Стихи об осенней природе для детей: Стихи для детей про осень — МАДОУ “Детский сад № 15”
Конспект урока по литературному чтению на тему “Стихи об осенней природе.А.Майков “Осень”(3 класс)
Урок литературного чтения
Стихи об осенней природе. А.Н.Майков “Осень”. 3-й класс
«Природа не слепок, не безумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Ф.И. Тютчев)
Цели:
- Расширять представления учащихся о творчестве А.Н. Майкова, показать красоту поэзии А.Н. Майкова.
- Формировать умение анализировать текст стихотворения.
- Содействовать нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся.
- Развивать эмоции и познавательный интерес.
- Воспитывать интерес к поэзии и культуре общения.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: Портрет А.Н. Майкова, выставка книг, музыкальные произведения, пейзажные зарисовки, разноуровневые задания по группам для работы со стихотворным произведением.
Ход урока
Приветствие. Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся. (Дети поворачиваются). Молодцы!
Организационный момент.
Дети стоят, учитель читает стихотворение и делают упражнения, дети повторяют за ним.
– Из глубокого колодца (руки «О»)
– Солнце медленно встает (руки над головой),
– Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
– Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
– Новый день она начнет (руки вниз широко).
Учитель. С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
Учитель. Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
На сегодняшнем уроке
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Целеполагание:
Ребята, как вы понимаете «выразительно читать»?Ответы детей.
Учитель. Правильно. А почему надо уметь выразительно читать? Для чего вам это нужно?
Дети. Кто выразительно читает, тот представляет картину, написанную в стихотворении, учится видеть прекрасное вокруг себя. Кто умеет выразительно и красиво говорить – хороший, приятный собеседник, его приятно слушать.
Учитель. Я бы добавила, что выразительное чтение помогает заглянуть в удивительный мир поэзии. А что значит удивляться? Подберите синоним к этому слову: восхищаться, радоваться, восторгаться.
Дыхательная гимнастика.
Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Повторяем 3 раза.
Учитель. Прочитаем эпиграф нашего урока. Как вы понимаете «душа, язык природы»? Дети. Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.
Актуализация опорных знаний.
Учитель. -На какие две большие группы можно разделить все литературные произведения? (поэзия и проза)
– Что такое прозаическое произведение? Нестихотворное литературное произведение.
– Что такое поэзия? Это стихотворное произведение.
– Как называют автора стихотворного произведения? Поэт.
– С творчеством каких поэтов мы уже познакомились на уроках литературного чтения?
– Дети. -А.С. Пушкин, С.Я. Маршак, А.А. Фет, С.А. Есенин, Ф.И. Тютчев и др.
Учитель. Назовите фамилии поэтов, которые писали о природе, рисовали картины пейзажа?
– Дети. А.С. Пушкин, А.А.Фет, С.А.Есенин, Ф.И.Тютчев и др.
– Учитель. Постепенно осень поселилась в наших садах, парках, дворах, русские поэты очень любили осеннее время года и воспевали ее в своих стихах. Обратите внимание на выставку книг, которая представляет самую маленькую часть из всех книг, посвященных природе. С творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке?
– Ф.И. Тютчевым.
Проверка домашнего задания. Работа в группах.
Сейчас вы будете работать в четверках и читать наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Затем вы выберете одного из своей группы, их чтение мы послушаем и оценим. Итак, за работу.
Дети читают стихи, остальные оценивают их чтение, им помогает памятка, которая вывешена на доске.
- Выразительно ли читал?
- Соблюдал ли нужную интонацию?
- Правильно ли выдерживал паузы?
- Выделял ли голосом особые места?
- Не было ли ошибок в словах?
Идет опрос учащихся, выставление оценок.
Учитель. Спасибо, ребята, вы хорошо прочитали стихи Ф.И. Тютчева.
Вступительная беседа перед работой над новым произведением.
Подготовленный ученик:.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Учитель:Осень прекрасное время года, она волновала и волнует души людей. О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу.
Мне сегодня хочется отметить ваши замечательные рисунки. Благодаря им в классе создалась осенняя атмосфера.
Учитель. Дети, что помогло вам увидеть красоту осенней природы?
Дети. Внимательное отношение к окружающей нас действительности.
Физминутка.( с движениями)
Мы листочки осенние
На веточках сидели,
Дунул ветер, полетели,
Полетели, полетели и…
На землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Повертел их. Покружил
И на место посадил.
Изучение нового материала.
Осень наступила, осень золотая
Листья закружила в листопадных стаях
Стаи те из листьев разнесла по лесу
Осень наступила, время лучше нету.
Учитель. Все деревья и даже кусты разукрасила осень. По-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный… Одни только сосны да ели не знала как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, как были летом, так и останутся. Вот и остались ели да сосны по-летнему, темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем осеннем уборе. Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…
Спешит, торопится осень, все новые и новые краски находит она для своей картины, серыми тучами покрывает небо. Невеселая картина получилась, но есть в ней что-то замечательное…
Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством русских поэтов, а именно с творчеством Аполлона Николаевича Майкова и его стихотворением «Осень». Я просила подготовить небольшое сообщение о биографии Майкова А.Н.
Рассказ о поэте. (подготовленный ученик)
А. Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.
Учитель. Прежде чем мы познакомимся с текстом стихотворения «Осень», хочу обратить ваше внимание на то, что в нем вам встретятся непонятные слова и выражения.
Словарная работа. Запись на доске.
Вешняя – весенняя
Утехи – забавы
Совлек с себя тайну – сбросил с себя листву
Пурпур – темно-красный цвет
Смерть стелет жатву свою- наступает зима.
Чтение стихотворения учителем.
Вопросы учителя к ученикам.
- Назовите стихотворение и его автора.
- Прочитайте стихотворение про себя.
- 1 ряд – чтение хором вслух.
- 2 ряд – чтение парами по 2 строчки.
- 3 ряд – чтение цепочкой по две строчки.
- К какому роду литературы относятся эти стихи? Пейзажная лирика.
- Что описывает поэт? Уголок природы.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Грусти.
- Какие чувства овладели поэтом? Печальные, грустные.
- Найди признаки осени, описанные в стихотворении: золотой лист, сучья трещат, листья ногой загребать, свянул последний цветок, и др.
- Каково отношение автора к осени? Любит ли он осень? Докажи строчкой из произведения. (Любо в лесу мне бежать.)
- 12.Какие чувства испытывает поэт осенью? Изменяется ли его настроение? Почему? В каких строках? Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? Сказочность, торжественность.
Зарядка для глаз.
На экране офтальмотренаж, бегущий шар синего цвета, дети глазками следят за его направлением.
Закрепление нового материала. Работа в рабочих тетрадях.
Выполнение заданий №2 и №5
2. В каких строках чувствуются приметы осени?
5. Напишите фамилию, имя, отчество поэта, автора стихотворения «Осень».
Учитель. Какие языковые средства помогают поэту показать свое отношение к тому, что он описывает в произведении?
Дети. Поэту помогают эпитеты и олицетворения.
Учитель открывает на доске таблички с названиями языковых средств. Давайте повторим, что означает каждый из этих названий.
Дети объясняют, как они понимают каждое из языковых средств. (Ответы детей).
Учитель. У вас на столах разноцветные осенние листья, на которых записаны задания, они различаются по содержанию. Поработайте самостоятельно.
1 уровень. Подчеркните рифмующиеся строки в отрывке из стихотворения.
2 уровень. Подчеркните эпитеты и олицетворения.
Учитель. Сейчас мы работаем над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов. Сейчас вы услышите песню Г.В. Свиридова «Осень»
Г. В. Свиридов родился в Курской губернии в 1915 году, прожил долгую жизнь, умер в возрасте 83 лет. Он написал много лирических произведений. С одним из них вы сейчас и познакомитесь.
Идет прослушивание песни Свиридова.
– Какой характер музыки?
– Лирический, напевный, грустный, спокойный.
– Какие картины осени вы представили? Найдите строки в произведении.
Учитель. Осенью природа словно затихает, готовится к зимнему сну, поэтому нам кажется усталой, утомленной. Листья скидывают с себя листву, птицы улетают в теплые края. Становится немного грустно, когда смотришь на это увядание.
Но вслед за осенью придет зима со своими красотами, а дальше долгожданная весна и лето. Но в природе нет плохого времени. Сейчас мы с вами совершим прогулку в осенний лес.
Показ слайдов «Прогулка в осенний лес»
Учитель. Что вы чувствовали, когда гуляли по осеннему парку? (ответы детей). Я вижу, что осенний пейзаж тронул ваши души, восхитил ваше воображение. Но он удивлял и заставлял восторгаться не только вас, ребята. У меня в руках – сундучок мудрых мыслей: высказывания писателей, пословицы и поговорки. Давайте мы откроем и прочитаем. Содержание высказываний.
- Ноябрь – сентябрю внук.
- Сентябрь – чародей цвета.
- Ноябрь – ворота зимы.
- Сентябрь холоден да сыт.
- Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
- Упал с дерева один лист – жди осени.
- «Любоваться природой – есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». (К.Г. Паустовский)
- «Нет ничего изобретательнее, чем природа» Цицерон
В начале урока мы говорили, что прекрасный пейзаж очаровывает нас так, что нам хочется петь, и сейчас я предлагаю спеть песню «Осенние дорожки» Слова и музыку к этой песне написал Юрий Верижников.
Дети поют песню все классом.
Итог урока.
Ребята, а вам хотелось бы еще раз встретиться со стихами А. Н.Майкова (ответы детей). Я искренне желаю вам встречаться с красотой в жизни: в литературе, в живописи и поэзии и оставить красивый и памятный след на земле – пусть это будет любви и доброго отношения в ваших делах.
Домашнее задание.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Осень», сделайте к нему рисунок, передайте свое отношение к этому времени года.
Рефлексия.
У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока в, возьмите желтый листок, если что-то не получилось и есть над чем поработать – коричневый листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями.
Урок окончен.Спасибо!
Осень в стихах русских поэтов
Аргументы Недели
Природа – многогранное значение для всего мира. Осенняя природа – романтика дождливых дней. Каждый русский поэт, композитор и писатель озвучивает осеннюю тематику в своих стихотворениях, поэзиях и прозах.
© Аргументы НеделиК прекрасной поре обращались знаменитые авторы Российской империи: Есенин, Пушкин, Грибоедов, Чехов, Ломоносов, Толстой. Они описывали романтическое время года исходя из своих мыслей, воспоминаний и моментов.
Видео дня
Великие композиторы умерли, оставив огромный вклад в развитии русской поэтической культуры. И тема «Осень» по сегодняшний день является актуальной, драматургической и любовной в творчестве современных писателей.
Образ осени в произведениях русских поэтов выступает, как мечтательная, одновременно драматическая картина. Поэты об осени пишут с особой ноткой тепла и любви, как можно пронаблюдать в стихотворении Есенина из строк поэзии «Закружилась листва золотая»:
«Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок к сердцу желтеющий дол. Отрок – ветер по самые плечи, Заголил на березке Подол».
В стихотворении автор вспоминает про родное село, находясь в тысячах километрах от него. И такое настроение ему навеяла осенняя пора и воспоминания вечерней, лесной природы дома.
Для того чтобы как можно лучше приблизиться к чувствам поэтов, узнать чем они руководствовались, писав про осень предлагаем ознакомиться с вопросами:
Тема осени в поэзии русских поэтов.
Стихи об осени классика.
Поэты об осени в рассказах и произведениях.
Стихи 19 века про осень.
Самым большим поклонником осенней поры был Александр Сергеевич Пушкин. Он не раз упоминал осень в своих поэзиях, повторяя, что осень его любимое время года. Аргументировал свою любовь просто – вдохновение. «Блаженное расположение духа, когда мечтания явственно рисуются перед вами, и вы обретаете живые, неожиданные слова, стихи легко ложатся под перо ваше и рифмы бегут навстречу стройной мысли»
Осень в Русской поэзии
Осень – это некая лирика всех времен, со своей загадочностью и грустью. Есть мнение, что в осенний период люди становятся спокойнее или наоборот приобретают депрессивное настроение. Поскольку весна и осень это переходные периоды, в отличие от зимы и лета, которые более устойчивы, ожидаемы.
Для кого-то осень это новое начало трудового года, хочется творить и писать всю жизнь с чистого листа. Обращать внимание на утонченную и золотую природу. Гулять под еще теплым дождем, внимательно всматриваясь в пасмурное небо. Сидеть пить чай и размышлять о будущем, настоящем и прошлом. Другие реагируют на золотую пору более остро. Возникает чувство усталости, депрессия и появляется желание писать не о «начале начал», а про прошедшую и невозвратную любовь. Обращаться к печали и трагичным мыслям о существовании.
Но, как показывают примеры стихотворений и поэзий Русских композиторов, осень была ожидаемым событием.
И если вникнуть и вдуматься, то для поэта нет ничего лучше, чем наблюдать холодный день из уютной квартиры. Писать про деревья, которые покрылись золотыми и бархатными нарядами. Говорить о дожде и романтике в своих произведениях.
Хочется вновь обратиться к творчеству Александра Пушкина. Заметили, что в одном из самых удачных своих романов «Евгений Онегин», автор уделяет большое внимание описанию осенней природы вокруг.
«Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень»
На примере Пушкина, в очередной раз можно убедиться, что поэт искал вдохновение именно в эту пору. Значит, для него она имела большое значение и особый талисман. Конечно, это индивидуально и многим неплохо пишется в жаркие, веселые дни лета. Но ведь мы вправе отдавать предпочтение, говорить и любить, то, что нам нравится.
Осень в произведениях русских писателей и поэтов
К осенней тематике из года в год возвращался не только Пушкин, но и Есенин, Лермонтов, Толстой, Грибоедов, Чайковский, Чехов. Одни из самых известных литераторов писали про пору по-разному, но на основе, казалось бы, депрессивного настроения они творили мировое искусство.
Так золотые месяца принесли великую славу знаменитому композитору Петру Чайковскому. «Осенняя песня» из пьесы «Времена года» считается самой проникновенной и прихотливой. Автор создал атмосферу спокойствия и вдумчивости, подчеркнув все масштабной красотой русской природы.
Тютчев поэт, еще его называют мастером стихотворного пейзажа. Человек имел талант описывать природу во всей ее красе, при любой погоде, и не зависимо от времени года. Писатель одушевлял неживые предметы, обыгрывая их с помощью ярких эпитетов и сравнений. Тютчеву настолько был близок романтизм золотой поры, что он писал отдельные произведения, посвящая и вкладывая в них всю душу. Это можно наблюдать в стихотворении:
«Есть в осени первоначальной, Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера»
Автор сглаживает нелюбовь людей к этому депрессивному для многих периоду. Он преподносит осень, как что-то очень нежное и легкое, влюбляя и цепляя читателя своими строками.
В отличие от двух других поэтов, Бальмонт Константин Дмитриевич считает по-другому. Проанализировав стихотворение «Осень» от Бальмонта, может показаться, что это далеко не самая любимая его пора. Он пишет про осень с легкой депрессией и тоской за теплыми днями.
«Поспевает брусника, стали дни холоднее, И от птичьего крика, в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, прочь, за синие море, Все деревья блистают в разноцветном уборе. Солнце реже смеется, нет в цветах благовонии, Скоро Осень проснется и заплачет спросонья»
Зато больше всех удивляет Н.А Некрасов, который описал тоскливую осень настолько ярко, насколько не смог никто другой. Некрасов славится своей смелостью после того, как заговорил о крепостных России. Но даже на фоне печальных событий в стране поэт не теряет позитив и интерес к золотому времени года, начиная свое стихотворение про осень, словами:
«Славная осень! Здоровый, ядерный Воздух усталые силы бодрит»
И на самом деле, такой подход к дождливому сезону очень поднимает настроение и изгоняет депрессивные мысли. На основе анализа нескольких поэзий, можно сделать вывод, что каждый писатель и композитор видит осеннюю пору по-разному.
Осень в произведениях русских писателей
20 столетие, как и 19-ое славится новым расцветом русской литературы. Появляются не менее известные авторы, такие как: Грибачев, Ушинский, Сладков, Шим. Они умело описывают золотые месяца в детских сказках. Тем самым привлекая и заостряя внимание детей на деталях, поступках героев, в сопровождении дождливых, красочных деньков осени.
Авторы не только описывают красоту, яркость, безграничность русской природы, но и делают акцент на самих лесных героях своих сказок. К осенним зверям попадают: зайчики, белочки, лисы, медведи, пчелы и волки. Каждое животное по-особому готовится встретить и провести осень, ведь именно во время этой поры зверушки запасаются к зиме. Поэтому детские произведения про осеннее время – это большая нотка позитива с хорошим концом. Рекомендуем прочитать известные сказки: «Рыжие листья», «Осень на пороге», «Пчела и мухи», «Белые штаны».
Как видите, каждый композитор и поэт смотрел на осень под разным углом. Для кого-то это был радостный, яркий, красочный период в сопровождении новых идей и опавшей листвы. Кто-то оставался грустным и сонливым в своем творчестве, описывая осень, как пору страданий и безответной любви. А кто-то просто любил и отдавался в это время года любимому делу. Нам же остается читать, помнить свою культуру и прославлять ее дальше. Чтение и изучение стихов на память поможет развить дикцию, разнообразить словарный запас и просто сделать этот мир интереснее и добрее.
Другое, Константин Бальмонт, Петр Чайковский
Изучение осенней природы — МИРНАЯ ПРЕССА
Мы любим осень в нашей семье ! Листья меняют цвет, и мой дом пахнет яблоками и гвоздикой, когда я запекаю и распыляю.
Каждое время года одним из наших любимых занятий является изучение природы, и мы любим наблюдать за сменой времен года в наших любимых местах. На каждой прогулке мы стараемся находить время, чтобы остановиться в живописном месте, чтобы порисовать или поиграть.
Ознакомьтесь со всеми нашими путеводителями по природе здесь!
Иногда для того, чтобы заставить маленьких детей по-настоящему наблюдать за природой, нужно дать им поделку с использованием природных материалов . Это позволяет им замедлиться настолько, чтобы фактически наблюдать за листьями, корой или перьями, которые они должны изучать.
Одним из ресурсов, которые мы используем в этом году, является книга Изучение природы с детьми Линн Седдон. Это руководство включает в себя задания, предложения книг, обзор темы и даже предложения стихов и рисунков, соответствующие теме недели.
Во время каждой прогулки нам также нравится собирать листья и определять, с каких деревьев они произрастают. Наш новый справочник по деревьям был полезным ресурсом для наблюдения за деревьями и наслаждения осенним сезоном.
Мы также использовали книгу, Посмотрите, что я сделал с листом для наших однолетних существ из листьев, и одна из девочек в нашей местной группе природы сделала эту сказочную лошадь, используя идеи из книги .
Еще одна семейная осенняя традиция – это посещение места под названием Apple Hill. Мы живем не так близко, как раньше, но купить свежие яблоки и свежие яблочные пончики стоит того. Рядом с вами могут быть яблоневые сады или тыквенные грядки, где вы сможете отпраздновать смену времен года.
Купить руководство по дереву
Вам также могут понравиться:
Apples by Gail Gibbons
Nature Anatomy by Julia Rothman
Up in the Leaves by Shira Boss
Because of an Acorn by Lola M. Schaefer
The Busy Tree by Jennifer Уорд
Клюквенный День Благодарения Венде и Гарри Уорд
Первый День Благодарения Линда Хейуорд
7 Над рекой8 Лидия Мари Чайлд
История благодарения Элис Далглиш
Мы собираемся вместе
Партнерские ссылки включены в этот пост.
У нас есть много бесплатных вещей для вашей семьи. Руководства для родителей, мероприятия для детей, распечатки и списки книг, чтобы дать вам представление об учебной программе The Peaceful Press. Нажмите кнопку ниже для доступа.
Наслаждайтесь нашими бесплатными продуктами
Осень, 2–6 лет, 6–12 лет, Мероприятия и сделай сам, Искусство, музыка и поэзия, Книги и чтение, Праздники и сезоны, Природа, На открытом воздухеJennifer Pepito Комментарий
0 лайковWISE LILY STORIES Дети, Природа, Чудеса