Учить алфавит детям: Учим буквы русского алфавита для детей, буквы для малышей онлайн
учим буквы с детьми 2-3 лет, во сколько лет учить
В статье расскажем, почему звуковая азбука — не лучший вариант для обучения ребёнка чтению и письму.
С какого возраста учить буквыВо сколько лет учить ребёнка буквам? Есть довольно разумное соображение, что прикорм грудным детям уместно вводить в тот момент, когда они начинают проявлять интерес ко взрослой пище. Современные дети окружены надписями и подписями, и у большинства из них можно заметить момент, когда они начинают спрашивать о буквах и цифрах «что это?» или даже указывать на отдельную крупную букву. Имеет смысл откликнуться на запрос ребёнка и учить его буквам тогда, когда он проявит к ним интерес.
Если вы назовёте любое изображение или предмет, ребёнок непременно захочет, чтобы вы повторяли ещё и ещё новое или трудное для него название, слово. Ваша задача – чётко, внятно и медленно произнести то, что малыш просит, и столько раз, сколько он просит. Именно в этот момент вам может пригодиться звуковая азбука.
Звуковая азбукаКак идея, звуковая азбука во многом отвечает критериям Монтессори-материала:
- ребёнок может работать с ней самостоятельно;
- она позволяет сделать столько повторений, сколько требуется ребёнку;
- ребёнок может работать в собственном темпе;
- ребёнок всегда может сравнить собственное прочтение буквы со звуковым образцом.
Однако реальное исполнение большинства дидактических пособий такого рода не выдерживает никакой критики. Значительная часть продукции китайской промышленности озвучена не носителями русского языка, из-за чего предлагаемый звуковой образец совершенно не приемлем. Даже если азбука озвучена качественно, мне лишь однажды удалось встретить такую, в которой буква бы читалась как «р», а не называлась как «эр». О том, почему алфавит, картинки-посредники и названия букв вместо их прочитывания вредны для обучения чтению, подробнее я рассказала в статье «Когда начинать учить ребёнка читать».
Производителям, вероятно, кажется, что если просто сделать чётко и крупно написанные буквы, при нажатии на каждую из которых буква прочитывается внятно и ясно, пособие будет скучным. Это заблуждение. Любые пёстрые картинки, буквы в виде человечков или украшенные завитками, дополнительные мелодии, мигающие лампочки создают раздражающий фон, мешающий сосредоточиться на связи графемы и её прочтения.
К недостаткам звуковых азбук я бы отнесла и дороговизну: качественно сделанный экземпляр, который не вредно предложить детям, стоит довольно много. Между тем, без автоматизированного назывателя букв вполне можно обойтись, если прочитывать ребёнку буквы, которые он попросит, просто по ходу жизни, в книгах и вывесках, подписях и этикетках. Да, при этом малыш будет зависеть от взрослого, но, с другой стороны, наряду с чтением книг чтение отдельных букв – неплохой повод пообщаться друг с другом, в том числе и в «походных» ситуациях, когда нужно занять ребёнка в очереди, в транспорте, по пути домой.
Таким образом, чтобы учить ребёнка буквам, звуковая азбука для малышей – скорее, предмет роскоши, чем первой необходимости.Как учить с ребёнком буквыКак уже было сказано, можно прочитывать ребёнку буквы, когда малыш сам вас об этом попросит. Знание буквы состоит в том, что:
- мы узнаём зрительно образ буквы и отличаем её от остальных;
- у нас есть моторный (двигательный) образ буквы, схема того, как мы её пишем;
- у нас есть звуковой образец того, как может читаться эта буква;
- у нас есть моторный образ произнесения звуков, которые эта буква может передавать.
Соответственно, чтобы учить буквы, нужно, чтобы ребёнок не только говорил предложениями, но и произносил большую часть звуков родной речи.
Прежде, чем начать учить ребёнка писать буквы, нужно, чтобы были возможности тонкого управления рукой, навык правильно держать карандаш, ручку и умение хорошо контролировать движения в письме. Кстати, это довод в пользу того, чтобы не торопиться с обучением письму: в первые три года жизни доминирование ведущей руки только-только проявляет себя.
Самый безопасный путь – позволить ребёнку поэкспериментировать с рисованием и едой обеими руками. Постепенно ребёнок почувствует, какой рукой он способен действовать тоньше и точнее, и утвердится в выборе ведущей руки. Переучивание левшей крайне опасно для их развития и психического благополучия. Детский мозг достаточно пластичен, чтобы уступить давлению окружения, но недостаточно, чтобы сохранять предельную эффективность, если приходится действовать неведущей рукой. Так что при сверхраннем обучении письму есть риск обречь ребёнка на бремя переученности, даже не зная о том, что это произошло.
В свободном рисовании ребёнок учится понимать пространство листа. В раскрашивании – целенаправленности, умению не только писать, но и прекращать линию вовремя.
Если ребёнок хорошо готов к восприятию письменной речи, то вопроса: «Как заставить ребёнка учить буквы?» не возникает – созревшая потребность рождает интерес.
Как учить буквы по МонтессориВ системе Монтессори существует продуманная цепочка материалов, которые последовательно готовят ребёнка к письму и чтению, а затем позволяют непосредственно их освоить. Одна из ключевых идей М. Монтессори, сформулированных на основе наблюдений за детьми, – овладение письменной речи идёт от письма к чтению, а не от чтения к письму.
Движение от письма к чтению имеет много достоинств. Оно в целом соответствует логике возникновения письменности. Прочесть то, что ты сам уже написал, и потому знаешь, о чём идёт в тексте речь, значительно легче, чем незнакомый чужой текст. Кроме того, в русском языке одна и та же буква передаёт различные фонемы, а вот фонемы почти всегда передаются одной и той же буквой. То есть, чтобы записать [с‘] вам точно нужна буква «с», а вот если вы видите в слове букву «с», то она может обозначать и [с] и [с‘]. Гораздо понятнее сначала записать «йожик», и прочитать такую облегчённую запись, а только потом научиться заменять «йо» на «ё». Основываясь на понимании присутствия «й» в ряде гласных букв, гораздо легче правильно прочитывать гласные, которые в письме либо обозначают два звука, либо влияют на прочтение предшествующей согласной. Если же вы идёте от буквы к звуку, почувствовать эту логику сложнее.
Дидактические материалы Монтессори, обучающие письму, подразумевают первоначальное знакомство с прописными буквами, потому что их легче написать. Печатные буквы нужно выписывать штрихами, поэтому при письме нужно одновременно следить и за качеством и направлением линии, и за тем, когда штрих должен закончиться. Прекратить, прервать действие – сложный навык сам по себе, поэтому прописные буквы, где прерывание линии сведено к минимуму, а сами буквы округлы, по-своему легче в письме.
Если ребёнок ходит в Монтессори-класс, то ему достаточно времени, чтобы проработать всю цепочку взаимопродолжающих материалов зоны языка. Если же малыш ходит в обычный сад, где проводит большую часть дня, и сталкивается там с требованиями другого подхода к обучению читать, то дополнительные занятия непосредственно с материалами Монтессори будут перегружать и запутывать ребёнка. На полноценную свободную работу с материалами Монтессори будет слишком мало времени. Маловероятно, чтобы польза от таких дополнительных занятий перевесила вред.
Тем не менее, в некоторой степени логику подхода Монтессори к обучению письму и чтению можно учесть, даже если не этот подход будет для ребёнка основным.
Как учить буквы с детьми 2–4 летВ раннем возрасте важно больше заниматься общим развитием крупной и мелкой моторики, развитием разговорной речи, знакомить детей с самой идеей того, что книга рассказывает историю, и эта история фиксирована, что эта неизменность текста связана с надписями. Если ребёнок прямо спрашивает о буквах: «Что это?», и вы видите, что он выделяет отдельную букву в слове, то можно прочесть её. Лучшая подготовка руки к письму – свободное рисование и штрихование, раскрашивание, а также шитьё, лепка, захватывание мелких предметов пальцами.
Для чтения важно умение удерживать внимание, и оно развивается в любом сосредоточенном занятии, которое вызвало у ребёнка достаточный интерес, чтобы он повторял его снова и снова. Полезен навык слежения взглядом за движущимся объектом, например, шариком в шарогоне: похожее действие мы совершаем, пробегая взглядом по строке текста.
Как учить буквы с детьми 5 летК пяти годам дети, скорее всего, будут узнавать буквы зрительно, но моторное представление о букве будет требовать развития. Ощупывание крупных букв, обведение волнистых линий и букв (очень крупных, 5–10 см), срисовывание букв и орнаментов готовят к пониманию того, как из элементов складывается буква, и формируют её двигательный образ. По-прежнему важно слушать книги, которые читают родители. В этом возрасте это могут быть уже достаточно объёмные тексты, со сложным сюжетом и небольшим количеством иллюстраций.
Как учить буквы с детьми 6–7 летВ шесть-семь лет (если ребёнок не проявил интереса к чтению ранее) можно начинать читать простые слова, а затем и тексты. Для этого сгодиться любой хороший букварь, в котором есть достаточно интересного материала для чтения, подобранного от простого к сложному. Мне особенно нравится материал для чтения, приведённый в пособии Е. Федорина «Я учусь читать! Практическое пособие для родителей и гувернёров» и книге О. Узоровой, Е. Нефёдовой «Быстрое обучение чтению». Самое важное – не переставать читать детям вслух, когда они уже немного научились читать самостоятельно. Сохраняйте традицию совместного чтения хотя бы ещё несколько лет, до тех пор, пока ребёнок не сможет бегло читать «про себя» целые книги.
Важно поощрять детей к использованию письменной речи в повседневной жизни: пишите друг другу письма и записки, открытки и послания в печеньях с предсказаниями, вместе подписывайте работы в альбомах, делайте этикетки и инструкции. Это огромный простор для творчества и совместной деятельности, который придаёт письменности её истинный смысл.
Вместо вывода
Письменная речь – важная веха в развитии человека. По сути, письменность есть результат достижения определённого уровня осмысления разговорной речи. Это справедливо и для человечества, и для человека. Увы, родители часто упускают из вида, что умение читать и писать основано не столько на том, что вы учите ребёнка писать буквы, сколько на хорошем речевом развитии и некотором общем уровне зрелости личности. Чтобы вам не приходилось заставлять ребёнка учить буквы, у маленького человека должно быть достаточно жизненного опыта, чтобы мочь и хотеть его выразить и записать.
Если у ребёнка достаточно подходящих его возрасту книг, то желание узнать что-то новое из них появляется ещё до того, как ребёнок начинает говорить. А вот способность самому понимать прочитанное ребёнок обретает гораздо позже. Позже, чем начнёт говорить сам. Позже, чем начнёт узнавать буквы, писать буквы. Позже, чем научится складывать буквы в слова.
Так что можно сказать, что сами по себе буквы – малая составляющая умения читать. Честно говоря, значение букв в обучении дошкольников раздуто и коммерциализировано. Разного качества изображения букв покрывают множество игрушек и предметов, предназначенных для младших дошкольников: столики, кубики, погремушки, магниты из детского питания, звуковые азбуки.
Алфавит в 1,5 года? Легко!: yasya_nn — LiveJournal
Алфавит в 1,5 года? Легко!: yasya_nn — LiveJournal ?- Дети
- Лытдыбр
- Cancel
Есть у нас одна фишка с Сережей – мы умеем удивить)) Встречаем на улице знакомого.. Начинается стандартное “Какой большой уже.. Ой, бегает как хорошо… Говорит уже?”..
Ну естественно начинаешь рассказывать, мол да.. уже говорит немного.. то умеет, это умеет… Алфавит вот почти весь знает…
И вот тут наступает у людей удивление)) Мало кто верит, что ребенок в полтора года может знать алфавит. Надо признать, ребенок охотно демонстрирует свои знания, показывая буквы и вызывая еще большее удивление.
Этому видео уже больше месяца. Мы записывали его для дедушки, который живет в Америке. Сейчас букв в арсенале намного больше. Сейчас он не знает всего штук 6 – он просто пока их произнести не может.
И нет, мы не заставляем ребенка! Он САМ просит буквы… Он приносит азбуку, просит с ним позаниматься, поспрашивать его) Каждое утро у нас начинается с азбуки.
Ну а на недавний День Св. Николая я решила подарить ребенку подарок. И естественно это была азбука. Но не простая – Счастливая Азбука.
Это уникальная в своем роде магнитная азбука, которая развивает воображение, мышление, помогает в изучении алфавита, чтения и тд..
Сережа с огромным удовольствием теперь играет с ней. Сам находит буковки, показывает мне, называет их))
Еще там есть основа для пазла – то есть можно играть, разыскивая в какую ячейку подходит та или иная буква.
Каждая буква в уникальном веселом дизайне. Лично я просто фанатею от буквы Ф))) Ну прелесть же!
В наборе 60 букв!! То есть можно составлять длинные слова с повторяющимися буквами.. И даже фразы!
А еще, буквы не боятся ни детских зубов, ни воды! С ними даже в ванной играть можно))
Конечно, наши игры еще иногда заканчиваются вот так))))
Но с каждым разом он все больше времени проводит за этой азбукой)
Я теперь еще цифры такие хочу)))
Tags: ребенок
Subscribe
Подарок ребенку на Новый год. А что дарите вы?
Скоро Новый год. И, конечно, я задумалась о подарке ребенку. Что подарить мальчику, у которого игрушки уже складывать некуда? На семейном совете было…
АРБУЗ КВАШЕНЫЙ – отличная закуска!
Начинается сезон арбузов. Но иногда попадаются не самые вкусные плоды. И замариновать его – отличный вариант использования таких арбузиков))…
Ребенок и гаджеты.
Мой опыт. Мой выбор.В наш век, только ленивый не написал в соцсети пост на тему “Ребенок и планшет”. Есть как сторонники “планшетного” воспитания, так и ярые…
ВАРЕНЬЕ ИЗ ОДУВАНЧИКОВ
Пока не прошел сезон этих желтеньких летних цветов, делюсь проверенным рецептом приготовления варенья. Если у вас, как у меня, есть маленький…
Про завтраки
Я вообще завтраки какие-то “изысканные” готовлю очень редко. Иногда в выходные бывает находит желание сварганить что-нибудь этакое))) Поэтому книги…
Кухонные ножи. Шпаргалка)
Держать на кухне разные виды ножей – не роскошь, а необходимость! Отличаясь длиной и формой лезвия, каждый из них предназначен для определенной…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Previous
← Ctrl
← Alt
- 1
- 2
Next
Ctrl →
Alt →
- 52 comments
Previous
← Ctrl
← Alt
- 1
- 2
Next
Ctrl →
Alt →
Подарок ребенку на Новый год.
А что дарите вы?Скоро Новый год. И, конечно, я задумалась о подарке ребенку. Что подарить мальчику, у которого игрушки уже складывать некуда? На семейном совете было…
АРБУЗ КВАШЕНЫЙ – отличная закуска!
Начинается сезон арбузов. Но иногда попадаются не самые вкусные плоды. И замариновать его – отличный вариант использования таких арбузиков))…
Ребенок и гаджеты. Мой опыт. Мой выбор.
В наш век, только ленивый не написал в соцсети пост на тему “Ребенок и планшет”. Есть как сторонники “планшетного” воспитания, так и ярые…
ВАРЕНЬЕ ИЗ ОДУВАНЧИКОВ
Пока не прошел сезон этих желтеньких летних цветов, делюсь проверенным рецептом приготовления варенья. Если у вас, как у меня, есть маленький…
Про завтраки
Я вообще завтраки какие-то “изысканные” готовлю очень редко. Иногда в выходные бывает находит желание сварганить что-нибудь этакое))) Поэтому книги…
Кухонные ножи.
Шпаргалка)Держать на кухне разные виды ножей – не роскошь, а необходимость! Отличаясь длиной и формой лезвия, каждый из них предназначен для определенной…
Наши 7 любимых инструментов и советов по обучению алфавиту · Мама-книжник
Изучение алфавита является таким важным, основополагающим навыком для обучения детей грамоте в раннем возрасте. Это один из самых первых шагов к обучению чтению, и с более чем 20 буквами (и звуками), чтобы научить ваших детей, задача поначалу может показаться сложной. Я прекрасно понимаю, я чувствовал то же самое.
Хорошая новость заключается в том, что есть несколько очень простых и замечательных инструментов, которые помогут сделать изучение алфавита не только увлекательным, но и успешным. Ниже приведены семь моих любимых инструментов для обучения алфавиту, которые я использовал со своими детьми. Я даже связал некоторые продукты, которые мы используем, и поделился некоторыми из моих любимых советов по их эффективному использованию. Я надеюсь, что вы найдете новый фаворит или два, чтобы использовать себя.
*этот пост содержит партнерские ссылки и для вашего удобства
Деревянные пазлы
Мы любим головоломки, и наша головоломка с алфавитом стала отличным инструментом для изучения алфавита.
Совет: Вы можете попросить ребенка сделать их самостоятельно, но если вы будете способствовать обучению, они могут стать гораздо более мощным инструментом. Я начал с алфавитных головоломок, когда моим детям был один год, и я произносил название и звук каждой части, которую они помещали, и они обычно были счастливы говорить это вместе со мной. Вскоре они запомнили буквы и их звуки! Еще один хороший вариант, если вы ищете что-то более самостоятельное для них, — это получить алфавитную головоломку, подобную ЭТОЙ, которая имеет звук, чтобы она могла автоматически учить их звукам алфавита.
Первая головоломка ниже — одна из наших любимых, а остальные ниже — варианты, которые также выглядят замечательно: научиться чему угодно. Я знаю, что многие люди испытывают страх, когда думают о карточках для запоминания, потому что они могут быть такими скучными, но на самом деле есть много забавных тренировочных игр, в которые вы можете играть помимо простой механического обучения. Например, вы можете купить недорогие мухобойки, разложить все карточки с алфавитом на земле, а затем попросить двух игроков соревноваться в том, чтобы «отбить» правильную букву, которую вы называете первой, с помощью мухобойки. Дети ОБОЖАЮТ эту игру!
Совет: возьмите два набора карточек с алфавитом (либо один набор, либо два разных набора) и поиграйте с ними в «игру на совпадение», чтобы попрактиковаться! Или вы можете дать ребенку карточку с буквой и попросить его найти соответствующую букву во втором наборе. Или вы можете использовать их, чтобы играть в алфавитном стиле «рыбачить»!
Совет: карточки с необычным шрифтом — это весело, и мы их любим и используем. (Как очаровательный пирог с джемом ниже.) Однако для начала рассмотрите возможность использования традиционного шрифта, который легко читается и легко распознается.
Набор, который у нас есть и который мы любим, — это первый набор от The Jam Tart. (Просто нажмите на фото, чтобы перейти по ссылке) Ниже представлены наборы, которые тоже выглядят замечательно:
Магниты
У нас есть магнитный набор с алфавитом, и мои дети ОБОЖАЛИ играть с ним, когда были малышами. Опять же, это было то, что я использовал для облегчения обучения, произнося названия алфавита и звуки, когда они играли с ними. Это такой простой, но эффективный инструмент. Вы можете использовать их, чтобы играть в игры для тренировки алфавита, подобные той, что приведена в «совете» ниже, а когда ваш ребенок станет более опытным в азбуке, вы можете использовать их, чтобы начать практиковаться в правописании. Это инструмент, который обязательно будет полезен долгие годы.
Совет: играйте в алфавитные игры! Положите все магниты на холодильник или противень и попросите детей найти для вас букву «Б». Вы также можете упорядочить буквы, которые вы просите, чтобы составить слова. Например, когда они дают вам «В», отложите его в сторону, а затем попросите «А», а затем «Т». Затем укажите, что они составили слово «летучая мышь», и озвучьте его вместе с ними.
Набор алфавитов, который у меня есть, старше, но и те, что ниже, выглядят как отличные варианты:
Доска для письма по алфавиту
Доска для письма — прекрасный инструмент, который можно использовать снова и снова. Помимо использования их для обучения распознаванию букв и звуков, они, очевидно, отлично подходят для того, чтобы помочь детям научиться писать буквы. Практика их мелкой моторики с письмом необходима для того, чтобы помочь им быть более успешными в школе.
Совет: по возможности покупайте один с прописными и строчными буквами или стрелками, чтобы помочь вашему ребенку понять, какие штрихи делать первыми и в каком направлении. В этих стрелках нет необходимости, если вы просто ищете общую практику или можете помочь своему ребенку с помощью штрихов научить его «правильному» процессу для каждой буквы.
Наша любимая из тех, что у нас есть, от Chalk Full of Design и первая ниже. (Просто щелкните/коснитесь фотографии, чтобы перейти к ссылке) Следующие варианты также выглядят великолепно:
Рабочие тетради
Я не знаю, может быть, это «учитель во мне» или что-то в этом роде, но я люблю хорошие рабочие тетради ! И знаете что, мои дети тоже! Я думаю, что они чувствуют себя взрослыми, когда работают над ними, и мой младший любит называть это своей «домашней работой».
Совет: я считаю, что для этой возрастной группы отличной рабочей тетрадью является та, в которой есть цветные иллюстрации (хотя бы немного!) и симпатичная графика, которая делает ее более привлекательной. Мне также нравится много повторяющихся упражнений и форматов, чтобы мои дети могли узнать, о чем просит каждая страница, не нуждаясь в навыках чтения. Таким образом, я могу помочь им, когда это необходимо, но они также могут многое сделать самостоятельно.
Первые два – это два, которые у нас есть. С первым мы почти закончили, и моему ребенку ПОНРАВИЛОСЬ, а следующий выглядит фантастически, и мы не можем дождаться, чтобы начать! Они оба действительно ТОЛСТЫЕ книги с большим количеством страниц/мероприятий. Следующие два также выглядят великолепно:
Книги
Очевидно, что книги попадут в наш список фаворитов! Алфавитные книги — это интересный способ попрактиковаться в изучении алфавита, особенно если вы читаете их снова и снова. Да, это верно, повторение является ключевым. Если это начнет сводить вас с ума, я бы порекомендовал вам поменять алфавит, который вы используете для занятий. Сейчас есть множество отличных азбуки. ЗДЕСЬ список из более чем 15 наших любимых алфавитных книг от настольных книг до книжек с картинками.
Подсказка: Практикуйте звук буквы, когда будете читать книгу. Алфавитные книги почти никогда не побуждают вас к этому, но это отличный способ начать работать над фонетикой в дополнение к простому распознаванию букв!
Нажмите на фотографию ниже, чтобы перейти к нашему списку из 15+ любимых алфавитных книг:
Онлайн-обучение
Я родитель, который следит за тем, сколько времени проводят мои дети перед экраном, и очень избирательно отношусь к тому, на что они его тратят.