Упражнения на развитие чувства ритма: Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?
Как развить чувство ритма ребёнку и взрослому?
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет!
Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма — оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!
Как ритм связан со слухом?
Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств — это то, что ритм напрямую связан со слухом. Ритмические ощущения, по сути, – это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха. Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»?
Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар — абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.
Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.
Как развить чувство ритма у ребёнка?
Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».
Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить:
- декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих — это тоже ритмическое произведение;
- декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;
- маршировать;
- выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;
- играть в ударно-шумовом оркестре.
Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны — самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме.
Как развить чувство ритма взрослому?
Принцип упражнений по развитию чувства ритма у взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем — анализируем — повторяем», только в более сложном «оформлении». Для взрослых, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:
- Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.
- Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом.
- Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.
- Танцуйте, а если не умеете — учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма.
- Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!
Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно – при деловом подходе к этой «штуке» результаты становятся ощутимыми даже после одной-двух тренировок. Упражнения для развития чувства ритма бывают разной сложности – одни примитивные, другие трудоёмкие и «головооломчатые». Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.
Автор статьи – Оксана Ягина
Упражнения для развития чувства ритма
«Дятел» — средний возрастПедагог проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:
Тук, тук, тук-тук-тук,
Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук,
Это дятел сел на сук.
Педагог задает ритмический рисунок, дети повторяют.
«Песенки — ритмы» — младший возрастВоспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.
Лошадка
Вот лошадка — тонконожка,
Скачет, скачет по дорожке.
Звонко цокают копытца,
Приглашают прокатиться.
Цок-цок-цок (дети прохлопывают)
Воробушки
Стало солнце пригревать,
Вьют птички гнездышки.
Любят песни распевать бойкие воробушки,
Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик. (дети прохлопывают)
Неваляшки
До чего же хороши неваляшки-малыши,
Низко наклоняются, звоном заливаются.
Дили-день, дили-день. (дети прохлопывают)
Могут кланяться весь день,
Вам поклон и нам поклон
Дили-дон, дили-дон. (дети прохлопывают)
«Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик,
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались
Бум — бум — бум!
И удары раздавались
Бум — бум — бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум — бум — бум!
Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
«Шумит оркестр»
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш — кыш (свободное движение рук)
Хлоп — хлоп (в ладоши)
Шлеп — шлеп (по коленям)
Топ — топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
«Ритмическое эхо»
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
«Хлопот в такт»
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
«Музыкальные топотушки»
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
«Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
«Сыграй, как я»
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 — 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.
Ритмические упражнения для музыкантов любого уровня
Пытаетесь ли вы освоить «Мерцай, Мерцай, Маленькая звездочка» или работаете над одной из
«Венгерских рапсодий» Листа, вы могли столкнуться со сложными ритмическими рисунками. Независимо от того, какой у вас инструмент
, понимание ритма является важнейшим навыком, которым должен обладать каждый музыкант. К счастью, есть
способов улучшить свои знания. Вот наши 10 лучших ритмических упражнений, которые гарантированно
помогут вам.
Прежде чем погрузиться, обязательно ознакомьтесь с нашими основами ритма!
1. Таблицы ритмов
Если вы знаете основы, это хорошее место для начала ритмических упражнений. Вы можете воспроизводить ритмы на своем инструменте, используя метроном для большей точности. Вы также можете хлопать в ладоши или произносить их, используя та
или любой другой слог по вашему желанию.
Вы можете найти эти ноты в музыкальных книгах, а также в Интернете. Если вы хотите проверить, правильно ли вы делаете это
, вы также можете использовать онлайн-рандомизаторы ритма. Наконец, мы рекомендуем написать эти листы самостоятельно
, чтобы максимизировать обучение.
2. Полиритмы
Когда вы почувствуете себя достаточно комфортно с одной строкой, вы, возможно, захотите изучить полиритмы. Но что это за
?
Это просто две линии, играющие одновременно. Конечно, вы можете не добиться большого успеха с
полиритмами на флейте, но вы все равно можете использовать свои руки или голос!
Вы можете использовать упомянутые выше ресурсы и просто практиковать две линии одновременно. Вы можете использовать левую руку для нижней строки и правую руку для верхней. Кроме того, вы можете хлопать в ладоши
в нижней строке и используйте свой голос для верхней. Просто убедитесь, что обе строки имеют одинаковый тактовый размер
, а тактовые черты визуально выровнены.
3. Начните ходить
Начните с медленного и устойчивого темпа. Проходите доли и хлопайте в ладоши, например, две восьмых,
триолей или четыре шестнадцатых. Меняйте каждые четыре или восемь шагов. Как только вы освоитесь, начните исследовать
с точечными или синкопированными ритмами.
4. Используйте слова
Это прозвучит глупо, и это действительно так, но не все ритмические упражнения должны быть серьезными. Тем не менее, вы с большей вероятностью усвоите информацию через знакомые вещи.
Например, две восьмых становятся бразильскими, а четыре шестнадцатых – гуа-те-ма-ла. Если география вам не по душе, вы можете выбрать любой понравившийся предмет и сделать его своим.
Вот кое-что для гурманов:
5. Слушать и следить за партитурой
Если вы застряли в ритме или просто хотите попрактиковаться, это отличное упражнение. У вас есть несколько вариантов
. Первый — воспроизвести музыку на любой потоковой платформе и следить за нотами. Если вы получите
потерян, начните снова и при необходимости отрегулируйте скорость воспроизведения. Обязательно иметь правильную аранжировку
музыки.
Второй вариант — следить за партитурой в программе нотной записи. Обычно для этого требуется, чтобы музыка
была доступна в программном обеспечении или в онлайн-каталогах, таких как Musescore.
6. Ссылки на ритмические упражнения
Посмотрите на приведенный ниже ритм. Возможно, вы понятия не имеете, как в нее играть, но на самом деле знаете. Это
начало темы Лебединого озера Чайковского. Внезапно все это имеет смысл!
Наличие ссылок пригодится при изучении и запоминании ритмов. Подумайте обо всех известных вам мелодиях
и посмотрите, как они на самом деле выглядят.
7. Ритмический диктант
Этот диктант может оказаться сложным, поскольку требует участия другого человека, разбирающегося в музыке. Однако
можно обойти это, воспользовавшись заранее записанной диктовкой на YouTube или онлайн. Кроме того, вы можете просто
сыграть любую мелодию и попытаться определить ритм.
Диктовка имеет множество преимуществ. Это поможет вам развить способность самостоятельно распознавать ритмы по
, а также познакомит вас с правилами письменной нотации/
8.
Напишите свою собственную музыку Вы можете подумать: «Но я даже не знаю половины существующие ритмы!» ну и вы наверное не
ошибаетесь (их много). Держите свои ожидания на низком уровне и начните с короткой и легкой мелодии. Как только вы разберетесь с мелодической частью, сосредоточьтесь на ритме. Начинается с половинной ноты или с целой? это
звучит как что-нибудь, что вы знаете?
Скорее всего, вы не сможете написать, что именно вы играли, и это нормально. Цель состоит в том, чтобы максимально приблизить
к мелодии, которую вы играли. Это упражнение может быть непростым, но оно определенно поможет вам
стать увереннее в ритме.
9.
Приложение Стива Райха Clapping Music Если вам нравятся ритм-игры, это приложение для вас. Clapping Music — одна из самых заметных работ Стива Райха из списка
. Он состоит из паттернов, предназначенных для исполнения исключительно хлопками в ладоши. Приложение сложное, но
научит вас играть пьесу в увлекательной игровой форме. Он доступен для iOS.
10.
Обратитесь за помощью Это последнее упражнение не является ритмическим упражнением само по себе, но если вы чувствуете, что застряли или вам нужна обратная связь о вашем прогрессе, всегда полезно связаться с учителем или коллегой-музыкантом. идея. Вы можете не знать о
повторяющихся ошибках, которые вы совершаете, и использовать их в своей дальнейшей практике.
Ритмические упражнения должны быть важной и регулярной частью репетиционного режима каждого музыканта. Эти десять лучших ритмических упражнений вдохновят вас на то, чтобы включить их в свою практику.
Аня Дроздова — швейцарско-российская музыкант и преподаватель музыки. Она фокусируется на поиске творческих способов вовлечь студентов во время уроков игры на фортепиано и теории музыки, используя различные средства, такие как технологии и изобразительное искусство. Аня также пишет электронную поп-музыку под псевдонимом Mlkshk. Ее музыка вдохновлена повседневной жизнью, сценами из детства и воображаемыми местами, формами и цветами.
Soundbrenner — это компания, призванная помочь музыкантам сосредоточиться на том, что действительно важно: на их музыке. Создавая инновационные устройства, такие как Soundbrenner Pulse и Core, мы стремимся предоставить музыкантам наилучшие возможности для репетиций. Нажмите здесь, чтобы узнать больше.
Есть вопрос о носимых устройствах Soundbrenner? Свяжитесь с нами по [email protected], мы будем рады помочь!
5 советов экспертов о том, как улучшить свои навыки игры на гитаре и вывести их на новый уровень
Если вы хотите довести свои навыки игры на гитаре до…
Team Soundbrenner, уроки музыки
14 апреля 2023 г. | 4 минуты чтения
Лучшие подарки для исполнителей на духовых инструментах: наш топ-5!
От практических глушителей и регулируемых мундштуков до новых запонок и…
Фредерик Нильсен, в новостях сообщества
12 апреля 2023 г. | 3 минуты чтения
ИИ в музыке: ИИ не захватит индустрию, и вот почему
ИИ в музыке — не новая концепция, но для…
Фредерик Нильсен, в новостях сообщества
03 апреля 2023 г. | 3 минуты чтения
Плохое соблюдение сроков? 5 ритмических упражнений для всех музыкантов [Видео]
Вам трудно сохранять ритм? В этом посте учитель музыки Хизер Л. делится шестью ритмическими упражнениями, которые могут попробовать все музыканты…
Когда вы в последний раз слышали выступление музыканта вживую, будь то на концерте или в Интернете, и говорили себе: «Вау, ее ритм звучит очень странно. Но она феноменальный музыкант!»
Я тоже не помню.
Это потому, что сильное чувство ритма необходимо для того, чтобы стать тем феноменальным музыкантом, которым мы все стремимся стать, и мы все можем быть! Это часть того, что отличает любителя от профессионала.
Что такое Ритмические упражнения ?Ритмические упражнения важны для музыканта, так как они помогают идти в ногу с музыкой, а не торопить ее или отставать от темпа. Вместо того, чтобы просто читать ноты, ритмические упражнения позволяют вам чувствовать ритм песни, которую вы играете или к которой переходите, и сохранять внутренний ритм.
Используя ритмические упражнения, музыканты могут улучшить свой музыкальный ритм и убедиться, что они играют в собственном внутреннем ритме, что делает исполнение музыки более приятным для всех.
Плохой ритм? You’re Not Alone
То самое, что есть у этих профессионалов, — это нечто, называемое внутренним чувством ритма , которое вы можете отточить, подключившись к своему естественному чувству ровного пульса. Это как собственный встроенный метроном! Это устраняет необходимость притопывать ногой или полагаться на барабанщика или любого другого внешнего хронометриста, если уж на то пошло.
Важно знать, что «ритм» и «тайминг» означают несколько разные вещи. «Ритм» означает регулярную последовательность сильных и слабых ударов, а «тайминг» — это ваша способность держать ритм самостоятельно, особенно в группе.
Многие музыканты борются как с ритмом, так и с ритмом, часто потому, что мы выбираем произведения, которые слишком сложны для нас на данном этапе нашего музыкального пути.
Так что помните свои три S: Просто, медленно, стабильно.
Простые — это пьесы, которые вы выбираете, работая над улучшением своего ритма, медленные — это темп, в котором вы должны играть пьесы, а устойчивый ритм — это то, к чему мы стремимся!
Если у вас проблемы с ритмом и ритмом, учитель музыки может помочь вам с конкретными упражнениями и произведениями для отработки. А пока вот ритмические упражнения, которые я рекомендую своим ученикам.
1. Запишите себя
- Начните просто. Выберите песню, которую вы очень хорошо знаете (например, «Mary Had a Little Lamb»), а затем выберите медленный темп.
- Запишите, как вы играете (или поете, если вашим инструментом является ваш голос) в одиночку, без метронома или какой-либо резервной копии. Запись себя дает вам немедленную и ценную обратную связь.
- Прослушайте запись. Вы уверены, что незнакомец сможет подслушать ваш ритм? Вы ускоряетесь или замедляетесь?
- Коснитесь или похлопайте во время записи. Подсчитайте, сколько раз вы сбились с ритма или колебались.
Не расстраивайтесь, если вы не так стабильны. Просто примите решение стать лучше. Помните, это всего лишь еще один навык, которому нужно научиться!
2. Марш на пульс
Это ритмическое упражнение может быть самым веселым — все, что вам нужно сделать, это выполнить что-то физическое на пульс. Если вам нравится танцевать, то танцуйте в такт… а если вы предпочитаете гулять с собакой, то идите и берите поводок!
Физическое движение, соответствующее пульсу, называется eurhythmics. Это идея о том, что музыку следует изучать с помощью всех чувств, включая ваше кинестетическое (физическое) осознание.
Пульс лучше всего создавать с помощью метронома. Если у вас его нет, установите приложение метронома на свой смартфон. У меня есть приложение The Metronome от Soundbrenner, но вы можете найти их множество в App Store или Google Play Store.
Следующее видео показывает увлекательный урок, на котором демонстрируется ритмика . Обратите внимание, что учащиеся создают движения, соответствующие ритму. Это основная идея. Продолжайте смотреть, и вы увидите простую ходьбу под пульс, танцы под пульс и даже удары кулаком под пульс!
3. Нажмите и сосчитайте
Найдите запись своей любимой песни и хлопайте в ладоши на каждый счет, пока слушаете ее. Вы также можете постучать ногой, гитарой или пианино или столом. Когда вы почувствуете себя комфортно, добавьте счет. Считайте «один, два, три, четыре» или «один, два, три» в зависимости от тактового размера. Большинство песен имеют ощущение трех-четырех долей в каждом такте. Попробуйте оба и посмотрите, какой из них подходит.
Помните, если это звучит как вальс, то в такте, вероятно, три доли, а если звучит как марш, то, вероятно, в такте четыре доли. Посмотрите видео, демонстрирующее это упражнение, здесь.
4. Практикуйтесь в делении на части
Теперь, когда вы отсчитали основную долю своей песни, вы собираетесь разделить ее на части. Обучение тому, как подразделять, является основой для установления этого внутреннего чувства ритма, а затем просто для определения жестких ритмов!
Подразделение — это практика разделения тактов песни на более короткие доли. Например, если у вас есть песня, состоящая только из четвертных нот, для разделения вы можете считать «раз, и, два, и, три, и, четыре, и…» вместо «один, два, три, четыре». ». Разделив, вы перестали угадывать, какова продолжительность каждой доли. Я называю это «называние маленьких детских заметок».
Следующее видео наглядно иллюстрирует это ритмическое упражнение, но Дэн также прекрасно объясняет его на слух.
5. Станьте учеником
Найдите с помощью TakeLessons друга, соседа, группу или отличного учителя, чье чувство ритма и ритма вам действительно нравятся, а затем найдите время, чтобы поиграть с ними. Они, вероятно, будут польщены тем, что вы так высоко о них думаете, и будут рады помочь!
Вот потрясающее видео, в котором великий джазовый пианист Чик Кориа объясняет свои советы по совершенствованию ритма и идею обучения.
6. Играйте с метрономом
Теперь возьмите ту песню, которую вы записали ранее, снова установите метроном на медленный, равномерный ритм и подыграйте. Но сначала почувствуйте, как вы успокаиваетесь, позволяя своему кинестетическому пульсу — этому внутреннему чувству ритма — синхронизироваться с тем, что вы слышите.
Посмотрите это видео, где демонстрируется метроном на пианино. Даже если вы не играете на фортепиано, инструктор объясняет так просто, что это сразу станет понятным для вашей гитары, флейты, скрипки или даже вашего голоса!
Говорят, что ритм — это не последовательность точек, а кругов. Пока вы попадаете в ритм очень близко к идеальному месту, все в порядке. На самом деле, как люди, мы никогда не будем такими же точными, как метроном! И это здорово, потому что это создает канавку.