Урок учимся решать задачи 1 класс: Урок Математика 1 класс Тема “Учимся решать задачи”
Конспект урока Математики Тема: Учимся решать задачи | План-конспект урока по математике (1 класс):
Дата: 2.04.2019 г. Школа: № 152 Класс: 1 «д» Кабинет: 220
| Учитель: Силантьева Т.В Студент: Черенкова А. Методист: Андреева Т.С |
Конспект урока математики
Тема урока: Учимся решать задачи
Цель:
Отработать навыки решения задач на сложение и вычитание.
Планируемые результаты
Предметные:
- отрабатывать умение решать задачи;
- строить логические рассуждения
Личностные:
- развивать память, внимание и мышление;
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Тип урока: открытие «нового знания»
Оборудование: УМК «Школа России», М.И.Моро « Математика» 1 класс, часть 2, презентация, раздаточный материал
ЭТАПЫ УРОКА | Хронометраж |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | УУД |
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Анатольевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь! | Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу. | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: работа с тестом | 3 мин | Давайте решим с вами несколько устных задач, полученный ответы вы показываете на веере. У Даши 2 конфетки и 1 пряник. Сколько сладостей у Даши? На ветке висело 6 шишек. Из них 2 шишки сорвали белки. Сколько шишек осталось на ветке? В одном домике живет 2 гнома, а в другом 3 гнома. Сколько гномов живёт в двух домах? Маша купила 2 кг малины и 4 кг клубники. Сколько килограммов ягод купила Маша? |
Осталось 4 шишки 5 гномов 6 кг купила Маша | К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог | 3 мин | Ребята, как вы думаете, для чего мы сейчас решали эти задачки? Какая же тема нашего урока? Какие цели мы поставим на данный урок?
| Мы будем решать задачи Формулируют цели | К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Р: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. |
IV. Открытие нового знания Словесный: беседа с учителем Практический: работа с учебником | 10 мин | Работа с учебником. Откройте тетради, запишите: число, классная работа. (прописывают цифру) Откройте учебник на странице 61, №2. Посмотрите на №2, прочитайте первую задачу. От предыдущей записи отступите вниз 2 клеточки и запишите номер задачи. О чем говорится в задаче? Что сказано о свекле? Что сказано о моркови? Что нужно найти? Каким действием будем находить? Кто пойдет к доске и запишет решение? Кто запишет ответ? Прочитайте вторую задачу. Что нам нужно сделать в этой задаче? Как мы это сделаем? При помощи чего? Молодцы! Что сказано о свекле? Тогда сколько моркови заготовили? С какого слова начинается вопрос? Каким действием мы ответим на вопрос? Кто пойдет к доске и запишет решение? Кто запишет ответ? | Работа у доски, в тетради О свекле и моркови Свеклы 7 кг Моркови на 3 кг больше Сколько моркови заготовили Сложением 7+3=10 (кг) Моркови заготовили Дополнить условие При помощи предыдущей задачи Свеклы заготовили 7 кг 10 кг Сколько всего Сложением 10+7=17 (кг) Овощей заготовили всего | П: развивать умение работать с учебником. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. К: Развивать умение слушать и понимать. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором, учителем, выделять главное. П.: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах. |
V. Первичное закрепление | 6 мин | Прочитайте задачу №1 Отступите от предыдущей записи вниз 2 клетки и запишите номер задания. О чем говорится в задаче? Что сказано о ведре? Что сказано о кувшине? С какого слова начинается вопрос? Запишем краткую запить. Отступите вниз 2 клеточки от номера задачи. Каким действием решается задача? Кто пойдет к доске и запишет решение? Кто запишет ответ? Хорошо, молодцы! | О молоке, В нем 8 литров молока В кувшине 3 литра молока На сколько меньше Вычитанием 8-3=на 5 (л) на 5 л молока в ведре больше, чем в кувшине | |
Динамическая пауза | 1 мин | |||
VI. Самостоятельная работа с проверкой | 6 мин | На слайде (или карточках) записана задача и краткая запись к ней, прочитайте её и запишите решение. На площадке играют 5 девочек, а мальчиков – на 3 больше. Сколько мальчиков играет на площадке? Сверьте свой ответ со слайдом. | Дев. – 5 Мальч. – ? на 3> 5+3=8 мальчиков | |
VII. Включение в систему знаний | 7 мин | Сейчас перед вами карточки с текстами задач, схемами и решениями к ним. Вам нужно соотнести текст задачи со схемой и решением. Работать вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
| Слушают задание Вспоминают правило Выполняют задание
| |
VIII. Рефлексия деятельности | 3 мин | Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие цели мы поставили в начале урока? Все ли у вас получилось? В чем были трудности? Ребята, у кого все сегодня получилось, кто доволен своей работой на уроке – поднимите зеленый карандаш У кого были трудности, кто не со всеми заданиями разобрался – поднимите желтый карандаш Кто совсем ничего не понял – поднимите красный карандаш | Отвечают на вопросы Анализируют свою деятельность | П: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
урок математики Учимся решать задачи
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Симоненко Татьяна Ивановна
2. Класс: 4 а Предмет Математика
3. Тема урока: Учимся решать задачи
4. Цель урока:
1)обучающая:Осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
2) развивающая: Строить рассуждения, выделять существенные признаки, осуществлять поиск информации.
3) воспитательная:: Воспитывать у учащихся необходимость выполнения правил дорожного движения.
5. Задачи урока:
способность к исследованию при решении задач на движение; умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями;
отрабатывать ключевые понятия, определяющие успешность решения задач на движение объектов;
учить читать модели движения в заданных направлениях, формировать умение анализировать и решать задачи на движение;
отрабатывать вычислительные навыки при решении задач;
воспитание уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке, дружеских отношений между учащимися, чувства взаимовыручки; чувства уверенности в своих силах.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Самоопределение деятельности. Организационный момент. | –Организуйте своё рабочее место, откройте тетради и запишите число, классная работа. –Психологический настрой: Улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачи. А я желаю вам добра, вы желаете мне добра и мы желаем друг другу добра. – Зачем вы ходите в школу? – К знаниям ведут три пути. (сл. 2) – Перед вами лежат листы самооценивания. В конце урока вы оцените каждый свою работу и заполнит его. | Уч-ся организовывают рабочее место, открывают тетради и записывают число. – Уч-ся желают друг другу добра и удачи. Ответы детей на вопрос учителя. Уч-ся самостоятельно читают три пути к знаниям, беседуют с учителем, доказывают сво1 мнение. Уч-ся рассматривают листы самооценивания. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД). Уметь обобщать и классифицировать по признакам. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Работа в паре. (сл.3) Посмотрите на экран. – Поговорите друг с другом и подумайте, как можно разделить данные на 2 группы. – 1 вариант записывает единицы длины, начиная с наименьшей. – 2 вариант записывает единицы времени, начиная с наименьшей. – Какое значение лишнее? Почему? – Что такое скорость? (скорость-это длина пути, пройденная за единицу времени). – Какие знаете единицы скорости? – От чего зависит выбор скорости? ( сл. 4) – Соедини картинку со значением скорости. – Давайте проведем небольшую разминку. ( сл.5) – А теперь вы решите тест. (сл. 6). Ответ записывать цифрой и буквой верного ответа. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. (сл. 7) – Какова же тема урока? Запишите её. | Уч-ся беседуют в парах, затем отвечают. Уч-ся работаю самостоятельно. Проверка задания фронтально. Дети называют это значение и обосновывают свой ответ. Уч-ся отвечают своими словами. Называют и записывают единицы скорости. Уч-ся отвечают. Уч-ся выходят к доске и соединяют картинку и значение скорости. Уч-ся в парах решают и фронтально отвечают. Уч-ся работают самостоятельно. Взаимная проверка работ друг у друга. Выставление оценок. Уч-ся записывают тему урока. | Уметь на основе анализа объектов делать выводы. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД). |
3 | Постановка задачи урока. | – (сл. 8) Прочитайте вопрос и решите задачу самостоятельно. – Что значит нарушить правило? – Правила дорожного движения есть у водителей, а у нас они есть? – Например? Игра «Да – нет». Если да-хлопаете в ладоши, если-нет молчите! 1.Зеленый свет светофора означает-иди! 2.Если нет светофора, то переходи улицу там, где хочется. 3.Возле каждой школы должен стоять знак «Осторожно, дети!» 4.Садиться на велосипед можно только с 14 лет. А что знаете об этом? | Самостоятельная работа учащихся. Уч-ся отвечают на вопрос. Свободные ответы детей. Дети хором отвечают. | Уметь извлекать информацию из схем, таблиц, текстов. (Познавательные УУД) Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
4 | Физминутка для глаз. | ( сл.9). | Уч-ся следят за движением фигурок на экране. | |
5 | Проблемная ситуация и выход из неё. | Работа в группах. Учитель раздаёт листы с работой. – Какой же вывод можно сделать? (сл.10) | Уч-ся работают в группах. Выступления групп по опросам учителя. Задачи на движение можно рассматривать в паре с задачами «Купли-продажи». | Уметь извлекать информацию из схем, таблиц, текстов. (Познавательные УУД) Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
6 | Самостоятельная работа | Работа по учебнику Стр. №282. | Уч-ся самостоятельно решают задачу и отвечают на вопросы. Проверка работ у нескольких учащихся. | |
7 | Рефлексия деятельности | Оцените свою работу на уроке. Возьмите оценочные листы и напишите в каждой строке «да», если вы умеете выполнять эту работу, «нет», если вам сложно это сделать самостоятельно. Эти листы сдадите после урока. | Уч-ся самостоятельно оценивают свою работу. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
8 | Домашнее задание | – У вас на столах лежат листы двух цветов…… цвет – простые задачи на движение, ……цвет – сложные задачи. Выберите на дом ту домашнюю работу, которая вам по силам. | Уч-ся сами выбирают д/з. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/456666-urok-matematiki-uchimsja-reshat-zadachi
Задачи со словами для первого класса — выноски в классе
Добро пожаловать в серию «Нарушение стандартов». Теперь, когда мы рассмотрели все вопросы, связанные со сложением и вычитанием, этот пост будет глубоким погружением в текстовые задачи для первого класса. Решение проблем в первом классе будет одной из самых сложных тем, которые вы будете освещать, поэтому вам нужно знать о стандартах Common Core / TEK, чтобы помочь вашим ученикам получить максимальную отдачу от ваших уроков.
1. Стандарты словесных задач для первого класса:
Чтобы просмотреть Стандарты решения задач первого класса для Common Core и TEKS, щелкните изображение выше.
2. Вертикальное выравнивание для решения задач в первом классе
Вертикальное выравнивание для решения задач в первом классе очень важно при планировании уроков. Нам нужно изучить не только стандарты первого класса, но и стандарты детского сада и второго класса. Вы должны знать, что ваши ученики уже должны знать, а также что они должны знать, когда их первый год закончился. Вертикальное выравнивание учитывает стандарты детского сада, а также стандарты второго класса и настраивает вас и ваших учеников на УСПЕХ! Щелкните изображение выше, чтобы увидеть Вертикальное выравнивание.
Детский сад:
Может решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, используя предметы, рисунки или числовые предложения для представления задачи.
1-й класс:
Необходимо выучить: см. № 3 – Анализ и алгоритмы. (2.) Создавайте проблемные ситуации, когда вам дается числовое предложение сложения или вычитания целых чисел в пределах 1000.
Нужны ресурсы второго сорта? Проверьте это у моей подруги Синтии в My Kind of Teaching
3. Разбивка: первый класс Словесные задачи
При изучении стандартов для создания наиболее продуктивных и увлекательных уроков следите за ними на глаголов . Я выделил их красным. Глаголы говорят о том, что ваши ученики будут делать, чтобы изучить стандарты.
Когда первоклассники заканчивают первый класс, они должны уметь: (сосредоточьтесь на глаголов , выделенных красным)
- Решить словесных задач из 20 на сложение и вычитание с неизвестными во всех позициях.
- Сгенерировать и Решить задач, если задано числовое предложение на сложение и вычитание чисел в пределах 20.
- Найдите сумму (Друзья 10)
- Найдите сумму (в пределах 10)
- Найдите сумму (в пределах 20)
- Найдите недостающее дополнение (Друзья 10)
- Найдите недостающее дополнение (в пределах 10)
- Найдите недостающее дополнение (в пределах 20)
- Найди отличия (10 друзей)
- Найди отличия (в пределах 10)
- Найди отличия (в пределах 20)
- Сравнение, чтобы найти разницу (насколько больше/меньше)
- Найдите недостающее вычитаемое (Друзья 10) 10 – ___ = 6
- Найдите недостающее вычитаемое (в пределах 10) 9 – ___ = 5
- Найдите недостающее вычитаемое (в пределах 20) 16 – ___ – 10
Давайте начнем
Проблемы слов Манипулятивные средства – слова « с использованием Объекты « используется в стандартах, когда фокус сосредоточен на добавлении и подразделении. Убедитесь, что у вашего ученика есть какие-то манипуляторы, которые он может использовать при решении текстовых задач.
Мои любимые манипуляции:
- Двусторонние счетчики
- Кубики Unifix
- Защелкивающиеся кубики
- 6 цветных дисков
2-сторонние счетчики, защелкивающиеся кубики и 6 цветных счетчиков — мои любимые, но используйте все, что у вас есть.
Заранее поместите 20 Snap Cube или двусторонних счетчиков в пакет, готовый раздать ученикам.
4. Мини-урок – знакомство со словесными задачами для первого класса
На листе бумаги напишите следующую задачу. Оставьте место для иллюстрированной модели ниже.
У Грейс было 6 новых карандашей. У Рекса было 4 новых карандаша. Сколько новых карандашей было у Грейс и Рекса?
Измените имена на что-то знакомое и значимое для ваших учеников.
Полностью прочитать таблицу.
Пример: У Грейс и Рекса было всего 10 карандашей. Этот шаг необходимо проделать с каждой текстовой задачей. В это время учащиеся должны спросить себя, имеет ли ответ смысл. Этот шаг следует выполнять каждый раз, когда ребенок решает текстовую задачу.
Идея мини-урока:
Используйте приведенную выше последовательность и создайте новую диаграмму с другой текстовой задачей, которая постепенно усложняется.
- Найди сумму (Друзья 10)
- Найдите сумму (в пределах 10)
- Найдите сумму (в пределах 20)
- Найдите недостающее дополнение (Друзья 10)
- Найдите недостающее дополнение (в пределах 10)
- Найдите недостающее дополнение (в пределах 20)
- Найди отличия (10 друзей)
- Найди отличия (в пределах 10)
- Найди отличия (в пределах 20)
- Сравнение, чтобы найти разницу (насколько больше/меньше)
- Найдите пропавшего Вычитателя (Друзья 10)
- Найдите недостающее вычитаемое (в пределах 10)
- Найдите недостающее вычитаемое (в пределах 20)
- Полностью прочитать задачу.
- Обведите важные детали, которые помогут решить проблему.
- Подчеркните или обведите вопрос, чтобы ответить на него позже.
- Нарисуйте наглядную модель того, о чем говорит задача. Используйте для этого линии или точки. Вы также можете использовать пустые десять кадров. В противном случае ваш урок математики превратится в упражнение по рисованию. Скажите это учащимся и дайте им понять, что каждая линия или точка представляют объекты в словесной задаче.
- Спросите учащихся, будете ли вы добавлять или вычитать. Тогда спросите их, откуда они это знают.
- Решите задачу на сложение или вычитание, составив числовое предложение.
- Дайте ответ, используя предложение, которое переформулирует вопрос.
- Наконец, спросите, имеет ли ответ смысл.
Word Problems Key Words
Некоторые учителя любят знакомить своих первоклассников с Key Word для решения задач. Иногда это может вызвать трудности, если учащийся не может объяснить часть «ПОЧЕМУ». Щелкните изображение ниже, чтобы получить БЕСПЛАТНЫЕ плакаты с ключевыми словами. Когда вы столкнетесь с этими терминами, спросите своих учеников, что, по их мнению, означают эти термины. Тогда спроси у них ПОЧЕМУ .
5. Практика решения задач в первом классе
Чтобы ваши первоклассники освоили стандарты Common Core и TEKS для решения задач, им потребуется практика для каждого шага. Сюда входят:
- Найдите сумму
- Найди отличия
- Нахождение пропущенных чисел во всех позициях (сравните, чтобы найти разницу, пропущенные слагаемые и вычитаемые)
Это можно сделать систематически, используя предоставленный редактируемый шаблон. Нажмите на изображение ниже, чтобы получить БЕСПЛАТНО . Чтобы использовать его в качестве ресурса Google Slides, используйте его как есть, когда вы нажимаете на изображение. Чтобы использовать в качестве файла PowerPoint, загрузите файл с Google Диска и сохраните его на свой компьютер. Скорее всего, вам придется изменить шрифты в соответствии с вашими потребностями.
6. Решение задач в первоклассниках Обучение в малых группах: систематический подходНачните с наименьшего уровня сложности и двигайтесь к наибольшему уровню сложности. Этот бесплатный ресурс содержит 12 текстовых задач для 1-го класса, которые следуют описанной выше последовательности. Он также включает редактируемую страницу, чтобы учителя могли создавать свои собственные карточки со словами для использования в своей небольшой группе. Нажмите на изображение ниже, чтобы получить БЕСПЛАТНЫЕ
Получите редактируемые шаблоны здесь. Чтобы использовать это как ресурс Google Slides, используйте как есть, когда вы щелкаете изображение. Для PowerPoint: загрузите файл PowerPoint с Google Диска и отредактируйте в PowerPoint.
Чтобы продолжать практиковать основные факты и связанные с ними навыки, вам также могут понравиться следующие:
7. Учебные центры: задачи для первого класса
Пришло время попрактиковаться в решении задач для первого класса. Есть так много способов сделать это, т.е. Учебные центры, рабочие листы, игры… и т. д. Итак, я создал этот новый интересный и увлекательный ресурс! Представляем… Игровое шоу на Хэллоуин (как и Jeopardy) . Нажмите на изображение, чтобы проверить его на TpT.
Вот как работает Halloween Game Show:
Учащиеся могут работать в командах, в партнерстве или работать независимо друг от друга. Они выберут категорию и сумму, и им будет предоставлен лист для записи, чтобы отслеживать свою работу. Лист Work it Out также предоставляется учащимся для демонстрации своей работы. Учащиеся решают задачу и проверяют свой ответ. Если они правильные, они получают очки; и команда или человек с наибольшим количеством очков становится победителем. В каждой категории есть 3 задачи со словами, и каждая задача становится все сложнее. Все приведено в соответствие со стандартами и в пределах 20.
Собери монстра – Решение задач для первоклассников
Нужен пакет с забавными заданиями, чтобы занять ваших учеников на некоторое время? Ознакомьтесь с пакетом заданий “Собери монстра для первого класса” ! Каждый раз, когда ваш ученик заполняет лист задач по истории (4 задачи), он раскрашивает часть монстра. Когда все 12 страниц будут заполнены, они смогут вырезать монстра и собрать его вместе! Отличный ПОДПАКЕТ!
Продолжайте практиковаться в сложении и вычитании
Работая над модулем решения задач, вы захотите продолжать практиковаться в основных фактах сложения и вычитания.
Вот несколько замечательных ресурсов для учебных центров от моей подруги Кэрол (Шоколадная учительница)
Нажмите на изображение ниже, чтобы получить этот подарок.
Не забудьте прикрепить изображение ниже к своей доске учебных материалов для использования в будущем.
Нажмите на ссылку ниже, чтобы подписаться на уведомления о новых сообщениях из серии «Нарушая стандарты»
И получите эти бесплатные задачи для первого класса!
Спасибо, что заглянули!
-Кэрри Лутц
Раскрытие информации: Кэрри Лутц является участником партнерской программы Amazon Services LLC, партнерской рекламной программы, предназначенной для предоставления небольшой комиссии за продукты, приобретенные через Amazon. com и другие дочерние веб-сайты. Вы не платите больше при покупке товаров по этим ссылкам.
Ресурсы для решения проблем | Ресурс для преподавателей
Помогите своим ученикам научиться решать проблемы самостоятельно, включив навыки решения проблем в свои планы уроков. Эта статья поможет вам научить учащихся понимать, выявлять и решать проблемы, с которыми они сталкиваются в классе.
Классы:
Pre-K |
К |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12
+ Show Tags
Тип:
Учебный ресурс
Стратегии обучения:
Решение проблем
Планирование учебных программ
Новый учитель Ресурсы
Добавить в фавориты
Создайте новую папку
2 Мои любимые
Печать
Загрузка
Решение проблем
Бармаглот
Решение проблем — это способность выявлять и решать проблемы путем систематического применения соответствующих навыков.
Решение проблем — это процесс — непрерывная деятельность, в которой мы используем то, что знаем, чтобы обнаружить то, чего мы не знаем. Он включает в себя преодоление препятствий путем выдвижения гипотез, проверки этих прогнозов и достижения удовлетворительных решений.
Решение проблем включает в себя три основные функции:
Поиск информации
Получение новых знаний
Принятие решений
Решение проблем является реальной частью учебного плана. Это предполагает, что учащиеся могут взять на себя часть ответственности за собственное обучение и могут предпринимать личные действия для решения проблем, разрешения конфликтов, обсуждения альтернатив и сосредоточения внимания на мышлении как жизненно важном элементе учебной программы. Это дает учащимся возможность использовать свои новые знания в значимых, реальных действиях и помогает им работать на более высоких уровнях мышления (см. Уровни вопросов).
Вот пятиэтапная модель, которую большинство учащихся могут легко запомнить и применить на практике, и которая имеет прямое применение во многих областях учебной программы, а также в повседневной жизни: понять природу проблемы и условий, которые ее окружают:
- Перечислите все относящиеся к делу факты.
- Составьте список всей предоставленной информации.
- Переформулируйте проблему своими словами.
- Перечислите условия, связанные с проблемой.
- Опишите связанные известные проблемы.
Это элементарно
Для младших школьников иллюстрации помогают систематизировать данные, обрабатывать информацию и обрисовывать границы проблемы и ее возможные решения. Учащиеся могут использовать рисунки, чтобы помочь им взглянуть на проблему с разных точек зрения.
Понять проблему. Важно, чтобы учащиеся понимали природу проблемы и связанные с ней цели. Предложите учащимся сформулировать проблему своими словами.
Опишите препятствия. Учащиеся должны быть осведомлены о любых барьерах или ограничениях, которые могут помешать им достичь своей цели. Короче говоря, что создает проблему? Поощрение учащихся озвучивать эти препятствия всегда является важным шагом.
Определите различные решения. После понимания характера и параметров проблемы учащиеся должны будут выбрать одну или несколько подходящих стратегий, помогающих решить проблему. Студенты должны понимать, что у них есть много доступных стратегий и что ни одна стратегия не будет работать для всех проблем. Вот несколько вариантов решения проблемы:
Создание визуальных образов. Многие специалисты по решению проблем считают полезным создавать «мысленные картины» проблемы и ее возможных решений до начала работы над ней. Мысленное воображение позволяет тем, кто решает проблемы, наметить многие аспекты проблемы и ясно «увидеть» ее.
Предположительно. Дайте учащимся возможность использовать метод проб и ошибок для решения проблем. Однако следует понимать, что это не единичный подход к решению проблемы, а скорее попытка собрать некоторые предварительные данные.
Создать таблицу. Таблица — это упорядоченное расположение данных. Когда учащиеся имеют возможность проектировать и создавать информационные таблицы, они начинают понимать, что могут группировать и систематизировать большинство данных, относящихся к проблеме.
Используйте манипуляции. Перемещая предметы по столу или парте, учащиеся могут создавать шаблоны и организовывать элементы задачи в узнаваемые и визуально удовлетворяющие компоненты.
Работа в обратном направлении. Учащимся часто бывает полезно взять данные, представленные в конце задачи, и использовать ряд вычислений, чтобы получить данные, представленные в начале задачи.
Найдите закономерность. Поиск закономерностей является важной стратегией решения проблем, поскольку многие проблемы похожи и попадают в предсказуемые закономерности.
Шаблон, по определению, является регулярным, систематическим повторением и может быть числовым, визуальным или поведенческим.Создать систематический список. Запись информации в виде списка — это процесс, который довольно часто используется для составления плана атаки для определения и решения проблем. Предложите учащимся записывать свои идеи в списки, чтобы определить закономерности, закономерности или сходство между элементами проблемы.
Попробуйте решение. При работе над стратегией или комбинацией стратегий учащимся будет важно …
Ведите точные и актуальные записи своих мыслей, действий и процедур. Запись собранных данных, сделанных прогнозов и используемых стратегий является важной частью процесса решения проблем.
Пробуйте работать с выбранной стратегией или комбинацией стратегий до тех пор, пока не станет очевидным, что она не работает, требует модификации или дает неверные данные. По мере того, как учащиеся становятся более опытными в решении проблем, они должны чувствовать себя комфортно, отказываясь от возможных стратегий в любой момент поиска решения.
Внимательно следите за шагами, предпринимаемыми в рамках решения. Хотя для учащихся может быть естественной склонностью «спешить» с реализацией стратегии, чтобы получить быстрый ответ, поощряйте их к тщательной оценке и мониторингу своего прогресса.
Почувствуйте себя комфортно, отложив проблему на некоторое время и решая ее позже. Например, ученые редко приходят к решению при первом подходе к проблеме. Учащиеся также должны чувствовать себя комфортно, давая проблеме отдохнуть некоторое время и возвращаясь к ней позже.
Оцените результаты. Крайне важно, чтобы учащиеся имели множество возможностей для оценки своих собственных навыков решения задач и решений, которые они получают, используя эти навыки. Часто учащиеся чрезмерно зависят от учителей в оценке их успеваемости в классе.