Разное

Средства сенсорного воспитания дошкольников: Средства сенсорного воспитания детей. | Проект по аппликации, лепке (младшая группа) по теме:

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Библиографическое описание:

Галкина, И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ / И. А. Галкина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2405/ (дата обращения: 07.01.2023).

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т.е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях1.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.

Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляется на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.

Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура. Чёткая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их пред­эталонного значения.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 г. — 1 г. 3 мес. 1—2 раза в неделю, с более старшими — 1 раз в 2 недели. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Сегодня многие дошкольные заведения используют различные методики сенсорного воспитания. Наиболее популярная – это методика Монтессори для воспитания и обучения подрастающего поколения. Ее уникальность и эксклюзивность, отсутствие навязывания и интерактивность – далеко не все преимущества. Главное в этом процессе – положительный результат, формирование здоровой и мыслящей личности2.

Известная методика Никитина Б.П. описана в его книге «Ступеньки творчества или развивающие игры».

Талантливый педагог Тихеева Е.И. создала оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципах парности и состоящую из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала.

О.М. Дьяченко внесла весомый вклад в сенсорное воспитание. Она является одним из главных авторов программ «Развитие» и «Одаренный ребенок», на основе которых строится работа с дошкольниками во многих образовательных учреждениях России.

Существующие разработки известных педагогов: Пилюгиной Э.Г., Венгера Л.А. и многих других направлены на стимулирование ребенка к саморазвитию. Основной задачей педагогов, выбирающих методику обучения, является отношение к ребенку, как к уникальной неповторимой личности3.

1 Венгер Л.А.

Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., Пр., 1988 стр.132

2 Венгер Л.А. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию. М., Пр., 1988 стр. 144

3 [Логинова В.И. Дошкольная педагогика. Ч1. М., Пр., 1988 стр 127]

39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников » Шпоры для студентов

Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:

1. содержательная, результативная деятельность детей.

Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) к. только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;

2. использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является Привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа – обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затеи он предлагает детям все это повторить. Самое главное – организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа – формирование представлений об эталонах. В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов – некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д. В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т. е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: “овал похож на огурчик”, “треугольник такой, как крыша у домика”. В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т. д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности. Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т. п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

5 главных преимуществ сенсорного обучения и почему ваш ребенок должен начать учиться как можно раньше

Путь к бесконечному обучению начинается с рождения. Новорожденный ребенок начинает изучать окружающее через органы чувств. Как только они рождаются, они, естественно, начинают наблюдать. Вот почему ваш ребенок, кажется, тянется к определенным цветам и звукам. Сенсорное обучение — это естественный способ познания окружающего мира; следовательно, это один из лучших способов полностью погрузить наших детей в их образование. Это естественный мозговой процесс, который можно развивать с помощью сенсорных материалов Монтессори.

Конфуций, великий китайский философ сказал: «Я слышу, и я забываю, я вижу, и я помню, знаю и понимаю». Это верно даже в начале этапа обучения в раннем детстве. Возраст от 0 до 6 лет является критическим этап обучения для наших молодых. Дети похожи на губки; они поглощают информация невероятно. Однако требуется нечто большее, чем простой подход к захватывать и удерживать их внимание. Мы считаем, что «делать» и позволять наши дети лучше всего учатся сенсорной деятельности. Они нужно поощрять, чтобы попробовать что-то новое, чтобы получить знания. Они должны быть вселили уверенность в том, что они будут участвовать в своей учебной деятельности. Эти способности следует развивать как можно раньше.

Что такое сенсорное обучение?

Сенсорный обучение – это метод обучения, который стимулирует пять чувств ребенка; вкус, осязание, обоняние, зрение и слух. Это позволяет детям использовать свои чувства для исследовать и понимать окружающий мир. Он включает мероприятия, которые помогают они изучают предметы, цвета, текстуры, вкусы, числа и ситуации.

В Академия Монтессори, мы считаем, что каждому ребенку нужно образование, которое способствует пожизненная любовь к обучению. Мы должны познакомить их с методикой обучения это и весело и полезно. Сенсорное развитие поможет им построить необходимые навыки, которые включают познание и логику.

Что такое сенсорные материалы Монтессори?

Монтессори Сенсорные материалы — это творческие инструменты или игрушки, используемые в классе Монтессори. которые усиливают пять чувств ребенка, позволяя ему лучше учиться. Есть разного рода сенсорные материалы, призванные пробудить интерес ребенка к учить.

Примеры сенсорных материалов:

  • Розовая башня. Розовая башня состоит из 10 розовых кубов разного размера. Ставя кубики друг на друга, дети начинают с самого большого узла, а затем добавляют второй по величине кубик поверх него.
  • Цилиндрические блоки с выступами – самый первый урок чувств в сенсорной области класса. Состоят из десяти деревянных цилиндров разных размеров. Просто снимите цилиндры с блока и верните его туда, где он был изначально.
  • Таблетки Baric – Изготовлены из деревянных табличек с разным весом, что помогает детям определять разницу между весом деревяшек.
  • Трехчленный куб. Основное задание состоит в том, чтобы дать ребенку возможность собрать трехмерную головоломку, состоящую из 27 деревянных блоков. Эта деятельность приведет ребенка к изучению алгебры.
  • Цветные планшеты – состоит из трех цветных коробок. В первой коробке три основных цвета, во второй — 12 различных цветов, а в последней — девять цветов.
  • Коричневая лестница (Широкая лестница) – Коричневая лестница изготовлена ​​из деревянной призмы одинаковой длины, но разной ширины и высоты. Лица в конце представляют от одного до десяти. Это поможет вашему ребенку развить математический склад ума.
  • Звуковые цилиндры – состоят из двух коробок с шестью цилиндрами внутри. Первый набор выполнен в синем цвете, а второй набор в красном. Каждый цилиндр одного цвета будет издавать разные звуки, когда ребенок встряхнет его.
  • Красные стержни (Длинная лестница) – Состоят из 10 деревянных стержней разной длины и размеров. Основная цель этого сенсорного материала состоит в том, чтобы улучшить мышечное восприятие ребенком расстояния и визуального восприятия.

Термические таблетки. Таблетки состоят из различных природных материалов, которые можно найти в нашем окружении. Цель здесь состоит в том, чтобы дать ребенку почувствовать разницу, используя температуру. Определите, какие из таблеток совпадают.

Сенсорные доски – используются для проверки тактильных ощущений ребенка, что помогает им определить разницу между гладким и шероховатым. Упражнение будет завершено, когда ребенок правильно разложит доски из шероховатых и гладких и идеально совместит пары планшета.

Ткани. В каждой коробке должно быть шесть пар тканей разного цвета или рисунка. Эти шкатулки из ткани — отличный способ прояснить тактильные ощущения и увеличить словарный запас.

Цилиндры давления — Цилиндр давления состоит из деревянного праздничного подноса, шести цилиндров с поршнями черного цвета и шести цилиндров с поршнем цвета дерева, всего 12 цилиндров. Цель состоит в том, чтобы соединить поршень цвета дерева с поршнем черного цвета с одинаковым давлением и выровнять их, чтобы получилось шесть пар трубок.

Сумка для стереогностики. Целью этого задания является положить предмет в сумку и угадать, что это за вещь внутри сумки. Это занятие поможет развить чувства ребенка.

Шкаф для геометрии — состоит из деревянного подноса с шестью деревянными квадратами. Один треугольник, круг, квадрат и три квадрата с деревянными вставками.

Биномиальный куб — ​​Биномиальный куб состоит из трех черных и красных призм, трех черных и синих призм, одного синего куба, одного красного куба и имеет соответствующие элементы. Части будут в коробке с открывающейся стороной каждая.

Конструктивные треугольники. Треугольники строятся прямолинейными формами. Он разработан, чтобы помочь ребенку узнать о размерах и формах, которые представлены в геометрическом кабинете.

Эти материалы предназначены для соответствия уровню сложности повседневной жизни. Сенсорные материалы Монтессори   обладают так называемым «контролем ошибок», который означает, что обучение ребенка не заканчивается работой с материалом. Они также предоставили способ проверить или тщательно изучить свою работу, а не искать учителя, правильно ли они это сделали. Это способствует развитию ребенка самостоятельность и умение решать проблемы.

С Сегодня на рынке представлено много разных игрушек, мы должны иметь понимание того, что принесет пользу нашему ребенку лучше всего.

Преимущества сенсорного обучения

Развивает нервные связи — мозг новорожденного имеет 100 миллиардов нейронов. По мере роста этих нейронов синапсы или связи между клетками мозга соответственно увеличиваются. Однако синапсы также могут уменьшаться, поскольку мозг устраняет связи, которые редко или никогда не используются.

Сенсорное обучение строит нервные связи в проводящих путях мозга, поощряя действия, которые стимулируют их чувства. Это повысит способность нашего малыша выполнять более сложные задачи в дальнейшем.

Улучшения память – занятий показывают, что использование только аудиального подхода к обучению позволяет мозгу легко забыть часть информации. Одним из преимуществ сенсорного обучения является что это повышает способность ребенка запоминать уроки, позволяя им учиться через «опыт». Двигательная память вашего ребенка улучшится по практике.

Поощрения критическое мышление и решение проблем — сенсорное обучение Монтессори познакомит вашего ребенка к различным приятным занятиям, которые заставят их задуматься. Эти мероприятия предназначены для того, чтобы дать им здоровое количество стресса, который пробуждает их способности решения проблем.

Помогает в успокоении вашего ребенка –  сделать вы беспокоитесь, что ваш ребенок может плакать слишком много? Возможно он склонен к беспокойству или разочарованию? Плач — это здоровое развитие мозга через которые проходят все наши дети. Сенсорная деятельность — это увлекательный способ, который помогает в контроле волнения и беспокойства вашего ребенка. Это может облегчить их дискомфорт и успокоить их тревогу. Эти мероприятия направлены на их ознакомление к новым знаниям, не перенапрягая их.

  Усиливает развитие детей – Согласно исследованию, проведенному учеными, языковые навыки легче всего развиваются в течение первых десяти лет обучения. жизнь ребенка. Также в эти годы они приобретают когнитивный рост. и двигательные навыки. Поэтому, пожалуйста, пользуйтесь периодом становления вашего ребенка, предоставляя им лучший способ учиться. Сенсорное обучение раскрывает ваших детей неоднократно к действиям и опыту, которые укрепляют их мозг разработка.    

Опоры социальные навыки – сенсорные развитие позволяет вашему ребенку получать удовольствие от совместной работы с другими людьми и устанавливать прочные социальные связи. Это дает им чувство принадлежности, развивает их сострадание и вооружает их лучшими коммуникативными навыками. Их вербальные и невербальные взаимодействия обеспечат им отличную фундамент для того, чтобы становиться лучше по мере взросления.

В В этот цифровой век все больше и больше молодых людей знакомятся с компьютерными играми, которые лишены необходимого использования всех органов чувств. Мы обязаны действовать, как родителей и воспитателей, а также предоставить им прочный передний план для учеба в школе. Сейчас жизненно важно привить физическую и умственную активность их образование. Сенсорное обучение Монтессори — это тип обучения, дети будут любить. Для них это невероятно выгодно. Ваши маленькие любимые полагаться на вас, чтобы получить надлежащее обучение, которое они будут нести в своей жизни. Чем раньше вы начнете сенсорное обучение, тем лучше ваши дети пожнут его плоды. преимущества!

Если вы хотите узнать больше о сенсорном обучении Монтессори, вы можете связаться с нами, используя нашу страницу контактной формы, или позвоните нам по телефону (310) 215-3388 для Калвер-Сити и (323) 795-0200 для Уэст-Адамс Мы будем рады помочь вам и ответить на ваши вопросы о сенсорном обучении Монтессори.

Что такое сенсорное воспитание?

“Мыслить – это его человеческое право по рождению, все образование направлено на то, чтобы помочь человеку ясно мыслить о них, а не знать вещи наполовину в беспорядке.”

(Фиби Чайлд)

Сенсорное воспитание помогает развивать интеллект ребенка. Верите ли вы, что интеллект является генетическим или обусловлен окружающей средой, вы можете развивать его с помощью образования. Интеллект строится на опыте и мыслительных процессах. Монтессори-материалы для детей от 2,5 до 6 лет разработаны, чтобы помочь ребенку развить необходимые навыки для последующего интеллектуального обучения.

Сенсорные впечатления от окружающей ребенка среды — это не то же самое, что сенсорное воспитание. Впечатления — это чувства, а не интеллектуальный кирпичик. Человеческому разуму нужна информация, чтобы различать и ценить свою культуру, искусство, музыку, поэзию, чтение и все аспекты окружающей среды. Для этой цели доктор Монтессори предоставила ранний сенсорный образовательный материал.

Сенсорный аппарат обеспечивает определенную цель и направленность. Он включает в себя использование рук, органов чувств и спонтанную активность ребенка. Когда маленький ребенок видит что-то новое и захватывающее, он или она захочет прикоснуться к этому предмету. Маленькие дети сразу же схватят нового котенка и подержат его, они хотят почувствовать реальность объекта.

Это обучение не является упражнением для обострения чувств, а позволяет ребенку использовать свои чувства, чтобы понять, что он или она видит. На первых уроках представлены контрастные сенсорные материалы, а затем материалы с оценкой. Это учит концепциям сравнения и противопоставления. Например, первые представленные цвета — это основные цвета, которые наиболее отчетливо видны на цветовой диаграмме. Вводятся красный, синий и желтый цвета, а затем вводятся оттенки и их комбинации для градации по оттенкам. «Это начало развития интеллекта, и оно достигается за счет того, что разум сосредоточенно работает над впечатлениями, производимыми чувствами». (ребенок)

Образование используется для извлечения из сознания маленького ребенка информации, полученной в первые 3 года жизни. Информация в этот момент представляет собой море впечатлений в бессознательном уме. По мере того, как ребенок работает дальше, юный ум начинает осознавать понятия размера, цвета, веса, количества и так далее. Когда различия ясны, вводятся имена для описания этих понятий. Монтессори строит концепцию за концепцией. Ничто не оставлено на волю случая. В представленных материалах есть порядок и последовательность. Сенсорный подход Монтессори помогает ребенку классифицировать и использовать огромное количество подсознательных знаний в своем окружении. Это ключ, открывающий дверь ума.

Монтессори понимала, что эта интеллектуальная деятельность была ручным, активным подходом. Это произошло в результате наблюдения за ее собственными учениками и противоречит взрослым методам преподавания и обучения. Материалы трехмерные и реальные. Монтессори на этом этапе не использовала картинки для обучения сенсорным понятиям, она считала, что дети хотят видеть и чувствовать реальные предметы.

Концентрация — это побочный продукт обучения ребенка руками. В возрасте от 3 до 6 лет «руки больше всего заняты». Оборудование обеспечивает интеллектуальное образование, которое поможет ребенку в конечном итоге приобрести свою культуру.

Как проводятся сенсорные упражнения?

Обычно с розовой башней знакомят в возрасте 3 лет. После того, как ребенок успешно построил башню, он научился нескольким вещам: разнице в размерах и весе, как держать пальцами маленькие кубики, как браться за самый большой кубик , контролируя руки и пальцы, чтобы башня не упала, и имеет хорошее чувство выполнения задачи. Мышечные навыки, интеллектуальное развитие и развитие характера объединяются в единое целое для ребенка при использовании сенсорного обучения Монтессори.

Другие действия, такие как широкая лестница, длинная лестница представлены после розовой башни. «Гораздо более сложное упражнение — это упражнение с цилиндрами». Вводятся геометрические фигуры. Все эти действия выполняются с трехмерными объектами, которые помогают в координации глаз и рук и дают представление о размере и форме для последующего обучения.

Все остальные виды деятельности включают использование органов чувств. Все подвижно и является реальным объектом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *