Разное

Упражнения на части речи 3 класс: Части речи. | Тренажёр по русскому языку (3 класс):

Урок руссского языка в 3-м классе по теме “Упражнения в распознавании частей речи и их употребление в предложении”

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 I. Организационный момент

Учитель:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке :
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь! 

– Сегодня у нас урок повторения и свою работу вы будете оценивать в баллах.

II. Активизация знаний

1. Разминка

На магнитной доске даны слова: существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, части речи, части
слова, члены предложения, второстепенные.

Задание:

а) найдите закономерность и распределить эти слова в три столбика.

На доске появились три столбика слов.

части речи                  члены предложения          части слова.
существительное        подлежащее                       корень   
прилагательное          сказуемое                           приставка
глагол                          второстепенные                суффикс
предлог                                                                    окончание

 б) Обобщение

– Для чего служат части слова?
– Какую роль выполняют главные члены предложения, второстепенные?
– Для чего служат части речи?

Перед детьми остаётся слова первого столбика и появляется слово МОРФОЛОГИЯ. 

Формулировка темы урока – учиться распознавать части речи т. е. продолжим изучать морфологию.

 2. Чистописание

а) Обратить внимание на написание слова МОРФОЛОГИЯ.

– Какая гласная в этом слове повторяется?

в) Безотрывное написание слова МОРФОЛОГИЯ.

 III. Работа над темой урока

– На какие две группы делятся все части речи?

                   Части речи
Самостоятельные              Служебные

1. Имя существительное        1. Предлог
2. Имя прилагательное           2. Союз
3. Глагол
4. Наречие
5. Местоимение

– Чем отличаются части речи?
– Какую роль выполняют служебные части речи?

3. Составление алгоритма

  • прочитай слово
  • задай к слову вопрос
  • определи, что оно обозначает
  • определи части речи

4. Добавь слово

Учитель читает отрывки из произведений.

1)  Ветер на море гуляет и кораблик …
2) Ель растет перед …, а под ней хрустальный дом.
3) Белка песенки …, да орешки все грызет.
4) А орешки не простые, все скорлупки …

– Определите части речи пропущенных слов.
– К какой группе относятся  эти слова?
– Какая орфограмма в этих словах?
– Какую безударную гласную написали в каждом слове?

– Докажите.
– Кто автор этих строк? Из какого произведения?

5. Работа на листочке-памятке – вставить часть речи.
повис (     ) деревьях                             
падает (     ) неба
отрывок (    ) рассказа
полезно (    ) здоровья

– Как называется пропущенная часть речи?
– Что вы о ней знаете?
– Что может быть полезным для здоровья?

IV. Физминутка

Молодцы!
Назвали слова вы все по порядку
Теперь приглашаю я вас на зарядку.

V. Закрепление изученного

1. Работа на компьютере. (Заложена программа)

1) повторение правил техники безопасности
2) на рабочем столе найти тему урока
3) составить алгоритм
задать вопрос
прочитать слово
определить часть речи
определить, что обозначает слово

4) Прочитать слова в столбиках, найти лишнее слово и заменить его, т.е. напечатать своё.

(Программа заложена заранее)

Сущ.                        Прилаг.                            Глагол
иней                      серебристый                      серебрит
снег                       зимний                               лежит
мороз                    снеговик                             блестит 
молчит                 сказочный                          падает
лес                        пушистый                           заснеженный

2. Физминутка для глаз

3. Работа с картиной на тему «Зимний лес»

– Что изображено на картине?
– Нравится ли вам картина? Чем?
– К этой картине я составила предложение Лежит снег.
– Можно ли сказать, что это предложение также красиво как эта картина?
– Что делает нашу речь богатой?
Для чего нужны части речи? (Более точно передать мысли, настроение).
– распространите предложение
– послушайте, как об этом пишет С. Есенин (учитель читает)

«Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна»

– C чем автор сравнивает снег?
– Каким называет лес?

Чтобы красиво и правильно выразить свои мысли надо иметь богатый словарный запас, а для этого нужно много читать.

4. Работа с деформированными предложениями (задание на листке)

Идёшь, лесу, по, тихому, зимой, на, лыжах, и, любуешься.
Шуба, снежная, покрыла, белая, деревья, ветки.
Серебрится, на, алмазами, солнце, снег.
Лес, зимний, красив, удивительно

(Если не позволяет время, можно записать предложения выборочно).

5. Синтаксический разбор предложения

6. Подведение итогов – подсчёт баллов

– встаньте те, кто набрал 11 баллов,8баллов, меньше 8 баллов.
– выберите себе домашнее задание по количеству баллов:

11 баллов – стр.88 упр.315 9 (написать мини-                               сочинение по опорным словам)
8-10 баллов – стр.87 упр. 314
меньше 8 баллов – стр.86 упр.310

VI. Итог урока

– Чему учились на уроке?

Учитель:

И вот прощальная игра, урок заканчивать пора.
Узнал ты много слов и если ты запомнил их
Урок наш проведён не зря.

1 ученик:

Являюсь я важнейшей частью речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам

2 ученик:

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

3 ученик:

Интересная часть речи в русском языке живёт.
Кто что делает расскажет: чертит , пишет и поёт.

 

 

 

 

 

Перед учащимися лист с заданиями.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают самостоятельно  на дополнительном листке, а 3 ученика у доски распределяют слова в 3 столбика.

 

 

 

Фронтальная работа – ответы на вопросы.

Пользуясь толковым словарем, дети дают объяснение значения этого слова.

 

 

б) Прописывание на кальке по образцу гласной буквы «о» с верхним и нижним
соединением.

1. Работа по схеме на дополнительных листах.

 

 

Вопросом, что обозначают.
Служат для связи слов в предложении

2. Повторение правил о частях речи.

 

 

 

Дети на листочках нумеруют порядок действий – самопроверка

Работа в тетради – запись слов:

подгоняет, дворцом,
поёт,
золотые

Проверка написания орфограмм – обратная информация. 

Самостоятельно на листочках – дифференцированное задание

 

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

Танцевальные движения под музыку.

 

Выполняют команды по памятке

Самопроверка
2 1 4 3

 

 

 

 

 

 

После проверки дети оценивают свою работу –  создают цветовой  фон, если справился с

1 столбиком – синий
2 столбика – зелёный
3 столбика – красный

 

 

устно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах. (Задание напечатано на листе-памятке)

 

Дифференцированное задание – для сильных.

 

 

 

 

 

 

 Дети определяют, о какой части речи говорится.

Упражнения на закрепление по теме «Части речи»

Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №1»

Упражнения на закрепление по теме «Части речи»

Конспект урока письма и развития речи

в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Автор: Щевелева Светлана Геннадьевна,

учитель русского языка КГБОУ «РОШИ №1»

г. Рубцовск

ТИП УРОКА: Коррекции, усвоения и закрепления новых знаний.

ЦЕЛИ: Закрепление знаний по теме «Части речи», формирование умения находить разные части речи в тексте.

ЗАДАЧИ:

  • учить правильно определять части речи, опираясь на таблицу;

  • вырабатывать умение различать части речи по вопросам и значению;

  • способствовать коррекции мышления, памяти, развитию связной устной и письменной речи;

  • обогащать и активизировать словарь учащихся;

  • закреплять умение работать по словесной и письменной инструкции и

алгоритму;

ОБОРУДОВАНИЕ: Н. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская учебник русского языка для 5 класса, звездочки, ракеты, карточки –задания, рабочие тетради.

ХОД УРОКА:

1). ОРГМОМЕНТ

Приветствие, настрой детей на успех.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости.

Ребята, сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, как мы умеем и подарим гостям наши добрые улыбки.

2). РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

– Добрый день! – тебе сказали”

– Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали.

Теплоты и доброты.

Итак, друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок” Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

Сообщение темы

-Какой у нас сейчас урок? Чему вы учитесь на уроках письма?

-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в космическое путешествие, побываем на разных планетах, познакомимся с их жителями. А кто живет на планетах вы сейчас прочитаете на доске. Ребята, а слова рассыпались. Давайте соберем слова. Кто догадался как нужно расставить буквы?

Части речи.

-Кто живет на планетах?

-Какие части речи знаете? Назовите.

Сколько частей речи мы знаем, столько планет и посетим.

Пора отправляться в путешествие. У каждого на парте ракета, на которой вы отправитесь в полет.

– Каждый космонавт должен знать историю космоса.

– Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? Кто до человека побывал в космосе?

Приготовьтесь к старту. Внимание! Взлет! Отсчет от 5 до 1 Пуск!

И наша ракета помчалась вперед.

В полете мы будем вести записи. Приготовьте космические ручки и тетрадки.

Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

А теперь запишите дату, и тему урока. (Орфографически прочитывают число и записывают в тетрадь).

Актуализация знаний «Зажигаем на небе звезды»

Орфографическая минутка.

Наши р_кеты пол_тели к д_леким звёздам.

Что написано на доске? Почему мы можем сказать, что это предложение?

Из чего состоит предложение? О чем говорится в предложении?

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.

(индивидуально у доски – вставить пропущенные буквы и записать предложение).

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Как проверяли безударную гласную?

Выпишите словарное слово и сделайте звукобуквенный анализ.

Выполнение у доски, (Алина, Данил, Дима – работа по карточке).

Как поступить, чтобы проверить правильность написания

словарного слова?

Молодцы, отлично справились с заданием и на небе зажглась первая звездочка.

Основная часть.

Мы приближаемся к планете, на которой живут слова называющие предметы и отвечающие на вопросы кто? Что? Как называется эта планета?

Имя существительное. Вспомните правило, что такое имя существительное. Приведите примеры имён существительных.

Работа с таблицей на доске.

Прочитайте слова хором.

-А теперь, назовите только имена существительные.

Запишите имена существительные в строчку через запятую.

Прочитайте, какие существительные вы выписали.

Вывод: Что такое имя существительное? Что обозначает? На какие

вопросы отвечает? Почему два вопроса? (слабые ученики повторяют ответы еще раз).

Отлично поработали, и на небе зажигается еще одна звездочка.

А сейчас отправляемся на следующую планету.

На этой планете живут слова обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Как называется планета?

Имя прилагательное. Вспомните правило, что такое имя прилагательное. Приведите примеры.

Прежде, чем выполнять следующее задание, сделаем зарядку для

глаз:

(Упражнение по коррекции зрения)

Глазки быстро заморгали раз, два, три, четыре, пять

Но от этого устали и зажмурились опять.

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть.

Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть…

Назовите имена прилагательные. Выпишите из таблицы имена прилагательные в строчку через запятую.

Прочитайте, какие прилагательные вы выписали. (Алина).

Молодцы, ребята. Отправляемся на следующую планету.

На этой планете живут слова обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы:

Что делать? Что сделать? Как называется планета?

Вспомните правило? Что такое глагол? Приведите примеры.

Посмотрите на таблицу, назовите глаголы. Выпишите глаголы в строчку через запятую.

Вывод: Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

Игра «Третий лишний».

Я буду называть слова, а вы должны определить какое слово лишнее и почему?

Ягода, земля, красивая.

Зелёный, красный, летать.

Читать, рисовать, ученик.

Молодцы! Зажгли еще одну звездочку.

А сейчас следующее задание.

Работа по карточкам

Соотнесите прилагательное и существительное.

карандаш, стол, машина. (грузовая, письменный, цветной)

Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

На столе учителя звездочки со словами, ученики по одному выходят, выбирают звездочку и распределяют слова на три группы (по частям речи).

Назовите части речи. Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает?

Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делает? Что сделает?

Физминутка. (возвращение в класс).

Закрепление.

О каких частях речи мы говорили?

Работа с учебником стр. 100, № 4.

Игра с мячом. (Назови слово).

Итог

Чему учились на уроке?

Какие части речи знаете?

Как определить часть речи?

Подведение итогов, оценивание.

Домашнее задание.

Ребята, вы отлично поработали,

Отвечали вы активно,

Хорошо себя вели,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Вопросы и ответы по частям речи для 3-го класса для викторин и рабочих листов

Поиск среди миллионов викторин

ВИКТОРИНА

Английский

58%

точность

259

играет

Джолин Аллан

3 года

Английский

Джолин Аллан

259

играет

10 вопросов

Устройства учащихся не требуются. Узнать больше

10 вопросы

Показать ответы

См. предварительный просмотр

  • 1. Множественный выбор

    30 секунд

    1 pt

    A существительное

    описывает действие.

    описывает человека, место или вещь.

    — человек, место или вещь.

    заменяет существительное.

  • 2. Множественный выбор

    30 секунд

    1 балл

    Глагол

    описывает действие.

    — слово действия.

    — человек, место или предмет.

    заменяет существительное.

  • 3. Множественный выбор

    30 секунд

    1 балл

    Наречие

    описывает действие.

    — слово действия.

    — человек, место или предмет.

    описывает человека, место или вещь.

  • 4. Множественный выбор

    30 секунд

    1 балл

    Местоимение

    описывает действие.

    — слово действия.

    — человек, место или вещь.

    заменяет существительное.

  • 5. Множественный выбор

    30 секунд

    1 pt

    Прилагательное

    – человек, место или предмет.

    — слово действия.

    описывает действие.

    описывает человека, место или вещь.

  • 6. Множественный выбор

    1 минута

    1 балл

    Прочитайте следующий отрывок.

    Сколько Джейк себя помнил, его сестры были замечательными танцовщицами. Они брали уроки и тренировались дома. Они оба грациозно танцевали.

    Слово «они» является примером

    существительного.

    местоимение.

    глагол.

    наречие.

  • 7. Множественный выбор

    1 минута

    1 очко

    Прочитайте следующий отрывок.

    Сколько себя помнил Джейк, его сестры были замечательными танцовщицами. Они брали уроки и тренировались дома. Они оба грациозно танцевали.

    Слово “замечательный” является примером

    прилагательного.

    наречие.

    местоимение.

    существительное.

  • 8. Множественный выбор

    1 минута

    1 очко

    Прочитайте следующий отрывок.

    Сколько Джейк себя помнил, его сестры были замечательными танцовщицами. Они брали уроки и тренировались дома. Они оба грациозно танцевали.

    Слово «сестры» является примером

    существительного.

    прилагательное.

    глагол.

    наречие.

  • 9. Множественный выбор

    1 минута

    1 очко

    Прочитайте следующий отрывок.

    Сколько Джейк себя помнил, его сестры были замечательными танцовщицами. Они брали уроки и тренировались дома. Они оба грациозно танцевали.

    Слово «практикующий» является примером

    существительное.

    местоимение.

    глагол.

    прилагательное.

  • 10. Множественный выбор

    1 минута

    1 балл

    Прочитайте следующий отрывок.

    Сколько Джейк себя помнил, его сестры были замечательными танцовщицами. Они брали уроки и тренировались дома. Они оба грациозно танцевали.

    Слово “изящно” является примером

    существительного.

    местоимение.

    глагол.

    наречие.

  • Узнайте все вопросы с бесплатной учетной записью

    У вас уже есть учетная запись?

Части речи — все грамматика

Качественные рабочие листы, викторины и игры по грамматике ESL – от А до Я – для учителей и учащихся
ЧАСТИ  из РЕЧЬ

9030 8

Уровень CEFR A1

Не забудьте выбрать «оттенки серого» в настройках принтера компьютера, чтобы сэкономить цветные чернила!

Грамматическая игра
Части речи: прилагательные

Используйте буквы, чтобы составить прилагательные. В каждом слове вы можете использовать каждую букву только один раз.

16 возможных ответов и предлагаемые идеи игр на стр. 2.

Уровень от начального до среднего

Приблизительно 10–15 минут.

Загрузите PDF-файл, нажав на золотую кнопку
​ниже!

Не забудьте выбрать «оттенки серого» в настройках принтера компьютера, чтобы сэкономить цветные чернила!

Игра в грамматику
Части речи: существительные

Используйте буквы, чтобы составить существительные из 4 букв или более. В каждом слове вы можете использовать каждую букву только один раз.

16 возможных ответов и предлагаемые идеи игр на стр. 2.

Уровень от начального до среднего

Приблизительно от 10 до 15 минут.

Загрузите PDF-файл, нажав на золотую кнопку
​ниже!

Рабочий лист по грамматике
Части речи

СТРАНИЦА 1
Сначала прослушайте и запишите слова, которые вы слышите, в нужных местах.

Затем используйте приведенные выше слова, чтобы заполнить пробелы ниже.

СТРАНИЦА 2 – дополнительно
Разрежьте карточки на странице 2 для использования в варианте задания (см. примечания на странице 3)

Загрузите PDF-файл, нажав на золотую кнопку
​ниже!

Не забудьте выбрать «оттенки серого» в настройках принтера компьютера, чтобы сэкономить цветные чернила!

Грамматика
Справочная таблица
                  
Части речи

2 страницы примеров восьми частей речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия , предлоги, союзы, междометия и местоимения

Нижний средний уровень

Загрузите PDF-файл, нажав на золотую кнопку
​ниже!

ПРЕДЛОЖЕНИЕ                                                         
​ 
Отправьте эту справочную таблицу по грамматике своим учащимся, если вы знаете их адреса электронной почты, или разместите ее на веб-сайте своего класса.

Не забудьте выбрать «оттенки серого» в настройках принтера компьютера, чтобы сэкономить цветные чернила!

Справочник по грамматике /
Упражнение по заполнению пробелов
 
Части речи

Дополнение к приведенной выше справочной таблице по грамматике. Учащиеся вставляют недостающие части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, союзы и местоимения

Уровень ниже среднего

Загрузите PDF-файл, нажав на золотую цифру 9Кнопка 0302 ниже!

ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1                                                       Напишите пропущенные слова на доске в случайном, перемешанном порядке и попросите учащихся обсудить друг с другом, в какую клетку их вписать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *