Разное

Теория и методика познавательного развития детей дошкольного возраста: Методика познавательного развития детей дошкольного возраста

Содержание

Публикации по ключевому слову «познавательное развитие»


Педагогика

Дата публикации: 13.02.2023 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Алексеева Татьяна Иосифовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С ЦРР №2 «Солнышко», Архангельская обл

«Формирование познавательной активности старших дошкольников через исследовательскую деятельность»

Статья раскрывает содержание работы отряда «Юные исследователи» по исследовательской деятельности в ДОУ. Целью работы является описание эффективности работы по исследовательской деятельности в развитии познавательной активности дошкольников.

Дата публикации: 09.02.2023 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Кузнецова Елена Игоревна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №227», Пермский край

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию посредством музейной педагогики»

В статье рассмотрен вопрос воспитания у дошкольников культурного наследия: внедрения в образовательное пространство группы мини-музея, раскрыта работа с ним, обозначены задачи, которые решаются в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Дата публикации: 03.02.2023 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Прокопьева Людмила Вениаминовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №44 «Поляночка», Чувашская Республика – Чувашия

«Возможности использования ИКТ-технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

В статье показаны возможности применения ИКТ-технологии с включением таких развивающих игр, как Круги Луллия, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша в организованной образовательной деятельности в форме игры – путешествия.

Дата публикации: 03.02.2023 г.

Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)

Абукина Татьяна Витальевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №44 «Поляночка», Чувашская Республика – Чувашия

«Использование STEM-технологии в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию гражданско-патриотической позиции»

В статье показаны возможности применения STEM-технологии при ознакомлении детей со своей Родиной, государственной символикой Российской Федерации в организованной образовательной деятельности в форме квест-игры.

Дата публикации: 05.01.2023 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Черепушкина Татьяна Олеговна , воспитатель
Петухова Дарья Андреевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52 «Телей», Чувашская Республика – Чувашия

«Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему «Космос»»

В статье представлен конспект занятия по познавательному развитию в средней группе, посвященного теме космоса.

Дата публикации: 05.12.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Мамаева Наталья Юрьевна , воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С №187 «Солнышко», Самарская обл

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников посредством проекта «Магнетизм и электричество»»

Автор заостряют внимание на том, что целью данной статьи является поиск наиболее действенных путей воспитания старших дошкольников, пробуждения их к поиску новых знаний и умений посредством опытно-экспериментальной деятельности в рамках проекта «Магнетизм и электричество».

Дата публикации: 18.11.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Бахтина Екатерина Александровна , воспитатель
Вазанова Светлана Юрьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №40 «Радость», Чувашская Республика – Чувашия

«Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «В гости к куклам»»

Авторы отмечают, что для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. В статье предлагается комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов работы по формированию элементарных математических представлений.

Психология

Дата публикации: 28.11.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 3)

Соколова Клара Викторовна , заведующая
Коваль Ангелина Владимировна , педагог-психолог
Климовская Татьяна Ивановна , воспитатель
Полякова Наталья Николаевна , педагог-психолог
МДОУ «Д/С ОВ №27», Белгородская обл

«Конспект занятия педагога-психолога «Разноцветное путешествие»»

Статья посвящена описанию конспекта-занятия педагога-психолога ДОУ с элементами тренинга для старших дошкольников. Авторы приводят свой опыт работы со старшими дошкольниками по познавательному развитию.

Педагогика

Дата публикации: 10.10.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Нафасова Екатерина Сергеевна , воспитатель
Советкина Екатерина Сергеевна , воспитатель
Беденко Светлана Викторовна , воспитатель
МДОУ «Д/С №15», Белгородская обл

«Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием развивающего оборудования «VAY TOY»»

В статье рассматривается роль использования развивающего оборудования «VAY TOY» в формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Для этого проводится творческо-образовательное мероприятие. Авторами выделены цели и задачи данного мероприятия и изложены основные этапы его сценария.

Дошкольная педагогика

Дата публикации: 29. 11.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Турлянцева Юлия Денисовна , воспитатель
Дядяшева Галина Ивановна , воспитатель
Савина Надежда Ивановна , воспитатель
Духанова Евгения Сергеевна , воспитатель
Бушуева Ольга Михайловна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №61 «Семицветик», Белгородская обл

«Конспект НОД по познавательному развитию с элементами творчества для детей старшего дошкольного возраста«Русский самовар и чаепитие на Руси»»

В статье представлен конспект НОД по познавательному развитию с элементами творчества для детей старшего дошкольного возраста.

Дата публикации: 28.11.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Чернякова Любовь Юрьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №72 «Мозаика», Белгородская обл
Субботина Наталия Александровна , воспитатель
МБДОУ Д/С №72 «Мозаика», Белгородская обл

«Методическая разработка по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в магазин»»

В статье представлен сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Дата публикации: 29.11.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Жевтяк Наталья Николаевна , воспитатель
МДОУ «Д/С №22», Белгородская обл

«Занятие по окружающему миру во второй младшей группе с элементами здоровьесберегающих технологий»

В статье представлен конспект занятия по окружающему миру с элементами здоровьесберегающих технологий, проводимого во младшей группе ДОУ.

Теория и методика дошкольного образования

Дата публикации: 17.10.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Смолева Марина Степановна , воспитатель
МАДОУ «Д/С КВ №382», Татарстан Респ

«Влияние экологического экспериментирования на умственное развитие детей дошкольного возраста»

Статья посвящена решению проблеме познавательного развития через опыты и экспериментирование в детском саду. Авторами, на основании работ академика Академии творческой педагогики и российской академии образования Н.Н Поддьякова, показан научный подход к решению этого вопроса.

Педагогика

Дата публикации: 18.04.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Конькова Марина Александровна , воспитатель
Князькова Инга Викторовна , воспитатель
Яковлева Ирина Васильевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52 «Телей», Чувашская Республика – Чувашия

«Методическая разработка внеклассного мероприятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «По дороге в детский сад»»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. В статье представлен методическая разработка, содержащая конкретные материалы, которые могут использовать педагоги в своей работе, и многие направления деятельности: а именно совместная деятельность детей, самостоятельная деятельность ребенка, познавательная деятельность, игровая деятельность, поисковая и т. д.

Дата публикации: 16.05.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Мисюткина Олеся Германовна , воспитатель
Полянская Олеся Алексеевна , тьютор
МДОУ «ЦРР – Д/С №4», Белгородская обл

«Познавательное развитие детей младшего возраста»

Статья посвящена рассмотрению способов познавательного развития детей младшего возраста.

Современные педагогические технологии

Дата публикации: 08.12.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Калашникова Елена Александровна , воспитатель
Пенькова Алевтина Николаевна , воспитатель
МОУ «Д/С № 2», Волгоградская обл

«Интерактивная дидактическая игра «В гостях у сказки» как средство развития логики и мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Интерактивная игра «В гостях у сказки» способствует развитию логики и мышления у детей старшего дошкольного возраста. Авторы подчеркивают, что интерактивная дидактическая игра делает образовательный процесс информационно ёмким, обеспечивает личностно-ориентированный подход.

Педагогика

Дата публикации: 04.03.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Горелова Елена Юрьевна , старший воспитатель
МБДОУ «Д/С №40 «Радость», Чувашская Республика – Чувашия
Алатова Татьяна Николаевна , воспитатель
Ильина Инга Вячеславовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №52 «Телей», Чувашская Республика – Чувашия

«Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе с использованием цифровой образовательной среды «ПиктоМир» «Робот Вертун в гостях у Бельчонка Новчика»»

Представленный в статье конспект направлен на экологическое воспитание детей 5–6 лет с использованием цифровой образовательной среды «ПиктоМир». Авторами рассматривается проблема загрязнения окружающей среды.

Дата публикации: 01.03.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)

Данилова Алина Вениаминовна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №10 «Сказка», Чувашская Республика – Чувашия

«Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы «Путешествие по сказке «Колобок»»

В статье представлен конспект ООД, направленной на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие детей.

Дата публикации: 01.03.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Клусевич Елена Генриковна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №2», Архангельская обл

«Дидактические игры и пособия с использованием Марблс в работе с детьми дошкольного возраста»

В статье рассматривается важность нетрадиционной технологи использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. Автором описаны возможности использования Марблс: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.

Дошкольная педагогика

Дата публикации: 29.04.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Горячева Елена Михайловна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №1», Белгородская обл

«Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Животные леса осенью»»

В статье представлен сценарий образовательного мероприятия. Мероприятие проводится с детьми среднего дошкольного возраста и направлено на углубление представлений о лесе, установление причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды обитания.

Дата публикации: 29.04.2022 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Горячева Елена Михайловна , воспитатель
Заводнова Тамара Анатольевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №1», Белгородская обл

«Сценарий занятия по познавательному развитию на тему «Насекомые»»

В статье представлена методическая разработка образовательной деятельности в средней группе детского сада по теме «Насекомые», направленной на ознакомление детей с внешним видом и особенностями поведения некоторых видов насекомых. Дидактические упражнения, используемые в занятии, способствуют активизации и развитию словаря, совершенствованию грамматического строя речи. Занятие включает игровые задания с применением наглядного материала.

Теория и методика дошкольного образования

Дата публикации: 27.12.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Лесных Анастасия Олеговна , воспитатель
Гуркина Жанна Сергеевна , воспитатель
Погодина Наталия Ивановна , воспитатель
МАДОУ «Д/С №47 «Лесовичок», Белгородская обл

«Использование дидактического пособия «Грибок-теремок» в работе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Дидактическое пособие «Грибок-теремок» используется как для различных видов организованной образовательной деятельности в ДОУ (познавательное развитие, в частности формирование элементарных математических представлений, речевое развитие), так и в самостоятельной детской деятельности и в индивидуальной работе. В зависимости от поставленных задач пособие может использоваться в разных возрастных группах. В основе игр с использованием дидактического пособия «Грибок-теремок» лежит построение сюжета сказки. Методические рекомендации по применению дидактического пособия «Грибок-теремок» адресованы педагогам ДОО и родителям, заинтересованным вопросами развивающего обучения.

Дата публикации: 23.12.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Калинина Оксана Анатольевна , воспитатель
Шамрай Алеся Владимировна , воспитатель
Селезнева Елена Юрьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С КВ №11», Белгородская обл

«Реализация познавательного развития старших дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ»

В статье акцентируется внимание на том, что познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Оно способствует формированию личности, способной к самопознанию и самосовершенствованию. Основным показателем развития ребенка дошкольного возраста является степень овладения им всевозможными видами детской деятельности, они служат главной движущей силой и источником развития ребенка, а также в них наиболее ярко проявляются все его достижения.

Педагогика

Дата публикации: 20.12.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Баркова Ирина Петровна , воспитатель
Аносова Наталья Николаевна , воспитатель
Сухорутченко Татьяна Юрьевна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №37 «Соловушка», Белгородская обл

«Использование фетровых книг в развитии познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Статья раскрывает проблему развития познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста путем разработки и применения в работе с детьми фетровых книг.

Теория и методика дошкольного образования

Дата публикации: 05.02.2021 г.

Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)

Пискунова Татьяна Викторовна , воспитатель
ЧДОУ «Православный Д/С «Покровский», Белгородская обл

«Знакомство с развивающим пособием «Дары Фрёбеля» для познавательного развития старших дошкольников»

Статья посвящена вопросам познавательного развития старших дошкольников. Автор раскрывает систему первичного ознакомления дошкольников с развивающим комплексом «дары Фребеля».


Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста



В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и через нетрадиционные формы работы.

Ключевые слова: познавательное развитие, дети дошкольного возраста, метод проектов, экспериментирование, исследовательская деятельность, познавательная активность, познавательный интерес

Познавательное развитие детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Оно способствует формированию личности, способной к самопознанию и самосовершенствованию.

Познавательное развитие — это развитие всех психических процессов. Основным показателем развития ребенка дошкольного возраста является степень овладения им всевозможными видами детской деятельности, они служат главной движущей силой и источником развития ребенка, а также в них наиболее ярко проявляются все его достижения [3].

Важность познавательного развития ребенка дошкольного возраста описана в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Он предполагает формирование познавательных действий, познавательной мотивации, любознательности, первичных представлений об окружающем мире и явлениях, становление сознания. Организация образовательного пространства должна обеспечивать познавательную и исследовательскую активность всех детей, возможность экспериментирования с различными материалами. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, любознательность, интерес к причинно-следственным связям, придумывать объяснения происходящим явлениям, иметь способность наблюдать и экспериментировать, обладать знаниями о себе, окружающем мире [4].

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как это способствует развитию любознательности, мыслительных процессов, устойчивых познавательных интересов через исследовательскую деятельность.

В работах Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Паньковой отмечается важность приобщения дошкольников к осмысленной деятельности, в процессе которой дети самостоятельно могут обнаруживать свойства предметов, их сходства и различия. Осмысленная деятельность предоставляет им возможность получать знания самостоятельно. Часто причиной интеллектуальной пассивности детей является ограниченность интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Зачастую, когда дети не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они способны быстро выполнить его, если его перевести в интересную для ребенка игру или практическую деятельность.

Главный принцип организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста — осознанность и активность самого ребенка в процессе получения новых для него знаний. Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.

Е. А. Панько подчеркивает, что сформировать положительное отношение у ребенка к познанию возможно с помощью создания комфортной ситуации общения между взрослым и ребенком, а также в группе сверстников, где каждый ребенок признается равноправным участником педагогического процесса и активным субъектом деятельности.

Ребенок в дошкольном возрасте восприимчив к тому, как относятся к нему окружающие взрослые (родители, воспитатели), это отношение сильно влияет на неокрепшую самооценку ребенка, формирует чувство уверенности или неуверенности в себе. Поэтому дошкольникам крайне важны участие, поддержка, внимание и интерес взрослого к его жизни, делам и проблемам [2, с. 155].

В работе с детьми дошкольного возраста используются интеллектуальные и познавательные задачи, которые представляют собой всевозможные учебные задания, предполагающие наличие знаний, поисковых способов и умений, а также стимуляцию активного использования связей, отношений, доказательств в ходе решения поставленных задач. Система таких познавательных задач сопровождает всю непосредственно образовательную деятельность, которая состоит из последовательных и постепенно усложняющихся по содержанию, формам и способам видов деятельности.

Эффективным методом познавательного развития дошкольников является экспериментирование — практическая деятельность поискового характера, которая направлена на познание сущности, свойств, характеристик, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В ходе экспериментирования дети дошкольного возраста выступают в роли исследователя, которые активно и самостоятельно познают окружающий их мир, используют при этом разнообразные формы воздействия и изменения его. В процессе экспериментирования дошкольник осваивает позицию субъекта познавательной деятельности [5].

Еще одним эффективным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является проектная деятельность, которая обеспечивает развитие познавательных интересов детей, способности самостоятельно формировать свои знания, ориентироваться в окружающем информационном пространстве, развитие критического и нестандартного мышления.

В практике современных дошкольных образовательных организаций используются следующие типы проектной деятельности:

– исследовательские проекты, которые требуют от ребенка продуманной структуры, подчинения логике исследования, выдвижений предположений решения обозначенных задач, разработку путей решения поставленных задач, в том числе экспериментальных, опытных; дети проводят эксперименты, опыты, анализируют полученные результаты, формулируют выводы и оформляют результаты исследования;

– творческие проекты чаще всего не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности всех его участников, она только намечается и развивается, подчиняясь необходимому конечному результату, который может быть оформлен как видеофильм, презентация, драматизация, праздник, выставка, альбом, игра, праздник;

– игровые проекты, в которых структура также только намечается и остается открытой до завершения работы.

В процессе проведения проекта дети принимают на себя определенные роли, которые обусловлены содержанием проекта;

– информационно — практико-ориентированные проекты направлены на сбор сведений и информации о каком — либо объекте, процессе, явлении; предполагается ознакомление детей с этой информацией, ее анализ, обобщение и систематизация фактов; результат проекта ориентирован на интересы самих участников; дети собирают и изучают информацию, обсуждают её, полученные результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1].

В последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая предполагает следующее:

– ребенок формулирует перед собой проблему, которую необходимо разрешить;

– составляет возможные пути решения данной проблемы;

– проверяет возможные решения, исходя из полученных данных;

– анализирует и систематизирует полученные данные;

– делает выводы в соответствии с результатами проверки;

– применяет выводы к новым данным;

– делает обобщения и оформляет полученные результаты.

Используя приведенные выше формы работы с детьми дошкольного возраста при решении проблемы познавательного развития дошкольников, педагог обеспечивает постепенный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Кроме традиционных форм обучения, используемых педагогами в рамках непосредственно образовательной деятельности целесообразно применение нетрадиционных форм, которые ни так давно вошли в педагогический процесс ДОО. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей; но и вводить новое содержание.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий:

– познавательные вечера;

– рассказы педагогов «Знаете ли вы…»;

– подбор иллюстраций, видеофильмов, презентаций о животных и растениях;

– выращивание растений вместе с детьми;

– календарь жизни группы;

– различное коллекционирование.

Таким образом, из выше написанного следует, что тот спектр форм организации познавательного развития, который используется в условиях ДОО, имеет широкие возможности в формировании познавательной мотивации, активности и интереса у дошкольников.

Литература:

  1. Лосик Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 47–49.
  2. Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения / Е. А. Панько. — Минск: Зорны верасень, 2006. — 264 с.
  3. Попова, Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н. В. Попова. — Барнаул, 2002. — 22 с.
  4. Федеральный государственного образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
  5. Экспериментальная деятельность детей 4–6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л. Н. Мегнщикова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 130с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, познавательная активность, дошкольное образование, исследовательская деятельность, образовательная деятельность, познавательное развитие, познавательное развитие детей, нестандартное мышление, педагогический процесс.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Что такое теория когнитивного развития Пиаже?

Теория когнитивного развития by Жан Пиаже , Швейцарский психолог предполагает, что интеллект детей претерпевает изменения по мере их взросления. Когнитивное развитие детей связано не только с приобретением знаний, детям необходимо построить или разработать ментальную модель окружающего их мира (Miller, 2011). Его работа считается краеугольным камнем в области психологии развития. В этой статье мы исследуем последствия его работы для интеллектуального развития детей в классах.

В 1920-х годах Пиаже работал в Институте Бине , и его основной обязанностью был перевод вопросов, написанных на английском языке тестов интеллекта, на французский . Ему стало интересно выяснить, почему дети давали неверные ответы на вопросы, требующие логического мышления ( Meadows, 2019).

Пиаже считал, что эти неправильных ответа выявили существенные различия между мышлением детей и взрослых. Пиаже предложил новый набор предположений о интеллект детей:

  • Дети мыслят иначе и видят мир иначе, чем взрослые.
  • Дети не являются пассивными учениками, они активно накапливают свои знания об окружающем мире.
  • Самый эффективный способ понять рассуждения детей — подумать с детской точки зрения.

Пиаже не хотел измерять, насколько хорошо дети могут писать, считать или решать задачи, чтобы проверить свой IQ. Он был более заинтригован, чтобы узнать, как 9Возникло 0003 фундаментальных понятий , таких как сама идея времени, числа, справедливости, количества и так далее (Greenfield, 2019).

Пиаже использовал наблюдения и клинических интервью детей старшего возраста, которые могли поддерживать разговор и понимать вопросы. Он также провел контролируемых наблюдения, и использовал натуралистических наблюдения своих троих детей и разработал дневниковое описание с диаграммами развития детей.

Используйте универсальную модель мышления для содействия когнитивному развитию

Кем на самом деле был Жан Пиаже?

Он родился в 1896 году в Невшателе, Швейцария. После окончания средней школы он пошел изучать медицину, но вскоре сменил курс на философию и социологию. Во время Первой мировой войны работал военным врачом. Когда война закончилась, он начал изучать право, а затем снова переключился на философию и социологию. В возрасте 30 лет он опубликовал свою первую книгу «Генетическая эпистемология», получившую признание критиков. Это привело его к тому, что он стал одним из ведущих психологов своего поколения. Общество Жана Пиаже названо в его честь.

Его исследовательские интересы включали развитие детей, логику, математику, лингвистику, социальные науки и образование.

Его основные работы включают «Логику», «Рассуждение и суждение» и «Конструкционизм». Работа Жана Пиаже важна, потому что она дает нам представление о когнитивных процессах в детстве. Это помогает учителям определить, чему и когда нужно учить. В следующих разделах будут рассмотрены некоторые ключевые идеи, лежащие в основе теорий Пиаже.

Пиаже оказал влияние на психологию развития, поскольку показал, что обучение проходит поэтапно, а не приобретается сразу. Любой, кто хочет сделать карьеру в области детской психологии, несомненно, наткнется на его влиятельные работы. В последние годы он подвергся некоторой критике, но нельзя отрицать важность его вклада в психологию развития.

– Он был одним из первых, кто начал изучать развитие детей, и разработал теорию о том, что дети развиваются поэтапно.

– Он также изучал, как дети учатся, и обнаружил, что они учатся, делая что-то, а не просто слушая или читая о них.

– Он также обнаружил, что у детей есть свои собственные способы обучения и что они не всегда следуют тем же правилам, что и взрослые.

– Он также обнаружил, что дети очень креативны и обладают богатым воображением, им нравится играть и исследовать.

– Он также считал, что детям следует позволять совершать ошибки и что их не следует наказывать за них.

Стадии когнитивного развития

, 2011). Последовательность этих стадий остается одинаковой в разных культурах. Каждый ребенок проходит через одни и те же этапы когнитивного развития в жизни, но с разной скоростью. Ниже приведены стадии интеллектуального развития Пиаже:

  1. От рождения до 18–24 месяцев: Сенсомоторная стадия (постоянство объекта)

Младенцы используют свои действия и чувства, чтобы исследовать и узнавать об окружающей среде.

На этом этапе развиваются различные когнитивные способности; которые в основном включают репрезентативную игру, постоянство объекта, отложенное подражание и самоузнавание.

На этой стадии младенцы живут только настоящим. В их памяти нет ничего, что связано с этим миром. В возрасте 8 месяцев младенец будет понимать постоянство различных объектов и будет искать их, когда их нет рядом.

Ближе к концу этой стадии у младенцев начинает проявляться общая символическая функция, и они могут использовать два объекта для обозначения друг друга. Язык начинает проявляться, когда они понимают, что могут использовать слова для представления чувств и объектов. Ребенок начинает запоминать известную ему информацию об окружающем мире, обозначать ее и вспоминать.

Когнитивное развитие в раннем возрасте

  1. От 2 до 7 лет: дооперациональная стадия (Символическое мышление)

Маленькие дети и малыши приобретают способность представлять мир внутренне с помощью мысленных образов и речи.

На этом этапе дети символически думают о вещах. Они способны сделать так, чтобы одна вещь, например предмет или слово, обозначала другую вещь, отличную от нее самой.

Ребенок в основном думает о том, как выглядит мир, а не о том, какой он есть. На дооперационном этапе дети не проявляют проблемности и логического мышления.

Младенцы в этом возрасте также проявляют анимизм, что означает, что они думают, что игрушки и другие неживые объекты обладают чувствами и живут как человек.

К 2 годам малыши могут отделить свой мыслительный процесс от физического мира. Но они еще не способны к развитию навыков оперативного или логического мышления более поздних стадий.

Их мышление по-прежнему эгоцентрично (сосредоточено на собственном мировоззрении) и интуитивно (основано на субъективных суждениях детей о событиях).

Схемы зданий в Mind

  1. 7–11 лет: конкретная эксплуатационная стадия (логическая мысль)

На этом этапе дети начинают показывать логические мышления . Конкретные. события.

Они начинают понимать концепцию сохранения. Они понимают, что даже если вещи меняются внешне, некоторые свойства остаются прежними.

Дети на этом этапе могут мысленно переворачивать вещи. Они начинают думать о чувствах и мыслях других людей, а также становятся менее эгоцентричными.

Этот этап также известен как конкретный, так как дети начинают мыслить логически. Согласно Пиаже, эта стадия является важным поворотным моментом в когнитивном развитии ребенка, поскольку она знаменует собой отправную точку операционального или логического мышления. На этом этапе ребенок способен внутренне прорабатывать вещи в своей голове (а не пробовать что-то в реальности).

Дети на этом этапе могут перегружаться или делать ошибки, когда их просят рассуждать о гипотетических или абстрактных проблемах. Сохранение означает, что ребенок понимает, что если какие-то вещи и меняются внешне, то их свойства могут оставаться прежними. В 6 лет дети способны сохранять число, в 7 лет они могут сохранять массу, а в 9 летони могут сохранить вес. Но логическое мышление используется только в том случае, если дети просят рассуждать о физически присутствующих материалах.

Строительные научные схемы

  1. Возраст 12 и выше: Формальная эксплуатационная стадия (символические рассуждения)

. по идеям. Формальное логическое мышление совершенно бесплатно от перцептивных и физических барьеров.

На этом этапе подростки могут понимать абстрактных понятия . Они способны следовать любому конкретному типу аргументов , не думая о каких-либо конкретных примерах.

Подростки способны решать гипотетических задач с несколькими возможными исходами.

На этом этапе возможно появление научных рассуждений, формулирование гипотез и абстрактные теории по мере необходимости.

Теория когнитивного развития Пиаже не претендует на какой-либо конкретный возраст, связанный с какой-либо конкретной стадией, но его описание дает указание на возраст, в котором средний ребенок достигает определенной стадии.

Чем теория Пиаже отличается от других?
Теория Пиаже отличается от других теоретиков по нескольким параметрам:
  1. Жан Пиаже против Выготского: Выготский утверждает, что когнитивное развитие управляется социальными взаимодействиями , а дети являются социальными существами . Принимая во внимание, что Пиаже считает, что развитие ребенка направляется его собственной эгоцентричной и целенаправленной деятельностью , поскольку он более независим .
  2. Пиаже против Кольберга: Для Пиаже , нравственное развитие — это процесс построения, а взаимодействие мысли и действия создает моральные концепции. Принимая во внимание, что Кольберг считает, что процесс изучения универсальных моральных принципов называется развитием .
  3. Piaget vs Erikson: Основное различие между Erikson и Piaget заключается в том, что Эриксон сосредоточился на понимании развития на протяжении всей жизни человека. Принимая во внимание, что Пиаже в основном подчеркивал жизненные события, которые происходят с младенчества до позднего подросткового года. Кроме того, большинство работ Пиаже посвящено теме когнитивное развитие; , тогда как Эриксона больше интересовала область эмоционального развития .

Конкретный опыт позволяет детям понимать абстрактные понятия

Ключевые понятия, относящиеся к теории схем Пиаже
  1. Схемы – Схема указывает как на физические, так и на умственные действия, связанные с познанием. Схемы представляют собой категории знаний, которые помогают людям понимать и интерпретировать мир. Текущая схема может быть дополнена и усложнена. Во многом такова сама природа обучения и преподавания. Схема в психологии — это термин, который используется очень часто, мы считаем, что школы и учителя должны обратить свое внимание на это понятие.

Если мы говорим об обучении как о чем-то, что необходимо построить, то идея когнитивных схем имеет смысл. Эти скрытые миры учащегося и есть то, что мы, педагоги, пытаемся развить. Во многих отношениях наша способность опираться на наши схемы является фундаментальным аспектом интеллекта. Возможно, именно здесь метапознание играет центральную роль.

Пиаже считает, что схема включает категорию знания и процедуру получения этого знания. По мере того, как люди приобретают новый опыт, новая информация модифицируется и добавляется к уже существующим схемам или изменяет их.

У ребенка может быть схема про кошек. Например: если его единственный опыт был с маленькими кошками, ребенок может поверить, что все кошки маленькие. Если этот ребенок встретит большую кошку, он воспримет это новое знание, изменив старую схему, чтобы включить эту новую информацию.

  1. Адаптация- Адаптация — это тип схемы, которая объясняет, как люди понимают и усваивают новую информацию. Согласно теории Пиаже, адаптация может происходить двумя путями.
  • Адаптация через ассимиляцию – Когда новая информация берется из внешнего мира и включается в ранее существовавшую схему, это называется ассимиляцией . Этот процесс считается субъективным, поскольку люди склонны изменять информацию или опыт, которые должны соответствовать их ранее существовавшим убеждениям. В примере Схемы увидеть кошку и назвать ее «кошкой» — это пример ассимиляции животного в схему ребенка с кошкой.

  • Адаптация через приспособление – Приспособление происходит, когда люди обрабатывают новую информацию путем изменения своих психологических репрезентаций, чтобы они соответствовали новой информации. Это дополнительная составляющая адаптации, которая включает изменение текущих схем людей в соответствии с новой информацией, этот процесс называется аккомодацией. При приспособлении люди меняют свои существующие идеи или схемы из-за нового опыта или новой информации. Эти процессы могут привести к разработка новых схем.

  1. Уравновешивание – Согласно Пиаже, каждый ребенок пытается создать баланс между аккомодацией и ассимиляцией, что возможно только путем реализации механизма, называемого уравновешиванием . По мере того, как дети проходят каждую стадию когнитивного развития , становится важным поддерживать баланс между применением прошлых знаний (ассимиляция) и изменением отношения к получению новых знаний (аккомодация). Уравновешивание помогает и демонстрирует, как дети должны переходить от одной стадии мышления к следующей.

Усвоение новых знаний с использованием наших блоков

Образовательные последствия теории когнитивного развития Пиаже неясно соотносят свою теорию с обучением.

Компания Piaget оказала большое влияние на создание методов преподавания и политики в области образования. Например, в 1966 г. обзор начального образования, проведенный правительством Великобритании, основывался на теории Пиаже. Кроме того, результаты этого обзора послужили основой для публикации отчета Плаудена (1967).

Открытое обучение – концепция, согласно которой дети лучше всего учатся, активно исследуя и делая, – рассматривалась как центральная в преобразовании учебной программы начальной школы.

Piaget считает, что детей нельзя учить определенным понятиям до тех пор, пока они не достигнут соответствующей стадии когнитивного развития. Кроме того, аккомодация и ассимиляция требуются только активному ученику, потому что навыки решения проблем должны быть только обнаружены, им нельзя научить. Обучение в классах должно быть ориентировано на учащихся и осуществляться через активное обучение обнаружению . Основная роль инструктора заключается в содействии обучению, а не непосредственном обучении. Таким образом, учителя должны обеспечить следующие практики в классе:

  1. Уделять больше внимания учебному процессу , а не сосредотачиваться на его конечном продукте.
  2. Используйте активное обучение , включающее реконструкцию или повторное открытие «истин». (См. Универсальные рамки мышления).
  3. Использовать индивидуальный и совместные занятия (чтобы дети могли учиться друг у друга, см. наш пост в блоге о диалогической педагогике).
  4. Придумайте ситуации, которые предлагают полезные проблемы , и развивайте неуравновешенность у детей (см. этот пост о критическом мышлении).
  5. Оцените уровень развития ребенка , чтобы можно было создавать соответствующие задания.

Когнитивное развитие с использованием «блоков знаний»

Повторно просмотрев некоторые положения этой теории, вы, надеюсь, сможете увидеть последствия для развития знаний с помощью нашего «Писательского блока». Наши ранние этапы разработки этого инструмента начались с идеи использования конкретных объектов для представления абстрактных понятий. Дети могут начать со своей уже существующей схемы и строить на ее основе.

Подробнее об этом активном процессе обучения можно прочитать на странице ментального моделирования. Начало занятия с вопроса «Что я уже знаю?» дает ученику что-то, на чем можно основываться, когда он начинает академическую задачу. Эти когнитивные структуры служат платформой для умственного развития. Никто не любит начинать с чистого листа бумаги, а визуализация предыдущих знаний позволяет даже самым неохотным ученикам «приступить к делу».

Способствуйте когнитивному развитию, используя наш метод построения блоков

Критическая оценка теории Пиаже
  1. Поддержка

Идеи Пиаже оказывают огромное влияние на психологию развития . Его теории изменили методы обучения и изменили представления людей о мире ребенка.

Пиаже (1936) был выдающимся психологом, чьи идеи способствовали пониманию людьми когнитивного развития . Его концепции нашли практическое применение в общении и понимании детей, особенно в сфере образования ( Discovery Learning ).

Основной вклад Piaget включает тщательное обсервационное исследование когнитивных функций у детей , теорию стадий когнитивного развития детей , а также ряд оригинальных, но простых тестов для оценки множественных когнитивных способностей .

  1. Критика

Действительно ли существуют стадии ? Критики «Формальное операционное мышление» считают, что заключительный этап формальных операций не дает правильного объяснения когнитивного развития. Не каждый человек способен к абстрактным рассуждениям , а многие взрослые даже не достигают уровня формальных операций. Например, Dasen (1994) упомянул, что только менее половины взрослых когда-либо достигают стадии формальной деятельности. Может быть, это не отдельные этапы? Пиаже был чрезвычайно сосредоточен на универсальных стадиях биологическое созревание и когнитивное развитие , что он не смог учесть влияние культуры и социальных условий на когнитивное развитие .

Современник Пиаже, Выготский утверждал, что социальное взаимодействие необходимо для когнитивного развития. Выготский считает, что обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте, предполагающем сотрудничество кого-то еще знающий (МКО). Этот вид социального взаимодействия предлагает языковые возможности и, согласно Выготскому, язык обеспечивает основу мышления.

Хьюз (1975) считает, что Пиаже недооценивал способности детей, поскольку его тесты часто были неясными и трудными для понимания. Vygotsky (1978) и Bruner (1966) были против концепции схемы. Бихевиоризм также не одобряет теорию схем Пиаже, поскольку это внутреннее явление, которое нельзя наблюдать напрямую. Из-за этого они утверждают, что схема не может быть измерена объективно.

 

Ссылки
  • Брунер (1966). К теории обучения. Кембридж: Belkapp Press.
  • (1994). Культура и когнитивное развитие с точки зрения Пиаже. Психология и культура (стр. 145–149). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
  • Гринфилд, П. М., и Коул, М. (2019). C. Кросс-культурные исследования и теория Пиаже: парадокс и прогресс. В книге «Развивающийся человек в меняющемся мире», Тейл 1: Исторические и культурные проблемы (стр. 322–333).
  • Хьюз, М. (1975). Эгоцентризм у дошкольников. Неопубликованная докторская диссертация. Эдинбургский университет.
  • Медоуз, С. (2019). Когнитивное развитие. В энциклопедии психологии Companion (стр. 699-715). Рутледж.
  • Миллер, П. Х. (2011). Теория Пиаже: прошлое, настоящее и будущее.
  • Пиаже, Дж. (1936). Истоки интеллекта у ребенка. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.
  • Пиаже, Дж., и Кук, М.Т. (1952). Истоки интеллекта у детей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Международного университета.
  • Плауден (1967). Дети и их начальные школы: отчет (исследования и обзоры). Лондон, Англия: Канцелярия Ее Величества.
  • Выготский Л.С. (1978). Разум в обществе: Развитие высших психических процессов. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Wellman, HM (2011). Бодрящие объяснения для изучения раннего когнитивного развития. Перспективы развития ребенка, 5(1), 33-38.

Исследование когнитивного развития в понимании развития ребенка

Введение

Когнитивное развитие является основной областью развития детей раннего возраста. Термин познание относится к тому, как работает разум, а изучение когнитивного развития фокусируется на том, как разум думает и учится в первые годы жизни 1 . Примеры когнитивного развития в детстве включают в себя то, что дети учатся отличать поведение, которое будет вознаграждено, от поведения, которое будет наказано их родителями, а затем принимают решения (например, следовать указаниям) на основе этих рассуждений. В следующей статье рассматриваются ключевые области знаний, которые необходимо иметь в отношении когнитивного развития в раннем детстве, включая: основные теории когнитивного развития и основные аспекты когнитивного развития в раннем детстве.

Основные теории когнитивного развития

Одна из основных теорий когнитивного развития принадлежит психологу Жану Пиаже. Эта теория часто используется в психологии и детском развитии. Основная предпосылка теории Пиаже состоит в том, что дети проходят различные стадии когнитивного развития, все из которых отличаются друг от друга и находятся под влиянием как природы, так и воспитания. Эти стадии зависят от возраста, и есть две из них, относящиеся к развитию детей в раннем возрасте 9.0569 1 :

  • Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) Основные когнитивные изменения, происходящие на этой стадии:
    • Младенцы переходят от врожденных рефлексов к целенаправленной, преднамеренной деятельности.
    • Младенцы меньше сосредотачивают свое внимание на собственном теле и основных потребностях, таких как голод, и больше на своем окружении.
    • Младенцы начинают развивать постоянство объекта, то есть понимание того, что объект или человек все еще существует, даже если он выходит из поля их зрения.
    • Младенцы развивают способность мысленно представлять свои действия в уме.
  • Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет) Эта стадия характеризуется тем, что дети еще не обладают способностью использовать логические рассуждения (т. е. выполнять логические операции), но вместо этого полагаются на другие формы рассуждений, которые могут привести к к ошибочным выводам; для этой стадии также характерна склонность детей к эгоцентризму , в котором они не могут видеть мир с точки зрения, отличной от их собственной

Другой важной теорией когнитивного развития, используемой при изучении развития детей в раннем возрасте, является теория психолога Льва Выготского . Эта теория больше фокусируется на воспитании, чем на природе, поскольку указывает на социокультурные влияния, такие как передача культурных традиций и языка от родителей к детям для формирования когнитивного развития 1 . Основным понятием этой теории является зона ближайшего развития, которая определяется как оптимальный диапазон обучения и достижений для данного ребенка 1 . Другим важным понятием является создание лесов , , которое определяется как процесс, посредством которого взрослые помогают и поддерживают детей, чтобы помочь им освоить новые задачи до тех пор, пока они не смогут выполнять их самостоятельно 1 . Определенные этапы не являются акцентом этой теории.

Основные аспекты когнитивного развития в раннем детстве

Есть много способов, которыми люди обрабатывают информацию или выполняют когнитивные задачи. Внимание является одним из основных аспектов познания, и оно включает в себя способность фокусироваться на чем-то, исключая другие вещи, называемое избирательным вниманием 1 . Это также включает в себя возможность использовать этот выбор и сосредоточиться на чем-то в течение определенного периода времени, называемого устойчивым вниманием 1 . На самых ранних стадиях когнитивного развития младенцы рождаются с тенденцией к новизне (то есть уделяют больше внимания новым вещам), что способствует быстрому обучению. Они также занимаются привыкание, которое было определено как тенденция перестать реагировать на раздражитель, который появляется повторно 2 . Другими словами, со временем младенцы обращают все меньше и меньше внимания на вещи, которые они видели раньше, иногда до такой степени, что не реагируют на них. Имеются данные исследований, показывающие, что привыкание может начаться у плода еще до рождения 2 .

Внимание продолжает развиваться на протяжении всего раннего детства, и к тому времени, когда они достигают школьного возраста, т. е. около 5 лет, многие дети развили способность поддерживать устойчивое внимание в течение длительных периодов времени. Это хорошо помогает им в школьных условиях. Некоторым детям так трудно удерживать внимание, что им ставят диагноз Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) . Однако это расстройство, как правило, не диагностируется в раннем детстве или в первые пять лет жизни.

Память — еще один важный аспект когнитивного развития. Имеются данные о том, что у младенцев есть память 1 . Тем не менее, явление, называемое инфантильной амнезией, относится к человеческой склонности не помнить события до 3-летнего возраста. Возможные объяснения этого типа амнезии заключаются в том, что способ хранения памяти человеческим мозгом меняется с младенчества на протяжении всего остального развития. ; например, может быть трудно сохранить память в вербальной форме до того, как разовьется способность говорить или понимать язык; и что людям не хватает самоощущения в младенчестве, и поэтому они не могут составлять четкие истории о переживаниях, которые ведут к действительному запоминанию переживаний 1 . Способность запоминать увеличивается в раннем детстве благодаря таким процессам, как повторение, , которое включает в себя повторение информации для ее сохранения в памяти — например, пение песни для запоминания алфавита — и разработку сценариев или ментальных схем того, как запоминать. действовать в ситуациях, которым научились на собственном опыте 1 .

Другая ключевая область когнитивного развития называется исполнительной функцией . Это важнейший набор когнитивных навыков, который включает в себя рабочую память человека, его умственную гибкость и самоконтроль 9.0569 3 . Например, способность переключать внимание между задачами по мере необходимости для успешного завершения (называемая когнитивной гибкостью ) является важным навыком, включенным в исполнительную функцию 1 . Младенцы рождаются с архитектурой мозга, которая подготовит их к выполнению исполнительных функций, но она должна развиваться со временем в течение всего детства. На следующем рисунке показано развитие исполнительной функции на протяжении всей жизни.

Источник: Центр развития ребенка при Гарвардском университете

Основные факторы, влияющие на развитие управляющей функции в раннем детстве, включают отношения (например, с родителями и учителями), виды деятельности (например, время игры, соответствующее развитию) и места (например, безопасная домашняя среда) 3 . На исполнительную функцию могут отрицательно повлиять такие вещи, как травма и стресс. Здоровое развитие исполнительной функции может привести к более позитивным результатам в более позднем возрасте, таким как учеба и успехи в работе 3 .

Заключение

Когнитивное развитие является основной областью развития детей раннего возраста. Две основные теории в этой области были разработаны психологами Жаном Пиаже и Львом Выготским. Еще до рождения, в течение первых нескольких лет жизни, у людей происходят многие критические когнитивные изменения, которые влияют на познание на протяжении всей жизни. Некоторые из основных происходящих изменений включают развитие выборочного и устойчивого внимания, памяти и исполнительной функции.

Эмоциональное и социальное развитие

Введение

Эмоциональное и социальное развитие являются основными областями развития детей раннего возраста. Оба тесно связаны друг с другом и часто называются «социально-эмоциональным развитием». Этот тип развития имеет решающее значение для функционирования человека и уходит своими корнями в биологию человека (внутри центральной нервной системы мозга), поскольку он помогает выживанию 1 . В следующем разделе рассматриваются ключевые области знаний, которые необходимо иметь в отношении эмоционального и социального развития в раннем детстве, включая ключевые области этого типа развития: привязанность и стили привязанности, а также способы поддержки этого типа развития в раннем детстве.

Ключевые области эмоционального и социального развития

Выделены три основные области эмоционального и социального развития в раннем детстве. К ним относятся эмоциональное выражение, эмоциональное понимание и обработка социальной информации 2 . Эмоциональное выражение начинает развиваться с рождения, и один из способов это происходит через социальные ссылки . Это относится к процессу, посредством которого младенцы ссылаются на действия и эмоции других людей вокруг них, чтобы научиться взаимодействовать с миром. Эмоциональное выражение также развивается посредством изучения навыка эмпатия, , которая включает в себя чувство эмоций других — и в некоторых случаях действие на них. Например, малыш, утешающий плачущего товарища по играм, выражает сочувствие.

Хотите узнать больше? Почему бы не пройти онлайн-курс раннего развития детей?

Эмоциональное понимание развивается посредством эмоциональной идентификации, т. е. процесса, посредством которого дети учатся правильно определять эмоции 2 . Еще один способ развития эмоционального понимания — через понимание функции эмоций . Например, дети должны усвоить, что выражение определенных эмоций, таких как разочарование, может помочь им удовлетворить свои потребности. Это требует времени и в очень раннем развитии, когда дети еще не говорят, часто проявляется в основных формах, таких как плач или улыбка.

Последняя ключевая область эмоционального и социального развития в раннем детстве в обработке социальной информации . Это процесс интерпретации информации в своем окружении для управления взаимодействием 2 . Например, ребенок должен научиться использовать информацию, которую он собирает во время игры с другими, чтобы эффективно взаимодействовать со сверстниками и быть включенным другими во время игры.

Приложение

Приложение является ключевым понятием, связанным с эмоциональным и социальным развитием ребенка. Он определяется как эмоциональная связь с другим человеком 3 . Развитие привязанности является биологически обоснованной потребностью человека и имеет решающее значение для здорового эмоционального и социального развития детей. Привязанность влияет на развитие и способность человека формировать отношения с другими в детстве и во взрослой жизни 2 .

Основным способом развития привязанности является забота родителей или других значимых лиц. Дети используют воспитателей как свою надежную базу для исследования окружающего мира безопасным способом. Это означает, что дети зависят от эмоциональной безопасности со своим опекуном, которая может быть обеспечена такими вещами, как знание того, что опекун постоянно будет рядом и при необходимости обеспечит эмоциональный комфорт для взаимодействия с внешним миром 3 . Доказательства привязанности в действии можно увидеть в поведении малыша. Например, они обычно начинают играть с игрушками и оглядываются на своего родителя, чтобы убедиться, что он или она все еще здесь.

Существует четыре основных стиля привязанности, которые были определены психологом Мэри Эйнсворт 3 . К ним относятся:

  • Безопасный – разработан основным опекуном (например, матерью) с учетом потребностей младенца; приводит к свободному исследованию ребенком в присутствии матери и поиску матери для успокоения после исследования 3
  • Тревожный избегающий – развился в результате эмоциональной недоступности основного опекуна в младенчестве; приводит к чувству незащищенности у ребенка, исследованию в присутствии опекуна или без него и отказу от поиска опекуна после исследования 3
  • Тревожное амбивалентное/резистентное состояние – развивается у основного опекуна, который проявляет внимание, но не является прямой реакцией на сигналы младенца; приводит к чувству незащищенности у ребенка, он остается в непосредственной близости от опекуна вместо того, чтобы исследовать его, и одновременно ищет, и отвергает опекуна 3
  • Дезорганизованный/дезориентированный – развился в результате того, что основной опекун был эмоционально недоступным, пренебрежительным и/или жестоким в младенчестве; приводит к чувству незащищенности у ребенка, неспособности к исследованию (вместо этого может замереть) или бессистемному исследованию, а также к эмоциональному отключению от опекуна (например, отсутствие зрительного контакта) или страху к опекуну 3

Способы поддержки эмоционального и социального развития в раннем детстве

Самоконтроль

Важным аспектом эмоционального и социального развития детей раннего возраста является развитие самоконтроля. Самоконтроль был определен как «способность справляться с сильными чувствами и останавливать себя от того, что мы хотим делать, но не можем». 4 Это навык, который необходимо осваивать с течением времени посредством взаимодействия с другими людьми и поведенческих рекомендаций. Даже в младенчестве этот навык может начать развиваться, и взрослые, осуществляющие уход, могут помочь ему в этом. В следующей таблице показано, как развивается самоконтроль в возрасте от рождения до трех лет, и показаны простые способы, которыми взрослые могут помочь в его развитии.

Возрастной диапазон

Развитие самоконтроля

Способы поддержки развития самоконтроля

От рождения до 12 месяцев 4

В этом возрасте развития младенцы только начинают учиться самоконтролю с помощью таких действий, как сосание пальца или пустышки

· Успокаивайте детей, например, укачивайте их и обнимайте; это помогает им научиться успокаивать себя

· Сохраняйте спокойствие в качестве опекуна ребенка; это помогает смоделировать навык самоконтроля

от 12 до 24 месяцев 5

В этом возрасте развития младенцы все больше и больше исследуют и нуждаются в большом количестве указаний, чтобы понять, какое поведение приемлемо, а какое нет; дети в этом возрасте также начинают использовать простые слова для выражения своих чувств (например, «Нет!», если у них отобрали игрушку)

· Дайте ребенку рекомендации по поведению, устанавливая ограничения таким образом, чтобы он мог понять (например, используя твердый голос и простой язык, чтобы объяснить, какое поведение приемлемо, а какое нет)

· Подтвердите чувства ребенка, используя простые эмоциональные слова (например, «тебе грустно, что ты не можешь играть с этой игрушкой»)

· Посоветуйте, как он или она может решать основные проблемы (например, ждать игрушку)

от 24 до 36 месяцев 6

На этом этапе развития больше исследований, чем раньше, и ребенок может иметь некоторый собственный самоконтроль, но часто все еще действует импульсивно (например, крадет игрушку у товарища по играм)

· Установите правила для ребенка и будьте последовательны в их соблюдении (например, тайм-ауты)

· Сохраняйте спокойствие в качестве опекуна ребенка, особенно когда дисциплинируете ребенка, поскольку моделирование поведения является ключевым способом, которым дети учатся самоконтролю

· Подкрепляйте положительное поведение вербально и физически (например, объятия вместе со словами «хорошая работа»)

Источник: адаптировано на основе информации от нуля до трех 4, 5, 6

Истерики

Другим важным аспектом эмоционального и социального развития детей раннего возраста является возникновение вспышки гнева . Это эмоциональные всплески, возникающие в ответ на то, что ребенок чувствует, что его потребности или желания не удовлетворяются, и не может выразить себя другим способом 7 . Они часто встречаются у маленьких детей, особенно в возрасте от 2 до 3 лет. Истерики, как правило, стихают в возрасте от 3 до 4 лет 7 .

Взрослые опекуны могут помочь эмоциональному и социальному развитию маленьких детей, помогая им пережить приступы гнева. Во-первых, чтобы помочь предотвратить их, взрослый человек, осуществляющий уход, может обеспечить режим (с временем приема пищи и сна) и достаточное количество сна. Дневной сон — хороший способ помочь маленьким детям получить необходимое количество сна. Другими способами предотвращения истерик являются позитивная дисциплина и методы ухода, такие как предоставление маленьким детям выбора, когда это возможно (например, в выборе игрушек для игры) и использование позитивного тона голоса, когда они просят их что-то сделать 9.0569 7 .

Не все приступы гнева можно предотвратить. Как только это произошло, есть способы помочь маленькому ребенку справиться с этим и пройти через него. Во-первых, рекомендуется, чтобы взрослый человек, осуществляющий уход, сохранял спокойствие в такие моменты, поскольку гнев во время истерики может усугубить ситуацию 7 . Также может помочь отвлечение ребенка во время истерики. Наконец, предлагается подкреплять истерики, уделяя ребенку больше внимания или тому, что он или она хочет, что привело к истерике. Вместо этого, если ребенку не угрожает опасность причинения вреда, опекун может попытаться игнорировать приступы гнева, пока они происходят, и подождать, пока они не закончатся, чтобы взаимодействовать с ребенком 9.0569 7 . Со временем истерики, как правило, проходят по мере взросления детей. Рекомендуется обратиться за профессиональной помощью (например, к детскому врачу), если они ухудшаются в возрасте около 4 лет или приводят к причинению вреда себе или другим, например агрессивное поведение или задержка дыхания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *