Стихи на тему человек и природа для детей: Стихи о природе для детей русских и современных поэтов
Стихи об экологии ко Всемирному дню окружающей среды для дошкольников
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету,
Во всей вселенной
Похожей нету!
И. Мази
Человечество быстро развивается, почти каждый день разрабатываются новые технологии, материалы. Люди давно запускают спутники в космос, пользуются нанотехнологиями, но так и не научились заботиться о главном доме – планете Земля. Загрязнение окружающей среды набирает катастрофические обороты, свалки мусора занимают огромные площади, животные и птицы вынуждены покидать свои привычные ареалы проживания. Поэтому ООН 5 июня учредила Всемирный день окружающей среды, чтобы каждый год хоть на один день акцентировать внимание общественности на проблемах нашего общего дома. Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Начните изменять мир с себя! Мы с ребятами в детском саду убираем территорию своего участка, сажаем цветы, изучаем и рисуем экологические знаки, и конечно же читаем и учим стихи об экологии.
Как мы часто забываем
Как мы часто забываем,
Что такое чистота,
Очень поздно вспоминаем,
Слово «жизнь» и «красота».
Пусть хотя бы в день защиты
Окружающей среды,
Каждый вспомнит, без обиды,
Что для жизни сделал ты.
Что предпринял, чтоб дышалось,
Чистым воздухом всегда,
Чтобы жить, и жизнь являлась,
С чистым небом все года.
Чтоб цветы в лесу цвели
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
Зайчика и ежика —
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,
Природу охранять!
О ней ни на минуту
Не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
О загрязнении
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!
Береги природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Засорили мы нашу планету
Засорили мы нашу планету,
В этом главная наша вина,
Чистых мест на Земле почти нету,
Так давайте с большим уважением
Будем Дом свой от бед охранять
И займемся его очищением,
И не будем его засорять,
Чтобы люди и звери, и птицы,
Могли счастливо жить на планете,
К чистоте мы должны все стремиться,
Ведь за Землю мы, люди, в ответе!
Глобус
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
Давайте сохраним
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Не губи живое
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тысячи.
Попробовал бы сам — пожил
Год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети —
Остаться злым всего страшней.
Слышишь выстрелы в лесу
Целый день стреляет.
Из ружья убил лису,
А зачем — не знает.
И палит во всех подряд
Федя, тот же самый.
А у маленьких лисят
Нету больше мамы.
Есть, увы, среди детей
И плохие тоже,
Им совсем не жаль зверей.
Будем с ними строже!
Сделай домик для скворца,
Подлечи котёнка.
А зимой в большой мороз
Накорми бельчонка.
Пусть друзьями станут нам:
Птицы, звери, дети,
И тогда увидишь сам —
Хорошо на свете!
Человек и природа
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа — наша мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Все-все на свете
Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки
Не лучшие делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
На свете нужны!
И это все дети запомнить должны.
Б. Заходер
***
Всем известно, что жуки
Жужжат с досады и тоски,
Но в кругу друзей жуки
Чудаки и добряки.
Я дружу с одним жуком,
Я с ним третий год знаком.
Это счастье, если жук
И тебе не враг, а друг!
К. Забойский
***
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется
С нами рядом!
Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
В. Берестов
***
Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зеленая роса.
Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи.
С. Ахматова
***
Жили люди на планете,
Мамы, папы и их дети.
Бросят люди по бумажке
Планета станет замарашкой …
Лесные правила
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
Муравейник не топчи,
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Тебе – спасибо!»
Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Л. Фадеева
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Живой Букварь
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все, по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
В. Орлов
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
А. Смирнов
В природе столько красоты!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова
Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб…
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени…
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
А. Усачёв
Про рыбалку
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
А. Ерошин
О чём просит рыбка
Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:
Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы
Червячка!
С. Погореловский
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
С. Михалков
Пруд пруди
Ходит нынче на природу
Пропасть всякого народу:
Рыбаков хоть пруд пруди,
А червя – пойди найди!
Ни в лесу не заблудиться,
Ни в горах тебе свалиться…
Там туристы – шасть да шасть! –
Негде яблоку упасть.
А. Усачёв
Благодарность
Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.
И как благодарность, на месте стоянки…
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!
А. Сметанин
Не надо мусорить в лесу!
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
М. Крюков
Мусорная фантазия
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
А. Усачёв
Мы экологами стали
Нам значки сегодня дали,
Мы экологами стали!
Мы в любую непогоду
Охранять хотим природу.
Чтоб цвели сады и скверы,
Чтобы всем нам лучше стать,
Мы хорошие манеры
Будем младшим прививать.
Чтоб деревья и цветы
Город украшали,
Чтобы этой красоты
Люди не ломали.
Со своих дворов начнём,
Мусор быстро соберём.
Стёкла битые кругом,
Не походишь босиком.
Грабли, вёдра и лопаты
Разобрали все ребята.
Навалились на дела,
И работа в ход пошла.
Клумбы новые разбили,
Маргаритки посадили.
Чтоб деревья не грустили,
Их водою напоили.
Тут же к нам со всех концов
Прилетело сто скворцов.
Ищут корм своим птенцам
И разносят по домам.
Мы трудились, мы старались,
Превратили двор в оазис.
От работы так устали,
Что «зелёными» все стали!
Н. Анишина
На городском субботнике
На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.
Собрались пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.
Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!
Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.
На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.
Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять»
Город к празднику прибрать.
Н. Анишина
Люблю птиц
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!
Г. Ладонщиков
Кормилец
Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.
Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
А. Орлова
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна, —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Покормите, люди, птиц!
Покормите, люди, птиц:
Свиристелей и синиц,
Воробьев и снегирей.
Покормите их скорей!
Были чтоб у птиц всегда
Зерна, семечки, вода,
Знали, что их любят, ждут,
И всегда приют найдут.
Воробьишка прилетал,
Снег немножко притоптал.
Перья распушил слегка,
Знать, искал он червяка.
Но под снегом гололед,
Корма здесь он не найдет.
На деревьях не красно,
Ветви голые давно.
И в лесу кормушек нет,
Где найти ему обед?
Вот летят гурьбою птицы
В город наш, чтоб прокормиться.
Покормите поскорей
Наших маленьких друзей!
Все пернатые важны,
Помогать мы им должны.
Г. Рукосуева
Дельный совет
Юрка с нашего двора
Снегиря поймал вчера.
Всем хвалиться начал:
– Вот!
В клетке он теперь живет.
Но ребята зашумели:
– Что ты, Юрка,
В самом деле,
Запер в клетку снегиря?
Отпусти!
Не мучай зря!
Снегири ведь не игрушки –
Наши гости снегири! –
Ты бы лучше не ловушку
А кормушку смастерил!
Г. Ладонщиков
Лети!
Хорошо в непроглядную вьюгу
Приютить чуть живую пичугу,
А весной, переждав непогоду,
Отпустить её в лес – на свободу.
Ю. Могутин
Зяблик
Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на Птичьем рынке
Я Зяблика купил.
Сидел мой Зяблик в клетке
И зёрнышки клевал
И, как в лесу на ветке,
Всё пел и распевал.
Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.
Я с Зябликом возился,
Хоть было много дел.
А через две недели
Певец мне надоел.
Однажды я за город
Уехал на три дня,
И он на это время
Остался без меня.
Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.
Я спас его от смерти –
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.
Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
С. Михалков
Благодарность
Однажды на дачный порожек
Зашёл любознательный ёжик.
Навстречу ему потянулась рука,
Другая рука налила молока.
Крошили печенье в глубокое блюдце
И ёж, уходя, обещал им вернуться.
А вечером думал, гуляя в лесу:
– Я завтра рукам червяков принесу.
Ю. Симбирская
Что ты тискаешь утёнка?
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…
Ты представь такую штуку, —
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать,
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд,—
Лапы мальчика не шутка,
Чуть притиснешь — и капут.
Саша Чёрный
Унылый гражданин
Жужжит пчела – она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.
Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
Готовят на ночь светлячки
Фонарики свои.
Остановись! Присядь!
Нагнись!
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!
Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом
И шепчем брату-муравью:
– Крепись, браток! Дойдем!
Иной, что сеть свою плетет,
Не схож ли с пауком?
Вот этот ползает, а тот
Порхает мотыльком.
А ты меж них и мимо них,
А иногда по ним
Шагаешь на своих двоих,
Унылый гражданин…
С. Михалков
Здравствуй, лес!
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты, о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
С. Погореловский
Я лес люблю
Я лес люблю. Сосновый лес,
Чтоб сосны были до небес.
Чтобы кололи облака
Об иглы белые бока,
Чтоб солнце пряталось в ветвях,
Чтоб хвоей воздух крепко пах,
Чтоб, если лечь, закрыв глаза,
Казалось: это паруса
Полощет ветер над тобой
Или шумит морской прибой,
И ты плывёшь на корабле
Вперёд, к неведомой земле.
А. Стариков
Пришла беда
Под высокою сосной,
Защищая лес родной,
Муравейник жил без бед
Двадцать зим и двадцать лет.
А потом пришла беда:
Ни потоп, ни холода,
Ни лесной пожар, ни свалка.
А пришёл… Кирюша с палкой.
А. Сметанин
Костёр
Костёр, забытый под золой,
Не полыхал огнём.
Хоть был, казалось, не живой,
Дремала искра в нём.
Гуляка-ветер, озорник,
Проснувшись поутру,
Губами смелыми приник
К дремавшему костру.
Спросонья задрожал костёр,
И, разгоняя тьму,
Он руки робкие простёр
В объятия к нему.
И грива жаркая огня
Взметнулась к той поре,
Как грива рыжего коня
На утренней заре.
И ветер с ней играл, смеясь,
Будил ответный жар,
Огню свою диктуя власть…
…И вырастал пожар…
Он рос и силу набирал
Без лишней суеты:
Огонь-убийца пожирал,
Деревья и кусты.
Трещали, рушились стволы,
В его аду горев,
И были капельки смолы,
Как слёзы, на коре.
Забыв укромное жильё
И с ужасом в душе,
Бежало в панике зверьё,
Теряя малышей,
Стараясь обогнать беду –
(Спастись бы самому!) –
И задыхаясь на бегу,
И падая в дыму…
Того виню я в драме сей,
Тому я шлю укор,
Кто по халатности своей
Не загасил костёр.
Земли родной храня красу,
Покой лесов храня,
Ты ради баловства в лесу
Не разводи огня,
Чтоб чьи-то души не украв,
С собою быть в ладу,
Чтоб искра твоего костра
Не принесла беду.
Т. Шашева
Плохой дядя
Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет…
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
Будь человеком
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист…
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню, –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!
С. Михалков
Недалекое будущее
Человек идет скучает
В одиночестве в лесу,
По дороге не встречает
Ни оленя, ни лису…
Не летит пчела на клевер,
Уток нету в камышах…
Вместо птиц китайский плеер
Заливается в ушах.
Не цветет в траве фиалка.
Рыбы нет в глубинах рек.
Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек.
Что стоишь – глядишь уныло?
Раньше думать надо было!
А. Игнатова
Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,
Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай
И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки
Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,
Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,
Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня
Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!
Н. Филимоненко
Что нельзя купить?
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
В. Орлов
05.06.2021 в 00:03. Рубрики: Стихи и рассказы. Темы: 5 июня – Всемирный день окружающей среды
Стихи о природе русских поэтов: Красивые стихотворения классиков о русской, родной природе
Перейти к контенту
Стихи классиков > Стихи о природе русских поэтов
ОтзывыПохожие стихотворения про природу
Список стихотворений:
Александр Пушкин — Осень
Михаил Лермонтов — Утес
Сергей Есенин — Русь
Сергей Есенин — Пороша
Михаил Лермонтов — Тучи
Иван Бунин — Вечер
Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий)
Михаил Лермонтов — Листок
Афанасий Фет — Ласточки пропали
Александр Пушкин — Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
Афанасий Фет — Заря прощается с землею
Афанасий Фет — Вечер
Афанасий Фет — Я пришел к тебе с приветом
Федор Тютчев — Зима недаром злится
Федор Тютчев — Есть в осени первоначальной
Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
Федор Тютчев — Весенние воды
Анна Ахматова — Перед весной бывают дни такие
Александр Пушкин — Зимняя дорога
Сергей Есенин — Отговорила роща золотая
Сергей Есенин — Клён ты мой опавший
Александр Пушкин — Вновь я посетил
Александр Пушкин — Туча
Борис Пастернак — Июль
Михаил Лермонтов — Когда волнуется желтеющая нива
Александр Пушкин — У лукоморья дуб зеленый
Александр Блок — Летний вечер
Афанасий Фет — Весенний дождь
Михаил Лермонтов — Осень
Сергей Есенин — Белая береза под моим окном
Федор Тютчев — Еще земли печален вид
Александр Пушкин — Уж небо осенью дышало
Иван Никитин — Утро
Александр Пушкин — Редеет облаков летучая гряда
Александр Пушкин — Птичка
Александр Пушкин — Обвал
Николай Заболоцкий — Я не ищу гармонии в природе
Федор Тютчев — Осенний вечер
Федор Тютчев — В небе тают облака
Федор Тютчев — Неохотно и несмело
Федор Тютчев — Летний вечер
Федор Тютчев — Весна
Федор Тютчев — Природа сфинкс
Федор Тютчев — С поляны коршун поднялся
Алексей Плещеев — Весна (Тает снег, бегут ручьи)
Борис Пастернак — Снег идет
Борис Пастернак — Ночь
Борис Пастернак — Иней
Борис Пастернак — Тишина
Борис Пастернак — Сосны
Николай Некрасов — Перед дождем
Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу
Михаил Лермонтов — Ветка Палестины
Федор Тютчев — Певучесть есть в морских волнах
Афанасий Фет — Зреет рожь над жаркой нивой
Афанасий Фет — Ещё майская ночь
Сергей Есенин — С добрым утром
Сергей Есенин — Разбуди меня завтра рано
Корней Чуковский — Чудо-дерево
Иван Бунин — Листопад
Иван Бунин — Детство
Евгений Баратынский — Водопад
Агния Барто — Верёвочка
Константин Бальмонт — Осень
Федор Тютчев — Фонтан
Сергей Есенин — Поёт зима, аукает
Сергей Есенин — О красном вечере задумалась дорога
Михаил Лермонтов — На севере диком стоит одиноко
Афанасий Фет — Мама, глянь-ка из окошка
Афанасий Фет — Это утро, радость эта
Александр Пушкин — К морю
Федор Тютчев — Не то, что мните вы, природа
Александр Пушкин — Зимний вечер (Буря мглою небо кроет)
Сергей Есенин — Песнь о собаке
Сергей Есенин — Нивы сжаты, рощи голы
Сергей Есенин — Мелколесье, степь и дали
Сергей Есенин — Край ты мой заброшенный
Сергей Есенин — Лебедушка
Дмитрий Быков — Сирень проклятая, черемуха чумная
Ольга Седакова — Элегия липе
Ольга Седакова — Липа
Афанасий Фет — Учись у них — у дуба, у берёзы
Сергей Гандлевский — Расцветали яблони и груши
Иван Суриков — Утро
Иван Суриков — Весна
Иван Суриков — Летом
Иван Суриков — Рябина
Иван Суриков — Ярко солнце светит
Иван Суриков — По дороге
Иван Суриков — Осенью
Иван Суриков — Я отворил окно
Иван Суриков — На берегу
Иван Суриков — Казнь Стеньки Разина
Иван Суриков — Зима
Вадим Шефнер — Стихи природы
Владимир Солоухин — Береза
Владимир Солоухин — Деревья
Владимир Солоухин — Седьмую ночь без перерыва
Владимир Солоухин — Сосна
Владимир Солоухин — Чтобы дерево начало петь
Владимир Солоухин — Яблони
Всеволод Рождественский — Береза
Всеволод Рождественский — Карельская береза
Всеволод Рождественский — Русская природа
Всеволод Рождественский — Сосны Райниса
Владимир Раевский — Песнь природе
Лев Ошанин — Гроза
Сергей Орлов — Скрипучие сосны залива
Лев Озеров — Гроза в горах
Лев Озеров — После грозы
Сергей Обрадович — Осенний звон
Юрий Левитанский — Береза
Римма Казакова — Осень
Римма Казакова — Россию делает береза
Римма Казакова — Спасибо вам, елки зеленые
Анатолий Жигулин — Береза
Анатолий Жигулин — Ржавые елки
Евгений Евтушенко — Благословенна русская земля
Евгений Евтушенко — Волга
Евгений Евтушенко — Глубина
Евгений Евтушенко — Карликовые березы
Евгений Евтушенко — Ожидание
Евгений Евтушенко — Пахнет засолами
Евгений Евтушенко — Подранок
Евгений Евтушенко — Третий снег
Евгений Евтушенко — Что заставляет
Виктор Гончаров — Опять пришла пора дождей
Галина Галина — Под тополем
Виктор Боков — Не руби березы
Афанасий Фет — Ива
Александр Твардовский — Я иду и радуюсь
Александр Твардовский — У Днепра
Александр Твардовский — Кружились белые березки
Сергей Есенин — Голубень
Василий Жуковский — Майское утро
Василий Жуковский — Прости
Василий Жуковский — Природа здесь верна стезе привычной
Василий Жуковский — О вечный сеятель, природа
Василий Жуковский — Тоска по милом
Николай Заболоцкий — Торжество земледелия
Николай Заболоцкий — Утренняя песня
Николай Заболоцкий — Начало зимы
Николай Заболоцкий — Ночной сад
Николай Заболоцкий — Весна в лесу
Семен Надсон — Легенда о елке
Сергей Есенин — Черемуха душистая
Федор Тютчев — Смотри, как роща зеленеет
Федор Тютчев — Как весел грохот летних бурь
Федор Тютчев — Декабрьское утро
Федор Тютчев — Любовь земли и прелесть года
Федор Тютчев — Альпы
Александр Пушкин — В те дни в таинственных долинах
Александр Пушкин — Волшебный край
Александр Пушкин — Вы избалованы природой
Александр Пушкин — Осеннее утро
Николай Рубцов — В осеннем лесу
Николай Рубцов — На озере
Николай Рубцов — Ночь на родине
Николай Рубцов — Сосен шум
Николай Рубцов — У сгнившей лесной избушки
Алексей Плещеев — Травка зеленеет, солнышко блестит
Алексей Плещеев — Птичка
Алексей Плещеев — Скучная картина
Алексей Плещеев — Ёлка в школе
Иван Никитин — Ночь на берегу моря
Стихи о природе русских поэтов: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Humanities Collaborative — пусть природа будет вашим учителем
Сара Лорд
«Ребенок — отец мужчины».
Это одна из самых известных строк знаменитого поэта-романтика восемнадцатого века Уильяма Вордсворта из стихотворения «Мое сердце подпрыгивает». Эта строка иллюстрирует благоговейное и ностальгическое отношение Вордсворта к детству и урокам, которые мы извлекаем в то впечатлительное время.
Детские переживания Вордсворта окрасили всю его оставшуюся жизнь, что отражено в значительной части его творчества Вордсворт посвящает многие из своих стихов воспоминаниям и размышлениям о своем детстве и формирующих событиях, которые произошли, когда он рос в Озерном крае. в Англии. В то время как Вордсворт рассказывал о своем формальном школьном обучении с легкой нежностью, его истинное образование и величайший учитель он нашел в природе. Уроки, которые мы можем извлечь из природы и окружающей среды, по словам Вордсворта, являются наиболее глубокими и информативными в формировании нашего сознания. и способ мышления
Один отрывок из стихотворения Вордсворта Прелюдия , которую мы изучали с учащимися начальной школы, касается эпизода «кражи лодки». В этой сцене Вордсворт пишет о том, как его наказывают горы, поскольку они, кажется, возвышаются вокруг него в качестве наказания, когда он греб по залитым звездами водам озера Алсуотер в украденной им лодке. Этот опыт настолько напугал молодого Вордсворта, что остался с ним на всю оставшуюся жизнь. Ближе к концу этого раздела стихотворения он пишет о том, как он вспоминает горы позже в своей жизни: «Как живые люди, медленно двигавшиеся в уме; Днём и во сне были бедой». Это всего лишь один из многих примеров в работах Вордсворта, когда он получал глубокие наставления и понимание от природы и имел интроспективный и самодидактический опыт.
Для Вордсворта уроки такого рода были более достойными занятия и выполнения для счастья и образования, чем строгое заучивание информации. Вордсворт рассматривал детство как время, когда учения и уроки могут оказать глубокое влияние на формирующийся и впечатлительный ум, и этой гибкостью следует воспользоваться. В детстве наш разум податлив, поэтому важно, если мы собираемся искать более глубокий смысл и понимание себя и мира, в котором мы живем, подвергать ум творческому и иммерсивному мышлению и воображению:
“Внимание возникает, И всесторонность и память проистекают От раннего общения с творениями Бога Среди всех областей, главным образом там, где наиболее очевидна простота и сила.” ( Прелюдия )
Важно поощрять элемент автономии в раннем образовании, чтобы у детей была возможность исследовать и взаимодействовать со своими эмоциями и окружающей средой, чтобы учиться и расти внутри себя. Этот внутренний рост может принести ребенку только пользу в приобретении навыков воображения, решительности и творчества, которые пригодятся ему в других областях его академической карьеры. У Вордсворта природа берет на себя роль учителя. Подобно природе, цель учителя в классе должна заключаться в том, чтобы зажечь «страсти, которые созидают нашу человеческую душу», и служить умелыми проводниками в дальнейшем исследовании этих страстей, вмешиваясь только в случае необходимости. Вордсворт утверждает, что детство — это ключевой период в жизни и образовании человека, и это мнение разделяем я и мои коллеги. Знакомя учащихся с произведениями и идеологиями Вордсворта, мы надеемся показать им более продуктивный и творческий способ мышления и взаимодействия с окружающим миром.
Изображение Озерного края, Великобритания.
Кейтлин Эрнандес
«Страсти, созидающие нашу человеческую душу»
До изучения поэзии Уильяма Вордсворта я интересовался тем, что может предложить поэзия. Только после того, как мне представилась возможность проехать большое расстояние, чтобы погрузиться в творчество поэта, о котором я никогда даже не слышал, я по-настоящему смог воочию убедиться, как поэзия может на самом деле воздействовать и Измени мою жизнь.
Справедливости ради стоит сказать, что в наших сообщениях в блогах мы в основном обсуждали то, что мы сделали или планируем сделать в школах. Итак, я подумал, что может быть полезно поговорить о том, как поэзия и исследования на самом деле повлияли на меня на протяжении всего этого путешествия. В «Предисловии» к « лирическим балладам» Вордсворт писал: «Поэзия — это первое и последнее из всех знаний — она так же бессмертна, как сердце человека». Для меня эта цитата имеет большую глубину в моем сердце, чем любая цитата из стихотворения, которое я когда-либо читал. Хотя то, что я пишу здесь, представляет собой небольшую статью, в которой рассматривается идеал Вордсворта о раннем образовании, эта цитата говорит о многом. Чтение поэзии Вордсворта научило меня многому, но самая важная концепция, которую я усвоил, прекрасно сформулирована Джоном Мюрхедом:
Если вы считаете, как [Вордсворт], что любовь к своему естественному окружению — родителям и дому, работе и игре, животным и своим собратьям — является основой всякого истинного счастья в человеке, и если вы стремитесь закладывая это основание глубоко в уме ребенка, вы должны прежде всего позаботиться о том, чтобы обеспечить эти живые вклады.
Чем больше я позволял себе просто быть и наслаждаться природой, тем счастливее я становился. Я искренне ценю то, что меня окружает, моих близких и друзей, и я благодарен за уроки, которые я извлек, читая знаменитый поэтический рассказ Уильяма о его собственной жизни в Прелюдия . Чувство чистого счастья — это то, что зажгло во мне огонь, чтобы обратиться к начальным школам здесь, в Эль-Пасо, чтобы предложить то, что наша команда называет «сессиями».
Вордсворт был человеком природы и постоянно напоминает своим читателям о необходимости погрузиться в красоту, которая их окружает. Я считаю, что мы сделали именно это, поделившись своими знаниями и признательностью Вордсворта со студентами. Наша группа провела чрезвычайно важную работу здесь, в Эль-Пасо, с пятиклассниками, которым довелось испытать лишь небольшую часть того, что значит погрузиться в поэзию Уильяма и увидеть, что может предложить природа. Я могу честно сказать, что после того, как я поделился этим опытом с детьми, у меня изменился взгляд на то, как я смотрю на образование. Я верю, как и Вордсворт, в важность нашей природной среды для обучения нас тому, как жить полной и радостной жизнью. Я надеюсь, как будущий педагог, найти способ, чтобы мои будущие ученики могли путешествовать по пути, который позволит им наслаждаться природой, в то же время изучая то, что требуется:
Мудрость и дух Вселенной!
Ты, душа, вечность мысли!
Дающий формам и образам дыхание
И вечное движение! Не напрасно
Днём или звёздным светом так с первой зари
Детства сплел ты для меня
Страсти, созидающие нашу человеческую душу,
Не с подлыми и пошлыми делами человеческими,
Но с высокими целями, с непреходящими вещами,
С жизнью и природой, очищая таким образом
Элементы чувства и мысли,
И освящать такой дисциплиной
И боль, и страх, пока мы не узнаем
Величие в биении сердца. (из Прелюдия )
Оставайтесь с нами, чтобы узнать о нашей следующей работе с христианской школой Иммануэля и начальной школой Бэррона, поскольку мы надеемся побудить учащихся исследовать природу и больше писать о ней.
Кейтлинн Эрнандес в Озерном крае, Великобритания.
Ворота в Грасмире, Великобритания.
(Все изображения любезно предоставлены Кейтлинн Эрнандес и сделаны в Озерном крае и его окрестностях, Великобритания.)
Михаил Атайде
Преподавание романтических идей молодежи
Этот проект стал большим и значимым опытом, и в течение 2019-2020 года наша команда способна лишь поверхностно раскрыть его потенциал. Этот проект и проекты, подобные нашему, могут очень помочь сообществу, информируя его о гуманитарных науках и о том, почему общество стало таким, какое оно сейчас.
Знакомство с тем, как преподавать канонических поэтов и поэзию молодежи, было прекрасной возможностью, потому что одна из философских основ эпохи романтизма – сделать публику образованной и более аналитической в своем менталитете! Также он подумал, как объяснить другим важность поэзии и ее социальных движений. Авторы Бриджит Киган и МакКьюсик С. Джеймс определили одну из своих целей в обучении Вордсворта следующим образом: «Вместо того, чтобы обращаться к романтизму как к руководству по современным экологическим практикам, наш интерес вызывает романтизм как место возникновения экопоэтики и как дискурс. это открывает важные вопросы и направления исследований о нашем человеческом месте в жизненном мире »(Киган, Джеймс; введение). Это утверждение было очень близко мне, поскольку преподавание гуманитарных наук в целом немного сложно, нужно обладать интересом и самоотверженностью, необходимыми для того, чтобы взгляды и идеи естественным образом приходили в голову. Если мысли о поэзии и ее значении приходят естественным образом, человек способен понять и оценить их гораздо больше.0005
На занятиях мы с командой должны были заинтересовать детей темой, которая в наше время показалась бы неинтересной. Киган и Джеймс также упомянули свои собственные подходы к преподаванию этих философских или натуралистических взглядов или утверждений. «Я привык представлять тексты, формулировать проблему или вопрос и позволять дискуссии развиваться исходя из собственных интересов и инициативы учащихся» (Киган, Джеймс; Три «природы»). Эти методы обучения могут показаться несколько продвинутыми. для пятиклассника, но моя команда смогла свести к минимуму основные идеи, стоящие за поэзией Вордсворта, и заставить детей записывать мысли и стихи об их собственных взглядах или мышлении по этой теме. Подобно тому, что практиковали Киган и Джеймс, мы позвольте учащимся уйти со своими собственными мыслями и взглядами. Для меня этот проект был не чем иным, как успехом в том, чтобы увидеть, как сохранить гуманитарные науки в образовании. Моя команда и я с нетерпением ждем возможности оставить что-то, что сообщество может читать, изучать , и применять, так как это поможет создать, по-своему, менталитет открытости в масштабах всего сообщества 9.0005
Написано Сарой Лорд, Кэтлинн Эрнандес и Михаилом Атайде, научными сотрудниками бакалавриата
Общественный колледж Эль-Пасо и Техасский университет в Эль-Пасо, Совместная программа по гуманитарным наукам в EPCC-UTEP
My Heart Leaps Up by William Wordsworth
Поэт «Мое сердце подпрыгивает», Уильям Вордсворт выступал за то, чтобы поэты отказались от использования скучного и архаичного языка, который был популярен до того момента в истории. Вместо этого он считал, что поэзия может и должна быть написана на повседневном языке среднего человека. Эта мысль ярко выражена в этом стихотворении. По сравнению с другими стихотворениями Вордсворта словарный запас и смысл этого произведения относительно легко понять.
Мое сердце подпрыгивает Уильям ВордсвортМое сердце вздрагивает, когда я вижу Радугу в небе: Так было, когда моя жизнь началась; Так теперь я человек; Так будет, когда я состарюсь Или позволь мне умереть! Младенец - отец Человек; И я мог бы пожелать, чтобы мои дни были Связаны друг с другом естественным благочестием.
Explore My Heart Leaps Up
- 1 Резюме
- 2 Темы
- 3 Структура
- 4 Литературные приемы
- 5 Подробный анализ
- 6 Исторический контекст
- 7 Часто задаваемые вопросы
- 8 Похожие стихи
Резюме
«Мое сердце прыгает вверх» Уильяма Вордсворта сосредоточено на его радуге, символе природы и том, что поэт хочет сохранить себя живым.
Это стихотворение начинается со ссылки на радугу. Всякий раз, когда Вордсворт видит это, его сердце наполняется энтузиазмом и энергией. Дело не в том, что ощущение радости существовало в его сердце, когда он был ребенком. Став взрослым, он все еще наслаждается красотой радуги. Он хочет сохранить это детское «я», даже если повзрослеет и состарится. Если этого не произойдет, он несомненно примет смерть. По его словам, природа, которую символизирует радуга, всегда будет божественной, и он считает, что так должно быть у всех.
Темы
Это стихотворение состоит из следующих тем: природа, детство, красота и старение. Главной темой этого произведения, как и большинства его стихов, является природа и красота в ней. Для него природа является истинным воплощением Бога. Взгляд на радугу подобен взгляду на божественное существо. Радуга есть не что иное, как мост, соединяющий поэтов с духовным Я. Он желает никогда не терять связь с природой, даже если состарится. Тема детства – еще один важный аспект этого произведения. Эта тема присутствует в третьей и седьмой строках. Кроме того, в пятой строке отображена тема старения.
Структура
Простота стихотворения проявляется в использовании схемы рифмовки. Всего в этом произведении девять строк. Каждая строка заканчивается одним из 4 звуков, каждый звук повторяется дважды, кроме «ман», который завершает две строки и рифмуется с «начал». Схему рифмования этого произведения можно обозначить как ABCCABCDD. Что касается метра, то стихотворение написано четырехстопным ямбом. Есть три варианта: вторая строка в трехстопном ямбе, шестая строка содержит два ямба и последняя строка в пятистопном ямбе.
Литературные приемы
Вордсворт «Мое сердце подпрыгивает» содержит следующие литературные приемы, которые делают поэтические мысли более привлекательными для читателей.
- Синекдоха: Встречается в первой строке «Мое сердце подпрыгивает, когда я смотрю».
- Анафора: Строки с третьей по пятую начинаются одинаково. Это пример анафоры.
- Гипербола: Встречается в «Или дай мне умереть». Эта строка также является риторическим восклицанием.
- Метафора: В строке «Ребенок — отец мужчины» Вордсворт имплицитно сравнивает ребенка с потенциальным отцом.
- Аллюзия: Это стихотворение, вероятно, содержит намек на радугу Ноя.
Подробный анализ
Строки 1–2
Мое сердце подпрыгивает, когда я вижу
Радуга в небе:
В первых строках стихотворения Вордсворт объясняет свою реакцию на радугу. Очевидно, что поэт имеет глубокую близость к миру природы. Он говорит: «Мое сердце подпрыгивает…» Это крайняя реакция на нередкое метеорологическое явление.
Радуга повсеместно считается красивой, но радуга в этом стихотворении является символом природы в целом. Реакция Вордсворта несколько экстремальна. Большинство взрослых мужчин не реагируют с таким же энтузиазмом на радугу. Однако по ходу стихотворения он будет утверждать, что мы все должны разделять его чувство удивления.
Строки 3–4
Так было, когда моя жизнь началась;
Так и теперь я человек;
В этих строках поэт описывает, что он всегда чувствовал одну и ту же нутряную, радостную реакцию на радугу и на природу в целом. Его чувство удивления началось, когда он родился, и сохранялось на протяжении всего его детства, во взрослой жизни. Вордсворт с самого начала был поклонником природы.
Обе строки одинаково начинаются со слова «So». Этот прием (анафора) используется для того, чтобы подчеркнуть его мысль. Это также помогает читателям понять, что смысл этих строк внутренне связан.
Строки 5–6
Так и будет, когда состарюсь,
Или дай мне умереть!
Вордсворт в этих репликах немного экстремальный. Во-первых, он заявляет, что надеется продолжать быть загипнотизированным природой до глубокой старости. Затем он говорит: «Или дай мне умереть!» Достаточно однозначная интерпретация здесь состоит в том, что поэт скорее умрет, чем найдет мир вокруг себя скучным и лишенным красоты. Смерть предпочтительнее, чем стать измученным циником, который не может понять чудо природы.
Линия 7
Ребенок — отец Мужчины;
Это, пожалуй, самая важная строка из «Мое сердце подпрыгивает» . В своей типичной манере Вордсворт дает кажущуюся простой метафору, которая на самом деле имеет огромное значение.
Все люди когда-то были детьми, так что на этом уровне линия имеет некоторый смысл. Мы произошли от детей, как дети происходят от своих родителей. Еще большее значение имеет то, что как родитель ребенок может быть великим учителем и образцом для подражания.
Дети постоянно познают мир как в первый раз. У них есть бесконечное чувство удивления и благоговения перед природой и даже перед самой жизнью.
Вордсворт говорит, что в этом мы должны быть как дети и что мы должны держаться нашего детского восприятия мира.
Строки 8–9
И я мог бы пожелать, чтобы мои дни были
Связаны друг с другом природным благочестием.
В последних двух строчках стихотворения Вордсворт завершает повторением мысли о том, что он надеется и дальше благоговеть перед природой. Он хочет, чтобы каждый день был связан постоянной темой любви к миру. Слова «природное благочестие» подразумевают, что поэт считал свое чувство к природе настолько благоговейным, что увидеть радугу было почти духовным переживанием.
Исторический контекст
Уильям Вордсворт был участником романтического движения. Художники этого времени возвышали природу, рассматривая ее как часть «возвышенного» или нечто недоступное человеческому пониманию красоты великой. Это уважение и благоговение перед природой ясно демонстрируется в этом конкретном произведении.
Поэма была написана 26 марта 1802 года, когда Вордсворт с женой гостил в Дав-коттедже. Это было благодатное место для поэта, так как он написал там много стихов. Действительно, «Мое сердце подпрыгивает» было написано примерно в то же время, что и многие другие произведения поэта, такие как «Кукушке», «Ода: намеки на бессмертие», и т. д. опубликовано в 1807 году в составе «Стихотворений в двух томах». Исследуйте другие стихи Вордсворта.
Часто задаваемые вопросы
Что означает «Мое сердце подпрыгивает» Уильяма Вордсворта?
Общий смысл этого стихотворения в том, что Вордсворт хочет сохранить свою детскую жизнь и пытается чувствовать импульсы природы, как он чувствовал в детстве.
Что символизирует радуга?
«Радуга» — символ природы. Он изображен как мост, соединяющий духовное «я» Вордсворта с божественным.
Какое настроение у стихотворения?
Настроение этого стихотворения радостное и исполнено детского задора.
Что означает «природное благочестие»?
Фраза «естественное благочестие» содержит геометрическую игру слов. Он символизирует непрерывность и бесконечность. Слово «благочестие» обычно означает благоговение. Эта фраза относится к присущей человеку чистоте.
Похожие стихи
Вот список некоторых стихотворений, которые сходным образом затрагивают темы, представленные в лирике Уильяма Вордсворта «Мое сердце подпрыгивает» .
- «Радуга» Чарльза Лэмба. В этом стихотворении Лэмб исследует темы природных чудес и красоты. Читайте больше стихов Чарльза Лэмба.
- «К радуге» Томаса Кэмпбелла. Это стихотворение затрагивает темы религии, Бога и природы. Узнайте больше о стихотворениях Томаса Кэмпбелла.
- «Радуга никогда не говорит мне» Эмили Дикинсон. Это одно из самых любимых стихотворений Эмили Дикинсон. В этом произведении говорится о знаниях, присущих природе.