Разное

Стихи про осень для детей старшей группы: Стихи о природе осень для детей

Содержание

Стихи о природе осень для детей

1

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

2

Идет по дороге Огромный букет.
В туфельках – ноги,
Сверху – берет.
В школу шагают
Букеты цветов –
Каждый
К учебному году
Готов.
3

Пришла осенняя грустинка,
Здесь не поможет витаминка!
Помогут только “обнимашки”,
Горячий чай и “целовашки”.
Давайте холодам назло
Дарить ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО!

4

Я хожу, грущу один,
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето.

Я ему бросаю круг —
Свой венок последний.
Только лето не спасти.
Если день — осенний.

5

Миновало лето,
Солнце из-за туч
С ласковым приветом

Не бросает луч;
Листья облетели
Средь осенних вьюг,
Птички улетели
На далёкий юг;
На дворе, и в поле,
И в глуши лесов
Не слыхать их боле
Звонких голосов.

6

Птицы к югу потянулись,
Значит, осень на дворе.
Рано утром мы увидим
Белый иней на траве.
Сбросили деревья листья.
Ярко-синяя река
Словно в зеркале холодном,
Отражает облака.

7

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

8

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой. ../

9

Осенний лес, играя красками,
Плетет из кроны древ венки,
Своими солнечными ласками
Балуют теплые деньки.

Вот наслаждение безмерное –
Идти по праздничной тропе
Вдоль кленов радужных, наверное,
С букетом лиственным в руке.

И очень тихо, доверительно
На ушко осень ветерком
Прошепчет то, с чем умозрительно
Давно уж каждый был знаком.

10

Осенний лес, играя красками,
Плетет из кроны древ венки,
Своими солнечными ласками
Балуют теплые деньки.

Вот наслаждение безмерное –
Идти по праздничной тропе

Вдоль кленов радужных, наверное,
С букетом лиственным в руке.

И очень тихо, доверительно
На ушко осень ветерком
Прошепчет то, с чем умозрительно
Давно уж каждый был знаком.

11

Аллея осенью
Константин Фофанов

Пышней, чем в ясный час расцвета,
Аллея пурпуром одета.
И в зыбком золоте ветвей
Еще блистает праздник лета
Волшебной прелестью своей.

И ночь, сходящую в аллею,
Сквозь эту рдяную листву,
Назвать я сумраком не смею,
Но и зарей — не назову!

12

ХОДИТ-БРОДИТ ОСЕНЬ
По лесным тропинкам
Ходит-бродит осень.
Сколько свежих шишек
И зеленых сосен!
И листок березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой!

13

14

Отчего березка платье поменяла?
Летом – вся в зеленом, нынче желтой стала.
Отчего осинка вдруг переоделась?

Снизу до макушки вся она зарделась.
Отчего на ветках бусы у рябины,
Может у кого-то будут именины?

15

Какая чУдная пора!
Пришла к нам в гости снова Осень!
В багрец нарядятся леса,
Разнообразится листва,
И ветер запоет средь сосен!
Какая чудная пора!
УРА! Встречайте! Снова ОСЕНЬ!!!

16

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

17

Стала сладкою рябина…
Вся трава — как веник…
Муравей несет дубину
В теплый муравейник. ..
В муравейнике напилит
Из нее поленья…
Потому что наступила
Осень… к сожаленью…

Стихи детям про осень для садика

Говорили на опушке

Две залетные кукушки:
«Дуб зеленый, почему
Не летишь за нами?
Будет грустно одному
Зимними ночами».
Дуб зеленый услыхал,
Долго думал думу,
Долго ветками махал,
Много было шуму.
За ночь листья пожелтели
И наутро облетели.

19

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

20

Тихо первый листопад
Заглянул в осенний сад.
Дуб бросает по листочку
То на клумбу, то на кочку.

Полосатый лист рябины…
Липы, ясеня, осины…
Кружат плавно в синеве –
Лягут золотом в траве.

А пройдёт денёк-другой –
Всех накроют с головой
Королевские, резные
Листья клёна расписные.

21

Под берёзой,
Под осиной,
Шевелясь едва-едва,
Будто выводок утиный,
По реке плывет листва.
– Не забудьте, не забудьте
Возвратиться к нам весной!..
– Ути-ути!.. Ути-ути…
Утихает мир лесной.
И стоят деревья-мамы,
И тревожно шелестят,
И глядят на самых-самых
Жёлтых
маленьких
лисят.

22

23

Щебетанье воробьёв,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поёт лучу.
В грёзе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю.

24

Если на деревьях Листья пожелтели,
Если в край далекий Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется –
Значит это время года
Осенью зовется!

25

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. ..

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Сценарий осенней квест-игры для детей старшей группы «Листопадный сюрприз»

Сценарий осенней квест-игры для детей старшей группы «Листопадный сюрприз»

Цель: Развлечь детей.

Задачи:

  • Развивать умение слушать инструкцию взрослого.
  • Развивать умения применять полученные знания на практике.
  • Развивать умение работать в команде.

В группе. Воспитатель начинает мероприятие как обычное занятие.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о самом красивом времени года – осени. Об осени вы знаете не мало. Вы учили стихи и песни, много говорили об изменениях, которые происходят в природе осенью, рисовали, делали поделки.

И сейчас можно подвести итоги.

Но сначала, давайте споем песню об осени.

Ставится минусовка песни, которую разучивали дети на музыкальных занятиях.

Песня об осени

 

Воспитатель: Осень немного волшебное время года, и осенью очень хочется праздника или чего-то необычного. Давайте, попробуем позвать к себе это волшебство. Может получится…

Осень, Осень приходи, волшебство нам подари!

Выбегает леший.

Материал: Мешок. В нем карточки – жребий.

Конверты с подсказками 3 шт.

Леший: Помогите! Беда! Беда!

Воспитатель: Да это ж Леший. Успокойся, что случилось?! Расскажи толком!

Леший: Ой, как стыдно, как обидно!!!

Осень приготовила для детей подарки. Оставила их мне, велела их ребятам раздать. А сама ушла по лесам, по полям проверять, весь ли урожай собран, всё ли готово к зиме.

Воспитатель: Подарки – это прекрасно! Где же они?

Леший: В этом то и беда! Я во время листопада украсил этими подарками дерево, а какое — забыл!!! Думал, дети найдут подарки на украшенном дереве, порадуются, Осени спасибо скажут. А подарков то и нет.

Воспитатель: Ты не прав. Подарки есть, только их найти надо.

Леший: Но теперь-то это будет не просто. Надо пройти испытания, поучаствовать в конкурсах, вспомнить стихи и загадки. Ребята, вы готовы!? (ответы детей)

Тогда в путь!

Путь предстоит не простой. Вам надо разделиться на команды. В мешочек руку запусти, листочек там себе найди.

С помощью простого жребия дети делятся на три команды. С каждой командой идет взрослый-сопровождающий (ведущий.)

Посмотрите, друг на друга. Теперь вы команды и должны во всём помогать друг другу и поддерживать. Вы добьётесь успеха, только если будете внимательными, дружными и прислушиваться друг к другу.

А теперь запомните правила:

  • Передвигаться от остановки до остановки только шагом.
  • Говори, а не кричи
  • Соблюдай правила на каждой остановке

Вашим ведущим я даю конверты. Открыть их можно только после того, как вы оденетесь и будете готовы к приключениям!!! Счастливого пути и удачи вам!

Дети одеваются, все команды расходятся согласно маршрутному листу или заданиям подсказкам.

Все остановки расположены на территории дошкольного учреждения.

Остановки:

Поэтическая

Знайка

Лесные загадки

Осенние проделки

Огородная мозаика

На каждой станции по завершению задания каждая команда должна получить конверт с подсказкой и деталь пазла.

Поэтическая.

Материал: Конверты с подсказками 3 шт. На каждом конверте значок одной из команд. В конверте подсказка-направление, куда идти дальше.

Элементы пазла по одному на каждую команду.

Лисичка: Здравствуйте, ребята! Я знаю, зачем вы пришли. Вам нужен конверт с подсказкой. У меня он есть, но просто так я вам его не отдам. Я очень люблю красивые стихи. А в лесу их не часто услышишь. Вы знаете стихи? (ответы детей)

Расскажите, мне стихи и если они мне понравятся, я вам отдам конверт.

Дети рассказывают знакомые стихи об осени.

Очень красивые стихи. Вы меня очень порадовали. Вот вам конверт! Желаю удачи!

Знайка.

Материал: Веревка с привязанными мешочками (по одной веревке на каждую команду). В каждом мешочке «дар от дерева» (листочек, семечко, плод).

Ножницы.

Конверты с подсказками 3 шт.

Элементы пазла по одному на каждую команду.

Знайка: Здравствуйте, ребята, вы пришли за подсказками? Подсказку вы получите, только пройдя испытание. Каждый мешочек прячет подарок от дерева. Надо назвать что это, и с какого дерева подарок.

Запомните правило: Не кричать всем вместе! Говорит только тот, у кого в руке мешочек. Не знаешь ответ, передай мешочек другому. Крикуну штраф.

Вот вам ножницы. Удачи! Помните правила!

Натянута веревка, на веревке висят мешочки. Дети срезают мешочки (по одному), и отвечают, с какого дерева плод (листик, семечко).

Осенние загадки.

Материал: карточки с загадками.

«Ответы на загадки» на магнитной основе

Мольберт с магнитной доской

Платочки для танца

Музыкальная колонка

Конверт с подсказкой 3 шт.

Элементы пазла по одному на каждую команду.

Детей встречает ведущий в народном костюме, рассаживает детей по кругу.

Тетушка затейница: Дорогие ребята! Вы пришли в гости к тетушке затейнице. Я знаю много загадок, потешек, прибауток, сказок… А вы знаете? Вот сейчас я это и проверю. Отгадайте мои загадки, а из отгадок составьте картину. А чтобы понять, какую картину вы будете собирать, отгадайте первую загадку…

Загадки взяты с сайтов интернета.

1. Осень

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья! (ответы детей)

Конечно, это осень! Чтобы пройти испытание, вам надо составить картину из осенних отгадок. Готовы собрать? Тогда слушайте!

За каждую отгадку дети получают фигурку – отгадку на магнитной основе.

2. Трава

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее беда,

Она их главная еда.

3. Елка

Ёжик на нее похож,

Листьев вовсе не найдешь.

Как красавица стройна,

А на Новый год — важна.

4. Рябина

Это дерево по моде,

Осенью одели вроде,

У зеленого пальто

Пуговки красны зато.

5. Желудь

Есть и брюшки, есть и шляпки –

Развеселые ребятки!

А живут на ветках дуба!

Много тут не надо думать!

Очень любит их свинья.

И любуюсь ими я.

Цветом темно-желтые

Гладенькие …

(детям дается фигурка — дерево с нарисованным желудем)

6. Туча

Пушистая вата

плывет куда-то,

Чем вата ниже,

тем дождик ближе.

7. Дождь

Если плачу — не беда.

Вместо слез течет вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи.

8. Листопад

Ветер листьями играет,

Их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат,

Это значит …

(даются несколько листочков разной формы и дети «развешивают листопад»)

Прекрасная получилась картина! Здесь и деревья в осенних уборах и дождик и листопад! Получайте конверт с подсказкой и кусочек пазла. Но подсказку прочитаете после танца. Вот вам по платочку и давайте станцуем осенний танец.

Танец-импровизация с осенними листьями.

Молодцы, ребята! Замечательный танец получился! Идите дальше искать подсказки.

Осенние проделки.

Материал: обручи по количеству детей в команде.

Музыкальная колонка

Конверт с подсказкой

Элементы пазла по одному на каждую команду.

Зайка: Привет, ребята! Я зайка-побегайка. Люблю бегать и скакать, хочу с вами поиграть. Кто со мной?!

Давайте поиграем. Вот обручи. Это заячьи домики. Будет музыка играть, будут зайчики скакать. Только музыка замрет, зайка тут же дом найдет. Вот только домиков на всех не хватит. Чур, не обижаться, и не плакать — бездомный заяц выходит из игры. Выиграете вы — отдам подсказку и кусочек пазла, выиграю я – конверт у меня останется.

Игра: Бездомный заяц.

Зайка играет вместе с детьми.

В конце игры дети получают конверт и элемент пазла.

Огороднаяя мозаика.

Материал: плакат с нарисованной репкой

Дополнительные листья с клейкой основой.

Платок.

Конверт с подсказкой 3 шт

Элементы пазла по одному на каждую команду.

Художник: Здравствуйте, ребята! Я мастер-художник Репкин. Ох, и люблю я репки рисовать! Нарисовал репку, но забегался и не все детали нарисовал. Помогите мне доделать рисунок. Надо вот эти листья прикрепить к репке. Но я люблю почудачить – все детали надо прикрепить с завязанными глазами. Один прикрепляет, а все остальные подсказывают. Надо выбрать того, кто будет прикреплять листочек. А поможет нам в этом считалка.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять

Мы хотели поиграть.

Но не знали, как нам быть –

Все хотели поводить!

На тебя укажем мы,

Это точно будешь ты!

Ребенок с завязанными глазами пытается прикрепить детали на нужное место. Дети меняются столько раз, пока листочки не будут наклеены правильно.

Молодцы! Все постарались! Репка чудо, как хороша получилась! Получайте конверт с подсказкой и кусочек пазла.

Последняя подсказка-направление для всех команд – это точка общего сбора. Например, веранда группы. Все три команды встречаются.

На веранде детей встречает леший.

Леший: Как я рад, что снова вас встретил. Как ваши успехи? Собрали подсказки?

Воспитатель: Да вот, за каждое пройденное испытание мы получили по кусочку картинки.

Леший: Так надо собрать одну общую картинку!

Дети собирают пазл. На пазле изображено дерево, на котором дети найдут подарки (у нас был дуб – он у нас единственный на всей территории детского сада). Пока дети собирают картинку, кто-нибудь из взрослых развешивает стрелки-указатели к дереву.

Леший: Да это же дуб! Вот я, распята! Подарки же на дубе! Кто знает, где у вас здесь дуб растет? Если дети знают, где растет указанное дерево, то стрелки и не нужны. Отведите меня к дубу! Дети ведут лешего к дубу.

Если дети затрудняются ответить, то леший обращает их внимание на стрелки.

Леший: Ой, смотрите, откуда здесь взялись стрелки? Как вы думаете, куда они нас приведут? Ответы детей. Пойдемте по стрелкам и проверим это!

Дети доходят до дерева, и каждый срывает себе подарок.

Леший: Это вам подарки от Осени! Растите большими, умными и дружными! А мне в лес пора. До свидания ребята!

< Предыдущая   Следующая >

Полярные сияния осени – Сияние осени Поэма Уоллеса Стивенса

Здесь живет змей, бестелесный.
Его голова – воздух. Под его кончиком ночью
Глаза открываются и смотрят на нас в каждом небе.

Или это очередное выворачивание из яйца,
Еще одно изображение в конце пещеры,
Еще один бестелесный для тела?

Здесь живет змей. Это его гнездо,
Эти поля, эти холмы, эти цветные дали,
И сосны над морем, вдоль и по бокам.

Это глотание формы после бесформенности,
Скин мигает для желаемых исчезновений
И сверкает змеиное тело без кожи.

Это выступающая высота и ее основание
Эти огни могут наконец достичь полюса
В самую полночь и найди там змея,

В другом гнезде хозяин лабиринта
О теле и воздухе, формах и образах,
Неустанно владеть счастьем.

Это его яд: что мы не должны верить
Даже это. Его медитации в папоротниках,
Когда он чуть-чуть шевельнулся, чтобы убедиться в солнышке,

Убедил нас не меньше. Мы видели в его голове,
Черные бусы на камне, крапчатое животное,
Движущаяся трава, индеец на поляне.

II

Прощай, идея. . . Кабина стоит,
Безлюдный, на пляже. Он белый,
По обычаю или согласно

Родовая тема или как следствие
Бесконечного курса. Цветы у стены
Белые, немного подсохшие, своеобразная метка

Напоминая, пытаясь напомнить о белом
Это было по-другому, по-другому, в прошлом году
Или раньше, не белее стареющего дня,

То ли свежее, то ли тусклое, то ли зимнее облако
Или зимнего неба, от горизонта до горизонта.
Ветер гонит песок по полу.

Здесь быть видимым значит быть белым,
Существо из сплошного белого, достижение
Экстремиста на учениях. . .

Времена года меняются. Холодный ветер охлаждает пляж.
Длинные ряды его становятся длиннее, пустее,
Тьма сгущается, хотя и не падает

И белизна на стене становится менее яркой.
Идущий человек тупо поворачивается на песке.
Он наблюдает, как север всегда увеличивает изменение,

Своим холодным блеском, своими сине-красными взмахами
И порывы великих возгораний, его полярно-зеленый,
Цвет льда, огня и одиночества.

III

Прощай, идея. . . Лицо матери,
Цель поэмы, заполняет комнату.
Они вместе, здесь и тепло,

Без предвидения грядущих снов.
Уже вечер. Дом вечерний, полурастворенный.
Остается только половина, которой они никогда не смогут владеть,

Неподвижные звезды. У них есть мать,
Кто придает прозрачность их нынешнему покою.
Она делает нежнее то, что может быть нежнее.

И все же она растворяется, она уничтожается.
Она дает прозрачность. Но она постарела.
Ожерелье – это резьба, а не поцелуй.

Мягкие руки – это движение, а не прикосновение.
Дом рухнет, а книги сгорят.
Они вольны в убежище ума

И дом разума и они и время,
Вместе, все вместе. Северная ночь
Будет выглядеть как мороз, когда он приблизится к ним

И матери, когда она засыпает
И, как говорится, спокойной ночи, спокойной ночи. Вверх по лестнице
Будут освещены окна, а не комнаты.

Ветер развеет свое ветреное величие вокруг
И постучать прикладом в дверь.
Ветер повелевает им непобедимым звуком.

IV

Прощай, идея. . . Отмены,
Отрицания никогда не бывают окончательными. Отец сидит
В космосе, где бы он ни сидел, мрачного взгляда,

Как тот, что силен в кустах своих глаз.
Он говорит нет на нет и да на да. Он говорит да
Нет; и, говоря да, он прощается.

Он измеряет скорость изменений.
Он прыгает с небес на небеса быстрее
Чем злые ангелы прыгают с небес в ад в огне.

Но сейчас он сидит в тишине и зелени дня.
Он принимает большие космические скорости и порхает ими
От облака к безоблачному, от безоблачного к ясному

В полетах глаз и ушей самый высокий глаз
И самое низкое ухо, глубокое ухо, что различает,
Вечером то, что его сопровождает, пока оно не услышит

Собственные сверхъестественные прелюдии,
В тот момент, когда ангельский глаз определит
Его актеры приближаются, в компании, в масках.

Мастер О мастер, сидящий у огня
И всё же в космосе и неподвижно и всё же
Движения вечно сияющего начала,

Глубокий, но король и корона,
Посмотрите на этот настоящий трон. Какая компания,
В масках, может ли с голым ветром спеть?

В

Мать приглашает человечество в свой дом
И табл. Отец приводит рассказчиков сказок
И музыканты, которые много немых, много размышляют о сказках.

Отец приводит негритянок на танец,
Среди детей, как любопытные спелости
Образ созревания танца.

Для них музыканты делают коварные ноты,
Царапают пение своих инструментов.
Дети весело смеются и звенят.

Отец приносит представления из воздуха,
Сцены театра, виды и леса
И занавески, как наивная притворство сна.

Среди них музыканты зажигают инстинктивную поэму.
Отец гонит свои беспасные стада,
Из варварского языка, рабов и задыхающихся половинок

Дыхания, послушного прикосновению его трубы.
Тогда это Шатийон или как вам угодно.
Мы стоим в суматохе праздника.

Какой праздник? Этот громкий, беспорядочный шалопай?
Эти госпитальеры? Эти звероподобные гости?
Эти музыканты дублируют трагедию,

А-даб, а-даб, который состоит из этого:
Что нет слов, чтобы говорить? Нет игры.
Или люди действуют так, просто находясь здесь.

VI

Это театр, плывущий сквозь облака,
Само по себе облако, хотя и из туманной скалы
И горы бегут, как вода, волна за волной,

Сквозь волны света. Это преобразование облака
Облако снова преобразилось, лениво, путь
Сезон без конца меняет цвет,

Кроме расточительства себя на сдачу,
Когда свет меняет желтый цвет на золото и золото
К его опаловым элементам и восторгу огня,

Разбрызгивается широко, потому что любит великолепие
И торжественные удовольствия великолепного космоса
Облако лениво плывет сквозь полумыслимые формы.

Театр наполнен летающими птицами,
Дикие клинья, как дым вулкана, ладонкоокие
И исчезает, паутина в коридоре

Или массивный портик. Капитолий,
Может быть, зарождается или только что
Свернуто. Развязку приходится откладывать. . .

Это ничто, пока в одном человеке не содержится,
Ничего, пока эта именованная безымянная вещь не будет
И уничтожен. Он открывает дверь своего дома

В огне. Ученый одной свечи видит
Арктическое сияние вспыхивает на кадре
Из всего, чем он является. И он чувствует страх.

VII

Есть ли воображение, которое восседает на троне
Как бы мрачно это ни было, справедливое
И неправедный, что посреди лета останавливается

Зиму представить? Когда листья мертвы,
Занимает ли он место на севере и обволакивает ли себя,
Козел-прыгун, кристаллизованный и светящийся, сидящий

В самую высокую ночь? И украшают ли эти небеса
И провозгласи его, белый творец черного, струйный
Тушением даже планет, как может быть,

Даже на земле, даже на виду, в снегу,
За исключением случаев, когда это необходимо по причине величества,
В небе, как корона и бриллиант кабалы?

Он прыгает сквозь нас, через все наши небеса прыгает,
Потушить наши планеты одну за другой,
Уходя, где мы были и смотрели, где

Мы знали друг друга и друг о друге думали,
Дрожащий остаток, застывший и забытый,
Кроме этой короны и мистической интриги.

Но он не посмеет случайно прыгнуть в собственную тьму.
Судьба должна превратиться в легкий каприз.
И, таким образом, его выброшенная трагедия, его стела

И форму и скорбный ход искать
Что должно его разрушить и, наконец, что может,
Скажем, легкомысленное общение под луной.

VIII

Всегда может быть время невинности.
Никогда нет места. Или, если нет времени,
Если дело не во времени и не в месте,

Существующий в идее об этом, в одиночестве,
В смысле против бедствия не
Менее реальный. Старейшему и холоднейшему философу,

Есть или может быть время невинности
Как чистый принцип. Его природа – его конец,
Что должно быть, но не быть вещью

То, что щемит жалость жалкого человека,
Как книга вечером красивая, но неверная,
Как книга о восхождении красивой и истинной.

Это похоже на вещь из эфира, которая существует
Почти как предикат. Но он существует,
Он существует, он виден, он есть, он есть.

Итак, эти огни не заклинание света,
Высказывание из облака, но невинность.
Невинность земли и никаких ложных знаков

Или символ злобы. Что мы приобщаемся к этому,
Ложитесь, как дети, в эту святость,
Как будто очнувшись, мы лежим в тишине сна,

Как будто невинная мать пела в темноте
Из комнаты и на аккордеон, вполуха,
Создал время и место, в котором мы дышим. . .

IX

И мысли друг о друге — на идиоматическом языке
Работы, говоря языком невинной земли,
Не загадка греховного сна.

Мы были как датчане в Дании весь день
И хорошо знали друг друга, озлобленные земляне,
Для кого диковинным был еще один день

Недели, более странной, чем воскресенье. Мы думали одинаково
И это сделало нас братьями по дому
В котором мы питались тем, что были братьями, питались

И откормленный, как на чинных сотах.
Эта драма, в которой мы живем — Мы лежим липкими от сна.
Это ощущение активности судьбы—

Рандеву, когда она пришла одна,
Ее приход стал свободой двоих,
Изоляция, которую могли разделить только двое.

Следующей весной нас найдут висящими на деревьях?
Какой беды в сей неизбежности:
Голые конечности, голые деревья и острый как соль ветер?

Звезды надевают сверкающие пояса.
Они набрасывают на плечи сверкающие плащи
Как последнее украшение великой тени.

Оно может прийти завтра простым словом,
Почти как часть невинности, почти,
Почти как самая нежная и самая верная часть.

Х

Несчастные люди в счастливом мире—
Прочтите, равви, фазы этой разницы.
Несчастные люди в несчастливом мире—

Слишком много зеркал для страданий.
Счастливые люди в несчастливом мире—
Не может быть. Там нечего катить

На выразительном языке находка клыка.
Счастливые люди в счастливом мире—
Буффо! Бал, опера, бар.

Вернитесь туда, где мы были, когда начали:
Несчастные люди в счастливом мире.
Теперь прославьте тайные слоги.

Прочтите собранию на сегодня
А на завтра эта крайность,
Это изобретение призрака сфер,

Изобретение баланса для создания целого,
Витальный, неиссякаемый гений,
Выполнение его медитаций, больших и малых.

В этих несчастных он медитирует целиком,
Полный удачи и полный судьбы,
Как будто он прожил все жизни, что бы знать,

В зале харридан, а не в тихом раю,
Торгуясь с ветром и погодой, этими огнями
Как пламя летней соломы, в зимней стуже.

| Блог Reedsy Discovery

— опубликовано Среда, 14 сентября

Хайку — это форма традиционной японской поэзии, известная своим простым, но жестким стилем. Они часто черпают вдохновение в природе и запечатлевают короткие моменты времени с помощью эффектных образов. Вот 40 стихотворений хайку, которые должны удивить вас.

1. «Старый пруд» Мацуо Баша

ō

Один из четырех великих мастеров японского хайку, Мацуо Башо известен своими простыми, но заставляющими задуматься хайку. «Старый пруд», возможно, его самая известная работа, остается верным его стилю выражения наблюдений за человеческой природой в рамках естественных образов. Одна интерпретация заключается в том, что, метафорически используя «пруд» как символ разума, Басё выявляет влияние внешних раздражителей (воплощенных лягушкой, традиционным предметом японской поэзии) на человеческий разум.

2. «Свет свечи» Йоса Бусон

Свет свечи

Переносится на другую свечу —

весенние сумерки.

Еще один из великих мастеров хайку, Ёса Бусон известен тем, что привносил в свои стихи определенную чувственность (возможно, благодаря своему обучению в качестве художника). В этом хайку его образ одинокой зажженной свечи на фоне сумерек искусно показывает, как одна свеча может зажечь другую, не уменьшаясь — пока не получится звездное небо.

3. «Скорая помощь Хайку» Ричарда Бротигана

Кусочек зеленого перца

  упал

с деревянной салатницы:

2 и что?

В качестве примера хайку, не придерживающегося традиционных условностей, посмотрите не дальше дерзкой «Скорой помощи хайку» Ричарда Бротигана. Внимательные читатели заметят, что количество слогов не соответствует схеме 5-7-5, а строки тоже не сбалансированы. Ну и что? Соответственно, это стихотворение предполагает, что ничто вообще ничего не значит — в изгнании перца из салатника, в правилах стихотворения или даже (осмелимся сказать) в жизни.

4. «Мир росы» Кобаяси Исса

Этот мир росы

мир росы,

и еще, и еще.

Третий мастер японского хайку Кобаяси Исса вырос в бедности. На этом скромном фоне возникла прекрасная поэзия, выражающая сочувствие к менее удачливым, отражающая повседневные трудности, с которыми сталкиваются простые люди. Это особенно эмоциональное хайку было написано через месяц после смерти дочери Иссы.

5. «Цветение мака» Кацусика Хокусай

Пишу, стираю, переписываю

Снова стираю, а потом

Мак расцветает.

В этом произведении Кацусика Хокусай проводит аналогию между жизнью и своим творчеством — процессами повторяющегося созидания и разрушения. Ни один из них не является линейным или гладким, и оба требуют постоянной работы и настойчивости. Однако наградой за его настойчивость является нечто, несомненно, прекрасное.

6. «В лунном свете» Йоса Бусон 

В бледном лунном свете

запах глицинии

доносится издалека.

Бусон приглашает читателя разделить ностальгию по элементам природы, таким как «бледный лунный свет» и «запах глицинии», вызывающий зрительные и обонятельные чувства — тот факт, что аромат исходит издалека, добавляет элемент переноса. к стихотворению, прося нас представить себе невиданную красоту этого дерева.

7. «Земля трясется» Стива Сэнфилда

Земля трясется

достаточно

, чтобы напомнить нам.

Написанное на английском языке единственное хайку поэта Стива Сэнфилда является тихим напоминанием о нашей смертности, предлагая нам подумать о том, что может быть важно для нас, пока не стало слишком поздно.

8. «На станции метро» Эзры Паунда

Появление этих лиц

в толпе;

Лепестки на мокрой черной ветке.

Все изображения без глаголов, Эзра Паунд деликатно запечатлел неподвижный момент времени. Первое изображение полностью состоит из людей (лица в толпе), а второе показывает только природу (лепестки). Сравнивая их, поэт подчеркивает быстротечность жизни — будь то люди, с которыми мы встречаемся каждый день, или увядающие лепестки.

9. «Вкус дождя» Джека Керуака

Вкус

дождя

— Зачем стоять на коленях?

Да, иконоборец, автор On the Road, тоже написал хайку! Как одна из ведущих фигур поколения битников, он был частью движения, создавшего некоторые из влиятельных стихов 20-го века. Это конкретное хайку имеет много интерпретаций — многие предполагают, что это взгляд Керуака на религию и Бога.

10. «Хайку [для тебя]» Сони Санчес

любовь между нами

речь и дыхание. любить тебя – это

длинная река.

«Хайку [для тебя]» действует как теплое успокаивающее объятие. Поэт проводит сходство между характером их любви и характером «речи» и «дыхания» — естественного и непринужденного. Если бы кто-то прошептал тебе это, ты бы тоже почувствовал любовь?

11. «Линии на черепе» Рави Шанкара

жизнь маленькая, наши головы

грустно. Искупленная и тратящая глину

этот шанс. Быть полезным.

В то время как многие хайку сосредоточены на краткости жизни, эта запись от Рави Шанкара (не имеющая отношения к играющему на ситаре) использует более мрачный подход. Используя глину в качестве метафоры, Шанкар напоминает нам, что у нас есть единственный шанс изменить свою жизнь — либо растратить ее, либо принести пользу.

12. «О улитка» Кобаяши Исса

О улитка

Подняться на гору Фудзи,

Но медленно, медленно!

Помимо своего пессимистического мировоззрения, Исса также был известен тем, что обращал внимание на меньших, менее привлекательных существ, таких как кузнечики, жуки и воробьи. В «О, улитка» он мягко напоминает решительной улитке, что, хотя в жизни есть важные дела (например, восхождение на горы), в жизни есть нечто большее, чем скорость! Гора никуда не денется, не так ли?

13. «Я хочу спать», Масаока Шики

Я хочу спать

Прихлопнуть мух

Потише, пожалуйста.

Последний из четырех великих мастеров хайку, Масаока Шики, имел очень прямолинейный стиль письма. Большую часть своей жизни он страдал от туберкулеза, поэтому его поэзия была выходом из его изоляции. Он часто сосредотачивался на тривиальных подробностях жизни в больничной палате, и в этом хайку его печаль и усталость почти осязаемы.

14. «ЯНВАРЬ» Пола Холмса

Восхитительный дисплей

Подснежники склоняют свои белоснежные головы

Во славу солнца.

Это хайку является частью поэмы Пола Холмса «Год в хайку», где он пытается уловить суть каждого месяца года. Холмс делает это уместно, используя яркие образы, чтобы изобразить плавную смену времен года — как подснежники склоняют свои «белые головы», уступая место славе солнца.

15. «[таяние снега— ]» Пенни Хартер

таяние снега— 

на берегу потока 

маленькие цветы   

Поместив мощный поток реки рядом с нежным цветком, Хартер запечатлел, как все разнообразные элементы природы прекрасно сосуществуют. Хотя поток, безусловно, рисует более агрессивный образ, чем большинство хайку, он уравновешивается идеей таяния снега и нежностью цветов, распускающихся весной.

16. [метеоритный дождь] Майкла Дилана Уэлча

метеоритный дождь

легкая волна

намокает наши сандалии

Еще одно нетрадиционное хайку, которое избегает 5-7-5, запись Уэлча здесь представляет собой снимок редкого момента, разделенного между говорящим и кем-то еще. Порядок трех изображений создает ощущение, что поэт опускает глаза от падающих в небо звезд, прежде чем остановиться на странно интимном образе сидения на пляже. Со всеми чудесами вселенной ничто не сравнится с моментом, проведенным с кем-то из близких.

17. «[Ветер западный шептал]» Р.М. Hansard

West Wind прошептал,

и прикоснулся к векам весны:

Ее глаза, примулы.

Воплощая шепчущий «западный ветер», Р.М. Hansard дает жизнь и свободу действий в мире природы. Добавьте второго главного героя, первоцветного духа весны, и вот оно: чувственный танец, возвещающий смену времен года.

18. «После убийства паука», Масаока Шики 

После убийства

паука, как мне одиноко

в ночном холоде!

«После убийства паука» Масаока Шики — яркий пример способности хайку улавливать мелочи жизни. Наполненный одиночеством и сожалением, After Killing a Spider изображает именно то, что написано на банке. Но затем это переходит в эмоции говорящего после инцидента — ведь после убийства своего единственного спутника говорящий остается один в ночном холоде. Что также интересно, так это то, что первая пауза идет после слова «убийство», подчеркивая жестокость говорящего при выполнении действия, даже если это был всего лишь паук.

19. «[Я убиваю муравья]» Като Сюсон

Я убиваю муравья

и понимаю, что мои трое детей

смотрели.

Если вы еще не насытились действиями по уничтожению насекомых, вот хайку от Като Сюсона. Как и в случае с «После убийства паука», говорящий не испытывает угрызений совести из-за того, что покончил с жизнью, но, возможно, сожалеет о том, что позволил своим детям увидеть их жестокие наклонности. Несмотря на свою короткую длину, это хайку несет в себе мощный посыл: будьте тем человеком, которого вы хотите, чтобы видели ваши дети.

20. «Над зимой» Нацумэ Сосе

Над зимним

лесом, ветры воют в ярости

без листьев, чтобы дуть.

Можно легко представить человека, представленного метафорическим ветром в этом хайку: кто-то в свои зимние годы, который провел год, ругая мир, только для того, чтобы его никто не слушал. В то время как весна часто представляет собой идею надежды в поэзии, зима, безусловно, является сезоном сожалений.

21. «[Вишневый цвет]» Кобаяси Исса

вишневый цвет

осень! падать!

достаточно, чтобы наполнить мой живот

Вишневый цвет – это большое дело в Японии, поэтому неудивительно, что они часто появляются в хайку. В этом стихотворении праздник цветения сакуры, должно быть, в самом разгаре, и говорящий едва может сдерживать свое волнение, желая большего — избытка, от которого аппетит может заболеть и умереть (как сказал бы Шекспир). Этого достаточно, чтобы вы захотели забронировать ближайший доступный рейс в Токио.

22. «[Погасшая лампа]» Нацумэ Сосэки 

Погасшая лампа

Входят крутые звезды

Оконная рама.

Это классика Нацумэ Сосэки, широко уважаемого романиста и автора хайку. Вы можете читать его буквально, думая, что можно любоваться ночным небом во всем его чуде, как только погаснет свет уличного фонаря, или же можно интерпретировать фонарь как активный разум 一 только тогда, когда мы сумеем чтобы успокоить его, мы можем получить доступ к более глубокому и мудрому источнику света, представленному звездами.

23. «[Вчерашний снег]» Гозана

Вчерашний снег

Который падал как вишневый цвет

Это снова вода

Как вы могли заметить, Написание хайку требует почти сверхчеловеческого уровня наблюдательности. Аида Бунноске, также известная как Гозан, говорит о непостоянстве нашего окружения, замечая, как снежинки за очень короткое время превращаются в воду. Эта тема эфемерной природы жизни снова подчеркивается цветением сакуры, которое длится всего около недели после пикового цветения.

24. «[Первое осеннее утро]» Мураками Кидзё

Первое осеннее утро

зеркало, в которое я смотрю

показывает лицо моего отца.

Родившийся в Токио в 1865 году, Мураками Кидзё участвовал в основании Хототогису, литературного журнала, занимавшегося популяризацией современного хайку в Японии. В этом конкретном произведении Кидзё использует простой акт взгляда в зеркало, чтобы передать свою борьбу со смертностью.

25. «[Просто друзья:]» Алексис Ротелла 

Просто друзья:

он наблюдает, как мое марлевое платье

дует на линию.

Современный поэт Алексис Ротелла знает, как использовать обычный человеческий опыт — например, дружбу, которая мешает любви. В одно мгновение мы можем почувствовать разочарование из-за потенциала, который не будет выражен, и желание, которое не будет удовлетворено.

26. «[Что это, если не сон?]» Хакуэн Экаку

Что это, как не сон?

Цветение тоже

Длится всего семь циклов

Это задумчивое хайку Хакуэна Экаку задумчиво размышляет на тему смерти. Как любят напоминать нам авторы хайку, цветение самых прекрасных явлений природы, таких как цветение весенней сакуры, всегда временно. Так совпало, что жизнь Хакуэна также насчитывала семь циклов, так как он умер в возрасте шестидесяти шести лет.

27. «[Даже в Киото]» Кобаяси Исса

Даже в Киото,

Слыша крик кукушки,

Я тоскую по Киото . Стихотворение источает определенную ностальгию и тоску по тому времени в его жизни, которое теперь утеряно – то, к чему мы все можем относиться по-своему.

28. «[Ворона улетела:]» Нацумэ Сосэки

Ворона улетела:

Качание в лучах вечернего солнца,

Дерево без листьев

Смена времен года является общей темой дзен-буддийской философии, и ее влияние можно почувствовать во многих хайку. С помощью серии простых, но провокационных изображений Нацумэ Сосэки запечатлел плавный переход, когда летнее солнце садится, уступая место «безлистной» осени.

29. «[Ржание лошадей]» Ричарда Райта

Ржание лошадей

вызывают дружное ржание

в соседних амбарах

Афроамериканский писатель и поэт Ричард Райт часто использовал «раунд хайку», технику, при которой читатель может вернуться к первой строке с третьей, как бы повторяя стихотворение в бесконечных петлях. Попробуйте с этим! Забавный факт: по словам его дочери, он рисовал свои стихи на одноразовых салфетках, прежде чем переносить их на бумагу.

30. «[Лили:]» Ника Вирджилио

Лили:

из воды

из себя

Одно из самых знаменитых англоязычных хайку, это стихотворение Ника Вирджилио демонстрирует эффективность киредзи, или острого слова, которое помогает хайку «прорезает» пространство и время. Здесь резкое двоеточие после «Лили» позволяет читателю заполнить пробелы в поисках подразумеваемого более глубокого смысла.

31. «Бездетная женщина» Хаттори Рансецу

Бездетная женщина, 9 лет0356

как нежно она ласкает

бездомных кукол …

Самурай эпохи Эдо, ставший поэтом под руководством Мацуо Басё, Рансэцу обычно не считается сильным игроком в истории хайку. Однако у него были свои моменты, в том числе и эта работа — меланхоличный портрет, очень похожий на «На продажу: детские туфли, никогда не ношенные для своей эпохи».

32. «[Капля дождя из]» Джека Керуака

Капля дождя из

крыша

Упал в мое пиво

В то время как большинство японских стихов хайку говорят о гармоничных отношениях человечества с природой, вклад Джека Керуака в творчество ставит человека и природу на противоположные стороны. После наброска изображения, которое легко могло быть взято из пасторальной сцены — капля дождя, падающая с крыши, — Керуоак отстраняется, чтобы раскрыть современный контекст. Характерный для едкого стиля письма Керуака, мы обнаруживаем, что природа мешает говорящему, а не успокаивает его.

33. «[Я был в этом огне]» Эндрю Манчинелли

Я был в этом огне,

В комнате было темно и мрачно.

Я сплю спокойно.  

Первая строка хайку Эндрю Манчинелли, безусловно, обладает мощным ударом. Был ли это настоящий «пожар», в котором находился наш говорящий, или метафорический пожар в его жизни? Преодолели ли они трагедию и узнали, что все должно пройти, или они теперь «спят», а может быть, видят сны в месте за пределами этой бренной оболочки? В любом случае, это пугающая вещь!

34. «[Храм цветов сливы:]» от Natsume Soseki

Храм цветов сливы:

Голоса RISE

С ПАРИЛИ

NACSUME SOSEUME SASELE SACEIS SOSEMAUME SOSEUME SOSEUME SOSEUME SOSEUME. и эта работа является прекрасным примером. Через мифоподобное изображение «храма цветка сливы» или неизвестных голосов, доносящихся из предгорья, он создает ощущение удивления загадками, скрытыми в окружающем нас мире.

35. «[Первый мягкий снег:]» Мацуо Басё

Первый мягкий снег:

листья благоговейного джонкиля

низкий поклон

Эта работа Мацуо Башо — еще одна ода силе природы. Вы почти чувствуете определенное благоговение в «благоговейных» листьях жонкилии, которые «низко склоняются» перед снегом — напоминание о том, что вся жизнь, какой бы прекрасной она ни была, в конце концов уступает место природе.

36. «[Гусеница]» Мацуо Басё

Гусеница,

глубокой осенью –

еще не бабочка.

Гениальность Мацуо Басё отражена в этом простом хайку, которое всего в трех строчках полностью погружает вас в мир гусеницы. То, как Басё изображает нетерпеливую гусеницу, передает чувство разочарования и стремление к росту. Поступая так, мы осознаем тоску по поводу нереализованного потенциала.

37. «[О храмовом колоколе весом в одну тонну]» Танигучи Бусон

О храмовом колоколе весом в одну тонну

Лунная бабочка, заснувшая,

Сидит неподвижно.

Представьте, какой звук мог бы издать «храмовый колокол весом в одну тонну», если бы он зазвонил. Это то, что Танигути Бусон призывает нас представить, сопоставляя этот глубокий колокол с безмолвной лунной бабочкой, не подозревая, что в любой возможный момент он может быть сильно нарушен.

38. «[потеря названия]» Джона Сандбаха 

потеря названия

река

входит в море

Когда река отказывается от своей личности, чтобы внести свой вклад в море, это напоминает нам о важности самоотверженности. В конце концов, «человек не остров», и все мы части большего целого, не так ли?

39. «[Травы увядают:]» Ямагути Сейши

Травы увядают:

тормозящий локомотив

останавливается.

Увядающая трава и тормозящий локомотив: сопоставив их, поэт создал силовую динамику между образами 一 естественным и рукотворным. Поскольку трава вдоль путей увяла на пути локомотива, стихотворение предполагает, что даже самые могущественные технологические инновации должны уступить природе.

40. «[Все, к чему я прикасаюсь]» Кобаяси Исса

Все, к чему я прикасаюсь

с нежностью, увы,

колется как ежевика

9000 Нет! Вместо этого автор «Все, к чему я прикасаюсь» говорит о ощутимой боли, которую он испытывает каждый раз, когда ищет родственного контакта. Всего в трех строчках он передает раны любви — и неумолимую боль связи.

Если эти хайку пробудили в вас глубокого мыслителя и поэта, вы можете научиться писать хайку самостоятельно или обратиться к нашей публикации «40 преображающих стихов о жизни».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *