Разное

Упражнения на развитие моторики: 10 лучших упражнений на развитие мелкой моторики рук для детей 2-6 лет – Дошкольное образование – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Развиваем крупную моторику ребенка | Консультационный Центр

Уделяя внимание мелкой моторике, родители забывают про крупную: основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс.  Важно развивать не только мелкую, но и крупную моторику ребенка.

Крупная моторика, то есть движения крупных мышц тела, развивается гораздо раньше мелкой. Это основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.

    Развитие мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глаз, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях), туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот), ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика – без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения.

 

Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков письма и чтения, занятия спортом и играми. В результате двигательных расстройств у детей может нарушаться мотивация к играм и любой другой деятельности.

Помимо этого, двигательные упражнения помогают:

* поднять уровень активности ребенка;

* обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания;

* способствуют формированию межполушарного взаимодействия;

* развивают умение управлять своим поведением, преодолевать стереотипии в поведении (Глозман Ж. М., 2009).
Двигательные упражнения формируют образ собственного тела ребенка, что помогает лучше осознавать себя, управлять своим телом и поведением, а также легче ориентироваться в пространстве.

 Существует большое количество разнообразных игр и упражнений для развития крупной моторики у дошкольников.

  • Первое и самое простое – это  зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело. Используйте мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться.
  • Игры со скакалкой, а также игры на бросание и попадание в цель, кольца, игра в городки, дартс помогут в развитии внимательности и координации движений.
  • Занятие танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.

Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело.

Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду. Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц.

И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.

Не приучайте ребенка лениться!

Современных детей, непременно надо заставлять двигаться. По наблюдениям, почти половина девочек и четверть мальчиков дошкольного возраста страдают ожирением различной степени.

Очень много интересного можно узнать, вообще не делая никаких движений. К примеру, мобиль, который висит над кроватью, играет мелодию, светится, крутится, а ребенок не может дотянуться до него руками. Или игрушка, у которой достаточно нажать одну кнопку, а она в ответ выдает целый спектр действий. Для младенца это все – познавательная активность, а моторной реализации у нее нет.

В итоге ребенок переполняется информацией, и потом ему обязательно нужно просто активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность.

Комплексы упражнений для развития крупной моторики

1. “Бревнышко”. Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. “Колобок”. Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. “Письмо в воздухе”. И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе “прописывают” буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма – при пропуске букв, их заменах, “зеркальном” написании и других ошибках.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5.И п. – сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак – ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак – ребро – ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

6. И.п. – лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

7. И.п. – сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная “сарделька”). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

8. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

9. Ползанье на спине без помощи рук и ног (“Червячок”).

10. “Паучок”. Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям – вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

11. “Слоник”. Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног.

12. “Гусята”. Отрабатывается “гусиный” шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

13. И.п. – стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

14. И.п. – стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

Подготовила:

инструктор по ФК

Тихонова Г.Ю.

Упражнения и игры для развития моторики

Упражнения и игры для развития моторики | Центр Анны Семкиной
    org/BreadcrumbList”>
  • Главная
  • Статьи
  • Логопедия и дефектология
  • Упражнения и игры для развития моторики

Мелкая моторика – это степень владения тонкими движениями мелкой мускулатуры кистей рук. От её уровня прямо зависит речевая деятельность ребёнка, развитие интеллекта, памяти, внимания. Современные малыши – дети эпохи высоких достижений технического прогресса. В отличие от родителей, им редко доводится выполнять множество манипуляций пальцами в быту – даже шнурки и пуговицы сегодня сменили «липучки» и «молнии». Чтобы развить столь необходимую каждому ребёнку мелкую моторику, с самого раннего возраста следует ежедневно выполнять игровые упражнения для кистей рук.

Игры для развития моторики

Малыши тянутся к предметам и начинают хватать их в младенческом возрасте. Начинать игры на развитие мелкой моторики полезно с восьми месяцев. Существует множество игровых упражнений для разных периодов роста вашего ребёнка. Наиболее распространённые:

  • Гимнастика для пальчиков. У младенцев хорошо массажируют и развивают мелкую моторику пальчиковые игры «Сорока-ворона кашу варила», «Ладушки». Для детей с четырёх-пяти лет можно организовать пальчиковый кукольный и теневой театр.
  • Игры для развития моторики с бумагой. Младенцы с удовольствием изучают листы цветной бумаги – осматривают, ощупывают и разрывают. Малышам с года до полутора предлагают разворачивать завёрнутые в бумагу предметы. Дети пяти-шести лет охотно вырезают из бумаги или тонкого картона, складывают фигурки.
  • Завязывание бантиков, застёгивание пуговиц и «молний», шнуровка – отличная тренировка для кистей и развития навыков самообслуживания для детей с трёх лет.
  • Лепка. Малышам с двух лет можно предложить скатать шарики, колбаски, сделать отпечатки ладоней, различных предметов. Трёхлетним детям предлагают собрать фигурки из вылепленных взрослыми заготовок. Ребята постарше лепят предметы самостоятельно. Для разнообразия можно предложить сделать аппликацию на картоне или оклеить бутылку, придав ей форму кувшина. Самый безопасный материал для лепки для детей до трёх лет – тесто. С трёх лет можно использовать пластилин и глину, с пяти-шести – кинетический песок.
  • Игры и упражнения с миниатюрными предметами – сортировка круп или бисера (по размеру, цвету), нанизывание бусин. Такие упражнения начинают с трёх лет. Детям с четырёх-пяти лет подойдут более тонкие игры (наполнение мелкими предметами сосуда с узким горлышком) или занятия, нацеленные на результат (создание аппликации). Для аппликации ребёнок сначала рисует картинку на бумаге, затем смазывает её безопасным клеем и «раскрашивает» крупой разного размера и цвета – выкладывает горох, пшено, фасоль, гречку.
  • Игры с нитками. Малышам с двух-трёх лет можно предложить сматывать и разматывать клубки, выкладывать узоры. Детей с четырёх лет обучают плетению, вышивке. Ещё один творческий вариант – создание уникальных интерьерных сосудов. Из простого неказистого кашпо или бутылки можно соорудить авторский вазон. Для этого ёмкость смазывают клеем и обматывают сверху цветными нитками или джутом. Сверху можно приклеить ракушки, пришить бусины.
  • Сборка конструктора, мозаики, пазлов – развлечения, развивающие помимо моторики фантазию и творческое мышление.

Руководствуясь перечисленными идеями, вы можете придумывать новые игры на мелкую моторику, чтобы однообразные занятия не наскучили малышу. Большинство развивающих упражнений не требует покупки дорогих приспособлений – для этого подойдут простые предметы, которые вы всегда найдёте в хозяйстве.

Советы родителям

Чтобы игровые упражнения для развития мелкой моторики давали максимальный эффект, наши методисты подготовили для вас полезные рекомендации:

  • Играйте и выполняйте упражнение вместе с вашим сыном или дочерью. Это способствует формированию доверительных отношений и ускоряет прогресс в обретении полезных навыков.
  • Тренируйтесь постоянно – ежедневно выполняйте не менее одного комплекса упражнений для развития моторики. Если вы по какой-то причине пропускаете занятия, старайтесь заменить их развивающими играми.
  • Занятия должны вызывать интерес – придумывайте новые условия игр, инструменты и позволяйте делать это ребёнку.
  • Следите, чтобы тренировки не утомляли ребёнка. Экспериментальным путём подберите оптимальное время занятий (оно индивидуально для каждого малыша) – если видите, что ребёнок начал уставать, смените вид деятельности.

Самое главное – создайте спокойную, дружелюбную атмосферу, никогда не проявляйте раздражение, если у малыша что-то не получается. Чаще хвалите, поощряйте творческую активность ребёнка. Похвала главных в его жизни людей – мамы и папы – лучшая награда за достигнутые успехи и мощный стимул к дальнейшему совершенствованию.

21.02.2022

Поделиться:

Услуги и занятия, упоминаемые в статье

УслугаКол-во посещенийСтоимость

Нейропсихологическая диагностика

Одно посещение — 90 мин

15000 рЗаписаться

Абонемент на индивидуальные занятия по нейропсихологической коррекции

Одно посещение — 45 мин

1020000 рЗаписаться

Вам будет интересно

Все статьи

Психология и нейропсихология

Развитие внимания у детей

Логопедия и дефектология

Кто такой логопед и чем занимается?

Логопедия и дефектология

Чем отличается логопед от дефектолога?

Психология и нейропсихология

Что такое пищевой интерес и как его развить у ребенка

Психология и нейропсихология

Ребенок не откликается на свое имя.

С чем связано и как это исправить?

Психология и нейропсихология

Топ-7 игрушек для развития детей от 4 до 7 лет

Психология и нейропсихология

Развивающие игрушки для детей 2-3 лет

Психология и нейропсихология

Особенности формирования детской психики

Логопедия и дефектология

Когда ребенок начинает говорить первые слова

Логопедия и дефектология

Дискалькулия. Что такое и как лечить?

Психология и нейропсихология

Как развить эмоциональный интеллект у ребенка

Психология и нейропсихология

Нарушение сенсорной интеграции у детей

Логопедия и дефектология

Почему ребенок всё понимает, но не говорит?

Логопедия и дефектология

Ребенок не говорит в 3 года. Что делать?

Психология и нейропсихология

Развивающие игры для детей 2 – 3 лет

Психология и нейропсихология

Как развивать ребенка в 1 год

Психология и нейропсихология

Этапы психического развития ребенка

Психология и нейропсихология

Чем занимается нейропсихолог? Отвечаем на популярные вопросы

Логопедия и дефектология

Упражнения и игры для развития моторики

Логопедия и дефектология

Развитие мелкой моторики у детей.

Что это такое и как развивать

Логопедия и дефектология

Как научить ребенка говорить? Рекомендации и способы

Логопедия и дефектология

Классификация речевых нарушений

Логопедия и дефектология

Почему ребенок не говорит? Основные причины

Запишитесь
прямо сейчас!

Я согласен с условиями политики конфиденциальности

×

Записаться на прием

Запишитесь на прием прямо сейчас и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Я согласен с условиями политики конфиденциальности

Игровые занятия для поощрения моторного развития в уходе за детьми — Расширенный альянс по улучшению ухода за детьми

Игра имеет решающее значение для развития крупной и мелкой моторики у детей. Играя, дети тренируются и совершенствуют контроль и координацию крупных движений тела, а также мелких движений рук и пальцев. Воспитатели детей могут поддерживать моторное развитие детей младшего возраста, планируя игровые мероприятия, которые дают детям возможность регулярно двигать своим телом.

Упражнения для поддержки развития крупной моторики

Навыки крупной моторики включают в себя управление руками, ногами, головой и туловищем. Воспитатели детей могут помочь детям развить крупную моторику, предоставив детям возможность

  • бегать
  • .
  • прыжок
  • хоп
  • бросать и ловить
  • лазить вверх, вниз, поверх, под и сквозь предметы
  • трехколесные велосипеды с педалями или другие игрушки для катания
  • толкать и тянуть
  • слить и заполнить

Специальные виды деятельности, способствующие развитию крупной моторики, включают бег с разной скоростью, прыжки через скакалку, игру в классики, подбрасывание и ловлю мячей разных размеров, бросание мешков с фасолью, лазание в различных направлениях, езду на игрушках, езду на велосипеде, тягу тележки или игрушки, толкание игрушки коляски или веники, а также наполнение и опорожнение ведер и других контейнеров. Помните, что развитие крупной моторики происходит как внутри, так и снаружи. Ползучий туннель, машина для катания или игрушка-тягач могут помочь детям тренировать большие движения рук и ног.

Упражнения для развития мелкой моторики

Навыки мелкой моторики включают тщательное управление мелкими мышцами рук, ног, пальцев рук и ног. Управление мышцами языка и губ, чтобы говорить или петь, также является навыком мелкой моторики. Воспитатели могут планировать мероприятия, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей. Попробуйте некоторые из следующих действий, которые тренируют координацию рук и пальцев:

  • пластилин или пластилин с пластиковыми инструментами, такими как ножницы или формочки для печенья, чтобы сформировать различные формы
  • блоков разного размера, которые можно сложить и расставить
  • бусины, макароны, ригатони или крупы в форме колесиков для нанизывания на пряжу или шнурки
  • пазлы с ручками или кнопками разного размера
  • ножницы, краски, кисти, фломастеры, мелки и большой мел, безопасные для детей

Совместное чтение также отлично подходит для развития мелкой моторики. Побуждать детей перелистывать страницы книги. Помните, что настольные книги лучше всего подходят для очень маленьких детей, потому что страницы более прочные и ими легче манипулировать.

Для получения дополнительной информации

Навыки крупной и мелкой моторики являются важным инструментом, который дети используют в классе, дома и на игровой площадке. Игра — один из лучших способов укрепить моторику. Когда у маленьких детей есть широкие возможности для игр с разнообразными интересными материалами, у них появляется много новых и увлекательных способов.

Чтобы узнать больше о планировании мероприятий, поддерживающих физическое развитие детей и поощряющих активные игры, ознакомьтесь со следующими статьями eXtension Alliance for Better Child Care:

  • Активная игра в детском саду
  • Обеспечение активности детей в помещении
  • Поддержка развития крупной и мелкой моторики в уходе за детьми
  • Три «Б» в уходе за детьми: кубики, мячи и книги
  • Что воспитатели могут ожидать от физического развития младенцев
  • Что воспитатели могут ожидать от физического развития малышей
  • Что воспитатели могут ожидать от физического развития дошкольников
  • Что воспитатели могут ожидать от физического развития детей в возрасте от 6 до 8 лет

Если вы ищете конкретные занятия для использования в вашей программе по уходу за детьми, посетите нашу базу данных практических занятий по уходу за детьми.

8 Упражнения на развитие крупной моторики для детей

Дети развивают крупную моторику с разной скоростью. Но когда у маленьких детей возникают проблемы с этими навыками, это может затруднить крупную моторику, такую ​​как бег, прыжки и метание. Если крупная моторика вашего ребенка нуждается в небольшой дополнительной помощи, попробуйте эти забавные занятия.

Ознакомьтесь с темами, выбранными нашими экспертами

  • Стратегии и советы

1. Батуты

Использование батута — отличное занятие для улучшения равновесия. Это также может быть частью сенсорной диеты. Крытые батутные парки — отличное место для общения с другими детьми. Но если вы не уверены, что ваш ребенок будет следовать указаниям, или если ваш ребенок недостаточно взрослый для батутного парка, вы также можете приобрести мини-батут для использования дома под присмотром. Имейте в виду, что важно соблюдать правила безопасности, например, иметь планку для прыжков.

2. Игра в классики

Прыжки и прыжки требуют хорошей крупной моторики, равновесия и координации. Игра в классики — это простой способ отработать эти навыки. (В качестве бонуса это также может помочь потренировать навыки работы с числами!) Если у вас нет тротуара, на котором можно было бы рисовать, или игровой площадки поблизости, вы можете устроить классики в коридоре, используя малярный скотч.

3. Занятия боевыми искусствами

Занятия боевыми искусствами — хороший способ помочь детям развить силу рук и ног. Такие действия, как удары ногами, кулаками и борьба, работают на развитие этих основных групп мышц. Это может помочь детям с балансом и знанием того, где находится их тело в пространстве — двигательные навыки, которые могут быть проблемой для детей с сенсорными проблемами. Боевые искусства также могут иметь дополнительные преимущества для детей с СДВГ.

4. Игра на детской площадке

Игра на детской площадке может принести много пользы детям. Качание на качелях может помочь детям развить равновесие. Это также помогает им научиться координировать перенос веса и перемещение ног вперед и назад. Вы также можете поощрять ребенка использовать «неустойчивое» игровое оборудование, такое как веревочные лестницы и качающиеся мостики. Хотя они могут быть пугающими, прежде чем дети к ним привыкнут, они помогают работать мышцам туловища.

5. Игра с шариками и пузырями

Воздушные шары и пузыри — это уникальный способ развить крупную моторику, потому что вы не можете предсказать, куда они пойдут. Дети могут гоняться за пузырьками и стараться лопнуть как можно больше. Преследуя их, они должны бегать, прыгать, зигзагообразно двигаться и двигаться таким образом, что это требует внезапных изменений баланса и веса. То же самое касается бросания и попытки поймать или пнуть воздушные шары. Для более структурированной игры вы можете организовать игру в волейбол с воздушными шарами.

6. Трехколесные велосипеды, самокаты и педальные автомобили

Некоторые дети, у которых проблемы с крупной моторикой, могут научиться кататься на трехколесном или велосипедном велосипеде позже, чем их сверстники. Но есть альтернативы, которые они могут использовать, чтобы получить места и попрактиковаться в равновесии. Некоторые трехколесные велосипеды оснащены ручками, поэтому вы можете толкать их, пока ваш ребенок тренируется крутить педали. Или вы можете инвестировать в крепкий скутер или педальный автомобиль. Все они являются ступеньками к езде на велосипеде. Как только ваш ребенок освоится, вы даже можете установить полосу препятствий или нарисовать дорожку мелом. (Только не забудьте шлем!)

7. Танцы

Будь то урок танцев или танцевальная вечеринка в помещении, танцы — это хорошая тренировка крупной моторики. Это помогает детям развивать баланс, координацию и навыки последовательности движений. Это также помогает развить у ребенка чувство ритма. Для маленьких детей попробуйте использовать песни с текстами, которые добавляют движения, например «I’m a Little Teapot» или «The Hokey Pokey».

8. Полоса препятствий

Полоса препятствий заставляет детей двигаться и ставит перед ними цель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *