Разное

Таблица твердые и мягкие звонкие и глухие: Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Фонетикалық талдау (Фонетический разбор)

Дыбыстар (Звуки)

Қазақ тілінде 42 әріп, 37 дыбыс бар.

В казахском языке 42 буквы и 37 звуков.


Дауысты дыбыстар түрлері
Виды гласных звуков
Тілдің қатынасына қарай
По подъему языка
Жақтың қатынасына қарай
По положению челюсти
Еріннің қатынасына қарай
По участию губ
жуан
твердые
жіңішке
мягкие
ашық
открытые
қысаң
сжатые
еріндік
губные
езулік
неогубленные
а, о, ы, ұ, э, у ә, ө, і, ү, е, и а, ә, е, о, ө, э ы, и, і, у, ұ, ү о, ө, у, ұ, ү а, ә, е, э, ы, і, и



Дауыссыз дыбыстар түрлері
Виды согласных звуков
Ұяң
Звонкие
Үнді
Сонорные
Қатаң
Глухие
б, в, г, ғ, д, ж, з, һ
й, л, м, н, ң, р, у
к, қ, п, с, т, ф, х, ч, ц, ш, щ

Буындар (Слоги)

  • Ашық: A, BA
  • Тұйық: AB
  • Бітеу: BAB

A – дауысты дыбыс (гласный звук)
B – дауыссыз дыбыс (согласный звук)

Мысалы (Пример фонетического разбора)

Өсімдік1 — 3 буын, ө – ашық, сім – бітеу, дік – бітеу.
Ө – дауысты, ашық, еріндік, жіңішке;
с – дауыссыз, қатаң;
і – дауысты, қысаң, езулік, жіңішке;
м – дауыссыз, үнді;
д – дауыссыз, ұяң;
і – дауысты, қысаң, езулік, жіңішке;
к – дауыссыз, қатаң.


Сөзде 7 әріп, 7 дыбыс бар.

Дополнительно

Кроме фонетического разбора слова на казахском языке, Вам также могут быть интересны следующие темы:

  • Синтаксический разбор
  • Морфологический разбор
  • Разбор слова по составу

Сообщества слепоглухих могут создать новый язык осязания

A.S.L. слово «транспортное средство» производится рукой, повернутой на бок, так что большой палец похож на водителя, управляющего судном по воздуху. На ощупь все, что вы можете почувствовать, это прикосновение мизинца к вашей ноге. Со временем слово Protactile превратилось в плоскую ладонь, проходящую по нижней части бедра. И говорящие разработали способы уточнения этих новых слов. «Вместо того, чтобы описывать размер транспортного средства с точки зрения того, насколько большим оно выглядит», — писали Нуччио и Гранда, тактильное слово может описывать транспортное средство «с точки зрения того, насколько оно тяжелое или какое трение оно создает на дороге». функции, более актуальные для прикосновения. Чтобы обозначить большой автомобиль, говорящий сильно нажимает плоской ладонью на ногу получателя. Для компактного автомобиля она бы использовала более легкое прикосновение.

Некоторые опасались, что интенсивное тактильное погружение Protactile может показаться неуместным, в том числе для слепоглухих, переживших сексуальное или домашнее насилие, — возражение, с которым его создателям пришлось столкнуться. Гранда научила Protactile многих слепоглухих людей, чьи предыдущие травмы сделали их невосприимчивыми к прикосновениям. «Мы заботимся о выживших и хотим убедиться, что эти люди чувствуют себя в безопасности», — сказал дедушка. Но они утверждали, что в Protactile любой может чувствовать себя комфортно и безопасно. «Существует естественная форма соответствующего согласия, встроенная в язык, которая при постоянных разговорах действительно может привести к исцелению», — сказали они.

К середине двадцатых годов Protactile превратилась из набора коммуникативных практик в национальное движение. Гранда и Нуччио делали наклейки на бамперы со шрифтом Брайля, выпускали видеоролики и путешествовали по стране, проводя семинары и проводя «P.T. счастливые часы», где местные жители могли узнать основы. Нуччио и дедушка в конце концов разошлись, и дедушка провел время, работая на маяке в Сиэтле и преподавая Protactile в Seabeck, ежегодном ретрите для слепоглухих недалеко от города. В 2014 году Нуччио основал организацию, занимающуюся обучением Protactile, под названием Tactile Communications. Примерно в то же время Кларк присоединился к движению Protactile и провел тренинги, в которых приняли участие сотни человек.

В декабре прошлого года полдюжины самых беглых ораторов Protactile встретились в Чикагском университете. Они прибыли по приглашению Терры Эдвардс, лингвистического антрополога, изучающей протактиль со своей коллегой Брентари, лингвистом языка жестов. По визуальным меркам лаборатория выглядела унылой, условной: она была пуста, если не считать беспорядочно разбросанных металлических складных стульев и стола, придвинутого к стене. Но в пространстве для глухих и слепых это было удобное расположение, идеально подходящее для создания специальных кластеров тактильных разговоров, без подлокотников или столов для переговоров, разделяющих тела людей. Почти все слепоглухие были в чулках. «С туфлями все то же самое, — сказала Хейли Бродвей, прилетевшая из Остина. «Я не чувствую земли. Я не чувствую, грязный он или грубый». Ранее в том же году Бродвей вышла замуж за ее мужа, который также является слепоглухим, на церемонии Protactile. Они шли по проходу в переплетенной группе друзей. Для обмена клятвами священнослужитель говорил на Protactile как с Бродвеем, так и со своим мужем, образуя трехсторонний разговор. На свадьбе все были босиком, а паре подали суши. «Нам просто нужна была еда, которую можно есть пальцами, — сказала она, — что-то, что можно было бы есть одной рукой, а другой оставаться на связи».

Кларк вошел в комнату в бордовой рубашке. Вместе с ним был навигатор, который присоединился к нему во взаимодействии со зрячим миром бортпроводников, таксистов и кассиров. Но второй навигатор плелся позади, когда Кларк вошел в комнату, протянув руку, чтобы исследовать свое окружение. Он нашел Нуччио, произнес свое протактильное имя ей в спину — два быстрых движения вниз — и они обнялись. Моя переводчица положила руки им на спину, сигнализируя о своем присутствии. Я понял, что значит общаться в контактном пространстве: я сидел в нескольких футах от меня, но мое наблюдение было скрытым; только когда я возложил руки на группу, я действительно присутствовал с ними.

Теперь Кларк разговаривает со своим партнером и детьми в Protactile. Джаз Херберс, вышедшая на пенсию после пятнадцати лет работы в сфере информационных технологий. из-за того, что его зрение изменилось, в 2013 году увидел первые видеоролики, объясняющие Protactile. «Я подумал: «Вот оно!», — сказал он мне. «Это ответ на мою жизнь сейчас». Сегодня он ведет тренинги Protactile по всей стране. Ронда Войт-Кэмпбелл, сорокадевятилетний преподаватель Рочестерского технологического института, посещала стажировку по Protactile после того, как стала все больше слепнуть, и почувствовала, что все возможности разговора возвращаются. «Я ела за обеденным столом с несколькими слепоглухими сверстниками в темноте, — сказала она. «Похлопывание руками и ногами, ощупывание и топание». Оскар Чакон, который работает неполный рабочий день в лаборатории Эдвардса, сказал мне, что его раздражает, когда люди со слухом, узнавшие о Protactile, говорят, что они находят его «вдохновляющим». «Мы люди, — сказал он, — используем язык так, как люди используют язык».

Поскольку разговоры с Protactile, которые я наблюдал, все переходили в трепет движений, которые я не понимал, Кларк воспользовался моментом, чтобы продемонстрировать слово — «угнетение». Он взял две руки и прижал их к моей. Я попытался повторить: это «притеснение»? «П.Т. это не кодекс, в котором две руки нажимают вниз равносильно угнетению. Это также может быть что-то вроде этого, — сказал он и медленно провел рукой по моей руке. «Этот человек угнетен», — сказал он и схватил меня за грудь, сминая там что-то невидимое. Он повторил ряд других движений. Мой переводчик стал нехарактерно ошеломленным. «Я не могу придумать достаточно английских слов, чтобы сравниться с тем, что он дает вам», — сказала она. Сначала я интерпретировал демонстрацию Кларка как предположение, что Protactile не хватает точности. Но каждая разновидность угнетения, показанная мне Кларком — которую мой переводчик изо всех сил пытался перевести как «подавление», «подавление» и т. д., — интуитивно означало «угнетение»: все они были формами перетаскивания, утяжеления, захвата. Просто прямого соответствия с английским у них не было.

В отличие от разговорной речи, которую можно расшифровать или записать на пленку, или языка визуальных жестов, которую можно записать на видео, сделать тактильную запись пока невозможно. Это означает, что единственный способ общения в Protactile — это личное общение. В какой-то момент аспиранты продемонстрировали новые устройства, которые могли отправлять касания и нажатия на расстоянии — своего рода примитивный тактильный FaceTime. Но группу слепоглухих не впечатлила технология, которая могла передавать только медленные одиночные нажатия на ограниченный участок тела и не имела ни одного из множества сжатий и нажатий, которые использует Protactile. Сегодня многие слепоглухие люди остаются на связи с помощью дисплея Брайля, на котором есть всплывающие и опускающиеся точки для отображения текста с компьютера или телефона. (Я тоже учусь пользоваться одним из них.) Навигация по загроможденным веб-страницам может быть кошмарной при использовании шрифта Брайля, но мир слепоглухих процветает в сфере обычного текста электронных рассылок. Вместо «LOL» почтовики Protactile набирают «LOY», что означает «Смеется над тобой», вызывая режим Protactile смеха, паучье щекотание. Кларк проводит семинары на уровне колледжа исключительно по электронной почте. Однажды он написал: «До того, как появился PT, я больше всего веселился, находил больше всего радости, больше всего переживал жизнь в рассылках».

Кларк рассматривал возможность подать заявку на преподавание в университетах, но сказал мне, что хотел бы, чтобы они нанимали «окружение» — группы слепоглухих коллег, следующих правилам контактного пространства, — а не отдельных лиц. В Чикаго я заметил, что слепоглухие люди несли с собой Protactile разговор, как миниатюрную погодную систему, пока они шли по кампусу. Они оставались в контакте друг с другом и исследовали свое окружение, прикасаясь к стенам, деревьям и выпуклым буквам на вывесках, делясь своими впечатлениями. В обед они заняли большой общий стол в кафе на территории кампуса. Кларк на ощупь пробрался в одну сторону и в конце концов очутился, положив руки на спину зрячей женщине за другим столом. Она постучала по общему столу, пытаясь показать, куда ему идти, а затем продолжила разговор со своим партнером по обеду. Когда Кларк вернулся на свое место, он объявил: «Я нашел двух немых!»

В 2006 году, когда движение Protactile только начиналось, Терра Эдвардс, в то время аспирантка, находилась в Сибеке, ежегодном ретрите недалеко от Сиэтла. Снаружи она увидела слепоглухого человека, насильно исправляющего ее переводчика. «Это было крайне ненормально», — сказал Эдвардс. «Я мог бы сказать, что это был сдвиг в структуре власти». Но Эдвардса интересовала и сама коррекция. Переводчик указал на что-то в воздухе, и слепоглухой человек с некоторой долей «тревожности и раздражения» велел ей вместо этого нарисовать диаграмму на ладони. «У людей было довольно сильное мнение о том, правильно ли вы это делаете», — сказал Эдвардс. «Для меня это означало, что в игре была какая-то система».

Эдвардс (и, в конце концов, Брентари) провел следующие годы, снимая некоторых из самых беглых ораторов Protactile, рассказывающих истории и описывающих объекты, и обнаружил все более традиционную систему с появляющимся собственным лексиконом, организованным по новым фонологическим правилам. Когда Эдвардс поделилась этими правилами со слепоглухими людьми, они точно поняли, что она имела в виду, даже если у них никогда не было причин объяснять это, точно так же, как носители английского языка могут следовать сложным грамматическим правилам, не имея ни малейшего представления о том, что такое неопределенное предложение. . К 2014 году Эдвардс считал, что среди тех, кто погрузился в Protactile, эта практика превратилась в отдельный язык. Другие лингвисты, с которыми я разговаривал, согласились. Молли Флаэрти, психолог развития и лингвист жестового языка из колледжа Дэвидсона, сказала мне: «Как удивительно, что язык является чем-то достаточно гибким, чтобы работать в еще одной модальности?»

В 1950-х годах лингвист Ноам Хомский сформулировал то, что он назвал «бедностью стимула», — идею о том, что изучающие язык получают исчезающе мало подсказок о том, как работают лингвистические системы. Энн Сенгас, когнитивист из Barnard, сказала мне: «Кто-то дает вам пирог, и вы должны придумать, как его приготовить». Хомский пришел к выводу, что наш мозг с рождения наделен аспектами грамматики, что позволяет нам воспроизводить язык без формального обучения. Более поздние теории утверждают, что мы просто невероятно хороши в бессознательном статистическом анализе языковых паттернов. Как бы то ни было, человеческий мозг — превосходная машина для декодирования языка.

При отсутствии общего языка люди будут создавать новые. В семнадцатом веке французские колонизаторы привезли порабощенных африканцев на территорию, которую впоследствии назовут Гаити. Эти африканцы принесли с собой свои языки — игбо, фонгбе, банту и многие другие. По мере того как они общались, их язык сближался, опираясь на разновидности французского языка, на которых говорили на острове, и включая элементы западноафриканской грамматики. В течение восемнадцатого века появился новый язык, известный сегодня как гаитянский креольский или креольский. Мишель ДеГрафф, лингвист из Массачусетского технологического института, сказал мне о первых носителях гаитянского креольского языка: «Они не садятся и не посещают языковые курсы. Они учатся и внедряют инновации на ходу».

Начиная с семидесятых годов, когда в Никарагуа открылось несколько новых школ для глухих детей, ученики приезжали со своими наборами домашних знаков. Но в течение нескольких лет их признаки начали развиваться. Сенгас сказал мне, что этот процесс «был похож на сотни лет смены языка всего за десять лет». Слово «рис» начиналось как щипковое движение, показывающее размер зерна, за которым следовал щелкающий жест, имитирующий процесс удаления косточек из риса перед его приготовлением, и еще один, демонстрирующий, как его едят. В 80-х это слово упростилось до легкого движения, самого характерного элемента. «Это даже не самое главное в рисе», — сказал Сенгас. Но «система выживает, потому что ее можно обучить».

Улучшение акустики помещения — услуги Hearing Link

Акустика комнаты или другого внутреннего пространства играет решающую роль в том, насколько легко и комфортно вы можете слышать.

Акустика оказывает особенно сильное влияние на людей с потерей слуха и может сделать возможным или невозможным расслышать сказанное.

Процесс слушания, слушания и понимания сложен и включает в себя физические свойства уха и сложную серию взаимодействий в нашем мозгу.

Должно произойти нечто, называемое «слуховой обработкой», что означает, что ваш мозг распознает и интерпретирует услышанные звуки, чтобы они стали значимой информацией.

Для тех, у кого полный диапазон слуха, слуховая обработка обычно выполняется подсознательно и легко. Это делается с той же легкостью, с которой дышит большинство людей.

Людям с потерей слуха или другим заболеванием, затрудняющим обработку звука, слух и слушание требуют усилий и размышлений. В среде с плохой акустикой это становится еще сложнее.

Качество звука

Когда мы говорим об акустике, мы говорим о качествах, определяющих, как комната или другое замкнутое пространство отражает звуковые волны.

«Хорошая акустика» означает, что помещение отражает звуковые волны таким образом, что позволяет отчетливо слышать. Напротив, «плохая акустика» означает, что звуковые волны отражаются таким образом, что искажают или ухудшают то, что слышно.

Звуковые волны

Звук возникает, когда предметы вибрируют и распространяются волнами, распространяясь наружу от источника звука. Он различается по громкости (интенсивности) и высоте (частоте).

Громкость (интенсивность) измеряется в децибелах (дБ). Частота (высота тона) измеряется в герцах (Гц). Все звуки состоят из разных частот.

Три основных элемента, влияющих на акустику:

  • Уровень шума
  • Эхо или реверберация
  • Звукоизоляция

Почему трудно услышать речь

Ваше ухо улавливает звуки, а мозг превращает их в значимую информацию. Потеря слуха влияет на легкость, с которой ваше ухо может улавливать звуки разной громкости и частоты.

Речь состоит из звуков низкой, средней и высокой частоты. Согласные звучат выше, чем гласные. Посмотрите на график ниже, и вы увидите, что они лежат правее графика.

Изображение: благодаря Ideas For Ears

Согласные имеют решающее значение для понимания слов, но они также, как правило, произносятся тише, чем гласные (они находятся выше на диаграмме в более низких диапазонах децибел). Это означает, что согласные не так легко слышны и их легко заглушить другим шумом.

Подумайте о простых словах, таких как рыба, корова, хижина. Гласный является доминирующим звуком, но именно согласные говорят нам, что это за слово.

Качество прослушивания

Речь (из уст говорящего или из громкоговорителя) распространяется в виде звуковых волн через комнату к ушам слушателя. Часть речи достигает ушей напрямую, но часть также отражается (отражается) от стен, потолка, пола и других поверхностей комнаты, прежде чем достичь ушей.

Гораздо труднее понять речь, если она достигает ушей в виде реверберации, поскольку это создает наложение звука, которое размывает или размывает то, что вы пытаетесь услышать.

Это смазывание может происходить, когда в комнате нет фонового шума, а говорит только один человек. При наличии других фоновых шумов будет смазываться не только голос говорящего, но и другие шумы в комнате.

Качество прослушивания будет зависеть от:

  1. насколько четко и громко говорит говорящий
  2. расстояние от слушателя
  3. как звуковые волны распространяются по космосу
  4. любой фоновый шум, который маскирует или перекрывает речь
  5. слуховая способность слушателя

Почему фоновый шум может стать похоронным звоном

Изображение: благодаря Ideas For Ears

Голоса людей обычно достигают от 1 до 4 метров при разговоре.

Люди с полным диапазоном слуха должны иметь голос говорящего на 6 дБ (децибел) громче фонового шума, чтобы понять смысл сказанного.

Для человека с потерей слуха это должно быть увеличение на 16 децибел или более. Это большое увеличение объема.

Примечание: Шкала в децибелах является логарифмической, а не линейной и не совпадает с процентной. Например, 10 дБ в 10 раз интенсивнее, чем 1 дБ, а 20 дБ в 100 раз интенсивнее, чем 1 дБ.

Исследования показали, что переносимость шума снижается с возрастом. Поэтому пожилым людям становится все труднее отключаться от фонового шума, чтобы слышать речь.

Поощрение людей говорить громче, чтобы их было слышно на фоне фонового шума, гораздо менее желательно и эффективно, чем устранение фонового шума и снижение громкости речи.

Слуховые аппараты и акустика

За последнее десятилетие, особенно за последние несколько лет, произошел фантастический скачок в качестве и совершенствовании слуховых аппаратов.

Многие модели слуховых аппаратов теперь предлагают программные настройки для фильтрации фонового шума. Это может существенно улучшить восприятие шума. Тем не менее, это не решает проблемы, которые приносит шум.

Исследование

показывает, что фоновый шум остается самой большой проблемой, с которой сталкиваются люди с потерей слуха, когда хотят участвовать и слушать разговоры и обсуждения.

Реверберация или эхо также являются серьезной проблемой для слуховых аппаратов. Они улавливают любые искажения и усиливают их, тем самым усугубляя плохую ситуацию.

Современные слуховые аппараты — это чудо техники, но у них есть свои ограничения.

Способы уменьшения эха в помещении

Комната или пространство с эхом и/или высоким уровнем шума создает сложную и потенциально очень некомфортную среду для людей с потерей слуха.

Уменьшение эха и шума вполне возможно, но требует инвестиций со стороны управляющего/владельца объекта.

Мягкая мебель может предложить определенный уровень улучшения, помогая уменьшить то, как звук отражается или отражается по комнате.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *