Разное

Умения учебные – Общеучебные умения и навыки – необходимое условие успешности обучения

Содержание

Умения учебные (общеучебные). Справочник школьного психолога

Умения учебные (общеучебные)

комплекс действий и операций, обеспечивающих способность школьника организовывать свою учебную деятельность, а также управлять ею в зависимости от требований учебной ситуации. Центральное звено учебных умений – это учебные действия, в состав которых входят сложившиеся способы обработки информации, оценки контроля и регуляции собственной познавательной активности. В своей совокупности они представляют собой непосредственный психологический механизм реализации учебной деятельности, позволяющий выполнять различные виды учебных заданий и достигать поставленных учебных целей.

С момента включения первоклассника в учебный процесс предлагаемые ему задания опираются на особый род умений, выступающих предпосылками к овладению учебной деятельностью. Они отражают способность ребенка: а) произвольно управлять хотя бы некоторое время своим вниманием, памятью, мышлением; б) действовать по образцу; в) действовать по правилу и г) ориентироваться на систему требований. То есть являются опорой для организации первых этапов систематического обучения, помогая учащемуся успешно справляться с новыми упражнениями и правилами. В дальнейшем, когда учебная работа становится более трудоемкой, а ее выполнение обеспечивается разнообразными способами, действиями и операциями, ребенку оказываются необходимы более сложные умения, одновременно являющиеся компонентами учебных действий, которые позволяют полноценно учиться: а) умения принять учебную задачу, б) умения планировать, в) умения контролировать свои действия и результат, г) умения оценивать свою работу.

Формирующиеся стихийно или целенаправленно учебные действия имеют двухуровневую организацию (1-й уровень – учебные действия, направленные на обработку и усвоение учебной информации и 2-й уровень – учебные действия, обеспечивающие организацию и управление учебной деятельностью) и отражают систему предпочтений конкретных учебных действий из множества других, которые, по мнению школьника, помогают ему наиболее оптимальным способом справиться с решением той или иной учебной задачи. Условно все учебные операции и действия можно разделить на базовые и сложные. Базовые операции включают в себя так называемые единичные (матричные) навыки: действия по образцу (подражание), повторение (воспроизведение), логические (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) и управленческие (группировка, упорядочивание, систематизация) действия.

Сложные операции предполагают комплекс разнообразных действий, которые объединяют несколько базовых операций, поскольку только в этом случае возможно решение учебной задачи. К сложным учебным операциям относятся: а) разнообразные приемы переработки учебного материала (выделение ключевых идей и составление структуры учебного текста, перефразирование, установление причинно-следственных связей, подведение итогов и формулирование выводов, идентификация основных идей, разработка понятийных таблиц), б) способы отслеживания качества усвоения (составление вопросов для самоконтроля, рефлексия учебных результатов, постановка учебных целей и планирование продвижения к этой цели, пояснение значений понятий, иллюстрирование содержания примерами, прогнозирование и т. д.).

Отсутствие в «арсенале» учащегося общеучебных умений, а также несформированность предпосылок учебной деятельности затрудняет выполнение учебных заданий, снижает качество учебной деятельности, приводит к ее неуспешности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Основные общеучебные умения и навыки.

(Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. –С. 328 -332.)

В педагогической литературе имеются многочисленные перечни умений и навыков учебного труда. Мы исходим из того, что учебная деятельность имеет некоторые основные структурные элементы: планирование задач и способов деятельности, мотивацию, организацию действий, самоконтроль.

На этой основе можно следующим образом классифицировать основные умения и навыки учебного труда:

Учебно-организационные

Учебно-информационные

Учебно-интеллектуальные

Умение принимать и намечать задачи деятельности.

Умение рационально планировать деятельность.

Умение создавать благо-приятные условия деятельности (режим дня, гигиена рабочего места, закаливание и др.)

Умение осуществлять библиографический поиск.

Умение работать с книгой, справочниками и пр.

Умение работать с техническими источниками информации.

Умение осуществлять наблюдения.

Умение мотивировать свою деятельность.

Умение внимательно воспринимать информацию.

Умение рационально запоминать.

Умение логически осмысливать ученый материал, выделяя в нем главное.

Умение решать проблемные познавательные задачи.

Умение самостоятельно выполнять упражнения.

Умение осуществлять самоконтроль учебно-познавательной деятель-ности.

Приведенный перечень умений и навыков соответствует не только структуре деятельности, но и процессу усвоения знаний, который состоит из таких основ­ных элементов, как принятие цели усвоения, мотивация усвоения, восприятие (получение, добывание, поиск) учебной информации, осмысливание ее, практи­ческое оперирование полученной информацией, текущий самоконтроль усвое­ния, закрепление, итоговый анализ результатов усвоения.

Большинство перечисленных общеучебных умений (выделение главного, планирование учебной деятельности и др.) являются синтетическими. Напри­мер, рассмотрев структуру выделения главного, существенного, мы увидим, что здесь сливаются анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение, но все эти процессы протекают свернуто, компактно. И это весьма ценно. Опыт показывает, что на практике учителя часто затрудняются диагностировать и специально развивать абстрагирование, конкретизацию, систематизацию. Зато они живо откликаются на вопросы: «Умеют ли школь­ники выделять главное, существенное?»; «Умеют ли они составлять план ответа, план сочинения, какие ошибки допускают при этом?»; «Умеют ли вести проблемную беседу?»; «Умеют ли осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений?». Такой подход вполне приемлем в дидактике и методиках преподавания, которые призваны искать оптимальные, наиболее эф­фективные приемы работы учителей и учеников.

Уже ряд лет школы страны задачу «Учить школьников учиться». И вместе с тем еще многие ученики не владеют в должной мере важными общеучебными умениями и навыками.

Одной из причин такого явления стало то, что в основных учебных программах до сих пор недостаточно четко были отражены требования к навыкам учебного труда. Новые типовые учебные программы пытаются устранить этот недостаток. <…>

<…> большинство программ средней школы разносторонне характеризует общеучебные умения и навыки, которые необходимо сформи­ровать у учащихся. Совокупность всех этих требований представляет собой как бы особую программу развития у школьников умения рационально учиться.

Принципиальное значение имеет обеспечение преемственности этой работы в начальных, средних и старших классах. Как видно из обзора программ, такая преемственность обеспечивается тем, что первоначальные общеучеб­ные умения и навыки, приобретенные в I—III классах, постепенно углубляются, развиваются, превращаются в более прочные, устойчивые. Если, например, в младших классах формируется умение составлять простой план, затем слож­ный план прочитанного, то в средних и старших классах речь идет уже о плане собственного ответа, сочинения, доклада, реферата.

Без знания логики развития соответствующих умений, без выявления уровня их развития у учеников конкретного класса и соотнесения этого уровня с требованиями программы нельзя разработать оптимальную систему мер по дальнейшему формированию умений. Преемственность можно обеспе­чить лишь в том случае, когда учителю ясно «вчера — сегодня — завтра» данного учебного умения в данном классе, у данного ученика. Преемствен­ность обеспечивается и тем, что учителя средних классов получают от учителя начальной школы информацию о сформированности у учащихся темпа чтения и письма, о пробелах в умениях и навыках у отдельных учеников, которым необходимо оказать помощь. С этой целью проводятся совещания учителей IV класса с учителем, который вел данный класс первые три года.

Одним из условий преемственности является межпредметное согласова­ние действий учителей. Например, учитель физики VI класса, отрабатывая умение планировать ответ, знает, что в программе по литературе и истории это требование было выдвинуто двумя годами раньше. И поэтому он опирается на сформированный навык, приспосабливая его к условиям своего предмета. Из-за несоблюдения этого элементарного требования нередко происходит уга­сание, а не развитие навыков.

В формировании умений и навыков учебного труда особое значение имеет единство требований учителей. Единый орфографический режим в школе – один из примеров такого согласования. Нужны и единые требования к составле­нию плана ответа, к работе с контрольными вопросами в конце параграфа и т. д. К сожалению, в практике еще нередко обнаруживается несогла­сованность действий отдельных учителей. Не все учителя требуют от учащихся овладения общеучебными умениями и навыками, учитывают сформированность этих умений при оценке учебного труда школьников. Не соблюдаются, например, единые требования к работе с учебником на уроке. Одни учителя предлагают школьникам активно использовать учебник во время изучения нового материала, отыскивать важнейшие мысли, выводы, определения, рас­сматривать иллюстрации, схемы опытов. Другие же считают нужным при объяс­нении нового материала держать учебник закрытым, что затрудняет последую­щую домашнюю работу школьников. Точно гак же можно встретиться с разным отношением к использованию справочных источников: одни учителя по­ощряют использование справочников при решении задач, другие запрещают, предполагая, что ученик может «подсмотреть формулу». Не все учителя требуют проверки правильности ответа, осуществления самоконтроля при решении физи­ческих и других задач в общем виде

Там, где все учителя-предметники согласуют свою деятельность по форми­рованию у школьников общеучебных умений и навыков, где соблюдается преемственность в этом процессе, он идет гораздо успешнее.

studfiles.net

Формирование общеучебных умений и навыков учащихся младших классов

Кто хочет научиться летать,
Тот должен сперва научиться стоять,
И ходить, и бегать, и лазить, и танцевать:
Нельзя зразу научиться полету!
Фридрих Ницше

I. Актуальность темы

Мы проводили в историю XX век. Какой будет школа в XXI веке? “Школа будущего” – это несколько зданий в два – три этажа. Она оснащена компьютерами, которые связывают школу со всем миром. Вместо доски – большой экран. С помощью такого экрана можно проводить совместные уроки с учениками из других стран, поговорить с ними. В школе есть большой спортивный комплекс, бассейн и стадион. На переменах можно прогуляться по оранжерее или побывать в живом уголке. Но как бы не изменилась школа, главное в ней создание таких условий, в которых естественные возрастные потребности ребёнка (в познании, общении, деятельности) будут удовлетворены.

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личности при сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность.

Я обучаю детей по традиционной системе обучения “Школа России”. Демократические преобразования, которые произошли в нашем обществе и в образовании за последнее десятилетие, дали возможность осуществить плюралистический подход к установлению целей, содержания и методам обучения в школе. Однако, пересмотр взгляда на предметные знания и умения ни в коей мере не уменьшает их роль в учебной деятельности школьника. Речь идёт лишь о том, что из целей образования они становятся средством и результатом педагогического процесса. Конечно, решение задачи формирования различных знаний и умений (особенно общеучебных) очень

важно для начальной школы, но мы должны понимать, что наиболее важными и целесообразными являются задачи связанные с обеспечением развития школьника с учётом его возрастных возможностей.

Последнее десятилетие в школьном образовании обострилась проблема, обусловленная следующим противоречием: с одной стороны, с широким внедрением развивающего проблемного обучения возросло количество творчески мыслящих учеников, способных создавать собственный интеллектуальный продукт в виде результатов научного исследования. С другой стороны количество неуспевающих детей остаётся печально стабильным, а количество детей, нуждающихся в специальном коррекционном образовании возрастает с каждым годом. И это проблема не одной школы, города, региона. Модернизируя традиционную систему образования её отчаянно критиковали, как исключительно “знаниевую”, призывали перейти к деятельностному подходу в образовании. В создавшейся ситуации возникает опасность, что учитель, заботясь исключительно о развитии учеников, придает забвении знания, умения, навыки, как устаревший атрибут советской школы. Между тем, как справедливо заметил П. Блонский “пустая голова не рассуждает” то есть знания являются одним из факторов развития личности.

И сегодня, как никогда, необходимо осознать что, во-первых, не все дети способны учиться исключительно самостоятельно; во-вторых, не все дети могут учиться на высоком уровне теоретического обобщения, и, в-третьих, нужно не разрушать классно-урочную систему (т.к. ничего лучше пока не придумано), а постараться найти пути повышения эффективности школьного урока. Всех научить всему – такую задачу, как известно, ставил перед школой ещё Я.А. Коменский.

Во многих авторитетных источниках совершенно справедливо утверждается, что главная задача учителя – научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебные умения .

МОУ СОШ “Земля родная” на протяжении пяти лет работает над проблемой: “Управление качеством образования в условиях модернизации”. Один из приоритетов повышения качества образования – целенаправленное развитие у учащихся общеучебных умений. Я работаю учителем начальных классов, и меня этот вопрос не может не волновать. То, что познается ребенком в младшем школьном возрасте, на всю жизнь врезается в память.

Общеучебные умения являются для одних учащихся единственной возможностью дотянуться до стандарта, а для других эффективным инструментом раскрытия своих способностей и дарований.

Главную цель своей работы хочу выразить словами Г.С. Альтшуллера “Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать”.

II. Теоретическая часть

Обучение по своей природе и по особенностям его организации процесс достаточно сложный. С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т.е. знаний, легко и осознанно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идёт другой, не менее важный процесс формирования приёмов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно. Фонд действенных знаний – это как бы материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.

Изучением проблемы выявления и классификации общеучебных умений и навыков, а так же разработкой методики их формирования занимались такие исследователи, как Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Талызина, П.П. Гальперин, А.А. Бобров, С.Г. Воровщиков, А.К. Громцева, Е.В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, Т.И. Шамова и др.

Исследования позволяют сделать вывод о том, что различные виды общеучебных умений и навыков не существуют обособленно друг от друга и уровень развития общеучебных умений и навыков зависит от особенностей организации процесса обучения, а так же от уровня развития познавательных способностей младших школьников. Данной проблеме посвящено немало работ, в которых описаны особенности различных систем обучения при формировании общеучебных умений и навыков (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Г.Д. Кирилова и др).

Общеучебные умения – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

В существующих образовательных стандартах зафиксированы предметные умения, а общеучебные умения, универсальны для многих школьных дисциплин способы получения и применения знаний, не представлены как целостный компонент содержания образования. Учителя, учащиеся и их родители не имеют целостного представления об этих умениях и не экипированы тщательно прописанной нормой, содержащей конкретные требования к общеучебным умениям. Формирование общеучебных умений, как правило, заканчивается в начальной школе. Учителя-предметники не совершенствуют технику чтения, письма старшеклассников, но подчас и под крышей одной школы нет созвучия в требованиях к конспектированию и реферированию. Естественно, что такое положение объективно препятствует освоению предметных знаний и умений. Актуальны слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что остовом, на котором строится живая плоть и кровь среднего образования, являются умения учиться: наблюдать явления окружающего мира; выражать мысль о том, что я вижу, делаю, думаю; читать и писать. Существуют как различные подходы к классификации общеучебных умений, так и разночтения в их наименований: “специальные умения”, “над-предметные”, “универсальные способы получения и применения знаний”, “базовые умения учебной деятельности” и т.п. Всё это не позволяет скоординировать деятельность по формированию и совершенствованию общеучебных умений по горизонтали (между учителями в параллелях) и по вертикали (между учителями различных ступеней обучения). Более того, крайне сложно обеспечить преемственность деятельности общеобразовательных учреждений в формате муниципальных систем образования.

Эффективное формирование и развитие общеучебных умений предполагает соответствующее организационное и методическое обеспечение этого процесса. Несущей конструкцией такого обеспечения, предопределяющей дальнейшее развёртывание взаимодействия педагогов и разработку методических комплексов, является программа общеучебны х умений.

Существует несколько вариантов классификации общеучебных умений. Предлагаемая челябинскими педагогами-исследователями Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиковым, на мой взгляд, достаточно универсальная делящая все учебные умения на три группы:

Учебно-управленческие умения – общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Учебно-информационные умения - общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие чёткую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Рассмотрим подробно все три группы общеучебных умений.

Под учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Динамика представленных в программе учебно-управленческих умений отражает развитие самостоятельности учащихся в процессе учения, т.к.

развитие самостоятельности есть переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Очевидно, что в процессе обучения функция передачи учителем знаний должна уменьшаться, а доля самостоятельности учеников соответственно расти. Идеальным результатом обучения можно считать достижение такого уровня развития учебной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно ставить учебные задачи, находить способы их решения, организовывать себя на их осуществление, контролировать и оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности.

Учебно-информационные умения. С позиций информационного подхода учение представляет собой деятельность ученика, состоящую из получения информации; её преобразования; получения информации о ходе учебной деятельности от учителя или в результате самоконтроля; в случае необходимости внесения в деятельность определённых коррективов; вновь получение информации о процессе и результатах деятельности и т. д. вплоть до выполнения учебной задачи. Такое понимание процесса учения определяет приоритетное значение учебно-управленческих умений, направленных на формирование учебной задачи, проектирование её выполнения, и заставляет рассматривать учебно-информационные умения как средство достижения данной задачи.

Таким образом, под учебно-информационными умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

В качестве основания для группировки учебно-информационных умений рассматриваются ведущие источники информации. Очевидно, что приоритетными и наиболее актуальными источниками информации в процессе школьного обучения являются тексты и реальные объекты. Под реальными объектами можно понимать предметы, живые существа, процессы, явления, объективно существующие в действительности. Под текстом понимается целостная последовательность знаковых единиц. В свою очередь, умения, направленные на работу с текстом, можно декомпозировать, учитывая деление текстов, на устные (вербальные) и письменные (документальные). На основании этого в программе представлены три группы учебно-информационных умений: “умения работать с письменными текстами”, “умения работать с устными текстами”, “умения работать с реальными объектами как источниками информации”. Следует отметить ряд особенностей последней группы умений. Наряду с традиционными умениями, связанными с наблюдением и проведением эксперимента, в данной группе отдельно представлены умения по моделированию. Это объясняется тем, что овладение умениями моделирования позволяет более эффективно понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, принципы развития и взаимодействия с окружающими объектами. Кроме того, модель подчас является единственно возможным источником информации об изучаемом объекте.

Учебно-логические умения. Наряду с понятием “мышление” используется термин “интеллект” Если мышление - это процесс решения задач с целью получения новых знаний и создания чего-либо, то интеллект - это характеристика общих способностей, необходимых для всех процессов познания, т.е. не только для мышления, но и для воображения, памяти, внимания, речи.

В соответствии с типом задач, которые решаются в процессе мыслительной деятельности, выделяют три основных вида мышления: наглядно- действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

Логическое мышлениеэто решение задач, которые сначала и до конца осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях. Познавательная сила логического мышления заключается в том, что при достоверности исходных положений логичность мысли обеспечивает ее истинность.

Способы мыслительной деятельности традиционно делятся в соответствии с вышеназванными видами мышления на действенные, образные и логические. Очевидно, что логические умения являются важнейшим компонентом

мыслительной деятельности, ибо одной из существенных характеристик мышления является то, что это логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме. Данные группы умений не выступают изолировано в реальном решении мыслительных задач, возникающих в процессе учения, тем не менее, учебно-логические умения можно рассматривать как самостоятельную группу общеучебных умений. Посредством данных умений информация структурируется для обеспечения поступательного движения от незнания к знанию.

Таким образом, под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Программа, утвержденная в 2001 году Главным управлением образования и науки Челябинской области в качестве регионального компонента учебного плана общеобразовательных учреждений, за последние годы нашла широкое применение в российском образовательном пространстве.

Данная программа привлекает учителей тем, что содержит конкретно-определенные цели образования и показатели результативности на всех этапах школьного образования. Программа общешкольных умений и навыков составлена с учетом возрастных особенностей учащихся в соответствии с базовым учебным планом.

Программа общеучебных умений школьников

Начальная школа

1. Учебно-управленческие умения

1.1. Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

1.2. Понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

1.3. Соблюдать последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи в отведенное время.

1.4. Соблюдать последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи в отведенное время.

1.5. Соблюдать основные правила выполнения домашней учебной работы в определенных временных границах.

1.6. Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.

1.7. Пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.

1.8. Соблюдать правильную осанку за рабочим местом.

1.9. Выполнять советы учителя по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

1.10. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации.

1.11. Владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль).

1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму.

1.13. Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

2. Учебно-информационные умения

2.1 Умение работать с письменными текстами.

2.1.1. Бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста.

2.1.2. Пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным; по ролям; про себя; вслух.

2.1.3. Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста.

2.1.4. Работать с основными компонентами текста учебника: оглавлением; учебным текстом; вопросами и заданиями; словарем; приложениями и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.

2.1.5. Находить в тексте подзаголовок, абзац, красную строку.

2.1.6. Определять примерное содержание незнакомой книги по титульному листку, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям, аннотации.

2.1.7. Находить необходимую книгу или статью, пользуясь библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам.

2.1.8. Пользоваться библиографической каталожной карточкой.

2.1.9. Составлять библиографическое описание книги одного-двух авторов.

2.1.10. Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты.

2.1.11. Подбирать и группировать материал по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов.

2.1.12. Составлять простой план письменного текста.

2.1.13. Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты.

2.1.14. Оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами.

2.1.15. Создавать письменные тексты различных типов (описание, повествование, рассуждение).

2.1.16. Владеть различными видами изложения текста: по отношению к объему исходного текста – подробное и сжатое, по отношению к содержанию исходного текста – полное и выборочное.

2.2. Умение работать с устными текстами

2.2.1. Понимать сказанное однократно в норма

urok.1sept.ru

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков у школьников

Формирование общеучебных умений и навыков в современном обществе является актуальным вопросом. Причина в повышении требований со стороны общества к подготовке современного человека. Ребенок тратит огромное количество своего времени на подготовку домашнего задания.

Задача школы

В настоящее время перед образовательными организациями поставлена задача - формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Педагог не просто передает детям научные знания о современной действительности, а учит их самостоятельно добывать знания. В рамках новых образовательных стандартов для каждого ребенка выстраивается собственная (индивидуальная) траектория развития. Учитель только контролирует сформированность общеучебных умений и навыков, в случае необходимости корректирует саморазвитие школьника.

Способы решения проблемы

Формирование общеучебных умений и навыков – это вечная проблема педагогики. Успешность ее разрешения напрямую зависит от профессионального уровня педагога, мотивации самого ребенка, а также от материально-технической базы образовательной организации.

В настоящее время учебная деятельность включает в себя постановку задач, подбор действий, оценку, контроль, рефлексию. В наше время оценке подлежат не столько сами знания, сколько инструменты, средства самостоятельного получения новых знаний, вне зависимости от предметной области.

Историческая справка

Развитие общеучебных умений и навыков, разработка эффективных методик для их формирования — эти вопросы в своих трудах рассматривали многие исследователи. В частности, С. Г. Воровщиков, А. А. Бобров, Ю. К. Бабанский, Е. В. Ковалева сделали вывод о взаимосвязи разнообразных видов общеучебных навыков и умений. Ими была установлена связь ЗУН с уровнем развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

На основе исследований, проводимых педагогами и психологами, были созданы специальные методики, позволяющие выявлять и развивать способности у детей разного школьного возраста.

Общеучебные умения и навыки освещали в своих работах авторы многих инновационных педагогических методик, предназначенных для раннего выявления и развития одаренных детей: В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков. Вопросам, касающимся особенностей мотивации первоклассников, посвящены работы Л. С. Выготского, А. З. Зака, Е. В. Козловой.

Несмотря на то, что общеучебные умения и навыки рассматривались лучшими педагогами страны, и в настоящее время учителя и психологи ищут оптимальные способы для развития УУН обучающихся. Появляются новые методики, приемы, целью которых является повышение мотивации подрастающего поколения к самообразованию.

Сущность ЗУН

Общеучебные умения и навыки — это практические действия, которыми овладеют школьники на основе теоретических знаний, полученных в рамках учебного (внеурочного) процесса. Психологи объясняют навыки как «автоматические действия, которые вырабатываются в рамках обучения». Для умений и навыков общим признаком является готовность ребенка применять полученные знания для решения конкретных социальных проблем, появляющихся в повседневной жизни.

Умения можно сформировать посредством упражнений. Они не являются автоматическими, предполагают осознанный поиск решения проблемы.

Навыки — это результат многократных повторений конкретных действий в схожих условиях. Они предполагают автоматические действия, совершаемые на подсознательном уровне.

Первая ступень обучения

Общеучебные умения и навыки являются приоритетными в начальной школе. Именно от качества информированности УУН на первой ступени обучения напрямую зависит последующая успешность ребенка. В настоящее время общеучебные умения и навыки школьников выделены в начальной школе в отдельный блок. После введения ФГОС в российские школы УУН стали одним из разделов требований, созданных к уровню подготовки учеников начальной школы.

Справиться с задачей, поставленной перед педагогами начальной школы, можно только при использовании личностно-ориентированного подхода.

Универсальные общеучебные умения и навыки — это способы добычи и использования школьниками знаний. В отличие от предметных ЗУН, которые специфичны для каждой предметной области, УУН едины для любой дисциплины.

Классификация общеучебных навыков и умений

В настоящее время выделяют четыре типа:

  • учебно-организационные;
  • учебно-интеллектуальные;
  • учебно-информационные;
  • учебно-коммуникативные.

Рассмотрим каждый тип более подробно, выявим отличительные характеристики.

Учебно-организационные умения

Сложно рассчитывать на высокие результаты в учебном процессе без умения организовывать свою школьную деятельность. Эти общеучебные умения и навыки учащихся позволяют ребенку совершать следующие действия:

  • организовывать работу;
  • регулировать и анализировать свое обучение;
  • вести контроль за выполнением поставленной задачи.

Среди таких навыков необходимо отметить организацию рабочего места, планирование текущей работы, нацеливание на выполнение конкретной задачи, ведение самоконтроля и самоанализа, сотрудничество с одноклассниками. Эти навыки позволят ребятам быть успешными после завершения обучения в образовательной организации.

В начальной школе ребенок должен научиться следующим действиям:

  • определять индивидуальные и коллективные учебные задачи;
  • выбирать оптимальный алгоритм для выполнения конкретного задания;
  • сравнивать полученные результаты с целью;
  • владеть разными формами самоконтроля;
  • оценивать свою учебную деятельность, а также работу одноклассников;
  • выявлять недостатки своей работы, устанавливать их причины;
  • ставить перед собой задачи по самообразованию.

Логические умения

Они формируются благодаря личному опыту ребенка. Именно поэтому так важно разностороннее развитие школьников, мотивация их творческой активности с первого класса.

Общеучебные и специальные умения и навыки должны быть сформированы именно на первой ступени обучения. Чтение, слушание, наблюдение — это умения, которые направлены на ориентацию ребенка в учебном процессе, осознание им определенного материала.

Логическое мышление позволяет ребенку переносить теоретический материал на конкретные ситуации. Учебно-интеллектуальные общеучебные навыки и умения:

  • определение объектов синтеза и анализа;
  • установка признаков объекта;
  • выявление соотношения отдельных компонентов объекта;
  • осуществление различных видов сравнения;
  • формирование причинно-следственных связей;
  • оперирование суждениями;
  • использование компонентов доказательств;
  • выбор проблемы и выявление способов решения.

Степень интеллектуального развития учеников начальной школы характеризуется сформированностью следующих умений:

  • сравнивать явления, факты, объекты;
  • классифицировать теоретический материал;
  • обобщать;
  • абстрагировать;
  • выделять основную мысль;
  • выделять аналогии, причинно-следственные связи;
  • применять исследовательские умения (выдвигать гипотезу, подбирать методы, ставить задачи, решать их, делать выводы).

Учебно-информационные навыки и умения

Они гарантируют школьнику поиск, переработку, применение информации для успешного решения учебной задачи. Среди них выделяют следующее:

  • работа с разделами учебника;
  • применение дополнительной и справочной литературы;
  • правильное применение различных литературных стилей;
  • подбор и компоновка материала по конкретной теме;
  • владение различными формами рассказа;
  • составление тезисов, конспектирование материала;
  • рецензирование;
  • владение разными видами комментариев;
  • продумывание реферата;
  • применение наблюдения;
  • описание анализируемого объекта;
  • моделирование.

Учебно-коммуникативные навыки и умения

Они дают школьнику возможность сотрудничать со сверстниками, взрослыми людьми, вести совместные проекты. Среди подобных навыков выделяют такие:

  • умение слушать других людей;
  • владение основными приемами риторики;
  • владение навыками публичного выступления;
  • культура речи;
  • умение вести дискуссию.

Формирование УУН

Для этого процесса необходим целый комплекс психолого-педагогических условий:

  • положительная мотивация;
  • учет индивидуальных и психологических особенностей;
  • самостоятельная познавательная деятельность;
  • заинтересованность педагога.

Основным условием формирования успешного выпускника современной школы является создание положительной мотивации к саморазвитию и самообучению. Только в том случае, когда сам ребенок, его учитель, родители работают в одной «команде», можно вести речь о достижении желаемого результата — саморазвитии школьника.

В рамках новых государственных стандартов проектная и исследовательская деятельность стала обязательным условием во всех учебных дисциплинах, на всех ступенях обучения.

Для реализации задач, поставленных современным обществом перед образовательными учреждениями, важно учитывать интеллектуальные и психологические особенности обучаемых. Состояние нервной системы, утомляемость, самостоятельность — все эти качества должны быть учтены педагогом при подборе учебного материала.

Важна и самостоятельная познавательная активность школьников. Она строится на основе следующих элементов: создания побуждающих мотивов, постановки цели и основных задач, планирования, консультирования, формирования инструментария (руководства, рекомендаций, программы, дидактического пособия), системы контроля результатов.

Основой для формирования стремления ребенка к получению новых знаний является личность учителя, его отношение к своему предмету, желание увлечь им воспитанников.

Именно поэтому в рамках обновления содержания отечественного образования отдельное внимание уделяется профессиональному росту педагога, владению им инновационными приемами и методами обучения и воспитания.

Система непрерывного повышения квалификации (обучение на курсах, семинарах, участие в профессиональных конкурсах), обмен опытом с коллегами в рамках предметных методических заседаний - это основные способы саморазвития учительского состава отечественных школ.

Подведем итоги

Формирование общеучебных навыков и умений является важнейшей педагогической задачей. Важна целенаправленная, специальная работа в данном направлении. В ходе учебной деятельности ребенок перерабатывает и трансформирует те варианты учебной деятельности, которые ему предлагает учитель.

Задачей наставника является контроль подобной деятельности, выстраивание для каждого ученика индивидуальной образовательной траектории. Применение навыков, умений, знаний, которые ребята получают в школе, в повседневной жизни — это возможность самоутверждения, осознания значимости дополнительной подготовки.

В каждой учебной дисциплине существуют специфические (предметные) ЗУН, освоение которых позволяет обучающимся справляться с требованиями, разработанными для каждого учебного предмета.

fb.ru

их сущность, специфика и требования к ним.

Учебные умения: их сущность,

специфика и требования к ним.

Видный советский педагог В.А. Сухомлинский придавал большое значение формированию у учащихся приёмов самостоятельной учебной деятельности: «В овладении методами, формами, приёмами умственного труда я видел воспитательную задачу большой важности»1. Автор отмечает, что есть прямая зависимость между учебными навыками и желанием учиться. Он пишет: «…чем больше школьники овладевают навыками умственного труда, тем меньше выражают они нежелание учиться»2

Учебная деятельность имеет, однако, свою специфику и особую функцию. Известный советский психолог Б.Г. Ананьев говорил о задаче по формированию у школьников «учебного самосознания», под которым он понимал осознание учащимися мотивов, целей, приёмов учения, осознание самого себя как субъекта учебной деятельности, который организует, направляет и контролирует процесс учения. Для этого необходимо формировать у школьников полноценные учебные умения.

Учебные умения - это такие интеллектуальные умения, которые непосредственно связаны с учебной работой и с помощью которых осуществляется учебная деятельность учащихся, в отличие от общеинтеллектуальных умений, с помощью которых осуществляются все когнитивные процессы, а также любая деятельность человека, в которую включено мышление.

В настоящее время в дидактике все больше вместо понятия «учение» входит в употребление понятие «учебная деятельность», тем самым подчеркивается активность субъекта учения.

С. Л. Рубинштейн писал, что «существует... два вида учения или, точнее, два способа научения, в результате которых человек овладевает, новыми знаниями и явлениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и явлениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности, в которую он включен» (Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии- М.,1946, с. 600). Употребляя понятие «учебная деятельность», авторы имеют в виду прежде всего первый из видов учения, о которых говорил С. Л, Рубинштейн. Здесь овладение знаниями и умениями выступает целью деятельности учащихся, «учение как деятельность». — М. Г., И. Р.) имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности»3. И добавим еще: где эти знания, навыки, умения и т. д. становятся предметом рефлексии субъекта этой деятельности. Хотя в принципе нельзя отрицать наличия в учебном процессе и других видов деятельности (игровой, трудовой), в результате которых происходит формирование умений и навыков по второму виду учения, однако надо учитывать, что этот результат является производным, а не целью этих видов деятельности. Однако следует заметить, что при высоком уровне «учебного самосознания» возникают ситуации, когда субъект даже в процессе игровой или трудовой деятельности ставит перед собой цель не только выиграть или получить соответствующий продукт, но и научиться правилам игры, трудовым операциям, т. е. когда сама игра или труд становятся субъектом собственно учебной деятельности. Специфика организованного школьного обучения заключается в том, что общество обеспечивает присвоение новым поколениям общественно- исторического опыта через специально для этой цели выделившуюся форму деятельности, какой является учебная деятельность.

Другими словами, учебная деятельность направлена на присвоение учащимися общественно выработанных способов осуществления практических и теоретических действий на основе не эмпирических, а научных знаний. При таком понимании специфики учебной деятельности учебным действием следует считать не любую активность учащегося, а только такую, которая направлена на усвоение «обобщённых способов действия на основе научных знаний», когда эта учебная цель осознается субъектом и становится для него мотивом действия, по выражению А.А. Леонтьева, «мотивом-целью»4.

Учебная деятельность, как и любая деятельность состоит из учебно-познавательных мотивов и системы учебных действий в структуру которой входят ориентировочные и исполнительные действия, действия корректировки и контроля и действия оценки. Естественно, что определение требований к учебной деятельности следует начинать с характеристики требований к учебно- познавательным мотивам. Но рассмотрение этого вопроса выходит за рамки задач, поставленных в статье, в которой рассматриваются требования, предъявляемые к учебным умениям. Изложенное выше понимание специфики учебной деятельности и ее структуры позволяет выделить систему учебных умений, которые должны быть сформированы у учащихся; чтобы обеспечить правильное функционирование учебной деятельности и способность индивида к самообучению. Каждое учебное действие, соотнесенное с сознательно поставленной индивидом (или сознательно принятую им от обучающего) целью усвоения материала, состоит из системы операций, соотнесенной со способом осуществления действия.

Одно и то же действие, направленное на достижение одной и той же учебной цели, может состоять из разной системы операций, обеспечивающих получение желаемого результата. Так, например, можно усвоить формулы, определение понятия, таблицу умножения с помощью одних мнемических операций с материалом (заучиванием путем многократного повторения). Наоборот, можно усвоить этот же материал путем мыслительных операций, решения соответствующих задач и т. д. Мы считаем, что эти способы осуществления учебных действий, после их формирования, и представляют собой учебные умения, формируемые в процессе обучения основам наук.

Навыки и умения учебного труда могут быть общими и специальными. Общие носят общенаучный характер, их сформированность влияет на успеваемость по всем учебным предметам (умение планировать свое время и учебный труд, умение самоконтроля, умение работать с учебником, справочной литературой; чтение, письмо и т. д.). Специальные навыки и умения необходимы для эффективной учебной работы по соответствующему учебному предмету. Они являются специфическими приемами учебной деятельности, характерными именно для данного учебного предмета, например, умение пользоваться иноязычно-русским словарем и т. д. Остановимся более подробно на общих и специальных учебных умениях. Начнем с общих учебных умений, которые необходимы при работе по изучению любого учебного предмета. Эти общие учебные имения мы подразделяем на четыре группы учебных умений - ориентировки (планирования), исполнения, контроля, оценки.

А. К учебным умениям, необходимым для ориентировки и планирования учебных действий, следует отнести:

1. Умение ориентироваться в методическом аппарате учебников, их структуре.

2. Умение воспринимать инструкцию к учебному заданию (от учителя или из учебника) в плане осознания учебной цели его, даже если она эксплицитно не выражена (например, узнать тип задачи, прежде чем приступить к ее решению).

3. Умение ориентироваться в разного рода общих и специальных словарях.

4. Умение ориентироваться в предметных справочниках.

5. Умение переводить теоретические знания (определения, правила, законы) в операционный план как руководство к действию при решения задачи (например, зная правило употребления частиц “не” и "ни", правильно выполнить задание на заполнение пропусков в упражнении).

6. Умение ориентироваться в образно- схематической информации (таблицах, схемах чертежах и т. д.).

7. Умение пользоваться различными кодами (алфавитом символов) основ наук (математическими, физическими, химическими формулами и т. д.) и переходить с кода естественного языка, родной речи, являющегося метаязыком любого учебного предмета, на язык специфического, другого кода для моделирования процессов, явлений и наоборот. С нашей точки зрения, это основные учебные умения, связанные с ориентировочными учебными действиями, которые должны быть сформированы у учащихся для обеспечения эффективности учебной деятельности как в режиме обучения, так и в режиме самообучения, и необходимые особенно на этапе планирования учебной работы. При изучении различных учебных предметов эти умения обеспечивают выполнение различных учебных действий: планирование решения задач по математике; составление плана ответа по истории и географии, подход к выполнению упражнений по языку, уяснение общего смысла правила, связей и отношений понятий, а определениях и т. п.

Б. К общим учебным умениям, составляющим основу исполнительных (практических) действий следует отнести те действия, которые связаны с внешней, двигательной стороной учебной деятельности, а именно:

1. Владение техникой зрелого чтения (вслух и про себя).

2. Владение техникой грамотного письма.

3. Владение графическими умениями.

4. Умение пользоваться лабораторным оборудованием, техническими, вычислительными и измерительными приборами, используемыми в учебном процессе по математике, физике, химии, биологии, географии, труду и т. д.

5. Владение вычислительными навыками.

6. Владение мнемотехническими приемами, обеспечивающими эффективное заучивание различного типа учебного материала.

7. Умение письменно фиксировать для памяти учебный материал из разных источников (сделать выписки, составить конспект и т. д.).

8. Владение техникой письменного фиксирования учебного материала для последующего устного воспроизведения (составить план, тезисы, аннотации реферат).

Каждое из этих учебных умений формируется при изучении различных учебных предметов, хотя удельный вес соответствующего учебного предмета, из числа изучаемых в школе, при формировании этих учебных умений различен, Так, например, формирование навыков зрелого чтения в большей мере осуществляется учителем начальных классов, родного, русского и иностранного языков, а также на уроках истории, географии и некоторых других учебных предметов, во внеклассном чтении. Графические умения формируются в основном на уроках рисования, черчения; на уроках геометрии, физики, в процессе вычерчивания схем и составления таблиц при изучении истории и географии, языков и литературы эти умения подкрепляются и развиваются.

В. К общим учебным умениям, образующим основу действий - контроля и - самоконтроля, следует отнести такие умения:

1. Сверка действия и его продукта (решение задачи, выполнение упражнения и т. д.) с заданным учителем (учебником, пособием) образцом.

2. Проверка правильности выполнения учебного задания на основе выведения его из теоретических знаний (определения, правила, закона).

3. Пооперационная проверка действия и его продукта с помощью обратного, действия (проверка умножения делением, сложения вычитанием и т. д.).

4. Сверка продукта действия с ключом из учебника или учебного пособия (справочника).

5. Сверка продукта действия со схемой, чертежом, шаблоном, формулой.

6. Сверка заученной учебной информации с текстом учебника или другого источника информации.

В основе всех этих учебных действий контроля лежат различные умственные операции: сравнение, сличение, логическое умозаключение, заключение от противного, сопоставление, анализ и синтез и т.д., но все они используются для контроля правильности выполненного действия при работе над самым различным учебным материалом и необходимы для самообучения. В процессе обучения основам наук следует специально работать над их формированием.

В отличие от трудовой деятельности, где контроль заключается, прежде всего, в проверке соответствия конечного продукта заданному эталону, в учебной деятельности предметом контроля становится не конечный результат, а способы его получения. В связи с этим в развитых формах учебной деятельности контроль осуществляется главным образом на основе предполагаемых результатов учебных действий, выполняется лишь в умственном плане, т. е. приобретает характер упреждающего контроля. А это требует достаточно полного и адекватного осознания субъектом способов своих действий5. Вышеперечисленные умения в области контроля (самоконтроля) учебных действий предполагают полное осознание обучаемыми способов осуществления этих действий, т. е. деавтоматизацию системы операций, из которых строится то или иное действие. Сверяясь на пример, с ключом, ученик не только устанавливает совпадение результатов, полученных им при решении задачи, с предлагаемым в ключе решением, но в случае несовпадения ищет те операции, которые обусловили появление ошибки. То же самое относится и к проверке решения с помощью правила или определения, которые даются в учебнике и т. д. Другими словами, эти умения предполагают не только установление факта ошибки, но связаны и с умением анализировать задачи для установления причин появления ошибок. Однако следует отметить, что в практике школьного обучения с ориентацией на постоянный внешний контроль со стороны учителя умения самоконтроля не всегда и не у всех учащихся развиваются одинаково. Внешний контроль превращается в самоконтроль только при усвоении учеником общей структуры учебной деятельности и всех ее компонентов, начиная с мотивации. Выявление степени сформированности этих умений на различных этапах обучения является обязательным условием оптимизации управления учебным процессом.

Кроме умений контроля, в теории учебной деятельности выделяются специальные учебные умения, связанные с оценкой знаний и способностью соотнести достигнутые учебные успехи с точки зрения цели-мотива с определенной шкалой измерения, определить свои знания на оси «незнание- знание». Эти умения самостоятельной личности школьника, способной правильно оценивать свои действия и на основании этого выбрать правильную меру притязаний. Несоответствие меры притязаний фактическому уровню и оценке учителя приводит к конфликтам и потере интереса учащихся к учению. Сформированность контрольно-оценочного аппарата в учебной деятельности обусловливает качественный сдвиг в познавательной деятельности, который характеризуется наличием саморегуляции и «...ведет к рефлексии относительно своих возможности и к самовоспитанию на этой основе личности в целом»6. К числу этих умений относятся:

1. Умение правильно выбрать эталон для оценки на основе полученных от учителя в процессе обучения образцов и нормы.

2. Умение правильно определить меру своего знания - незнания по сравнению с эталоном.

3. Умение рефлексивно анализировать собственные знания и знания товарищей с точки зрения оценки их качества и отдельных параметров.

Перечисленная система учебных умений, не претендующая, естественно, на исчерпывающую полноту, построена на основе разрабатываемой в советской психологии теории учебной деятельности и имеет целью конкретизировать в дидактике эти психологические положения. Дополнительные специальные дидактические исследования приведут к ее уточнению, дополнению, развитию и разработке требований к умениям. Что касается последних, то, с нашей точки зрения, целесообразно установить по каждому действию, в зависимости от класса, критерии их сформированности по таким параметрам:

1) затраты времени на выполнение каждого из них

2) полнота действия;

3) безошибочность выполнения;

4) осознанность, т. е. умение дать словесный отчет о выполненных действиях и операциях;

5) уровень обобщенности (применительно к различным учебным предметам). Выше уже отмечалось, что кроме общих учебных умений (но на их основе) в процессе обучения образуются специальные учебные умения, с помощью которых осуществляются учебные действия при изучении конкретного учебного материала по определенному учебному предмету. Эти специальные учебные умения отчасти совпадают с программными требованиями к умениям и навыкам по учебному предмету. Однако, если последние являются действиями, входящими в состав предметной деятельности (математической, физической, химической и т.д.), учебные умения образуют более конкретную и ограниченную систему операций, необходимых для изучения этой предметной деятельности, хотя некоторые из них могут быть включены и в саму предметную деятельность. Во многих случаях программы по учебным предметам ограничиваются лишь краткими указаниями общего характера и не конкретизируют требования к формированию учебных умений.

Так, например, программа по иностранному языку для средней школы предусматривает формирование ряда сложных речевых умений в области чтения, аудирования, письменной и устной речи. В программе содержатся конкретные требования к уровню развития речевых умений, их количественные и качественные характеристики по каждому классу, что является большим шагом вперед по сравнению с предыдущей программой. Однако учебные умения в этой программе практически не нашли отражения.

Поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно по каждому учебному предмету составить подробный перечень чисто учебных умений, необходимых для работы над изучением данного учебного предмета и для самообразования. Ниже приводится примерный перечень учебных умений по учебному предмету «Иностранный язык». В связи с тем, что иностранный язык имеет свою специфику и ведущей целью обучения здесь является коммуникативная цель, т. е. формирование практических умений письма, учебные умения мы сгруппировали по видам языкового материала и речевой деятельности; внутри их представлены учебные умения, связанные как с ориентировкой, так и с исполнительной деятельностью.

I. Учебные умения по работе с лексикой

I. Умение найти значение иноязычного слова в словаре предполагает сформированность следующих операций:

а) восстановление исходной формы слова в словаре;

б) нахождение значения слова в словаре;

в) сопоставление найденных значений исходной формы с семантическим и формальным контекстами для выбора требуемого значения.

2. Умение выписывать слова в словник требует выполнения таких операций:

а) восстановление исходной формы;

б) нахождение её в словаре;

в) запись слова со всеми формальными показателями (в зависимости от языка) и иерархией словарных значений;

г) упорядочение словника по алфавитному, тематическому, морфологическому принципам.

3. Умение находить иноязычное слово в русскоиноязычном словаре в соответствии с контекстом.

4. Умение дополнить текст требуемой лексической единицей требует:

а) анализа контекста;

б) поиска слова;

в) образования требуемой формы для включения в контекст.

5. Умение заучить иноязычное слово требует произвести следующие операции:

а) прочитать его по словарю в соответствии с орфографией и орфоэпией;

б) выбрать основное значение;

в) установить образные, зрительные, звуковые и морфологические ассоциации с уже имеющимися в памяти зрительными, слуховыми образами, вербальными элементами;

г) заучить в условиях произвольного запоминания.

II. Учебные умения по грамматике

1. Умение понять грамматические определения по грамматическому справочнику.

2. Умение извлечь грамматическую схему из предъявленных образцов речи.

3. Умение изменить словарную форму слова по правилам грамматики.

4. Умение упорядочить слова в предложении по правилам грамматики (при дополнении, заполнении пропуска построении предложений из данных слов).

5. Умение узнавать грамматическую форму в тексте и соотносить ее с определенным значением.

6. Умение анализировать структуру различных типов предложения и конструкции (т. е делать грамматический разбор).

7. Умение трансформировать одну грамматическую конструкцию в другую.

8. Умение определить место и функцию слова в предложении.

III. Учебные умения по работе с текстом

1. Умение по заголовку определить тему.

2. Умение схватить общую идею текста.

3. Умение ориентироваться в иерархии предикатов и выхватить узловые слова.

4. Умение использовать контекст для догадки

5. Умение находить в тексте ответ на поставленный к нему вопрос.

6. Умение ставить вопрос к тексту и отдельным его предложениям.

7. Умение передать содержание текста.

8. Умение находить соответствие и различие между разными текстами, близкими по смыслу.

9. Умение составить план текста.

10. Умение составить библиографическую карточку к тексту.

11. Умение сделать аннотацию статьи.

12. Умение реферировать текст.

IV. Учебные умения в области устной речи

1.Умение задавать инициативный вопрос с вопросительным словом и без него.

2. Умение ответить утвердительно и отрицательно на поставленный вопрос.

3. Умение логически строить монологическое высказывание.

4. Умение пользоваться зрительной информацией в виде картинок для построения монологического высказывания.

5. Умение пользоваться опорными словами для построения рассказа.

6. Умение пользоваться планом для построения рассказа.

V. Учебные умения в области восприятия речи

1. Умение понимать инструкцию перед слушанием текста.

2. Умение ориентироваться на заголовок темы при определении значения его элементов.

3. Умение удерживать в памяти начало рассказа, прослушав его до конца.

4. Умение удерживать в памяти вопросы задания, поставленного перед слушанием рассказа.

5. Умение передать в логической или хронологической последовательности содержание услышанного.

VI. Умения самоконтроля и оценки

1. Умение проверить свое произношение, сопоставляя его с образцом.

2. Умение проверить правильность чтения слов, пользуясь известными правилами и транскрипцией.

3. Умение проверить знание значения слов, сверяясь со словарем и контекстом.

4. Умение проверить правильность построения предложения, сверяясь с образцом и грамматическим справочником.

5. Умение контролировать свой вопрос и ответ по тексту.

6. Умение правильно оценить свой ответ по пятибальной шкале.

Гохлернер М.М., Рапопорт И.А.
журнал «Иностранные языки в школе», №2, 1979

1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972, с. 87

2 Сухомлинский В.А. Вопросы коммунистического отношения к труду. М., 1959, c. 131

3 Ительсон Л. Б. Лекции по проблемам современной психологии обучения. Владимир, 1970, с. 86

4 Леонтьев А.А. Проблемы деятельности и психологии.— Вопросы философии, 1972. № 9, с. 95—108

5 Репин В. В. Строение учебной деятельности. — Вестник Харьковского университета, № 132. Психология, вып. 9. Харьков, 1976, с. 14

6 Маркова А, К. Психология усвоения языка как средства общения. М-. 1974, с. 106

infourok.ru

Общеучебные умения и навыки и их формирование

Общеучебные умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения.действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов.

Например, навыки чтения и записи натуральных чисел и действий над ними при первоначальном формировании — сугубо математические умения (действия), однако затем, когда они уже сформированы, они превращаются в операции, широко используемые не только для осуществления различных математических действий, но и для действий во многих других предметах (даже таких, как история или литература) и в повседневной жизненной практике. Поэтому эти навыки являются общеучебными. А вот умению находить производную некоторой функции соответствует такое действие, которое используется в курсе математики и в некоторых случаях в курсах физики и химии. Поэтому это умение является узкопредметным.

Четкую границу между узкопредметными и общеучебными умениями и навыками провести довольно трудно.

Вместе с тем, все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:
1) Общие, которые формируются у учащихся не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения многим другим предметам, и имеющие применение во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике, например, навыки письма и чтения, работы с книгой и т. д.;
2) Специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах, например, определение общего сопротивления цепи проводников в физике, или вычисление валентности сложного химического вещества и т. д.

Формирование общеучебных умений и навыков — специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Часто считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, поскольку ученики сами в процессе обучения приобретают необходимые умения, — это положение неверно.

Школьник в своей учебной деятельности действительно перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество полученного учеником результата (решенная или нерешенная задача; содержательный или неглубокий, отрывочный, малоинформативный ответ и т. д.) и не представляет себе, какие индивидуальные умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными, что существенно мешает ученику продвигаться в учебном материале, развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов тормозят учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Итак, у учащихся на всем протяжении школьного обучения нужно формировать общеучебные умения, причем умения сознательно контролируемые, часть из Которых затем автоматизируется и становится навыками. Что же При этом должен делать учитель? Отметим два главных момента, или этапа: постановку цели и организацию деятельности.

Прежде всего, перед детьми ставится особая цель — овладеть определенным умением. Когда учитель сталкивается с отсутствием у учеников конкретного умения, ему нужно вначале задать себе вопрос, а была ли перед ним поставлена такая цель? Осознают ли ученики ее? Ведь только наиболее интеллектуально развитые учащиеся самостоятельно выделяют для себя и осознают операциональную сторону учебной деятельности, остальные же остаются на уровне интуитивно-практического владения умениями.

Очень распространенный недостаток организации учебной работы учащихся состоит в том, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой ими работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению. Известно, что неформальное освоение высших интеллектуальных умений возможно только при познавательной мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательней мотивации у ребенка все равно будут присутствовать и другие мотивы — широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и др. Учителю приходится ориентироваться на весь этот широкий спектр мотивов. Ставя цель обучить данному умению, он должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т. д.).

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формйро-вания умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме — перечне основных знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно усвоены всеми учащимися при изучении учебной темы. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников. Не будет достаточно рациональной и эффективной (эту систему мы рассмотрим ниже).

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец или правило, алгоритм работы. Желательно/чтобы, получая готовый образец, дети сами (но под руководством учителя) разрабатывали систему правил, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным образцом.

Например, при обучении умению составлять план-схему учитель может показать в виде образца план к определенной, уже знакомой детям теме. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание по другой, близкой теме — составляют план по этому учебному материалу. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют несколько работ из класса, сопоставляя их друг с другом и образцом. Определяется, какие элементы в плане-схеме выделены, какие связи показаны, какие отсутствуют, а какие являются лишними, ненужными. Как уже видно из приведенного примера, совместная с учителем деятельность по выработке осознанного умения всегда внешне развернута. У учащихся обычно недостаточно развита способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу. Во всяком случае, действуя по плану, они сталкиваются со значительными трудностями. Поэтому им нужны более легкие, доступные действия, внешние по форме. Таким образом, основной путь здесь — совместная деятельность, а метод — выполнение внешних действий. Причем внешние действия должны быть вначале максимально развернутыми и лишь потом, по мере отработки умения, они могут сокращаться.

После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения-задания: выделить в тексте те его части, которые наиболее существенны для раскрытия его содержания; опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие-либо явления, сходные в главном и различные в частностях, при этом четко объясняя, что здесь существенно, а что нет.

Тренировка, нужная для отработки умения, не должна быть односторонней и чрезмерной. Умение, которым ребенок достаточно овладел на простом материале, затем часто бывает трудно включать в сложную деятельность, предполагающую использование разных умений. Выполняя специальное упражнение, ученик сосредоточивается на правильном применении одного нового умения. Когда же более трудное задание требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сложившихся, оно начинает «выпадать». Так, на уроках русского языка и литературы ученик, хорошо выполнявший упражнения, может ошибаться, не используя те же правила в диктанте, а тот, кто грамотно писал диктанты, может ошибаться при работе над сочинением. Избежать этого можно, приучая ребенка совмещать формируемое умение или навык с другими, чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

Таким образом, вся эта сложная работа направлена на то, чтобы внешняя практическая деятельность учащегося стала его внутренним достоянием и могла выполняться в умственном плане.

psyera.ru

Специальные учебные умения

Формируются и совершенствуются умения:

  • находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;

  • семантизировать слова на основе языковой догадки;

  • осуществлять словообразовательный анализ;

  • выборочно использовать перевод;

  • пользоваться двуязычным и толковым словарями;

  • участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.

Содержание учебного предмета

1. Социально-бытовая сфера. Взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. (8 часов)

Цикл 1. Все о себе (8 часов)

2. Учебно-трудовая сфера. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее. (7 часов)

Цикл 2. Повседневная жизнь (7 часов)

3. Социально-культурная сфера. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. (41 час)

Цикл 3. Досуг и увлечения (7 часов)

Цикл 4. Путешествия (9 часов)

Цикл 21. Покупки (25 часов)

4. Социально-культурная сфера. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регио­ны, достопримечательности, культурные особенности (нацио­нальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и ми­ровую культуру.

(53 ч часа)

Цикл 5. Разные страны и обычаи (14 часов)

Цикл 6. Страны и континенты (7 часов)

Цикл 7. Англоязычные страны. (7 часов)

Цикл 12. Земля и жители Великобритании (7 часов)

Цикл 13. Королева и парламент (9 часов)

Цикл 14. Британский образ жизни (9 часов)

5. Социально-культурная сфера. Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Усло­вия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. (21 час)

Цикл 8. Животные в опасности (7 часов)

Цикл 9. Цветы года (7 часов)

Цикл 10. Земля в опасности (7 часов)

6. Социально-бытовая сфера. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. (45 часов)

Цикл 15. У врача (8 часов)

Цикл 16. Визит к врачу (7 часов)

Цикл 17. Будь в форме (7 часов)

Цикл 18. Повторение (3 часа)

Цикл 19. Спорт (20 часов)

Литература и средства обучения

  • Английский язык. V класс: учебник для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013.

  • Английский язык. V класс: учебник для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. – 2-е изд.– М. : Просвещение, 2013.

  • Английский язык. Книга для учителя. V класс: пособие для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. / Верещагина И.Н., Афанасьева О.В..– Москва: Просвещение, 2013.

  • Английский язык. Аудиоприложение к учебно-методическому комплексу для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей./ Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. –Москва: Просвещение, 2013.

  • Английский язык. Книга для чтения. V класс: пособие для общеобразоват. учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. / Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. М.: Просвещение, 2013.

  • Английский язык. Рабочая тетрадь. V класс: пособие для общеобразоват. учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. / Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. М.: Просвещение, 2013.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *