Разное

Учить звуки: Как научить малыша звукам

Срочно к логопеду? Что будет, если не учить ребенка правильно выговаривать звуки: 26 января 2023, 08:15

Фото:elements.envato.com

26 января 2023, 08:15

1

Надо ли с детства учить ребенка выговаривать все звуки правильно? Объясняют логопед и эксперт по голосу и речи, передает Tengri LifeStyle со ссылкой на Doctorpiter.

Дефектолог-логопед Анастасия Новикова отмечает, что сейчас речевых расстройств у детей наблюдается все больше. По ее мнению, это связано с появлением большого количества факторов, влияющих на развитие современных детей.

Причины, почему дети говорят неправильно

Дети усваивают речь, подражая окружающим, а озвучание современных мультфильмов зачастую оставляет желать лучшего.

Взрослые часто стремятся упростить и сократить свою речь — и дети делают так же.

Дети изъясняются жестами, и родители их понимают. Это приводит к тому, что мотивация говорить у малышей снижается — и нормы звукопроизношения усваиваются позже.

Возрастает количество билингвальных детей, что приводит к смешению языковых систем каждого языка.

“На самом деле какие-то нарушения звукопроизношения у детей могут пройти самостоятельно. Например, замену “Р” на “Л” в возрасте 4,5 лет можно отнести к возрастной норме, и есть вероятность, что ребенок перерастет это, – говорит логопед Новикова. – А вот “горловой” (картавый звук) в этом же возрасте ребенок точно не перерастет – и с каждым годом лишь будет закреплять искаженный звук в речи.

Картавость мешает стать успешным?

Если ребенок неправильно слышит и произносит звуки, то это может помешать ему стать отличником по русскому языку в школе, повлиять на самооценку, испортить отношения со сверстниками, считает эксперт.

“Если у детей есть расстройства произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, то это может привести к затрудненной коммуникации в устной речи, ошибкам в письменной речи.

Безусловно, это сказывается на учебе (возникают трудности) и на взаимодействии со сверстниками и учителями, – говорит Анастасия Новикова. – Если не решать проблему, речевые нарушения сохранятся и во взрослом возрасте, у человека могут развиться неуверенность в себе, боязнь публичных выступлений, появиться трудности в реализации в профессиональной сфере.

Тем временем, тренер по голосу и речи Светлана Дембицкая отмечает, что есть моменты, когда картавость становится визитной карточкой человека.

Эксперт обращает внимание, что трудности с произнесением звука “Р” у ребенка нередко возникают из-за того, что уздечка под языком короткая и недостаточно эластичная.

“Если родители понадеялись, что проблема разрешится сама собой, то они ошибаются, – говорит Светлана Дембицкая. – Во взрослом возрасте труднее исправить этот дефект. Упражнения уже могут не помочь, и придется воспользоваться услугами ортодонта, чтобы подрезать уздечку.

Но если человек не испытывает дискомфорта от картавости, над ним не подшучивают, то с этой изюминкой в речи он может вырасти в успешного взрослого, уверена эксперт. Она напоминает, что некоторые люди с картавостью становятся публичными, и такой дефект дает им даже дополнительный шарм и элемент узнаваемости.

“Но это скорее исключение из правил – многое зависит от силы духа, уверенности и харизмы человека”, – добавляет она.

Тем не менее, эксперт отмечает, что нужно правильно и красиво говорить. Это дает больше шансов получить хорошую, высокооплачиваемую должность, быть не закомплексованным человеком.

“Многие родители переживают, когда ребенку ставят диагноз “задержка развития речи”. Это не приговор, а наоборот – сигнал действовать! Все прорабатывается, и ребенок пойдет в школу в обычный класс. Но нужно не упустить момент, а заниматься со специалистами”, – резюмирует Светлана Дембицкая.

Читайте также: В каком возрасте ребенок должен заговорить? Отвечает логопед-дефектолог


Как правильно учить ребенка читать и писать?

Психология ребенка ↓

В основе обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук [м] в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук. Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто, так, как он звучит в словах том, дом, сом. И букву М необходимо называть так же! Ни в коем случае не ЭМ или МЭ. Говоря так, мы произносим два звука – [э] и [м]. Это только путает детей.

Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М А – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву.) Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, чтобы он слитно прочел буквы слога.

Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов.

Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильно. Руки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Кисть правой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для неё служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5-2 см. от конца стержня. Ручка должна быть легкой, нетолстой, с ребристой поверхностью. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Кто он – соня или ванька-встанька?
  • Развитие мышления «Фигура из рамки»
  • Наглядно-действенное мышление
  • Сдача экзаменов – это психологический стресс
  • Психологическая служба в средней школе: основные функции и направления работы
  • Другой папа?!
  • Трудности установления диагноза сложного нарушения в раннем возрасте
  • Рекомендации родителям «Как творчески развивать ребенка»
  • Классификация школьных проблем и возможных причин их возникновения
  • Если подросток бунтует

5 забавных и простых советов

Звуки букв — это одна из самых первых вещей, с которыми сталкивается ваш ребенок, когда он начинает изучать чтение.

Распознав фонетические звуки, издаваемые буквами алфавита, ваш ребенок сделает свой первый большой шаг к тому, чтобы ассоциировать слова с их отдельными звуками, что является важным инструментом для того, чтобы, когда придет время, произнести слова вслух.

Большинство новых читателей начинают с одного и того же — с изучения букв! И независимо от того, где находится ваш ребенок в своем путешествии по чтению, работа с ним над звуками букв — отличный способ укрепить его основные навыки.

Вот пять забавных и эффективных советов по работе с буквами вместе с ребенком.

5 веселых и простых способов научить произносить буквы

1) Осязание и осязание букв

Люди — тактильные существа, и мы зависим от прикосновений, чтобы многое рассказать нам об окружающем мире. Особенно это касается детей, когда они учатся!

Хотя большинство традиционных учебных программ по чтению сосредоточены на слуховых и визуальных сигналах букв и их звуков, осязание также может быть полезным. В конце концов, у нас пять чувств, так что мы можем ими воспользоваться!

В отличие от того, чтобы полагаться исключительно на то, как выглядит буква, когда она написана (и плоская), добавление физического сенсорного элемента может помочь вашему ребенку создать более сильную связь со звуком буквы, который он пытается выучить.

Это задействует дополнительную часть их мозга, пока они учатся. Они будут знать не только то, как выглядит и звучит буква, но и то, на что она «ощущается». Связывание «ощущения» буквы с ее произношением может помочь им быстрее лучше понять звуки букв.

Существует множество вариантов обучения чтению через осязание вашего ребенка. Лучшая часть? Ваш ребенок сможет заняться одним из своих любимых занятий — устроить беспорядок! Позволив им запутаться в буквах, вы получите отличный стимул к обучению.

Если вы хотите попробовать этот метод тактильного обучения, вы можете начать с нескольких чистых листов бумаги. С помощью толстого темного маркера напишите буквы, над которыми должен работать ваш ребенок.

Тогда вы можете просто взять все, что у вас есть в доме, достаточно податливое, чтобы складывать его в буквы. PlayDoh или кинетический песок — отличные варианты.

Мы рекомендуем произносить соответствующий звук буквы, когда ваш ребенок смотрит и формирует написанную букву с помощью PlayDoh или кинетического песка. Вы также можете предложить им формировать свой материал по контуру буквы на странице, если им нужны дополнительные указания.

Не стесняйтесь придумывать вместе с ними слова, похожие на звуки букв, которые они практикуют. Это может помочь им установить еще больше связей с буквой и ее звучанием!

Если вы не возражаете против небольшой дополнительной очистки, крем для бритья также может быть отличным вариантом! Просто распределите крем для бритья на ровной поверхности. Нарисуйте для них букву в креме для бритья, затем попросите их сделать то же самое, пока вы повторяете звук буквы.

2) Соедините звуки букв со знакомыми символами

Буквы и их звуки могут быть незнакомы вашему ребенку. Установив связь между звуками букв и предметами или символами, с которыми ваш ребенок, возможно, уже знаком, вы поможете преодолеть разрыв между тем, чего он еще не знает, и тем, что он делает!

Использование того, что ваш ребенок уже знает и любит, может побудить его более активно изучать звуки букв. Знакомые идеи также заставят их чувствовать себя более уверенно и комфортно во время обучения.

Например, если вы хотите начать с буквы «Т», распечатайте изображения вещей, которые нравятся вашему ребенку, например, грузовики и тигры, которые начинаются на «Т». Позвольте вашему ребенку выбрать, какие картинки использовать, а затем помогите ему создать свою собственную азбуку с этими изображениями!

Работайте с ребенком над созданием своего личного буквенно-звукового алфавита — сочетания определенной картинки, которую вы хотите, чтобы он научился ассоциировать с определенным буквенным звуком, — это простой и увлекательный поделочный проект, который окупится в долгосрочной перспективе.

Чем более персонализированным вы сделаете процесс обучения, тем веселее будет ваш юный ученик!

Знакомство также может помочь вашему ребенку не только выучить звук буквы: это поможет ему обрести уверенность! Чем больше ваш ребенок чувствует, что он понимает и знает, что он читает, тем больше вероятность того, что у него появится энтузиазм к обучению.



3) Повторение, повторение, повторение

Этот метод фокусируется на повторении, что отлично подходит для знакомства вашего ребенка со звуками букв. Последовательно повторяя им одни и те же звуки букв, вы можете помочь ребенку легче уловить их.

Хорошая идея — познакомить ребенка со звуком одной буквы за раз. Вы можете сделать баночку «письмо недели» для своего ребенка. Поставьте пустую банку на прилавок, помеченную буквой, обозначающей неделю.

Каждый раз, когда ваш ребенок указывает на услышанное им слово, начинающееся со звука недели, он получает «билет» или «балл» в банке со звуком буквы (вы также можете использовать наклейки на плакате, если вы баночки под рукой нет).

Призовите своего ребенка набрать три или четыре очка (или больше!) в течение дня. Вам нужно, чтобы банка была там, где ваш ребенок часто ее видит — может быть, на кухне, чтобы вы могли подсказать своему ученику подумать о слове, пока вы готовите ужин или моете посуду!

Им не нужно полагаться только на то, что они слышат или видят в реальной жизни, особенно когда речь идет о более сложных звуках букв (таких как x, q или z). Подумайте о том, чтобы потратить часть своего ежедневного времени на чтение, чтобы пролистать журналы или книги и указать звук буквы, когда вы ее встретите.

Подчеркивание повторения таким образом действительно дает вашему ребенку возможность интенсивно сосредоточиться на одной букве и исследовать основной звук, который она представляет!

Предоставление им достаточного количества времени, практики и прослушивания одного звука за один раз может помочь им в долголетии обучения.

4) Цифровые письма в 21 веке

Технологии — это огромный новый фактор в современном обучении. Дети не только учатся читать и писать тексты, но теперь им еще предстоит научиться пользоваться клавиатурой в самом раннем возрасте.

Несмотря на то, что слишком много времени, проведенного за медиа, может быть вредно для вашего ребенка, есть способы быть внимательными к потреблению медиа и включать медиа в обучение буквам и звукам. Особенно для занятых семей средства массовой информации могут быть действительно полезным активом, который можно добавить к вашему набору инструментов для родителей.

Если вы ищете безопасное, индивидуальное и надежное место, где ваш ребенок сможет развивать навыки чтения и произношения букв, наш онлайн-учебный центр предлагает множество игр и упражнений!

Ваш ребенок также может использовать простую клавиатуру, чтобы развивать навыки чтения букв. Для этого упражнения вы можете назвать звук буквы и попросить ребенка нажать или указать на букву, которая соответствует ей на клавиатуре.

Это упражнение простое и универсальное, так как вы можете использовать любую клавиатуру, которая у вас есть — на телефоне, компьютере или устройстве, предназначенном для детей. И вашему ребенку, вероятно, понравится притворяться взрослым, как и вы!

5) Бинго

Классика есть классика не просто так. И Бинго — это проверенная временем игра, одобренная детьми!

Если вы хотите попробовать это занятие, нарисуйте или распечатайте лист бинго с изображениями вещей, с которыми ваш ребенок знаком (помните совет № 2!). Мы рекомендуем придерживаться того, что они видят каждый день, например, яблоки (для звука «а»), велосипеды (для звука «б») и так далее.

Чтобы играть, назовите звук буквы и попросите ребенка отметить картинку, которая начинается с этого звука. Если у вашего ребенка есть братья, сестры или соседские друзья, подумайте о том, чтобы пригласить их поиграть вместе (это тоже отличная виртуальная игра).

Победит тот, кто первым доберется до бинго!

Создание звуков букв весело и функционально

Мы надеемся, что эти советы были полезными и дали вам несколько творческих идей о том, как увлечь вашего ребенка звуками букв (при этом получая удовольствие!).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *