Упражнение по русскому 2 класс – Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Тренировочные упражнения по русскому языку
Сборник упражнений по русскому языку для 2 класса
Русский язык
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ 2 КЛАССА
Чем ты будешь заниматься на уроках русского языка?
На уроках русского языка мы будем учиться красиво и грамотно писать, говорить.
Интересно узнавать о том, как устроен русский язык, почему слова не всегда пишутся так, как произносятся, а также увлекательно открывать секреты слов.
Русский язык – один из самых интересных школьных предметов.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Знаки препинания в конце предложения.
Как же устроен русский язык?
Слова – состоят из звуков.
Звуки на письме обозначаются буквами.
Предложения состоят из слов. Предложение выражает законченную мысль.
Текст состоит из предложений.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак . ? ! или …
Упр. 1
Найди предложения и прочитай. Как ты определил, что это предложение?
Наша семья – это папа, мама, сестрёнка и я.
Бабушка, мама, школа, друг.
Ты любишь читать?
Как хорошо летом!
Выпиши предложения.
Упр.2
Прочитай текст. Паузой (остановкой) отделяй одно предложение от другого. Спиши предложения.
Начался твой второй учебный год. Ты уже умеешь читать и писать. Теперь перед тобой лежит широкая дорога в страну знаний. Смело шагай по ней!
Упр.3
Прочитай. Выпиши отдельные слова, а не предложения.
Цветы, погода, осень, небо.
Идёт урок русского языка.
Листья, зелёный, яблоко, лес.
Ребята, ученик, школа, перемена.
Упр.4
Прочитай предложения. Какие предложения являются пословицами? Выпиши их.
Грамоте учиться – всегда пригодиться. Наступила золотая осень. Кончил дело – гуляй смело. Чужим умом умён не будешь.
Упр.5
Прочитай вслух каждое предложение. Спиши. Ставь где надо точку.
Пришла осень уныло моросит дождь листья с деревьев опали птицы стали улетать в тёплые края.
Упр6
Закончи предложения.
Шесть мышат в камыше … . У ежа и ёлки колкие … . Коси коса, пока … .
Упр.7
Найди начало и конец каждого предложения. Спиши. Ставь, где надо точку.
Девочки мастерили кукол Оля шила кота Светлана делала петушка у Лиды получилась красивая лиса пришли малыши они смотрели сказку.
Интонация
Произносить предложения можно по-разному. Когда о чём-то спрашиваешь, или рассказываешь, или выражаешь различные чувства, ты произносишь предложения с разной интонацией.
Упр.8
Прочитай с правильной интонацией.
А … Ого! Да. Мама дома.
А? Да! Мама дома!
Да…
Что помогло тебе выбрать правильную интонацию?
Упр.9
Спиши. Поставь в конце каждого предложения нужный знак.
Варя и Миша любят читать сказки Ты любишь отгадывать загадки Молодец, Катя Куда ты идёшь
Упр.10
Прочитай текст. Спиши, расставляя недостающие знаки препинания.
Гнездо.
Коля и Саша пошли в лес в кустах они нашли гнездо в гнезде
пищали птенцы
Над кустами кружилась и тревожно кричала птица она принесла пищу малышам мальчики отошли от гнезда
Упр.11
Прочитай текст. Спиши, расставляя недостающие знаки препинания.
Огород.
Вот тропинка от дома к огороду тропинка узка Клава и Кира пошли на огород они насыпали торф вокруг груш Клава сажала помидоры Кира сажала гладиолусы Потом Клава и Кира поливали горох и укроп Как хорош наш огород
Проверь себя :
Слова состоят из …Звуки на письме обозначаются …
Предложения состоят из …
Предложение выражает …
Первое слово в предложении …
В конце предложения ставят …
Текст.
Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте связаны по смыслу.
У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.
Упр.12
Прочитай. Где текст, а где отдельные предложения? Почему?
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Медвежата ели мёд. Солнышко ярко сияло. Саше подарили книгу сказок.
Обезьяна и горох.
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошин. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разбросала весь горох и убежала.
Спиши текст.
Упр.13
Прочитай текст. Выбери подходящее заглавие к этому тексту :
«В горах», «Весна в горах», «Навстречу солнцу».
Хорошо весной в горах. На зелёных склонах цветут цветы. Птицы поют. Каждый цветок раскрывается навстречу солнцу. Каждая птица поёт, подняв к солнцу раскрытый клювик! Хорошо!
Запиши заглавие. Спиши текст.
Упр.14
Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши.
Майский жук – страшный враг леса и сада. Любимый обед жука – нежные молодые листики.
Сильный вред дереву наносит взрослый майский жук. Но не только он сам. Под землёй живут личинки жука. Они грызут самые молодые корни дерева. Дерево плохо питается и быстро засыхает.
Упр.15
Прочитай неоконченный текст. Придумай окончание этого текста. Спиши первые два предложения.
Жили-были мыши. И вот совсем не стало им житья от кота. Что ни день, то одну, то двух съест. Собрались мыши и стали думать, как от кота спастись…
Упр.16
Прочитай. Придумай начало сказки. Запиши заглавие и спиши текст.
… Только не было у них детей. И решили они слепить себе из снега внучку Снегурочку. Да такая славная вышла девочка! Стали они все вместе жить-поживать.
Упр.17
Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст? Запиши полученный текст. Озаглавь.
Пудель Артемон приносил булки.
Звери, птицы и насекомые любили её.
Мальвина была воспитанная девочка.
Мыши – сахар, сыр и кусочки колбасы.
Майские жуки приносили разные ягоды.
Каждый старался порадовать Мальвину.
Упр.18
Составь предложения из слов. Запиши предложения. Можно ли назвать это текстом? Почему?
Шуршат под опавшие ногами листья
Пень семейка облюбовала дружная старый опят
Упр.19
Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Спиши текст правильно.
Никита-охотник.
Сейчас он на них охоту начинает.
Есть у Никиты деревянный тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон.
Вот спрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол.
Проверь себя :
Текст состоит из …
Все предложения в тексте …
У текста есть …
По заглавию можно определить …
Гласные и согласные звуки
Звуки а, о, у, ы, э, и произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.
Это гласные звуки.
Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными. Они могут произноситься с голосом и без голоса (с шумом ).
Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими согласными, без голоса – глухими согласными.
Согласных букв
21 : б, в, г, д , ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, й.Упр.20
Прочитай. Спиши. Подчеркни гласные буквы.
Мы у нашего крыльца
Посадили деревца.
Три берёзки-тонконожки
Встали рядом у дорожки.
Упр.21
Запиши только те слова, которые начинаются с согласного звука.
Арбуз, кот, лиса, утка, собака, молоко, утро, пенал, коньки, ребята, гуси, овёс, индюк, весна, клён.
Упр.22
Из каждого слова «убежала» буква. Восстанови слова. Какая буква «убежала» : гласная или согласная?
Со…, гор…, лес…, гро…, ма…, бра…, карма…, све…, жу…, ды… .
Гласных звуков 6 : а, о, у, ы, о, э, и.
Гласных букв 10 : а, о, у, ы, о, э, и, я, ю, ё, е.
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука : е (йэ), ё (йо),
ю (йу), я (йа).
Упр.23
Прочитай текст. Спиши. Подчеркни слова, в которых два звука на письме обозначены одной буквой.
Осенью ёжик выкопал под ёлкой ямку. Туда он наносил ягоды, грибы. Это был зимний запас ежа.
Упр.24
Прочитай текст. Спиши. Подчеркни буквы е, ю, я.
На Севере лето короткое. Недавно растаял снег. Но скоро опять полетят хлопья. Наденет белую шубу песец. Куропатка натянет «чулки» из перьев .Олень нарядится в зимнюю шубу.
Упр.25
Спиши пары слов. Подчеркни согласные буквы, которыми различаются эти слова.
Горка – корка, бить – пить, жар – шар, коза – коса, жить – шить, дом – сом, вить – лить.
Слог. Перенос слов
Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Упр.26
Спиши. Раздели слова на слоги.
Ребята, ученик, класс, дежурный, парта, книга, карандаш, звонок, девочка, ученица, школа, урок, портфель, Оля, ручка, пенал, мел.
Упр.27
Напиши слова. Поменяй слоги местами. Напиши новые слова. Составь два предложения.
Насос, камыш, жилы, навес, банка.
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Упр.28
Спиши, разделяя слова чёрточками для переноса.
Козы, овцы, заяц, петух, корова, деревня, собака, телята, медведь.
Упр.29
Выпиши слова, которые нельзя переносить.
Зима, весна, лето, осень, май, июнь, обед, обеды, ужин, этажи, этаж, Рая, класс, учу, Зоя.
Упр.30
Раздели слова чёрточками для переноса.
Ученик, учитель, улица, линия, уроки, ёлочка, умеет, новые, животное, игры, ёлка, читаю, старые, молния, милая, добрая, ёжики, яркие, купание, озеро, Елена, Алёнушка, Оля, гуляние, чай, лесная, морская, хорошая, иголка.
Обозначение мягкости согласных на письме
Буквы я, ё, и, ю, е показывают, что согласный перед ними мягкий.
Упр.31
Прочитай. Вставляй пропущенные буквы.
Взгляни на маленьких сов…т.
Малютки рядышком сид…т.
Когда не сп…т, они ед…т,
Когда ед…т, они не сп…т.
Упр.32
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни мягкие согласные.
Л…да нашла кл…кву. Юра чинил кл…шку. Андр…ша н..с большой р…кзак. Андр…ша работает в саду. Он сажает т…льпаны, окапывает яблон… и в…шн… .
Упр. 33
Прочитай.
Лёня любит делать подарки. Он мастерит их сам.
Мальчик взял лист плотной бумаги и склеил стаканчик для карандашей. Он украсил его узором и бахромой. Стаканчик получил в подарок его друг Андрюша.
Ответь на вопросы. Напиши ответы.
Что сделал Лёня? Какой стаканчик у него получился? Кому подарил его Лёня?
Выпиши слова с буквами е, ё, и, ю, я.
Буквы и, й
И – гласный , он образует слог. Й- согласный , он слога не образует
Упр.34
Прочитай. Спиши. Подчеркни слоги с буквой й.
Незнайка, Пьеро, Мальвина, доктор Айболит – ге-ро-и сказок. Буратино – наш любимый ге-рой.
Упр.35
Спиши, разделяя слова для переноса.
Воробей, соловей, лилия, муравей, рисую, игрушки, трамвай, синий, свёкла, кормлю, умеют, думай.
Упр.36
Прочитай. Спиши. Подчеркни слова с буквой й
Около пня муравейник. Целый день там кипит работа. Найдут муравьи прутик и несут в кучу. Поймают муху и тащат в дом. К вечеру муравейник затихнет.
Упр.37
Прочитай начало текста. Закончи текст. Озаглавь его.
За деревней большая лужайка. Там играют щенки Дружок и Лайка. Увидели они в траве белые шарики. Тронул Дружок пушистый шарик …
Буква й при переносе не отделяется от гласной :
строй-ка, лей-ка, мой-те.
Упр.38
Напиши по образцу.
О б р а з е ц : Читай – чи-тай-те.
Лей -…, рой – …,дай -…, рисуй – …, копай-…, шагай – …, слушай -…, играй – …, танцуй -…
Упр.39
Спиши, разделяя слова для переноса. Подчеркни слоги с буквой й
Стройка, швейная фабрика, волейбол, пойте, стройте, муравейник, кофейник.
Мягкий знак на конце слова
Буква Ь звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней –мягкий.
Упр.40
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни Ь и согласную перед ним.
Таня будет рисовать. Гриша будет писат… . Нина будет пет… . Все мы будем учит… уроки. Всем надо работат… .
Упр.41
Спиши. Поставь после мягких согласных букву Ь.
Буквар…, портфел… , пенал… , тетрад… , – учебные вещи.
Кроват… , диван…, стол… , – мебель.
Картофел… , морков… – овощи.
Упр.42
Выпиши названия осенних и зимних месяцев. Подчеркни мягкие согласные на конце слов вместе с Ь.
В году двенадцать месяцев : январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Мягкий знак в середине слова
Слова с Ь в середине слова переносятся так :
Маль-чик, коль-цо, огонь-ки.
Упр.43
Спиши, разделяя слова для переноса.
Пеньки, огоньки, деньки, коньки, пузырьки, зорька, борьба, письмо, мальчик, пальто, альбом, мельница, угольки, пальцы, мотыльки, васильки, стебельки.
Упр.44
Вставь в предложения нужные по смыслу слова с Ь.
Отец подарил сыну ( что? ) … .
Мальчик написал брату ( что? ) … .
Ученица положила на парту ( что? ) … .
Тётя купила Игорю ( что? ) … .
Упр.45
Спиши. Поставь , где нужно, вместо точек букву Ь.
Мален…кий, удален…кий,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл.
Упр.46
Прочитай. Спиши. Вместо точек поставь нужную букву.
Сверчок.
Прошёл дожд… . Промокла земля. Покрылис… листья капельками дождя. Выгнала вода из-под листвы маленького сверчка. Любит сверчок сырост…, тол…ко не такую.
Упр.47
Спиши, разделяя слова для переноса.
Деньки, крыльцо, пальто, пристань, учительница, мальчики, только, львы, верность, пальчики, олень.
Правописание буквосочетаний
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Жи и ши всегда пиши с буквой И.
Ча-ща пиши с буквой А.
Чу-щу пиши с буквой У.
Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.
Орфограмма – это написание по правилу. Орфограммы всегда подчёркиваются одной чертой.
Упр.48
Спиши. Подчеркни орфограммы.
Машина, жираф, животное, уши, жили, душистый, лужи, чайка. чайник, роща, ужи, этажи, карандаши, туча, чаща, свеча, пища, кричат, получай, трещат.
Упр.49
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.
Ерш… , малыш… , ш…пели, ш…рокий, рыж…ки, еж… , нож… , пруж…на, ландыш… , мыш… .
Упр.50
Спиши. Подчеркни сочетания ШИ и ЖИ.
Колючий ш…повник, душ…стые розы, вкусные груш…, холодные снеж…нки, ж…рный гусь, грузовая маш…на, еловые ш…шки, острые ш…пы.
Упр.51
Спиши предложения. Обозначь орфограмму.
Пу…стый котёнок играл с клубком.
Кру…лись сне…нки над озером.
Как хоро… ду…стые ланды… !
Было слышно в ти… , как шуршат камы… .
Упр.52
Запиши слова парами по образцу.
Нож – ножи, стриж –… , чиж –… , морж –… , карандаш –… , малыш –… , ёж –… .
Упр.53
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Ч…сы, ч…епитие, ч…йник, ч…совщик, рощ… ,ч…сто, ч…лок, ч…чело, ч…гун, ч…дак, щ…ка, ч…вство, ч…ть, прищ…рил, ч…жой.
Упр.54
Спиши. Подчеркни гласные буквы.
Пузатый чайник я люблю!
Он жарким делом занят,
Свистит он песенку свою
И крышкой барабанит.
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он – с мёдом, он – с вареньем,
С чудесным настроеньем!
Упр.55
Спиши.
Шутилкин Борис
Обожал пошутить:
Кому-то за шиворот
Мышь запустить,
Живого ежа
И живого ужа,
При этом смеясь
И от счастья дрожа.
Упр.56
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Живые часы.
Ч…сы люди придумали давно. А как они узнавали время раньше? Их выруч…л петух. Петух и есть ж…вые ч…сы. Он кричит в одно и то же время.
Упр.57
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
В синем небе звёзды блещ…т,
В синем море волны хлещут,
Туч… по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Упр.58
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные слоги.
Мы пришли в ро… . Поют птицы. Сту…т дятлы. Ска…т рыж…е белки. В густой траве растут ду…стые ланды… . Хоро… эти …десные цветы! На поляну вышла медведица. Вот так встре… !
Ударение.
В русском языке один слог в слове произносится с ударением. Гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко. Гласные в таких слогах называются ударными. Гласные без ударения называются бузударными.
Упр.59
Спиши. Поставь знак ударения.
Моря, река, море, речка, число, часы, мячик, эхо, рыбаки, сорока. Лето, полка, весна, столы, гора, цветок, школа, ручка, дерево, девочка, синица, машина, сады, зайцы.
Упр.60
Спиши предложения. Поставь знак ударения.
Соседи.
Сорока и сова – соседи. Сова сидит в дупле старой сосны, сорока – на вершине.
Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать.
Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай.
Так и живут. Ну и соседи!
Упр.61
Спиши. Поставь знак ударения. Под безударными гласными поставь точку.
Кресло, молоко, пирог, пирожок, масло, диван, курица, зимний, радость, улыбка, бочка, небо, песок, телефон.
Упр.62
Прочитай текст. Спиши. Поставь над выделенными словами знак ударения.
Хвастун.
Ранним утром взлетел петух на забор. Уцепился лапами за столб и начал хвастать. Он самый умный. Он самый храбрый.
Тут случайно во двор забежала собака. Петух от страха свалился с забора.
Развеселилась вся птичья семья. Засмеялись куры. Захихикали цыплята. Захохотали гуси. Вот хвастун!
Упр.63
На какой слог падает ударение в выделенных словах? Спиши.
Тётя Поля работает на почте. За селом раскинулись широкие поля. Я мою руки. Дай мою книгу.
Упр. 64
Спиши слова. Ставь знак ударения над ударными гласными и точки под безударными.
Мост – мосты, кит – киты, столб – столбы, холм – холмы, след – следы, двор – дворы, рог – рога, край – края, пол – полы, хвост – хвосты, час – часы, слон – слоны.
Упр.65
Запиши предложения так, чтобы получился рассказ. Поставь над выделенными словами знак ударения.
Ёж нёс грибы на спине.
В траве он увидел ёжика.
Алёша был в лесу.
Мальчик не тронул зверька.
Части слова.
Корень.
Корень – это главная часть слова. В корне заключён общий смысл всех однокоренных ( родственных ) слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей ( одинаковой ).
Упр.66
Прочитай слова. Что общего у этих слов? Почему? Объясни. Запиши эти слова. Обозначь в них корень.
Голос, голосок, голосочек, голосище, голосить, голосовые (связки), заголосить.
Упр.67
Запиши слова. Найди и обозначь в них корень.
Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозил, заморозки.
Лист, листок, листочек, листопад.
Сад, садовник, садик, посадил, рассада.
Упр.68
Прочитай слова. Сколько здесь групп однокоренных слов? Запиши эти группы.
Хлеб, хрусталь, хрустальный, хлебный, хрусталик, хлебушек.
В однокоренных словах гласная буква в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.
Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.
Безударная гласная в корне слова – это орфограмма.
Упр.69
Подумай, какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Прочитай слова орфографическим чтением. Спиши. Выдели корень, поставь ударение. Подчеркни проверочные слова.
Гриб, гр…бы, гр…бок, гр…бной.
Лес, подл…сок, л…сной, л…сник, л…са.
Лис, лисы, л…са, л…сица, л…сята.
Упр.70
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Допиши проверочные слова. Поставь знак ударения.
Сл…ва – …, др…зды – …, р..га – р…г, ст…да – …, к…льцо – …, …кно – …
пл…та – …, вр…ги -…, с…сна – …, тр…ва – …в…лна -…, р…ка – … .
Упр.71
Прочитай. Спиши. Вставляй пропущенные буквы.
Дождь.
Давно не было д…ждей. И вдруг потемнело небо. Крупные капли д…ждя застучали по крышам. Все рады д…ждю. Ожили луга, п…ля, с…ды, л…са.
Упр.72
Прочитай текст. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели корень. Поставь ударение. Назови проверочные слова. Докажи, что эти слова проверочные.
Л…са.
В л…су живёт рыжая л…са. Лисий дом – н…ра. У н…ры играют весёлые л…сята. Л…сица учит их лисьим повадкам.
Упр.73
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Зима. В л…су тишина. Под с…сной лежат шишки. На сн…гу видны сл…ды л…сы. Они ведут к дому л…сника.
Упр.74
Озаглавь текст. Придумай концовку. Как проверить выделенные буквы? Спиши.
За окном трещал мороз. Вася делал уроки. Он услышал стук в стекло. Стучала синичка. Глаза-бусины смотрели на мальчика. Птичка словно просила о помощи.
Упр.75
Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Растёт в л…су ч…десное дер…во. Это – добрый друг л…сных ж…телей. Лакомятся з…мой еловыми ш…шками белки, клесты и дятлы.
Суффикс.
Суффикс – часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образут новые слова. Например : дуб – дубок (маленький дуб), лось – лосёнок (детёныш лося, маленький лось).
Упр.76
Прочитай. Что общего у этих слов? Спиши.
Зубок, ледок, глазок, медок, дубок.
Упр.77
Вспомни, как нужно действовать, чтобы правильно найти в слове корень. Спиши слова. Найди и обозначь в них корень и суффикс.
Столик, теремок, кирпичик, кенгурёнок, листок, морозец, головушка, полюшко, соловушка.
Упр.78
Спиши. Выдели суффикс .Добавь другие слова с такими же суффиксами.
Галчонок, мышонок, волчонок, котёнок, … .
Много галчат, мышат, волчат, котят … .
Приставка.
Приставка стоит перед корнем. Приставки образуют новые слова. Приставка – это часть слова, поэтому она пишется со словами слитно.
Упр.79
Прочитай слова. Как называется выделенная часть слова? Спиши. Выдели приставки.
Бежал, побежал, пробежал, добежал, убежал, сбежал, отбежал, перебежал.
Упр.80
Спиши, выдели приставки.
Приморский, пришкольный, придорожный, дошкольный, досрочный, доскакал, доплыл, долетел, добежал.
Упр.81
Образуй от данных слов как можно больше слов с разными приставками.
Строить, копать, рисовать, читать, думать.
На при от за с пере вы до
Написание проверяемых согласных на конце слова.
Звонкие и глухие согласные звуки образуют пары.
Б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш
Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими – оглушаются.
Клюв, стриж, арбуз, народ, пирог, хлеб, груз.
Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова, надо так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.
Клюв – клювы, арбуз – арбузы, груз – грузы.
Чтобы тебе легче было проверять, используй следующий способ :
Можно подобрать слово, которое назавает не один предмет, а много, или подставить слово нет:
Клад – нет клада, пирог – пироги.
Упр.82
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.
Алмазы – алма…, зубы – зу…, посевы – посе…, призы – при…, нет багажа – бага…, выводы – выво…, рассказы – расска…, сюрпризы – сюрпри…, столбы – стол…, ходы – хо…, тетради – тетра…ь, нет снега – сне… .
Упр.83
Спиши. Изменяй по смыслу слова, данные в скобках.
Под ёлкой – норка. Тут живёт (ежи). Глубокий (сугробы) закрыл (входы) в спаленку. Всю зиму проспит (ежи) под снегом. Не страшен зверьку (морозы).
Упр.84
Спиши. Подчеркни буквы, которые надо проверять.
Лошадь пашет землю и возит грузы. Она может пройти по горной тропе, сквозь любую чащу. У лошади сильные ноги, густая грива. Она ест овёс, траву, сено.
Упр.85
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Машина въехала в гара… . Папа получил на вокзале бага… . Собака – хороший сторо… и верный дру… . Стри… летает, а у… ползает.
Упр.86
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
На р…ке хороший пля… . Рыбаки построили шала… . Звонко запел чи… . Расцвёл серебристый ланды… . Скрипит моро… .Ваня завёл новую тетра.. ь. Лиса нашла на снегу сле… .
Написание большой буквы в словах.
Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.
Иванова Ольга Борисовна, Степаненко Михаил Иванович.
Упр.87
Спиши.
Наша семья.
Нас в семье трое : отец, мать и я. Наша фамилия Сорокины. Отца моего зовут Пётр, по отчеству Семёнович. Моя мать – Ольга Васильевна. А я Алексей. Меня все зовут Лёшей.
infourok.ru
ГДЗ 2 класс, Русский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Учебник, 2 часть
Упражнения 1 – 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Наши проекты: Рифма (страницы 8-9)
1 2 3 4 5 6
Упражнения 11 – 23
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Проверь себя (страница 15)
1 2 3
Упражнения 24 – 50
24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Проверь себя (страница 30)
1 2 3
Упражнения 51 – 67
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
Проверь себя (страница 38)
1
Упражнения 68 – 115
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115
Проверь себя (страница 67)
1 2 3 4 5
Упражнение 116 – 147
116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147
Проверь себя (страница 85)
1 2 3 4 5 6 7 8
Упражнения 148 – 170
148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170
Проверь себя (страница 99)
1 2 3 4 5
Упражнения 171 – 182
171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182
Проверь себя (страница 107)
1 2 3 4 5
Упражнения 183 – 192
183 184 185 186 187 188 189 190 191 192
Проверь себя (страница 113)
1 2 3 4
Наши проекты: Толковый словарь (страница 114)
1 2 3
Наши проекты: Орфографический словарь (страница 114)
1
Наши проекты: Словарь синонимов (страницы 114-115)
1 2 3
Наши проекты: Словарь антонимов (страница 115)
1 2 3
Наши проекты: Орфоэпический словарь (страница 115)
1 2 3
Наши проекты: Словарь однокоренных слов (страница 115)
1 2 3
Упражнения 193 – 225
193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225
budu5.com
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Тренировочные упражнения по русскому языку 2 класс
Тренировочные упражнения для учащихся 2 класса
По темам учебной программы «Парные согласные», «Безударные гласные».
Пособие можно рекомендовать и молодому
педагогу, и родителям второклассников.
Бурка Е.Г.- учитель начальных классов.
Рецензент Омарова У.У.- завуч по научной работе
СШ № 2
Использованная литература:
«Занимательная грамматика» Алма-Ата «Мектеп» 1986 г.
«Краткий справочник по русскому языку» Москва 2008 г.
(Л.В.Петленко, В.Ю. Романова)
«Поурочные разработки» 2 кл. (О.Жиренко,Л.Обухова)
Парные согласные.
Ты согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
1.Вставь пропущенные буквы.
Возле гря…ки – две лопа…ки,
Возле ка…ки – два ведра.
После утренней заря…ки
Мы работали на гря…ке –
И поса…ки все в поря…ке,
Их теперь полить пора.
2.Соедини пары:
ловок ги…кий
гладок ро…кий
крепок гла…кий
резок ло…кий
близок кре…кий
гибок ре…кий
3.Работа с другом
Пло… Сне…
Обу… шка…
Экипа… верблю….
Варе…ка ска…ка
Гря…ка кор….
(Придумай и запиши еще 3 слова с парной согласной.
Безударные гласные.
Если буква гласная
вызвала сомнение
Ты, немедленно ее
Ставь под ударение.
1.Вставь пропущенные буквы.
Л…ства, м..ряк, тр..ва, с..ло, л..нтяй,
гн..здо, в…да, с…ва, в…сна, гр..за, к..зленок.
(Запиши еще 3 слова на данное правило)
- Вставь пропущенные буквы, ( не забудь « сказать
себе» проверочное слово.)
С г…ры б..жит поток проворный
В л..су не молкнет птичий гам…
- Напиши диктант (диктует кто-то из родителей)
Холодно и голодно было зимой птицам. Мы с папой смастерили кормушку и насыпали зерна. Птички были рады.
- Запиши по 3 слова с безударными
И (З..ма-зимы)
Е
О
Парные согласные.
- 1. Вставь пропущенные буквы, ( не забудь « сказать
себе» проверочное слово.)
Хле…, фла.., эта…, дроз…, кру…ка, кры…шка.
2.Спиши пословицы. В скобках пиши проверочное слово.
Корень учения горек, да пло.. (………..)
сла…кий (……………..).
Ко…ке (…………..) игру..ки (……………),
а мы..ке (………..) сле…ки (…………..).
- Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы.
Напиши отгадку.
Острые у..ки, на ла..ках поду…ки.
Усы, как щетинка, Дугою спинка.
( )
Составь и запиши 2-3 предложения об этом животном.
nsportal.ru
Тренировочные упражнения по русскому языку (2 класс)
Тренировочные упражнения
(2 класс, второе полугодие)
● На выявление умения определять границы предложения
Работа 1
Катя Завьялова пошла с дедушкой Ильей в лес за хворостом хорошо утром в лесу ветерок ласкает стволы берез трава покрыта росой лес оживает в густой зелени поют птицы вот бежит заяц встал он столбиком слушает в старой сосне дупло рыжей белки в гнезде большие запасы это корм зверьку на всю зиму. (51 слово)
Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Текст читает учитель.
Инструкция предъявляется по этапам выполнения:
1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.
2. Спиши, расставляя знаки препинания.
3. Подчеркни орфограммы в именах собственных.
4. Напиши слово трава и подчеркни букву, обозначающую безударный гласный звук. Подбери и запиши проверочное слово.
● На выявление умения находить части речи
Работа 2
1. Кто повел ребят весной в парк на экскурсию?
2. Что можно увидеть в парке?
Порядок работы. Вопросы написаны на доске заранее. Учитель читает вопросы.
Инструкция
1. Запиши полные ответы на вопросы. (Учитель поясняет, что в ответе на первый вопрос необходимо указать любое имя и отчество.)
2. В первом ответе подчеркни глагол двумя чертами. Во втором ответе подчеркни имена существительные одной чертой.
Работа 3
Диктант
Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюет хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовет Барсика домой. (27 слов)
Слова для справок (записываются на доске): прИшла, кроШки, БарсИка, воробьеВ.
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Инструкция
1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).
Грамматические задания
1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении.
2. Обведи кружочком предлоги.
Работа 4
Диктант
Весной в лесу снег стал таять. Вот под сосной закачался сугроб. Это вылез медведь из своей берлоги. Он зевнул и зашагал в чащу леса. Какой он худой! Осенью медведь лег в берлогу и заснул на всю зиму. Шумела метель. Дул ледяной ветер. Медведь крепко спал. (45 слов)
Слова для справок (записываются на доске): таЯть, зАкачался, бЕрлогИ, мЕтель.
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Инструкция
1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).
Грамматическое задание. Подчеркни орфограмму в корне слова зашагал. Подбери и запиши проверочное слово.
● На группировку существительных по единственному и множественному числу, а затем — по обозначению парных согласных
Работа 5
Задание направлено на выявление умения рассматривать ряд слов с одной и той же точки зрения и способности к переключению на другую точку зрения.
Сад, сады, лист, листы, дождь, дожди, плот, плоты, мост, мосты, шаг, шаги.
Порядок работы. Слова записываются на доске.
Инструкция
1. Прочитай слова.
2. Распредели слова на две группы и запиши каждую группу слов в отдельный столбик. Напиши под столбиками, чем похожи слова в каждой группе.
3. Слова какой группы можно еще распределить на две равные группы? Раздели и напиши под столбиками, чем похожи слова в группах.
Варианты обоснования группировки слов: по единственному или множественному числу существительных; по месту ударения в слове; с ударными или безударными гласными в корне; проверочные или проверяемые слова.
Приемлемо любое из этих обоснований.
Обоснование группировки во второй части задания (при перегруппировке существительных в единственном числе) предполагает указание на обозначение парных согласных звуков разными буквами на конце слов.
Но возможен выбор учащимися для другой группировки существительных во множественном числе — по окончаниям (сады, дожди). Однако в этом случае получатся неравные группы, что не соответствует условию.
infourok.ru
Русский язык. 2 класс. Ответы к заданиям
Русский язык
Ответы по русскому языку. 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.
Ответы к стр. 6 – 7. Текст
Ответы к стр. 8. Части текста.
Ответы к стр. 9 – 11. Предложение.
Ответы к стр. 12 – 14. Члены предложения
Ответы к стр. 15 – 19. Слово и его значение
Ответы к стр. 20 – 22. Синонимы и антонимы
Ответы к стр. 23 – 26. Однокоренные слова
Ответы к стр. 27 – 32. Слог. Ударение. Перенос слова
Ответы к стр. 33 – 35. Звуки и буквы. Как различить звуки и буквы?
Ответы к стр. 36 – 38. Русский алфавит, или Азбука
Ответы к стр. 39 – 48. Гласные звуки
Ответы к стр. 49 – 58. Согласные звуки
Ответы к стр. 59 – 63. Мягкий знак (ь)
Ответы по русскому языку. 2 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.
Ответы к стр. 3 – 6. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
Ответы к стр. 7 – 9. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Ответы к стр. 10 – 18. Звонкие и глухие согласные звуки
Ответы к стр. 19 – 22. Разделительный мягкий знак (ь)
Ответы к стр. 23. Части речи. Что такое части речи?
Ответы к стр. 24 – 33. Части речи. Имя существительное
Ответы к стр. 34 – 42. Части речи. Глагол
Ответы к стр. 42 – 48. Части речи. Имя прилагательное
Ответы к стр. 49 – 51. Части речи. Местоимение
Ответы к стр. 52 – 54. Части речи. Предлоги
Ответы к стр. 55 – 63. Повторение
Ответы по русскому языку. 2 класс. Часть 1. УЧЕБНИК. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Упражнение 1, с. 6
Упражнение 2, с. 6
Упражнение 3, с. 7
Упражнение 4, с. 8
Упражнение 5, с. 8
Упражнение 6, с. 10
Упражнение 7, с. 11
Упражнение 8, с. 12
Упражнение 9, с. 12
Упражнение 10, с.13
Упражнение 11, с. 14
Проверь себя с. 14
Упражнение 12, с. 16
Упражнение 13, с. 17
Упражнение 14, с. 18
Упражнение 15, с 18
Упражнение 16, с. 19
Упражнение 17, с.19
Упражнение 18, с.20
Упражнение 19, с. 21
Проверь себя с.22
Упражнение 20, с. 24
Упражнение 21, с. 24
Упражнение 22, с. 25
Упражнение 23, с. 25
Упражнение 24, с. 26
Упражнение 25, с. 26
Упражнение 26, с. 27
Упражнение 27, с. 27
Упражнение 28, с.28
Упражнение 29, с. 29
Упражнение 30, с. 29
Упражнение 31, с. 30
Упражнение 32, с. 30
Упражнение 33, с. 31
Упражнение 34, с. 31
Упражнение 35, с. 32
Упражнение 36, с. 33
Упражнение 37, с. 34
Упражнение 38, с. 34
Упражнение 39, с. 35
Упражнение 40, с. 35
Упражнение 41, с. 36
Упражнение 42, с. 36
Упражнение 43, с. 37
Упражнение 44, с. 37
Упражнение 45, с. 38
Упражнение 46, с. 39
Упражнение 47, с. 39
Проверь себя с. 40
Упражнение 48, с. 42
Упражнение 49, с. 43
Упражнение 50, с. 43
Упражнение 51, с. 44
Упражнение 52, с. 44
Упражнение 53, с. 45
Упражнение 54, с. 45
Упражнение 55, с. 46
Упражнение 56, с. 46
Упражнение 57, с. 46
Упражнение 58, с. 47
Упражнение 59, с. 48
Упражнение 60, с. 48
Упражнение 61, с. 49
Упражнение 62, с. 49
Упражнение 63, с. 50
Упражнение 64, с. 51
Упражнение 65, с. 51
Упражнение 66, с. 52
Упражнение 67, с. 53
Упражнение 68, с. 53
Упражнение 69, с. 53
Упражнение 70, с. 54
Упражнение 71, с. 54
Упражнение 72, с. 55
Упражнение 73, с. 56
Упражнение 74, с. 56
Упражнение 75, с. 57
Упражнение 76, с. 57
Упражнение 77, с. 58
Упражнение 78, с. 59
Упражнение 79, с. 59
Упражнение 80, с. 59
Упражнение 81, с. 60
Упражнение 82, с. 60
Упражнение 83, с. 60
Упражнение 84, с. 61
Упражнение 85, с. 61
Упражнение 86, с. 62
Упражнение 87, с. 62
Упражнение 88, с. 62
Упражнение 89, с. 63
Упражнение 90, с. 63
Упражнение 91, с. 63
Упражнение 92, с. 64
Упражнение 93, с. 64
Упражнение 94, с. 64
Упражнение 95, с. 65
Упражнение 96, с. 66
Упражнение 97, с. 66
Упражнение 98, с. 67
Упражнение 99, с. 67
Упражнение 100, с. 68
Упражнение 101, с. 68
Упражнение 102, с. 68
Упражнение 103, с. 69
Упражнение 104, с. 69
Упражнение 105, с. 70
Упражнение 106, с. 70
Упражнение 107, с. 71
Упражнение 108, с. 71
Упражнение 109, с. 72
Упражнение 110, с. 72
Упражнение 111, с. 72
Упражнение 112, с. 73
Упражнение 113, с. 73
Упражнение 114, с. 74
Проверь себя с. 75 – 76
Упражнение 115, с. 78
Упражнение 116, с. 78
Упражнение 117, с. 79
Упражнение 118, с. 79
Упражнение 119, с. 80
Упражнение 120, с. 80
Упражнение 121, с. 81
Упражнение 122, с. 82
Упражнение 123, с. 82
Упражнение 124, с. 82
Упражнение 125, с. 83
Упражнение 126, с. 84
Упражнение 127, с. 84
Упражнение 128, с. 84
Упражнение 129, с. 85
Упражнение 130, с. 85
Упражнение 131, с. 85
Упражнение 132, с. 86
Упражнение 133, с. 86
Проверь себя с. 88
Упражнение 134, с. 89
Упражнение 135, с. 89
Упражнение 136, с. 90
Упражнение 137, с. 90
Упражнение 138, с. 91
Упражнение 139, с. 91
Упражнение 140, с. 92
Упражнение 141, с. 93
Упражнение 142, с. 93
Упражнение 143, с. 94
Упражнение 144, с. 94
Упражнение 145, с. 95
Упражнение 146, с. 96
Упражнение 147, с. 97
Упражнение 148, с. 97
Упражнение 149, с. 97
Упражнение 150, с. 98
Упражнение 151, с. 98
Упражнение 152, с. 99
Упражнение 153, с. 99
Упражнение 154, с. 100
Упражнение 155, с. 100
Упражнение 156, с. 100
Упражнение 157, с. 101
Упражнение 158, с. 101
Упражнение 159, с. 102
Упражнение 160, с. 102
Упражнение 161, с. 103
Упражнение 162, с. 103
Упражнение 163, с. 104
Упражнение 164, с. 104
Упражнение 165, с.105
Упражнение 166, с. 105
Упражнение 167, с. 105
Упражнение 168, с. 106
Упражнение 169, с. 107
Упражнение 170, с. 107
Упражнение 171, с. 108
Упражнение 172, с. 108
Упражнение 173, с. 109
Упражнение 174, с. 110
Упражнение 175, с.110
Упражнение 176, с. 111
Упражнение 177, с. 111
Проверь себя с. 111
Упражнение 178, с. 112
Упражнение 179, с. 112
Упражнение 180, с. 113
Упражнение 181, с. 113
Упражнение 182, с. 114
Упражнение 183, с. 114
Упражнение 184, с. 115
Упражнение 185, с.115
Упражнение 186, с. 116
Упражнение 187, с. 116
Упражнение 188, с. 117
Упражнение 189, с. 117
Упражнение 190, с. 118
Упражнение 191, с. 118
Наши проекты. И в шутку и всерьёз с. 119
Упражнение 192, с. 120
Упражнение 193, с. 120
Упражнение 194, с. 121
Упражнение 195, с.121
Упражнение 196, с. 121
Упражнение 197, с. 122
Упражнение 198, с. 122
Упражнение 199, с. 122
Упражнение 200, с. 123
Упражнение 201, с. 123
Упражнение 202, с. 124
Упражнение 203, с. 124
Упражнение 204, с. 125
Упражнение 205, с. 125
Упражнение 206, с. 126
Упражнение 207, с. 126
Упражнение 208, с. 127
Упражнение 209, с. 128
Проверь себя с. 128
Наши проекты. Пишем письмо
Ответы по русскому языку. 2 класс. Часть 1. УЧЕБНИК. Канакина В. П., Горецкий В. Г.
Упражнение 1, с. 4
Упражнение 2, с. 4
Упражнение 3, с. 5
Упражнение 4, с. 5
Упражнение 5, с. 5
Упражнение 6, с. 6
Упражнение 7, с. 6
Упражнение 8, с. 6
Упражнение 9, с. 7
Упражнение 10, с. 7
Наши проекты. Рифма, с.8
Упражнение 11, с. 10
Упражнение 12, с. 10
Упражнение 13, с. 10
Упражнение 14, с. 11
Упражнение 15, с. 11
Упражнение 16, с. 12
Упражнение 17, с. 12
Упражнение 18, с. 12
Упражнение 19, с. 13
Упражнение 20, с. 13
Упражнение 21, с. 14
Упражнение 22, с. 14
Упражнение 23, с. 10
Проверь себя, с. 15
Упражнение 24, с. 16
Упражнение 25, с. 17
Упражнение 26, с. 17
Упражнение 27, с. 17
Упражнение 28, с. 18
Упражнение 29, с. 18
Упражнение 30, с. 19
Упражнение 31, с. 20
Упражнение 32, с. 20
Упражнение 33, с. 21
Упражнение 34, с. 22
Упражнение 35, с. 23
Упражнение 36, с. 23
Упражнение 37, с. 23
Упражнение 38, с. 24
Упражнение 39, с. 24
Упражнение 40, с. 25
Упражнение 41, с. 25
Упражнение 42, с. 26
Упражнение 43, с. 26
Упражнение 44, с. 26
Упражнение 45, с. 27
Упражнение 46, с. 27
Упражнение 47, с. 28
Упражнение 48, с. 28
Упражнение 49, с. 28
Упражнение 50, с. 29
Проверь себя, с. 30
Упражнение 51, с. 31
Упражнение 52, с. 32
Упражнение 53, с. 32
Упражнение 54, с. 33
Упражнение 55, с. 33
Упражнение 56, с. 33
Упражнение 57, с. 34
Упражнение 58, с. 34
Упражнение 59, с. 34
Упражнение 60, с. 35
Упражнение 61, с. 35
Упражнение 62, с. 36
Упражнение 63, с. 36
Упражнение 64, с. 36
Упражнение 65, с. 37
Упражнение 66, с. 37
Упражнение 67, с. 38
Проверь себя, с. 38
Упражнение 68, с. 40
Упражнение 69, с. 41
Упражнение 70, с. 42
Упражнение 71, с. 42
Упражнение 72, с. 43
Упражнение 73, с. 43
Упражнение 74, с. 44
Упражнение 75, с. 45
Упражнение 76, с. 45
Упражнение 77, с. 46
Упражнение 78, с. 46
Упражнение 79, с. 47
Упражнение 80, с. 48
Упражнение 81, с. 49
Упражнение 82, с. 49
Упражнение 83, с. 49
Упражнение 84, с. 50
Упражнение 85, с. 50
Упражнение 86, с. 51
Упражнение 87, с. 51
Упражнение 88, с. 52
Упражнение 89, с. 52
Упражнение 90, с. 53
Упражнение 91, с. 53
Упражнение 92, с. 54
Упражнение 93, с. 54
Упражнение 94, с. 55
Упражнение 95, с. 55
Упражнение 96, с. 55
Упражнение 97, с. 57
Упражнение 98, с. 57
Упражнение 99, с. 58
Упражнение 100, с. 59
Упражнение 101, с. 59
Упражнение 102, с. 60
Упражнение 103, с. 60
Упражнение 104, с. 61
Упражнение 105, с. 61
Упражнение 106, с. 62
Упражнение 107, с. 62
Упражнение 108, с. 63
Упражнение 109, с. 63
Упражнение 110, с. 63
Упражнение 111, с. 64
Упражнение 112, с. 64
Упражнение 113, с. 65
Упражнение 114, с. 65
Упражнение 115, с. 66
Проверь себя, с. 67
Упражнение 116, с. 68
Упражнение 117, с. 68
Упражнение 118, с. 69
Упражнение 119, с. 69
Упражнение 120, с. 70
Упражнение 121, с. 70
Упражнение 122, с. 71
Упражнение 123, с. 71
Упражнение 124, с. 72
Упражнение 125, с. 72
Упражнение 126, с. 73
Упражнение 127, с. 73
Упражнение 128, с. 74
Упражнение 129, с. 75
Упражнение 130, с. 75
Упражнение 131, с. 76
Упражнение 132, с. 76
Упражнение 133, с. 77
Упражнение 134, с. 77
Упражнение 135, с. 78
Упражнение 136, с. 78
Упражнение 137, с. 79
Упражнение 138, с. 79
Упражнение 139, с. 80
Упражнение 140, с. 80
Упражнение 141, с. 81
Упражнение 142, с. 81
Упражнение 143, с. 81
Упражнение 144, с. 82
Упражнение 145, с. 83
Упражнение 146, с. 84
Упражнение 147, с. 84
Проверь себя, с. 85
Упражнение 148, с. 86
Упражнение 149, с. 86
Упражнение 150, с. 87
Упражнение 151, с. 87
Упражнение 152, с. 88
Упражнение 153, с. 89
Упражнение 154, с. 90
Упражнение 155, с. 90
Упражнение 156, с. 91
Упражнение 157, с. 91
Упражнение 158, с. 92
Упражнение 159, с. 93
Упражнение 160, с. 93
Упражнение 161, с. 84
Упражнение 162, с. 94
Упражнение 163, с. 95
Упражнение 164, с. 95
Упражнение 165, с. 96
Упражнение 166, с. 96
Упражнение 167, с. 97
Упражнение 168, с. 97
Упражнение 169, с. 98
Упражнение 170, с. 98
Проверь себя, с. 99
Упражнение 171, с. 100
Упражнение 172, с. 101
Упражнение 173, с. 101
Упражнение 174, с. 102
Упражнение 175, с. 102
Упражнение 176, с. 103
Упражнение 177, с. 103
Упражнение 178, с. 104
Упражнение 179, с. 104
Упражнение 180, с. 105
Упражнение 181, с. 106
Упражнение 182, с. 106
Проверь себя, с. 107
Упражнение 183, с. 108
Упражнение 184, с. 108
Упражнение 185, с. 109
Упражнение 186, с. 109
Упражнение 187, с. 110
Упражнение 188, с. 110
Упражнение 189, с. 111
Упражнение 190, с. 111
Упражнение 191, с. 112
Упражнение 192, с. 112
Проверь себя, с. 113
Наши проекты, с. 114 – 115
Упражнение 193, с. 116
Упражнение 194, с. 116
Упражнение 195, с. 117
Упражнение 196, с. 117
Упражнение 197, с. 118
Упражнение 198, с. 118
Упражнение 199, с. 119
Упражнение 200, с. 119
Упражнение 201, с. 120
Упражнение 202, с. 120
Упражнение 203, с. 120
Упражнение 204, с. 121
Упражнение 205, с. 121
Упражнение 206, с. 121
Упражнение 207, с. 122
Упражнение 208, с. 122
Упражнение 209, с. 122
Упражнение 210, с. 123
Упражнение 211, с. 123
Упражнение 212, с. 124
Упражнение 213, с. 124
Упражнение 214, с. 125
Упражнение 215, с. 125
Упражнение 216, с. 126
Упражнение 217, с. 126
Упражнение 218, с. 126
Упражнение 219, с. 127
Упражнение 220, с. 127
Упражнение 221, с. 127
Упражнение 222, с. 128
Упражнение 223, с. 128
Упражнение 224, с. 129
Упражнение 225, с. 129
Русский язык. 2 класс. Ответы к заданиям
4.1 (82.7%) от 252 голосующихrazviwaika.ru
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы
МБОУ филиал «Первомайская СОШ» в п.Хоботово
Развивающие задания и упражнения
по русскому языку
1-2классы
Подготовил:
учитель начальных классов
Коньшина Елена Борисовна
Правописание имен собственных
П о д у м а й т е , какими вы представляете людей, чьи имена здесь написаны: детьми или взрослыми. Измените слова так, чтобы они обозначали имена детей.
Михаил, Елена, Борис, Дмитрий, Юрий, Ирина, Иван, Василий, Ольга, Степан, Павел.
Запишите слова по образцу: Михаил – Миша.
П р о ч и т а й т е слова. Из данных слов составьте предложения так, чтобы подчеркнутые слова были в предложении первыми.
Много, Николай Николаевич Носов, для, веселых, детей, написал, рассказов.
Ребята, сказки, Корнея Ивановича Чуковского, любят, читать, интересные.
П р о ч и т а й т е . Подумайте, какие слова для справок подойдут по смыслу к данным предложениям.
У коровы Пеструхи .
У собаки Белки .
У лошади Стрелки .
У кошки Мурки .
У курицы Хохлатки .
Слова для справок: цыпленок Желтыш, жеребенок Рыжик, щенок Дружок, котенок Мурзик, теленок Буян.
И з с л о в каждой строчки составьте предложение. Напишите.
- Мама, аквариум, с, рыбкой, Виталику, подарила.
- У, жил, Виталика, Мурзик, котенок.
- Котенок, серый, и, пушистый, был.
- Очень, любил, Мурзик, рыбку, смотреть, на.
П р о ч и т а й т е . Напишите на месте пропусков Н или н.
Книгу про _езнайку написал _иколай _осов. _икита все лето жил у бабушки _ асти в _овгороде.
П р о ч и т а й т е . Выберите подходящую букву – большую или маленькую – и допишите ее в слова.
О или о? зеленый _ гонек конь _ рел птица _ рел Б или б? коза _елка пушистая _елка С или с? щенок _нежок первый _нежок | П или п? белый _ ушок кот _ ушок попугай _ трушка зеленая _ етрушка М или м? плюшевый _ишка друг _ишка Р или р грибок _ыжик собака _ыжик |
П р о ч и т а й т е . Какие русские фамилии образовались от названий этих животных? Запишите эти фамилии, подчеркните в них первую букву.
заяц –
медведь –
пчелка –
щука –
лось –
волк –
лисица –
бобер –
П р о ч и т а й т е . По выбору вместо точек запишите кличку животных.
Дядя Саша вел коня … на речку. (Воронок, Орлик, Буян.)
На лугу пасется коза … . У нее маленький козлик … . (Розка, Зойка, Тоська, Пушок, Шустрик.)
У Вовы была ручная ворона … . Вова сам кормил ее. (Муська, Люлька, Милка.)
Кот … спит на крыльце. Он любит рыбу. (Васька, Мурзик, Кузьма.)
У нас живет собака … . Мы ее очень любим. (Гром, Джек, Шарик.)
П р о ч и т а й т е предложения. Выпишите клички животных по образцу.
Образец: кот Мурзик.
Знаменитую собаку-разведчицу звали Джульбарс.
Первой в космос полетела собака Лайка.
Конь Квадрат много раз завоевывал первые призы.
Дважды побывала в космосе собака Белка.
П р о ч и т а й т е . Подберите подходящие клички животных.
Вот стадо. Там есть корова _____.
Есть там и ______ . ________ и _______ дают много молока. У нас есть собака ________ . Есть у нас и кот _________ . Наши животные очень умные и забавные.
(Клички для справок: Зорька, Полкан, Мурзик, Буренка.)
В с т а в ь т е большую букву:
в женские имена: _ветлана, _юдмила, _льга;
в мужские имена: _ладимир, _икита, _ергей;
в названия рек: _он, _ама, _непр;
в названия городов: _осква, _оронеж, _амбов.
М е ж д у п о д ч е р к н у т ы м и буквами вставьте букву, слог, указанные в скобках. Напишите вновь полученные слова.
каша (тю) ________ …
ваша (ню) ________ …
глина (а) ________ …
окна (са) ________ …
бука (рен) _______ …
мука (р) _______ …
булка (ь) _______ …
кашка (тан) ______ …
П о д ч е р к н у т ы е буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите вновь полученные слова.
соки (ч) ______ …
уха (ф) _______ …
туча (л) ______ …
баки (у) ______ …
упал (р) ______ …
оса (к) _______ …
каша (м) _____ …
волна (г) _____ …
О б р а з у й т е клички животных от следующих слов:
шар – …
стрела – …
рыжий – …
пушистый – …
О б р а з у й т е фамилии от названий цветов:
колокольчик – …
роза – …
ромашка – …
василек – …
О б р а з у й т е названия сел от следующих имен:
Григорий – Григорьевка
Семен – _____________
Василий – ___________
Иван – ______________
Федор – _____________
П о д б е р и т е к данным словам подходящие по смыслу имена, отчества и фамилии, клички животных, названия городов и улиц.
Бабушка _________, поэт ________, учительница ___________, корова _____________, котенок ____________, конь ____________, ежик ______________, город ______________, деревня __________, улица _____________.
К к а ж д о м у слову из левого столбика подберите фамилию, имя и отчество из правого.
космонавт ученый поэт композитор | Петр Ильич Чайковский Федор Иванович Тютчев Иван Владимирович Мичурин Юрий Алексеевич Гагарин. |
С п и ш и т е , вставляя имена и фамилии.
Дежурные … и … поливают цветы. … и … смотрят книгу. … и … играют в шашки. Учительница … пишет на доске.
С п и ш и т е . Замените, где нужно, строчные буквы заглавными.
Псу шарику подарили шарик.
Котенок пушок поймал пушок.
Жеребенок ветер мчался, как ветер.
С п и ш и т е , вставляя названия и клички животных.
На крыше мяукает … .
Громко лает … .
В сарае мычит … .
Весело ржет … .
С п и ш и т е . Исправьте ошибки.
На сцене сказочный терем. в нем дружно живут собака мушка, Кошка дымка, Петушок Петя, енот тишка, Ворона Кара.
С п и ш и т е . Исправьте ошибки.
Летом я живу в деревне. Моему приезду всегда рады Пес барбоз, Кот барсик, Конь Булат, Корова ночка.
В с п о м н и т е имена и клички персонажей сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик».
Деревянный мальчик –
Черепаха –
Лиса –
Девочка с голубыми волосами –
Продавец пиявок –
Отец деревянного мальчишки –
Владелец кукольного театра –
Кот –
Д о п и ш и т е предложения.
Мы живем в городе … .
Школа находится на улице … .
Летом я был у бабушки в деревне … .
Там я купался в речке … .
С п и ш и т е , исправив ошибки.
Мы живем в москве. Москва – столица россии. Москва стоит на реке москве.
С п и ш и т е , исправив ошибки.
Город орел – родина моей мамы. Хищная птица – Орел. У никиты Черный карандаш. Летом я купался в черном Море. По небу плывет Белое облако. В белом море много рыбы.
О б р а з у й т е фамилии от данных слов:
столяр –
умный –
голова –
хлеб –
кузнец –
С о с т а в ь т е предложения из данных слов.
Нина, Милку, кормит, козу.
Гена, Воронка, поит, жеребенка.
Р а с п о л о ж и т е предложения так, чтобы получился рассказ. Придумайте и запишите название рассказу. Вместо многоточия впишите имя и отчество доктора.
Она подавилась косточкой.
Девочка Валя ела рыбу.
Приехал доктор … .
У Вали из глаз текли слезы.
Он достал щипчики и вынул из горла косточку.
Д о п и ш и т е слово.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор __________.
(Айболит.)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался __________ .
(Колобок.)
О т г а д а й т е загадки.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Кто герой ее – мальчишка?
(Буратино.)
Фруктово-огородная страна –
В одной из сказок есть она,
А в ней герой – мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной.
(Чиполлино.)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка.)
З а п и ш и т е текст под диктовку, выделите орфограммы.
В разведку
Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Ученые послали их в разведку. В ракетах летали Лайка, Белянка и Пестрая, Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка. Собака Отважная пять раз была в космосе.
nsportal.ru
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнение типа урока; – уточнение тематических рамок. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Организует учащихся на начало урока. Уточняет тематические рамки. | – Доброе утро! Я очень рада вас всех видеть сегодня. Желаю хорошей работы и приятного дня. Всем удачи в работе! | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). | II. Формулирование темы урока, постановка цели. Актуализация опорных знаний (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; – организация постановки цели урока учащимися; актуализация опорных знаний и умений; – актуализация опорных знаний учащихся. | Запись в тетрадях числа, оформление вида работы. Отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. С помощью учителя формулируют тему, цели урока. | Актуализирует знания учащихся по теме способом проверки умения подбирать проверочные слова разными способами. Организует формулирование темы и целей урока учащимися | Проверка домашнего задания – Прочитайте название отрывка. Почему выбрали такое название? – В каком слове у вас осталось «окошко»? Почему? (В воздух.. . Не умеем решать такие задачи.) Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. А чтобы узнать в Какое отгадайте загадку: Вымышленная история со счастливым концом И обязательной победой добра над злом. (сказка) Молодцы! Сегодня мы с вами будем путешествовать по сказкам и тренироваться в в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов. Какая орфограмма в слове сказка? Запишите слово сказка, рядом запишите проверочное. Какие способы подбора проверочных слов вы знаете? | Строить предложения при ответе на вопросы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). | III. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) Цель: упражнение в применении правил правописания безударных гласных и парных согласных по звонкости-глухости | Читают название сказки, исправляют ошибки, доказывая выбор букв. Записывают название сказки по памятке 4. Соревнуются в парах над поиском главных орфограмм корня. Обсуждают пункты памятки 4. Работают по заданию упражнения. | Организует работу над заданием, регулирует правильность рассуждений учащихся, выполнения заданий. Контролирует качество выполнения задания. | Отгадайте загадку и вы узнаете в какую сказку мы отправимся. Был друг у Ивана Немного горбатым, Но сделал счастливым его И богатым. (Конёк – горбунок) Задание 419 – Прочитайте название сказки, которое написал ученик и скажите, верно ли он это сделал? – Какая ошибка в первом слове? Какие буквы нужно вставить? – Запишем4 название сказки верно. Задание 420 – (Работа в парах.) Какая пара сумеет обнаружить все «главные опасности» письма? – Спишите1 начало сказки П.Ершова. Объясняя буквы в корнях слов. – Каким способом объяснили букву корня в названии признака? – Отметили вы на месте одной буквы 2 орфограммы? – Продолжим работу в ТПО. (работа в парах по заданию) Подчеркните орфограммы в корне, а рядом запишите проверочные слова Физминутка Мы ногами топ-топ, Задание 421 – Прочитайте о действиях проверки. Знакомы ли вам эти действия? – Нет ли среди них новых? Какие? – Проверьте по ТПО записи Сема. – Выполняйте нужные действия и исправляйте ошибки. Пишите4 проверочные слова. | Знать способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм. Самостоятельно подбирать проверочные слова, правильно отмечать орфограммы. Различать и правильно называть тип орфограммы. Уметь исправлять ошибки, обосновывая правильный вариант буквы. Знать, что такое орфографическое правило. | Строить понятные высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. (Коммуникативные УУД) Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. (Познавательные УУД) Строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем (Коммуникативные УУД) | IV. Контролирующее задание ( 10 мин) Цель: письмо под диктовку с опорой на памятку4 . | Записывают строки под диктовку с «окошками». Работают с орфограммами. Выполняют взаимопроверку. | Организует работу по дополнению памятки4 новыми сведениями. | Письмо под диктовку (с «окошками») На меня скорей садись, Только знай себе держись! – В ходе обсуждения решить орфографические задачи. Определить вид предложения по цели и интонации. Взаимопроверка. | Уметь писать под диктовку по памятке4 . Выполнять взаимопроверку написанному под диктовку. | Строить понятные высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. (Коммуникативные УУД) Строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем (Коммуникативные УУД) | V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. | Выполняют самооценку работы. Сдают тетради на проверку. Записывают домашнее задание. | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | -,Подходит к концу наш урок. Подведём итоги. Кому понравился урок? Достигли ли мы поставленных целей? – Как проверить безударную гласную, парную согласную?- Что называется правилом? – Что значит применить правило? – Какие способы проверки корневых орфограмм вам известны? Дома: з.423 | Делать обобщение по работе над заданиями урока. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |
nsportal.ru