Разное

Спартанские условия: 9 ужасных вещей, которые ждали бы вас в Спарте

9 ужасных вещей, которые ждали бы вас в Спарте

1. Жестокое спартанское воспитание

Жан‑Пьер Сен‑Урс. Отбор детей в Спарте. Картина 1785 года. Изображение: Public Domain

Популярный миф, который упоминал ещё Плутарх, гласит, что спартанцы сбрасывали слабых младенцев со скалы. Но это неправда. У жителей Лакедемона (самоназвание Спарты), или лаконцев, были куда более странные методы обращения с детьми.

Так, например, новорождённого малыша надлежало регулярно купать в вине (это практиковалось и в средневековой Европе). Процедура должна была сделать детей сильнее и крепче. Кроме того, если младенец плакал или пугался, его попытки обратить на себя внимание надлежало игнорировать. Пусть учится сам справляться со своими эмоциями, не маленький.

Когда ребёнку исполнялось семь лет, его отдавали из семьи на воспитание в агелы — своеобразные лаконские детские группы. Там детей учили таким полезным вещам, как обращение с оружием, борьба, бег, плавание, а также чтение, письмо, танцы и поэзия. Эта система воспитания называлась «агогэ».

До 12 лет дети ходили голыми и босиком. Это закаляет тело и воспитывает храбрость, знаете ли.

После им наконец начинали выдавать одежду. Воинское довольствие — плащ (одна штука в год) и сандалии (одна пара в год).

Спали подростки в общежитиях, и каждый должен был сам сделать себе постель из тростника. Пайки им намеренно выдавали крайне скудные, потому что воин должен уметь довольствоваться немногим. Чтобы не протянуть с голоду ноги, юным спартанцам приходилось воровать еду у других. Это поощрялось воспитателями‑пайдономосами как проявление воинской смекалки. Однако если вора ловили, то сурово избивали.

Орудиями труда и столовыми приборами молодым лаконцам в агелах пользоваться запрещалось. Во‑первых, так они учились находить нестандартные решения в непредвиденных ситуациях, если под рукой в походе не окажется подходящих инструментов. А во‑вторых, давать этим ребяткам ножи было небезопасно: мало ли что там взбредёт в их горячие головы.

Дедовщина и издевательства над воспитанниками в агелах всячески поддерживались. А как иначе сделать из этих задохликов настоящих мужчин?

2. Отсутствие дипломатии

Кадр из фильма «300 спартанцев»

Как известно, спартанцы ценили остроумие и краткость настолько, что название их родины — Лакедемон — стало синонимом этих слов. Лаконичность, да. Они стремились быть остроумными и дерзкими в любых ситуациях, даже когда это могло дорого им обойтись.

Например, как‑то раз, перед знаменитым Фермопильским сражением, персидский царь Ксеркс прислал к Леониду гонца, который произнёс всего два слова: «Сложи оружие». А тот промолвил в ответ: «Приди и возьми».

Собственно говоря, после этого Ксеркс пришёл и взял, а голова Леонида оказалась на пике. Но согласитесь: звучало очень круто и дерзко.

Ещё одна увековеченная в летописях история — переговоры лакедемонян с царём Филиппом, отцом Александра Македонского. Фил отправил спартанцам довольно длинное послание, смысл которого был примерно таким: «Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!»

Спартанцы ответили: «Если». Филипп расстроился и на это ничего уже говорить не стал. Он ввёл в Лаконию войска, разорил её, изгнал лакедемонян с части подконтрольных им территорий и убил их тогдашнего царя Клеомброта. Финал печальный, конечно, но держались спартанцы с достоинством, этого у них не отнять.

Почему же лакедемоняне были настолько повёрнуты на краткости, остроумии и ясности выражения мыслей даже тогда, когда неплохо было бы вспомнить о дипломатичности? А это было ещё одно качество, которое им прививали с детства.

Когда спартанских юношей обучали в рамках воспитательной программы агогэ, учителя нередко задавали им различные загадки и каверзные вопросы. И юнец должен был отвечать коротко и чётко. А если он оказывался слишком многословен, учитель сильно, до крови, кусал его за большой палец.

Это такой педагогический метод, чтобы вы знали.

3. Женские издевательства

«Молодые женщины Спарты», Жан‑Батист Камиль Коро. Картина 1860 года. Изображение: Public Domain

В нашем обществе издевательства и насмешки считаются плохой вещью, но спартанцы придерживались иного мнения. У них жестокость и язвительность с детства поощрялись, причём не только у мальчиков, но и у девочек.

Считалось, что юношей надо было постоянно настраивать на высокие свершения. Но имелась одна маленькая проблема: мотивационных ораторов вроде Тони Роббинса, которые могли «разбудить внутреннего мужика» в подростках, в Спарте тогда не хватало.

Поэтому их обязанности охотно брали на себя девушки.

Они публично унижали мальчиков, которые не соответствовали высоким стандартам воинов, высмеивая их слабость. Лакедемоняне даже проводили специальные фестивали, на которых хоры девиц пели оскорбительные песни о молодых спартанцах, уступавших в силе и ловкости сверстникам.

Целью насмешек были как физические, так и моральные недостатки робких юношей. Взрослые спартанцы полагали, что издевательства малолетних девиц придадут храбрости этим жалким личностям и сподвигнут их больше выкладываться на тренировках.

Насколько это способствовало психологическому здоровью молодых спартанцев, решайте сами.

4. Побои на экзаменах

Фрагмент фильма «300 спартанцев»

Жили в бараках спартанцы до 30 лет. Но считалось, что к 17–20 годам воин достигал физической зрелости, поэтому ему надо было пройти своего рода экзамен. Чтобы показать, что он стал настоящим мужиком — не то что эти ваши изнеженные афиняне.

Инициация называлась «диамастигосис» и заключалась в избиении плетью. Спартанца привязывали к алтарю богини — покровительницы Лакедемона, Артемиды Ортии. А специально обученные профессионалы, мастигофоры, хлестали экзаменуемого кнутами, пока не устанут.

Если выдержал порку, не проронив ни звука, — молодец, считаем взрослым, зачисляем в пехоту.

Не выдержал и развёл нюни — продолжить бичевание, усилить натиск, чтобы выбить из этого рохли пораженческий настрой. Порой бедолаг, которые не справились с экзаменом, забивали насмерть — это считалось жертвой Артемиде.

Если экзаменуемый происходил из зажиточной семьи, его родственники иногда заранее платили мастигофорам — и те щадили подопечного. Однако, заметив такое нарушение условий сдачи диамастигосиса, жрицы Артемиды Ортии, державшие её деревянный идол, кричали, что богиня недовольна и требует больше крови, так что избиение усиливалось.

Периодически пороли не только 20‑летних здоровяков, но и мальчиков помладше, чтобы воспитать в них мужские качества. Для этого проводили своеобразный конкурс. Мальчикам приказывали незаметно украсть кусок сыра, положенный на алтарь Артемиды. Если проявил чудеса ловкости — гуляй. Не справился с заданием — будешь бит.

В более поздний период спартанского государства, по свидетельству греческого географа Павсания, от лишних условностей с сыром отказались и просто пороли юнцов безо всяких соревнований — пускай закаляются.

Храм Артемиды Ортии окружался амфитеатром, чтобы за испытаниями могли наблюдать все жители города. Диамастигосис проводился раз в год, и суровые взрослые спартанцы с удовольствием следили за происходящим. Это зрелище считалось расслабляющим и приятным глазу настоящего воина.

После выпускного экзамена юноша считался взрослым мужчиной, который мог нести полноценную службу в армии. Она длилась до 60 лет.

5. Кастовая система общества

Рабы, прислуживающие на пиру. Мозаика III века нашей эры. Изображение: Public Domain

Спартанцы под командованием Леонида в исполнении Джерарда Батлера на экране кажутся суровыми, но справедливыми мужчинами, которые не обижают слабых, а защищают их. Но реальные лакедемоняне были не настолько приятными личностями.

Лаконское общество делилось на касты, из которых приличными людьми считались только гомеи («равные») — те, кто прошёл школу агогэ. Но просто выдержать долгие тренировки было недостаточно.

В армии спартанцы‑гомеи делились на так называемые сисситии — группы воинов, которые вместе не только сражались, но и обедали (боевой дух, коллективизм, вы понимаете). Собственно, само это слово и означало совместную трапезу.

После достижения 20‑летия и успешной сдачи экзамена молодому спартанцу надо было вступить в какую‑нибудь сисситию. А для начала пройти так называемый ритуал андрия — «принадлежности к мужчинам».

Для этого нужно было обратиться к суровым воинам‑лаконцам и предложить свою кандидатуру — хочу, мол, к вам. Те проводили голосование, кидая в миску куски хлеба. И если хоть один, перед тем как бросить свой кусок, сжимал его в кулаке — новичка изгоняли.

Если юнец не внушал спартанцам доверия и его не принимали ни в одну сисситию, он мог стать гипомейоном. Это буквально переводится как «опустившийся».

Причём стать гипомейоном спартанец мог не только так. Например, если член сисситии был беден и не мог платить «ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму для покупки мяса и рыбы» в общий бюджет, его тоже переводили в «опустившиеся».

Естественно, этим ребятам жилось несладко, так как их лишали большинства гражданских прав. Но ещё хуже приходилось илотам — это что‑то вроде рабов или крепостных в Спарте. Если первых презирали, то над вторыми просто издевались.

Лаконцы старательно запугивали своих рабов‑илотов, чтобы отбить у тех стремление к восстаниям. Так, есть свидетельства Плутарха, что спартанцы насильно накачивали их вином, а затем заставляли пьяных танцевать и кривляться. Во‑первых, это весело, а во‑вторых, покажет молодым лаконцам опасность алкоголизма.

Илотов заставляли носить собачьи шкуры и шапки, чтобы постоянно напоминать им об их месте в иерархии. Их периодически избивали безо всякой вины — так, для профилактики. Непонятно, правда, почему это не очень способствовало укреплению преданности. Илоты платили господам той же монетой: старались напасть на них при любой возможности.

И как будто всего этого было мало — каждую осень спартанцы официально объявляли илотам плановую войну.

6. Убийства неблагонадёжных

Кадр из фильма «300 спартанцев»

Греческое слово «криптия» имело два значения. Первое — группа молодых лаконских мужчин от 21 года до 30 лет, которые получали особо суровое, даже по меркам спартанцев, воспитание и готовились стать лидерами и командирами подразделений.

Второе — занятие, которому предавались эти граждане во время очередной плановой войны с илотами. Периодически спартанцы‑криптеиды небольшими группами выслеживали их на полях и убивали — просто на всякий случай. А то вдруг решат революцию устроить, Зевс их знает. Опять же, криптии служили тренировкой, потому что настоящему спартанцу надлежало быть готовым к выполнению любого приказа начальства, в том числе и к хладнокровному убийству безоружного.

Лакедемоняне — члены криптий проходили ещё более суровые тренировки, чем остальные. Они спали под открытым небом, не носили обуви и питались максимально скудно.

Их учили скрытно шпионить за тем, что происходит у илотов, внедряться в их общество и убивать рабов, которые начнут поговаривать о восстании.

Историк Анри‑Александр Валлон называл криптии своего рода секретной полицией и силами государственной безопасности Спарты, которые были призваны контролировать илотов. Кроме того, во время войн с другими государствами криптеиды служили разведчиками и диверсантами, пробираясь в тыл армий противника и убивая их командиров.

Если кто попадался во время задания или илоты доносили на него — подвергался жестокой порке от начальства. Но те, кто успешно проходил службу, имели все шансы получить повышение и занять руководящие должности.

7. Проблемы с личной жизнью

«Спартанка вручает щит своему сыну», Жан‑Жак‑Франсуа ле Барбье. Картина, написанная до 1826 года. Изображение: Public Domain

Спартанцы большинству современных людей представляются мужественными и благородными воинами. Кажется, что у таких‑то мужчин точно не было трудностей с прекрасным полом. Но реальность полна разочарований.

Как мы сказали, полноценными гражданами Спарты становились в 30 лет. Новоиспечённый гомей получал в своё распоряжение клерос — надел земли, который обрабатывали рабы‑илоты. И тогда мог наконец жениться.

Нет, в принципе, можно было обзавестись семьёй и раньше, законами не возбранялось. Но, хотя спартанки по всей Греции славились красотой и впечатляющими физическими данными, жена в таком возрасте была не очень нужна.

Дело в том, что до 30 мужчина не имел права жить в собственном доме, а подчас такового и вовсе не имел. Он обитал с другими солдатами, членами своей сисситии, в бараках и мог покинуть их только с разрешения высокого начальства.

Ходить к женщинам позволялось с двумя целями: чтобы жениться и чтобы помочь супруге произвести на свет наследника. Но разрешение удавалось получить не так уж часто. Девушка вполне могла быть выдана замуж родителями в добровольно‑принудительном порядке.

Но потом ей приходилось ждать, пока благоверный получит право покидать бараки и она его наконец увидит. Возможно — во второй или третий раз в жизни. До этого юношам оставалось довольствоваться компанией товарищей по сисситии.

Спартанский законодатель Ликург утверждал, что раздельное проживание мужчин и женщин учит быть воздержанными и способствует сохранению чувств. Ведь настоящая любовь — она на расстоянии.

Обычно 30‑летние суровые спартанские воины женились на девушках 18–20 лет. С точки зрения остальных греков, кстати, женщине самое время было выходить замуж в 14, но у этих лакедемонян всё не как у людей.

Готовясь к свадьбе, девушка сжигала на алтаре Артемиды свою куклу в знак того, что становилась взрослой. Затем её косы срезали и обривали ей голову. Девица наряжалась в мужскую одежду — тунику и сандалии — и оставалась ждать жениха в затемнённой комнате.

Почему спартанским воинам предоставляли бритых невест? Просто многие прошедшие суровую школу агогэ и закалённые в боях юноши имели не так много возможностей проводить время с женщинами. Для некоторых один только их вид был настолько непривычен, что смущал и вгонял в краску.

Но если красотка обреет голову и оденется как подобает воину, спартанцу сразу станет понятно, что с ней можно иметь дело. И вообще она свой в доску парень. Правда, девчонка, но это нормально, с каждым бывает.

8. Аренда жён

Спартанская бронзовая фигура бегущей девушки в одноплечем хитоне, 520–500 годы до нашей эры. Британский музей. Изображение: Caeciliusinhorto / Wikimedia Commons

Вообще, в некоторых научно‑популярных статьях можно встретить мнение, что спартанцы первыми изобрели равноправие между мужчинами и женщинами. Якобы прекрасный пол в Лакедемоне пользовался большим уважением и всеми благами цивилизации. В то время как в остальной Греции к женщинам относились как к вещам. Но действительность была несколько иной.

Да, девушки в Спарте обладали большей свободой, потому что их мужчины жили отдельно и не то чтобы часто с ними виделись. Женщин обучали владению оружием и управлению хозяйством, чтобы они могли позаботиться о родном полисе, пока мужья сражаются и проходят муштру. Должен же кто‑то присматривать за домом, пока этот умник опять на военных сборах в сисситии.

Кроме того, девушки могли требовать развода, если мужья скверно обращались с ними. Но у этого прогрессивного общества были и маленькие недостатки, о которых грезящие античностью романтики обычно забывают.

С точки зрения спартанцев, главная задача женщин — рожать здоровых детей, которые станут воинами. И множество свобод было продиктовано не альтруистическими устремлениями, а чистой прагматикой.

Девушек заставляли заниматься спортом, они получали образование и учились поэзии и музыке, а также нередко упражнялись в боевых искусствах на открытом воздухе (кстати, без одежды). Всё это для того, чтобы гражданки могли производить не каких‑то там задохликов, а настоящих гомеев‑спартанцев.

Чтобы способствовать выполнению этой благой миссии, лакедемоняне практиковали такую вещь, как аренда жён.

Допустим, вы мужчина 30 с лишним лет, который наконец вышел из барака и благополучно живёт в своём доме с любящей женой. Тут совет старейшин‑геронтов замечает, что дети у вас особенно крепкие и здоровые, хорошо показывают себя на тренировках. А значит, ваша жена здорова и плодовита.

И геронты выдают распоряжение: вы должны одолжить супругу вон тому двухметровому здоровяку. Чтобы и его добротные спартанские гены не пропадали. Мнение жены, которая вполне могла искренне любить мужа и не желала рожать от посторонних мужчин, особо не учитывалось. Надо значит надо. Всё на благо Спарты. А за отказ можно было и гражданство потерять.

Дело в том, что настоящего спартанца способна была родить только настоящая спартанка, а таких не хватало. Воин‑лакедемонянин мог завести детей от рабыни‑илотки, но такие союзы не поощрялись. Наследники в этом случае назывались мофаксами, и они, хоть и могли воевать в армии, полноценными гражданами не считались. Поэтому аренда чужих жён для некоторых мужчин была единственным способом оставить детей, с которыми иначе обращались бы как с людьми второго сорта.

Впрочем, место равноправию в спартанском обществе всё-таки было, потому что там женщинам, в отличие от остальной Греции, разрешалось спокойно пить вино.

9. Похлёбка из свиной крови

Похлёбка из свиной крови на Филиппинах. Изображение: georgeparrilla / Wikimedia Commons

В фильме «300 спартанцев» воины Леонида, как и сам благородный царь, показаны бодибилдерами, щеголяющими роскошной мускулатурой. Однако вряд ли реальные лакедемоняне были такими выдающимися культуристами, и причина — в их своеобразной кухне.

Любой атлет скажет вам, что для роста мышечной массы необходимы богатый рацион, дробное питание с витаминами и белком, строгий режим и множество других тонкостей. Всё это могут позволить себе современные спортсмены, но спартанцы подобным не заморачивались.

Напротив, лишение воинов пищи считалось полезным, потому что это способствует дисциплинированности. Привыкший к разносолам боец в походе протянет ноги, а мужественный спартанец выживет, питаясь боевым духом и сказаниями о подвигах предков.

Как упоминалось выше, лаконцы ели в компании соратников, которые также вместе с ними спали, занимались бытом, стояли в фаланге и стойко переносили все тяготы и невзгоды воинской службы. И одним из основных блюд на застольях в сисситиях была «черная похлёбка».

Она готовилась из свиных ног и крови, уксуса и соли. Ходили слухи, что некоторые туда и чечевицу добавляли, но это уже излишки, противные настоящему спартанцу.

Точный рецепт не сохранился, но это, наверное, и к лучшему, ведь историки‑современники отмечают, что была это просто несусветная гадость.

Гулливеру предлагают чёрную похлёбку. Томас Мортен, иллюстрация из книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», 1866 год. Изображение: Public Domain

Сохранилась история, как некий персидский царь (возможно, впрочем, что и понтийский) захватил в плен одного спартанца и приказал ему сварить чёрную похлёбку. Когда блюдо было готово, он попробовал его и с отвращением сплюнул.

«Ты, царь, — сказал пленник, — неправильно похлёбку ешь. Ты сначала с утречка займись борьбой, потом потренируйся, потом переплыви реку Эврот, пока ещё прохладно, — и после этого съешь за милую душу».

Его величество глубокомысленно молвил: «Понятно, почему спартанцы не боятся смерти в бою. Лучше отдать жизнь на поле брани, чем есть такое».

Читайте также 🧐

  • 10 исторических мифов, в которые мы до сих пор верим
  • 9 заблуждений о Древней Греции, с которыми пора попрощаться
  • 9 ужасных вещей, которые ждали бы вас в Древнем Риме

Спартанские условия – stepan_kanev — ЖЖ

Давненько я ничего не писал на исторические темы. Вот сегодня решил вспомнить про древнюю Спарту. По современным меркам это было весьма странное государство, о котором среди широких масс населения информации почти никакой нет. Ну, все знают легенду (не подтвержденную фактами) о том, что там проводился масштабный эксперимент по искусственному улучшению генофонда. Следует заметить, что даже если такой эксперимент был, то в этом отношении Спарта не столь уж и оригинальна. Оригинальность была разве что в критерии отбора: по внешним физическим данным. Но и поныне во многих местах земного шара (не будем тыкать пальцем) подобные масштабные эксперименты проводятся. Только критерий отбора как правило иной: материальное благополучие родителей.

Еще большинство знает о царе Леониде, геройски погибшем при Фермопилах. Это была одна из самых показательных битв в военной истории. Опять же следует заметить, что в той битве спартанцы играли далеко не главную роль. Но все же они совершили подвиг, о котором люди не зря вспоминают уже не первое тысячелетие.

Этими фактами знания о Спарте у большинства населения и исчерпываются. А ведь это лишь ничтожная часть ее истории, причем не самая интересная. Я в своей заметке, естественно, на полноту в принципе претендовать не могу (оставим это профессионалам), но несколько любопытных фактов приведу.

Это было одно из тех обществ, где жизнь личная жизнь гражданина была ничем по сравнению с интересами общества. Жизнь каждого контролировалась от рождения и до смерти. В Спарте было два царя. Когда один уходил на войну, второй оставался для управления городом. Очень интересна спартанская система воспитания. Детей обучали в первую очередь самым важным вещам: умению владеть оружием, доносить, скрываться от слежки и т.п. Некоторые источники к этому списку добавляют умение воровать (что оспаривается некоторыми историками). При всем при этом быт тоже жестко контролировался с целью приучить жить в «спартанских» условиях. Повсеместно внедрялся «патриотизм». Даже песни в Спарте были регламентированы.

Старшее поколение пело о том, как славно они сражались, среднее – что они сражаются не хуже, а младшее обещало превзойти ратные подвиги предков.

Ну а теперь расскажу, почему я вспомнил древнюю Спарту. Два царя у нас уже есть. Жить в условиях жестких ограничений нас уже приучают. Воровать учат, шпионить и доносить друг на друга тоже учат. Ну и соответственно скрываться от слежки. Реформа образования тоже направлена на изучение только самого важного – физической культуры и владения оружием. Разве что климат не способствует проведению занятий в школе голышом. Но зато этому все больше способствует и экономика и массовая культура. Скоро получим почти точную копию спартанского общества.

Вот только заметных достижений у Спарты не было. То есть краткосрочные успехи были. Некоторое время удавалось удерживать под контролем соседние города-государства и даже одержать военную победу над Афинами (правда после эпидемии в Афинах). Но великих людей уровня Сократа, Перикла или Платона такая форма государственного устройства произвести не позволила. И даже в военном отношении Спарта стала терпеть поражения еще до Александра Македонского. Я понимаю, что отношение к историческим примерам – дело сугубо субъективное. Но я лично подобное устройство общества не считаю достойным примером для подражания. И еще мелкое экономическое замечание – подобное военизированное общество может существовать только в случае, если его кто-то кормит.

Воины Греции – Спартанские факты и терминология

Спартанские факты и терминология

Гоплит — тяжелобронированный греческий пехотинец, основным оружием которого был круглый щит-гоплон (возможно, отсюда и название) и длинное колющее копье длиной 6-9 футов.

 


 

Фаланга — Абсолютное оружие древнего мира, веками разрабатывавшееся греками и совершенствовавшееся спартанцами. Гоплиты стояли плечом к плечу с перекрывающимися щитами и копьями, направленными на врага. На вопрос, почему у Спарты не было стен вокруг ее границ для защиты, был дан ответ: «Границы наших границ защищены наконечниками копий наших воинов». Глубина построения фаланги варьировалась в зависимости от потребностей, местности, противника и т. д., как и ширина.

 


 

Доспехи — Коллекция снаряжения гоплита, состоящая из железного оружия и бронзовых доспехов, включающая его щит, копье, шлем, меч, нагрудник и наголенники среди прочего. Спартанцев учили никогда не выпускать свое оружие на расстояние вытянутой руки, даже когда прислушиваются к зову природы или во сне, и всегда носить с собой копье во время похода.

 


 

Щит (гоплон или аспис) — самая важная часть снаряжения гоплита. Спартанец мог безнаказанно потерять свой шлем или нагрудник, но был бы опозорен, если бы выбросил свой щит, потому что: «Вы носите доспехи для собственной защиты, но щит носите для защиты всей линии». Большой (обычно не менее 36 дюймов в диаметре), круглый, тяжелый (около 15 фунтов) вогнутый щит носил в бою греческий воин-гоплит. Он состоял из трех слоев с центром из толстого дерева (вспомните разделочную доску) с бронзой снаружи, обращенной к врагу, и кожей внутри. Революционная ручка в аргосском стиле внутри позволяла левой руке скользить в повязке (porpax) до предплечья, в то время как левая рука сжимала ручку (antilabe) для лучшего контроля.

 


 

Копье (дори) –Основное наступательное оружие греков, было ок. 6-9 футов в длину и изготовлен из ясеня, специально отобранного из-за его легкости и прочности. Переднее лезвие наконечника копья в форме листа было сделано из острого как бритва железа, а на заднем конце был прикреплен бронзовый шип (сауротер, что означает «убийца ящериц»), чтобы уравновесить вес.

Основная цель наконечника шипа заключалась в том, чтобы вонзить копье в землю вертикально, когда оно не используется (вот почему использовалась бронза, потому что она не ржавеет так легко, как железо). Оно также могло служить второстепенным оружием, если копье было сломано, а переднее железное лезвие было потеряно или повреждено. В-третьих, он использовался в качестве колющего оружия задними рядами фаланги. Удерживая копья в вертикальном положении, они толкали передние ряды вперед. Маршируя над ранеными врагами, они наносили удары по павшим, чтобы убедиться, что они мертвы, а не просто ранены. Это также не позволяло вражеским саперам симулировать ранение и ложиться, чтобы они могли вернуться за фалангу, когда она прошла над ними, чтобы атаковать с тыла. После того как ряд за рядом гоплиты вонзали и топтали поверженного врага, перешагивая через них, несчастный противник был весь в колото-колотых ранах, раздавлен и совсем мертв.

 


 

Меч – В основном греки использовали два типа мечей. Один из них был коротким прямым колющим мечом (ксифос), а другой — изогнутым, более тяжелым рубящим мечом (копис). Оба были вспомогательным оружием, используемым только тогда, когда копья исчезали в ближнем бою. У многих греков были мечи обычного размера, которые использовались, когда копье ломалось, чтобы ударить врага сверху, но спартанцы были известны своими короткими мечами, и о них есть много комментариев, которые сохранились на протяжении веков. Мать-спартанка, услышав, как ее сын жалуется на то, что он хотел бы, чтобы его меч был всего на фут длиннее, отругала его, сказав: «Подойди на фут ближе к врагу, и он будет как раз нужной длины!» Царя Агесилая спросили, почему спартанские мечи такие короткие, на что он с гордостью ответил: «Мы не боимся вступать в схватку и сражаться близко к врагу». Спартанцы считали стрелы, дротики, пращи и другое оружие, применяемое на расстоянии, женственными орудиями трусов, которые слишком боялись сблизиться с противником на равных. Они хотели быть достаточно близко, чтобы почувствовать запах того, что их враг ел на завтрак на последнем издыхании.

Когда его высмеяли по поводу того, что спартанские мечи были такими короткими, что жонглер мог их проглотить, король Агис III ответил: «Тем не менее, мы по-прежнему пронзаем ими наших врагов». Спартанское знание медицины и анатомии человека научило их не тратить энергию на дикие удары мечом, а эффективно наносить удары под доспехи, целясь в жизненно важные внутренние органы живота, бедренные артерии внутренней поверхности бедер, пах или горло. за самый смертоносный, самый эффективный и самый быстрый способ уничтожить врага.

 


 

Шлем — Второй по важности частью экипировки гоплита после его щита был его шлем в коринфском стиле. Обычно выкованная из цельного куска бронзы, она полностью покрывала голову с хорошей защитой, оставляя открытыми только две прорези для глаз, что придавало ей зловещий вид. Для комфорта под ним надевали войлочную кепку. Отверстий для ушей не было, поэтому слышать было трудно. На верхнюю часть шлема надевали яркий гребень из конского волоса, чтобы гоплит выглядел выше и внушительнее, а также, возможно, чтобы смягчить удары вражеского оружия. Он также мог служить знаком звания или обозначать подразделение. Большинство гребней располагались спереди назад, но некоторые шли из стороны в сторону в случае офицеров и унтер-офицеров.

 


 

Кираса — Существовали различные типы защиты нагрудника из бронзы, в том числе «кираса-колокольчик» со смещенным фланцем на талии, придающим ему форму, напоминающую расширяющуюся горловину колокола, и «мышечная кираса», точно смоделированная с мускулатурой. тела. Оба обеспечивали хорошую защиту грудной клетки и брюшной полости спереди и сзади. Другим типом брони для туловища был линоторакс, который представлял собой доспех композитного типа, сделанный из закаленного льна или кожи.

 


 

Наголенники (кнемиды) – Бронзовые доспехи, которые защищали голени, а иногда даже колени и лодыжки, они повторяли мускулатуру голени и удерживались на месте за счет естественной упругости металла, когда он изгибался, чтобы соответствовать нижней части нога.

 


 

Pteruges (cingulum) – Область паха была покрыта двойным слоем лоскутов из жесткой закаленной кожи, которые придавали ногам гибкость, а также некоторую защиту.

 


 

Наручи – Наручные щитки, обычно сделанные из кожи, используемые для укрепления и защиты запястья и предплечья.

 


 

Плащ (гиматий или хламида или ефаптис) – Спартанцам выдавалась только одна малиново-красная туника в год, которую носили круглый год независимо от погоды, чтобы показать свою физическую выносливость и привыкнуть к переносу холода.

 


 

Туника (хитон или экзомис) – Основной предмет одежды всех греков, изготавливался из шерсти или льна. Великий спартанский законодатель Ликург приказал, чтобы вся спартанская одежда была малиново-красной, потому что она меньше всего походила на женскую одежду и была наиболее воинственной. Кроваво-красный цвет также вызывал ужас у противника и маскировал собственные раны, чтобы враг никогда не видел их крови. Многие другие греки в конечном итоге скопировали цвет униформы спартанцев, как это сделали римляне и даже британские красные мундиры столетия спустя.

 


 

Обувь – Все греческие мужчины обычно ходили босиком почти во всех своих физических нагрузках на открытом воздухе; сельское хозяйство, охота, физические упражнения, путешествия и т. д., поэтому можно было бы ожидать, что война не будет исключением. Спартанским мальчикам запрещалось носить обувь даже зимой, чтобы их ноги не стали мягкими. Сандалии иногда носили как сапоги при определенных обстоятельствах.

 


 

Посох (бактемрион) – Знаменитый лаконский посох был не боевым оружием, а символом величия Спарты, которую носили спартанские представители за границей, такие как генералы, посланники, офицеры или военные губернаторы. Они были разных форм, стилей и длины.

 


 

Прически — Спартанские мужчины были известны своими длинными волосами с дредами, которые, по их мнению, делали мужчину выше, величественнее и страшнее. Говорили, что длинные волосы делают красивого мужчину еще лучше, а уродливого — еще ужаснее. Борода также была длинной и заплетена в косу с выбритой верхней губой (без усов, как у 16-го президента Америки Авраама Линкольна). Когда его спросили однажды, почему он носил длинные волосы и бороду по старомодному стилю, один спартанец ответил: «Чтобы я мог видеть свои седые волосы и никогда не делать ничего недостойного их».

 


 

Панкратион — смертоносное древнегреческое боевое искусство, которое практикуется до сих пор. Подобно современным смешанным боевым искусствам, панкратион сочетает в себе бокс, борьбу, удары ногами, совместные манипуляции, удушающие приемы и приемы подчинения в очень жестокой форме боя. Спартанцы преуспели в этом виде рукопашного боя. Легенда гласит, что именно греческие войска Александра Македонского принесли с собой этот стиль боя, когда они прокладывали себе путь из Европы на Дальний Восток, и именно от них произошли азиатские боевые искусства, такие как карате, кунг-фу, тхэквондо и джиу-джитсу развилось спустя годы.

 


 

Пиррих – Танец с оружием, который обучал молодого воина его движениям под оружием, чтобы избежать атак противника, нанося собственные удары. Вероятно, похоже на сегодняшние ката каратэ.

 


 

Вооружённая гонка (гоплитодром) — гонка, изначально проводившаяся в рамках Олимпийских игр после того, как греки впервые вступили в контакт с персидской стрельбой из лука. Это спортивное состязание проходит на дистанции 400 метров (достаточно, чтобы провести гоплита через зону поражения вражеских стрел и прямо к персидским позициям) с бегунами в шлемах, доспехах и со щитом. Он развивал силу, скорость и выносливость.

 


 

Криптея – Секретная служба, для которой были отобраны лучшие спартанские юноши. Комбинация полиции/шпионской сети/отряда убийц, лучшие молодые выпускники агоги скрытно патрулировали спартанскую землю по ночам, защищая от разбойничьих банд, собирали разведданные и обеспечивали безопасность в сельской местности и на пограничных границах. Живя в дикой природе и вооруженные только ножом, они выслеживали и убивали мятежных илотов по ночам, чтобы держать их в узде. Все очень боялись таинственной, смертоносной Криптеи.

Глоссарий Спарты – Сборник откровенной педантичности

Брет Деверо Разное 6 минут

Следующий пост задуман как своего рода «справочный лист» для любой сложной или неясной терминологии, которая будет использоваться в «Это. Нет. Спарта.” ряд. Как правило, я думаю, что хороший историк должен уметь объясняться, не прибегая к большому количеству жаргона или непонятных терминов.0308 очистить прежде всего. В этом случае, однако, просто неизбежен некоторый объем специализированной терминологии для частей спартанского общества и правительства.

Итак, я составил этот список терминов с определениями. Все эти термины будут определены и объяснены в соответствующих сообщениях — это просто предназначено в качестве удобного справочника для читателя, который находится на полпути к части III и пытается вспомнить термин из части I. Этот список может расширяться по мере того, как я буду составлять последующие сообщения. в этой серии.

Глоссарий терминов

  • Аккламация . Голосование, проводимое путем аккламации (иногда называемое «голосованием»), — это голосование, при котором вместо точного подсчета голосов «за» и «против» результат оценивается по количеству людей, выкрикивающих «да» или «против». Очевидно, было бы очень трудно сказать, кто действительно выиграл голосование. Это используется в современных демократиях только для очень однобоких (обычно единодушных) голосов; в Классической Спарте это был только 9Система голосования 0309, голосов было , никогда не учитывались.
  • Апелла . Апелла была народным собранием Спарты, состоящим из всех взрослых спартанцев мужского пола старше тридцати лет. В Апелле председательствовали эфоры, и все голоса проводились путем аккламации. Апелла не участвовала в дебатах, а могла голосовать только «за» или «против». Герусия имела право игнорировать решения Апеллы.
  • Эфор . Эфоры представляли собой совет из пяти должностных лиц Спарты, ежегодно избираемых Апеллой (технически плюс два короля). Эфоры наблюдали за двумя наследственными спартанскими царями и могли даже предъявить царю обвинение перед герусиями. На практике эфоры, а не короли, обладали наибольшей политической властью в Спарте. Эфоры также несли ответственность за ежегодное ритуальное объявление войны илотам. Учреждение в целом иногда собирательно называют эфоратом.
  • Герусия . Герусия — буквально совет стариков (члены были «геронты» — буквально «старики») состояла из тридцати членов, 28 избранных (путем аккламации в Апелле) плюс два наследственных короля. Все избранные члены должны были быть старше 60 лет. Геронты избирались пожизненно. Герусия решала, за какие предложения может голосовать Апелла, и имела право отменить любое решение Апеллы. Он также функционировал как суд, имевший право судить спартанцев и даже королей. На практике с эфорами Герусия обладала реальной политической властью в Спарте.
  • Хелот . Порабощенный класс рабов Спарты, составлявший подавляющее большинство ее жителей, илоты выполняли сельскохозяйственные работы, которые поддерживали функционирование спартанского государства. Илотов можно далее подразделить на илотов Лаконии (живущих в самой Спарте) и мессенских илотов (население Мессении, которое превратилось в илотрию после завоевания Спартой в 7 веке до нашей эры). Илоты часто сражались в армиях Спарты, по-видимому, в качестве прикрытия сил легкой пехоты (а также в качестве сопровождения лагеря и слуг).
  • Homoioi . См.: Спартанец.
  • Гоплит . Гоплиты были греческими солдатами тяжелой пехоты, которые сражались с тяжелым круглым щитом (иногда называемым «гоплоном», но правильнее «асписом») и копьем, обычно в доспехах.
  • Гипомейоны . Гипомейоны (буквально «низшие»), одни из нескольких низших классов подграждан Спарты, были бывшими спартиатами, которые упали с дна спартанской социальной системы либо из-за трусости, либо (что более вероятно) из-за неспособности платить взносы в сиссиция . Хотя они были свободны, они не играли никакой роли в правительстве.
  • Клерос (пл. Клерой). Клерос, буквально «надел», чаще всего относится к участку сельскохозяйственной земли, закрепленному за гражданином. В Спарте этот термин используется для описания земли, принадлежащей спартиатам (но обрабатываемой илотами), причем каждый спартиат владел одним или несколькими клероями, которые обеспечивали доход для поддержания образа жизни спартиата.
  • Мотакс . Один из нескольких низших классов подграждан в Спарте, Мотаки были мужчинами-негражданами, которых обычно считали детьми спартиатских отцов и матерей-илотов, воспитанных вместе со своими сводными братьями и сестрами, являющимися полноправными гражданами. Мотаки сражались в спартанской армии вместе со спартиатами, но не играли никакой роли в правительстве. Удивительно много новаторских спартанских полководцев, в частности Гилипп и Лисандр, происходили из этого класса.
  • Неодамодес . Один из нескольких низших слоев населения Спарты, Неодамоды были освобождены илотами, получившими спорные земли на границе с Элидой. Хотя они служили в спартанской армии, Неодамоды не играли никакой роли в правительстве. Мы могли бы рассматривать илотов, служивших в армии Брасида, Brasideioi , как тип Неодамодов (они действительно поселились в одном и том же месте).
  • Олиантропия . Этот термин, означающий «нехватку людей», стал обозначать наблюдаемую в Спарте тенденцию к резкому сокращению числа спартиатов-мужчин в пятом и четвертом веках. Хотя этот термин подразумевает сокращение общей численности населения, похоже, что это было всего лишь сокращение размера спартиатского класса; другие классы, возможно, не пострадали и даже расширились за это время.
  • Пиры : См.: Спартиат.
  • Пелопоннесская лига . Свободный союз полисов на Пелопоннесе. Спарта была главой этих государств, но действия лиги в целом требовали консенсуса. Основанная в шестом веке, эта лига составляет основу спартанского союза против Афин во время Пелопоннесской войны (431–404 гг. до н. э.), но в 390-х гг.
  • Perioikoi (пес. Perioikos). Периойки (буквально «обитатели вокруг») были одним из нескольких низших классов подграждан в Спарте. Периойки были жителями общин, подчиненных спартанскому государству, но не доведенных до илотрии. Они жили в собственных поселениях под контролем спартанского государства, но с ограниченной внутренней автономией. Периойки, по-видимому, включали ремесленников Спарты, производивших оружие, доспехи и инструменты; их также заставляли сражаться в армии Спарты в качестве гоплитов.
  • Фаланга . Греческое боевое построение, состоящее из гоплитов, выстроившихся в поддерживающую друг друга стену из щитов и копий. Ученые расходятся во мнениях относительно того, когда эта боевая система полностью сформировалась; свидетельства «протофаланг» встречаются уже в седьмом веке, но «зрелая» фаланга пятого века, видимая у Фукидида, может быть относительно поздним развитием. Тем не менее, к тому времени, когда мы можем ясно видеть греческую войну, фаланга гоплитов становится стандартным боевым стилем греков.0308 полеис .
  • Полис (пл. полис ). Сложный и фактически непереводимый термин, polis наиболее близко означает «община» и часто переводится как «город-государство». полис как город). Вместо этого полис состоит из группы граждан, их государства и контролируемой им территории (включая небольшие деревни 9).0308, но не другие подчиненные полисы ), обычно, но не всегда, сосредоточены в одном городском центре. Полисы являются почти по определению самостоятельными и самоуправляемыми (то есть имеют элеутерию и автономию ).
  • Скиритай . Скиритаи были одним из нескольких низших классов подграждан Спарты. Жители Скиритиса, гор между Лаконией и Аркадией, были в основном сельскими людьми, свободными, но подчиненными спартанскому государству, подобному периикоям. Основное различие между ними заключалось в том, что скиритаи — возможно, из-за своего горного дома — служили не гоплитами, а элитным корпусом легкой пехоты в спартанской армии.
  • Spartiate s, также называемые сверстниками или homoioi . Горожане Спарты, спартиаты, представляли собой закрытую этническую аристократию. Для членства требовались как спартиатские отец, так и спартиатская мать, а также успешное завершение агоге и членство в сисситии . Спартиаты мужского пола старше тридцати лет были единственными людьми в Спарте, которые могли участвовать в управлении государством, хотя политическая власть среднего спартиата была крайне ограничена.
  • Syssitia (позывной). syssitia были общими столовыми-группами, на которые делились все взрослые спартиаты. Каждый член syssitia внес часть еды в столовую; вклад был условием получения гражданства. Спартиаты, которые не могли внести вклад, теряли гражданство и становились гипомейонами.

Нравится:

Нравится Загрузка…

  • С тегами
  • Глоссарий
  • Термины

Опубликовано Бретом Деверо

Просмотреть все сообщения Брета Деверо

Опубликовано

Искать:

Обновления каждую пятницу!

Вы можете поддержать этот проект через Patreon и распространить информацию!

Мои твиты
  • Неделя разрыва, 6 января 2023 г.
  • Разное: в чем проблема с Антигоной?
  • У камина, пятница, 23 декабря 2022 г. (с историей)
  • Коллекции: почему Средиземье в Rings of Power кажется плоским
  • Познакомьтесь с историком: Джеймс Бэйли о цифровых гуманитарных науках и средневековом Кавказе
  • Коллекции: почему римский Египет был такой странной провинцией

Есть тема, о которой вы хотите, чтобы я написал? Вопрос по посту? Хотите бессвязно кричать в бесконечную пустоту интернета?

Лучше всего меня найти в Твиттере @BretDevereaux
Следить за мной в Твиттере — лучший способ получать информацию о новых сообщениях по мере их появления.

Академия Древний Броня Артиллерия Широкое Средиземноморье Замки Кавалерия Города Сплоченность Команда Предупреждение о содержании Культура Таможня Демография Доктрина Дюна Ранний современный Экономическая история Эконом Империя Сельское хозяйство Полевые укрепления Чат у камина Еда Укрепления Игра престолов Игры Исторические игры История Голливудская тактика Лошади Семья Гуманитарные науки Империализм Пехота Железо Царство Логистика Властелин колец Рынки Средневековый Средний возраст Военная история Современное О, нет Операции Органическая экономика Парадокс Студия разработки Paradox Политические системы Производство Религия Роман Римская империя Римская республика Рим Деревенский Научная фантастика Осада Осадная война Рабство Социальная история Спарта состояния степные кочевники Стратегия Тактика Технология Текстиль Торговля Украина Видеоигры Война и общество Военное дело Оружие

  • Январь 2023 (1)
  • декабрь 2022 (5)
  • Октябрь 2022 (5)
  • сентябрь 2022 (5)
  • август 2022 (5)
  • июль 2022 (5)
  • июнь 2022 (4)
  • май 2022 (4)
  • апрель 2022 (5)
  • март 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *