Разное

Учим деревья с детьми в картинках: Учим деревья))) — 10 ответов на Babyblog

Содержание

Учим с ребенком деревья, интересные факты

БЕРЕЗА

Именно березку считают символом России. Береза, хоть и кажется нежной и хрупкой, она довольно неприхотлива, может расти и на сухих песках и на болотистых почвах. Белая кора березы называется береста. Она защищает дерево от перегрева, отражая солнечные лучи. Береза приносила пользу людям с давних времен. Когда не было бумаги, люди писали на бересте. Также, из коры делали туески, корзины, хлебницы, крУжки и т.д. Из лыка плели лапти. Из древесины изготавливали мебель. Также, из березки весной можно получить вкусный березовый сок. О березе поэты слагали стихи и песни.

 

ОСИНА

Кора осинки гладкая зеленовато-серая. Цветет осина также как и береза – наряжается  в сережки.  Много связано с осиной легенд и поверий. Осине приписывают свойство отгонять нечистую силу. Листочки на осине дрожат от малейшего ветерка, как будто от страха. Про испуганного человека говорят «дрожит, как осиновый лист». «Осина не горит без керосина» – дрова из осины плохо горят, поэтому ее использовали как отделочный материал при постройке деревянных церквей. Древесина дерева очень прочная, почти как у дуба и пригодна для изготовления лодок, лыж.

 

ДУБ

Дуб – мощное красивое дерево. Дуб издавна считался символом богатырской силы и здоровья. Как лев среди зверей, так дуб среди деревьев считается «царем». Дубы живут около 500 лет. Плоды дуба – желуди – очень нравятся на вкус лесным жителям, а дети любят делать из них поделки. Листья дуба тоже очень красивы и оригинальны, их трудно спутать с другими. Кроме того, дуб обладает лечебными свойствами: отвар дубовой коры используют для полоскания рта и горла при воспалении. Древесину дуба используют в кораблестроении. Раньше даже пушечное ядро могло отскочить от борта корабля, не пробив его.

 

ИВА

Ветви ивы тонкие и длинные свисают вниз как распущенные волосы у девушки. Иногда ива «плачет» – листья выделяют капельки воды, которые падают на землю как слезы. Это происходит если корнями поглощается больше воды, чем нужно. Ива «чувствует» воду, поэтому, чаще всего, ее можно увидеть на берегах рек и прудов. В старину люди искали место для того, чтобы выкопать колодец с помощью ивового прутика. Где прутик наклонится к земле, там и близко вода. Ивовые ветки – лоза – очень длинные и гибкие. Из них ремесленники плетут корзины. мебель, коляски, санки, даже игрушки. Корни у ивы очень развиты, деревья специально высаживают для укрепления берегов, плотин и т.п.

 

КАШТАН

Конский каштан – очень интересное и красивое дерево. Их высаживают в парках, вдоль тротуаров. Деревья высокие, раскидистые и дают хорошую тень. Очень нарядно выглядит каштан во время цветения. Цветы каштана похожи на свечи, а листья – на открытую ладонь. Плоды тоже очень интересны, снаружи напоминают ежиков, а внутри блестящие коричневые «мячики». Каштаны не съедобны, кроме того, ими можно отравиться. Но каштаны часто используют в медицине. Дети их собирают для поделок.

 

АКАЦИЯ

Акация – дерево с колючками. Это очень выносливое дерево. Когда акация цветет, в воздухе стоит чудесный сладкий аромат, который очень привлекает пчёл. Акациевый мёд очень светлый, слегка с кислинкой.

 

 

ЕЛЬ

Ель знакома нам с детства, ведь это самый известный символ Нового года. Ель это вечнозеленое хвойное дерево. Его листья – это иголки. Ветки ели называются «лапы». Из древесины ели получаются отличные музыкальные инструменты и бумага.

 

ЛИПА

Липа известна нам своими душистыми цветами. Это одно из самых медоносных деревьев. Пчелы очень любят липу. Также, из цветов липы можно заваривать полезный чай. Липа часто встречается в народном фольклоре. Например: «ободрали, как липку» значит, что забрали всё. Дело в том, что раньше с липы сдирали кору и лыко, из которого плели лапти, таким образом, ствол дерева оставался совсем голый. Еще есть выражение «липа» которое означает подделку. В царские времена мошенники вырезали из липы копии царских печатей, отсюда и  пошло выражение «липовая печать, «липа». Есть поверье, что в липу не ударит молния, поэтому в грозу можно прятаться под липами.

 

СОСНА

Сосны – стройные высокие деревья, крона расположена ближе к верхушке. Иголочки у сосны намного длиннее еловых. Сосна любит простор и солнце. В сосновом лесу, который называется бор, деревья растут на расстоянии друг от друга, а ковер из опавших иголок не дает пробиться лишней поросли. Находиться в сосновом лесу приятно и полезно. Сосны самые древние деревья на нашей планете. Некоторые сосны старше египетских пирамид. Их возраст почти 5000 лет.

 

КЛЁН

Клён  легко отличить по его резным листьям. Осенью листья клёна окрашиваются в разные цвета и выглядят очень живописно. Фотографы очень часто включают клены в свои осенние фотосессии. Кленовый лист красуется на флаге Канады. В этой стране популярен также кленовый сироп, который варят из сока клена. Кленовый сок собирают ранней весной, как и березовый. Плоды клёна в простонародье называют «вертолётики», при дуновении ветра, они срываются и летят, кружась, как пропеллер у вертолёта.

 

ТОПОЛЬ

Тополь очень быстро растет. За год он может вырасти на 2 метра. Это дерево высаживают для озеленения городов, вдоль автомобильных трасс. Тополь отлично очищает воздух. Его листочки, снизу ворсистые, улавливают пыль и копоть, которые потом с дождем смываются в землю. Тополь выделяет много кислорода. Но есть у тополя недостаток. Это пора созревания семян. Тополиный пух разносится по ветру и кажется, что летом идет снег. У некоторых людей аллергия на тополиный пух. Кроме того, пух легко воспламеняется и увеличивается угроза пожаров.

 

Картотека дидактических игр по формированию целостной картины мира для детей младшего возраста в ДОО

1. Найди листок.

Цель: называть и различать листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три – такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

2. Отгадайте что в руке.

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход игры: дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

 

3. Деревья и плоды.

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Ход игры: воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

4. Назвать птицу.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры

: перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети, знаками, показывают согласны они или нет.

5. Какого цветка не стало.

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: цветы «уголка природы»в маленьких горшочках, большая цветная миска.

Ход игры: воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение под цветную миску.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

7. Магазин цветов.

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.

Материал: растения «уголка природы».

Ход игры: воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

 

6. Ухаживать за цветами.

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры: на столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

8. Кто в лесу живет.

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

 

9. Найти цветок.

Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры: воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.

 

10. Волшебный мешочек.

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

 

11. Узнайте животное.

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Ход игры:

Вариант 1.Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2. Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

 

12. Овощи и фрукты.

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: на столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

 

13. Назвать дерево.

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игры: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три – к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

 

14. С какого дерева листочек?

Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.

Ход игры: На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает – дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

 

15. Узнаете по описанию.

Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

Ход игры: Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..

 

16. Кто лишний?

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она – домашнее животное».

17. Кто как кричит?

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

 

18. Какой птицы не стало?

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

19. Название птицы.

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Ход игры: Перед детьми на наборном полотне – птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

 

20. Угадай, что в руке?

Цель: закреплять умение детей называть овощи и фрукты на ощупь; развивать тактильную память, внимание.

Материал: муляжи фруктов и овощей (несколько комплектов).

Ход игры: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

21. Распредели по цвету.

Цель: закреплять умение детей распределять плоды по цвету.

Материал: муляжи фруктов и овощей (несколько комплектов разных цветов), разносы обозначающие основные цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным.

22. Кто где живёт?

Цель: закреплять умение детей распределять животных по местам их обитания.

Материал: картинки с изображением животных, с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.).

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

23. Летает, плавает, бегает

Цель: развивать умение выполнять действия в соответствии со способом передвижения.

Материал: картинки с изображением объектов живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» – имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» – изображают полёт птицы.

 

24. Собери снеговика

Цель: развивать умение выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

Материал: в игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями).

Ход игры: воспитатель показывает малышу снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

 

25. Капельки и тучки.

Цель: развивать умение анализировать и распределять предметы по размеру.

Материал: капельки и тучки разных размеров.

Ход игры: Разложить капельки и тучки по размеру. Большие капельки раскладываются под большой тучкой, маленькие под маленькой тучкой.

 

26. Солнышко

Цель: развивать умение анализировать и распределять предметы по размеру.

Материал: капельки и тучки разных размеров.

Ход игры: Маленькие лучики подбираются к маленькому солнышку, большие лучики – к большому солнышку.

 

27. Кто спрятался за забором?

Цель: развивать умение узнавать животных по части  и называть его.

Материал: забор из картона, силуэты или фигурки животных.

Ход игры: воспитатель размещает животных  за забором так чтобы была видна часть их тела. Дети должны угадать какое животное спряталось.

28. Найди всех насекомых

Цель: развивать умение узнавать и называть насекомых.

Материал: насекомые из бумаги, крупные цветы.

Ход игры: воспитатель размещает насекомых под цветочками на импровизированной полянке. Дети должны найти и назвать насекомых. Игра может быть командной.

29. Какое  животное?

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать внимательность, память.

Ход игры: воспитатель описывает животных, а дети должны угадать. Например: большое животное  с копытами и рогами и т.д..

 

30. Домашний, дикий…

Цель: учить детей разделять животных на домашних и диких; развивать внимательность, память.

Ход игрывоспитатель называет животных, а дети должны назвать их признак по месту обитания.

Тема недели «Царство деревьев». Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий

Читайте также

Тема недели «Мой дом»

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Тема недели «Мой дом»

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Тема недели «Зима»

Тема недели «Зима» Занятие 14. Зимний пейзаж(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Начинать знакомить детей с пейзажем. Учить рисовать зимние деревья всей кистью и кончиком кисти. Учить рисовать контрастный зимний пейзаж, используя белую и черную гуашь.

Тема недели «Мой дом»

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Тема недели «Космос»

Тема недели «Космос» Занятие 30. Звездное небо(Рисование кистью. Акварель и гуашь)Программное содержание. Учить детей тонировать мокрый лист бумаги акварельными красками. Продолжать учить рисовать кончиком кисти с гуашью точки, передавая образ звездного неба.Материал.

Тема недели «Весна»

Тема недели «Весна» Занятие 31. Дерево(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всем листе, передавая упрощенное строение ствола и кроны. Продолжать учить сначала рисовать простым карандашом, а затем

Тема недели «Мой дом»

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

Тема недели «Мой дом»

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

Тема недели «Царство деревьев»

Тема недели «Царство деревьев» Занятие 4. Деревья(Цветная бумага. Аппликация из вырезанных силуэтов)Программное содержание. Учить детей вырезать сложные симметричные силуэты по самостоятельно намеченным контурам из сложенной пополам бумаги. Продолжать учить

Тема недели «Цветы»

Тема недели «Цветы» Занятие 8. Ромашка в вазе(Цветная и белая бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета)Программное содержание. Продолжать учить вырезать симметричные силуэты из сложенной пополам бумаги. Закреплять умение вырезать круги из квадратов и разрезать

Тема недели «Моя комната»

Тема недели «Моя комната» Занятие 11. Мебель(Спичечные коробки. Объемные изделия. Коллективная работа)Программное содержание. Учить детей обклеивать спичечные коробки цветной бумагой и составлять из них задуманные предметы (кровать, стул, стол, комод, шкаф, диван и т. д.). С

Тема недели «Мой гардероб»

Тема недели «Мой гардероб» Занятие 12. Одежда для гостей(Ткань. Аппликация из вырезанных силуэтов)Программное содержание. Учить детей вырезать силуэты по замкнутому контуру, начиная разрезать сбоку Формировать художественный вкус, умение подбирать и использовать для

Тема недели «Транспорт»

Тема недели «Транспорт» Занятие 13. Пароход(Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика и обрывание по контуру)Программное содержание. Продолжать учить создавать выразительный образ в технике мозаики-обрывания. Закреплять умение дополнять аппликацию сюжетными

Тема недели «Мой дом»

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Тема недели «Мой дом»

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

Интроверты и экстравертыв лесу среди деревьев

Интроверты и экстравертыв лесу среди деревьев Заросли пестрых деревьев до жути напоминают картину лесного пожара, и каждое дерево – как пляшущий язык пламени, согревающего сердце. Хэл Борланд В человеческом мозге есть четыре области, помогающие нам справляться с

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

МБДОУ Великооктябрьский детский сад “Белочка”

Фировский район Тверская область

Проект на тему: «Деревья – наши друзья»

Подготовили: Михайлова Е.Н. Григорьева А. В.

Возраст детей: старшая группа.

Участники проекта: дети, воспитатели.

Срок реализации: 16.10.-20.10.2017г.

Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

1. Расширить знания о деревьях: особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.

2.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.

4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:

– наблюдения,

– рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

– просмотр мультфильмов: «Почему желтеют и падают листья», Лунтик –«Листопад»,

– беседы,

– чтение художественной литературы,

– заучивание стихов, пословиц,

– игры,

– экскурсии,

– опыты,

– консультация «В гости к деревьям»,

-просмотр презентации «Деревья».

Ожидаемый результат:

• Повышение уровня экологической грамотности детей;

• Формирование осознанной потребности в общении с природой;

• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;

• Создание художественно – эстетической среды;

• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;

• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Подготовительный этап.

Подборка материала, оборудования, художественной литературы, иллюстрации. Организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий бесед, занятий. Рассматривание стихов, загадок.

Практическая деятельность.

Проводится совместная работа с детьми, включающая наблюдения за жизнью деревьев. Сочетается деятельность с рисованием, аппликацией, лепкой, играми. Формируются элементарные навыки туризма, закрепляются правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в сборе листьев деревьев.

Заключительный этап. Провести анализ и обобщить результаты работы. Закрепить знания детей. Выставка поделок из природного материала.

Совместная деятельность

Игровая деятельность:

1. Дидактическая игра «Сравни»2. Дидактическая игра «Узнаю деревце» 3. Дидактическая игра «Где что зреет?»4. Дидактическая игра «Назовите растение».5. Дидактическая игра «Что лишнее», «Назови ласково», «Чьи плоды».

Подвижные игры на участке:

«Найди свое дерево». «Найди такой же лист». «Лесные пятнашки». «От дерева до дерева».

Наблюдения и исследовательская деятельность.

Художественно-продуктивная деятельность. Коллективная работа (аппликация)«Осеннее дерево», лепка нетрадиционным способом пластилинография «Кленовый лист», аппликация нетрадиционным способом из вырезанных ниток «Разноцветное деревце»,

Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки о деревьях. Отгадывание загадок.

Придумывание загадок детьми.Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:

Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».

Заучивание: И. Бунин «Листопад».

Организованная деятельность:

Беседы, НОД: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?». «Почему осенью листья опадают».

Экологические экскурсии. Экскурсия по участку детского сада. Экскурсия в парк «В гости к деревьям» .Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.

Викторина «Что я знаю о дереве?»

Формы работы с родителями.

Сбор информации о деревьях.

Участие в выставке из природного материала « Портрет осени»

Полученный результат:

В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:

• у детей возрос интерес к природе ;

• закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ;

• появилось желание больше узнать о деревьях ;

• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;

• возросла умственная и речевая активность;

• дети научились самостоятельно делать выводы;

• сформировался эстетический вкус;

• знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности.

Используемая литература:

1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007

2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006

4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973

6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010

7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006

8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

Приложение

План – конспект НОД «Почему осенью листья опадают»

Цели:

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

образовательные:

• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьяхю

• Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

развивающие:

Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

воспитательные:

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа), проблемная ситуация, наглядные (демонстрация презентации), практические

Приёмы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера

Оборудование и материал:

Мультимедийная техника: ноутбук, проектор, экран

Лупы, микроскоп, кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы

Ход НОД

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года … (Дети: осенью зовется)

Воспитатель: А какие осенние месяцы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

-А какой бывает осень? (ранней, поздней, золотой)

-Сейчас какая осень? (поздняя)

-Какой месяц осени идет? (Дети: октябрь)

Воспитатель : Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

Воспитатель: -Осень красивое время года! А почему? (Дети: потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные)

– А какие приметы осени вы знаете? ( Дети: Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья – начался листопад. Осенью в садах и огородах собирают урожай, день стал короче, а ночь-длиннее)

Воспитатель: -А вы молодцы ребята много знаете примет осени.

-И вот я задумался, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

-Я предположил что, листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают

– А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете.

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопросы?

Ответы детей( нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

Проблемный вопрос:

– А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

– Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.

– А что нам понадобится для наших исследований:

(Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок – это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

2. Опыт «Почему лист зеленый?»

– Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: На ткани появились зеленые пятна).

– Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

3. Опыт : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).

Воспитатель: Подведём итоги нашей исследовательской работы

-Из каких частей состоит лист?

-Почему листья зелёные?

-Почему листья меняют свою окраску и опадают?

-Как листья опадают?

Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осеннем явлении «Листопад». Мне понравились ваши ответы, за это я присваиваю Вам звание младшего научного сотрудника лаборатории.

Деревья

Цели: закрепить знания о названиях деревьев, обобщающее слово «деревья»; дать понятие о хвойных и лиственных деревьях; учить согласовывать существительные с числительными от одного до пяти; учить образовывать относительные прилагательные.

О б о р у д о в а н и е : предметные картинки, листья деревьев.

Р е ч е в о й м а т е р и а л : деревья, клён, тополь, осина, липа, дуб, берёза, ива, рябина, ель, сосна, каштан, яблоня, лес, сад, роща, хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, берёзовая.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

З а г а д к а: Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево.)

3. Беседа о деревьях.

– Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые хвоей. Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные сохраняют свою хвою.

– Назовите лиственные деревья.

– Назовите хвойные деревья.

– Где растут деревья? (В лесу, в саду, в парке, вдоль дорог, во дворах домов и т. д.)

4. Дидактические игры.

И г р а «Веселый счёт». (Пересчет названий деревьев от одного до пяти.)

Пальчиковый т р е н и н г .

И г р а «От какого дерева лист?».

5. Образование относительных прилагательных от названий листьев деревьев:

– лист берёзы – берёзовый лист, лист клена – кленовый и т. д.;

– ветка ели – еловая ветка, ветка сосны – сосновая ветка, ветка рябины – рябиновая ветка и т. д.

6. Итог занятия.

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Деревья

Цели: закрепить обобщающее слово «деревья»; учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и множественное число существительных в родительном падеже; закрепить знания о строении дерева; учить детей пересказу.

О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Закрепление пройденного материала.

Б е с е д а п о в о п р о с а м:

– Какие деревья вы знаете?

– Где растут деревья?

– Какие бывают леса?

– Почему они так называются?

3. Сообщение о строении дерева.

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева (сосна).

– Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)

Чтение рассказа.

У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

Б е с е д а п о в о п р о с а м:

– Где росла ель?

– Что сделала мама из шишек?

– Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

6. Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».

Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья – живые? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?

5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?

6. Кто сажает деревья? Для чего?

7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?

8. Где деревьям лучше – в лесу или в городе?

9. Как можно определить возраст берёзы?

10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Дидактические игры.

Игра «Чьи плоды?».

Жёлуди растут на … дубе;

грозди рябины растут на – рябине;

яблоки растут на – яблоне;

серёжки растут на – березе, ольхе;

круглая шишка на – сосне;

длинная шишка на – ели. И т. д.

Игра «Назови ласково».

Ель – ёлочка, сосна – сосенка, береза – березка, иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка и др.

Дидактическая игра «Сравни»

Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим

Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.

Например:

Листья у калины осенью как … (Золото, солнышко)

Калиновые ягодки блестящие, как … (Бусы, драгоценные камни)

Калина хороша, как … (Красивая девушка, красавица, царевна)

Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)

Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

Дидактическая игра «Узнаю деревце»

Цель: учить находить дерево по описанию.

Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.

Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)

Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)

Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)

С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)

Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

Дидактическая игра «Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

Дидактическая игра «Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

– Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

– На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Дидактическая игра «Что лишнее».

Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:

«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Вопросы к викторине «Что я знаю о дереве?»

Какую пользу приносит лес людям?

У какие деревьев на ветках вместо листьев иголочки? Сосна, кедр, пихта, ель.

Растет ли дерево зимой? Нет, оно замирает.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. Липа

Какие деревья являются столовой для птиц? Рябина, черемуха.

Сок какого дерева очень полезен людям? Береза.

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. Сосна

Листья каких деревьев осенью становятся красными? Листья рябины, осины, клена.

Зачем люди ходят в лес? Отдыхать, дышать свежим воздухом, любоваться природой…

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. Рябины

Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст.

У какого дерева белый ствол? Береза.

Что защищает внутреннюю часть дерева? Кора.

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. Ель

Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. Дуб

Какие деревья растут на нашем участке?

С какого дерева листочек? (предлагается выбрать бумажный листочек и назвать дерево)

У речек и в низинах

Они всегда растут,

Их прутья на корзины

И коробы идут. Ивы

Как можно измерить обхват ствола дерева?

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. Береза

Скажи что здесь лишнее: береза, дуб, белка, ель.Знакомьтесь- Дерево

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. Лиственница

У человека – руки, а у дерева – … ?

Почему деревья не падают? У деревьев крепкие корни.

За каждый правильный ответ дети получали настоящий желудь, а победитель викторины получил медаль «Юный эколог»

Технологическая карта организованной учебной деятельности «Наши друзья — деревья» | Cредняя группа сценарии познавательного общения с детьми дошкольного возраста в утренние часы

Технологическая карта организованной учебной деятельности «Наши друзья — деревья»