Разное

Состав числа 4 для дошкольников – Конспект занятия по математике на тему “Число 4. Цифра 4” для детей дошкольного возраста

Конспект занятия по математике на тему “Число 4. Цифра 4” для детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: знакомство с числом и цифрой 4.

Задачи.

1. Познакомить с образованием и составом числа 4, цифрой 4.

2. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.

3. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.

4. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно.

5. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Материалы к занятию.

Демонстрационный – изображения зайчиков, снегирей, карточки с цифрами 1, 2, 3.

Раздаточный – касса цифр, геометрические фигуры, тетради, цветные карандаши.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Психологический настрой на занятие. (Солнышко)

– Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением.

Сегодня  мы продолжим путешествие
В мир удивительный и увлекательный –
В  мир чисел, в мир математики.

2. Актуализация знаний

1) Игра “Цифры заблудились”.

– Необходимо расставить цифры по порядку (от 1 до 10). Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.

– Давайте хором посчитаем все вместе от 1 до 10, от 10 до 1.

2) Игра “Покажи число”. (Работа с веером)

– Какое число следует за числом 4, 7, 5?

– Какое число стоит перед числом 8, 3, 5?

– Покажите соседей числа 3, 7.

Молодцы!

3) Поставь цифры к рисункам. Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их с числом, которое обозначает их количество.

Что нарисовано в первой рамочке? Сколько их, сосчитаем. С какой цифрой соединили? И так делаем дальше. (Один ребенок работает около доски с демонстрационным материалом, а остальные в рабочих тетрадях.)

3. Физминутка для глаз

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо –
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками

 4. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся с числом и цифрой.

А с какой – узнайте. (Проблемная ситуация)

Лапок у кошки столько
Ножек у стула столько.

О какой цифре я говорю,
Кто отгадал загадку мою? (Четыре)

– Молодцы! Правильно, это число и цифра 4.

5. Работа по теме урока. Знакомство с числом 4

Работа у доски.

Образование числа 4

а) Сколько зайчиков? (4) Сколько снегирей? (3)

– Сравните, кого больше: количество зайчиков или количество снегирей?

– Как сделать поровну? (Надо добавить ещё одного снегиря.)

Практическая работа

б) На столах у детей геометрические фигуры, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.

– Положите 3 кружка. Добавьте 1 квадрат. Сколько всего стало фигур?

– Как получили 4? (3+1)

– А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка? (Тоже 4: 1+3)

– Когда переставляются части, результат не изменяется.

– Как по-другому можно получить число 4? (2+2, 1+1+1+1)

Состав числа 4

(3+1=4 2+2=4 1+1+1+1=4)

Знакомство с цифрой 4

– Число четыре записывают знаком – цифрой 4.

(На доску прикрепляю цифру 4)

– На что похожа эта цифра?

– Прописываем цифру в воздухе.

6. Закрепление представлений о числе и цифре 4.

1) Выполнение задания №3 с.45

7. Физминутка

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

2) Выполнение задания №2, в учебнике с.44

– Рассмотрите картинки. Почему в квадратике который соединили с цыплятами поставлено 2 точки? (На картинке 2 цыпленка)

– Почему в кружочке который соединили с котенком стоит цифра 1? (На картинке 1 котенок)

Что же надо сделать в этом задании? (Записывать в кружочке, который соединен с картинкой, подходящую цифру, а в квадратике – подходящее число точек.)

8. “Мыслительная минутка”

– Сколько туфелек потеряла Золушка?

– Сколько времён года вы знаете?

– Сколько углов у квадрата?

– Сколько пальцев на руке?

– Какой четвёртый день недели?

Молодцы!

9. Повторение изученного материала

Выполнение задания №4 с.45

– Разбей группу фигур сначала по цвету (обведи пунктирные линии), а затем по форме и размеру.

10. Итог занятия. Рефлексия

– С каким числом познакомились? Какую цифру учились писать? Как можно получить четыре?

– Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, но занятие подходит к концу. Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат колобочки, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать колобку рот – если урок вам сегодня понравился, то колобочка нарисуйте радостного с улыбкой, а если на уроке вам было не интересно, то нарисуйте грустного.

– А теперь покажите родителям своего колобка! Этот колобок остаётся вам на память.

12.07.2014

urok.1sept.ru

Конспект занятия на тему: “Состав числа 4”

Чебодаевой Н.Г

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе.

ТЕМА: «Состав числа 4»

Цель: создание социальной ситуации развития для ознакомления с составом числа 4

Задачи: Создание условий для знакомства с составом числа 4. Составление числа 4четыре из двух меньших чисел; Закрепление знаний детей о последовательности дней недели. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.Закреплять знания детей о знаках больше, меньше, равно. Развивать умение составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их; Формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих. Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический

Электронное письмо.

Презентация

Ход занятия:

Звуковой сигнал. Ребята, мне пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в ней и кто его написал? Давайте вместе прочитаем:

– Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино. ( повесить на доске портрет Буратино)

– Ну , что. Ребята! Поможем Буратино?

– Тогда посмотрим задание №1 ( презентация)

Оно называется: «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

  1. Какой сегодня день недели?

  2. Сколько всего дней в недели?

  3. Какой день идет после четверга?

  4. Какой день идет перед средой?

  5. Как называется пятый день недели?

  6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

  7. Как называются выходные дни недели?

  8. 8 Три вершины, три угла, три стороны- вот и я . Что это?

  9. Нет углов у меня, а

Похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

     10.Какая геометрическая фигура лишняя? Обоснуйте !( таблици с геометрическими фигурами)

А) квадрат, треугольник, круг, прямоугольник

Б) круг, овал, треугольник

В) 2-3 фигуры желтые, одна- оранжевая

Молодцы! Справились. Давайте посмотрим следующее задание №2 «Засели домики»

– Домик с цифрой 4

Сегодня мы раскроем секрет числа 4 и  узнаем, из каких чисел оно состоит.

 Объединяемся в пары. С помощью ксилофона я буду издавать звуки, а один из вас посчитает  и сколько услышите звуков, столько и выложит синих квадратов? (3 звука) А второй найдет соответствующею этому числу цифру и выложит ее в домик в первое окошечко. -Сколько выложили? (три синих квадрата), какую цифру поставили в домик?

Сколько нам не хватает оранжевых квадратиков до 4?

Кладем, где 3 синих квадратика один оранжевый квадрат. Какую цифру мы поставим во второе окошечко ( 1) Сколько синих квадратиков? (3 синих квадратиков), а сколько оранжевых? (1), а всего, сколько квадратов? (всего четыре квадратов)

– Как мы получили число 4? Из каких чисел? ( С помощью чисел 3и1, а всего 4.)

-А теперь другой способ, как можно получить число четыре. Выложите, сейчас столько звуков, сколько услышите. (2 звука) Сколько выложили квадратов?( 2 квадратика)

А сейчас, сколько звуков будет столько и выложите оранжевых квадратов рядом с синими. Сколько синих квадратов? (2 квадратика) Сколько оранжевых квадратов? (2 квадратика) А всего сколько? (4квадратиков) Как получили число 4? (из чисел 2и 2 , а всего 4)

– Молодцы! Вот и заселили наш домик. Раскрыли мы с вами секрет числа 4? Из каких, чисел состоит число 4  Давайте назовем числа?(3 и1, 2 и 2, 1 и 3 а всего4).

 – Очень хорошо, справились и с заданием №2

– Устали? Давайте немного отдохнем!

Физкультурная минутка        

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно, ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать

Крепче, Буратино стой!

Вот он Ключик золотой!

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Влево, вправо посмотрел

Подтянулся, тихо сел!

Нас ждет задание № 3, оно сложное, требует от вас внимания, называется « выложи фигуру»

Выложить из счетных палочек геометрическую фигуру, в которой есть число 4 (Квадрат, ромб)

– Замечательно. Число «4» – очень интересное число. Оно означает устойчивость и прочность. Это число тесно связано с землей – четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток, животные, передвигающиеся на четырех ногах. Геометрический символ числа «4» – квадрат. В народной традиции является знаком земли, вспаханного, засеянного поля. Ромб можно видеть на резных наличниках окон, поясах, вышивках, на подолах сарафанов, полотенцах, украшениях.

– Какие молодцы и с этим заданием справились!

– Следующее задание № 5 называется «Назови число»

– Встаем в круг. Я буду бросать мяч и называть число, Вы, бросая мяч по кругу называете следующее по порядку число от 1 до 10. Затем в обратном порядке от 10 к 1

– Садимся на свои места

– Посмотрите! Осталось последнее задание!

– Ребята! Так это не задание, это?!

– (дети хором) «Золотой Ключик!»

–  Как вы думаете мы помогли Буратино? Наверное лиса Алиса и кот Базилио его уже отпустили, ведь мы выполнили все задания и нашли «Золотой Ключик»

– Какие задания для вас были наиболее сложными? А с какими заданиями вы легко справились?

Чему вы сегодня научились?

Что было сегодня интересно?

– Наше занятие закончено

– Ребята, подождите! Нам пришло еще одно письмо. Давайте его прочтем

Письмо №2 (читаю)

Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду её слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарки; мой портрет, раскрасьте его

.

Читают вслух письмо

Принимают решение помочь Буратино

Отвечают на вопросы

Объясняют какая фигура лишняя

и почему

внимательно слушают задание

объединяются в пары и выполняют задание: выкладывают квадраты и числа

в домики

Выполняют задание другим способом

Выполняют движения физминутки

Выкладывают из палочек фигу

Ру геометрическую,в которой есть число 4

Называют числа по порядку

Находят золотой ключик

Рассказывают с какими трудностями столкнулись при выполнении задания.

Читают благодарственное письмо буратины

Создание условий для эмоционального комфорта и рабочего настроя

Условия для стимулирования речевой активности

Условия для речевой активности

 Условия для проявления самостоятельности и инициативы

 

infourok.ru

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: Число и цифра 4. Состав числа 4. Квадрат.

Этапы урока

Содержание этапа

1 этап Организация начала занятия

Дидактическая задача: 

подготовить детей к работе на занятии

Метод: словесный

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок

Сели тихо,

Ноги вместе,

Руки полочкой на стол,

Начинаем разговор.

Поудобнее садитесь,

Не шумите,  не вертитесь.

Всё внимательно считайте.

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждёт,

Начинаем наш урок,

Готовятся к работе на занятии, проверяют посадку.

2 этап Подготовительный

Дидактическая задача: обеспечить мотивацию и принятие учебно-познавательной деятельности, активизация опорных знаний и умений.

Методы: 

словесный,

объяснительно-иллюстративный

Метод стимулирования: похвала,

 создание ситуации успеха

Устный счёт

– от 1 до 10

– от 1 до3( прямой, обратный)

– сколько ёлочек (3)

– сколько ежат(2)

– сколько львят (1)

– восстановите правильный порядок следования

– это число 1, назовите  последующее

– это число 3, назовите предыдущее

– назовите соседей числа 2

На доске представлены числа. Я предлагаю выбрать среди них только те, которые мы изучили

Вывод:

Значит,  нам предстоит ещё многое узнать, многому научиться.

Отвечают на вопросы учителя,

находят соответствующие цифры, выставляют их в порядке следования

Определяют границу знания и незнания

3 этап Усвоение новых знаний

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий

Методы: 

Частично – поисковый, объяснительно-иллюстративный

Приёмы: связь с жизненной ситуацией, межпредметная связь, сравнение

Методы оценивания: похвала

Подготовка к восприятию

– Какой весёлый праздник к нам приближается?

 

К Новому году в ясли детского сада закупили игрушки. Помогите их ,пожалуйста, пересчитать.

– пирамидки (4)

– неваляшки (4)

– Что мы  можем сказать о их количестве?

– Число 4 мы будем обозначать цифрой 4 ( показываю карточку)

   

    За тремя идёт четыре ,

    Острый локоть оттопыря

– На что похожа цифра 4?

    Гляди 4 –это стул,

    Который я перевернул

(беру и переворачиваю учительский стул)

    Идёт 4 после 3

    Поговорим о четырёх.

    Четыре времени в году.

– Какое время года у нас за окном?

– Перечислите остальные времена года (передвигаем киндеры на верёвочке)

Физкультминутка

и гимнастика для глаз

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 4-х считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

– Все ли правильно сидят?

  Все ль внимательно глядят?

Знакомство с составом числа 4

– Сейчас уже начинают наряжать новогодние ёлки. И мы  с вами тоже будем украшать нашу ёлочку.

А верхушку, украшая,

Там сияет сегодня

Вместе со звездой цифра 4

-А нам предстоит  узнать как  можно получить число 4, а вместе с этим украсить ёлочные шары.

– Посчитаем кубики.

– зелёных (3), а красных (1)

(записываю маркером соответствуюшие цифры на ёлочных шарах)

– зелёных(1), а синих(3)

(аналогично)

– красных(2), а синих(2)

– жёлтых(1.1,1,1)

Музыкальная физкультминутка и

пальчиковая гимнастика  (включаю компьютер)

Отвечают на вопросы

Дают разные варианты ответов (одинаково, равно, поровну, столько же)

Передвигают киндеры и перечисляют времена года

Выполняют действия согласно стихотворения

Выбирают соответствующие цифры и выставляют их на доску с помощью магнитов

Дети под музыку показывают с помощью пальчиков

 4-это 2 и 2

4- это 3 и 1

4 этап

Работа с геометрическим материалом

Дидактическая задача: развитие мелкой моторики, пространственного воображения,

логического мышления,

развитие сотрудничества и взаимовыручки

Методы:

моделирование,

работа в парах,

измерение с помощью верёвочки

Метод стимулирования: похвала

Практическая работа

– Построим цифру 4 с помощью счётных палочек. Работаем в паре. Когда пара будет готова, посигналите. ( Помогаю, если нужна моя помощь)

– Сколько палочек мы использовали для построения?

– А теперь попробуем переставить одну палочку так, чтобы из цифры 4 получился квадрат.

-У меня на доске тоже квадрат.

Посчитаем  сколько углов у квадрата, сколько вершин, сколько сторон.

– Давайте измерим с помощью верёвочки длину всех сторон квадрата. ( Измеряю каждую сторону,

отрезая кусок верёвки.)

– А теперь сравним длину отрезанных кусочков.

Вывод:

– Значит, что мы можем сказать о длине сторон квадрата?

Работа с геометрическими  фигурами

– На доске разные геометрические фигуры. Перечислите знакомые фигуры.(круг, треугольник,

Прямоугольники и квадраты разного цвета и размера

– Какая фигура среди них на ваш взгляд  лишняя?

– Как можно назвать остальные фигуры?

– Посмотрите внимательно, нет ли среди них лишней фигуры?

– .На какие две группы можно разделить оставшиеся фигуры?

Строят цифру 4 , используя четыре счётные палочки.

По необходимости помогают соседу по парте. Когда оба готовы, соединяют правую и левую ладошки и поднимают руки вверх

Переставляют палочку и получается квадрат

Считают и отвечают хором

4 ребёнка берут по отрезанному кусочку, а потом их сравнивают путём наложения и наглядным путём выясняют, что они одинаковой длины

Делают вывод о длине сторон квадрата

Называют фигуры

– Круг, потому что у этой фигуры нет углов.

-Многоугольники

– Треугольник лишний, потому что у него 3 угла,

А у остальных фигур по 4 угла.

– На прямоугольники и на квадраты.

5 этап

Подведение итогов

Дидактическая задача: Установление правильности и осознанности учебного материала

– С какой новой цифрой мы сегодня знакомились на  занятии?

– Что нового узнали о фигуре квадрат?

Отвечают на вопросы учителя

6 этап

          Рефлексия

Дидактическая задача: Усвоение принципов саморегуляции  и сотрудничества

Методы оценивания: похвала, самооценка  своей работы и работы всей группы с помощью счётных палочек

– Как вы оцените свою работу на занятии.

 Если вы считаете, что работали хорошо, то поднимите жёлтую палочку. Если есть сомнения, то поднимите зелёную палочку.

– Оцените работу всей группы.

Самооценка результатов деятельности своей и группы

7 этап

Домашнее задание

Дидактическая задача: совместное с родителями закрепление изученного материала

– Найти дома предметы, которых по 4 или  у предмета есть чего-то по 4 (например, у стола 4 ножки)

nsportal.ru

Материал по математике (старшая группа) на тему: конспект по математике состав числа 4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

г. Выкса Нижегородской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике «Состав числа «четыре»

(старшая группа)

                                                                                                      Разработала воспитатель группы

общеразвивающей

 направленности

 для детей 5-6 лет №12

                                                                                         Шаипкина Т. А.

        

Городской округ город Выкса 2018 год

Тема: Состав числа «четыре»

Цель: Формировать операции отсчёта и пересчёта предметов в пределах 4; формировать представления о составе числа «четыре» из двух меньших как основе вычислений в уме. 

Задачи:

Образовательные:     

-Познакомить детей с составом числа 4. 

 -Упражнять детей в написании  цифры 4.

-Закрепить умение детей отсчитывать и пересчитывать предметы, соотносить количество предметов с цифрой.

-Формировать умения находить верхнюю полоску и нижнюю.

-Закрепить знания  детей о геометрической фигуре – квадрат и учить  составлять квадрат из счетных палочек; 

-Упражнять в порядковом счёте.

Развивающие:

-Развивать внимание, усидчивость, логическое мышление, самостоятельность, мыслительные способности детей.

-Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи. Развивать интерес к математике.

– Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Средства: мяч, игрушки, четыре куклы, два стола игрушечных.

на каждого ребёнка: круги красные (4), круги сини(4), полоски, тетради в клетку, листы альбомные, карандаши, счётные палочки.

Методические приемы: беседа, игровая ситуация, физкультминутка, игра, продуктивная деятельность детей, рефлексия.

Ход НОД

Организационно- мотивационный этап

Воспитатель и дети встают в круг.

Воспитатель: 

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.

Вот и подарили частичку своего тепла друг другу.

Игра с мячом «Смело отвечай и мяч водящему бросай!» 

Воспитатель поочерёдно бросает детям мяч, задавая вопросы:

– Сколько домишек у ста муравьишек?(1)

– Сколько хвостов у двух котов? (2)

– Сколько спинок у трёх свинок?(3)

– Сколько рогов у двух быков?(4)

– Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит! (4)

-Сколько глаз у светофора? (3)

-Сколько задних лап у двух зайчат? (4)

– Сколько ножек у стула? (4)

-Сколько лапок у кошки? (4) 

– Сколько ножек у стола, у жирафа и слона?(4) 

Основной этап

– Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её и мы узнаем о какой цифре  будем говорить сегодня. 

Лето, осень и зима.
И красавица весна!
Если мы их сосчитаем,
Что за цифру получаем? (четыре)

– Да, цифра «четыре». Давайте сядем на стульчики, откроем свои тетради и нарисуем цифру четыре. (Воспитатель показывает на доске).

 – Чего у нас бывает четыре? (4 времени года, 4 ножки у стула, 4 лапы у собаки, кошки, зайца)

А теперь предлагаю выполнить следующее задание:

В кафе мороженное пришли четыре девочки (куклы). Им предложили сесть за 2 столика (с синей скатертью и красной). Как можно рассадить девочек, если разбить их на группы? ( Двух  девочек посадить за один стол с синей скатертью и двух девочек за  другой стол  с красной скатертью – поровну). А ещё? (три за один стол и одну за дугой стол).  

– А теперь покажите верхнюю полоску пальчиком на карточке. Молодцы!

-Выложите  на верхней полоске два синих круга,  добавьте два  красных круга. (Двух  девочек посадили за один стол с синей скатертью и двух девочек за  другой стол  с красной скатертью.)

-Ребята, покажите нижнюю полоску.

– На нижнюю полоску положите три красных круга и один синий (Три девочки посадили за один стол и одну девочку за другой стол).  

 – Почитайте сколько кругов на каждой полоске:  на верхней и на нижней? (четыре) (В кафе мороженное сидят четыре девочки.)

-Итак, запомним! четыре – это два и два, три и один.

-А теперь немного отдохнём.

Физминутка

 Раз, два – хлопай, хлопай.

Три, четыре – топай, топай.

Раз, два – улыбнись,

Три, четыре – подтянись.

Высоко попрыгали,

Ножками подрыгали.

Крикнули «привет» друг другу

Повернулись по кругу.

Вправо, влево наклонились

И друг другу поклонились.

А теперь коленки вместе

Начинаем бег на месте.

Быстро, быстро побежали,

     Все закончили. Устали.

«Построй квадрат»

Послушайте внимательно и отгадайте загадку. 

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны 
Одинаковой длины (квадрат).

– Ребята, а можно ли из палочек сложить квадрат? Сколько счётных палочек нам понадобится, как вы думаете? (четыре)

Четыре палочки сложили
И вот квадратик получили.

Что есть у квадрата? (стороны и углы)

Сколько сторон у квадрата?  Сколько углов? (четыре)

 Напомню вам ребята, что точка соединения сторон квадрата называется вершиной.

Давайте посчитаем, сколько вершин у квадрата (четыре) показ воспитателя у доски. 

Как ещё можно назвать квадрат? (многоугольник, четырёхугольник.)

«Кто какой по счёту»

– Ребята у меня на столе стоят игрушки. Скажите мне, пожалуйста, кто стоит первым, кто – последним, кто стоит вторым, кто предпоследним и какой он по счёту (перед детьми ряд из четырёх игрушек).

«Домики для чисел»
-А теперь возьмите карандаши,  лист бумаги и нарисуйте домики для чисел Один, Два, Три, Четыре.

– Давайте пофантазируем, подумаем как их можно нарисовать? Почему именно так? (например домик Один- это круг, крыша полукруг, одна труба из неё идёт дым , у него одно окно, перед домом клумба с одним цветком; Домик Два – прямоугольник, крыша треугольная два окна, две ступеньки, две трубы, на клумбе два цветка, рядом два дерева; Домик Три – треугольник, в середине цифра три нарисована, три ступеньки , рядом растёт три дерева; Домик Четыре –  квадрат, четыре цветка на клумбе растёт…..)

 Заключительный этап. Рефлексия.

-Молодцы ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. С какой цифрой мы вновь встретились? (с цифрой 4). – Нарисуйте в воздухе цифру 4 пальчиком. Что вы нового узнали?( четыре – это два и два, три и один)Давайте покажем два пальчика на одной руке и два на другой руке. Сколько всего получилось? (четыре) А теперь покажем три пальчика  и один пальчик. Сколько всего получилось?(четыре) Поднимите правую руку, опустите ее на голову, погладьте себя и скажите: «Умница!».

nsportal.ru

План-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме: цифра 4. состав цифра 4.

Количество и счет. Число и цифра  4. составь число 4.

 

 

 

Цель: познакомить детей с образованием числа 4,составом число 4, цифрой 4.

 

Задачи:

Сформировать умение соотносить цифру 4с количеством предметов.

Учить решать математические задачи, записывая решение с помощью знаков и цифр. Познакомить детей с приемами мнемотехники.

Развивать память и логику.

 

Оборудование: картинки с изображениями зайцев и морковок, кружочки (раздаточный материал), геометрические фигуры, мнемотаблица (состав цифра 4), цветные карандаши, бумага, цифра 4, пособие «математика для дошкольников», мягкая игрушка-Карлсон.

 

 Здравствуйте ребята. Смотрите, кто сидит на подоконнике? Вы его узнали? Да это Карлсон прилетел к нам. Он хочет с вами познакомиться. Давайте поздороваемся с Карлсоном:

 Здравствуй, Карлсон!

Дети смотрите у Карлсона на футболке что-то нарисовано. Что это? Давайте спросим у Карлесона. Он говорит, что не знает. А вы дети знаете?

Правильно. Это цифра. Цифра 4.

 А теперь слушайте такую сказку. Пусть Карлсон тоже посидит и послушает.

Жили – были зайцы: папа, мама, дочка и сыночек. Пошли они как-то в огород за морковкой. Папа-заяц сорвал себе большую морковку. Маме-зайцихе понравилась среднинкая  морковка. Дочка-малышка захотела маленькую морковку. А сыночек-озарник ничего не хотел. (По ходу рассказа дети выкладывают на столе картинки с изображениями зайцев и морковок).

 

 

-сколько зайцев? (4)

-сколько морковок? (4)

-сравните, что больше: количество зайцев или количество морковок?

На доске появляется картинка и запись:

 

                                                

Правильно. Количество зайцев больше чем количество морковок.

Как сделать поровну?

Надо добавить еще одну морковку.

 

 

 

 

 

 

                                         

 На три добавим одну получаем четыре.

 А теперь с помощью веселых стихов я вам объясню, из каких цифр можно сложить цифру четыре.

Воспитатель читает веселые задачи-стихи, а дети по ходу действия выкладывают кружочки (можно картинки) у себя на столе.

 

В садики гулял павлин

Подошел еще один

Два павлина за кустами

Сколько их? Считайте сами.

1+1+2

Два мяча у Саши

Два мяча у Даши

Два мяча, да два. Малыш!

Сколько их? Сообразишь?

2+2

 

 Воспитатель показывает картинку и говорит: «Гляди, четыре – это стул. Который я перевернул»

 На что похожа цифра 4.(приемы мнемотехники)

 

                                   

 

Смотрите на эту таблицу: в центре какую цифру видите?

Мнемотаблица: состав цифра 4.

(воспитатель разбирает таблицу с детьми).

 

 Ребята, наверное, вы устали? Давайте встанем.

Физминутка: «карусель»

 

Мы на карусели сели

Завертелись карусели                            (дети повторяют движения)

Пересели на качели

Вверх летели, вниз летели

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем

Весла в руки мы берем

Быстро к берегу гребем.

 

 ( после физминутки дети садятся на стулья)

 Вы сегодня познакомились еще с одной цифрой. Цифрой 4. Надеюсь, ее Карлсон тоже запомнит и не забудет. А вы мне можете сказать перед цифрой 4, какая цифра стоит?

Правильно: цифра 3.А еще, какие цифры вы знаете? 1;2;3 молодцы. Теперь отвечайте на мои вопросы:

-какой четвертый месяц года? (апрель) чем он интересен?

-какой четвертый день недели? (четверг)

-какие четыре времена года? Сейчас какая из них?

 

Игра: «четвертый лишний»

 Ребята наше занятие подходит концу. И мы сейчас с вами нарисуем «неваляшек»

 (воспитатель показывает детям игрушку неваляшку)    

 

 

 

 

Но сперва давайте посмотрим, из каких геометрических фигур состоит наша неваляшка.

Правильно из кругов разного размера: большого, поменьше и двух маленьких. Если мы их посчитаем то сколько получиться? Правильно 4. А теперь нарисуем, раскрасим своих неваляшек и подарим  Карлсону.     

nsportal.ru

Конспект занятия по теме “Число и цифра 4”

Цель: закрепление числа и цифры 4.

Задачи.

1. Закрепить образование и состав числа 4, цифру 4.

2. Закрепить умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 цифрой.

3. Развивать логическое мышление..

4. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно.

5. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Материалы к занятию.

Демонстрационный – изображения: груша, клубника, карточки с цифрами 1, 2, 3,4 Раздаточный – геометрические фигуры, цветные фишки, дни недели, тетради «Учимся считать», простые и цветные карандаши.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой (Слайд 1)

– Прозвенел для всех звонок, начинаем мы урок:

Поудобнее садитесь.

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте.

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

– Кто активно будет работать на уроке, тот получит весёлую звёздочку.

2. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

1) Устный счет

– Давайте хором посчитаем все вместе от 0 до 4, от 4 до 0.

2) Игра “Покажи число”. ( слайд 2, 3, 4, 5)

(дети работают с цифрами)

– Какое число находится между числом 1 и 3? 2

– Какое число следует за числом 3? 4

– Какое число находится перед числом 2? 1

Молодцы!

3) Поставь цифры к домикам.

– Ребята, а какое сейчас идет время года? Осень

 Вот подул осенний ветер и сдул номера домиков.

Нужно их восстановить по порядку (Слайд 6, 7)

– Посчитаем полученный ряд чисел ( 1, 2, 3, 4).

Назовём домики по порядку ( какой? 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый)

4.)Упражнение на внимание: показ карточек: «Какой фигуры не хватает?» (Слайд 13)

Сейчас, ребята, вы должны быть особенно внимательны.

– Какой фигуры не хватает? (Слайды 9,10,11)

Учащиеся показывают пропущенные геометрические фигуры.

 3. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы повторяем знакомое нам число и цифру.

Догадайтесь сами. (Проблемная ситуация)

Лапок у кошки сколько?
Ножек у стула сколько?
О какой цифре я говорю? (Четыре)

– Правильно, это число и цифра 4.

4. Работа по теме урока. Закрепление числа 4.

Работа со счетным материалом.

Образование числа 4 математические задачки (слайд 12-18)

Работа со счетным материалом

а) Сколько груш собрал Павлуша? (4) Сколько ягод собрала Маша? (3)

– Сравните, чего больше: количество груш или количество ягод?

– Как сделать поровну? (Надо добавить ещё одну ягоду.)

Практическая работа

б) На столах у детей цветные фишки, каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски.

– Положите 3 кружка желтого цвета. Добавьте 1 кружок красного цвета. Сколько всего стало фигур?

– Как получили 4? (3+1)

– А что получится, если к одному кружку красного цвета добавить 3 кружка желтого цвета? (Тоже 4: 1+3)

– Когда переставляются части, результат не изменяется.

– Как по-другому можно получить число 4? (2+2)

5. Физминутка (Слайд 19-22)

– Сколько точек будет в круге столько раз поднимем руки … (Слайд 20)

– И присядем столько раз, сколько бабочек у нас … (Слайд 21)

– И нагнемся столько раз. Сколько ёлочек у нас … (Слайд 22)

– А сейчас тихо-тихо сядут девочки… А мальчики ещё тише.

6. Закрепляем цифру 4. ( Слайд 24, 25)

– Число четыре записывают каким знаком? – цифрой 4.

– На что похожа эта цифра? Демонстрация работ детей

– Прописываем цифру в воздухе.

Физминутка для пальчиков «Семья»

Работа в тетради «Учимся считать» – письмо цифры 4.

7. Состав числа 4 . Игра «Назови соседа» (Слайд 26)

8. Закрепление представлений о числе и цифре 4.

Древние люди считали четверку символом устойчивости и прочности. Ведь они связывали ее с квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света:

юг, запад, север, восток.

-Теперь назовите четыре времени года.

( Весна, лето, осень, зима.)

А ещё четыре стихии в древности считались основными: огонь, земля, вода, воздух.

9. “Мыслительная минутка” (Слайд 27)

Подвижная игра «Займи своё место»

– Назовите части суток. Сколько их? 4.

Детям выдаются таблички с названием частей суток, и предлагается «занять своё место».

– Проверка (Слайд 36). Сначала утро, день, вечер, ночь

10. Итог занятия. Рефлексия (Cлайд 28)

– С какое число повторили? Какую цифру закрепили писать? Как можно получить четыре?

– Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, вы были молодцы!

Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат смайлики, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать смайлику рот: если урок вам сегодня понравился, то смайлик нарисуйте радостный с улыбкой, а если на уроке вам было не интересно, то нарисуйте -грустный.

– А теперь покажите свои смайлики! Этот смайлик остаётся вам на память.

infourok.ru

План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему: Конспект открытого занятия по ФЭМП по теме состав числа 4

Конспект открытого занятия по ФЭМП

в подготовительной к школе группе №3.

Тема: состав числа 4

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел;
  2. Закрепить знания детей о последовательности дней недели
  3. Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10
  4. Закреплять знания детей о знаках больше, меньше, равно
  5. Развивать умение составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их;
  6. Формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих.
  7. Воспитывать дружеские отношения, желание оказывать помощь другу.

Методические приемы и методы:

  1. Наглядные ( использование наглядного материала).
  2. Словесные ( напоминания, указания, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  3. игровые ( игра, сюрпризный момент).
  4. Поощрение.
  5. Практическая деятельность ( решение примеров).
  6. Индивидуальный подход.
  7. Использование литературного произведения.
  8. Анализ занятия.

Ход занятия:

Звуковой сигнал. Ребята, мне пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в ней и кто его написал? читаю

– Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет Вам Буратино. Лиса Алиса и Кот Базилио заперли меня в чулане, потому что я не хотел учиться и не слушался Мальвину. Они сказали, что не выпустят меня пока я не решу их задания и не найду Золотой Ключик. А так как я плохо учился, то сам решить задания не могу. Прошу Вас, дорогие друзья, помогите мне, пожалуйста! Ваш Буратино. ( повесить на доске портрет Буратино)

– Ну , что. Ребята! Поможем Буратино?

– Тогда посмотрим задание №1 ( презентация)

Оно называется: «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Сколько всего дней в недели?
  3. Какой день идет после четверга?
  4. Какой день идет перед средой?
  5. Как называется пятый день недели?
  6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
  7. Как называются выходные дни недели?
  8. 8 Три вершины, три угла, три стороны- вот и я . Что это?
  9. Нет углов у меня, а

Похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

     10.Какая геометрическая фигура лишняя? Обоснуйте !( таблици с геометрическими фигурами)

А) квадрат, треугольник, круг, прямоугольник

Б) круг, овал, треугольник

В) 2-3 фигуры желтые, одна- оранжевая

Молодцы! Справились. Давайте посмотрим следующее задание №2 «Засели домики»

– Домик с цифрой 4

Сегодня мы раскроем секрет числа 4 и  узнаем, из каких чисел оно состоит.

 Объединяемся в пары. С помощью ксилофона я буду издавать звуки, а один из вас посчитает  и сколько услышите звуков, столько и выложит синих квадратов? (3 звука) А второй найдет соответствующею этому числу цифру и выложит ее в домик в первое окошечко. -Сколько выложили? (три синих квадрата), какую цифру поставили в домик?

Сколько нам не хватает оранжевых квадратиков до 4?

Кладем, где 3 синих квадратика один оранжевый квадрат. Какую цифру мы поставим во второе окошечко ( 1) Сколько синих квадратиков? (3 синих квадратиков), а сколько оранжевых? (1), а всего, сколько квадратов? (всего четыре квадратов)

– Как мы получили число 4? Из каких чисел? ( С помощью чисел 3и1, а всего 4.)

-А теперь другой способ, как можно получить число четыре. Выложите, сейчас столько звуков, сколько услышите. (2 звука) Сколько выложили квадратов?( 2 квадратика)

А сейчас, сколько звуков будет столько и выложите оранжевых квадратов рядом с синими. Сколько синих квадратов? (2 квадратика) Сколько оранжевых квадратов? (2 квадратика) А всего сколько? (4квадратиков) Как получили число 4? (из чисел 2и 2 , а всего 4)

– Молодцы! Вот и заселили наш домик. Раскрыли мы с вами секрет числа 4? Из каких, чисел состоит число 4  Давайте назовем числа?(3 и1, 2 и 2, 1 и 3 а всего4).

 – Очень хорошо, справились и с заданием №2

– Устали? Давайте немного отдохнем!

Физкультурная минутка        

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно, ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать

Крепче, Буратино стой!

Вот он Ключик золотой!

Буратино подтянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Влево, вправо посмотрел

Подтянулся, тихо сел!


Нас ждет задание № 3, оно сложное, требует от вас внимания, называется « выложи фигуру»

Выложить из счетных палочек геометрическую фигуру, в которой есть число 4 (Квадрат, ромб)

– Замечательно. Число «4» – очень интересное число. Оно означает устойчивость и прочность. Это число тесно связано с землей – четыре стороны света, четыре времени года, четыре времени суток, животные, передвигающиеся на четырех ногах. Геометрический символ числа «4» – квадрат. В народной традиции является знаком земли, вспаханного, засеянного поля. Ромб можно видеть на резных наличниках окон, поясах, вышивках, на подолах сарафанов, полотенцах, украшениях.

– Какие молодцы и с этим заданием справились!

– Задание № 4 называется просто « Расставь знаки»

Презентация  3 1                                        и 2 2     и 1 3

 Молодцы

– Следующее задание № 5 называется «Назови число»

– Встаем в круг. Я буду бросать мяч и называть число, Вы, бросая мяч по кругу называете следующее по порядку число от 1 до 10. Затем в обратном порядке от 10 к 1

– Садимся на свои места

– Посмотрите! Осталось последнее задание!

– Ребята! Так это не задание, это?!

– (дети хором) «Золотой Ключик!»

–  Как вы думаете мы помогли Буратино? Наверное лиса Алиса и кот Базилио его уже отпустили, ведь мы выполнили все задания и нашли «Золотой Ключик»

– Какие задания для вас были наиболее сложными? А с какими заданиями вы легко справились?

Чему вы сегодня научились?

Что было сегодня интересно?

– Наше занятие закончено

– Ребята, подождите! Нам пришло еще одно письмо. Давайте его прочтем

Письмо №2 (читаю)

Дорогие друзья! Спасибо Вам за помощь. Лиса Алиса и Кот Базилио отпустили меня. И сейчас я иду к Мальвине. Буду её слушаться и старательно учиться. А для Вас у меня подарки; мой портрет, раскрасьте его и конфеты. До свидания.

Ребят портрет Буратино мы раскрасим все вместе сегодня вечером, а конфеты съедим за вторым завтраком.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *