Старые русские колыбельные песни текст – Старые колыбельные песни слушать онлайн (с текстами)
Русские народные колыбельные песни | Я русский
“Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…”
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
“Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..”
Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
“О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…”
О бай-бай-бай!
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!
“Спи, дитя, усни”
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Папа сон оберегать.
“Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи…”
Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Николка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Николка спит, спит.
“Уж как сон ходил по лавке”
Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.
“Месяц взошел…”
Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село,
Скрылось прочь,
День угас, настала ночь.
Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.
Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.
Только звездам, только ночке
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.
Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: “Баю-баю!”
А конец: “Баю-баю!”
“Ночь пришла, темноту привела…”
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
“А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…”
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
“Баю-баю, баю-бай… Спи мой … засыпай…”
Баю-баю, баю-бай,
Спи мой … засыпай,
Гуленьки-гуленьки,
Сели к … в люленьку,
Стали люленьку качать,
Стали … величать:
“Ходит сон у окон…”
Ходит сон
У окон,
Бродит дрема
Возле дома.
И глядят –
Все ли спят?
Раздень меня, разуй меня,
Уложи меня, укрой меня,
“Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай…”
Баю-баюшки-бай-бай!
Поди, бука, под сарай,
Мого Ваню не пугай.
Я за веником схожу,
Тебя, бука, прогоню.
Поди, бука, куда хошь,
Мого Ваню не тревожь!
“Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай…”
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
“Ой, люли-люлюшеньки, баиньки-баюшеньки…”
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Материал создан: 22.06.2014
комментарии к статье
iamruss.ru
Народные колыбельные песни в жизни семьи – Мама Лара – профессионально о рождении ребенка | Беременность | Роды
Колыбельные песни – единственные песни, которые я пела, а мои дети – единственные слушатели, которых я не стеснялась. Дело в том, что в детстве мне на ухо «наступил медведь». Меня даже не приняли в музыкальную школу, точнее приняли, но не на класс фортепиано, а на домру. Мои родители не захотели, чтобы я играла на таком «непрестижном» инструменте, и нашли мне частного преподавателя. Начались мои мучения, учительницу свою я не полюбила, она меня, наверное, тоже. За несколько лет мои и так от природы небольшие способности были похоронены. А петь хотелось!
И вот, много лет спустя, родилась моя первая дочь. Вот я кормлю ее грудью, укачиваю, чувствую в своей душе порыв – мне хочется петь для нее. Все, что я вспомнила на тот момент, были всем известный «Волчок» да революционный марш «Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо». Эту песню пел когда-то мой отец. Сейчас у меня трое детей, я знаю много старинных русских колыбельных, пою их почти ежедневно и каждый раз получаю большое удовольствие. Я уверена, что колыбельные нужны и маме, и ребенку, и хочу объяснить вам, почему так считаю.
Дело в том, что когда ребенок рождается, его психика сильно отличается от психики взрослого человека. Ребенок, например, не может, закрыв глаза, воссоздать внутри себя образ окружающего его мира – комнату, в которой он находится, свою маму, в которой так нуждается. Он уверен в существовании всего этого только тогда, когда видит. Именно поэтому засыпание для ребенка очень тревожно, подобно «маленькому умиранию» – ведь для него во сне исчезает весь мир.
Потому-то в культуре всех народов принято укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь песню – колыбельную. Мать словно сопровождает ребенка в сон, помогает преодолеть страх. Малыш, закрывая глаза, уже не видит ее, но продолжает слышать ее ласковый голос. Мать словно говорит: «Все хорошо, я с тобой, засыпай, а когда ты проснешься, я снова буду рядом. Я люблю тебя!» И дитя спокойно засыпает.
А еще, родившись, ребенок приходит в мир, который сильно отличается от того, в котором он жил до сих пор (в животе у мамы). И, прежде всего, этот мир отличается ритмом. В материнской утробе ритма почти не было. Не было яркого дня и темной ночи, не было жары и холода. С током крови к ребенку беспрерывно поступали кислород и питательные вещества. А в новом мире все подвластно ритму! И к этому нужно приспособиться, в чем помогают колыбельные, которые, как все народные песни, очень ритмичны, и ребенок, слушая их, вбирает в себя чувство ритма.
До сих пор мы говорили о психологических аспектах необходимости колыбельных, а теперь остановимся на педагогических. Некоторые специалисты в области психологии считают, что текст колыбельной может быть любым, главное – это простая, монотонная мелодия.
Известный английский детский психотерапевт Винникотт предлагает даже такой текст: «Баю, баюшки, баю, спи малыш, а то убью». Он утверждает, что эти слова, пропетые с определенной интонацией, все равно усыпят ребенка. Может быть, и так. Однако, разбирая тексты старинных русских колыбельных, я поняла, что наши предки относились к этому по-другому. Они словно не хотели упускать ни дня из жизни ребенка и вкладывали в него с младенчества необходимые ему в будущем правила и представления об окружающем его мире.
Многочисленные и разнообразные тексты русских народных колыбельных песен можно объединить в несколько групп. Есть колыбельные, в которых говорится об исключительности самого ребенка. Какой бы ни был малыш по счету в семье, он уникален, и это подчеркивается в песне, чаще всего через описание люльки, которую готовит для ребенка мать:
Зыбочка дубовая,
Огибочка шелковая.
На высоком столбу,
На точеном брусу,
На серебряном крюку.
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Пробойцы золотые.
Под холщовым положком
Сон Алешеньку нашел.
Уж ты в камке спи,
А в парче расти.
Также в народных колыбельных песнях много пожеланий счастливой богатой жизни, впрочем, не лишенной при этом работы и необходимости помогать другим людям:
Бай, побаюшки,
Спи-тко теплая сугрева,
Отцу матери замена;
Вырастешь большой –
Будешь хороший и баской,
Станешь в людушки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.
Во многих колыбельных описывается жизнь, в которой все занимаются своим делом – мужчины, женщины, старики и дети:
Зыбаю я зыбаю
Отец ушел за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить,
Много рыбки наварить
И Ванюшку накормить.
Народные колыбельные песни впервые знакомят ребенка с понятием границ родного дома и опасностями, которые могут подстерегать его в окружающем мире:
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок.
Он потащит во лесок,Под ракитовый кусток.
Там птички поют –
Тебе спать не дадут.
В молодости мне казалось, что такие народные колыбельные песни ни к чему моему ребенку, что они запугивают малыша. Только став старше, я оценила мудрость народа – это не запугивание, а предостережение, и всегда подчеркнутое любовью и готовностью защитить ребенка:
Баю бай, баю бай,
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит: Леночку – отдай.
А мы Лену не дадим,
Пригодится нам самим.
Баю, баю, баю, бай,
Из-под зыбки вылезай,
Не ходи-ка к нам Бабай!
Впервые из колыбельных малыш узнает и о православной вере своего народа. Он вырастет, и эта вера станет его, а пока он слышит от родной матери:
Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю (припев).
Умоленное мое,
Упрошенное мое.Упросила, умолила я
У истинного Христа.Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала,Богородица дала,
Мне пожаловалаКрошечку мне,
И малюточку.Ангелы с тобой,
Все хранители с тобой.Они тебя хранят,
Они и милуют.От болезней, от скорбей,
От тяжелых болестей.
И последнее, о чем мне хотелось сказать сегодня, это о необходимости колыбельной песни для самой женщины (мамы, бабушки), а может быть, и для мужчины (раньше малыша иногда укачивал дед, а сейчас этим занимаются и папы). Дело в том, что человек, укладывающий ребенка спать, сам должен пребывать в умиротворенном, расслабленном состоянии. Он не должен торопиться и раздражаться, иначе просто не сможет усыпить ребенка – его напряжение передастся малышу. Пение колыбельной помогает и самому взрослому: позволяет отрешиться от суеты прожитого дня, насладиться тишиной, лучше почувствовать и выразить свою любовь и нежность.
Пойте детям колыбельные! Пользуйтесь дарами нашей культуры или придумывайте слова колыбельной сами. Наслаждайтесь минутами покоя наедине со своим ребенком.
mamalara.ru
Материал на тему: “Старинные русские колыбельные”
Цель проекта: расширить и систематизировать представления детей о русских колыбельных песенках и авторских колыбельных.
План работы:
1.Опрос детей о том:
– какие колыбельные пели и поют мамы своим детям?
– часто ли поют их родители?
-влияют ли колыбельные на сон ребенка?
2. Дать первичные представления о колыбельных песнях (припевах), их назначении.
3.Прослушивание и разучивание наиболее понравившихся колыбельных песен (CD)
4. Продуктивная деятельность: свободное рисование под мелодии традиционных русских колыбельных.
5. Сочинение собственных колыбельных на мелодии традиционных колыбельных с использованием ласкательных слов: гуленьки, баюшки, котик-коток, люленьки.
6. Консультация для родителей: «Народные колыбельные песни в жизни семьи».
В культуре всех народов принято укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь песню – колыбельную. Мать словно сопровождает ребенка в сон, помогает преодолеть страх. Малыш, закрывая глаза, уже не видит ее, но продолжает слышать ее ласковый голос. Мать словно говорит: «Все хорошо, я с тобой, засыпай, а когда ты проснешься, я снова буду рядом. Я люблю тебя!» И дитя спокойно засыпает.
А еще, родившись, ребенок приходит в мир, который сильно отличается от того, в котором он жил до сих пор (в животе у мамы). И, прежде всего, этот мир отличается ритмом. В материнской утробе ритма почти не было. Не было яркого дня и темной ночи, не было жары и холода. С током крови к ребенку беспрерывно поступали кислород и питательные вещества. А в новом мире все подвластно ритму! И к этому нужно приспособиться, в чем помогают колыбельные, которые, как все народные песни, очень ритмичны, и ребенок, слушая их, вбирает в себя чувство ритма.
До сих пор мы говорили о психологических аспектах необходимости колыбельных, а теперь остановимся на педагогических. Некоторые специалисты в области психологии считают, что текст колыбельной может быть любым, главное – это простая, монотонная мелодия.
Известный английский детский психотерапевт Винникотт предлагает даже такой текст: «Баю, баюшки, баю, спи малыш, а то убью». Он утверждает, что эти слова, пропетые с определенной интонацией, все равно усыпят ребенка. Может быть, и так. Однако, разбирая тексты старинных русских колыбельных, я поняла, что наши предки относились к этому по-другому. Они словно не хотели упускать ни дня из жизни ребенка и вкладывали в него с младенчества необходимые ему в будущем правила и представления об окружающем его мире.
Многочисленные и разнообразные тексты русских народных колыбельных песен можно объединить в несколько групп. Есть колыбельные, в которых говорится об исключительности самого ребенка. Какой бы ни был малыш по счету в семье, он уникален, и это подчеркивается в песне, чаще всего через описание люльки, которую готовит для ребенка мать:
Зыбочка дубовая,
Огибочка шелковая.
На высоком столбу,
На точеном брусу,
На серебряном крюку.
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Пробойцы золотые.
Под холщовым положком
Сон Алешеньку нашел.
Уж ты в камке спи,
А в парче расти.
Также в народных колыбельных песнях много пожеланий счастливой богатой жизни, впрочем, не лишенной при этом работы и необходимости помогать другим людям:
Бай, побаюшки,
Спи-тко теплая сугрева,
Отцу матери замена;
Вырастешь большой –
Будешь хороший и баской,
Станешь в людушки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.
Во многих колыбельных описывается жизнь, в которой все занимаются своим делом – мужчины, женщины, старики и дети:
Зыбаю я зыбаю
Отец ушел за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить,
Много рыбки наварить
И Ванюшку накормить.
Народные колыбельные песни впервые знакомят ребенка с понятием границ родного дома и опасностями, которые могут подстерегать его в окружающем мире:
Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок.
Он потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там птички поют –
Тебе спать не дадут.
В молодости мне казалось, что такие народные колыбельные песни ни к чему моему ребенку, что они запугивают малыша. Только став старше, я оценила мудрость народа – это не запугивание, а предостережение, и всегда подчеркнутое любовью и готовностью защитить ребенка:
Баю бай, баю бай,
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит: Леночку – отдай.
А мы Лену не дадим,
Пригодится нам самим.
Баю, баю, баю, бай,
Из-под зыбки вылезай,
Не ходи-ка к нам Бабай!
Впервые из колыбельных малыш узнает и о православной вере своего народа. Он вырастет, и эта вера станет его, а пока он слышит от родной матери:
Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю (припев).
Умоленное мое,
Упрошенное мое.
Упросила, умолила я
У истинного Христа.
Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала,
Богородица дала,
Мне пожаловала
Крошечку мне,
И малюточку.
Ангелы с тобой,
Все хранители с тобой.
Они тебя хранят,
Они и милуют.
От болезней, от скорбей,
От тяжелых болестей.
И последнее, о чем мне хотелось сказать, это о необходимости колыбельной песни для самой женщины (мамы, бабушки), а может быть, и для мужчины (раньше малыша иногда укачивал дед, а сейчас этим занимаются и папы). Дело в том, что человек, укладывающий ребенка спать, сам должен пребывать в умиротворенном, расслабленном состоянии. Он не должен торопиться и раздражаться, иначе просто не сможет усыпить ребенка – его напряжение передастся малышу. Пение колыбельной помогает и самому взрослому: позволяет отрешиться от суеты прожитого дня, насладиться тишиной, лучше почувствовать и выразить свою любовь и нежность.
Пойте детям колыбельные! Пользуйтесь дарами нашей культуры или придумывайте слова колыбельной сами. Наслаждайтесь минутами покоя наедине со своим ребенком.
nsportal.ru
Колыбельные песни – древние и современные
Как современные мамы укладывают детей спать
Первый вопрос касался собственного детства нынешних родителей. Выяснилась очень важная вещь: почти никому из мам в их собственном детстве колыбельных не пели (по крайней мере, этот факт никак не запечатлелся в их сознании). Мало кому достались чудесные бабушки или прабабушки, напевавшие внукам старинные песни. Зато многие мамы с самого раннего возраста посещали ясли (в Советском Союзе отпуск по уходу за ребенком предоставлялся до одного года), и хорошо, если ясли не были круглосуточными…
Затем мы поинтересовались тем, как мамы укладывают спать детей. Было выявлено три основных стратегии. Первую можно условно назвать «молчаливо-шипящей»: ребенок лежит в постели, а мама либо сразу уходит, либо молча сидит или лежит рядом. Единственный звук, который она издает – тихое шипение: шшшш… шшшш… Вторая стратегия – песенная: мама что-то поет (что именно – обсудим чуть позже). Интересно, что почти все «поющие мамы» (а это чуть меньше половины от общего числа) после достижения ребенком возраста 1,5-2 года превращались в «молчаливых мам». Третью стратегию мы назвали «суррогатной»: практиковавшие ее мамы устранялись от укачивания ребенка, предлагая ему разнообразные заменители (музыкальные записи, электронные колыбели, работающий телевизор).
В последней части нашего опроса мы спрашивали, знакомы ли родители с книжками, которые содержат тексты колыбельных, пользовались ли ими когда-нибудь и как это происходило. Две мамы из трех признавались, что эти книги им не нужны, они их не покупали. Остальные с колыбельными книгами знакомы, но вот по прямому назначению (чтобы петь) их использовали единицы. В основном, мамы просто читали эти книги детям перед сном.
Комментарий психолога
Мы решили перепроверить полученные результаты и проанализировали связанные с колыбельными темы на многочисленных родительских интернет-форумах. Вывод не изменился: колыбельные песни отсутствуют в большинстве современных российских семей. Сами родители объясняют это по-разному: кто-то не любит свой голос, кому-то сам ребенок запрещает петь, кто-то не может придумать мелодию или не знает ни одного текста (что не удивительно, если вспомнить, что мало кто из родителей слышал колыбельные в своем собственном детстве).
Прокомментировать результаты нашего мини-исследования мы попросили Анну Смирнову, психолога прогимназии № 701 Санкт-Петербурга. Много лет Анна Владимировна ежедневно наблюдает за десятками детей, «ведя» каждого из них от младшей группы до 4 класса и консультируя их родителей.
‒ Анна Владимировна, объясните, как влияет отсутствие колыбельных на развитие ребенка? И влияет ли вообще?
‒ Общепризнано, что основа нормального развития ребенка – полноценное общение с родителями. И здесь важно не столько количество совместно проведенного времени, сколько его качество.
По моим наблюдениям, сейчас общение между родителями и детьми отличается двумя особенностями. Во-первых, оно стало очень схематичным, «телеграфным». Часто родители утверждают, что у них нет времени играть с ребенком, разговаривать с ним. Особенно актуальна эта проблема в мегаполисах, с их постоянными стрессами и невротизирующим темпом жизни. Во-вторых, общение родителей с ребенком приобретает, скажем так, «материально-приземленный» характер. Маме некогда отвечать на вопросы, некогда обнимать, петь, читать, гулять, и она как бы «откупается» от ребенка с помощью гигантского количества игрушек и мультфильмов: иди, поиграй, посмотри, займи себя сам.
Поэтому меня не удивляет исчезновение колыбельных, оно вполне соответствует общей тенденции – сокращению вербальных контактов между взрослыми и детьми. Это приводит к значительному ухудшению развития речи у детей. Я ежегодно тестирую всех детей нашей прогимназии и ясно вижу, что дети говорят все хуже. Прежде всего, слабо развита связная речь (т.е. умение составить рассказ по простой картинке) и беден словарный запас. И эти перемены настолько серьезны, что логопеды, например, собираются пересматривать нормы речевого развития детей: то, что в конце ХХ века было нормой для большинства детей, сейчас доступно немногим. Очень часто к нам в садик приходят трехлетки, не владеющие фразовой речью. Каждый год все больше детей нуждаются в постоянной работе с логопедом. Очень выросло количество детей с алалией (этот диагноз обозначает полное или частичное отсутствие речи при сохранности интеллекта). И хотя в нашей прогимназии уделяется особое внимание развитию речи, мы проводим специальные занятия (причем многие из них в детской библиотеке) – результаты все равно далеки от идеала. Дошкольник воспитывается семьей, а садик может быть лишь дополнением к тому, что дают дома.
Связано ли падение речевой культуры с тем, что мамы перестают петь колыбельные? Конечно, было бы очень интересно провести подобное исследование: сравнить уровни развития речи у детей, которым пели колыбельные, и у тех, кто засыпал в тишине или под звуки телевизора. На мой личный взгляд, это все звенья одной цепи. Ведь колыбельные – это самая первая попытка общения взрослого и ребенка, непосредственный разговор мамы с младенцем. Слышать мамин голос малышу жизненно необходимо, это помогает ему освоиться в окружающем мире, совершить переход от внутриутробной жизни (в которой он тоже слышал этот голос) к независимому существованию.
Мне кажется, привычка петь колыбельные – первый шаг к установлению тесного вербального контакта между ребенком и мамой. Очень важно, чтобы ребенок слышал мамино пение, красивые слова, привыкал к постоянному разговариванию с мамой. Да и самой маме необходимо сделать такой контакт привычкой, ведь именно от нее зависит, как, когда и сколько она будет общаться с ребенком. Можно сказать, что колыбельные – это семейная традиция, которая помогает ребенку вырасти психологически здоровой и полноценной личностью.
Что говорят фольклористы
Беседуя с «поющими» родителями, мы обнаружили, что в современном колыбельном репертуаре первое место занимают песни из мультфильмов: «Спят усталые игрушки» Зои Петровой, «Колыбельная Умки» Юрия Яковлева и «Спи, моя радость, усни» Софии Свириденко. Такой выбор не удивителен, если вспомнить, что большинство мам колыбельные услышали не в младенчестве и не от собственных родителей.
На втором по популярности месте находятся любые «взрослые» песни, которые знают и любят родители. Тут все зависит от субъективных предпочтений. Кто-то поет ребенку Высоцкого, кто-то – «Ой мороз, мороз», а кто-то напевает «Пинк Флойд». Реже всего родители поют те самые, «настоящие», аутентичные, фольклорные колыбельные. Почему?
В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к профессору Валентину Головину, фольклористу и исследователю детской литературы, заведующему кафедрой литературы и детского чтения Санкт-Петербургского института культуры и искусств, признанному специалисту по народным и литературным колыбельным песням.
‒ Валентин Вадимович, одна из мам призналась нам, что когда она поет русские народные колыбельные, то чувствует себя ряженой. Вы можете как-то прокомментировать это высказывание? В чем тут дело?
– Народные колыбельные абсолютно органичны для человека, обладающего традиционным сознанием. Я не буду сейчас рассказывать о том, что это такое; характеристики традиционного сознания – предмет жарких научных споров. Для начала можно почитать любопытнейшую беседу на эту тему в «Русском журнале». Таким сознанием обладали русские крестьяне до революции – именно их песни мы и пытаемся петь детям. Но современный горожанин обладает абсолютно другим, зачастую прямо противоположным мировоззрением: такие ценности как индивидуализм, личная свобода, вера в прогресс никак не вписываются в традиционную картину мира. Отсюда и возникает ощущение чужеродности колыбельных. Мария Владимировна Осорина в своей замечательной книге «Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых» показала, как народные колыбельные задают основные координаты мироустройства, закладывают основы мировоззрения человека. И эти основы очень далеки от ценностей, которые разделяет современная мама. Я вполне понимаю молодых родителей, которые не всегда могут даже правильно произнести названия предметов крестьянского обихода, наполняющих фольклорные колыбельные – не то что объяснить их практическое назначение.
‒ Многих родителей шокирует обилие угроз, запугиваний в народных колыбельных. Классический пример: «Не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок». Чем это можно объяснить?
– Вы привели еще самый безобидный пример. А ведь кроме таких запугиваний, нередко встречаются и так называемые «смертные колыбельные». Вот, например:
Спи-засыпай,
На погост поспевай,
Баю-бай,
Мамка приде,
Блинок принесе.
Тато приде,
Гробок принесе.
Дитятко!
Не будите-тко,
Да не воротите его,
Дитя мое рожденное,
Дите благословленное,
Бог тебя дал,
Да Христос послал.
Спи, вороти –
Мне недосуг!
Сегодня усни,
А завтра помри!
На погост повезут,
Вечну память пропоют
И к сырой земле предадут.
Думаю, что современной маме никогда не придет в голову петь любимому малышу такую «чудную» песенку… Но давайте разберемся. Это для нас с вами, прогрессистов, владеющих грамотой и учившихся в школе, а то и в университете, младенец – самостоятельное существо. Для крестьянина младенец – существо переходное, и задача всего младенческого фольклора – помочь ему завершить этот переход, перейти от небытия к земному бытию. Ведь усыпление – лишь одна, далеко не единственная функция колыбельной. Колыбельная охраняет малыша, отпугивает от него злых духов. То, что нам кажется угрозой и запугиванием, на самом деле – оберег. Это как с именами, которыми нарекали детей – черти не схватят Некраса и Немила, ведь уже в именах сказано, какие они ужасные! Так и «смертная» колыбельная не призывает смерть, а обманывает ее. Колыбельная охраняет не только младенца; в первую очередь, пропевание этих жутких текстов утверждает в сознании матери мысль о том, что все магические ритуалы выполнены.
– То есть получается, что колыбельная сопровождает не только переход от бодрствования к сну, но и более глобальный переход – от небытия к бытию?
– Совершенно верно. Все колыбельные наполнены этой переходной семантикой. Задумайтесь: почему в песнях постоянно звучит имя ребенка (Машенька, Ванечка), причем чаще всего с притяжательным местоимением «мой»? Это ведь усиление охранного смысла: «мой» значит «не чужой». Колыбельная, как любой заговор или оберег, потеряет свой смысл, если у нее не будет конкретного адресата. А знаете, почему колыбельные просто кишат котами? Всевозможными котиками, коточками, кошечками? Есть даже специальный колыбельный кот, «Кот-баюн». Все потому же: кошка – животное перехода, своего рода заменитель ребенка в песне. Ведь даже наши современники в новую квартиру запускают сначала кота. Что уж говорить про деревенских жителей! Они в зыбку (так называли колыбель) сначала клали кота или кошку, и лишь затем – младенца. В некоторых регионах России считали, что именно в кошках и котах живут духи дома, они охраняют дом.
– А как долго продолжался этот «переходный» период? В каком возрасте мама переставала петь ребенку колыбельные?
– Фольклористы многократно фиксировали, что колыбельные пели ребенку до тех пор, пока кормили грудью. А этот период обычно продолжался три поста – ведь крестьяне меряли жизнь именно постами. Три поста – это два Великих и один Успенский, или два Успенских и один Великий. В общей сложности получается примерно полтора-два года. Отлучение от груди, как правило, совпадало с переносом ребенка из зыбки на постель, лавку, пол, полать, то есть с отказом от колыбельных. «Я и титьку и зыбку снесла Буке на болото», – традиционное объяснение ребенку его нового статуса. Правда, это не значит, что ребенок после двух лет не слышал колыбельных. Ведь прекращение грудного вскармливания вело к новой беременности, а значит – к появлению нового младенца. Но не стоит думать, что крестьянская мать сутки напролет проводила рядом с младенцем. Мы часто идеализируем жизнь русской деревни, забывая о том, насколько она была тяжела. Гораздо чаще, чем мать, колыбельные песни исполняли девки, сестры и бабки. Мать работала: в поле, по дому, скотиной занималась… Зафиксированы случаи, когда колыбельные пели даже старшие братья! Мать обычно пела зимой, за прялкой. И, кстати, очень характерно, что нынешние матери используют «шипящую стратегию». Ведь и колыбельные тоже наполнены шипящими звуками, своеобразными командами на усыпление: баюшки, дружок, лужок, вырастешь, скосишь, сметешь…
Подведем итоги
Итак, психологи говорят, что в пении колыбельных есть важный смысл – эмоциональное общение с ребенком. Фольклористы, со своей стороны, объясняют, почему сегодняшним мамам так сложно петь аутентичные народные песни. Что же делать, что петь? Мы попробовали обобщить опыт современных семей, в которых пение перед сном стало традицией.
Литературные колыбельные. Русская поэзия чрезвычайно богата колыбельными, начиная с «Казачьей колыбельной» Михаила Лермонтова и заканчивая «Колыбельной Дракоши» Андрея Усачева. Эти тексты гораздо легче воспринимаются родителями и интересны детям. Колыбельные можно выбирать «по сезону», например, летом петь о лете, под Новый год – о Рождестве. Ребенку постарше можно предложить самому выбрать стихотворение, которое ему нравится. Мелодию можно придумать самостоятельно или вместе с малышом, так он почувствует себя настоящим композитором.
Колыбельные народов мира. Многие мамы хорошо владеют иностранными языками, и петь английскую или немецкую колыбельную им проще, чем русскую. Несколько лет назад на анимационной студии «Метроном» под руководством Арсена Готлиба и Елизаветы Скворцовой был создан цикл мультфильмов «Колыбельные мира», получивший множество призов на различных фестивалях. Просмотрев эти коротенькие мультики перед сном, мама и ребенок получат не только прекрасный повод отправляться в постель, но и прикоснутся к мировой культуре.
Личные колыбельные. Ребенок очень любит слушать рассказы про себя самого. Так почему бы не использовать этот прием для колыбельной? Песня-импровизация перед сном может быть рассказом обо всем, что присутствовало в дне ребенка: спят машинки, куклы спят, садик спит, и Миша спит… Спи, малыш мой, засыпай, баю-баю-баю-бай…
Подготовила Анна Рапопорт
www.papmambook.ru
Большая подборка Колыбельных песен для малышей
Специально для мамочек мы подготовили подборку самых лучших и популярных колыбельных песен для малышей. Тексты песен для Вас самих знакомы еще с детства из любимых фильмов и мультиков, а также, возможно, от мамы.
Теперь настал Ваш черед петь их своему ребенку. Это знакомство с музыкой начинается именно с колыбельных песен, слушать которые малыш будет от Вас – своей мамы.
Народные колыбельные песни: тексты любимых песен
Колыбельная песня “Баю-бай”
* * *
Баю-бай, баю-бай,
И у ночи будет край.
А покуда детвора
Спит в кроватках до утра.
Спит корова, спит бычок,
В огороде спит жучок.
И котенок рядом с кошкой
Спит за печкою в лукошке.
На лужайке спит трава,
На деревьях спит листва,
Спит осока у реки,
Спят сомы и окуньки.
Баю-бай, крадется Дрема,
Он разносит сны по дому.
И к тебе пришел, Малыш,
Ты уже так сладко спишь.
Народная колыбельная песня “ Ай, люли-люли”
* * *
Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли –
Сказку Саше принесли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите у нас Сашу,
У нас Саша спит-спит.
Народная колыбельная песня “Гуленьки”
* * *
Люли-люли-люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье…
Спи на здоровье!
Колыбельная из фильма “Долгая дорога в дюнах”
* * *
За печкою не спит сверчок,
Угомонись, не плачь сынок,
Вон, за окном морозная,
Светлая ночка звездная,
Светлая ночка звездная,
Светлая ночка звездная.
Что ж, коли нету хлебушка,
Глянь-ка на чисто небушко,
Видишь сверкают звездочки,
Месяц плывет на лодочке,
Месяц плывет на лодочке,
Месяц плывет на лодочке.
Ты спи, а я спою тебе,
Как хорошо там на небе,
Как нас с тобою серый кот
В санках на месяц увезет,
В санках на месяц увезет,
В санках на месяц увезет.
Ну отдохни хоть капельку,
Дам золотую сабельку,
Только усни скорей, сынок,
Неугомонный мой сверчок,
Неугомонный мой сверчок,
Неугомонный мой сверчок.
Колыбельные для малышей: текст песни из фильма “Мама”
* * *
День нелегким был —
И вот приходит ночь,
Чтобы ему помочь
Набраться новых сил.
Ветерок дневной,
Свернувшийся в клубок,
Отдохнуть прилег —
Мир полон тишиной.
Завтра день придет —
И солнечным лучом
Как золотым ключом,
Дверь утра отопрет.
А пока усни,
Усни скорей, малыш,
Ты ночную тишь
Из дома не гони.
Лунный свет мерцает
Желтым ночником,
Песня затихает,
Дрема входит в дом.
Ветерок дневной,
Свернувшийся в клубок,
Отдохнуть прилег —
Мир полон тишиной.
Баю-бай, спокойной ночи,
Баю-бай, спокойной ночи.
Колыбельная из фильма “Мэри Поппинс, до свидания”
* * *
Все, что было много лет назад,
Сны цветные бережно хранят…
И порой тех снов волшебный хоровод
Взрослых в детство за руку ведет.
Сны, где сказка живет среди чудес.
Сны, где можно достать звезду с небес, с небес.
Счастлив тот, счастлив тот, в ком детство есть.
Детство наше давно прошло,
Прошлой жизни букварь прочло,
Лето, осень, зима и нет весны…
Но хранят той весны тепло,
Но хранят той весны тепло наши детские сны…
Детских снов чудесная страна
Людям всем до старости нужна…
Только жаль, что нам, когда взрослеем мы,
Редко снятся те цветные сны.
Сны, где сказка живет среди чудес.
Сны, где можно достать звезду с небес, с небес.
Счастлив тот, счастлив тот, в ком детство есть.
Детство наше давно прошло,
Прошлой жизни букварь прочло,
Лето, осень, зима и нет весны…
Но хранят той весны тепло,
Но хранят той весны тепло наши детские сны…
Колыбельная песня для малышей “Сыночку”
* * *
Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким детям
Спать наступила пора.
Завтра проснешься и ясное солнце
Снова взойдет над тобой,
Спи, мой воpобушек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной!
Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,
Баюшки-баю-баю.
Пусть никакая печаль не тревожит
Детскую душу твою.
Ты не увидишь ни горя, ни муки,
Доли не встретишь лихой.
Спи, мой воpобушек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной!
Спи, мой малыш, выpастай на пpостоpе,
Быстpо пpомчатся года.
С белым оpленком на ясные зоpи
Ты улетишь из гнезда.
Ясное небо, высокое солнце
Будут всегда над тобой.
Спи, мой воpобушек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек pодной
Колыбельная для малышей “Зеленая карета”
* * *
Спят, спят мышата, спят ежата.
Медвежата, медвежата и ребята.
Все, все уснули до рассвета.
Лишь зеленая карета…
Лишь зеленая карета
Мчится, мчится в вышине,
В серебристой тишине…
Шесть коней разгоряченных
в шляпах алых и зеленых
Над землей несутся вскачь,
На запятках черный грач…
Не угнаться за каретой,
ведь весна в карете этой.
Ведь весна в карете этой…
Спите, спите-спите медвежата.
Медвежата, медвежата и ребята.
В самый, в самый тихий ранний час
Звон подков разбудит вас.
Звон подков разбудит вас…
Только глянешь из окна:
На дворе стоит весна…
Спят, спят мышата, спят ежата.
Медвежата, медвежата и ребята.
Все, все уснули до рассвета.
Лишь зеленая карета…
Лишь зеленая карета…
Колыбельная песня: текст песни из фильма “Красная Шапочка”
* * *
Ни дождика, ни снега,
Ни пасмурного неба,
В полночный безоблачный час.
Распахивает небо
Сверкающие недра
Для зорких и радостных глаз.
Сокровища Вселенной
Мерцают, словно дышат,
Звенит потихоньку зенит,
А есть такие люди,
Они прекрасно слышат,
Как звезда с звездою говорит.
Здравствуй! — Здравствуй.
— Сияешь? — Сияю.
— Который час?
— Двенадцатый, примерно.
— А на Земле в этот час
Лучше всего видно нас.
— А как же дети?
— Дети спят, наверно.
Как хорошо от души
Спят по ночам малыши,
Весело спят, кто в люльке, кто в коляске.
Пусть им приснится во сне
Как на Луне, на Луне
Лунный медведь вслух читает сказки.
Лунный медведь вслух читает сказки.
А тем, кому не спится
Открою по секрету
Один удивительный факт.
Вот я считаю звезды,
А звездам счета нету,
И это действительно так.
Смотрите в телескопы и тоже открывайте
Иные миры и края,
Но только надо чтобы хорошая погода
Была на планете Земля!
Там высоко-высоко
Кто-то пролил молоко,
И получилась млечная дорога.
А вдоль по ней, вдоль по ней,
Между жемчужный огней
Месяц плывет, как белая пирога.
А на Луне, на Луне
На голубом валуне
Лунные люди смотрят, глаз не сводят,
Как над Луной, над Луной
Шар голубой, шар Земной
Очень красиво всходит и заходит.
Очень красиво всходит и заходит.
Колыбельные песни: слова песни из фильма “Усатый нянь”
* * *
А баюшки-баюшки, уж вы мои заюшки.
Ай и где вы бегали? Ай и что вы делали?
Уж мы бегали в лесу, били волка по носу,
Запрягали комара, поезжали по дрова,
Торговали мишку за елову шишку.
А пока управились — до смерти упарились.
Уж вы, мои заюшки, спать ложитесь баюшки.
А я печку разожгу, оладушков напеку.
На березовой коре, на лазоревой воде,
На сметане, на меду, чтобы таяли во рту.
А баюшки-баюшки, уж вы мои заюшки,
А баюшки-баюшки, уж вы мои заюшки…
Колыбельная
* * *
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Утром ты будешь опять
Бегать, смеяться, играть.
Завтра тебе я в саду
Много цветочков найду.
Все-то отдать поспешишь,
Лишь б не плакал малыш!
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
В доме все стихло давно,
В кухне, в подвале темно.
В лунный серебряный свет
Каждый листочек одет.
Кто-то вздохнул за стеной —
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Колыбельная “Спокойной ночи, малыши”
* * *
Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!
Колыбельная из мультфильма “Умка”
* * *
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш!
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи,
Светят дальним кораблям.
www.vospitaj.com