Разное

Упражнения для развития речи для детей: Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми

Содержание

Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми

дети 10 ноября 2014 

Рейтинг: 0

Логопед и мама двойняшек Екатерина Петунина рекомендует домашние упражнения для развития речи детей от 2,5 до 6 лет.

Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка. 

Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое.

Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.

1. Упражнение «Окошко»

Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.

2. Упражнение «Заборчик»

Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.

3. Упражнение «Часики»

Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.

4. Упражнение «Месим тесто»

Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».

5. Упражнение «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.

Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух).

После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.

6. Игра «Эхо»

Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч. 

Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.

7. Игра «Пароход»

Цель: развитие силы и высоты голоса. 

Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.

8. Игра «Хлопни, когда услышишь»

Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.  

Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.

9. Игра «Футбол» 

Цель: развитие речевого дыхания. 

На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.

10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки

Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.

Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;


– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.

***

Екатерина Петунина 

 

Весёлые упражнения на развитие речи: делаем дома!

Ребёнок неправильно произносит звуки, а некоторые вообще «теряет», как будто их в словах и не было? Заняться речевым развитием стоит до того, как он пойдёт в школу и столкнётся с проблемами. Как сделать это правильно? Вот несколько полезных упражнений от логопеда, блогера Юлии Корсаковой, которые она советует в книге «Как развить у ребёнка внимание, память, речь: для детей от 4 до 6 лет».

Юлия Корсакова, логопед, блогер

В возрасте от 4 до 6 лет следует уделить особое внимание формированию всех звуков родного языка, лексико-грамматического строя речи, профилактике дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Важной составляющей является артикуляционная гимнастика для детей от 4 лет. Как её выполнять?

  • Ежедневно.
  • 3—4 раза в день по 5—10 минут.
  • Каждое упражнение проделываем 5—15 раз.
  • Артикуляционную гимнастику выполняем сидя или стоя, находясь друг напротив друга. Лежа делать нельзя!
  • Наклоняйтесь перед лицом ребёнка на расстоянии 15—20 см.
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ, затем переходить к играм с языком.

К 5 годам в норме должны встать все звуки речи. Если у вашего ребёнка проблемы со свистящими, шипящими и сонорными, то эти упражнения будут очень полезны для вас. Важно работать над речевым выдохом:

  • носом делаем вдох, ртом выдох,
  • губы тянем трубочкой, как хобот у слона.

Если ваш малыш заменяет звуки или произносит их неправильно, не умеет различать звуки на слух, необходимо продолжать работать над фонематическим слухом. К 5 годам ребёнок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определённый звук, подбирать на заданные звуки слова.

Развитие фонематического слуха — залог успешного обучения чтению и письму. Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок. Помните, что вы играете со своим ребёнком. Занятия должны доставлять ему удовольствие. Хвалите малыша за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается. При систематическом выполнении специальных упражнений дошкольник почувствует уверенность в себе, а родители — радость от успехов своего ребёнка.

Речевые игры

Игра «Птенчики»

Широко открываем рот и поём, как птенчики, «А-А-А», «О-О-О», тянем губки вперёд трубочкой «У-У-У», улыбаемся широко и поём «И-И-И», «Ы-Ы-Ы». Повторяем 5 раз.

Игра «Горка»

Показываем зубки, широко улыбаемся. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживаем положение до пяти. Повторяем 5 раз.

Игра «Заборчик»

Улыбаемся и показываем ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повторяем 5 раз.

Игра «Индюк»

Глубокий вдох, рот приоткрыт, быстро двигаем кончиком языка вперёд — назад по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянем до 7 секунд.

Игра «Непослушный язычок» или «Печём блинчики»

Плоский кончик языка шлёпаем губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повторяем 5 раз.

Игра «Дуем на чёлку»

Кончик языка поднимаем вверх над губой, дуем вверх. Щёки надуваем, воздух проходит через

середину язычка. Повторяем 5 раз.

Игра «Качели»

Рот приоткрываем. Кончиком языка упираемся поочерёдно то в верхние, то в нижние зубы; челюсть не двигается. Выполняем не торопясь, под счёт взрослого.

Игра «Чашечка»

Улыбаемся широко, показываем зубы, язык высовываем, складываем так, чтобы он напоминал чашку. Удерживаем до 10 секунд. Повторяем 5 раз.

Упражнения на речевой выдох

Игра «Качели»

Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Вдох и выдох — через нос. Взрослый произ-носит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Игра «Вырасти большой»

Встань прямо, ноги вместе. Подними руки вверх, хорошо потянись, поднимись на носки — вдох. Опусти руки вниз, опустись на всю ступню — выдох. На выдохе произносим «у-х-х-х»! Повторяем 4−5 раз.

Игра «Снегопад»

Сделай снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Сдуй их с ладони. (Объясните ребёнку, что такое снегопад.)

Игра «Хомячок»

Сделай несколько шагов (до 10—15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопни себя по щекам — выпусти воздух изо рта и пройди ещё немного, дыша носом.

Игра «Волшебное дыхание»

Ребёнок сидит, руки на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох). Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.

Интересно почитать. Юлия Корсакова «Как развить у ребёнка внимание, память, речь: для детей от 4 до 6 лет»

Фото: Photographee. eu, Savicic, StoryTime Studio, Volodymyr Herasymchuk/Shutterstock.com

Читайте также:

Молчит? 9 признаков, что ребёнку пора к логопеду

Игры с песком, которые помогают развитию речи. Советы логопеда

11 логопедических упражнений, которые легко делать дома

развитиеигры

Веселые логопедические упражнения и занятия для детей

by Courtenay M.

Веселые домашние логопедические упражнения для детей

На этой неделе, в духе Олимпийских игр, мы решили предложить некоторые из наших любимых логопедических упражнений и занятий, которые можно выполнять дома. Правильно, упражнения! Хотя в конце вашего занятия не будет хаф-пайпа, трассы для катания на санках или золотой медали, наградой будет возможность провести время с вашим ребенком и помочь ему улучшить речевые и языковые навыки.

Существует множество причин заниматься логопедической гимнастикой дома. Иногда родители не уверены, нужно ли их ребенку посещать логопеда, и хотели бы сначала сделать логопедические упражнения дома. Возможно, учитель вашего ребенка выразил обеспокоенность тем, что у него заикание или что ему нужна помощь в овладении речью. Или ваш ребенок уже посещает SLP, и вы хотели бы дополнить то, что он изучает, домашними занятиями.

Мы составили список упражнений, инструментов и занятий, достойных Сочинских игр. Каждое упражнение предназначено для того, чтобы заинтересовать вашего ребенка и стимулировать язык и речь. Помните, сеансы терапии, особенно для детей в возрасте до трех лет, должны приносить ВЕСЕЛЬЕ! Ваш ребенок может не сотрудничать, если он чувствует, что находится в формальной учебной среде. Дети должны получать удовольствие от своей деятельности, чтобы учиться. В то время как небольшая структура в порядке, пусть ваш ребенок ходит по комнате, покачивается и хихикает, чтобы получить максимальную отдачу от вашего совместного времени.

Упражнения для логопеда:

Флэш-карты

Флэш-карты могут помочь детям, проходящим логопедию, сосредоточиться на звуках, с которыми у них возникают трудности. Вы можете помочь сделать его более интересным, предоставив детям задание или награду за правильное выполнение. Например, небольшой кусочек конфеты (жевательные хороши для укрепления мышц челюсти) после правильного произнесения определенного количества звуков на языковых карточках.

Упражнения с зеркалом

Многие дети с проблемами артикуляции не понимают, как двигать ртом, чтобы правильно произносить звуки. Разговор перед зеркалом может помочь ребенку увидеть, как двигается его рот, когда он произносит определенные звуки. Вы можете произносить каждый звук медленно и правильно, чтобы смоделировать правильное положение вашего ребенка и продемонстрировать различия в зеркале.

Frog Hop

Это простая игра, которая поможет вашему ребенку повторить одно и то же слово шесть раз. Выберите шесть слов, которые вы хотите попрактиковать. Вставьте каждое слово в прозрачную пластиковую бумажную защитную пленку, также известную как «кувшинки». Разложите пластиковые кувшинки по всей комнате. Пусть ваш ребенок прыгает на каждую кувшинку, каждый раз произнося слово. После того, как он прыгнет на все шесть кувшинок и произнесет слово правильно, ваш маленький лягушонок может захотеть вкусную муху в качестве награды!

Угадай, кто?

Это забавная настольная игра от Hasbro, которая помогает детям идентифицировать предметы повседневного обихода, такие как автомобили, животные, продукты питания и морские существа. Эта игра не только учит решать проблемы, но и способствует правильной идентификации персонажей и навыкам социализации. Осторожно, вы можете играть в нее снова и снова!

Это четверо наших любимых, а какие ваши?

Дополнительные логопедические упражнения и занятия можно найти на этих веб-сайтах:

Логопедические игры для использования дома

Логопеды: занятия и упражнения для дома

Домашние идеиРазвитие языкаНовостиРодительский уголокЛогопедЛогопедические методики

Tagged: Логопедия дома, занятия для логопеда, игры, развитие речи, уголок родителей, Школа, развитие речи и языка, логопед, логопедические занятия, логопедия дома, логопедические игры

Веселые логопедические упражнения для детей

Развитие ребенка

2 года назад

Моника Дивайн

Занятия по логопедии для детей могут быть увлекательными и легко выполняться дома с помощью родителей. Для любого маленького ребенка вы можете попробовать эти веселые игры и упражнения, чтобы улучшить его речь и развитие языка.

Устные упражнения для улучшения артикуляции речи

Устные/моторные упражнения с использованием языка, губ и палитры могут помочь ребенку войти в контакт со своим ртом и лучше использовать свой рот и его части для артикуляции речи.

Простые предметы домашнего обихода могут помочь ребенку лучше контролировать оральную моторику. Вы можете попробовать следующие упражнения, которые могут оказаться интересными и полезными.

  • Используйте соломинку, чтобы выдуть предмет через стол, или держите перо в воздухе
  • Выдувание пузырей.
  • Придумай несколько забавных трюков с арахисовым маслом и языком.

Используйте зеркала для мгновенной обратной связи с вашим ребенком

Зеркала могут быть бесценным инструментом для ребенка, пытающегося произносить правильные звуки. Зеркало отражает образ ребенка и может показать ему, как меняется форма его рта при попытке имитировать звуки, которые моделирует взрослый.

Зеркала не очень дороги и могут быть постоянно прикреплены к стене в детской комнате для безопасности. Расположите зеркало на уровне ребенка так, чтобы ему/ей было максимально удобно его видеть.

Добавление визуальных и слуховых подсказок

Визуальные подсказки, такие как улыбка, чтобы произнести долгий звук «е» или звук «у» в конце слова мальчик, также помогают напомнить ребенку о том, какой должна быть форма его рта, чтобы произносить правильные звуки. Другие визуальные подсказки, не связанные с формой рта, могут быть использованы, чтобы помочь ребенку вспомнить, как произносить определенный звук.

Слуховые сигналы могут помочь ребенку выучить слоги. Отбить количество слогов, хлопая в ладоши или постукивая по столу.

Иногда ребенок не может сосредоточиться на том, как звучит его голос, когда он произносит слово или фразу. Аудиомагнитофон помогает ребенку слушать свой голос отдельно от процесса говорения.

Попробуйте программы развития речи и музыку

Language Master — это отличный инструмент, который можно адаптировать с помощью изображений и крупного шрифта, чтобы одновременно помочь детям слышать свой голос, видеть изображение и распознавать буквы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *