Таблица звуки речи 5 класс: Таблица по русскому языку “звуки речи”
Интерактивные таблицы к урокам по теме “Фонетика”, 5 класс | Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме:
Слайд 1
Фонетика в таблицах и схемах Автор презентации – учитель русского языка и литературы МОУ «Киверичская СОШ» Мантрова Лилия ВикторовнаСлайд 2
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи . От греческого phöne – звук .
Слайд 3
Звуки речи гласные согласные ударные безударные звонкие сонорные глухие мягкие твердые
Слайд 4
Гласные звуки Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта , не встречая какой-либо преграды. Гласные звуки [а] [о] [у] [и] [ ы ] [э] п [а] р , т[а] нец , п [ а ] рк к[о]т, т[о] рт , м[о]ре п [и] р , р [ и ] нг , стар[и]к ж[у]к, па[у]к, б[у] лка [э]хо, по[э]т, силу[э]т с[ ы ] р , обр [ ы ]в Запомни: звуков Е, Ё, Ю, Я нет !
Слайд 5
Сколько гласных звуков в этих словах? Маша Гном Медведь Незнайка Чиполлино Буратино
Слайд 6
Согласные звуки Согласными называются звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия (язык, нёбо, зубы, губы). Сравните произношение согласных звуков [т] [в] [м] [к] [ ш ] [ж] [с] [л] [ д ]
Слайд 7
Какие согласные звуки встречаются в этих словах? футбол стрельба волейбол баскетбол гольф бокс
Слайд 8
Изменение звуков в потоке речи сок крот рост морс пух шум осень шов серебро просьба пчела надпись В какой колонке произношение слов не совпадает с написанием? Как вы думаете, почему ? Произношение и написание звуков не совпадает в слабой позиции !
Слайд 9
Сильная позиция Слабая позиция Гласные звуки Под ударением : сл[ ó ]во дор [ ó] га Без ударения с[а]в á ф [а] н á рь Согласные звуки Перед гласным : [ д ]очка пи[ р ] ат Перед сонорным : [к] раска , [с] лива Перед [в][ в , ] [к] вартет , [с] вобода Стечение согласных ( глухой перед звонким, звонкий перед глухим, сочетания СТН, ЗДН, ЛНЦ и др.): Ло [т] ка , [в] кусный , [ з ]дача, по[ зн ]о На конце слова : Подви [к] Леопар [т]
Слайд 10
Согласные твердые и мягкие Большинство твердых и мягких согласных образуют пары . Твердые б п г д з к л м в р с т ф х н Мягкие б , п , г , д , з , к , л , м , в , р , с , т , ф , х , н , Запомни ! Всегда твердые: [Ж], [Ш], [Ц] Всегда мягкие: [Ч , ], [Щ , ], [Й , ]
Слайд 11
Расчёска, сирота, шоссе, тюль, люстра, меч, грусть, жара, ярмарка, гараж, шипы. Распределите слова в три колонки: Только с твердыми согласными Только с мягкими согласными С мягкими и твердыми согласными
Слайд 12
Большинство звонких и глухих согласных образуют пары . Согласные звонкие и глухие Звонкие б б , в в , г г , д д , ж з з , Глухие п п , ф ф , к к , т т , ш с с , Запомни ! Не имеют парных звуков глухие согласные [Х], [Х , ], [Ц], [Ч , ], [Щ , ]. [Л], [Л , ], [М], [М , ], [Н], [Н , ], [Р], [Р , ], [Й , ] – сонорные согласные ( все сонорные собраны в слове ЛИМОНАРИЙ !).
Слайд 13
Какие слова начинаются с глухого согласного? Зима Подушка Листья Богатырь Факел Цыпленок Щавель Журавль Радуга Холода Воротник Чары Сбить Крот Школа Йогурт
Слайд 14
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают Один звук Два звука После мягкого согласного Лён – [ л , он ] Мяч – [ м , ач , ] Люк – [ л , ук ] Мел – [ м , эл ] В начале слова Яхта – [ й , ахта ], юла – [ й , ула ] После Ь и Ъ Вьюга – [ в , й , уга ], льёт – [ л , й , от ] После гласных Маяк – [ май , ак ], каюта – [ кай , ута ] Э, О, У, А Й , Э, Й , О, Й , У, Й , А
Слайд 15
Салют, яблоко, поют, пять, подъезд, ружьё, полёт, моется, аллея, юг, свет. Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук
Слайд 16
Фонетический разбор слова Кольц ó 1 – 2 слога к – [ к ] – согласный, твердый, глухой; о – [а] – гласный, безударный; – согласный, мягкий, сонорный; – согласный, твердый, глухой; – гласный, ударный; л – [ л , ] ь – [–] ц – [ ц ] о – [ ó ] 6 букв, 5 звуков
Слайд 17
Использованные Интернет-ресурсы: http://pedsovet.su/ http://forumsmile.ru/animation/ http://antalpiti.ru/kartinki
Фонетика русского языка – что изучает, таблицы и схемы к теме (5 класс)
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1116.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1116.
Русский язык – сложная и многогранная система, результаты изучения которой разделены на несколько разделов. И первым в списке идет фонетика, ведь любой язык начинается со звуков. Внимательное ее изучение поможет ученикам 5 класса сделать свой выговор правильным, а речь – грамотной.
Что изучает фонетика
Это наука об основной стороне человеческой речи – звуковой. Она изучает очень важную составляющую языка, поскольку без звуков, которые представляют собой звуковую оболочку слов, люди вообще не смогли бы общаться в устной форме. Но для того, чтобы речевое общение было качественным, человек должен четко отличать слово среди других, сходных с ним по звучанию. Именно для этого и необходимо понимание и изучение фонетических законов языка.
Чтобы различать слова, формы этих слов, а также словосочетания и предложения, фонетика русского языка располагает богатым арсеналом средств.
Фонетические средства: их разнообразие и функции
Проще всего фонетическая система языка представляется в схемах, где можно увидеть их градацию. Вот такая схема: звук – словесное ударение – фразовое ударение – интонация.
Элементарной частицей языка является звук – это нечленимая единица, которую можно выделить при звуковом членении слова. Она является основным предметом изучения фонетики. Звуки служат для того, чтобы создать слову оболочку, часто они также выполняют функцию различения языковых единиц.
В русском языке есть достаточно много слов, которые различаются только одним звуком – согласным или гласным. Это демонстрирует важность смыслоразличительной функции звуков.
В традиционной классификации все звуки разделяются на две категории согласные и гласные. При этом первых значительно больше, чем вторых – это легко увидеть в таблицах:
Гласные звуки | Согласные звуки |
[а], [о], [у], [и], [ы], [э] | [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], ж], [ш], [ц], [ч’], [щ’], [й’] |
Гласные звуки образуются только с помощью голоса, при образовании согласных к нему дополнительно добавляется шум. Внутри обеих категорий звуков существует своя классификация, которая выделяется в отдельную тему урока.
Словесное и фразовое ударение, интонация
Оно необходимо для того, чтобы делить речевой поток на отдельные части, что в итоге помогает слушающему понимать, что говорит говорящий.
Словесное ударение помогает разделять разные формы слова и одинаковые слова, которые различаются только с его помощью.
Служебные слова и междометия не имеют своего ударения и в фонетическом смысле являются частью того самостоятельного слова, к которому относятся.
Фразовое ударение позволяет выделить самое главное слово в пределах одного высказывания. С его помощью можно по-разному интерпретировать совершенно одинаковые фразы.
Что касается интонации, то она позволяет делать предложения повествовательными, вопросительными или восклицательными.
Что мы узнали?
Фонетика – очень важный раздел науки о языке, поскольку она изучает те его части, которые непосредственно влияют на речь, то есть звуки, ударение и интонацию. Звуки в русском языке делятся на согласные и гласные, ударение может быть фразовым или словесны, а интонация – повествовательной, вопросительной или восклицательной.
Все эти языковые единицы имеют свои особенности и влияют на различение смысла слов и предложений. Таким образом именно знания о фонетических особенностях языка позволяют правильно говорить, а также воспринимать то, что говорит другой человек.Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Алина Зухова
10/10
Nozima Pardayeva
7/10
Галина Алёшкина
10/10
Юлия Тельнова
10/10
Яна Лебедева
9/10
Марк Алиев
9/10
Оценка статьи
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 1116.
А какая ваша оценка?
2.4 Символы МФА и звуки речи. Основы лингвистики
Глава 2. Воспроизведение звуков речи
В следующих таблицах приведены примеры слов, чтобы вы могли начать изучать, какие символы МФА соответствуют тем или иным звукам речи.
Звуки классифицируются здесь в зависимости от того, как они воспроизводятся. Вы узнаете больше об этих категориях в модулях 2.6, 2.7 и 3.2.
Остановки
[п] | p штук, a pp le, ca p |
[б] | б ил, а б ове, ри б |
[т] | t весь, в t полный, легкий t |
[д] | d ил, а d руда, ки d |
[к] | c пр. , ti ck et, lu ck |
[ɡ] | г ив, ба гг возраст, ди г |
Фрикативы
[ф] | ph one, ra ff le, lea f |
[в] | v ideo, li v ely, lo v e |
[θ] | th in, au th or, ba th |
[ð] | th ere, lea th er, break th e |
[с] | c elery, pa ss ing, bu s |
[з] | z Эбра, депо s ит, башмак s |
[ʃ] | ш эл, о с еан, ру ш |
[ʒ] | г полный, средний с ур, ру ge |
[ч] | h ил, а h ead |
Аффрикаты
[т] | ч ип, а ч иев, ди тч |
[д] | j ump, a dj oin, bri dge |
Назальные
[м] | м ил, га мм эр, бру м |
[н] | n ickel, su nn y, spoo n |
[ŋ] | si ng er, wro ng |
Аппроксимации
[л] | l акр. , si ll y, fa ll |
[ɹ] | р обот, фу рр у, ста р |
[к] | y желтый, прямой y ал. |
[ш] | w меж, фло w er |
Заслонка
[ɾ] | bu tt er, pe d al ( только между гласными, когда второй слог безударный ) |
Гласные переднего ряда
[я] | s ee , n ea t, p ie ce |
[ɪ] | р и н, б и т, л и ск |
[е] | с ай , pl a ce, r ai n ( в разговорном канадском английском, [e] становится [eɪ]) |
[ɛ] | t e n, s ai d, br ea d |
[æ] | м а д, в а т, ф а н |
[а] | ф а р, ст а рт |
Гласные заднего ряда
[у] | р оо л, бл уе |
[ʊ] | л оо к, г оо д, б у ш |
[о] | thr ow , h o le, t oe ( в разговорном канадском английском, [o] становится [oʊ]) |
[ʌ] | б у с, м у г, л у нч |
[ɔ] | ст o рэ, м o рэ, ц o р-н |
[ɑ] | d o g, b a ll, f a ter |
Центральные гласные
[ə] | б э ливэ, цинн а пн, с у рраунд ( в безударном слоге ) |
[ɨ] | ros e s, хочу e d ( в безударном слоге, который является суффиксом ) |
[ɚ] | weath er , редактировать или ( в безударном слоге с р-качеством ) |
[ɝ] | б и рд, ф ур ( в ударном слоге с р-качеством ) |
Дифтонги
[аɪ] | эт у , л т. е. , см и ле |
[а] | н вл , перед вл н, л или д |
[ɔɪ] | б оу , сп ои л, н ои се |
[ию] | с уе , ф ев |
2.4 Символы МФА и звуки речи – Основы лингвистики
В следующих таблицах приведены примеры слов, чтобы вы могли начать изучать, какие символы IPA соответствуют тем или иным звукам речи. В этих таблицах часть английского слова, производящая соответствующий звук, выделена жирным шрифтом, но помните, что английское правописание не всегда одинаково, и ваше произношение слова может немного отличаться от чьего-то другого. Эти примеры взяты из произношения основного канадского английского языка. Чтобы прослушать аудиозапись звука для каждого символа IPA, обратитесь к таблицам согласных, гласных и дифтонгов, доступных здесь .
Звуки классифицируются здесь в зависимости от того, как они воспроизводятся. Вы узнаете больше об этих категориях в модулях 2.6, 2.7 и 3.2.
Остановки
[п] | p штук, a pp le, ca p |
[б] | б ил, а б ове, ри б |
[т] | t весь, в t полный, легкий t |
[д] | d ил, а d руда, ки d |
[к] | c пр., ti ck et, lu ck |
[ɡ] | г ив, ба гг возраст, ди г |
Фрикативы
[ф] | ph one, ra ff le, lea f |
[в] | v ideo, li v ely, lo v e |
[θ] | th in, au th or, ba th |
[ð] | th ere, lea th er, break th e |
[с] | c elery, pa ss ing, bu s |
[з] | z Эбра, депо s ит, башмак s |
[ʃ] | ш эл, о с еан, ру ш |
[ʒ] | г полный, средний с ур, ру ge |
[ч] | h ил, а h ead |
Аффрикаты
[т] | ч ип, а ч иев, ди тч |
[д] | j ump, a dj oin, bri dge |
Назальные
[м] | м ил, га мм эр, бру м |
[н] | n ickel, su nn y, spoo n |
[ŋ] | si ng er, wro ng |
Аппроксимации
[л] | l акр. , si ll y, fa ll |
[ɹ] | р обот, фу рр у, ста р |
[к] | y желтый, прямой y ал. |
[ш] | w меж, фло w er |
Заслонка
[ɾ] | bu tt er, pe d al ( только между гласными, когда второй слог безударный ) |
Гласные переднего ряда
[я] | s ee , n ea t, p ie ce |
[ɪ] | р и н, б и т, л и ск |
[е] | с ай , pl a ce, r ai n ( в разговорном канадском английском, [e] становится [eɪ]) |
[ɛ] | t e n, s ai d, br ea d |
[æ] | м а д, в а т, ф а н |
[а] | ф а р, ст а рт |
Гласные заднего ряда
[у] | р оо л, бл уе |
[ʊ] | л оо к, г оо д, б у ш |
[о] | thr ow , h o le, t oe ( в разговорном канадском английском, [o] становится [oʊ]) |
[ʌ] | б у с, м у г, л у нч |
[ɔ] | ст o рэ, м o рэ, ц o р-н |
[ɑ] | d o g, b a ll, f a ter |
Центральные гласные
[ə] | б э ливэ, цинн а пн, с у рраунд ( в безударном слоге ) |
[ɨ] | ros e s, хочу e d ( в безударном слоге, который является суффиксом ) |
[ɚ] | weath er , редактировать или ( в безударном слоге с р-качеством ) |
[ɝ] | б и рд, ф ур ( в ударном слоге с р-качеством ) |
Дифтонги
[аɪ] | эт у , л т. |