Разное

Стихи для артикуляционной гимнастики для малышей: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ | Картотека по развитию речи на тему:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ | Картотека по развитию речи на тему:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ

Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.

«Часики»

 Тик – так, тик – так –

 Ходят часики – вот так!

 Влево тик, Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

«Лопатка»

Пусть язык наш отдыхает,

 Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Окошко»

 Рот приоткрою я немножко,

 Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — “жарко” закрыть рот — “холодно”

«Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

 Чтобы капельку слизать.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу и спрятать в рот

«Лошадка»

 Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).

 Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки»

 Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

 Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны “почистить” поочередно нижние и верхние зубы

«Заборчик»

 

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

 Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

 Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дудочка»

 На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

«Грибок»

 

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

 Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Орешки»

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — “орешки”.

«Качели»

 На качелях

Я качаюсь

 Вверх – вниз,

 Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

 Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Иголочка»

 

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

 Вылез длинный язычок.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Пароход»

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Маляр»

 Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

 Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

Артикуляционная гимнастика в стихах игры с язычком

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» – Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» – Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Заборчик»

– Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

«Лопаточка»

«Лопаточка» – Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Часики»

– Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

«Качели»

– Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Змейка»

– Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.

«Чашечка»

– Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

«Вкусное варенье»

– Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Трубочка-желобок»

– Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Ну-ка делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается
Желобок не разрушается.

«Горка»

– Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

«Маляр»

– Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

«Лошадка»

– Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

«Грибок»

– Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

«Гармошка»

– Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.

Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.

«Пароход»

– Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).

Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы



«Болтушка – индюк»

– Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

«Барабанщики – дятел»

– Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.

Дятел, дятел тук-тук-тук.
Д-Д-Д-Д
Ты чего стучишь, мой друг!
Д-Д-Д-Д
-Я не зря во рту стучу

Д-Д-Д-Д
Звукам правильным учу.
Д-Д-Д-Д

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках. Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников Артикуляционная гимнастика презентация для мальчиков

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Мастер-класс Подготовила: Педагог-логопед Арбекова Н.П.

МАДОУ Детский сад «Буратино» п. Пруды

Формирование артикуляционной моторики

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, четкая, слаженная работа артикуляционных органов, их способность быстро и плавно переключаться с одного движения на другое, а также сохранять заданную артикуляционную позу.

Поэтому устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата и подготовка его к звукоизвлечению имеют первостепенное значение.

Основной целью артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
  • а) в детском саду с логопедом на индивидуальных занятиях
  • б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

    в) с родителями дома.

    2. Артикуляционную гимнастику выполняют, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

    3. Необходимо добиться четкого, точного, плавного выполнения движений.

    4. Сначала артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере их освоения, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

    5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений увеличивается по мере улучшения артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

    6. Артикуляционную гимнастику можно и желательно выполнять под счет, под музыку, с хлопками и т.п.

Улыбка с напряжением, обнажающая сомкнутые зубы

“Улыбка”

“Трубочка” Губы и зубы закрыты. С напряжением вытяните губы вперед трубочкой. Удерживайте их в этом положении, считая до пяти. «ФУТБОЛ» Закройте рот, надавите кончиком языка с напряжением то на одну, то на другую щеку так, чтобы под щекой надулись «шарики». “СМОТРИ” Улыбнись, открой рот. Перемещайте кончик языка на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть остается неподвижной. «КАЧЕЛИ» Улыбнитесь, откройте рот. На счет 1-2 попеременно упирайтесь языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. «ЧИСТКА ЗУБОВ» Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «чистите» сначала нижние, затем верхние зубы изнутри, совершая движения языком вправо и влево. Нижняя челюсть не двигается. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнись, открой рот. Чашевидным языком облизать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать вареньем).

Нижняя губа не должна заходить за зубы (ее можно оттянуть рукой). “МАЛЯР” Улыбнись, открой рот. Широким кончиком языка поглаживайте небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. «ПАРУС» Улыбнитесь, широко откройте рот, приподнимите кончик языка и положите его на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Задержите язык в этом положении на счет до восьми, затем до десяти. Опустите язык и повторите упражнение 2-3 раза. “KISK IS ANGRY” Улыбнитесь, откройте рот. Упритесь кончиком языка в нижние зубы. На счет «раз» — согнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет два вернитесь в исходное положение. При этом кончик языка не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. «ЧАШКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, загнуть боковые края языка в форме чашечки. Задержитесь, считая до пяти. Нижняя губа не должна заходить за нижние зубы. “ГРИБ” Улыбнись, открой рот. Присосаться широким языком к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка.
Кончик языка не должен подворачиваться, губы должны быть в улыбке. Если у ребенка не получается сосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». Щелкая, фиксируется желаемое движение языка. Спасибо за Ваше внимание!

МАСТЕР-КЛАСС «Артикуляционная гимнастика»

с демонстрацией обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики посредством показа мультимедийной презентации.

Рад приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика». Всю работу по коррекции звукопроизношения дошкольников проводит не только педагог-логопед, но и другие педагоги. Поэтому артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики используют и музыкальные руководители, воспитатели, психолог, инструктор по физкультуре. В своей работе логопедом особое внимание уделяю артикуляционной гимнастике, так как развитие артикуляционного аппарата является одним из первых этапов моей работы «Развитие интонационной выразительности речи детей с речевой патологией».

Именно артикуляционная гимнастика становится отправной точкой в ​​формировании интонационной выразительности речи.
Гимнастика для рук и ног нам знакома и привычна. Понятно ведь, зачем мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а зачем тренировать язык, ведь он и так “бескостный”? Получается, что язык является основной мышцей органов речи. И для него, как и для любой мышцы, гимнастика просто необходима.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи представляет собой сложный двигательный навык.
Для четкой артикуляции необходимы сильные, эластичные и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательной, глотательной, мимической. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортани, трахеи, бронхов, легких, диафрагмы, межреберных мышц). Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения на многочисленные органы и мышцы лица, полости рта, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика – основа формирования звуков речи и коррекции нарушений звукопроизношения; включает упражнения на тренировку подвижности органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения как всех звуков, так и каждого звука определенной группы.

Причины, по которым вам необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Выполняя утром артикуляционную гимнастику, мы тем самым подготавливаем артикуляционный аппарат к работе на весь день, создаем благоприятные условия для овладения правильным звукопроизношением и улучшения дикции.
  2. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям на развитие речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить четко и правильно, без помощи специалиста.
  3. Дети со сложными нарушениями речи смогут быстрее преодолеть дефекты речи, когда с ними начнет работать логопед: их мышцы уже будут подготовлены.
  4. Артикуляционная гимнастика также очень полезна для детей с правильным, но вялым звукопроизношением, о которых говорят, что у них «каша во рту».
  5. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят каждому – и ребенку, и взрослому – научиться говорить правильно, четко и красиво. Необходимо помнить, что четкое произношение звуков является основой обучения письму на начальном этапе.


Поэтому цель артикуляционной гимнастики – развитие полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного звукопроизношения. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстро «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и старше смогут во многом преодолеть уже имеющиеся нарушения звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики. Кроме того, целью артикуляционной гимнастики является укрепление соответствующих групп мышц в процессе выполнения движений.

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.


При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Помещение должно быть чистым, хорошо проветриваемым.


2. Необходимо ежедневно проводить артикуляционную гимнастику, чтобы закрепить выработанные у детей навыки. Упражнения лучше делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз. Артикуляционные упражнения рекомендуются утром перед завтраком, на прогулке, после сна.

3. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, переходить от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ручки и ножки находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, так как именно взрослый является для детей образцом при показе упражнения и, соответственно, контролирует правильность выполнения упражнений.
На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится при непосредственном контакте воспитателя и ребенка, где воспитатель рассказывает и показывает упражнение, затем ребенок выполняет упражнение, а воспитатель контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью , темп исполнения и переход от одного движения к другому.

Упражнения вначале выполняются медленно, т.к. Ребенок нуждается в визуальном контроле. После понимания движений темп ускоряется. При этом полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубы? Что делает язык? Где он находится?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять за счет. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

В дальнейшем при освоении детьми элементов гимнастики используются различные игровые приемы: показ картинок, предметных обозначений, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, стихотворные комплексы, театр пальчиков и языка, рисунки-подсказки, картинки -образы, постановочные рассказы и сказки, «Сказки веселого язычка».

Таким образом, артикуляционные упражнения представляются детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Урок становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, легче преодолевается трудность.

Гимнастику лучше начинать с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломки, воздушных шариков, мыльных пузырей, дидактических пособий

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательные система является энергетической основой системы речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные дыхательные упражнения способствуют выработке правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения отрезков слов разной длины, т. е. коротких и длинных.

А теперь предлагаю вашему вниманию мастер-класс по обучению детей артикуляционным упражнениям с использованием мультимедийной презентации.

Для использования предпросмотра презентаций создайте Google аккаунт (аккаунт) и войдите в систему: https://accounts.google.com

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ ИРИНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ ЛЬВОВНОЙ МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД” № 8 КОМБИНИРОВАННЫЙ ВИД” Г, КАНАШ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений органов артикуляции. Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи представляет собой сложный двигательный навык.

Уже с грудного возраста ребенок совершает много разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения расплывчатыми звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются первым этапом развития речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции необходимы сильные, эластичные и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования звуков речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Необходимо ежедневно проводить артикуляционную гимнастику, чтобы закрепить выработанные у детей навыки. Упражнения лучше делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются в течение 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При выборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, переходить от простых упражнений к более сложным. 5. Ребенок и взрослый во время артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.

“ТРОБОТОК” (“ТРУБКА”) Вытяните вперед сомкнутые губы “трубочкой”. Удерживайте их в этом положении, считая от 1 до 5-10. Цель. Развить движение губ вперед, укрепить мышцы губ, подвижность их слегка прикрою рот, Губы – «туловище» вперед. Далеко я их тяну, Как с протяжным звуком: у-у-у.

«УЛЫБКА» («ЗАБОР») Улыбайтесь без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Задержите губы в этом положении, считая от 1 до 5-10. Цель. Развивать умение держать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укрепить мышцы губ и развить их подвижность. Нева широка, И улыбка широка. Все мои зубы видны От краев до десны.

“Прикусить язык” Улыбнуться, открыть рот и прикусить язык. Варианты: 1. Прикусить кончик языка. 2. Прикусить середину языка. Цель. Добиться расслабления мышц языка, усилить кровоснабжение мышц языка, улучшить иннервацию (нервную проводимость). Я язык выдвигаю, Лениться я не привык. И от кончика к корню я кусаю все быстрее и быстрее.

“ЛОПАТА” Улыбнуться, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживайте ее в этом положении, считая от 1 до 5-10. Цель. Развивать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежа на нижней губе. Поперек улыбки лежал Отдыхающий язык.

“ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ” Улыбнитесь, откройте рот и облизните губу языком в форме чашечки, совершая движения сверху вниз. Можно продолжать двигаться и засовывать язык в рот, не разрушая «чашечки». Цель. Отработайте движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укрепить мышцы языка. Как будто варенье на губе – слизываю “чашечкой” во рту.

“ЧАШКА” Улыбнитесь, откройте рот и поставьте язык вверху в форме чашечки. Цель. Научитесь держать язык в форме чашечки вверху, возле верхних зубов. Укрепить мышцы языка. Улыбаюсь, рот открыт: Язык уже там. Края приподняты к зубам. Вот моя “чашка”.

«Шлепать губами по языку» Улыбнуться, открыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, шлепая по ней губами, сказать: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребенку выполнение этого упражнения. Цель. Расслабьте мышцы языка самомассажем (похлопыванием губ). Научитесь держать язык прижатым, широким. И теперь не зубами шлепну губами: «Бычья губа тупая, Па-па-па, па-па-па».

“КАЧАЛКА” Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, завести широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), задержаться в таком положении на 3-5 секунд. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так поочередно меняйте положение языка 4-6 раз. Цель. Развивать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка “Чашкой” вверх И “сползать” вниз Мой язык гнется – Художник!

«МАЛЯР» Улыбнитесь, откройте рот и кончиком языка «раскрасьте» твердое небо («потолок»), совершая движения языком вперед-назад. Цель. Укрепить мышцы языка и развить его подвижность. Язык как моя кисть, И я рисую им небо.

“ПАРОход” Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и пропеть звук “с”: “с-с-с” (“гудит пароход”). Цель. Выработайте положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно, когда язык напряжен и твердая «л» заменена на мягкую «л»).

“МАятник” Улыбнитесь, откройте рот, высуньте язык как можно дальше и делайте плавные движения от одного уголка рта к другому. Выполните упражнение 10-15 раз. Цель. Укрепить мышцы языка, проработать его подвижность. Влево-вправо кончик ходит, Словно места не находит.

«ГОРКА» («МОСТ») Улыбнуться, открыть рот, завести кончик языка за нижние зубы, поставить широкий язык «горкой». Задержитесь в этом положении, считая от 1 до 5-10. Цель. Научитесь удерживать язык в положении, необходимом для произнесения свистящих звуков. Развивать мышцы языка, укреплять кончик языка. Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. Зарывшись в нижние зубы, он изобразит нам Горку.

“ИГЛА” Откройте рот, высуньте язык как можно дальше, напрягите его, сузьте и удерживайте в таком положении, считая от 1 до 5-10. Цель. Научитесь сужать язык и удерживать его в таком положении. Я улыбаюсь: вот шутник – Язык стал узок-узок. Между зубами, как узелок, Вылез длинный язык.

“ЗМЕЯ” Откройте рот и используйте узкий язык, чтобы двигаться вперед и назад (“змеиный укус”). Цель. Развивать подвижность языка, попеременно отталкивая и втягивая узкий язык. А язык у змеи узкий, тонкий, как веточка. Ходит-ходит туда-сюда: Как не устает?

“ПАРУС” Улыбнитесь, широко откройте рот, положите язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка плотно упирался в зубы. Задержитесь на 5-10 секунд. Цель. Держите язык за верхними зубами. Укрепить мышцы языка. Улыбаюсь, рот открыт: “Парус” уже стоит. Прислонись языком, посмотри, К верхним зубам изнутри.

“ЛОШАДЬ” Улыбнитесь, откройте рот и щёлкните кончиком языка (“лошадь цокает копытами”). Цель. Проработать подъем языка, подготовить его к вибрации, растянуть подъязычную связку (уздечку). Укрепить мышцы языка. Широко открываю рот, прижимаю язык к нёбу. Язык прыгает вниз, И слышен щелчок.

“ГРИБ” Улыбнуться, широко открыть рот, прижать язык к небу так, чтобы растянулась подъязычная связка (“грибовидная ножка”). Задержитесь в этом положении на 5-10 секунд. Цель. Отрабатывать умение удерживать язык вверху в положении, необходимом для звука «р». Укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку (уздечку). Я широко открою рот, Словно вот-вот щелкну. Отсосу языком на нёбе, Челюсть вниз – и все мои занятия.

“АККОРДЕОН” Улыбнись, открой рот, присосись языком к небу, открой и закрой рот (по мере натяжения меха гармошки). Это растягивает подъязычную связку. Постепенно необходимо открывать рот шире и дольше и удерживать язык в верхнем положении. Цель. Укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку (уздечку). Я пососу языком нёбо, А теперь посмотри в обе стороны: Челюсть поднимается и опускается – У нее такой круиз.

“БАРАБАНЩИК” Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхние зубы, повторяя громко, отчетливо и многократно: “ддд”. Темп постепенно нарастает. Цель. Проработать подвижность языка и подготовить его к вибрации, необходимой для звука «р». Укрепляйте мышцы языка (особенно кончика языка). За зубами в бугорок бьется широкий язык.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен контролировать качество движений, выполняемых ребенком: точность движений, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить за тем, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой сторонам лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. В первое время при выполнении детьми упражнений возникает напряжение в движениях органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение уходит, движения становятся расслабленными и в то же время скоординированными. Система упражнений на развитие артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика»

Актуальность

На протяжении всей логопедической работы тренируем мышцы артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики. Дети с проблемами в развитии речи быстро утомляются, им надоедает выполнять одни и те же упражнения. На помощь логопеду приходит ИГРА. Книги с прикольными картинками и стихами по артикуляционной гимнастике можно найти на полках книжного магазина, собрать картотеку картинок с упражнениями речевой гимнастики. Но дети 21 века любят гаджеты, и от этого никуда не деться. В своей работе я часто использую игры-презентации.

Пояснительная записка.

Игра-презентация «Артикуляционная гимнастика» предназначена для индивидуальных занятий логопеда с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения. В игре обучение проходит без принуждения, весело, радостно и максимально эффективно. Благодаря красочному оформлению и анимации презент становится интересным для ребенка, и ему хочется играть в эту игру снова и снова.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, отработка правильных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов и объединения их в единый поток речи.

1 слайд: название

2 слайд: упражнение «Улыбнись». Логопед читает стишок, затем 1 раз нажимает мышкой – солнышки начинают вращаться, ребенок держит губы в улыбке, пока солнышки вращаются.

3 слайд: упражнение «Забор». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед щелкает мышкой 1 раз, возле дома строится забор.

4 слайд: упражнение «Лопата». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед 1 раз нажимает на мышку, возле кроватей появляются лопатки.

5 слайд: упражнение «Трубочка». Логопед читает стихотворение, затем щелкает мышью. Пока трубач вращается, ребенок придерживает язык трубкой.

6 слайд: упражнение «Пончик». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед 1 раз щелкает мышкой, на столе появляются бублики.

7 слайд: упражнение «Почистим зубы». Читая стихотворение, логопед щелкает мышкой 1 раз, смайлик начинает двигаться.

8 слайд: упражнение «Наблюдение». Логопед читает стихотворение, затем щелкает мышью. Дети под маятником выполняют упражнение.

9 слайд: упражнение «Игла». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед нажимает на мышку 1 раз, в шарике появляются иглы.

10 слайд: упражнение «Слайд». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед 1 раз нажимает на мышку, малыш катится с горки 5 раз.

11 слайд: упражнение «Качели». Логопед читает стихотворение, затем щелкает мышкой, качели начинают раскачиваться, и ребенок выполняет упражнение.

12 слайд: упражнение «Чашка». На счет 1, 2, 3, 4, 5 логопед щелкает мышкой 1 раз, на столе появляется 5 чашек

13 слайд: упражнение «Лошадь». Логопед читает стихотворение, затем щелкает мышкой, лошадь двигается, и ребенок выполняет упражнение

14 слайд: упражнение «Грибок». Логопед читает стишок, затем щелкает мышкой, появляется 5 грибочков, в это время ребенок держит язык вверх, не щелкая языком.

15 слайд: упражнение «Вкусное варенье». Логопед читает стихотворение, затем щелкает мышкой, мишка начинает раскачиваться, ребенок выполняет упражнение.

16 слайд: упражнение «Живописец». Логопед читает стихотворение, затем нажимает на мышку, начинает увеличиваться маляр, ребенок выполняет упражнение.

17 слайд: упражнение «Турция». Логопед читает стихотворение, затем щелкает мышкой, индюк начинает ходить по дорожке, ребенок выполняет упражнение.

18 слайд: упражнение «Ударник». Логопед читает стихотворение, затем щелкает мышкой, зайчик начинает двигаться по дорожке, ребенок выполняет упражнение.

19 слайд: Молодец!

При артикуляционной гимнастике с помощью презентации дети легче усваивают и закрепляют знания, так как обучение происходит в игровой форме, появляется мотивация в достижении цели.

Использование игры-презентации «Артикуляционная гимнастика» позволяет:

Направить интерес к гаджетам в нужное русло.

Повышение игровой активности.

Эффективно решать коррекционно-развивающие задачи.

Разнообразить деятельность детей на индивидуальных занятиях.

Повышение эмоционального тонуса.

Информационные ресурсы.

  1. 1. З.А. Репин, В.И. Буйко «Логопедические занятия», Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999. 2. Абрамова Л. В кн. «Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с языком». (ресурсы портала ИНФОУРОК)
    3. Картинки и фоны для презентации:

Логопедические занятия для детей каждый день.

Артикуляционная гимнастика

Говорить со взрослым так же естественно, как дышать или ходить. Мы произносим звуки и складываем их в слова на машине, думая только о содержании речи. Звуки речи дети также усваивают бессознательно путем подражания, но в своей речи они еще не закреплены. Иногда этот процесс может быть нарушен. Что мешает ребенку произносить тот или иной звук или вообще говорить ясно и отчетливо?

Органы артикуляции

Это сложный двигательный акт. Он включает в себя дыхание, голос и артикуляцию, то есть произношение звуков. Последнее у нас интересное. Выделяют активные и пассивные органы артикуляции. Пассивные остаются на месте, но за счет их расположения и формы произношение нужного звука. Активные находятся в постоянном движении и меняют свое положение и форму. К пассивным органам артикуляции относятся твердое небо, зубы. Активные – язык, губы, челюсть, мягкое небо с небольшим язычком. Основными органами артикуляции, от положения которых зависит произношение звука, являются язык и губы. Они состоят из множества мышц и эти мышцы, как и любые другие, поддаются тренировке с помощью речевых упражнений для четкой речи. Особенно важно развивать координацию их движений, формировать умение принимать положение языка и губ.

Нарушаются звуки

Почему одни звуки нарушаются чаще других? Есть звуки – «чемпионы» нарушений: это шипящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ш, Ш, Ч) и р. Также может нарушаться и произношение звука Л. Эти звуки могут быть искажены – проще говоря , звук произносится с шепелявостью или картавостью. А у логопедов есть специальные термины. Например, W может быть стороной, когда воздух идет с одной стороны языка, губно-губной, похоже на фырканье. Также звук может быть проигнорирован или заменен на аналогичный. Например, часто R заменяется на L или W на S. В речи детей такая замена гораздо более разнообразна.

Рекомендуется

Как сделать кошке внутримышечную инъекцию? Советы и рекомендации

Домашние кошки, как и люди, подвержены заболеваниям, и редкий хозяин может похвастаться тем, что ни разу в жизни не оказывал своему питомцу медицинскую помощь. Для успешного, а главное хирургического лечения, лучше использовать инъекции, которые…

Несколько рекомендаций, как убрать пригоревшее варенье

Несмотря на то, что дефицита продуктов питания в нашей стране сегодня просто нет, а такие вкусности как, скажем, варенье и повидло представлены в огромном разнообразии на прилавках продуктовых магазинов и супермаркетов, многие до сих пор занимаются их приготовлением в домашних…

Правильный выбор корма для кошек – залог здоровья питомца

Правильное питание играет важную роль для вашего питомца. Чтобы кошка была энергичной и подвижной, за ней нужно ухаживать и составлять сбалансированный рацион. Правильный выбор кошачьего корма поможет справиться с этой задачей наилучшим образом. Кормление…

Почему одни звуки сложнее других? Гласные не требуют сложных движений языка. Воздух при разговоре легко и свободно проходит через рот. Поэтому они, как правило, не нарушаются, а бывают лишь размыты и нечетки в их произношении, особенно О и потому, что требуют растяжения губ. Среди согласных тоже немало звуков, которые нарушаются лишь в тяжелых случаях, например, при параличах и парезах.

Зарядка для языка

Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы рта, улучшает точность и координацию движений органов речи. Детям необходимо заниматься спортом. Все логопедические упражнения для детей, которые рассчитаны на формирование определенных поз и движений. Эти движения и позы затем лягут в основу произносимых звуков. Поэтому, если есть желание в целом улучшить его, сделать более четким, ускорить его развитие, если он медленный, то необходимо сделать общеартикуляционные упражнения. Вреда от этого не будет. Но при нарушении отдельных звуков упор делается на те логопедические упражнения, которые развивают правильное движение языка.

Engage

Артикуляционные упражнения следует выполнять ежедневно. Вы можете уделять этому 3-5 минут в день. Лучше не делать этого сразу после еды, чтобы манипуляции с языком не вызывали рвотный рефлекс. Все речевые упражнения выполняйте перед зеркалом вместе со взрослым, который следит за правильностью выполнения и подсказывает ребенку, как нужно выполнять упражнения. Чтобы сделать процесс более интересным, в упражнения часто включают короткие стихотворения и иллюстрации.

Ниже будет предложен весь список логопедических упражнений на каждый день. Их можно чередовать.

Вкусное варенье

Улыбнуться, широко открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. В разные стороны двигать их не нужно. Нам нужно обхватить губу.

Грибок

Улыбнись с широко открытым ртом. Язык зарядом к небу, растяжка уздечки. Язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка – стройную ножку.

Художник

Улыбается, чтобы показать зубы. Язык водили к верхним зубам – вправо-влево, потом вверх-вниз. Повторить с нижними зубами.

Забор

Улыбнуться и показать оба ряда зубов. Держать до 5.

Трубка

Вытягивая губы вперед (примерно как в звуке), продержаться до 5.

Кстати, эти упражнения полезно чередовать. Несколько раз повторить последовательность «забор-труба». Она учит ребенка переходить из одной позы в другую.

Бублик

То же самое, только губы чуть шире. Например, когда мы говорим о.

Блинчики

Улыбка, открытый рот. Положить широкий и плоский язык на нижнюю губу.

Puslapiai язык губы и сказать «гой-гой-гой». Иногда это упражнение называют «Накажи непослушный язычок» и «Блинчики» — просто подержи язык за губой.

Помогает расслабить мышцы языка.

Дятел

Нужно ритмично и четко говорить д-д-д, акцентируя язык в бугорке за верхними зубами. В норме этот звук произносится путем прикосновения языка к зубам, но обычно в постановке звука Р. используется упражнение, чтобы правильно его произнести, язык находится немного глубже во рту. Сначала нужно говорить медленно, затем ускоряясь.

Лошадь

Улыбка, открытый рот. Щелкнул языком (с зарядом его к небу, как в упражнении “Грибок” и резко оторвал). Нижняя челюсть не двигается, только язык. Если нет, вы можете нежно держать его за подбородок.

Часы

Улыбка, рот открыт. По очереди касаться узким кончиком языка уголков рта – правого-левого. Повторить 4-6 раз.

Обжора

Ее рот наполовину открыт. Языком поглаживают верхнюю губу вперед-назад и произносят звук. Получится что-то вроде «БЛ-БЛ-БЛ». Иногда дети сами издают эти звуки, когда мы балуемся и играем.

Чашка

Улыбка, открытый рот. Передний и боковой края языка приподняты, но не достигают неба. Язык широкий и по форме напоминает чашечку с отверстием посередине, как это можно увидеть в зеркале. Продолжайте до 5.

Артикуляция звука Р

Как мы произносим звук Р? Этот звук в каждом языке произносится по-разному. Французское r отличается от английского, а английский от русского. Поэтому логопеды всегда работают по стандартам языка той страны, в которой они живут и работают. Ведь гортанное Р – норма для француза и патология для русского! Итак, как мы произносим этот звук в русском языке? Звук Р с его мягкой парой ПТ (а логопеды и лингвисты это два разных звука) является единственным в русском языке, дрожащим, или иначе, вибрирующим. Когда мы говорим, что язык вибрирует. В этот момент его кончик касается альвеол бугорков, которые расположены во рту немного глубже верхних зубов. Этот звук является одним из самых сложных для произношения и некоторые так и не овладевают им всю жизнь. Так что для занятий логопедической гимнастикой особенно нужны!

Звуки

Упражнения обычно используются логопедами на этапе подготовки к произнесению звуков. Сначала ребенок должен научиться придавать языку и губам правильное положение, а потом уже можно ставить звук. Когда звук пришел, не достаточно. Правильный этап автоматизации. Ведь новый звук для ребенка непривычен и он может, например, четко говорить «Р-Р-Р» и даже «Рыбка», а по старинке говорить «Картошка». Поэтому при автоматизации звука ребенок произносит простые, а затем более сложные слова с нужным звуком в разных позициях — в начале, в конце, в середине слова. Есть много игр, которые делают процесс повторения слов более интересным, от названий картинок до всевозможных бинго или составления предложений.

Выполнение логопедической гимнастики в домашних условиях и различных игр на автоматизацию звука является наиболее доступным для родителей. Постановка звука более всего требует профессиональных навыков и опыта, поэтому этим должен заниматься логопед. Однако при регулярных занятиях звук может появиться в речи самого ребенка. Если это надолго, а звукопроизношение сильно отстает от возрастных норм, то лучше обратиться к специалисту.

Упражнения на звук Р

Чтобы научиться рычать, будут полезны все упражнения, способствующие поднятию языка вверх. Для звуковых логопедических упражнений лучше всего подходят такие «Художник», «Грибок», «Конь».

И самое главное упражнение “Дятел”. Вам нужно повторять это ежедневно. Для постановки звука Р можно попробовать во время тренировки почистить палец ребенка (ногти должны быть обрезаны), пошевелить языком из стороны в сторону, чтобы вызвать вибрацию. Будет не сразу, это движение следует повторить. Есть ролики как ставить звуки, но не факт, что смогут освоить эту способность.

Упражнения на звук Ш

Звук ш характеризуется не только особым положением языка и изменением положения губ. Губы слегка вытянуты вперед, поэтому будут полезны упражнения «Трубочка», «Разметка», «Смайл-Тюбик», и особенно «Бублик». Это упражнение больше напоминает утрированную позу губ при звуке ш. Язык, когда произношение поднято вверх, края его прижаты к небу, но кончик касается зубов или неба и образует чашечку. Поэтому для формирования этого звука будут полезны все упражнения на поднятие языка «Вкусное варенье», «Грибок».0005

Также важны упражнения, которые помогают сделать язык широким и плоским. Особенно, если ребенок все время высовывает язык «иглой» и не может расплющить. Эти упражнения как Блин.

Самое главное для звука W – «Чашка». Это больше напоминает положение языка при произнесении звука. Что касается его постановок, то можно попробовать попросить ребенка прижать край чашки к небу, слегка округлить губы и подуть в чашку. Может получиться шипящий звук, очень похожий на ш. Логопедические упражнения требуют большого осознания и владения своим артикуляционным аппаратом. Не все дети доступны, поэтому логопеды часто помогают клиентам с помощью зонда или платка принять правильное положение языка и губ.

Кстати, если у ребенка нарушены все звуки шипения, то начинайте со звука ш, считающегося основным для этой группы, и у него ставьте все остальные звуки.

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/dom-syam-ya/36250-lagapedychnyya-praktykavann-dlya-dzyacey-na-kozhny-dzen-artykulyacyyna.html

DE: https://tostpost.com/de/das-haus-und-die-familie/35914-logopedicheskie-bungen-f-r-kinder-f-r-jeden-tag-articulating-gymnastik.html

ЭП: https://tostpost.com/es/la-casa-y-la-familia/35749-logopedicheskie-ejercicios-para-ni-os-de-cada-d-a-cuas-gimnasia.html

КК: https://tostpost.com/kk/y-zh-ne-otbasy/36547-logopediyaly-zhatty-ular-balalardy-r-k-n-artikulyaciyaly-gimnastika.html

PL: https://tostpost.com/pl/dom-i-rodzina/37794-logopedicheskie-wiczenia-dla-dzieci-na-ka-dy-dzie-artikulyacionnaya-gi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *