Разное

Упражнение разобрать слово по составу – упражнение — разбор слова по составу (морфемный разбор)

Тренировочные упражнения по теме “Состав слова”

Тема: «Состав слова» 4 класс

  1. Напиши части слова, которые ты знаешь: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Вставь пропущенные слова:

__________________________- главная часть слова.

В ____________________ заключено основное значение всех родственных слов.

Часть слова перед корнем называют __________________________.

Для образования новых слов служат ________________________________.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называют ___________________________.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании, называют __________________________.

3. Найди строку, в которой все перечисленные части служат для образования новых слов.

1) корень, суффикс, окончание

2) приставка, суффикс

3) приставка, корень, окончание

4. Найди слово, в котором нет приставки

1) уехать, 2) ужалить, 3) ударить, 4)унести

5. Найди слово с приставкой о-.

1) обида, 2) опечаленный, 3) отход, 4) орешек

6. Разбери слова по составу.

отводка , пожелтел , сероватый , обходчик.

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) кора б) корка в) покорить г) корочка

8. Закончи правило: Окончание – это…

А) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Б) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

В) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

Г) часть слова, которая является общей для родственных слов;

9. Чтобы найти корень, надо …

а) изменить форму слова;

б) подобрать слова с одинаковыми сочетаниями букв.

в) подобрать однокоренные слова;

10. Укажи слова, в которых «за» является частью корня:

А) задание

Б) заварка

В) зайчишка

Г) завязывает

11. Обозначь в словах корень: лёгенький, дубочки, перебегал, бусинка, стекольщик.

infourok.ru

Тренажёр по русскому языку (3 класс) по теме: Разбор слов по составу

Фамилия,имя______________________

Разбери по составу:

Травушка   травинка   молоденький  

   

рассвет    светлячок    ветерок    моряк

полюшко   рысёнок      самовар

золотые    побережье   бережок    

небо  небеса   голуби     прибрежная

полоска      лисята    лесник     город

Фамилия,имя______________________

Разбери по составу:

Времена  перевязь  глазной  глоток  

гнёздышко  горный  давний  далёкий  

 подарок  денёк   детёныш  длинный

  дождливый  вздох  дочурка  

дровишки    дроздовый   еловый

 жарища  желток   котёнок  ночник  

 выпечка  плясун

Фамилия,имя______________________

Разбери по составу:

Зелёный   зеркальный   позолота

 ловец  замазка   игривый  игрушка

  качка  носишко    конина   котёнок

  красивый   лесник   крикливый

 

кровинка  ледник  летучий  ловушка

   овчина  парник  перина  мировая

  низина  новизна

Фамилия,имя______________________

Разбери по составу:

Плечистый   пчелиный   пятнашки  

 робкий   садовый   свинина  свисток  

 божок   бочар  больной  силач

синева  ходули   подсказка скворушка  

снежинка  хитрый  травинка

 тропинка  сосновый  соринка

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАЗБОРА СЛОВ ПО СОСТАВУ

1.   ПОМОЩНИК                   СДВИГ                    НАКЛОН

      ВЫСТАВКА                       КАЧКА                   ДРУЖОЧЕК

      ШКОЛЬНИК                     НАКИПЬ                БАБУШКА

_______________________________________________________

2.   СГИБ                                    ДЕДУШКА            КНИЖЕЧКА

      ПОМОЩНИЦА                 СОСЕДКА             КОРАБЛИК

      БЕЛИЛА                              ШАЛУН                 СТОЛЯР

______________________________________________________

3.   ШАЛОСТЬ                         СТРЕЛОК               ОТМЕТКА

      ПЕРЕБЕЖКА                    ПАРОХОД               ЗАМАЗКА

      КРИКУН                             ПОЛОВИКИ           ГОРСТКА

________________________________________________________

4.   ОБЛАЧКО                          ОЗИМЬ                    ПРИЗВАНИЕ

       ПОЕЗД                                ГОРСТКА               ОЧИСТКИ

       ГНЕЗДЫШКО                  ДВЕРКА                  ДРУЖОК

_________________________________________________________

5.  НАГРУЗКА                         РАЗГОВОР              МАСТЕРСТВО

     ОХРАНА                              ЗАГЛЯДЕНИЕ      ВЕТОЧКА

     СКОРЛУПКА                     ДУБОК                     ЗИМУШКА

_______________________________________________________

6.    ГРАДУСНИК                   ЕЖИКИ                   НАКЛОН

       ТРЯСКА                            БЕЛИЗНА                ЗАБОЛЕВАНИЕ

       ГЛАЗОК                            ПОЛЯНА                  ТИШИНА

________________________________________________________

7.    СЕРДЕЧНЫЙ                  ТИГРЕНОК              САРАЙ

        ЗВЕРЕК                             СЛОВЕЧКО             МОРСКАЯ

        ЧАСОВЩИК                   РАСТЕНИЕ              РУССКИЙ

_________________________________________________________

8.      РАССКАЗ                       ПОДДЕРЖКА          ЦИРКАЧ

         ВЕСЕЛЬЕ                       ПОБЕДА                     ДЕЛОВЫЕ

         ЗВЕРИНЕЦ                     СНЕГОВИКИ           СКРИПУЧАЯ

_______________________________________________________

9.      ГРУЗОВОЕ                    КОРМУШКА             ПОВАРЕНОК

         ЗАВЯЗКА                       ЛЯГУШЕЧКА            ДЕВОЧКА

         ОТГАДКА                      СИНЕНЬКИЕ           ПРИБРЕЖНАЯ

______________________________________________________

10.     ПЕРЕХОД                    ПОЖАР                        ТРАВУШКА

           КАРТИНА                   ПЕСЕНКА                   КРЫЛАТЫЕ

          ЗАМЕСТИТЕЛЬ         РАЗЛИНОВКА            ПРОЕЗД

__________________________________________________________

11.     ХВАСТЛИВАЯ             СЕНОКОС                     ДОРОЖКА

          ПАРОХОД                      МАЛЕНЬКИЕ              ЕЛЬ

          СОЛНЦЕ                         ЛОШАДКА                   ВОДОПАД

_________________________________________________________

12.     КРЕПОСТЬ                    ПОГРАНИЧНИК            ПЫЛЕСОС

          МУДРАЯ                         МОРОЗНЫЕ                     ПИРОЖОК

          ЛЕДОХОД                       ЧАЙНИК                          СДАЧА  

nsportal.ru

Презентация к уроку по русскому языку по теме: Тренировочные упражнения и тест по теме “Состав слова”.

Слайд 1

Состав слова Составила учитель начальных классов МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа» Колбасова Галина Николаевна.

Слайд 2

Содержание 1. Корень 2. Окончание 3. Приставка 4. Суффикс 5 . Тест 6. Кроссворд

Слайд 3

Корень Корень- это общая часть однокоренных (родственных) слов. В которой заключено одинаковое для всех этих слов значение: трава, травка, травинка, травиночка, травушка, травяной. Упражнение 1. Упражнение 2 Упражнение 3

Слайд 4

Упражнение 1. Спиши ряды слов. Докажи, что все слова в каждом ряду однокоренные. Красный, красненький, краснота . Гриб, грибок, грибник, грибной. Земля, земляной, земляника, землица. Дом, домик, домище, домашний. Поле, полюшко, полевой, полёвка. Корень

Слайд 5

Упражнение 2. Спиши. Подчеркни в каждом ряду однокоренные слова. Выдели в них корень. 1.Гора, холм, горный, гористый. 2.Вода, водичка, озеро, водный. 3.Бегун, бег, прыгун, беговой. Корень

Слайд 6

Упражнение 3. Напиши по 3 однокоренных слова к данным словам. Выдели корень. Образец : лес- лесок, лесник, лесной. Сад – …, …, … . Мир – …, …, … . Зима – …, …, … . Дождь – …, …, … . Ягода – …, …, … .

Слайд 7

Окончание. Окончание – это изменяемая часть слова: груша- груши; окно- под окном; жёлтый – жёлтые, горит – горят. Окончание может быть нулевым . Оно обозначается пустым квадратом: дуб , степь . Окончания и предлоги служат для связи слов в предложении: Самолёт летел над океаном. летел (где? над чем?) над океаном Упражнение 1. Упражнение 2 Упражнение 3

Слайд 8

Упражнение 1. Напиши по образцу, Выдели окончания. Образец: стол – столы. Берёза, астра, поле, обед, волк, змея, роща, дом, весть, пятно. Окончание.

Слайд 9

Упражнение 2. Допиши словосочетания. Выдели во вставленных тобою словах окончания. Смотри образец. Образец: думал (о ком?)о маме. Стояли (под чем?)…, переливались (на чём?)…, позвонил (по чему?)…, писал (в чём?)… . Окончание.

Слайд 10

Упражнение 3. Составь из слов и напиши предложения. При необходимости можешь изменять окончания имён существительных. Выдели эти окончания. 1. из, сварила, земляника, бабушка, варенье. 2. посмотрела, в, Наташа, фильм, прошлое, интересный, воскресенье. 3. папа, мне, компьютер, купил, японский. Окончание.

Слайд 11

Приставка Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов: бежать- забежать, сбежать, убежать; ход – переход; злой – презлой. Упражнение 1 Упражнение 2. Упражнение 3.

Слайд 12

Упражнение 1. Образуй от данных имён существительных однокоренные слова при помощи приставки пере- . Образец: лес – перелесок. Езда, нос, вес, выборы, краска, плавка, плата, пляс, свист, сказ, улица. Приставка

Слайд 13

Упражнение 2. Спиши скороговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Выдели приставки. Дядя Коля дочке Поле Под.рил щеночка колли, Но щенок породы колли Уб.жал от Поли в поле. Приставка

Слайд 14

Лена искала була.ку , А була.ка упала под ла.ку . Под ла.ку зале.ть было лень Искала була.ку весь день Приставка

Слайд 15

Упражнение 3. Прочитай загадки. Напиши отгадки. Выпиши глаголы с приставками и выдели их. Посадили зёрнышко. Вырастили солнышко Крашеное коромысло Над рекой повисло. Приставка

Слайд 16

Суффикс Суффикс – это часть слова. Стоящая после корня и служащая для образования новых слов: перо – пёрышко, молодой – молоденький , дым – дымный Упражнение 1. Упражнение 2. Упражнение 3. Упражнение 4.

Слайд 17

Упражнение 1. Образуй от данных слов однокоренные слова при помощи суффиксов – ик , – ок . Гвоздь, бант, лес, снег, петух, стол, прут, дым, клок, лёд, букет, ключ.

Слайд 18

Упражнение 2. Запиши в первый столбик слова с суффиксом – чик, во второй столбик – слова с суффиксом – щик . Выдели эти суффиксы. Фонар …, перевод…, стеколь …, гон…, кранов…, налад …, спор…, блин…, груз… . Суффикс

Слайд 19

Упражнение 3. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выдели суффиксы. Гнёзд… шко , пол… шко , син … ватый , кисл … ватый , берёз… нька , зелён … нький , писат …ль, кот…к. Суффикс

Слайд 20

Упражнение 4. Напиши по образцу. Выдели суффиксы. Образец: Ира- Ирочка, Серёжа – Серёженька Вера, Клара, Саша, Лариса, Володя, Тамара, Юля, Нина, Петя, Рома, Алина, Лида, Жанна, Марта, Юра, Валера, Паша. Суффикс

Слайд 21

Тест по по теме “Состав слова. 1. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: 1.а) чайник б) чайный в) нечаянно г) чай 2.а) легонько б) легковой в) залегать г) облегчать 3.а) дело б) делить в) поделки г) деловой

Слайд 22

2. Закончи правило: Окончание – это… Суффикс – это… часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов; изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении; часть слова, которая является общей для родственных слов; часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 3. Укажи слова, в которых частью корня является на : 1. надежда 2. наломать 3. наземный 4. наружный

Слайд 23

4. Выберите слова с приставками: 1. (за)ночевал 2. (за)спиной 3. (в)лез 4. (с)мылом 5. (по)работал 6. (через)лёд 5. Укажите слова, строение которых соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание 1. крылышко 2. погрузка 3. поход 4. подснежник 5. лесок 6. пригородный Содержание

Слайд 24

о н е р о н а ч н о к о и а к в а т с к е и ь в с у ф ф п р с н о 3 2 4 1 5 1. Изменяемая часть слова 2. Главная часть слова 3. Часть слова без окончания 4. Часть слова между корнем и окончанием 5. Часть слова перед корнем Содержание

nsportal.ru

Разбор по составу (морфемный) слова «упражнений»

Можно ли будет выдать упражнения политиков на тему нравственности и духовности за апелляцию к религиозным ценностям, зависит от способности политиков изъясняться в религиозных терминах, от способности избирателей их понимать, а также от готовности религиозных лидеров помочь политикам.

Но прежде, чтобы не теряли зря времени, он дал задания: кому примеры, кому упражнения.

Саша закончил упражнение на 3 секунды позже: 14,15.

Полученные результаты продемонстрировали связь между временем, уделяемым интенсивным упражнениям, и прочностью шейки бедра.

Изнутри шкаф оказался на удивление поместительным: в нём разве что гулять было нельзя, но свободно можно было стоять, не пригибаясь, вольготно сидеть на маленьком пуфике, спать лёжа, немного согнув ноги в коленях, и даже делать гимнастику, если исключить из программы некоторые особо резкие упражнения, вроде прыжков на месте.

Братья Капустины примеры по математике решили, и Яков добавил им ещё одно упражнение.

Однако время в этом упражнении не единственный параметр.

Первых успехов на международном уровне в Советском Союзе добились спортсменки: в 1986 году победа сборной СССР в групповых упражнениях на Кубке и Первенстве Европы; Кристина Фаласиниди в 1989 году одержала победу на Чемпионате Европы; Ольга Седакова, Анна Козлова и Гана Максимова в 1991 году выиграли золотые медали Чемпионата Европы.

В новую пирамиду введено широкое основание, не имеющее к рациону прямого отношения: ежедневные физические упражнения и слежение за весом.

Одарённые дети в результате таких упражнений ухватывает суть дела, но таких ничтожное меньшинство.

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) →  сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы – «проспал»;
  • два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
  • корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

how-to-all.com

Урок русского языка по теме “Упражнение в разборе слов по составу”.

Урок русского языка

Тема: «Упражнение в разборе слов по составу».

3 класс.

Учитель Костина Т.А.

Тема: Упражнение в разборе слов по составу.

Цели: 1) продолжить формирование умения разбирать слова по составу;

2) развивать орфографическую зоркость учащихся через морфемный состав слова;

3) воспитывать интерес к процессу познания, чувство ответственности, коллективизма.

План урока.

  1. Организационный момент.

Поэтическая минутка.

Доброта.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Просто надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

  1. Работа с орфографическим словарём.

(группа слов №10). Слайд №1.

В.робей, в.рона, с.рока, с.л.вей, ж.вотное, за.ц, м.дведь.

– Что объединяет эту группу слов? (словарные слова)

– Каким одним словом можно назвать все эти слова? (животные)

– На какие две группы можно разделить эти слова? (птицы, звери)

– Вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните безударные гласные в корне слова.

– Как их можно запомнить? (В названиях птиц есть сочетание оро).

Проверка. Слайд №2

– Запомните, как пишутся эти слова и запишите их в орфографический словарь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

3. Разбор слов по составу.

1) – В рабочую тетрадь запишите только названия птиц.

– Напротив каждого слова запишите однокоренное и разберите их по составу.

– Каким алгоритмом при выполнении работы пользовались?

Слово по составу верно разбирай.

Первым окончание всегда выделяй,

На основу внимательно смотри,

Корень, поскорее, ты у неё найди,

Приставку и суффикс в конце определи.

Проверка разбора слов по составу (4 человека у доски).

  1. Физкультминутка.

– Я буду называть слова, если в слове есть приставка – приседаете, если нет – наклоны вправо-влево.

Погрузка, подклеить, завод, заклеить, заяц, восток, рисовать, переход, полёт, пояс, подводный.

5. Поиск слов одной словообразовательной модели в тексте.

– Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной словообразовательной модели.

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку  к а

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь берёзку.

– Какие слова выписали? (серёжка, спинка, полоска, берёзка)

– В каких словах увидели орфограммы? Как их проверить?

  1. Работа по учебнику. Упр. 168.

Взаимопроверка.

  1. Закрепление изученного о составе слова.

Слайд №3.

– Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Напишите оставшиеся слова и составьте к ним схему слова. Лишние разберите по составу.

1 вар. Рыбка, дубок, горка, норка.

Тракторист, пианист, танкист, печник.

Полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко.

2 вар. Хвостище, глазоньки, усище, когтищ.;

Шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр.

Толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

– Подчеркните орфограммы. Как пишется корень в однокоренных словах?

Проверка.

  1. Итог урока.

– Назовите все части слова. Дайте им характеристику.

9. Домашнее задание.

Выучить словарные слова. Составить слова с корнем –свет- и разобрать их по составу, П. упр.297. (по вариантам).

infourok.ru

Разбор по составу (морфемный) слова «упражнения»

Можно ли будет выдать упражнения политиков на тему нравственности и духовности за апелляцию к религиозным ценностям, зависит от способности политиков изъясняться в религиозных терминах, от способности избирателей их понимать, а также от готовности религиозных лидеров помочь политикам.

Но прежде, чтобы не теряли зря времени, он дал задания: кому примеры, кому упражнения.

Саша закончил упражнение на 3 секунды позже: 14,15.

Полученные результаты продемонстрировали связь между временем, уделяемым интенсивным упражнениям, и прочностью шейки бедра.

Изнутри шкаф оказался на удивление поместительным: в нём разве что гулять было нельзя, но свободно можно было стоять, не пригибаясь, вольготно сидеть на маленьком пуфике, спать лёжа, немного согнув ноги в коленях, и даже делать гимнастику, если исключить из программы некоторые особо резкие упражнения, вроде прыжков на месте.

Братья Капустины примеры по математике решили, и Яков добавил им ещё одно упражнение.

Однако время в этом упражнении не единственный параметр.

Первых успехов на международном уровне в Советском Союзе добились спортсменки: в 1986 году победа сборной СССР в групповых упражнениях на Кубке и Первенстве Европы; Кристина Фаласиниди в 1989 году одержала победу на Чемпионате Европы; Ольга Седакова, Анна Козлова и Гана Максимова в 1991 году выиграли золотые медали Чемпионата Европы.

В новую пирамиду введено широкое основание, не имеющее к рациону прямого отношения: ежедневные физические упражнения и слежение за весом.

Одарённые дети в результате таких упражнений ухватывает суть дела, но таких ничтожное меньшинство.

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) →  сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы – «проспал»;
  • два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
  • корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

how-to-all.com

Упражнения в разборе слов по составу

I. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя.

– У нас сегодня много гостей, поздороваемся.

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.

Приветствуют гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

III. Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений.

– Начнем урок со словарной работы.

– Готовимся к словарному диктанту.

Словарная работа.

Болеть

Больница

Боль

Больничный

Больной

– Давайте проверим.

– Что не получилось?

– От какого слова образовались слова?

Выполняют задания.

Вспоминают словарные слова, работают по инструкции учителя.

Боль

Участвуют в диалоге.

Р: самостоятельно формулировать задание.

П: анализировать, сравнивать.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

I. Постановка учебной
задачи

– Запишите слова, состоящие только из корня, суффикса, окончания.

Пирожок, лист, рассказ, хлебный, подземный, звёздочка, вред, подружка.

– Молодцы!

– Как вы думаете, какова тема нашего урока?

– Я должен знать …

– Я должен уметь …

пирожок, хлебный, звездочка

– Упражнения в разборе слов по составу

– Разбора слов по составу.

– Как находить корень, суффикс, приставку, окончание слова.

– Разбирать слова по составу.

П – осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным,
так и по самостоятельно
выделенным основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – участвуют диалоге, общей беседе

III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа

Групповая работа

Групповая работа

Парная работа

Групповая работа

1. Окончание

Выделите окончания слов.

ответы, чайка, ночка, цветочные, баклажаны, веткой, малышка, дача.

-Сделаем вывод: Окончание – это …

2. Корень

1 группа

– Распределите слова – родственники воды на 1 дерево.

2 группа

– Распределите слова, родственные глаголы водить на 2 дерево.

-Сделаем вывод:

Корень – это …

3. Суффикс

– Давайте вспомним какие бывают суффиксы.

—Назовите, одним словом:

— тот, кто учит детей

– детеныш тигра

– маленький стакан

– тот, кто водит машину

– детеныш лисы

– маленький двор

– старая женщина

– Выделите суффиксы в словах.

-Сделаем вывод:

Суффикс– это …

4. Приставка

– Разложите слова по корзинам в зависимости от того, какая слове в приставка: по- или под-.

подосиновик, подарить, поделить, подписать, пододеяльник, подруга, подземный, подорожник.

-Сделаем вывод:

Приставка – это …

ответы, чайка, ночка, цветочные, баклажаны, веткой, малышка, дача.

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

Водить-водитель-проводник-проводница- проводить

учитель

тигренок

стаканчик

водитель

лисенок

дворик

старушка

по-

подарить, поделить, подруга, подорожник

под-

подосиновик, подписать, пододеяльник, подземный,

Пр – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания, умеют изменять слово с целью выделения окончания.

П – применяют знания
при решении нестандартных задач

Пр. – представляют полученные знания в форме
развернутого высказывания; могут отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова;
умеют подбирать одно-
коренные слова

Пр. – умеют выделять суффикс, образовывать новые слова с помощью суффикса.

П – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; применяют имеющиеся знания при решении нестандартных задач

Пр – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; умеют выделять приставку, образовывать новые слова с помощью приставки.

П – применяют имеющиеся знания при решении
нестандартных задач.

IV. Первичное закрепление.

Индивидуальная работа.

1. – Разберите по составу слова

дошкольный

города

-хлебный

-слоник

– переписка

2. – Правильно соедините схему со словом.

Супница –

Грибы –

Заморозки –

3. – Я диктую слова, а вы записываете в виде схем.

Ручки, березка, переход, кормушка, отплыла.

Работают по карточке.

Р: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, давать самооценку своим достижениям.

П: анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, представлять на основе схем.

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, аргументировать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению.

VI. Итог урока.

Рефлексия деятельности

– Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?

– Сегодня вы работали хорошо Поэтому я говорю вам –МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете?

– У вас на столе лежат смайлики. Возьмите карандаши (красный, желтый или синий), раскрасьте, пожалуйста тот, который соответствует вашему настроению.

 

Корень- это…

Приставка- это…

Суффикс- это…

Окончание- это…

Я знаю

Я запомнил

смог

Веселый– Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой –  Мне было трудно, но я справился.

Грустный – Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!

Р: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, давать самооценку своим достижениям.

П: анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, представлять на основе схем.

К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, аргументировать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *