельности и каждый с различным успехом, иногда надолго застревая на отдельных её ступеньках.
Классификация тестов по уровням освоения деятельности
Уровень усвоения
| ||
Характер задания
| Характер эталона выполнения задания
| |
1 уровень – выборочные
| На опознание (альтернативные), когда обучающийся на основе изучения предложенного объекта дает заключение о соответствии его вопросу, опознает его.
На различение, когда из нескольких предложенных объектов обучающийся должен выделить те, о которых его спрашивают, т. е. вопрос с несколькими ответами в произвольном порядке, из которых один или несколько правильные.
На соотнесение (классификацию), когда требуется правильно соотнести объекты с их характеристиками и свойствами, т. е. несколько вопросов и несколько правильных ответов на них. | Эталонная альтернатива.
Код соотнесения вопроса и правильного ответа (ответов).
Коды соотнесения вопросов и правильных ответов.
|
2 уровень – воспроизведение
| На подстановку — текст или формула, чертеж или схема с пропуском слов, фраз, букв, чисел, линий, элементов и т. п.
Конструктивные — предусматривают, что обучающиеся должны самостоятельно конструировать ответ, принимать решения, воспроизводить формулировки, давать характеристику, анализ изученного явления, выполнить чертеж, эскиз, график, вывести формулу и т. п.
Типовые задачи — условия, данные, собственно задание.
| Пропущенные слова, фразы, буквы, числа, элементы схемы и т. п. и соответствующие коды правильных ответов.
Правильные ответы на поставленные вопросы, задания с выделением операций.
Рациональная последовательность решения задачи с выделением существенных операций. |
3 уровень – эвристические
| Задания, требующие самостоятельного преобразования знаний для решения нетиповых задач. | Варианты рационального выполнения заданий эвристического характера. |
4 уровень – творческие
| Задания, требующие творческого применения знаний — на конструирование, рационализацию, модернизацию и т. п. | Варианты решения или описание сущности, принципа рационального выполнения задания. Эталонные эскизы, схемы, конструкции и т. п. |
uchutrudu.ru
Вопрос 24. Уровень усвоения учебного материала — КиберПедия
Показывает качество владения обучаемым учебным материалом.
Такая классификация позволяет четко формулировать дидактические цели при проектировании учебной программы и на их основе определять его состав.
Различают пять уровней усвоения учебного материала:
1. Нулевой уровень (Понимание) – это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать новую для него информацию. Строго говоря, этот уровень нельзя называть уровнем усвоения учебного материала, т.к. фактически речь идет о предшествующей подготовке обучаемого, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал.
2. Первый уровень (Опознание) – это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.
3. Второй уровень (Воспроизведение) – это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти, решение типовых задач (по усвоенному ранее образцу).
4. Третий уровень (Применение) – это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых ситуациях. При этом обучаемый способен генерировать новую для него информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Примеры: решение нетиповых задач, выбор подходящего алгоритма из набора ранее изученных алгоритмов для решения конкретной задачи.
5. Четвертый уровень (Творческая деятельность) – это такой уровень владения учебным материалом темы, при котором обучаемый способен создавать новую информацию, ранее неизвестную никому. Пример: разработка нового алгоритма решения задачи.
Уровень представления обозначается a и может меняться от 0 до 4.
Для измерения степени владения учебным материалом на каждом уровне используют коэффициент:
,
где:
P1 – количество правильно выполненных существенных операций в процессе решения задания
P2 – общее количество существенных операций в задании
Под существенными понимают те операции, которые выполняются на проверяемом уровне a. Операции, принадлежащие к более низким уровням, в число существенных не входят.
Исходя из этого: .
Таким образом, уровень усвоения учебного материала может быть использован для оценивания качества знаний бучаемого и выставления оценки. Предлагаются следующие критерии:
Неудовлетворительно | |
Удовлетворительно | |
Хорошо | |
Отлично |
-Неудовлетворительно
-Удовлетворительно
-Хорошо
-Отлично
При следует продолжать процесс обучения на том же уровне.
Вопрос 25. Содержание воспитания в начальной школе.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание в целостном педагогическом процессе дает возможность достичь формирования гармонически развитой личности.
Базовая культура личности человека является основой содержания воспитания в современной школе и включает в себя культуру жизненного самоопределения ребенка, культуру семейных отношений, умственное, нравственное, трудовое, физическое, гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.
Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисципли-нированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
· формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
· развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
· воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
· вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение следующих задач:
· содействие правильному физическому развитию детей, повышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья;
· развитие основных двигательных качеств;
· формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;
· воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой;
· приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
cyberpedia.su
Критерии усвоения учебного материала
Условные обозначения степени усвоения учащимися учебного материала
(по 5 уровневой системе оценивания)
+
« » – хорошо знает и может применить на практике. Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;
« + » – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«–» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.
Показатели оценки результатов учебной деятельности обучающихся
Уровень усвоения материала | Условное обозначение | Описание |
Низкий | Н | Узнавание объекта изучения, распознавание и выделение изученных структурных элементов. Механическое воспроизведение изучаемого материала (части материала), терминов. В практической деятельности – трудности последовательного пооперационного выполнения действия даже под контролем взрослого. Наличие существенных ошибок, помощь малоэффективна. |
Удовлетвори тельный | У | Воспроизведение части изучаемого материала, терминов, выделение элементов. В практической деятельности – фрагментарное применение знаний в стандартной практической ситуации. Наличие существенных ошибок, устраняемых с массированной помощью педагога. |
Средний | С | Воспроизведение изучаемого материала (части изучаемого материала) терминов с сохранением смысла. В практической деятельности – сознательное действие по усвоенному правилу, алгоритму в знакомой ситуации. Наличие ошибок, устраняемых с помощью педагога. В незнакомой ситуации возможно выполнение действий под контролем взрослого. |
Достаточный | Д | Осознанное воспроизведение изучаемого материала, терминов. В практической деятельности – сознательное действие по усвоенному правилу, алгоритму. Наличие единичных ошибок, устраняемых с помощью педагога. Перенос знаний и умений производится с незначительной направляющей помощью педагога. |
Высокий | В | Владение материалом, практическое самостоятельное использование знаний в практике. |
multiurok.ru
3. Уровни изучения и усвоения учебного материала в системе профессионального обучения.
В пед литературе различают критерии определения уровней изучения и усвоения учебного материала. Классификация уровней, предложенная И. Конфедератовым, различает уровни:
–различение– уч-ся отличает изучаемый объект или действия от общих объектов или действий, показывая только общее знакомство с их внешними поверхностными характеристиками;
-запоминание–уч-ся способен достаточно полно воспроизвести изученный материал (характеристики, факты, свойства, особенности) без глубокого уяснения его сущности на уровне памяти. На 1 и 2 уровне изучаются: задачи предмета, классификация, назначение, применение (оборудования, машин), сведения о структуре производственных процессов;
-понимание–уч-ся достаточно глубоко понимает изучаемый материал, умеет обосновать ответ, воспроизводит изучаемый материал в преобразованном виде и может привести собственные примеры. На этом уровне изучаются: вопросы технологии производства, свойства и способы получения материалов, технико-экономические показатели, виды и способы технологических процессов;
-умения – уч-ся на практике применяет полученные теор знания: решает задачи с пом законов, правил, предписаний, вызывает причинно-следственные связи при разборке теор и практ материала, умеет увязать материал с жизнью;
-перенос – на этом уровне уч-ся умеет творчески применить полученные теор знания на практике, в новой ситуации может дать ответ на любой вопрос, решить любую произв и уч задачу, может находить оригинальные подходы к решению поставленных задач. На этом уровне изучаются: основополагающие законы, явления, процессы, принципы работы и устройства машин (механизмы), теор основы технологических процессов и их сущность, принципиальные и конструкторно-технические схемы
Билет 22
1. Методология и организация научно-педагогических исследований в профессиональном образовании.
Методология и методы научно-педагогических исследований.
Метод – способ достижения знаний.(от. Греч. Метод-путь к чему-либо.) К сознательному применению в исслед работе научно – обоснованных методов, как необходимого условия научного познания служит методология научного познания.
Методология – совокупность познавательных средств, способов, приемов, которыми пользуется наука, а также область научно-философского знания, исследующая средства, предпосылки и принципы организации творчески-познавательной и практически преобразовательной деятельности науки.
Методология наукиставит перед собой цель: разработать основы аппарата, механизма научного познания, который необходим для творчества. Методология науки дает характеристику компонентов науч иссл-ия – его объекта, предмета анализа, задачи иссл-ия (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.
Методология исследуетпроблему совершенствования рационализации, оптимизации и рост эффективности научных исследований.
Целью научно-педагогических исследований каждого учебного предмета является выявление объективных закономерностей и специфических особенностей обучения и воспитания по данному предмету, а также проектирование и внедрение в практику работы школ эффективных методов, форм и средств обучения. Наиболее важные точки приложения методологии – постановка проблемы, построение предмета исследования и построение научной теории, проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т.е. соответствия объекту изучения.
studfiles.net
Уровни усвоения учебного материала — КиберПедия
Б. Блум | В.П.Симонов | В.П. Беспалько | В.Н. Максимова | М.Н. Скаткин | В.И.Тесленко |
Знание | Различение | Ученический (узнавание) | Узнавание | Узнавание понятия | Информационный |
Понимание | Запоминание | Алгоритмический (решение типовых задач) | Запоминание | Воспроизведение понятия | Репродуктивный |
Применение | Понимание | Эвристический (выбордействия) | Понимание | Применение понятия | Базовый |
Анализ | Простейшие умения и навыки | Творческий (поиск действия) | Применение | Воспроизведение системы понятий | Повышенный уровень |
Синтез | Перенос | Применение системы понятий | Творческий | ||
Оценка |
В российской дидактике принято опираться на классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в которой выделены следующие этапы усвоения знаний:
1. Информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации (Узнавание).
2. Репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера (Знает, может воспроизвести информациюпо предложенному алгоритму).
3. Базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма (Знает, может …..??).
4. Повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы в условиях, отличающихся от стандартных, умение вести эвристический поиск(Знает, может …..??).
5.Творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности(Знает, может …..??).
Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию.
Воспитательная функцияобучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.
Возможностями воспитания располагает, прежде всего, содержание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: развитии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.«Обучение ведет за собой развитие» – утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.
Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разработаны особые технологии обучения, преследующие именно Цели развития личности.
Развивающие технологии:
1. Теорию поэтапного формирования умственных действий(И.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина)
2. Развивающее обучение (Л.В. Занков) –увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий
3. Проблемного обучения (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов)
4. Систему развивающих методов обучения (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин)
5. Концепция содержательного обобщения в обучении (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин)
6. Способы активизации познавательной деятельности обучающихся (Г.И. Щукина).
7. Методическая система, способствующая развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства (Д. Кабалевский, И. Волков, Б.Н.Неменский )
cyberpedia.su
Характеристика уровней усвоения учебной информации
Аннотация
В статье освещаются вопросы организации учебного процесса специалистов по связям с общественностью. Представлена классификация уровней усвоения информации. Определена качественная оценка усвоения учебной информации. Данная диагностика может быть применима в новом направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью» и определять пороговый и повышенный уровни формирования профессиональных профильных компетенций.
Ключевые слова: качество усвоения информации, коммуникативные практики, связи с общественностью, реклама, приемы, средства, физическая культура, спорт.
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной дидактике выработаны общие подходы к количественному и качественному определению уровней усвоения содержания учебного материала. Существуют различные подходы к определению количества возможных уровней и характеристик.
Наиболее распространенной и известной является классификация В.П. Беспалько [1], где разграничиваются репродуктивный (воспроизведение по образцу, по инструкции) и продуктивный (поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия) виды деятельности и рассматриваются четыре уровня усвоения учебной информации: уровень узнавания; деятельность в стандартной ситуации; деятельность в нестандартной ситуации; деятельность в новой области (исследовательская). Данная классификация была адаптирована для характеристики уровней усвоения учебного материала по дисциплине «Связи с общественностью в физической культуре, рекреации и спорте».
МЕТОДИКА
Приемы и средства рекламы и связей с общественностью представляют интерес как в практической работе специалистов, так и в учебном процессе вуза [2,3]. Студенты 4 курса изучают конкретные приемы и средства, использованные при проведении рекламных кампаний и кампаний по связям с общественностью (пиар), акций, специальных событий в сфере физической культуры и спорта. Основная цель освоения экспериментальной методики заключалась в повышении третьего и четвертого уровня усвоения учебной информации, определяющих креативный потенциал будущего специалиста. В представленной классификации (таблица 1) прослеживается определенная преемственность уровней усвоения, которая заключается в том, что любой из уровней включает в себя все предыдущие.
В контрольной группе использовались традиционные методы обучения: репродуктивный, эвристический, проблемный, информационно-рецептивный, объяснительноиллюстративный. В экспериментальной группе, помимо основных методов обучения, использовался исследовательский метод, как основной метод обучения опыту творческой деятельности, метод информационного ресурса, в частности ресурсы медиатеки «Шумер. Sumer» (http://sumer.narod.ru).
Таблица 1. Характеристика уровней усвоения учебной информации
Уровень усвоения | Название уровня | Характеристика уровня |
1 | Знакомство | Репродуктивный уровень усвоения. Характеризуется тем, что студент способен лишь узнавать, опознавать, различать данные объекты изучения в ряду других подобных объектов. Определяется деятельностью по идентификации теоретических моделей коммуникации, коммуникативных практик, видов, форм, приемов, средств ДК. |
2 | Воспроизведение | Репродуктивный уровень усвоения. Характеризуется действиями по воспроизведению информации по памяти и ее применение в типовых ситуациях. Определяется деятельностью по воспроизведению информации о коммуникативных практиках, как объекте изучения, его свойствах, особенностях, характеристиках на уровне памяти или уровне понимания. |
3 | Применение | Продуктивный уровень усвоения. Характеризуется самостоятельным поиском приемов и средств рекламы и пиар, используемых в практической деятельности организаций. Определяется степенью овладения умением применять усвоенную информацию о приемах и средствах рекламы и пиар. |
4 | Творчество | Продуктивный уровень усвоения. Характеризуется тем, что творческая (исследовательская) деятельность конструируется самостоятельно. Определяется деятельностью по адаптации приемов и средств рекламы и пиар в сфере ФКиС, созданием собственного перечня приемов и средств рекламы и пиар в сфере ФКиС. |
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов показывает, что в КГ и ЭГ разность показателей по первому уровню усвоения учебной информации (знакомство) и второму уровню (воспроизведение) в начале и в конце эксперимента незначительна. Для оценки эффективности методики были предложены тесты на усвоение учебной информации. На начало педагогического эксперимента в результатах тестирования знаний студентов двух групп статистически значимых отличий не обнаружено. Результаты показывают, что работа с базой данных приемов и средств рекламы и связей с общественностью повысила третий (применение) и четвертый (творчество) уровни в экспериментальной группе. Уровень значимости в 7 из 8 ответов третьего уровня и в 6 из 8 ответов четвертого уровня достоверен, что показывает эффективность применения данной методики. Указанные тесты наиболее значимы для освоения экспериментальной методики, так как студент в результате самостоятельного поиска поднимается на творческий уровень решения задач. В процессе выполнения заданий студенты усваивают новую для себя информацию и обогащают свой опыт по отношению к тому опыту, которым они уже овладели на предыдущих двух уровнях.
Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп (n=24) до и после эксперимента представлен в таблице 2.
ВЫВОДЫ
Третьим уровнем усвоения в данном случае является такое усвоение информации учащимися, при котором они достигают умения применять ее в будущей практической работе. Четвертым уровнем усвоения является творческое усвоение информации, когда студенты демонстрируют умения осуществлять исследовательскую и изобретательскую деятельность, владеют навыками создания собственного перечня средств и приемов рекламы и связей с общественностью для их дальнейшего применения в формировании позитивного имиджа физкультурно-спортивных организаций и спортсменов, гармонизации отношений с различными группами общественности. Данная диагностика может быть применима в новом направлении подготовки «Реклама и связи с общественностью» и определять пороговый и повышенный уровни формирования профессиональных профильных компетенций.
Таблица 2. Характеристики испытуемых, а также показатели тестов, занимающихся
в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента
№ | Тесты | группа | X ± Sx | P (уровень значимости) | |
до эксперимента | после эксперимента | ||||
3 уровень (применение) | |||||
1 |
Приемы и средства рекламы и связей с общественностью |
К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P<0,05 |
Э | 4,0±0,2 | 4,2±0,1 | |||
2 | К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P<0,05 | |
Э | 4,0±0,2 | 4,2±0,1 | |||
3 | К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P<0,05 | |
Э | 4,0±0,1 | 4,2±0,1 | |||
4 | К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P<0,05 | |
Э | 4,0±0,1 | 4,2±0,1 | |||
5 | К | 3,5±0,2 | 3,6±0,2 | P<0,05 | |
Э | 4,0±0,2 | 4,3±0,1 | |||
6 | К | 3,7±0,2 | 3,4±0,1 | P<0,05 | |
Э | 3,6±0,2 | 4,0±0,1 | |||
7 | К | 3,6±0,1 | 3,6±0,1 | P>0,05 | |
Э | 3,7±0,1 | 4,0±0,1 | |||
8 | К | 3,6±0,2 | 3,6±0,1 | P<0,05 | |
Э | 4,0±0,1 | 4,2±0,1 | |||
4 уровень (творчество) | |||||
1 |
Приемы и средства рекламы и связей с общественностью в сфере ФКиС |
К | 3,7±0,3 | 3,5±0,1 | P<0,05 |
Э | 4,0±0,2 | 4,2±0,1 | |||
2 | К | 3,8±0,2 | 3,7±0,2 | P>0,05 | |
Э | 3,6±0,2 | 4,1±0,1 | |||
3 | К | 3,8±0,2 | 3,5±0,1 | P<0,05 | |
Э | 4,0±0,2 | 4,2±0,1 | |||
4 | К | 3,6±0,3 | 3,6±0,1 | P<0,05 | |
Э | 3,7±0,2 | 4,3±0,1 | |||
5 | К | 3,6±0,2 | 3,5±0,1 | P<0,001 | |
Э | 4,0±0,1 | 4,2±0,1 | |||
6 | К | 3,5±0,2 | 3,5±0,1 | P<0,001 | |
Э | 3,6±0,1 | 4,3±0,1 | |||
7 | К | 3,9±0,1 | 3,7±0,2 | P>0,05 | |
Э | 3,5±0,1 | 4,0±0,1 | |||
8 | К | 3,5±0,2 | 3,3±0,1 | P<0,001 | |
Э | 4,0±0,2 | 4,1±0,1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
- Викентьев, И.Л. Приемы рекламы и public relations. Программы-консультанты / И.Л. Викентьев. – СПб.: Бизнес-пресса, 2007. – 406 с.
- Муртазина, Г.Х. Освоение коммуникативных практик специалистами по связям с общественностью / Г.Х. Муртазина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 5 (75). – С. 85-88.
Контактная информация: [email protected]
sportfiction.ru
Уровни усвоения учебного материала — МегаЛекции
Б. Блум | В.П.Симонов | В.П. Беспалько | В.Н. Максимова | М.Н. Скаткин | В.И.Тесленко |
Знание | Различение | Ученический (узнавание) | Узнавание | Узнавание понятия | Информационный |
Понимание | Запоминание | Алгоритмический (решение типовых задач) | Запоминание | Воспроизведение понятия | Репродуктивный |
Применение | Понимание | Эвристический (выбор действия) | Понимание | Применение понятия | Базовый |
Анализ | Простейшие умения и навыки | Творческий (поиск действия) | Применение | Воспроизведение системы понятий | Повышенный уровень |
Синтез | Перенос | Применение системы понятий | Творческий | ||
Оценка |
В российской дидактике принято опираться на классификацию, предложенную В. И. Тесленко, в которой выделены следующие этапы усвоения знаний:
1. Информационный, требующий от учащегося узнавания известной информации (Узнавание).
2. Репродуктивный, основными операциями которого являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера (Знает, может воспроизвести информацию по предложенному алгоритму).
3. Базовый, требующий от учащегося понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма (Знает, может …..??).
4. Повышенный уровень, требующий от учащегося преобразовывать алгоритмы в условиях, отличающихся от стандартных, умение вести эвристический поиск (Знает, может …..??).
5.Творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности (Знает, может …..??).
Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию.
Воспитательная функцияобучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.
Возможностями воспитания располагает, прежде всего, содержание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: развитии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. «Обучение ведет за собой развитие» – утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.
Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разработаны особые технологии обучения, преследующие именно Цели развития личности.
Развивающие технологии:
1. Теорию поэтапного формирования умственных действий (И.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина)
2. Развивающее обучение (Л.В. Занков) – увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий
3. Проблемного обучения (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов)
4. Систему развивающих методов обучения (И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин)
5. Концепция содержательного обобщения в обучении (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин)
6. Способы активизации познавательной деятельности обучающихся (Г.И. Щукина).
7. Методическая система, способствующая развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства (Д. Кабалевский, И. Волков, Б.Н.Неменский )
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач ( Б.Альтшуллер)
Цели обучения
В старых учебниках указывается, что цель обучения – получить знания и какие-то навыки и умения, чтобы их употреблять. Это т.н. знание-ориентированная концепция обучения. На сегодняшний день она нас устроить не может.
Цели обучения (ценностная концепция):
1) знание о мире,
2) опыт практический деятельности,
3) опыт творческой деятельности,
4) опыт отношения к другим людям.
Первые два сегмента – образовательная цель, третий – развивающая цель, последний – воспитывающая цель. Таково триединство цели обучения.
Помимо этого есть низшие цели:
1. стратегическая цель (стоящая перед конкретным предметом),
2. тактическая цель (стоящая перед конкретной темой лекции или урока),
3. ситуативная цель (стоит перед какой-то частью урока).
Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.
Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru