Упражнения омонимы – Сборник упражнений по теме “Омонимы. Употребление омонимов в речи”
Сборник упражнений по теме “Омонимы. Употребление омонимов в речи”
Упражнение 1. Назовите омонимы, лексическое значение которых даны ниже.
1.Орган воздушного питания растений в виде тонкой зелёной пластинки. Тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала.
2. Место расположения военачальника. Размер заработной платы.
3.Согласие, мир, порядок. Строй музыкального произведения.
4. Водопроводное устройство с краном. Столбец.
Упражнение 2. Ответьте на вопросы-шутки.
1. На какой плите нельзя приготовить обед?
2. Какой ячмень нельзя молотить?
3.Какую соль нельзя положить в суп?
4. К какому вороту нельзя пришить пуговицы?
5.Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?
6. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
7.Всякий ли пар способен подниматься к верху?
8.У каких башмаков не бывает каблуков?
9. Каким гребнем голову не расчешешь?
10.Из какого крана нельзя напиться?
11.В какую бочку не налить воды?
12.Каким патроном не зарядишь ружье?
13.В какой клетке не держат птиц и зверей?
14.В каких лесах не водится дичь?
15.Из какого крана не берут воду?
16.Каким поясом нельзя подпоясаться?
17. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем?
18. Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник.
19. Как называется деталь автомобиля и кухонная одежда домохозяйки: фартук, передник, слюнявчик?
20. Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой- либо деятельностью: конёк, собачка или кошечка?
21. Каким словом называют сорт сливочного мороженого и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи?
Упражнение 3. О каком языковом явлении говорится в стихотворении
Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?»?
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?
Предо мною близнецы.
Я спросил их: – Вы откуда появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
– Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат,
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.
Упражнение 4. Назовите омонимы к именам собственным,
помещенным ниже.
Соня, Роман, Вера, Орёл. Около города Пензы есть станция Соседка.
Недалеко от деревни протекает река Сестра.
Упражнение 5. Дидактическая игра «Перевёртыш».
Замените в словосочетании зависимое слово так, чтобы главные слова в первом и втором словосочетаниях стали омонимами: гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, ржавый ключ.
Упражнение 6. «Грузим корабль».
Морское судно отправляется в Королевство омонимов.
«Загрузите» корабль предметами, названия которых начиналось бы на букву К. При этом все слова должны быть омонимами.
Упражнение 7. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.
1. Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
4. Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
подпевает ей овсянка.
5. Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала — не видно.
Да не этот ей нужен, как видно.
6. Омонимы как близнецы похожи,
Но значат не одно и то же:
Груз подает подъемный кран,
А воду льет в квартире кран.
7.Села Мушка на ружье-
Не спугнуть ничем ее!
Дали выстрел. Дали сто!
Все сидит, И хоть бы что…
8.Я хочу боксёром стать,
только как мне лень прогнать?
Мой боксёр отважен, смел —
всех овчарок одолел.
Стали мы тренироваться.
Нет, за ним мне не угнаться.
9.Смотрит зайка косой, как девчонка с косой
За речною косой травы косит косой.
Упражнение 8. Отгадайте загадки:
1. Какие кошки мышей не ловят?
2. В бою рубят, а после боя развлекают.
3. Оружие, камни – самоцветы, фрукты.
Одно название – разные предметы.
4. Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь. А на крыше я торчу, не шелохнусь. Лёд на речке режу вдоль и поперёк. А на дне морском я махонький… Кто?
5.Чтоб в ванну нам воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну а на стройке он другой:
Большой, подъёмный и стальной.
6.Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает.
Кто это слово отгадает?
7.Есть омонимов немало:
Вот продукт, свиное сало.
Был в истории момент –
Звался тайный так агент.
8.В ней и крот и лис жить хочет,
Мышка свой хранит запас,
А она зачем-то ночью
К нам в курятник забралась.
9. Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?
10.Первую в школе все изучают.
Ну, а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно.
11.Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речек песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает?
12. Догадайтесь, о чём речь?
Нас много в играх набирают,
И на нос одевают.
13.Со мной ходи стрельбе учиться
И на гряде меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А также попадаю в щи.
14.Всем пишущим я помогаю.
И птиц от стужи согреваю.
15.На дереве висит, в книге лежит.
16. Летом все разровняет,
а зимой с коньками приглашает.
17.Тяжести на стройке поднимает,
в доме газ и воду охраняет.
18.От дождя прикроет, спрячет.
Дождь пройдёт — как шар маячит.
19. На лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом.
Право, я причёска – чудо! Заплести меня не худо.
В воду я вдаюсь полоской – узкой, серенькой и плоской.
20. Я и приправа хорошая к столу, и в цель могу пустить певучую стрелу.
21. Кто с него снимает кожу, будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет до мишени долететь.
Упражнение 9. Найдите в предложениях омонимы. Докажите.
1.Играть в шашки, дымовая шашка.
2.Горький лук, стрельба из лука.
3.Вкусная овсянка, слушать овсянку.
4.Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке.
5.Петрушка варил щи с петрушкой.
6.Важный мандарин почистил сладкий мандарин.
7.Знаменитый боксер выгуливал своего молодого боксера.
Упражнение 10. Выписать из стихотворения омонимы вместе со словами, при помощи которых можно пояснить значение слов:
В море суши полоса
Называется коса,
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, –
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
Упражнение 11. Придумать предложения с данными омонимами
Месяц (луна; календарный)
Кашка (цветок; молочная)
Мостик (капитанский; гимнастическое упражнение)
Лист (осенний; больничный )
Барашки (животное; морские)
Гребень (гребенка; петушиный)
Домино (игра; костюм)
Ирис (цветок; конфеты)
Мазурка (танец; печенье)
Упражнение 12. «Построй предложение». По рисункам составить предложения.
1.а) Ячмень – хлебный злак.
б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы.
2.а) Очки – единица счета при игре.
б) Очки – оптический прибор.
3.а) Ноготки –растение.
б) Ноготки – уменьшительное к слову ногти.
Упражнение 13. Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы.
1) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка.
2) Жареные лисички вкусны.
3) Медведь вышел на
4) Я по свету немало хаживал.
5) Котята любят молочную пеночку.
6) Мир победит войну.
7) Извозчику пришлось перевести лошадь на рысь.
Упражнение 14.Омонимы в стихах. Надо так подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно завершило стихотворение.
1. Я – от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня.
Но бывает смысл иной –
Весь огромный шар земной.
2.Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.
3.В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своем значении
Я – планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
Упражнение 15. Вопросы для интеллектуалов. Ответьте на вопросы (ответы – омонимы). Приведите примеры слов – ответов в других значениях.
1. Центр мишени.
2. Спортивный снаряд для закрытых помещений.
3. Сахарное драже.
4. Холодное спортивное оружие.
5. Китайский чиновник.
6. Гербовая птица.
7. Спортивный снаряд зимнего вида спорта.
8. Простая задачка.
9. Галстук музыканта симфонического оркестра.
10. Спортивная обувь для зимнего спорта.
11. Щетка для чистки бутылок.
12. Гимнастическое упражнение, родственное балетному.
13.Мостовая опора.
14.Буддистский монах.
15.Деталь ружья.
16.Протекторы для автомобиля.
17.Спортивный снаряд.
18.Проявление нежности.
19.Реверс монеты.
20.Колодец.
21.Жилище маленького грызуна.
22. Компьютерный «сенсор».
23. Переход через улицу.
Упражнение 16. «Открываем зоопарк».
Соберите зверей и птиц в свой собственный зоопарк.
Все названия должны быть омонимами.
Упражнение 17. «Подбор омонимов»
Объясните смысл следующих омонимов: барашек, атлас, бокс, вал, вилка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык. Пользуйтесь словарем и полезной информацией.
Полезная информация
Омоним | Понятие 1 | Понятие 2 |
Бокс | Вид спорта | Изолированное помещение, камера |
Зарядка | Утренние физические упражнения | Насыщение энергией аккумулятора |
Проводник | Вагонный кондуктор | Вещество, обладающее большой электропроводностью |
Ерш | Рыба | Приспособление для чистки бутылок |
Вилка | Приспособление для еды | Часть велосипеда |
Наряд | Документ | Группа военнослужащих |
Косяк | Стая рыб, птиц | Боковые брусья рамы |
Зуб | Часть черепа | Деталь шестерни |
Собачка | Домашнее животное | Опорная часть механизма |
Месяц | Луна | 1/12 часть года |
Очки | Устройство для выправления зрения | Единицы счета в играх |
Узел | Место связывания двух концов веревки | Мера скорости движения судов |
Язык | Ударная часть колокола | Важнейшее средство человеческого общения |
ОТВЕТЫ К УПРАЖНЕНИЯМ
Упражнение 1.
1.Лист. 2. Ставка. 3.Лад. 4.Колонка
Упражнение 2.
1.Бетонная плита. 2. Ячмень на глазу. 3. Нота. 4. Ворот – грузоподъемная машина. 5. Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле.
6. Строчка – сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи.
7. Пар – поле, оставленное на одно лето незасеянным.8.Башмаки – на железной дороге. 9. Гребень петуха. 10. Подъемный кран. 11. Бочка – фигура высшего пилотажа. 12. Патрон для электрической лампочки. 13. Грудная клетка.
14. Строительные леса. 15. Подъемный кран. 16. Пояс Земли. 17. Роман.
18. Манжет. 19. Фартук. 20. Конек. 21. Пломбир.
Упражнение 8.
1.Кошки электромонтера. 2. Шашки. 3. Гранаты. 4. Конек. 5. Кран. 6. Сад. 7. Шпик. 8. Норка. 9. Ключ. 10. Дробь. 11. Коса. 12. Очки. 13. Лук. 14. Перо. 15. Лист. 16. Каток. 17. Кран. 18. Дождевик. 19. Коса – орудие труда; коса – вид прически; коса – песчаная отмель. 20. Лук – растение; лук – оружие. 21. Лук.
Упражнение 14.
1.Свет. 2. Мир. 3. Линейка.
Упражнение 15.
1.Яблочко. 2. Груша. 3. Горошек.
4. Лук. 5. Мандарин. 6. Киви. 7. Боб.
8. Семечки. 9.Бабочка. 10. Коньки.
11. Ёршик. 12. Ласточка. 13. Бык.
14. Лама. 15. Собачка. 16. Скат.
17. Конь. 18. Ласка. 19. Орел.
20. Журавль. 21. Норка. 22. Мышь.
23. Зебра.
vseosvita.ua
Омонимия слов разных частей речи (упражнения и тест)
Упражнение 1.
Выпишите совпадающие по звучанию и написанию слова и определите, к какой части речи они принадлежат. Разберите их по составу.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.
Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.
В.Я.Брюсов
Упражнение 2.
Прочитайте текст. Определите, есть ли в нем омонимичные слова? Выпишите их. К какому виду они принадлежат?
В течение всей ночи студент Нежный изучал изменения в течении реки Амур в продолжение своей подготовки к предстоящему экзамену. Вследствие этого он просто-напросто проспал и опоздал на экзамен приблизительно на три часа. В следствии по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, ввиду того что Нежный был кем-то наподобие Ломоносова: гениальным и до крайности пунктуальным. Ректор заявил, что под наказанием он имеет в виду следующее: Нежный обязан перевести на счёт университета тысячу долларов в качестве штрафа. Студент объяснил, что насчёт этого он имеет большие сомнения. Денег у него не было. Несмотря на все просьбы Нежного о помиловании, ректор был неумолим. Он не хотел идти навстречу студенту и, не смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Студент прочитал в продолжении одной очень занимательной книжки по экономике об одной небольшой компании вроде «МММ». Он рискнул на встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, невзирая на рекламные обещания о быстром получении больших денег, компания оказалась мыльным пузырём.
Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.
Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!
Упражнение 3.
Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.
1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё (во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув (в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться (в)низ становилось опасно.
Упражнение 4.
Выпишите номера предложений с производным предлогом.
1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.
Упражнение 5.
Запишите слово по орфографическим нормам.
1) Посмотреть [н^в’эрх] – положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] – идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. – [та?гжэ], как и час назад, шел снег.
Упражнение 6.
Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.
1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.
Упражнение 7.
Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.
Свет, среда, глава, затопить, заточить.
Упражнение 8.
Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.
1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Упражнение 9.
Найдите омофоны, объясните их написание.
1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!
Упражнение 10.
Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.
- 1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки, И печенье испеки.
- 3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
- В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.
4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.
Тест по теме “Омонимия слов разных частей речи”
1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е, производные от имён существительных.
А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.
Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.
2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.
1. На ней то(же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад…
3. Друзья то(же) приехали.
4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание слов с частицей же.
3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы бы при местоимении что. В каком примере он употреблён?
А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.
5. Проанализируйте написание производных предлогов.
- 1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
- 2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
- А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.
6. В каких предложениях пишется И?
А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели
Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки
В) болеть (в)продолжени… месяца
Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа
7. В каких предложениях пишется Е?
А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя
Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город
В) (в) заключени.. конференции был дан концерт
Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.
Ответы:
videotutor-rusyaz.ru
Методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме: Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами
Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами.
Цели:
• Познакомить детей с богатством омонимов и многозначных слов.
• Показать отсутствие связи между значениями слов- омонимов.
• Научить различать значения слов- омонимов.
• Научить детей видеть многозначное слово, понимать его значения.
• Конкретизировать понимание детей омонимов и многозначных слов в рисунках.
Упражнения.
- «Конкурс загадок».
Цель: формирование умения употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением.
Подберите к загадкам такие ответы, в которых есть омонимы.
-Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
-Какую соль не кладут в суп?
-Из каких ноготков нельзя собрать букет?
-Из какого крана не льется вода?
-Какой лук не кладут в суп?
-Какой губкой нельзя мыться?
-Какая гусеница не годится для танка?
-Какой кистью не выкрасишь стену?
-Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.
- «Шуточные стихи».
Найди в стихах слова — омонимы. Объясните их значение.
Любопытный суслик.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
-Где вы были?
-У Лисички!
-Что вы ели там?
-Лисички!
Храбрая Мушка.
Села Мушка на ружье-
Не спугнуть ничем ее!
Дали выстрел. Дали сто!
Все сидит, И хоть бы что…
3. «Что обозначают слова?»
Что обозначают слова язычок, горлышко, ножка? А что они обозначают в стихотворении И. Токмаковой?
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
4. «Найди многозначное слово».
-Найдите многозначные слова в стихотворении.
Странные вещи в природе бывают.
Ножки у стула, но стул не шагает.
Часто часы бьют.
Но мы не слыхали,
Чтобы кого-то они обижали.
«Слон затрубил»,- говорят.
Интересно! Что- то слона я не вижу в оркестре?
А.Кушнер
5. «Кто больше?»
-С приведенными словами придумайте сочетания слов с различными значениями этих слов ( значения не должны повторяться).
Например: мягкая вода, мягкий характер, мягкие согласные, мягкий мох.
Слова: новый, тупой, чистый, холодный, прямой, принять, слушать, тянуть, лицо, пробка, свет, картина.
6. С чем пойдешь , то и найдешь».
-Найдите в стихотворении В.Остера «Дорога» все значения этого слова. Придумайте свои примеры.
Подумайте только! Как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Мы просто и буднично скажем:
ДО ВСТРЕЧИ! СЧАСТЛИВОЙ ДОРОГИ!
Практика работы показывает и подтверждает эффективность лексической работы с учащимися, суть, которой в том, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями и употреблялось детьми в нужной речевой ситуации.
Дети совместно с учителем и при помощи родителей создавали книжки- помощники с многозначными словами, в которых учащиеся описывали различные значения многозначных слов, подбирали картинки и соответствующие значениям тексты (см. Приложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ
nsportal.ru
Практикум и тест по теме “Омонимия частей речи”
10-11 класс, русский язык. Омонимия частей речи.
Упражнение 3.
Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.
1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё(во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув(в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться(в)низ становилось опасно.
Упражнение 4.
Выпишите номера предложений с производным предлогом.
1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.
Упражнение 5.
Запишите слово по орфографическим нормам.
1) Посмотреть [н^в’эрх] – положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] – идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. – [та?гжэ], как и час назад, шел снег.
Упражнение 6.
Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.
1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.
Упражнение 7.
Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.
Свет, среда, глава, затопить, заточить.
Упражнение 8.
Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.
1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Упражнение 9.
Найдите омофоны, объясните их написание.
1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!
Упражнение 10.
Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.
1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки, И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.
4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.
10-11 класс, русский язык. Омонимия частей речи.
Упражнение 3.
Запишите номера предложений, в которых выделенные слова пишутся слитно, определите часть речи.
1) Двигаться (на)встречу опасностям страшно, но интересно. 2) Поднявшись (на)верх горы, мы увидели внизу город. 3) Всё(во)круг казалось застывшим. 4) Экскурсанты обошли (во)круг памятника. 5) (В)начале месяца шли дожди. 6) Проникнув(в)глубь леса, мы увидели много интересного 7) Спускаться(в)низ становилось опасно.
Упражнение 4.
Выпишите номера предложений с производным предлогом.
1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место , чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.
Упражнение 5.
Запишите слово по орфографическим нормам.
1) Посмотреть [н^в’эрх] – положить [н^в’эрх] шкафа. 2) Разговаривать [п^на?шыму] – идет [п^на?шыму] городу. 3) В комнате, а [та?гжэ] за дверью толпились люди. – [та?гжэ], как и час назад, шел снег.
Упражнение 6.
Найдите омонимы, подберите к каждому синоним.
1)Простые люди всего мира взяли дело защиты мира в свои руки. 2)Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке. 3) Он купил ириску, решил ее не есть, но как не съесть ириску, когда ириска есть.
Упражнение 7.
Составьте словосочетания с омонимами, проиллюстрировав их значение.
Свет, среда, глава, затопить, заточить.
Упражнение 8.
Найдите омоформы, разберите по составу каждый, поставьте в начальную форму, определите часть речи.
1)Небесное светило было закрыто дождевыми тучами, а еще вчера оно так ярко и ласково нам светило. 2)Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать и само меня бы мыло, хорошо бы это было. 3)Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Упражнение 9.
Найдите омофоны, объясните их написание.
1)Ел хлеб с ухой. – Ел хлеб сухой. 2)Не под дождем – Постоим да подождем. 3)Илья тобою очарован. – Иль я тобою очарован? 4)Лет до ста расти нам без старости. 5)Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума. 6)Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз. 7)Злато, злато! Сколько от тебя зла-то!
Упражнение 10.
Найдите омографы, объясните их значение, разберите по составу.
1) Чай пили в саду. – Пили скорей дрова.
2) Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки, И печенье испеки.
3) Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.
4) Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
5) В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.
Тест по теме “Омонимия слов разных частей речи”
1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е,производные от имён существительных.
А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.
Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.
2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.
1. На ней то(же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад…
3. Друзья то(же) приехали.
4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание слов с частицей же.
3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы быпри местоимении что. В каком примере он употреблён?
А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.
5. Проанализируйте написание производных предлогов.
1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.
6. В каких предложениях пишется И?
А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели
Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки
В) болеть (в)продолжени… месяца
Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа
7. В каких предложениях пишется Е?
А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя
Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город
В) (в) заключени.. конференции был дан концерт
Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.
Тест по теме “Омонимия слов разных частей речи”
1. При образовании от значимых слов предлоги застывают в определённой форме, отличной от омонимичной формы исходной части речи. Найдите предлоги с конечной буквой е,производные от имён существительных.
А) В течен.. реки, в продолжен., повести, в заключен., не был.
Б) В течен.. часа, в продолжен.. суток, в заключен.. выступления.
2. Союзы тоже и также пишутся слитно, их можно заменить синонимом — союзом и. Определите написание слов-омонимов, переставляя или отбрасывая частицу же от местоимения то и наречия так.
1. На ней то(же) платье, что и вчера.
2. Так(же), как и много лет назад…
3. Друзья то(же) приехали.
4. Луна скрылась. Звёзды так(же) пропали.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание слов с частицей же.
3. Союз чтобы пишется слитно, в отличие от частицы быпри местоимении что. В каком примере он употреблён?
А) Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
Б) Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
4. Раскройте скобки, определяя слитное или раздельное написание слова.
1. На то и щука в море, что(бы) карась не дремал.
2. Что(б) других учить, надо свой разум наточить.
3. Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
А) Слитное написание союза.
Б) Раздельное написание частицы бы и местоимения что.
5. Проанализируйте написание производных предлогов.
1. (На)счёт, (в)место, (на)подобие.
2. (В)целях, (по)причине, (в)продолжение.
А. Слитное написание. Б. Раздельное написание.
6. В каких предложениях пишется И?
А) отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели
Б) наблюдать изменения (в)течени.. реки
В) болеть (в)продолжени… месяца
Г) читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа
7. В каких предложениях пишется Е?
А) не пойти на прогулку (в)следстви… дождя
Б) уехать, но (в)последстви.. возвратиться в родной город
В) (в) заключени.. конференции был дан концерт
Г) (в) заключени.. по сочинению была дана его оценка.
1. – Б
2. – 1Б, 2Б, 3А, 4А
3. – А
4. – 1А, 2А, 3А
5. – 1А, 2Б
6. – Б,Г
7. – А,В
infourok.ru
Задания по теме “Омонимы” – Алексей Бутусов
Задания по теме «Омонимы»
1. Прочитайте миниатюру и ответьте на вопрос, как называются слова, встретившие свои «пары», которые звучат точно так же, но имеют совсем иное значение. Озаглавьте текст и составьте его план.
В избе одного охотника жили-были два друга: Ключ и Лук. Ключ обычно лежал на полке: им охотник запирал или отпирал дверь. А Лук тоже не скучал: из него охотник тренировался в стрельбе.
Но как-то однажды надоело Ключу и Луку в избе охотника. И отправились они тогда на прогулку. Много чего видели они на своем пути. С кем только не познакомились: и с облаками, и с кустами шиповника, и с петляющей речкой. Все было хорошо, пока Ключ и Лук не спустились в овраг, где бил источник.
-Ты кто? – спросил наш Ключ у него. –Как зовут тебя?
-Меня зовут Ключ,- зазвенел родник.
-Этого не может быть!- возмутился дверной Ключ. У тебя не может быть такого имени. Ты совсем не похож ни на один из ключей, которые я видел у охотника: ни на ключ от амбара, ни на ключ от чулана, ни вообще на одного из моих братьев.
-И все же я Ключ…- услышал наш дверной ключ в ответ.
Как называется орфограмма, на которую слово «ключ»? Приведите примеры других слов на эту же орфограмму.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ребята, вы, конечно же, поняли, что здесь играют с нами два слова-омонима. Напишите, какие слова называют омонимами и запишите, обратившись к толковому словарю лексическое значение каждого «ключа».
Омонимы-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1)Ключ-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Ключ-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Те омонимы, с которыми вы познакомились только что – это лексические омонимы. Но есть еще и такие разновидности омонимов как омоформы – слова, совпадающие в какой-то одной грамматической форме: Три (глагол) морковь – три ( числительное) зайца; Это был молодой человек (прилагательное в форме именительного падежа, мужского рода)- я не видел молодой женщины ( прилагательное в форме женского рода родительного падежа. Омофоны – разновидность омонимов, слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному: Цветущий луг- зеленый луг; Мужчина был еще очень молод – гербом СССР был серп и молот. Есть еще одна разновидность омонимов – омографы- слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. Как правило, эти слова различаются ударением: замок – замок, кружки – кружки, засыпать – засыпать, парить – парить.
3. Придумайте продолжение истории про Ключ и Лук. Пусть Ключ и Лук теперь отправятся в огород и там похожая ситуация произойдет с Луком, из которого стреляют и с тем, который растет на грядке.
Пусть их рассудит хозяин дома, который и расскажет про слова-омонимы. Сделайте смешную иллюстрацию к миниатюре, например, изобразите спорящих «Луков».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте мини-историю (4-5 предложений) с использованием омонимов:
– про норку, которая жила в норке;
-про клуб дыма, который витал над клубом;
– про девочку, которая заплетала косу на косе реки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В толковых словарях значение многозначных слов толкуется под цифрами, но в одной словарной статье. А значение омонимов – каждое слово в своей словарной статье.
5. Приведите из одного из толковых словарей, который есть в школе или у вас дома пример словарных статей омонимов и многозначных слов с толкованием их лексических значений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
alexbutusov.ru
омонимы синонимы многозначные слова.docx – Упражнения по русскому языку для …
ОМОНИМЫ
Разные по значению, но
одинаковые по звучанию и
написанию
Омонимы, синонимы, антонимы.
СЛОВА
СИНОНИМЫ
Произносятся и пишутся по –
разному, но имеют одинаковое
или близкое значение
АНТОНИМЫ
Имеют противоположное
значение
Родина – Отечество
Чудесный – сказочный
Храбрый – смелый –
мужественный
Кушать – есть – лопать – жрать
Лук1 (растение) лук2 (оружие)
Киви1 (птица) киви2 (фрукт)
Мир1 (вселенная) мир2
(согласие)
Долг1 (обязанность)
долг2 (взятие взаймы)
1. К данным словам подобрать и записать синонимы. Поставить в словах ударение.
Товарищ ________________________ Большой ___________________________
Безмолвие _______________________ Храбрый ____________________________
Неправда _______________________ Худой ______________________________
Команда ________________________ Смеяться ____________________________
Солдат __________________________ Колотить ___________________________
Добро – зло
Молодость – старость
Встречать – провожать
Ласковый – строгий
Глубоко – мелко
2. Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами. Придумай название. Запиши текст
в исправленном виде.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети
загорали под его жаркими лучами.
Слова для
справок: знойные, палящее, жгучими.
3. К данным словам подобрать и записать слова антонимы.
Друг _____________________ Весёлый ____________________________
Богатство _________________ Добрый ____________________________
Богач _____________________ Тёмный _____________________________
Встреча ___________________ Стоять _____________________________
Храбрец __________________ Плакать ____________________________
4. Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А
как она поёт
5. Спишите слова, выбрав нужную букву. Запишите проверочное слово. Подчеркните орфограмму.
Образец: столб – столбы.
Утю( г , к ), гер( б , п ), бере( г , к ), ено( д , т ), парово( з , с ), пар( г , к ), сугро( б , п ), су( б , п ),
Мар( г , к ), ястре( б , п ), лоша( д , т )ь, зву( г , к ), голу( б , п )ь, шка( в , ф ). Кие( в , ф ). Оле( г ,
к ).
5. Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма. Спишите.
Образец: Задирать нос зазнаваться, важничать
Сидеть как на иголках
Водой не разольёшь
Бить баклуши
Кот наплакал
Засучив рукава
не работает
волноваться, нервничать
коекак
бездельничать
очень спешить, торопиться
znanio.ru
Урок русского языка. “Виды омонимии”
Цели:
- Обучающая – закрепить определение понятия “омонимы”; учить отличать омонимы от многозначных слов, различать омонимы и различные виды омонимии.
- Развивающая – развивать мышление и речь учащихся, активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.
- Воспитывающая – воспитывать внимание к значению слова; обогащать словарный запас учащихся.
1. Организационный момент
2. Объявление темы, постановка целей урока
– Сегодня мы продолжим наше пребывание на сайте ”ЛЕКСИКА”. Мы на одной из страниц этого сайта. С каким языковым явлением мы познакомились, напомнит стихотворение Якова Козловского “Вы откуда, молодцы?”
(Инсценированное чтение – 3 ученика).
День вступил в свои права.
Постучались в дверь слова.
Я открыл им.
Что за чудо?!
Предо мною близнецы.
Я спросил их:
– Вы откуда
Появились, молодцы?
Отвечали мне слова:
– Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись;
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки
Мы по смыслу далеки.
– Что же это за слова-близнецы?
(- Это омонимы. )
– Как и в настоящем Интернете, у нас на сайте есть различные страницы. Сегодня мы путешествуем по странице “Омонимы”.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с информационным блоком, т. е. теоретической частью данной страницы (теоретический материал, которого нет в параграфе учебника “Теории”, - у вас на парте) (Приложение 1), проанализировали в практическом блоке ряд примеров.
– Схема нашего сегодняшнего пребывания на странице – перед вами на доске (Приложение 2). Я напоминаю, что пребывание на отдельной странице сайта, не закрывает для нас возможность к возвращению на уже изученные страницы, если будет такая необходимость. Также мы попытаемся внести свой вклад, пополнить страницу своими примерами.
3. Проверка домашнего задания
(Схема-алгоритм урока – на доске. )
– Для того чтобы попасть на сайт, нам нужно ввести пароль, который откроет нам доступ.
Правильность ответов подсказывают наши помощники – мимы.
– Как и на предыдущих уроках, пароль заключен в домашнем задании. Только ваш правильный ответ откроет страницу.
– Откроем тетради, проверим домашнее задание. Выразительно прочитаем стихотворение Я. Козловского.
Капель.
Сосульки как носы у цапель.
И тают словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель –
Поет весенняя капель.
– Чем являются выделенные слова?
(- Это омографы. ) – пароль.
– А какие слова называются омографами?
(-Омографы – это слова, имеющие одинаковое написание, но различающиеся по значению и произношению).
– Итак, капель – капель.
В нашем случае слово “капля” употреблено во множественном числе, родительном падеже.
Данные омографы являются различными словами одной части речи и совпадают в разных грамматических формах.
А каково лексическое значение данных слов?
Капель – (Ожегов с. 259) – падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями.
Капля (Ожегов с. 259) – маленькая округлая частица жидкости.
– Какой словарь является нашим помощником при определении лексического значения слова?
(- Толковый словарь. )
– Выделенные слова в домашнем упражнении – это графические омонимы – омографы.
И об этой группе омонимов есть стихотворение у Я. Козловского “Все зависит”.
– Давайте послушаем стихотворение и решим, от чего же все зависит.
(Инсценированное чтение – 3 ученика. )
День вступил в свои права,
Снова в дверь стучат слова.
Молотки взвалив на плечи,
Поклонились мне слегка:
– Мы слова, из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Но … по-разному нас слышат.
Меж собой лицом мы схожи,
Но по смыслу далеки.
Я спросил их:
– А на что же
Вам, ребята, молотки?
– Властен ты над смыслом слова!
Все зависит, знай, дружок,
По спине какого слога
Нас ударит молоток
– От чего же все зависит?
(- От ударения. )
– Мы правильно определили пароль, наша страница открылась!
4. Выполнение упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов
(Определение роли омонимов и разных значений слова в отрывке из стихотворения С. Кирсанова ”Птичий клин” – текст стихотворения на листах (на парте)).
– Дальше на странице перед нами “поиск”
Продолжает весеннюю тему стихотворение С. Кирсанова “Птичий клин”.
– Прочитайте стихотворение про себя. Выразительно прочитаем вслух.
Птичий клин
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой, на полях
Свои заметки делая,
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.
– Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении.
На полях, перо – совпадают и в произношении и в написании, являются словами одной части речи.
– На обратной стороне листа вы найдете выписку из словарной статьи “Толкового словаря русского языка” С. И. Ожегова.
– А как же нам отличать многозначные слова от омонимов?
(В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений. )
Поле
1. Безлесная равнина, пространство.
2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли.
3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь.
4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. )
5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец. )
6. Основной цвет, фон под узором.
7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи.
8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону.
Перо 1 – Роговое образование кожи у птицы – полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.
Перо 2 – Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.
В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений.
Вывод: В данном стихотворении поэт употреблял многозначное слово “поле” в различных значениях (назвать в каких) и слова ”перо”, которые являются лексическими омонимами.
– Итак, поэт использовал слова, различные по значению – омонимы, обыграл в стихотворении многозначность слова.
Работа с толковым словарем.
– Наш толковый словарик в “Приложении” учебника “Практики” (с. 343) содержит небольшое количество слов, в нем не представлены омонимы. Омонимы представлены в специальном словаре – это “Словарь омонимов русского языка” О. С. Ахмановой, с этим словарем мы познакомились на предыдущем уроке. Так же омонимы мы можем легко определить и по толковому словарю.
Индивидуальное задание : 2 ученика.
По “Толковому словарю русского языка” С. И. Ожегова 2 ученика найдут примеры омонимов (по 1-2 примера), а мы с вами по толковому словарю учебника найдем примеры многозначных слов.
(Омонимы – губа с. 144, многозначные слова – акварель…)
5. Анализ фонетических омонимов (омофонов)
Анализ омофонов.
– Следующим пунктом на странице обозначен анализ омофонов.
– Давайте вспомним, что это за слова?
(Омофоны – это слова, имеющие одинаковое произношение, но различное значение и написание).
– В этом блоке нам надо быть особенно внимательными.
-В рабочих тетрадях записываем число, классная работа, название нашей страницы “Омонимы”.
Запись под диктовку:
– Запишем под диктовку предложения, объясним написание омофонов.
1). На уроке не спешите, аккуратно текст спишите. (устно).
2). Пока на лавке посидел, я от снега поседел.
3). Скоро встречу я в лесу настоящую лису.
4). Я вчера отмыла стены все от мыла.
– В первом предложении омофоны являются разными словами одной части речи – глаголами, во втором – снова глаголами, в третьем – существительными. Омофония проявляется в пределах морфемы (корни – омофоны). В четвертом предложении – омофоны появились в результате совпадения в произношении слова и сочетания слов (глагола и существительного с предлогом).
6. “Шифровка”
Шифровка – задание по вариантам.
– Разгадайте зашифрованные слова.
– У нас в транскрипции записаны слова. Но здесь зашифровано не одно, а два слова – омофона.
– Давайте определим, произношение каких слов зашифровано.
Слова записаны на доске:
1 вариант: чистата
2 вариант: грип
– Запишите омофоны и проверочные слова, помогающие нам не ошибаться в написании:
чистота – чистый грипп – словарное слово
частота – частый гриб – грибы
Вывод:
Написание омофонов разных групп обязательно соотносить со значением слова, с его морфемным строением.
7. Выполнение задания по карточке
Самостоятельная работа. Дифференцированный подход. Карточки.
Карточка №1 (красная).
Составьте и запишите словосочетания с каждым существительным:
замок – замок
духи – духи
(Это омографы).
Карточка № 2 (голубая).
Составьте и запишите предложения с любым словом из каждой пары:
хлопок – хлопок
атлас – атлас
(Это омографы).
Карточка № 3 (зеленая).
Прочитайте текст. Спишите, раскрывая скобки.
Раз приснился Коле сон,
Он катился колесом.
И среди травы (с) ухой
Угодил в котел (с) ухой.
Определите, чем являются выделенные слова.
(Это омофоны).
– Оценки за работу я объявлю на следующем уроке.
8. Игра “Где, в каком виде, почему?”
– А теперь немного поиграем.
– Я загадала омонимы (это существительное). Задайте три разрешенных вопроса, которые помогут отгадать слова.
1. Где (мы можем встретить это? а) В огороде. б) На охоте.
2. В каком виде (это может быть)? а) В жареном. б)В натянутом.
3. Почему (мы любим это)? а) Я его не люблю, потому что от него слезы льются. б) Из него можно стрелять.
Ответ: лук – лук.
9. Анализ грамматических омонимов (омоформов)
Анализ омоформов.
Омоформы – слова, совпадающие в произношении и написании только в определенных формах.
– Запишите пары предложений:
1. Острое стекло поранило мне ногу. – Молоко медленно стекло со стола.
2. Кошка пила молоко. – Плотнику нужна пила.
– Слова каких частей речи выступают как омоформы? Разберем по составу слова стекло – стекло. Предложения второй пары разберем по членам.
10. Выполнение творческого задания
Вклад.
– Богатство русского языка и русской речи легло в основу создания многих стихотворений и веселых произведений. Например, Я. Козловского, стихи которого мы читали.
– Закончить хочется “весенним” стихотворением этого поэта “Март”:
Снег сказал:
– Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
– Какие слова в данном стихотворении являются рифмами?
(Омоформы).
– И для завершения работы на странице ”Омонимы” мы должны внести свой вклад на эту страницу сайта.
– Давайте попробуем сочинить пару строк, используя, например, омофоны.
Опорные слова – на доске.
луг – лук ; плот – плод; грипп – гриб; роз – рос; мох – мог; поднос – под нос; (в) лесу – лису; несу мел – не сумел.
Примеры:
Я пошел играть на луг,
Взял с собой колчан и лук.
Куст чудесных белых роз
Под окном на даче рос.
А вчера гулял в лесу,
Видел рыжую лису.
Сколотил себе я плот,
Чтоб найти волшебный плод.
Прибежали все три братца,
Стали за работу браться. (Омоформы).
11. Домашнее задание
Домашнее задание.
- Кто захочет, может продолжить сочинять дальше.
- Упр. 781 с. 250 – составить с омонимами “мир – мир” словосочетания, используя данные слова.
Пароль к следующему уроку заключен в домашнем задании. (Записываем задание в дневник).
12. Подведение итогов
– Схема замкнулась, наше путешествие по данной странице сайта закончилось. На следующем уроке мы начнем посещение другой страницы.
Объявление оценок за урок.
urok.1sept.ru