Таблица умножения выучить во сне за 5 минут: Как выучить таблицу умножения за 5 минут во сне. Синдром «Черной курицы»: почему невозможно без усилий знать всё? – Методика преподавания – Преподавание – Образование, воспитание и обучение
Выучить за 5 минут во сне новую информацию
Что представляет собой сон и каким образом он влияет на память? Согласно определению великого русского физиолога И. П. Павлова, сон – это особое состояние, при котором происходит торможение коры головного мозга. Процесс торможения не только происходит в коре, но и распространяется на нижележащие отделы. Всего лишь несколько десятков лет назад ученые были убеждены в том, что усвоение информации во время сна скоро заменит все существующие формы обучения, школы, институты и университеты останутся в прошлом. Что же такое гипнопедия? И действительно ли запоминание во сне имеет будущее?
Гипнопедия – обучение, основанное на фазах сна
Чтобы понять, можно ли выучить за 5 минут во сне какую-либо информацию, для начала рассмотрим основные особенности сна. Исследователями выделяется два его вида – медленный и быстрый. В фазе медленного сна происходит восстановление затраченных энергоресурсов организма. Быстрый сон также называется парадоксальным. По всем физиологическим показателям он напоминает состояние бодрствования. Эти две фазы чередуют друг друга, при этом полный цикл составляет порядка 2-х часов. На долю быстрого сна из всего этого времени приходится около 20 минут.
Каждый студент или школьник был бы рад выучить за 5 минут во сне материал, сложно запоминающийся во время бодрствования. Поэтому столько учащихся и студентов хотели бы опробовать на себе этот способ. Что же означает загадочное слово «гипнопедия»? Этот термин обозначает любой вид обучения во сне. Это лечебный гипноз, различные внушения для коррекции психических процессов, а также усвоение новых навыков в бессознательном состоянии. Для успеха при обучении во сне необходимо, чтобы внушаемая информация после пробуждения не была забыта.
Запоминать при помощи аромата
Однако если сложную формулу или список иностранных слов и не удастся выучить за 5 минут во сне, то в разы повысить усвоение материала все-таки можно. Сейчас существует несколько методов, которые позволяют лучше запоминать информацию посредством мягкого воздействия на человека во время сна. Один из них носит название аромаметода. Ученые из Германии выяснили, что лучшему запоминанию способствует ощущаемый во сне запах. Если во время сна человек услышит тот же аромат, который он вдыхал при работе над информацией в состоянии бодрствования, то выученные днем факты усвоятся памятью прочнее. Это явление объясняется особенностями работы нейронов гиппокампа во время сна (напомним, что гиппокампом называется отдел мозга, который отвечает за усвоение и консолидацию информации, перенос ее в долгосрочную память).
А что говорят ученые?
Обучение во сне давно интересует представителей самых разных направлений, начиная с писателей-фантастов. Сейчас считается, что этот вид запоминания информации особенно эффективен для усвоения различных формул, слов иностранного языка, а также строго специализированной информации. Однако любители легких путей будут разочарованы, ведь выучить за 5 минут во сне поэму Пушкина или Налоговый кодекс не удастся. Ученые пришли к неутешительному выводу: этот метод годится только для закрепления уже усвоенного в процессе бодрствования.
В результате некоторых исследований выяснили, что во сне человек действительно может запомнить ту или иную информацию. Однако в действительности доказать, что он не слышал о ней ранее, не представляется возможным. Другие исследования, в процессе которых испытуемым проигрывали кассеты с информацией только во время сна, также показали несостоятельность этого метода. Проснувшись, подопытные ничего не помнили.
При этом даже для лучшей консолидации запоминаемых во время бодрствования фактов необходимо, чтобы они повторно демонстрировались во время быстрого сна. Потому этот метод запоминания невозможно осуществить с достоверной точностью в домашних условиях.
Наука или нажива?
Именно поэтому гипнопедия для изучения английского языка является еще одним способом заработать деньги на заведомо ложных представлениях. Изучить иностранный язык «с нуля», как и освоить любой другой навык, только лишь во время сна невозможно. Гипнопедию можно использовать только для того, чтобы полученные знания были закреплены. Нельзя и выучить за 5 минут во сне стих. Чтобы облегчить запоминание, лучше использовать метод, который советовали еще наши бабушки: днем стараться запомнить стихотворение, а перед отходом ко сну прочитать его, не прилагая усилий к запоминанию. Обычно наутро учащийся, применивший такой способ, обнаруживает, что информация усвоилась хорошо и прочно.
Еще одна методика запоминания
Некоторые ученые считают, что в целях консолидации выученных во время бодрствования фактов необходимо предъявлять информацию повторно не во время быстрого сна, а в периоды наибольшей восприимчивости памяти. Это пятнадцать минут до отхода ко сну, первый час после засыпания, а также тридцать минут перед пробуждением. Нужно отметить, что предъявление информации по этой методике ни в коей мере не исключает работу над запоминанием в дневные часы.
Как выучить таблицу умножения без слёз и нервов (долой страшилки)
До начала учебного года чуть больше месяца, а ребёнок так и не выучил таблицу умножения? Наш блогер, учитель Наталья Вечерина, рассказывает о семи шагах, которые помогут ребёнку быстро запомнить нужные примеры, а родителям — сохранить нервы и время.
Таблица умножения редко вызывает у детей радость, запоминают они её долго, а решать примеры нужно уже сейчас. Возникает коллапс: родители в нервозе, ребенок в слезах. Кроме того, за лето таблица умножения может напрочь выветриться из головы, и в начале учебного года всё повторяется заново.
Для работы нам понадобятся:
- Таблица умножения, классический вариант. Такая таблица часто печатается на обратной стороне ученических тетрадок.
- Карточки из картона размером 5×9. Их можно вырезать самостоятельно или купить в любой типографии, где изготавливают визитки. Карточки из обычной бумаги не подходят, они тонкие. Картонные же удобно брать в руку и работать с ними.
- Цветной фломастер (лучше оставляющий «жирный» контур).
- Резинка для перевязывания карточек.
- Коробочка, конверт для формирования сундучка знаний.
А ещё для работы хорошо бы прихватить положительный эмоциональный настрой мамы или папы. Потому что для детей начальной школы это очень важная составляющая обучения. Создавать его дети сами ещё не могут. А вот перенять родительский — запросто. Отнеситесь сами к процессу как к игре — и ребёнок втянется в эту историю вслед за вами.
Таблица умножения по шагам
Шаг первый
Включаем зрительное запоминание и двигательную память. Чтобы облегчить восприятие информации и дальнейшее воспроизведение (а нам-то как раз это и нужно), всю информацию нужно разбить на маленькие части. Объём внимания взрослого человека составляет в среднем 4 предмета. Объём кратковременной памяти — 7 единиц информации, а по результатам современных исследования и того меньше. Это означает, что брать для запоминания количество объектов (в нашем случае — примеров) больше пяти за один раз — бессмысленно.
В случае с таблицей умножения пользуемся тем, что она уже итак разбита на столбики (умножение на 2, умножение на 3 и т. д.) и делим каждый столбик на «порции» по пять-шесть примеров. Такими мелкими частями и будем учить.
Что дальше?
Перед ребёнком кладем таблицу умножения. Просим переписать пять первых примеров следующим образом:
На одну сторону карточки ребенок переписывает примеры с ответом. Например, 2×1=2. На оборотную сторону карточки переписывает пример без ответа: 2×1.
Так у нас получается первая колода карточек.
Для максимального эффекта перед списыванием просим ребёнка запоминать, что он пишет. Таким образом даётся установка на запоминание, что влияет на воспроизведение примеров.
Объясните, что такая таблица будет нужна навсегда: так вы запустите те процессы в памяти, которые помогут сохранить информацию на всю жизнь.
Итак, у нас получилось пять карточек, пять примеров. Начинаем учить.
Шаг второй
Попросите ребенка разложить все карточки перед собой той стороной, на которой примеры написаны полностью. Пусть прочитает их вслух и постарается запомнить. Приём прост: проговаривание усиливает запоминание. А мы с вами используем все приёмы, которые могут нам помочь.
Запомнили? Переворачиваем карточки и складываем их в стопку. Достаем карточки по одной. Ребёнок должен назвать ответ. То, что вспомнилось («выученное») — откладываем в одну стопку. То, что не вспомнилось, откладываем в другую стопку.
Важно! Что мы считаем за «вспомнилось»? Быстрый ответ без раздумывания. Ответ на «раз-два». Только такие карточки должны попасть в стопку выученных. Те карточки, над которыми ребёнок думал, и даже воспроизвёл всё правильно — идут в стопку невыученных.
Почему так? Ведь вспомнил же? Раздумывание говорит о том, что запомнено не прочно, работает припоминание, а не воспроизведение. Значит, такие примеры забудутся очень скоро и их нужно повторять точно так же как невыученные совсем.
Шаг третий
Раскладываем перед ребёнком не воспроизведённые примеры или воспроизведённые с ошибкой. Повторяем всю операцию только с этими примерами.
Чтобы закрепить информацию в памяти, можно использовать приём «рисование в воздухе». Попросите ребенка представить перед собой воображаемый белый экран. И написать на нём рукой в воздухе нужные примеры. При этом помним про проговаривание вслух.
После этого процедура повторяется. Поочередно вытаскиваем по одной карточке, проверяем, вспомнил — не вспомнил. И так пока не выучим всё.
Шаг четвёртый
Играем. Все выученные за один день карточки собираем в одну колоду. Правила игры просты: карточки, которые ребёнок называет быстро, достаются ему, медленно — вам.
Важная деталь: соблюдайте правила! Вытащил карточку — назвал ответ — перевернул карточку, прочитал ответ, проверил себя сам. Для тех, кто любит подробности, объясняю: так мы формируем зрительное восприятие примера, одномоментное быстрое «схватывание» написанного.
Те карточки, которые выиграл ребенок, остаются в одной стопке. Те, которые достались вам, остаются в другой стопке.
Шаг пятый
Добавляем новые карточки. Теперь можно взять ещё пять примеров и проделать операцию ещё раз.
Шаг шестой
Собираем сундучок знаний: те карточки, которые выиграл ребёнок, перевязываем резинкой. Те, которые достались вам, остаются неперевязанными. Вся колода торжественно собирается в сундучок знаний (в заранее подобранную вами коробочку или конверт) и оставляется примерно на 15-20 минут.
Шаг седьмой
Повторение. Современные исследования говорят о том, что процесс забывания начинается крайне быстро. Для точной информации такой период составляет 15-20 минут. Именно поэтому нужно повторение.
Чтобы сохранить выученное, повторите все карточки через 15-20 минут. Особый упор сделайте на те карточки, которые остались неперевязанными. Это слабые места памяти, которым нужно дополнительное подкрепление. Такое повторение хорошо сделать еще и через час, либо перед сном в виде игры.
А что дальше?
Такую процедуру мы делаем каждый день.
Важная деталь: к новым примерам каждый раз вы добавляете те, которые в предыдущий подход остаются плохо воспроизводимыми. Есть такая особенность у детей: один-два примера не даются. Терпеливо переносим это и добавляем их каждый раз, когда учим новое. До тех пор, пока не выучится.
Тот же самый подход используем для повторения таблицы умножения перед новым учебным годом или перед началом новой четверти.
Итак, подведём итог:
- Делим таблицу на части по пять примеров.
- Списываем примеры.
- Запоминаем.
- Повторяем только то, что не воспроизводится.
- Проверяем себя.
- Добавляем следующие пять примеров.
- Играем. Собираем сундучок знаний.
И ещё одно важное дополнение: заметили ли вы, что всё запоминание и воспроизведение шло через зрительное восприятие? А теперь представьте своего ребёнка на уроке математики, на математическом диктанте. Как будут предлагать ему примеры? Верно, на слух.
После того, как всё выучили, обязательно поработайте с воспроизведением таблицы умножения устно. Диктовать примеры можно по-разному. От простого «два на два», «два умножить на два», до «произведение чисел 2 и 2».
Учимся и играем
Игр с таблицей умножения существует много. Мне нравятся те, которые тренируют зрительное восприятие материала и восприятие материала на слух.
Бумажный формат
Мемори
Играть можно как с бумажными карточками, так и в электронном формате.
Бумажный формат: перенесите все примеры таблицы на карточки следующим образом — на одной карточке пишем пример (например, 2×3), а на второй карточке — ответ (6). Таким образом у вас получается колода из парных карточек «пример — ответ». Выбираем 10 любых парных карточек (это пять примеров). Раскладываем их в любом порядке. Каждый игрок открывает по две карточки. Если карты «пример» и «ответ» совпадают, то игрок забирает их себе. Нет — переворачивает и кладёт на место. Количество карточек можно увеличивать.
Электронный формат: такие игры можно составить самим. Хорошо делать такие игры с учётом тех примеров, которые у ребёнка «западают», добавлять их в каждый комплект игры. Такую возможность, например, предоставляет платформа Learningapps, упражнение «Парочки».
Игры на слух
На этой же платформе можно тренировать восприятие примеров на слух. Упражнение «хронологическая линейка» содержит в себе функцию аудиовоспроизведения. Введите данные и программа сама озвучит примеры. Кроме того, это упражнение позволяет формировать систему координат у ребенка. Ответы примеров нужно будет разместить в заданном диапазоне на числовой прямой.
Платформа Quizlet позволяет перевести примеры на электронные карточки. В случае с детьми начальной школы работать на начальных этапах лучше с бумажным вариантом (задействовано больше процессов, влияющих на запоминание), а вот когда всё выучили и требуется только изредка повторять материал — можно перейти и к электронному носителю.
Так же хороша для этой цели и программа Anki. В ней уже встроена сортировка материала и возможность настройки на нужный режим повторения. Комплектуйте колоды под свой запрос и повторяйте таблицу умножения в любом месте.
Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете помочь своему ребёнку запомнить таблицу без слёз и надолго. Ну а себе сохраните нервы и время. Учитесь легко!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может на совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / Yuliya Evstratenko
Демент и Клейтман (1957)
Автор:
Джулия Рассел
004
Джулия Рассел
Глава психологии
Бакалавр (с отличием), психология
Джулия Рассел имеет более чем 25-летний опыт работы преподавателем психологии. В настоящее время она возглавляет психологию в Королевской школе в Честере.
Узнайте о нашем редакционном процессе. 05
Сол Маклеод Кандидат психологических наук, квалифицированный преподаватель психологии с опытом работы в системе дополнительного и высшего образования более 18 лет.
Узнайте о нашем редакционном процессе
Демент В. и Клейтман Н. (1957). Отношение движений глаз во время сна к деятельности сновидения: объективный метод изучения сновидения. Journal of Experimental Psychology, 53 (5), 339.
Цель
Исследование Демента и Клейтмана было направлено на поиск объективных методов для демонстрации взаимосвязи между содержанием сновидения и физиологическими показателями сновидения.
В частности, они хотели исследовать:
- Различается ли воспоминание сновидений между фазами быстрого и медленного сна
- Существует ли положительная корреляция между субъективными оценками продолжительности сна и продолжительностью БДГ-периода перед пробуждением?
- Связаны ли движения глаз с содержанием сна?
Процедура
Dement and Kleitman (1957) представляет собой классическое исследование, в котором изучались сон и сновидения с использованием электронной записи, а также методов наблюдения и ведения дневника. Он кратко изложен в рамке напротив.
7 мужчин и 2 женщины, 5 из них изучены подробно.
В течение дня участник ел как обычно (за исключением кофе и алкоголя), а затем прибыл в лабораторию незадолго до своего обычного времени сна.
Участник заснул с электродами, прикрепленными рядом с глазами (ЭОГ) и на голове (ЭЭГ), которые передавались в комнату экспериментатора.
Что такое электроэнцефалограф (ЭЭГ)
ЭЭГ — это прибор, который может обнаруживать и записывать мельчайшие изменения напряжения, связанные с электрической активностью нервных и мышечных клеток, когда многие из них активны одновременно. Это регистрируется с помощью микроэлектродов (большие плоские электроды, прикрепленные к коже или волосистой части головы).
Создает диаграмму (энцефалограмму), показывающую, как изменяются «мозговые волны», т. е. как частота и амплитуда (высота) электрического выхода мозга изменяются с течением времени.
Кроме того, ЭЭГ можно использовать для регистрации частоты движений глаз путем прикрепления электродов к коже рядом с каждым глазом. Это называется электрооккулограф (ЭОГ).
Участников будили (звонком в дверь) в разное время ночи, просили описать их сон, если они видели его, а затем снова засыпали.
IV 1: Возникновение стадии сна
- Участники были разбужены либо в REM, либо в nREM (но не сказано, в каком именно). Они подтвердили, видели ли они сон, и записали его содержание на диктофон.
IV 2: Продолжительность быстрого сна
- Участники были разбужены через 5 или 15 минут в фазе быстрого сна. Они выбрали, через какое время проснулись. Допускались и более длительные периоды БДГ.
- Количество слов в повествовании сна было подсчитано (хотя это зависело от того, насколько выразительным был участник).
IV 3: Паттерн движения глаз во время быстрого сна
- Направление движения глаз определяли с помощью электродов вокруг глаз.
- Участников разбудили после того, как одиночный шаблон движения глаз сохранялся более одной минуты, и попросили рассказать о своем сне.
- Паттерны движения глаз были: в основном вертикальные, в основном горизонтальные, как вертикальные, так и горизонтальные, очень мало или совсем не двигались .
Выводы
Стадии непрерывного сна продолжались от 3 до 50 минут (в среднем около 20 минут), обычно удлинялись ближе к ночи и сопровождались прерывистыми вспышками примерно от 2 до 100 REM.
Длина цикла различалась у разных участников, но была одинаковой у разных людей, например, 70 у одного, 104 у другого.
Когда участники просыпались в нБДГ, они возвращались в нБДГ, но когда их будили в БДГ, они обычно не видели снов до следующей фазы БДГ (за исключением иногда последней фазы БДГ).
- Участники часто описывали сны при пробуждении в БДГ-сне, но редко во время БДГ-сна (хотя были некоторые индивидуальные различия), и эти различия были заметны в конце БДГ-периода (в течение 8 минут после прекращения БДГ — только 6 сновидений). вспоминается в 132 пробуждениях). В нБДГ-пробуждениях участники, как правило, описывали чувства, но не конкретное содержание сна.
- Точность оценки 5 или 15 минут БДГ была очень высокой (88% и 78% соответственно). Продолжительность БДГ и количество слов в повествовании значимо положительно коррелировали.
- Паттерны движения глаз были связаны с содержанием сновидения, например, горизонтальные движения во сне о бросании помидоров, вертикальные во сне о лестницах и несколько движений во сне о пристальном взгляде на что-то.
Заключение
О сновидениях сообщается из БДГ-сна, но не из нБДГ-сна, участники могут судить о продолжительности своего сна, а паттерны БДГ-сна связаны с содержанием сна.
Критическая оценка
Это исследование было лабораторным экспериментом. Лабораторные исследования имеют высокий уровень контроля над переменными, но могут не иметь экологической достоверности (см. ниже). В исследовании использовалась электроэнцефалография (ЭЭГ) для измерения активности мозга, что позволяет проводить точные измерения.
Данные, собранные в этом исследовании, в основном количественные. Что касается первых двух вопросов исследования, данные — это просто количество участников, которые могли или не могли вспомнить сны или могли или не могли точно оценить продолжительность своих снов.
Количественные данные относительно легко собрать, и их можно анализировать статистически. Однако он сводит сложные качественные явления к числам, что часто приводит к отсутствию деталей в данных.
Данные, собранные в отношении третьего вопроса, были более качественными, так как здесь участников просили описать содержание своих снов. Это дает нам более богатые и интересные данные, но такие данные трудно использовать для сравнения и трудно анализировать статистически.
Был ли образец репрезентативным?
Образец действительно был очень маленьким. Всего было изучено только девять участников, и только пять из них изучались интенсивно. Это очень небольшое количество участников, чтобы делать выводы.
Можно утверждать, что физиологические процессы у всех людей одинаковы, но это может быть не так.
Вполне возможно, что модели сна и, в частности, взаимосвязь между движениями глаз и сновидениями различаются от человека к человеку, и выводы, сделанные на основе исследования Демента и Клейтмана, могли бы быть более убедительными, если бы такие же отношения были установлены в большей выборке людей.
Было ли исследование экологически обоснованным?
В исследовании участвовали участники, которые заснули в лаборатории с электродами, прикрепленными к их голове. Маловероятно, что это имеет какое-то отношение ко сну в нормальных условиях!
Возможно, нахождение в таком искусственном состоянии означало, что их сон был нарушен, и если бы это было так, то исследователи не изучали бы нормальный режим сна.
Участников также несколько раз будили ночью и спрашивали о снах. Опять же, это вряд ли происходит нормально и могло повлиять на то, как участники спали.
Однако исследования, проведенные за пределами контролируемых условий лаборатории, не смогли бы измерить активность мозга и движения глаз путями.
Было ли исследование полезным?
Выводы, к которым пришли Демент и Клейтман, были воспроизведены многими другими исследователями. Однако следует рассмотреть один методологический вопрос.
Относительно первого вопроса исследования Демент и Клейтман пришли к выводу, что сновидения происходят в фазе быстрого сна, а не во время медленного сна.
На самом деле они продемонстрировали, что сновидения чаще вспоминаются из фазы быстрого сна, а не из медленной фазы сна, и, возможно, сновидения происходят во время медленной фазы сна, и их гораздо труднее вспомнить.
Когда исследование было впервые проведено, очень мало было известно о взаимосвязи между движениями глаз и сновидениями, поэтому исследование Демента и Клейтмана действительно добавило новую информацию к тому, что было известно о сне. Спустя почти пятьдесят лет трудно понять, какой крупный прорыв представляло собой это исследование.
Использование ЭЭГ для записи активности мозга во время сна также было относительно новым, и только после таких исследований, как это основное исследование, стало ясно, что сны можно изучать объективным способом.
Исследования Демента и Клейтмана породили очень много других исследований сна и сновидений, и было сделано много полезных открытий.
Сол Маклеод, доктор философии
Бакалавр (с отличием) психологии, магистр медицины, доктор философии, Университет Манчестера
Преподаватель, исследователь
Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования.
Джулия Рассел
Заведующий кафедрой психологии
Бакалавр (с отличием), психология
Джулия Рассел имеет более чем 25-летний опыт работы преподавателем психологии. В настоящее время она возглавляет психологию в Королевской школе в Честере.
10-летний ребенок может правильно ответить на 196 вопросов по математике за одну минуту
Познакомьтесь с 10-летним Надубом Гиллом (Пакистан), который поразил свою семью и учителей тем, что попал в Книгу рекордов Гиннеса за свои математические способности.
Используя Times Tables Rock Stars, Надуб может правильно ответить на 196 вопросов на умножение и деление за одну минуту – это более трех правильных ответов в секунду.
Семьсот детей попытались установить рекорд, набрав наивысших баллов в «Таблицах умножения рок-звезд» за одну минуту после того, как попрактиковались в таблице умножения во время изоляции.
Конкуренция была жесткой, и дети со всего мира прислали отличные оценки.
Объявления
Однако именно Надуб побил рекорд и завоевал титул!
«Я очень рад получить этот титул. Это как сон!» Надуб сказал, узнав, что установил рекорд.
«Я благодарен своей школе и учителям, которые вдохновили меня на попытку установить рекорд. Они меня очень подбадривали, и я думаю, что они сыграли большую роль в моем успехе».
Надуб и его семья живут в Дерби, и он посещает начальную школу Лонгмур в Лонг-Итоне, где он имеет репутацию особенно хорошо разбирающегося в таблицах умножения.
Advertisements
«Впервые мы узнали о даре Надуба к фактам умножения еще в феврале, когда он поразил школу своим мастерством в «У Лонгмура есть таланты», — сказала Сью Дейнти, директор начальной школы Лонгмура.
Рекламные объявления
“У всех в комнате побежали мурашки по шее – дети, родители и учителя. Это вызвало ажиотаж в школе по поводу изучения таблицы умножения.
“Надубу нужно двигаться вперед и завоевать место в Книге рекордов Гиннесса за его потрясающее мастерство, и мы не можем больше им гордиться».0005
Advertisements
“Числа не имеют смысла, если подумать — более 3 правильных ответов каждую секунду — что делает это достижение одним из тех редких достижений, в которые не верится. Удивительный результат Надуба раздвинул границы того, что кто-либо мог себе представить. было возможно на Times Tables Rock Stars, и я подозреваю, что пройдет много времени, прежде чем кто-нибудь превзойдет его. Надуб вызывает наше полное восхищение не только тем, что он заслужил этот титул, но и его скромным отношением к его получению».