Твердый и мягкий звук л: Согласный звук [л´] мягкий
Проблемный звук: ребенок не выговаривает [л]
БЛОГ
Онлайн центр
логопедии и развития
Проблемный звук: ребенок не выговаривает [л]
Ребенок не выговаривает [л]. Что делать, когда ребенок неверно произносит звук? Когда это является нормой, а когда — проблемой? И как помочь человеку?
Миша ходит в среднюю группу обычного детского сада. Ребенку скоро 4 года, но он до сих пор не выговаривает [л]. Впрочем, в его группе этот звук дается лишь нескольким детям. Мама Миши в сомнениях: проблема с [л] — это нормально или пора обращаться к специалистам?Для Мишиной мамы и всех, кому близка эта проблема, объясняем, в чем коварность звука [л]. Разобраться, почему ребенок не выговаривает [л], нам поможет логопед высшей квалификационной категории Елена Лиманская.
Логопед
Елена Лиманская
Считается, что если ребенок не выговаривает [л] и [р] до 5-6 лет, то это вариант нормы. Однако не все специалисты согласны с такой оценкой и призывают обратить внимание на проблему раньше.
«Ошибки в произношении звука [л] считаются нормой в 2-3-летнем возрасте. Хотя это звук позднего становления, чем раньше его поставить (с учетом, что свистящие и шипящие у ребенка в норме), тем меньше фонематических проблем будет у ребенка», — говорит Елена Лиманская, логопед с 25-летним стажем.
Спорная норма
Записаться
Когда ребенок не выговаривает [л], по-научному это называется ламбдацизмом. То есть неправильным произношением твердого и мягкого [л].Интересный факт: редко встречается ребенок, который одновременно не выговаривает и твердый, и мягкий [л]. Обычно сложность вызывает только самый трудный — твердый звук.
«Во многом артикуляция твердого [л] и мягкого [л’] похожа. Если в детской речи есть один из этих звуков, то с постановкой другого будет проще. Но если звуки
отсутствуют, то чаще всего сначала ставится твердый звук [л],
автоматизируется, а потом уже ставится его мягкая пара», — рассказывает Елена Лиманская о работе с детьми.
Эксперты выделяют 7 основных нарушений в произношении [л]:
- удлинение расположенных рядом гласных: луна — ууна, булка — буука, палка — паака;
- замена [л] на звук [ы]: луна — ыуна, булка — буыка, палка — паыка;
- замена [л] на звук, близкий к [й]: луна — йуна, булка — буйка, палка — пайка;
- замена [л] на мягкий [л’]: луна — люна, булка — булька, палка — палька;
- замена [л] на [нг]: луна — нгуна, булка — бунга, палка — панга;
- произнесение вместо [л] звука, похожего на [в] или [у]: луна — вуна, булка — бувка, палка — паука;
- опускание звука [л] в речи: луна — уна, булка — бука, палка — пака.
7 ошибок произношения
Помощь
Если ребенок не говорит [л], родители начинают заниматься с ним дома: в интернете можно найти много упражнений на постановку звука. Однако случается, что их выполнение не решает, а только усугубляет проблему. Почему так происходит?«Родители допускают очень много ошибок при выполнении упражнений самостоятельно. Так как родители делали не так, приходится много переучивать: сначала придется ребенка научить делать правильно, а потом уже приступать к постановке звуков», — предупреждает Елена Лиманская.
Елена также отвечает на популярный вопрос родителей: сколько нужно занятий, чтобы ребенок, который не выговаривает [л], научился произносить звук правильно:
«Ни один специалист не даст точного ответа, так как все зависит от артикуляционного аппарата ребенка. Бывает, что звук встает уже на первом занятии, а вот в речь никак войти не может. А бывает, звук не получается на первых занятиях и с ним приходится помучиться, но зато автоматизация потом идет уверенно и быстро».
Получить консультацию Елены Лиманской или любого из 190 квалифицированных специалистов можно онлайн. Логопед-диагност по специальной методике проверит речь вашего ребенка и даст заключение. От вас потребуется лишь 30 минут свободного времени и компьютер.
Логопед
Елена Лиманская
ИНН: 771389057794
ОГРНИП: 318774600504199
+7 (800) 301-15-25
+7 (499) 288-86-41
Россия
©2021 MY SPEECH
Made on
Tilda
Постановка звуков [Л] и [Ль]. Блог Лого-Эксперт
1. Постановка [л] механическим способом. Механический способ постановки – это распространенный метод, используемый в логопедической практике;
Используя в качестве базового звука мягкий [ль] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л].
2. При замене звука [л] на [л’] рекомендуется постановка [л] от [ы], т.к. в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней;
В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь – двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. Предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка.
3. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать;
Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.
4. При замене [л] на [у] прежде всего нужно довести до ребенка, что губы не должны двигаться;
Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден – он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед!» Ребенок легко выполняет знакомое ему движение. «А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так».
5. При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы;
Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь, то опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.
6. При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов;
Ребенку показывают в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так».
7. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ;
Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае.
8. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка.
Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н…). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают.
В процессе работы логопед может использовать логопедические зонды или другие подручные материалы (зондозаменители), подходящие для этих целей. Но важно следить за стерильностью этих предметов.
Hard and Soft C&G Worksheets
235 акции- Поделиться
- Твит
Эти бесплатные рабочие листы c&g, которые можно распечатать, помогут вашим учащимся попрактиковаться в написании слов c&g.
Это еще один бесплатный ресурс для учителей и семей, обучающихся на дому, на сайте www.freewordwork.
com.Добавьте эти бесплатные бумажные и программные листы c&g для печати в свои ресурсы по фонетике для вашего класса. Эти страницы содержат изображения, чтобы помочь учащимся сопоставить слова со значением.
Если вы только начинаете обучение фонетике, вам следует начать с чего-то вроде этих рабочих листов CVC и CVCe.
Жесткие и мягкие слова C&G могут быть сложными, потому что они требуют большего, чем просто произношение слова. Ученики должны определить, какой звук произносит каждая буква в слове.
Чаще всего учащиеся слышат твердые звуки c и g. Когда за c или g следуют i, e или y, c или g будет издавать мягкий звук. Мягкий звук с похож на с. Мягкий звук g похож на j.
Практика слов с твердым и мягким C & G
Ученики могут практиковать эти звуки, составив список слов, принадлежащих к каждой категории. Они могут поискать эти слова в любимой книге, обыскать свой дом в поисках предметов. Или они могут работать в группах, чтобы вместе провести мозговой штурм по списку.
Вы можете сделать якорную диаграмму, куда учащиеся смогут добавлять слова, которые они найдут в списке класса. Это может побудить учащихся найти больше слов.
Об этих рабочих листах Hard и Soft C&G
Этот набор содержит 20 печатных страниц, на которых учащиеся будут работать со словами, содержащими буквы c или g. Студенты будут составлять слова и раскрашивать картинки, практикуясь в чтении слов.
Эти страницы могут подойти для вашей практики работы со словами в первом или втором классе.
Эти страницы предназначены не для обучения навыкам, а для практики и повторения твердых и мягких слов c и g.
Вы найдете набор рабочих листов для фонетической практики.
Эти страницы могут стать проблемой для учащихся, которые только начинают читать. Если ваши ученики еще не готовы определить звуки, которые издают c и g, начните с коротких гласных звуков или начальных звуков, состоящих из одной буквы.
При создании этих страниц моей целью было предоставить вам страницы, которые привлекут внимание учащихся.
Помолвочное украшение может быть особенно полезным во время дистанционного обучения! Родители по достоинству оценят то немногое, что есть на этих страницах.
Вы можете скачать этот бесплатный набор рабочих листов Hard and Soft C&G здесь:
Практические страницы
Ищете другие страницы для практики фонетики? Попробуйте это: Рабочие листы начального диграфа или эти Рабочие листы конечного диграфа.
Спасибо Hidesy’s Clip Art и Zip-A-Dee Doo-Dah Designs за картинки, использованные при создании этих ресурсов.
Я буду продолжать добавлять новые бесплатные ресурсы для учителей на этот сайт. Если у вас есть какие-либо конкретные пожелания, пожалуйста, дайте мне знать!
Благодарим вас за посещение сайта freewordwork.com! Все предоставленные ресурсы бесплатны для использования в классе и дома. Ресурсы нельзя продавать или модифицировать и продавать. Пожалуйста, отправьте мне сообщение, если у вас есть какие-либо вопросы.
Мягкий и жесткий звук C&G | 140 воспроизведений
Поиск среди миллионов викторинВИКТОРИНА
Английский
67%точность
140пьес
Третий класс5 лет
Английский
Третий класс
воспроизведений
20 вопросов
Ученические устройства не требуются. Узнать больше
20 вопросы
Показать ответыСм. предварительный просмотр
1. Множественный выбор
2 минуты
1 pt
Все эти слова имеют мягкий звук c кроме:
цент
цилиндр
морковькруг
2. Множественный выбор
2 минуты
1 балл
Выберите предложение, в котором есть сложное слово g.
Двигатель в машине не работал.
Дракон был очень большим.
Клетка для птицы была очень большой.
На обед я съел апельсин.
3. Множественный выбор
2 минуты
1 балл
Пример жесткого слова g:
нежный
драгоценный камень
ангел
газ
4. Множественный выбор
2 минуты
1 pt
Все эти слова являются трудными словами g кроме:
гол
желоб
спортзал
туман
5. Множественный выбор
2 минуты
1 очко
Выберите пару слов, в которой нет твердого звука g.
коза-газ
наем-возраст
дракон-желоб
добро-стекло
6. Множественный выбор
2 минуты 9 0003
1 pt
Выберите предложение, в котором есть мягкий g .
Мы выиграли с преимуществом в 3 очка.
Мы проехали мост на машине.
Я люблю жевать мятную жвачку.
Мне нужно было помыть стекло в окне.7. Множественный выбор
2 минуты
1 очко
Выберите предложение, в котором есть сложное слово g.
Больше всего в школе я люблю спортзал.
Ты такой ангел, чтобы помочь мне.
Моя команда забила гол в игре.
Кошка, которую мы видели в зоопарке, была огромной.
8. Множественный выбор
2 минуты
1 очко
Выберите пару слов, в которой нет мягкого звука g.
нежно-оранжевый
клетка-возраст
росток-заработок
клей-хороший
9. Множественный выбор
2 минуты
1 pt
Все эти слова мягкие g слова кроме:
хороший
клетка
оранжевый
тренажерный зал
016 Пример мягкого слова g:
зародыш
камедь
подарок
класс
11. Множественный выбор
2 минуты
1 балл
Пример мягкого слова c:
ячейка
тележка
мультфильм
свеча
12. Множественный выбор
1 балл
Выберите слово с мягким звуком С.
пещера
лицо
кошка
страна
13. Множественный выбор
30 секунд
900 16 1 ptВыберите слово с твердой c
карандаш
ломтик
чашка
кружево
14. Множественный выбор
30 секунд
901 18 1 балл
В каком слове есть твердая С И мягкая G?
игра
резинка
клетка
пещера
15. Множественный выбор
2 минуты
9001 6 1 ptВо всех этих словах есть мягкий звук g, кроме:
ворота
микроб
щель
опасность
16. Множественный выбор
30 секунд
90 016 1 ptПроизнесите название картинки (автомобиль). Вы слышите твердую до или мягкую до?
Hard c
Soft c
17. Множественный выбор
30 секунд
1 точка
Произнесите название картинки (верблюд). Вы слышите твердую до или мягкую до?
Hard c
Soft c
18. Множественный выбор
30 секунд
1 pt
Say название картинки (кубик).