Разное

Стихи о школе красивые трогательные на конкурс – Стихи про школу — 197 стихотворений русских и зарубежных поэтов

Школьные стихи про школу


“Вы освоили ударно”

Вы освоили ударно
Сотню правил и наук,
Но ещё чуть-чуть осталось
В институте — 1000 штук! И вот конец!
И может странно даже
Вам станет без учителей, ребят…
Не расходитесь сразу — я скажу вам,
Что на прощанье близким говорят:
«Желаю вам шагать по жизни смело,
Желаю счастья каждому найти,
Пусть сбудется, что каждому хотелось.
В дорогу, друг! Счастливого пути!»

Отправить другу

0


“Дорогие наши педагоги!”

Дорогие наши педагоги!
В этот праздник — День учителей
Позабудьте все свои тревоги
И на мир смотрите веселей.
Вы для нас всегда источник света,
И ребята все, как сговорясь,
Вам несут красивые букеты.
И для них сиянье ваших глаз —
Лучшая награда за старанье,
Лучше, чем любая из похвал.
И у них одно желанье:
Только бы доставить радость вам.
Ради вашей искренней улыбки
И студент, и каждый ученик
Вмиг исправит все свои ошибки
И в дальнейшем их не повторит.
Вы для всех несете факел знаний,
Тот, что не погаснет никогда.
Пусть же ваши сбудутся желанья,
Пусть ваш дом не навестит беда!
Ваша жизнь — уроки, дети,
Ваша жизнь — заботы терпеливые.
Мы любим вас, как никого на свете!
И повторяем не для слов красивых:
«Мы любим вас!»

Отправить другу

0


“Было раньше в нашем классе”

Было раньше в нашем классе
Много всяких катавасий
Были радости, печали,
Мы под партами мычали,
Но друг друга выручали.
А теперь другими стали:
Никуда не мчимся стаей…
Ходит парень полусонный –
Занят собственной персоной.
Без дискуссий и полемик –
Каждый чуть не академик.
А девчонки хорошеют:
Украшения на шеях,
В волосах у них заколки,
А слова – довольно колки!
“Что поделать – трудный возраст!
– Часто слышим этот возглас.
Но мы выручим друг друга
Если нам придётся туго.

Отправить другу

0


“…И вот звонок”

…И вот звонок,
Пустеет быстро школьный дом.
В звенящей тишине
Последние шаги.
Но в тихом классе все сидишь ты за столом,
И вновь перед тобой твои ученики.
И в тишине ты думаешь о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет…
А завтра снова день придет,
И школьный радостный народ
Наполнит шумом этажи
И в вихре жизни закружит!
Когда-то сам на третьей парте у стены
О будущем мечтал и взрослым стать спешил
Уже тогда ты быть учителем решил,
Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…
В твоих руках судьба страны, судьба земли,
Твоих учеников исполнятся мечты.
Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,
Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…

Отправить другу

0


“Звонки”

Звонки
Агния Барто
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит
С тройкой,
Раздается три звонка.
Если вдруг у нас
В квартире
Начинается трезвон –
Значит, пять
Или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит
С двойкой –
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных
Звонка.
Ну, а если
Единица,
Он тихонько
В дверь стучится.

Отправить другу

0


“УЧИТЕЛЮ”

УЧИТЕЛЮ
И снова в позолоте тополя,
А шкода — как корабль у причала,
Где ждут учеников учителя,
Чтоб новой жизни положить начало.
На свете нет богаче и щедрей,
Чем эти люди, вечно молодые.
Мы помним всех своих учителей,
Хотя и сами уж почти седые.
Они в судьбе у каждого из нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы гордо произносим каждый раз
Простых три слова: «Это мой учитель».
Мы все в его надежнейших руках:
Ученый, врач, политик и строитель…
Живи всегда в своих учениках
И счастлив будь, наш капитан-учитель!

Отправить другу

0


“Школа, школа, мир наук”

Школа, школа, мир наук,
Мир мечтаний, знаний, света.
Печально только, что она
Для детей закрыта летом.
Горжусь я всем, что есть в тебе –
Обитель детских грёз, мечтаний –
Ты заключаешь всех в себе
От встречи и до расставанья.
Счастливых школьных дней не счесть,
То время не пройдёт бесследно,
И, принимая к сердцу лесть,
Мы любим школу безответно.
Коренев Павел, 11-А класс

Отправить другу

0


“ко дню УЧИТЕЛЯ”

ко дню УЧИТЕЛЯ
Сколько весен уже пролетело!
Этих лет нам не остановить,
А для Вас основным было дело —
День за днём ребятишек учить.
Пусть в Ваш дом не заглянет ненастье
И болезни дорог не найдут.
Мы желаем здоровья и счастья!
И спасибо за добрый Ваш труд!

Отправить другу

0


“Не смейте забывать учителей.”

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под новый год не шлем им поздравлений,
И в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержит экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей.
А. Дементьев

Отправить другу

0


“Учитель, дни жизни своей, как один”

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.

Отправить другу

0


“Год прошел, и вот – последним танцем”

Год прошел, и вот – последним танцем
Завершился наш последний бал.
А когда-то с букварем и ранцем
В первый раз и в первый класс шагал.
Ну вот и окончен последний урок.
Сейчас прозвенит он – последний звонок.
В сердце – комок. На развилке дорог,
И не унять тебе пульса,
Слушай, приятель, последний звонок,
И от тоски не сутулься.
Ты еще с жизнью не очень знаком,
Ты еще папин и мамин.
Ты, оглушенный последним звонком,
Вышел на первый экзамен.

Отправить другу

0


“День учителя”

День учителя
Первое воскресенье октября
Ах, этот кошмарный учитель —
Девчонок, мальчишек мучитель!
Всё их поучает да учит.
И как самому не наскучит!
Не выглядит он удрученным —
От тех же мальчишек, девчонок,
К тому, кто был страшной занудой,
Приходят послания грудой.
Таланты и вовсе бездарности
В них пишут слова благодарности.
Профессии нету прекрасней:
Сегодня — всем праздникам праздник!

Отправить другу

0

3d-galleru.ru

Стихи о школе | Социальная сеть работников образования

ЭССЕ  «За что мы любим …»    (полная версия)

За что мы любим школу?

За то, что в ней живём.

Не можем по-другому,

Ведь школа – второй дом.

И тем второй нам дорог,

Что много в нём детей

И каждый здесь ребёнок

Всегда полон идей.

Там скучно не бывает

Нигде и никогда,

И это привлекает

Быть может нас туда?

Нам жить без школы трудно,

Хоть в школе жизнь трудней.

И каждое мы утро

Спешим на встречу с ней.

Свои лучшие годы

Мы школе отдаём.

Скромны все от природы:

Наград за труд не ждём.

Но всё же очень хочется,

Чтоб доблестный наш труд

Был оценён всем обществом

В оплате всех заслуг.

За что мы любим детей,

Что к нам на уроки идут?

Одних – за десятки идей,

Других – за нелёгкий их труд.

И дети хоть в школе все разные:

Есть добрые, злые, проказные.

Детей этих любим мы всех,

За каждый их рады успех.

Всё сердце отдать мы порою

Готовы своё без остатка,

Чтоб жизнь их была не кривою,

Самим хоть бывает несладко.

Детей на уроках мы учим

Добру, справедливости, чести

И радость в общенье получим

Друг с другом, работая вместе.

От детских восторженных взглядов

Порою нам легче бывает.

Другого лекарства не надо,

Кто в школе работает – знает.

Нам жизнь без детей не представить,

Без их огорчений и смеха.

Готовы плечо им подставить,

Делить с ними радость успеха.

За что мы любим свой предмет?

За то, что в школе самый важный.

Важней его другого нет,

И вам докажет это каждый.

Каждый из нас готов порой

Доказывать всем без умолка,

Что за предмет он свой – горой.

Да вот беда, не будет толка!

Убрали в школах ЕТС

И вводят повсеместно ШОСы.

К чему нас приведёт прогресс?

Ответов нет, одни вопросы.

Коэффициент у каждого предмета

Теперь по значимости будет свой.

В зарплате отразится это.

А как? Узнаем скоро мы с тобой!

Любить предмет мы также будем.

Будем учить своих детей

И отмечать мы не забудем,

Что в школе нет его важней.

За что люблю свой кабинет?

За то, что лучший в школе!

Его прекрасней просто нет,

Здесь даже не поспоришь.

Как много времени и сил

Своих пришлось затратить,

Чтоб в конкурсе он победил

И в помощь был ребятам.

На стенах места уже нет

От стендов разных,

Что разместил за много лет,

Руками сделав каждый.

Компьютер есть и DVD,

Проектор есть с экраном.

Есть видео и все они

Достались мне не даром.

Всё это честно заслужил

На разных конкурсах бывая.

Другой же это получил

Никак не напрягаясь!

Уютен, светел кабинет,

Зимою тёплый самый.

Такого в школе больше нет,

И это не реклама.

За что мы любим всех и всё?

На то ответит каждый.

Ответов даст наверно сто,

Коль спросят нас однажды.

Но почему мы любим всех,

Забыв себя любить порою?

Чужой нас радует успех,

А свой как будто – сам собою.

Стесняемся свой результат

Представить мы на обозренье.

А вдруг там что-нибудь не так?

Опять нас мучают сомненья.

Отбрось-ка все свои стесненья,

Не зарывай ты свой талант.

Участвуй в конкурсах и, без сомненья,

Быть может, выиграешь и Президента грант.

Настало время инноваций

И современных технологий.

Нужны они для аттестаций,

Нужны для наших категорий!

Оплата будет всем иная –

За качество, подушевая.

Нелёгок будет в школе труд,

Из школы многие уйдут.

Не буду я на ноте грустной

Своё эссе заканчивать,

А пожелаю в речи устной

Экзамен всем успешно сдать!

                                                                                 25.09.07

nsportal.ru

Подборка стихотворений для конкурса чтецов

Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу,
Запах знакомый вдыхая до чёрных кругов,
Девочка в парке стояла – с глазами в полнеба!
Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов.

Из темноты незаметно щенок появился
Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,
Нет, не скулил – он как будто бы Богу молился,
Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя…

Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала,
В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,
Бросилась в сторону и, как могла, побежала…
Спал Ленинград.
А чужой ненавистный щенок

Лёг на живот и пополз по январскому снегу,
Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать
Та поскользнулась на льду и упала с разбегу,
Несколько раз попыталась подняться и встать…

Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,
Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,
Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,
Нет, не заплакала – Пушкина стала читать.

В воздухе таяла, таяла музыка строчек.
Злая луна почему то мерцала свечой…
К жизни вернул её маленький тёплый комочек,
Громко сопел он и тыкался носом в плечо.

Из-под ресниц покатились солёные льдинки, 
Тонкие руки наощупь упрямца нашли,
Хлеб разломили и дали ему половинку
К сердцу прижали и этим от смерти спасли…

Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!
Но никого не шокировал странный дуэт:
Мёртвая девочка тихо спала у вокзала
С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет…

На минском шоссе.

Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было, 
Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы, 
Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, – 
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.

Л. Ошанина “Волжская баллада”.
Третий год у Натальи тяжелые сны, 
Третий год ей земля горяча — 
С той поры как солдатской дорогой войны 
Муж ушел, сапогами стуча. 
На четвертом году прибывает пакет. 
Почерк в нем незнаком и суров: 
«Он отправлен в саратовский лазарет, 
Ваш супруг, Алексей Ковалев». 
Председатель дает подорожную ей. 

То надеждой, то горем полна, 
На другую солдатку оставив детей, 
Едет в город Саратов она. 
А Саратов велик. От дверей до дверей 
Как найти в нем родные следы? 
Много раненых братьев, отцов и мужей 
На покое у волжской воды. 
Наконец ее доктор ведет в тишине 
По тропинкам больничных ковров. 
И, притихшая, слышит она, как во сне: 
— Здесь лежит Алексей Ковалев.— 
Нерастраченной нежности женской полна, 
И калеку Наталья ждала, 
Но того, что увидела, даже она 
Ни понять, ни узнать не могла. 
Он хозяином был ее дум и тревог, 
Запевалой, лихим кузнецом. 
Он ли — этот бедняга без рук и без ног, 
С перекошенным, серым лицом? 
И, не в силах сдержаться, от горя пьяна, 
Повалившись в кровать головой, 
В голос вдруг закричала, завыла она: 
— Где ты, Леша, соколик ты мой?! — 
Лишь в глазах у него два горячих луча. 
Что он скажет — безрукий, немой! 
И сурово Наталья глядит на врача: 
— Собирайте, он едет домой. 
Не узнать тебе друга былого, жена,— 
Пусть как память живет он в дому. 
— Вот спаситель ваш,— детям сказала она,— 
Все втроем поклонитесь ему! 
Причитали соседки над женской судьбой, 
Горевал ее горем колхоз. 
Но, как прежде, вставала Наталья с зарей, 
И никто не видал ее слез… 
Чисто в горнице. Дышат в печи пироги. 
Только вдруг, словно годы назад, 
Под окном раздаются мужские шаги, 
Сапоги по ступенькам стучат. 
И Наталья глядит со скамейки без слов, 
Как, склонившись в дверях головой, 
Входит в горницу муж — Алексей Ковалев — 
С перевязанной правой рукой. 
— Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене. 
И, взглянув по-хозяйски кругом, 
Замечает чужие глаза в тишине 
И другого на месте своем. 
А жена перед ним ни мертва ни жива… 
Но, как был он, в дорожной пыли, 
Все поняв и не в силах придумать слова, 
Поклонился жене до земли. 
За великую душу подруге не мстят 
И не мучают верной жены. 
А с войны воротился не просто солдат, 
Не с простой воротился войны. 
Если будешь на Волге — припомни рассказ, 
Невзначай загляни в этот дом, 
Где напротив хозяйки в обеденный час 
Два солдата сидят за столом. 

Сергей Васильев
Рассказ Агриппины Куликовой

Глаза воспалены. Красивые черты
избороздило, иссушило время.
Ей трудно говорить. То приступ тошноты,
то ломит грудь, то больно ноет темя.
Превозмогая боль и кутаясь в платок,
она рассказывает глухо, но раздельно.
И горек тихих слов ее поток,
и чувство гнева беспредельно:
– Сынки мои! Уж очень я стара.
Седьмой десяток лет перемахнула…
А в этот самый день, с утра,
я, как на грех, взяла да прихворнула.
Лежу, родимые, одна в избе.
Темнеет. За окном мокропогодит.
Лежу одна и чую по стрельбе,
что наши за околицу отходят.
«Неужто, – думаю, – не выйду из села?

Зажгу избу и двинусь понемногу» .
И поднялась. Соломы принесла,
обула валенки на босу ногу.
Легко ли рушить мирный свой очаг!
Стою, гляжу… В руках трясутся спички.
Перекрестилась трижды вгорячах,
не то чтоб так, а больше по привычке.
Одно беда: уж больно я стара!
Пока я за соломой – то ходила,
фашисты вот они. Бормочут у двора.
Ко мне валит чумная вражья сила.
Берет меня за горло офицер:
– Давай нам масла, молока и чаю! –
«Не масла, думаю, тебе, а сто холер» .
– Нет молока и масла! – отвечаю.
Взъярился офицер. Завыл, как дикий волк,
трясет своим тяжелым пистолетом.
А что трясти? Какой в угрозе толк?
«Врешь, думаю, не выедешь на этом» .
Ударил раз меня, потом еще, еще.
Одежду рвет. Плюется то и дело.
Схватил за волосы, толкнул меня в плечо.
В глазах моих, сыночки, потемнело.
Не помню, как я дотянула до зари.
Забрали немцы все мои пожитки:
половики, подушки, сухари –
все загребли до капельки, до нитки.
На этом бы и кончить мне рассказ,
казалось бы, уж сказано немало,
да упредить должна я сразу вас,
что это не конец, а лишь начало.
Я вышла.
Постояла за крыльцом.
И слышу вновь надрывный вой немецкий.
Гляжу:
стоят разбойники кольцом,
а посередке наш боец советский.
И тут же рядом, у плетней витых,
три наших деревенских человека:
Две бабки древних, хилых и слепых,
да мой сосед, Илья Линьков, калека.
А немец тот, что бил меня в дому,
сидит, как на престоле, под скворешней.
– Чей, – спрашивает, – сын? Кто родственник ему? –
А что сказать, когда боец не здешний.
Быть может, тульский он, а может, из Ельца,
не все ль равно: одна любовь и вера.
Вдруг вырвался сердечный из кольца
да как наотмашь хватит офицера!
Качнулся тот и скувырнулся с ног,
и угодил затылком – то о бревна.
Я не сдержалась.
– Мой, – кричу, – сынок!
Мой золотой, единственный и кровный! –
Схватили тут меня – и под гору силком.
И паренька, что я назвала сыном.
И завалили нас обоих ивняком,
и облили обоих керосином.
«Ну, думаю, приходит наш конец! »
Да тут, вишь, самый бой – то и начался…
Прогнали немца, немец вспять подался.
Я вот жива, а раненый боец,
слыхала я, не выдержал – скончался. –
Умолкла Агриппина. Поздний час.
На миг нам кажется, что мы внезапно глухи.
Озноб и гнев охватывает нас,
услышавших рассказ седой старухи.
Мы в восхищеньи рядом с ней стоим.
Мы принесли ей сахар, хлеб и сало.
Мы за тебя, родная, отомстим!
Мы все сынки твои. Ты правильно сказала.

Хатынь. Ирина Коротеева

Иссякли реки, высохли колодцы.
Полны озёра не прохладой – пылью.
Вода ключом в источниках не бьётся.
Деревья к небу тянутся бессильно.

В багровых бликах виделось мальчишке –
Сжигает солнце белую пустыню.
И было страшно, было больно слишком,
В горящей хате посреди Хатыни. 

Толпы безумной  малою частичкой –
Он бился в брёвна, пальцы обдирая.
Стучало сердце – птичкой-невеличкой,
О будущем не ведая, не зная…

«Ведь ты всё можешь, Боже Всевеликий!
Будь милосерден и останься с нами!».
Но равнодушно пожирало крики
Безжалостное, яростное пламя.

Пытаясь сбросить жаркую солому,
Стонали изувеченные стены.
На плечи саван плачущему дому
Набрасывало небо постепенно.

Но, вдруг, среди обуглившихся балок,
Мальчонка щуплый в полный рост поднялся.
Был обожжён и ранен…, но не жалок –
В лицо он палачам своим смеялся!

Взметнулась обгорелая рубаха
От ветра, словно ангельские крылья.
И затряслись каратели от страха,
Всё больше свирепея от бессилья.

Под беспощадной очередью хлёсткой
Мальчишка пал, захлёбываясь кровью.
И виделись в последний миг берёзки,
Склонившиеся тихо к изголовью.

Очищенные адовым горнилом,
Освободившись от земных страданий,
Сто сорок девять душ прощались с миром,

Великодушно этот мир прощая.

А сто пятидесятой срок не вышел –
Старик очнулся возле пепелища.
И ничего не видя и не слыша,
Пополз к своим на скорбное кострище.

И на холодном призрачном рассвете,
Средь груды тел, растерзанных войною,
Нашёл сынка… Висели ручки-плети.
Отец  упал тяжёлой головою.

И груз бесценный на руки поднявши,
Побрёл, шатаясь, над ребёнком воя.
Один живой среди безвинно павших,
Седой отец убитого героя.

Светлы весной рассветы над Хатынью.
И колокольный звон – слезой Господней.
Пред павшими, под бесконечной синью,
Колени преклоняю я сегодня…

Таня
Ирина Коротеева
«Мама, посмотри какое солнце!
Видишь, оно падает в Неву.
Если мне спасать его придётся,
Я тебя на помощь позову!

Правда, что оно сейчас похоже 
На большой, румяный, вкусный блин?
И на леденец немного тоже,
Жалко только, что всего один.

Вот бы шоколадную конфету

И хрустящей булки с молоком,
Чтоб быстрее наступило лето
И чтоб наш не разбомбили дом».

Голос рвался раненною птицей,
Бился в крест бумажный на окне,
И смотрели с фотографий лица
Молодых, подаренных войне.

Под худым, протертым одеялом,
Посильней зажмуривши глаза,
Девочка в отчаянье шептала.
Бушевала за окном гроза

И над непокорною рекою,
Обнимая вензеля оград,
Плакала рубиновой тоскою,
Глядя на суровый Ленинград.

Сквозь печалью залитые стекла, 
Разрывая цепь голодных дней,
Первый луч – беспомощный и блеклый
Проскользнул. Из призрачных теней 

Выступили обреченной горкой
 У буржуйки старенькой  тома.
И казалось, что под шепот горький
Уползала навсегда зима.

Сколько же забрать она успела,
Бросить в топку алчную – в войну!
Девочка, слабеющая, села,
Протянула руку. Тишину

Только сердце, как набат, взрывало,
Сердце, не изведавшее грез.
Девочка беззвучно закричала,
А потом заплакала без слёз.

И писала, плохо понимая,
Тонкою, дрожащею рукой:
«Мамы нет… тринадцатое мая…»
И помедлив: «Год сорок второй…»

Беззащитные страницы раня,
Вывела на красной полосе:
«Из живых осталась одна Таня».
И ещё… Что умерли-то все…

Май другой, Победой трудной пьяный,
Встретил долгожданную весну.
И народ, немыслимо упрямый,
Выиграл великую войну!

И опять весна! И скольких в мире
Танями девчонок назовут!
Только вот в большой своей квартире
Савичевы больше не живут.

Тихвин, 14 октября 1941 года 

Они были уже далеко от блокады –
Вывозимые в тыл ленинградские дети.
Где-то там, позади артобстрелов раскаты,
Вой сирен, стук зениток в прожекторном свете,

Надоевшие бомбоубежищ подвалы,
Затемненных домов неживые громады,
Шёпот мам на тревожном перроне вокзала:
“Будет всё хорошо, и бояться не надо!…”

А потом путь по Ладоге, штормом объятой,
Волны, словно таран, били в баржи с разгона.
Наконец, твёрдый берег – уже за блокадой!
И опять пересадка, и снова в вагоны.

Они были уже далеко от блокады,
Всё спокойней дышалось спасаемым детям,
И стучали колёса: “Бояться не надо!
Бояться не надо! Мы едем! Мы едем!”

Поезд встал, отдуваясь, на станции Тихвин.
Паровоз отцепился, поехал пить воду.
Всё вокруг, как во сне, было мирным и тихим…
Только вдруг крик протяжный за окнами: “Воздух!”

“Что случилось?” – “Налёт. Выходите быстрее!..” –
“Как налёт? Но ведь мы же далёко от фронта…” –
“Выводите детей из вагонов скорее!..”
А фашист уже груз сыпанул с разворота.

И опять свист и вой души детские рвали,
Словно дома, в кошмарной тревог круговерти.
Но сейчас дети были не в прочном подвале,
А совсем беззащитны, открыты для смерти.

Взрывы встали стеной в стороне, за домами.
Радость робко прорвалась сквозь страх: “Мимо! Мимо!”
И душа вновь припала к надежде, как к маме – 
Ведь она где-то рядом, неслышно, незримо…

А над станцией снова свистит, воет, давит,
Бомбы к детям всё ближе, не зная пощады.
Они рвутся уже прямо в детском составе.
“Мама!.. Ты говорила: бояться не надо!..”

Есть на тихвинском кладбище, старом, зелёном,
Место памяти павших героев сражений.
Здесь в дни воинской славы склоняют знамёна,
Рвёт минуту молчанья салют оружейный.

А в другой стороне в скромной братской могиле
Спят погибшие здесь ленинградские дети.
И цветы говорят, что о них не забыли,
Что мы плачем о них даже в новом столетье.

Помолчим возле них, стиснув зубы упрямо,
Перечтём вновь и вновь скорбный текст обелиска,
И почудятся вдруг голоса: “Мама! Мама!
Приезжай, забери нас отсюда! Мы близко!..”
(А. Молчанов)

«Варежки»

Как только всхлипнет первое ненастье,
Так кто-нибудь торопится сказать:
“Опять сегодня села бабка Настя
Для дочки Вари варежки вязать.”
… Жила в селе старушка-вековушка,
Возила почту на слепом коне.
У той старушки в крохотной избушке
Сто варежек висело на стене.
Ах, варежки! Какая не мечтала
Из сельских модниц-парочку бы ей,
Но бабка Настя каждой отвечала:
“Все варежки для Варюшки моей.” 

И шел слушок. Не злой, а так, от скуки,
Почти имея почву под собой,
Что у старушки золотые руки,
Но, видимо, неладно с головой.
Ведь время было страшным и суровым,
Еще следы войны не заросли.
И за полбулки хлебушка сырого
На рынок люди варежки несли.
И там стояли, грезя, как о счастье,
Продать товар дороже и быстрей,
Твердила, голодая, бабка Настя:
“Все варежки для Варюшки моей.” 

Она скончалась в самые морозы,
Потрескивали веточки берез,
И председатель нашего колхоза
Сосновый гроб на кладбище увез.
Никто не плакал, не шумели речи-
В войну привыкло к горестям село.
Лишь у коня слепого на уздечке
Сосулька намерзала тяжело.
Потом пришли в холодную избушку,
И кто-то, к центру выдвигая стол,
Неловко на пол уронив подушку,
Под ней письмо солдатское нашел. 

Читали вслух, махрой чадили жарко,
Со щек слезинки пальцами гоня:
“… Служила я в отряде санитаркой,
Снарядом в руки ранило меня.
Теперь полгода в госпитале лечат,
И, хоть об этом страшно говорить,
Пришлось врачам мне рученьки по плечи
Из-за гангрены, мама, удалить.
Врачи нас лечат опытно, умело,
Я очень благодарна им, врачам,
И знаешь, удивительное дело
Ладони часто мерзнут по ночам…”
И стало всем тогда до боли ясно,
Так ясно, будто молния в глаза,
Что не могла, конечно, бабка Настя
Всю жизнь закончить варежки вязать. 

Вязать не для подарков и продажи,
Не для того, чтоб Варюшку согреть,
А просто, чтобы жить, и чтоб однажды,
Устав от боли в сердце, умереть.
Прошло. Забылось. Но крутнет ненастье –
Так кто-нибудь торопится сказать:
“Опять сегодня села бабка Настя
Для дочки Вари варежки вязать

Сергей Михалков. Детский ботинок
Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
«Три тысячи двести девятый».
«Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой…»
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
«Три тысячи двести девятый»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий…
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.

Сергей Михалков “Десятилетний человек”.

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…

Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!

Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.

Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.

Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.

И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

multiurok.ru

Стихи о школе | ДЕТСКИЕ СТИХИ

 

Подборка стихов о школе, об учении и буднях школьников.

1. Очень трудно на уроке

Трудно Славе на уроке
От звонка и до звонка.
То ли стул попал широкий,
То ли парта высока.
То ли твёрдое сиденье,
Невозможно прямо сесть.
То ли булка объеденье,
И нельзя её не съесть.
То ли выспаться охота,
Удержаться — силы нет.
То бумажку бросил кто-то,
Надо кинуть две в ответ.
У доски бубнит учитель,
Из окна красивый вид.
– Эй, учитель, помолчите,
Голова от вас болит.
Но когда он грозно скажет
– Иванов, иди к доске, –
Разбивая сон о пляже
И валяньи на песке…
Вот тогда весь день испорчен!
Ну, какой от Славы прок?
Эх, пойти б домой, но, впрочем,
Впереди ещё урок.

С. Пшеничных

2. Звонки

Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит
С тройкой,
Раздается три звонка.
Если вдруг у нас
В квартире
Начинается трезвон –
Значит, пять
Или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит
С двойкой –
Слышу я издалека:
Раздается два коротких,
Нерешительных
Звонка.
Ну, а если
Единица,
Он тихонько
В дверь стучится.

А. Барто

3. В школу

Дни осенние пришли;
Детки в лето подросли…
Полно дома баловаться,
Время в школу отправляться!
Сумки, книжки – тут как тут!
Детки плачут, не идут:
«Мы, что знали, – все забыли
И стишки не повторили!
Долго тянется урок,
И учитель очень строг!..»
День прошёл… Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
Рады все, развеселились:
– Ах, как славно мы учились!
– Я две сказочки прочла!..
– Я все пальчики сочла!..
– Я писала все в тетрадку!
– Я срисовывал лошадку!..
– Завтра мы пойдем опять,
Как бы только не проспать!

Р. Кудашева

4. Веселая грамматика

Существительное – «школа»,
«Просыпается» – глагол.
С прилагательным «веселый»
Новый школьный день пришел.
Встали «мы» – местоимение,
Бьет числительное «семь».
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием «отлично»
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
«Не» и «ни» – у нас частицы,
Нам их надо повторять!
И при этом не лениться
И ни часу не терять!

О. Высотская

5. Необыкновенный

Он был обыкновенный,
Совсем обыкновенный.
Но он теперь уходит
Из дома с первой сменой,
И даже если холод
И сыро, и темно,
Он все равно уходит,
Уходит все равно!
И у него на брюках —
Чернильное пятно…
И у него есть вечное,
Вечное перо!
И палочки для счета,
И маленькие счеты,
И ранец здоровенный!
Он необыкновенный!

Э. Мошковская

6. Рабочий день

Съела моя тетрадка,
Съела весь день!
Без остатка!
Лампа над ней загорелась…
Тетрадка еще не наелась!

Э. Мошковская

7. Ручка учится

Не моргать и не дышать!
Ручка учится писать
Вот такую закорючку…
Чья-то ручка
Учит ручку:
Букву выводит —
Буква выходит.
Значит, слово
Будет готово!
Значит, будет фраза!
Только не сразу.

Э. Мошковская

8. А травка не знает…

А травка не знает,
А листья не знают,
А небо синеет,
Сияет,
Не знает,
А в небе летают
Жуки и сороки
И даже не знают,
Что в школе – уроки!

Э. Мошковская

9. Вредный кот

— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит! —
Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!»

Б. Заходер

10. Буквы мои изувеченные

Буквы мои изувеченные,
Хромые, кривые,
Покалеченные!
Поведу вас, убогих, лечиться
Через длинные-длинные страницы,
Где на белой-пребелой бумаге
Горы, холмы да овраги,
Где можно в яму свалиться,
Свалиться
И вовсе разбиться…
Буквы мои, закорюки,
Смелее беритесь за руки,
Вставайте на хилые ноги,
Шагайте вперед по дороге!
Буквы мои,
Не стоните!
Буквы мои,
Отдохните!
Во-о-он впереди-то скамеечки,
Скамеечки
На каждой линеечке!..

Э. Мошковская

11. Печальная арифметика

У меня в моем задачнике
Проживают неудачники…
Вот пешеход
Бредет едва
До пункта Б
Из пункта А…
Сорок восемь километров!
Против бурь и против ветров!
Ноги его
Заплетаются,
И с пути он все время
Сбивается,
И тяжко бедняге
Приходится,
И с ответом
Никак он не сходится!
И в холод,
И в тьму
Навстречу
Ему
Выходит
Другой
Пешеход.
Он тоже идет, идет…
И час он идет, и два,
И болит
У него
Голова…
И не виден никто впереди…
И, наверно, он сбился с пути!..
Может случиться:
В таком-то часу
Съедят его волки
В дремучем лесу!..
А дорога
Все
Не кончается,
А задача не
Получается!..

Э. Мошковская

12. Таблица умножения

– Скажи нам,
Сколько шестью шесть?
– Вы погодите,
Дайте сесть!
Я сразу не соображу!
Я посижу, тогда скажу.
– А сколько будет пятью пять?
Уж это стыдно бы не знать!
– Ну как мне этого не знать,
Я просто не хочу сказать!
Вот не желаю,
Не хочу,
Вот не хочу
И промолчу!
– А сколько будет семью семь?
– Вы надоели мне совсем!
Я это завтра вам решу,
Сейчас я занят!
Я спешу.
– А сколько будет трижды три?
Скажи, да только не соври!
– Я очень болен!
Я в жару!
В жару
Я, может быть, совру…
– А сколько будет дважды два?!
– От вас устала голова…
Ну отвяжитесь, вас прошу!
Пойду
У мамы я спрошу…

Э. Мошковская

13. Не идут пятерки!

Не идут,
Не идут,
Не идут пятерки!
Пятерки,
Пятерки,
Они свалились с горки!
Одни
Свалились с горки,
Под горку покатились,
Другие заблудились
И тоже не явились…
Какие-то
Уснули,
Другие
Утонули,
А третьи мимо нас
Прошли в соседний класс!

Э. Мошковская

14. Канцелярская сказка

Лист кленовый — желтый, влажный —
Отправляется в полет.
В магазин писчебумажный
Устремляется народ.

В магазин писчебумажный —
Самый нужный, самый важный:
Шелестящий, словно лес,
Полный всяческих чудес.

Есть там ручка-самописка,
Карандашик-самогрызка,
Есть конструктор «Сделай сам»
Весом двадцать килограмм!

Там на паре тонких ножек
Вдруг пройдет сама собой
Груда розовых обложек,
Сверху — бантик голубой.

Там и глобус в три обхвата
Над толпой плывет куда-то
И вращает, как живой,
Великаньей головой.

Как неведомые пташки,
Вспархивают промокашки;
Счетных палочек мешок
Тащит кто-то, сам с вершок.

Гномы дружною семейкой
У прилавка голосят:
«Двести в клетку! Сто в линейку!
И в горошек — пятьдесят!»

За охапками охапки
Покидают магазин
Кнопки, скрепки, краски, папки,
Даже черствый пластилин…

Весь товар писчебумажный,
Самый нужный, самый важный,
Раскупили до конца, —
Кроме дяди продавца:

Продавец был непродажный,
Он стоял для образца.

Отдышавшись еле-еле,
Он снимает свой халат:
«Вот и полки опустели,
Скоро листья облетят».

М. Бородицкая

Вам будет интересно:

detskiystih.ru

Весёлые стихи. Стихи про школу. Стихи для детей.

По дороге в класс 

Агния Барто

Спешил Никита на урок,
Шел не сбавляя шага,
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.

Никита-взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала: — Ой, боюсь! –
И сразу слезы градом.

Но тут ее Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал: — Иди спокойно в класс! –
И отогнал дворнягу.

Его Танюша по пути
Благодарит за смелость.
-Еще разок ее спасти
Никите захотелось.

— Ты потеряешься в лесу,
А я приду — тебя спасу! –
Он предложил Танюшке.

— Ну нет! — ответила она.-
Я не пойду гулять одна,
Со мной пойдут подружки.

— Ты можешь в речке утонуть!
Вот утони когда-нибудь! –
Ей предложил Никита. –
Не дам тебе пойти ко дну!

— Я и сама не утону! –
Она в ответ сердито.

Она его не поняла…
Но ведь не в этом дело!
Он всю дорогу до угла
Спасал Танюшу смело.
В мечтах ее от волка спас…
Но тут пришли ребята в класс.

Тетради

Валентин Берестов

Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.

Тетрадка в линейку бормочет:
— Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
— Математика!

На чем примирились тетрадка
с тетрадкой,
Для нас до сих пор остается загадкой.

Шумела ракушка…

Семен Островский

Учитель,
Со мной
Поступил ты
Жестоко,
Но не по своей
Пострадал я
Вине.

Шумела ракушка
Во время урока…
И море вокруг
Простиралось
Широко…
И нёсся
Корабль мой
Навстречу волне…

От зрелища
Не оторвать было
Глаз…
Учитель,
Зачем ты
Вернул меня
В класс?

Чудо на уроке

Агния Барто

Я однажды ненароком
Задремала за уроком.

Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
— Шура Волкова,
к доске!

И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом

На школьном утреннике 

Агния Барто

Клоун — на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко –
И слышится хохот.

Школа взрывается
Залпами смеха:
Клоун — первоклассница!
Ну и потеха!

Хохот девчонок
Особенно звонок!
Но не смеется
Одна из девчонок.

Что-то нахохлилась
Эта девица:
— Мне неохота
От смеха давиться!

Девочки шепчутся:
— Ей не до смеха,
Танька не терпит
Чужого успеха.

В школу

Агния Барто

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Грустная свинка

Семен Островский

«Почему
Из школы,
Свинка,
Ты пришла
В слезах
Домой?»

«Там
Меня
Козлёнок Симка
Обозвал
Большой свиньёй.»

«Не печалься,
Друг мой Свинка,
Вытри
Мокрый
Пятачок.
Хоть и мал
Козлёнок Симка,
Сам он –
Просто
Дурачок!

С глаз
Смахни
Слезу-грустинку –
Оторвались
Зря
От дел…»

Кто из нас
Подобной свинкой
В детстве
Не переболел? 

Еще вчера ты был малыш…

Ольга Чусовитина

Ещё вчера ты был малыш,
Мой маленький сынишка,
Теперь за партой ты сидишь,
Перед тобою книжка.

Ещё вчера ты в сад шагал,
Спать не хотел ложиться.
Сегодня сам портфель собрал,
И не забыл умыться.

Ещё вчера ты был малыш,
Мой маленький проказник,
Сегодня гордо говоришь:
— Теперь я первоклассник!

Нотки

Ольга чусовитина

Слева знаки, дальше – точки,
Между ними есть крючочки.
Ну-ка, их произнеси –
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
А теперь наоборот –
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Чтобы с ними подружиться,
Надо музыке учиться.
Мир прекрасный ты откроешь,
Если нотки все освоишь.
В мир волшебный попадёшь –
Вместе с ними запоёшь!

Будешь с нотками дружить –
Музыкально будешь жить.
Жить без музыки, дружок,
На земле никто не мог

Он руку над партою тянет и тянет…

Валентин Берестов

Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто н него и не взглянет?

Не нужно отметок в журнал и в дневник.
Довольно того, что он в тайну проник,

Что чудо свершилось, задача решилась…
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

Палочки

Ольга Чусовитина

Теперь я первоклассник,
Я сам беру тетрадь
Домашнее задание
Мне надо выполнять.

Палочки, палочки,
Палочки кривые.
А должны быть палочки,
Палочки прямые.

Ох, немеют пальцы –
Выбился из сил.
Я бы лучше мячик
У ворот ловил.

Палочки, палочки,
Палочки кривые.
А должны быть палочки,
Палочки прямые.

Я сейчас бы мультик
С другом посмотрел,
На велосипеде
По двору летел.

Палочки, палочки,
Палочки кривые.
А должны быть палочки,
Палочки прямые.

Подарите робота
Мне на день рождения,
Пусть выполнит задание
Он всем на удивление.

Палочки, палочки,
Палочки другие –
Ровные, красивые,
Палочки прямые.

Первое сентября

Эдуард Успенский

Нежарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты.
У первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но веселый,
Грустишь ты: — До свиданья, лето!
И радуешься: — Здравствуй, школа!

Право и лево

Валентин Берестов

Стоял yченик
Hа pазвилке доpог.
Где пpаво, где лево,
Понять он не мог.

Hо вдpyг yченик
В голове почесал
Той самой pyкою,
Котоpой писал,

И мячик кидал,
И стpаницы листал,
И ложкy деpжал,
И полы подметал.

«Победа!» — pаздался
Ликyющий кpик.
Где пpаво,
Где лево,
Узнал ученик.

Серьезный мальчик

Ольга Чусовитина

Дима наш серьёзный мальчик,
Ведь теперь он ученик.
У него лежит в портфеле
Для пятёрочек дневник.
Он в портфеле разложил:
Ручки, кисточки, тетрадь
Книжки умные с собой
Не забыл он в школу взять.
Дима наш серьёзный мальчик,
В первом классе учится,
На уроках не болтает
Слушает, не крутится.

Прозвенел звонок по школе,
Вдруг несётся в коридоре
На пути, сметая всех
Ураган, табун, лавина?
Реактивный самолёт? –
Это наш серьёзный Дима
Всех быстрей бежит вперёд.

Урок рисования

Валентин Берестов

Учитель положил на стол морковку.
Раскрыл альбом прилежный ученик.
«Вон тот бочок в тени. Дадим штриховку.
А этот на свету. Положим блик».

Малыш трудился, не жалея сил,
Штриховку на морковку наносил.
И все ж явились рядышком с морковкой
Два зайца, пароход, солдат с винтовкой.

www.uchportal.ru

Стихи о войне для конкурса чтецов

Стихи о войне для конкурса чтецов

Каждый год в школах проводят конкурс чтецов ко Дню Победы. Порой тяжело найти проникновенное стихотворение о войне которое понравилось бы одновременно и ученикам, и родителям, и учителю. Предлагаем вам подборку трогательных стихов о войне на  конкурс чтецов для школьников.

Пока память жива! 
Чеботарева З.

Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава…
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!

Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки –
Ведь память жива!

Они помнят весну 45-го года…
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!

Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва…
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!

***

Роберт Рождественский

БАЛЛАДА О МАЛЕНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ

На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды — прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую — по размерам — шинель.
…А когда он упал — некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!

***

Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придет никогда, – помните! 
Отрывок из “Реквиема” Роберта Рождественского

Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем   будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, – помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли   помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, – о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года   и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаем, – помните!

***

СТИХИ О ПОЧТАЛЬОНКЕ

Татьяна Черновская

Ей пятнадцати нет -девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.

В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.

Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.

Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.

Ребятишкам –картошка в печке,
Ей с утра –с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.

В деревнях –старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.

Треугольник – живой! Удача!
Коли  серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…

Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.

Вести черные –похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя –Беда.

Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.

***

ДЕДУШКИН РАССКАЗ

Андрей Парошин

Вчера мне рассказывал дедушка Женя:
Отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат,
Один пистолет и один автомат.

Всё больше в отряде погибших бойцов,
Всё крепче фашисты сжимают кольцо, –
Они за кустами, они за камнями.
И крикнул мой дедушка: “Родина с нами!”.

И все побежали навстречу врагу,
И стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, –
И вот, удалось совершить им прорыв.

Сквозь лес по болоту они уходили:
А деда медалью потом наградили.

***

Андрей Дементьев

БАЛЛАДА О МАТЕРИ

Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.

Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.

И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.

Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.

Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!

…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.

Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.

Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.

Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.

Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:

Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.

Он рванулся из траншеи в бой. 
Встала мать прикрыть его собой.

Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.

— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…

Кадр сменился. сын осталься жить.
Просит мать о сыне повторить.

Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить…

И опять в атаку он бежит,
Жив-здоров, не ранен, не убит.

Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Алексей, Алёшенька, сынок.
Словно сын её услышать мог.

Дома всё ей чудилось кино.
Всё ждала — вот-вот сейчас в окно,

Посреди тривожной тишины
Постучится сын её с войны.

***

Константин Симонов

ЖДИ МЕНЯ

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941

***

ПАМЯТНИК

Георгий Львович Рублёв (1916-1955)

Это было в мае, на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

***

МЕДСЕСТРА

Александр Бывшев

Молодая медсестричка,
Наш товарищ лейтенант.
Под пилоткою косичка.
(Ей так шёл бы белый бант.)

И откуда эта сила
В хрупкой девушке бралась?
Скольких с поля выносила,
Взрывов будто не боясь.

Помню, пулею шальною
Тяжко ранен был в плечо
Слышу голос надо мною:
«Милый, потерпи ещё…»

Бинтовала торопливо,
Затихал вечерний бой,
И от нежности прилива
Как-то притупилась боль.

Отгремел салют… Эх, Рита.
Жили б, если б не война…
Мне из прошлого с гранита
Улыбается она.

***

Юлия Друнина “Ты вернешься”

Машенька, связистка, умирала
На руках беспомощных моих.
А в окопе пахло снегом талым,
И налет артиллерийский стих.
Из санроты не было повозки,
Чью-то мать наш фельдшер величал.

…О, погон измятые полоски
На худых девчоночьих плечах!
И лицо – родное, восковое,
Под чалмой намокшего бинта!..

Прошипел снаряд над головою,
Черный столб взметнулся у куста…

Девочка в шинели уходила
От войны, от жизни, от меня.
Снова рыть в безмолвии могилу,
Комьями замерзшими звеня…

Подожди меня немного, Маша!
Мне ведь тоже уцелеть навряд…

Поклялась тогда я дружбой нашей:
Если только возвращусь назад,
Если это совершится чудо,
То до смерти, до последних дней,
Стану я всегда, везде и всюду
Болью строк напоминать о ней –
Девочке, что тихо умирала
На руках беспомощных моих.

И запахнет фронтом – снегом талым,
Кровью и пожарами мой стих.

Только мы – однополчане павших,
Их, безмолвных, воскресить вольны.
Я не дам тебе исчезнуть, Маша, –
Песней возвратишься ты с войны!

***

Сурков Алексей

“УТРО ПОБЕДЫ”

Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина… Тишина… Не во сне – наяву.
И сказал пехотинец: – Отмаялись! Баста!-
И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые –
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.

1945

***

“Та война отгремела много вёсен назад…”

Ольга Подчиненова

Та война отгремела много вёсен назад,
Преклонивши колена плачет старый солдат.
Загрубевшей рукою гладит тёмный гранит,
Где под серой плитою батальон их лежит.

Золотятся от солнца на груди ордена,
Их стальною рукою раздавала война,
Щедро каждую рану заливая свинцом,
И от боли кричала перекошеным ртом.

Сколько жизненей невинных той войной унесло,
Сколько в танках сгорело и в полях полегло,
Сколько их недоживших, знает только земля,
Свою жизнь положивших за тебя и меня,

Чтоб любили и жили. Как же верили в нас!
Чтобы счастливы были наши дети сейчас,
Чтобы утро рождалось в синеве тишины,
Чтоб не предала память той далёкой войны.

У былого мальчишки столько боли в глазах,
Как по старым дорогам – по морщинам слеза.
Рвётся снова в атаку из гранита комбат,
Не выходит из боя своим сердцем солдат…

Как же тяжко досталось, победившим войну.
Их так мало осталось , защитивших страну,
Только, чтоб мы с тобою жить сегодня могли.
Ветеранам Великой поклонюсь до земли.

***

Неизвестный солдат
Ю.Коринец

Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.

Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.

Неизвестный солдат,
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернётся назад.

Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.

***

Юлия Друнина «Солдатские будни»

Только что пришла с передовой
Мокрая, замёрзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.

Так устала — руки не поднять,
Не до дров, — согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу — те, кому помочь
Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра!» —
Крикнут мне товарищи в награду.

Да ещё сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
— Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!

***

И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища…
Память,
Душу мне
Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.

(Ю. Друнина)

***

ЕВПАТОРИЙСКОМУ ДЕСАНТУ

Розовая дымка тамариска
Затянула шрамы старых ран
В месте, где высаживался с риском
На безмолвный берег наш десант.

Да, силёнок было маловато!
Разбросало в штормовой волне,
Но штыки-в руках, и есть гранаты-
Для врага достаточно вполне.

Ни к чему слова, излишни клятвы,
Вы решили биться до конца…
Тельники и чёрные бушлаты
Защищали души и сердца.

Еле тлела жизнь среди развалим,
Город спал, лишь грохотал прибой.
Ни враги, ни жители не знали
То, что очень скоро грянет бой.

Что начнут в исподнем немцы драпать,
Чувствуя пришедший смертный час,
Что сгорят они и их гестапо,
Не уйдя от кары в этот раз.

Им, Европу захватившим с треском,
С маршами, с фанфарами, с гульбой,
В Городе вдруг станет мало места,
А ведь шёл всего сорок второй.

Как же им той ночью было страшно
И не согревал ни шнапс, ни ром…
Призрак беспощадной рукопашной
Нависал дамокловым мечом.

Пронеслась по лабиринту улиц
Чёрной смертью тысяча чертей…
Шёл десант, и настигали пули
В панике бежавших патрулей.

То была Победа без сомненья,
Только силы вражьи – велики…
Трое суток в полном окруженье.
Дрались, погибая, моряки.

Чудом, но сумел в каменоломни
Поредевший отойти отряд.
Мы должны их поимённо помнить –
Жизни положивших здесь ребят.

А забудем – у морского среза
Прочно утвердились на песке
Три матроса, тройка острых лезвий,
Слившихся в отчаянном броске.

Вот он, Город, мирно спящий, близко,
Память благодарную хранит
Розовая дымка тамариска
И дождями вымытый гранит.

Сергей Овчаренко

ucthat-v-skole.ru

Люди помогите! Подскажите выйгрышный стих на конкурс чтецов, тема нейтральная, но что бы тронула! ) Зарание спасибо)

на тему войны можно это
“Война”

Война. Кому все это было нужно?
Амбиции, корысть, и власть?
И так ли сложен смысл слова дружба?
Но распахнулась ядерная пасть

И жрет живых, чинов не разбирая,
И, скалясь черепом холодным и пустым,
Не видит смерть вокруг конца и края.
И стала боль привычным и родным.

Зачем? Куда уходят братья, сестры?
Мои, твои хорошие друзья.. .
Политика? А так хотелось просто
Истории послушать у огня.

Ни доблести, ни чести, все иначе.
Лишь пламя, бомбы и опять с нуля.
И тот, кто бьет, от жалости не плачет.
А тот, кто выжил, тот и у руля.

И так ли важен опыт и сноровка,
Когда не будят прежде, чем убить?
И не поможет меч или винтовка
Внезапный взрыв тебе остановить.

И до какой, простите, капли крови
Весь этот будет множиться кошмар?
Пока есть деньги, и еще есть воля?
Пока пылает ядерный пожар?

Враги? ! Да, бред! Политика и Сила!
А кто подскажет: это нахрена? !
И тишина.. . холодная могила.
И вот, забыла про меня война.. .

автора правда незнаю. .

вот ещё один. . тож автора незнаю. .
Как жаль, что ангел может ошибаться,
предать, любить и верить в божество.. .
Терять и злобно, с завистью, смеяться,
И в мир вводить разврата торжество.
И этот ангел падший без возврата,
Он губит сам себя, и каждый век
наполнит мир безумством, как из ада,
Ведь падший ангел – это человек.

вот ещё штука.. .
Если прислушаться к музыке сердца,
И на мгновенье забыть о делах,
Ты, преоткрыв бесконечности дверцу,
Ангела неба узришь в небесах.

Светлые кудри спадают на плечи
А за спиной два огромных крыла,
Это твой ангел явился на встречу,
Он не покинет тебя никогда.

Всю твою жизнь он находиться рядом,
Шепчет подсказки на трудном пути
Ангелу жизни не нужно награды
Грустные мысли оставь позади.

ну и последний…. автор тож незнаю. . все эти стихи в инете нашёл)) )

Ангел плачет… Видно, потерялся.
Не нашёл того, кого берёг.
И того, к кому в ночи являлся,
И кого он пристально стерёг.. .

Ангел плачет, крыльями колышет.
И лицо закрыл от всех руками.
А прохожие не видят и не слышат –
Заняты своими пустяками.. .

Ангел плачет горько и с надрывом,
Где его заблудшая душа… ?
В этом нашем мире суетливом,
Где живут создания, греша.?. .

Ангел плачет, за людей страдая.
Души редко стали попадать
За врата Божественного рая.
Слишком поздно, можно опоздать.. .

«Ангел плачет! Ангел плачет, мама! » –
Тычет пальчиком испуганный малыш.
«Это клоун, акция, реклама…
Он специально, ради денег лишь! »

Ангел плачет, и, шатаясь от бессилья,
Смотрит на наш мир, как на мираж.. .
Где всё больше злобы и насилья,
Слыша в спину злобное «алкаш» …

Ангел плачет, но помочь не может.. .
Люди выбирают сами путь.. .
Помоги очистить души, Боже!
Помоги спасти их и вернуть!

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *