Состав числа 10 из единиц: Знакомство с составом числа 10 из едениц, с цифрой 0 | План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему:
Знакомство с составом числа 10 из едениц, с цифрой 0 | План-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по
формированию элементарных математических представлений
у детей подготовительной группы 7-года жизни
«Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»
Воспитатель: Киселева Кристина Юрьевна
группа №13
Излучинск, 2016 г.
Тип НОД: комбинированное занятие по сообщению новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, а также обобщению и систематизации знаний.
Вид НОД: комплексное занятие
Тема НОД: «Знакомство с составом числа 10 из единиц, с цифрой 0»
Возрастная группа: дети седьмого года жизни
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Метода и приемы:
Словесный: вопросы, беседа, пояснения.
Игровой: дидактические упражнения.
Практический: решение поставленных задач.
Работа над словарем: последующий и предыдущий.
Приемы руководства деятельностью детей:
- Прием постановки цели.
- Прием организации практической деятельности: беседа, показ, объяснение.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка
Программное содержание:
Цель: усвоить знания о составе числа 10 из единиц, с цифрой 0, повторить и закрепить ранее усвоенные знания.
Задачи:
- Обучающие:
• познакомить с составом числа 10 из единиц.
• познакомить с цифрой 0.
- Развивающие:
• Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.
• уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
• продолжать формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
- Воспитательные:
• совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.
• создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.
Оборудование:
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9, 9 карточек с изображением грибов, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством гороха.
Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9, цветные круги (по 10 шт. для каждого ребенка).
Структура занятия:
Вводная часть (3минуты):
- приветствие
- наблюдение
- знакомство с темой НОД
Основная часть (25 минут):
- игровое упражнение «Назови число»
- игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы»
- игровое упражнение «Сколько осталось»
- игровое упражнение «Мишкина каша»
- игровое упражнение «Что сначала, что потом?»
- игровое упражнение «Назови соседей»
Заключительная часть (2 минуты):
- рефлексия
- анализ занятия детьми
- подведение итогов
Ход занятия:
Вводная часть:
Воспитатель: (дети сидят за столами) Доброе утро дети! Давайте понаблюдаем, какая погода за окнами детского сада?
Дети: пасмурная, ветреная, дождливая.
Воспитатель: Скажите, это признаки, какого времени года?
Дети: осень.
Воспитатель: Вспомните название месяца.
Дети: октябрь.
Воспитатель: Скажите, какой день недели?
Дети: среда.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! А какой он по счету?
Дети: третий.
Воспитатель: А по средам мы с вами знакомимся с цифрами, геометрическими фигурами и т.п. Вам, как будущим школьникам нужно быть очень внимательными, т.к. эти знаний очень пригодятся вам в школе. Сегодня мы познакомимся с составом числа 10 и цифрой 0.
Основная часть:
Игровое упражнение «Назови число».
Воспитатель: на доске изображены цифры от 1 до 10. Посчитайте их.
Дети: (считают)
В: каким образом еще можно посчитать эти цыфры?
Д: порядковый счет, обратный.
В: У числа есть два соседа: одно число на один меньше, оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять
Д: (отвечают, потом встают полукругом).
Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.
Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы».
В: У вас на столах в тарелочках по два набора разноцветных кругов. Посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, давайте посчитаем их. Сделайте нашим матрешкам украшения – бусы. Задание следующее- бусы должны состоять из 10 разноцветных бусинок.
По окончании выполнения задания педагог уточняет: «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько единиц в числе десять?»
Игровое упражнение «Сколько осталось?».
На доске цифровой ряд (от 1 до 9).
В: разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9 в порядке увелечения. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
В: Посмотрите на доску. Сколько грибов на доске.
Д: отвечают (правильный ответ 9).
В: Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой.
Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль».
Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1. Затем читает стихотворение:
Ноль похож на сто предметов —
От браслетов до беретов:
Круглый стол, кольцо, часы,
На кружочек колбасы,
Барабан, баранку, сушку…
И на лысую макушку.
А.Усачев
В: (вызывает 3-их детей к столу, на котором расположены карточки с цифрами) Дети отгадайте, загадку, а ответ найдите среди предложенных вариантов.
В:
Сколько ручек у кота?
Сколько перьев у крота?
Сколько лапок у змеи?
А у белки чешуи?
Д: обосновывают свой ответ.
Игровое упражнение «Мишкина каша».
На столе стоят три ведерка с разным количеством пшена.
В: Ребята вспомните рассказ Н. Носова «Мишкина каша».
Д: (отвечают) У мальчиков в рассказе получилось очень много каши, т.к. они неправильно отмерили пшено.
В: У меня 3 ведерка с пшеном. Найдите ведерко с нужным количеством пшена: оно должно быть не самым тяжелым и не самым легким.
Д: Как найти нужное ведерко с пшеном?
В: возьмите два ведерка и сравните их по весу, взвесив на руках.
Затем уточняет: «Какое ведерко тяжелее? Какое легче? Тяжелое ведро поставьте на стол. А теперь легкое ведерко сравните с третьим ведерком. Тяжелое ведро поставьте на стол, а легкое ведерко сравните с первым и со вторым ведром попарно и расставьте их в возрастающем порядке по тяжести, называя вес каждого ведерка с пшеном. Из трех ведерок выберите не самое тяжелое и не самое легкое».
Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».
На столе разложены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.
В: Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес.
Д: Зима
В: Полюбуйся,
Весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
И.Никитин.
Д: Весна
Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.
В: Оно к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
В.Берестов.
Д: Лето
Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.
В:Она золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.
О.Иваненко.
Д: Осень
Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.
Дидактическая игра «Назови соседей».
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже…)
В: Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…
Д: Лето.
В: Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Д: Осень
В: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Д: Зима
В: Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
Д: Весна.
В: молодцы!
Заключительная часть (2 минуты):
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, чем мы сегодня занимались н занятии?
Дети: повторяли цифры, делали бусы для матрешки, узнали больше о цифре и числе О.
Анализ занятия детьми:
Воспитатель: дети что сегодня показалось вам сложным:
Дети: игра с мячом «Назови число», о последующих и предыдущих числах.
Что показалось легким?
Д: загадки о временах года
В: что понравилось больше всего?
Д: собирать бусы для матрешки.
Подведение итогов:
В: Ребята, вы большие молодцы, многое сегодня у вас все получилось! Давайте поднимем правую руку вверх и погладим себя по голове. Скажите: «Ах, какой я молодец!».
Конспект подготовительная группа число 10. «Число десять»
Ирина Саранина
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме «Знакомство с цифрой 10»
Конспект занятия
Тема : Знакомство с цифрой 10
Цель : познакомить детей с цифрой 10 , арифметическими действиями в пределах 10
Задачи :
Образовательные :
Учить детей сравнивать рядом стоящие цифры в пределах 10 и понимать отношения между ними (последующее и предыдущее) число;
Учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» , «Какое число больше?» , «Какое число меньше?» ;
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывая их в убывающем и возрастающем порядке;
Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника;
Закрепить умение последовательно называть дни недели;
Закрепить порядковый счет
Развивающие :
Активизировать активный словарь детей : самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький
Воспитательные :
Воспитывать взаимопомощь при выполнении коллективных заданий;
Оборудование и материал :
Мультимедиапроектор с экраном с набором образовательных слайдов : предметные картинки-слайды «Цифры » , рабочие тетради детей, стикеры с цифрами и точками ; наборы бусин и нити, магнитная доска, карточки с кругами (дни недели, ноутбук, колонки.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по островам. Но для того, чтобы мы смогли двигаться с острова на остров, нам необходимо выполнить задания. Итак, остров №1 – «Волшебная тетрадь» .
Воспитатель предлагает детям выполнить задания в тетради : нарисуйте в линию 9 квадратов, под ними 9 кругов, а теперь добавьте еще 1 круг. Сколько кругов получилось? Воспитатель обобщает ответы детей и подитоживает – кругов стало 10. На сколько квадратов меньше? На сколько кругов больше? Какое число больше? Какое число меньше? А что необходимо сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну?
После работы в тетрадях с детьми организуется физминутка «Цифры » :
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Воспитатель читает стихотворение про цифру 10 :
Ноль катился по странице
И не значит ничего.
Рядом встала единица,
Сделав десять из него.
Ноль встает за единицей –
Цифра 10 на странице .
За девятью идет десятка,
Ты это знаешь?
Сожми все пальцы по порядку
И счету нашему конец.
С нулем гуляет единица,
Не может с ним договориться.
Вот мы с вами и справились с заданием – заполнили наши планы – тетради. Можем отправляться на следующий остров «По порядку» .
Подвижная игра «Кто следует за тобой» . Дети делятся на 2 команды. У одной команды на груди стикеры с цифрами , у другой – стикеры с изображением точек с разным количеством. Детям необходимо найти свою пару : точки с соответствующей цифрой и затем каждой паре построиться по порядку от 1 до 10.
Воспитатель объясняет детям правила игры : Жили-были числа. Стояли они друг за другом. И каждый знал свое место. Но однажды цифры поссорились . Они долго не разговаривали друг с другом и забыли, кто за кем стоит. Ребята, давайте поможем цифрам помириться и поставить их на свои места.
И с этим заданием мы с вами, ребята, справились. Отправляемся на следующий остров «Чудесные фигуры»
.На проекторе мультимедиаэкрана выводится слайд – квадрат и прямоугольник. Воспитатель выясняет, чем отличаются данные фигуры и как они называются. В волшебном сундучке каждый ребенок берет себе по квадрату и прямоугольнику.
Воспитатель : Что общего у этих фигур (ответы детей : 4 стороны, 4 угла) . Как одним словом можно назвать эти фигуры? (четырехугольник) .
Воспитатель дает детям понятие четырехугольник, делая упор на различие квадрата и прямоугольника и их общие свойства.
Следующий остров «Веселые бусины» .
Бусины находились на одной ниточке, в одной связке, дружили и играли вместе, но злой пират Чиж порвал веревку и все бусины рассыпались. Необходимо нанизать бусины на нитку, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой (7 бусин) . Дети выполняют задание, подводя итоги и отвечая на
Следующий остров «Забавная неделя» .
Воспитатель загадывает загадки о днях недели и предлагает детям найти карточки, расположенные на магнитной доске, с таким количеством кругов, которые показывают последовательность и очередность дней недели.
Первый день большой недели
Трудовой день, не бездельник.
Как зовется? (понедельник)
Прокричал усатый дворник :
«День второй в неделе….» (вторник)
Третий день не ерунда.
Как зовется он? (среда)
День четвертый лень отверг,
Как зовется он? (четверг)
Пятый день – опрятница,
Как зовется? (пятница)
День шестой – конец работы.
Как зовется он? (суббота)
А седьмой день – всем везенье.
Как зовется? (воскресенье)
По мере отгадывания загадок на экране мультимедиапроектора появляется карточка с соответствующим количеством кругов.
Дети повторяют названия дней недели.Дети под музыку двигаются по группе , по окончании музыки дети встают друг за другом, как идут дни недели. Другие дети проверяют. Дети меняются, игра повторяется.
Много островов мы сегодня посетили, много нового узнали. Воспитатель с помощью вопросов закрепляет знания детей, подводит итоги и предлагает вернуться обратно в детский сад, посетив последний остров «Сюрприз» , на котором дети получают медали «Знатоки математики» и сладкие угощения.
Тема: «Состав числа 10 из двух меньших чисел»
Задачи:
Сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе;
Определять место числа среди других чисел ряда;
Решать логические задачи;
Технике вертикальной штриховки в тетрадях.
2. Закрепить составление числа 10 из двух меньших чисел.
Демонстрационный материал: 2 набора цифр разного цвета; игрушка божья коровка; цветы, грибы и листья для счета; логические квадраты.
Раздаточный материал : тетради в клеточку; карандаши.
Ход занятия
Дети заходят в группу и видят необыкновенное дерево. Вместо листьев на нем — цифры (2 набора разного цвета).
— Какое необыкновенное волшебное дерево! Почему оно волшебное? Там кто-то спрятался. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:
Спинка в веснушках,
Ах, как неловко!
И покраснела… (божья коровка)
Дети находят на дереве божью коровку с конвертом.
— Божья коровка приготовила для вас много заданий. И ей будет интересно их вам передать.
Задание 1. Назовите соседей цифры, на которую я сяду.
Задание 2. Назовите, из каких чисел состоят числа 4, 5.
Задание 3.
Сорвите все цифры с дерева и быстро соберитесь в команды по цвету цифр и по порядку.Задание 4 . Пройдите каждый на свою полянку. На полянках лежат 4 листа, 2 гриба и 3 цветка. Чего больше? Чего меньше? На сколько? Чего больше всего? Чего меньше всего?
Задание 5 . Возьмите карточки с девятью квадратами, определите, что должно быть в пустом квадрате (задание с логическими квадратами на усмотрение воспитателя).
— А теперь пройдите за столы и сядьте на свои места. Божья коровка приготовила вам задания в тетрадях. Их надо выполнить.
Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: заштриховать большие и малые квадраты с вертикальной штриховкой.
Аты-баты, аты-баты,
Заштрихуем мы квадраты.
Цели: познакомить с числом 10; формировать знание состава числа 10; показать отличие записи нового числа от записи уже изученных чисел; развивать интерес к математике; воспитывать положительное отношение к счету.
- История козленка, который хотел научится считать
- Давайте козленку покажем, что мы знаем числа
Устный счет:
- Спрятавшееся число, (слайд 2)
- Заблудившееся числа (слайд 3)
- Физминутка.
Солнце глянуло в кроватку.
1,2,3,4,5
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать. Игра «Живые числа». - -Однажды парусник набрал пассажиров и отправился в плавание. Вдруг налетел ветер, и начался шторм. Звери перебегали с одного борта парусника на другой. Кораблик западал то на одну сторону, то на другую.
Остальные дети работают с фишками.
Если Петух будет стоять слева, то сколько зверей останутся справа? (слайд 17)
Прочитайте запись.
Если слева к Петуху встанет свинья, то сколько зверей будет справа?
Прочитайте запись.
Теперь к Петуху и свинье присоединится лошадь. Сколько зверей справа?
Прочитайте запись.
Слева стоят Петух, свинья, лошадь и корова. Сколько зверей справа?
Прочитайте запись.
И тут Петух сказал: Нам надо разделиться, встать по разные стороны парусника, чтобы он не утонул.
Как надо встать героям, чтобы парусник находился в равновесии и не утонул? (5 и 5).
- Итог. Рефлексия.
— Что вы сегодня узнали нового?
Я познакомился…
Я узнал…
Я смог… и т. д.
Большое спасибо всем за отличную работу. Козленку очень понравилось заниматься с вами и вот что он нам написал (слайд) и нарисовал вот такое солнышко.
10
1 + 9
2 + 8
3 + 7
4 + 6
5 + 5
7 + 3
8 + 2
9 + 1
Мария Гриненко
Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Состав числа 10»
Конспект по занятия в подготовительной группе состав числа 10 .
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе .
Тема : Состав числа 10 .
Программное содержание :
Цель : научить применять детей знания о количественном составе числа 10 на практике ;
Задачи :
Обучающие : обучать детей составлять число 10 из двух чисел ; закреплять счет в пределах 10, в прямом и обратном порядке; способствовать формированию знаний о составе числа 10 ;
Развивающие : Развивать смекалку, мышление; способствовать формированию мыслительных операций;
Воспитывающие : Воспитывать трудолюбие, ответственность;
Методы и приемы :
1. Игровые (дидактическая игра)
2. Практические (упражнения)
3. Словесные (вводная беседа, беседа)
4. Использование раздаточного материала
Ход занятия:
Организационный момент :
Появляется незнайка. Здравствуйте ребята, я рад всех вас видеть, вы все такие красивые, серьезные, у вас что то здесь деловое?
Д : у нас педагогическое мероприятие по формированию элементарных представлений по математике .
Незнайка : А можно мне к вам присоединиться? Я всегда мечтал научится считать, а я смотрю вы уже умеете. Или не умеете?
Незнайка : все, теперь точно остаюсь.
всегда хотел стать знайкой, а не незнайкой, ответите на все мои вопросы и поможете мне в этом?
д : Да.
Незнайка : Сколько дней в недели?
Незнайка : а какой сегодня деть?
Д. Вторник
Н : А какой же был вчера?
Д : Понедельник
Н : А какой же будет завтра?
Д : Среда :
Н : Ой, какие же вы все умные, молодцы.
Н : Пока я к вам ехал на поезде, я случайно перепутал все вагоны с цифрами, поезд на меня очень ругался, но я обещал ему все исправить, вы же мне поможете все расставить на места?
Д. И. Расставь вагоны по порядку (на столе в разброс лежат вагоны с цифрами, нужно выстроить вагоны за паровозом от 1 до 10)
Н : Ребята, спасибо вам, теперь паровоз меня простил, и больше не сердится.
Н : опять я совсем забыл цифры, посчитаем с вами вместе до 10? А затем в обратном порядке.
Н : ребята, а подскажите мне пожалуйста, какие же соседи у числа 5 , 8, 6, 9.
Н : ребята, вот посмотрите в лесу все животные запутались, и не могут понять сколько же у них детей. Давайте все вместе поможем им разобраться посчитаем их детенешей, и прикрепим такую цифру сколько детей они имеют?
Д. И. «Помоги животным»
Н : вы молодцы детки, любите помогать животным, но сейчас я предлагаю вам, помочь еще жителям леса, зайчикам. расселится в домики, готовы?
Сколько домиков изображено?
Н : Сколько зайчиков надо взять чтобы у каждого был свой домик?
Н : Сколько всего у нас получилось зайчиков и морковок?
Н : Ой, а как же мы с вами получили цифру 10, не пойму?
Д : Из двух меньших чисел : 5 и 5.
(Дети записывают равенство на столе)
Н : Вы не устали, мне кажется, что пора отдохнуть.
Физкультминутка :
Стоит ракета. Встали, руки вверх, имитация ракеты.
Три, четыре – Прыжки на левой ноге.
Самолёт. Встали, руки в стороны.
Раз, два – Прыжки на правой ноге.
Прыжки на месте, Прыжки на двух ногах.
А потом Прыжки на левой ноге.
На каждый счёт. Прыжки на двух ногах.
Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши.
Руки выше, Руки вверх.
Руки шире. Руки в стороны.
Раз, два, три, четыре. Хлопки в ладоши.
И на месте походили.
Н : Обратите внимание на дома, как же он называется?
Д : многоэтажный.
Н : А какие еще есть дома?
Д : Одноэтажные?
Н :А какой же номер дома?
Д : №10
Н :Сколько этажей в доме?
Н :На каждом этаже сколько квартир?
Д : по 2
Н :Заселять мы будем снизу вверх.
Н : Засели зайчика под №1 и под номером №9.
А вместе?
Н : 1 и 9, а вместе 10
2 и 8, а вместе 10
3 и 7, а вместе 10
4 и 6, а вместе 10
5 и 5, а вместе 10
Молодцы ребята, посмотрите, как счастливы наши зайчики.
Заключительный этап :
Н : Вы так мне сегодня помогли, стать умнее, а что нового для себя узнали вы?
Н : До свидания ребята, спасибо за помощи мне и моим друзьям.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Путешествие в мир цифр. Цифра 10 и состав числа 10» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЦИФР. ЗНАКОМСТВО С ЦИФРОЙ 10 И СОСТАВОМ ЧИСЛА 10». Возрастная группа: 5-6 лет. Форма совместной деятельности:.
Конспект занятия по математике «Состав числа из двух меньших» (старшая группа) Цель: Учить детей с помощью модели составлять число из двух меньших. Материал: Цифры, полоски бумаги, кружки. Методические приемы: Раздать.
Конспект интегрированного занятия по математике и конструированию «Состав числа 7» Конспект интегрированного занятия по математике и конструированию Тема: «Состав числа 7» Цель: Познакомить детей с образованием числа 7.
Конспект итогового занятия по математике для детей 6–7 лет ДОУ «Состав числа 10 и решение задач» Конспект занятия (повторение ранее изученного)по математическому развитию детей подготовительной к школе группы. Подготовила: воспитатель.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Количественный состав числа 7» Задачи: учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. закреплять умение определять предыдущее,.
Конспект урока математики во 2 классе в Скоу 8 вида «Число 16. Образование. Называние. Состав числа» Цель урока: закрепить знание числового ряда 1-15, понятий двузначное, однозначное число. Овладеть навыком счета от 1 до 16; познакомить.
Татьяна Мирошникова
«Число десять». Конспект занятия в подготовительной группе
Программное содержание : закрепить представления о числе 10 , образовании, составе, записи; закрепить знания числового ряда : определение соседей и принципа образования последующего и предыдущего числа ; формировать умения в сериации и классификации, учитывая : цвет, форму, величину; развивать навыки счетной деятельности в пределах 10 с опорой на наглядность и без нее, развивать логическое мышление, внимание, память; воспитывать самостоятельность, умение объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога, умение слушать друг друга, усидчивость.
Материалы. Календарь «Дни недели» (7 гномиков по цветам радуги на специальной подставке, конторки – игровые «Чудолеты» , набор цифр от 1 до 10 на каждого ребенка, счетные палочки, «Цифроежки» по количеству детей, карточка – «зашумленные» изображения транспорта, набор геометрических фигур разной величины и формы на каждого ребенка, магнитная доска, 2 мольберта, конверты, а в них нули, простые карандаши в стаканчике, числовая прямая , магнитные цифры, деревянные цифры из набора.
Методические приемы :
1. Беседа о днях недели.
2. Математические упражнения.
3. Физминутка.
4. Заключительная часть.
Словарная работа : цифроежки, пульт.
Ход занятия.
I часть. Дети в группе становятся по краю ковра.
(На столах заранее разложены цифры от 1 до 9 и 1 по количеству детей в беспорядочном положении).
В. – Рада видеть вас кто пришел со мной заниматься. Ребята, какой день недели сегодня? Какого цвета гномик у нас сегодня в гостях? Д. – зеленого.
В. – А какой день недели был вчера? Будет завтра? Сегодняшний день недели какой по счету? Вчера, какой был по счету? Завтра, какой будет?
И так, как вы уже догадались, мы сейчас будем заниматься математикой. Вы согласны со мной?
II часть. Тогда наведем порядок с цифрами. Пройдите за столы займите свои места.
Составьте свой числовой ряд в прямом порядке, а затем составим свой числовой ряд в обратном порядке (от 1 до 9) . (Два человека работают у доски) .
Назовите соседей числа 2 , 4, 6, 8.
А).- Назовите число на 1 больше , чем 2, 5, 8.
Б).- Назовите число на 1 меньше , чем 3, 6, 9.
В. – Ребята, вы мне ничего не хотите сказать? С числовыми рядами непорядок !
Д. – В каждом числовом ряду не хватает цифры 0. В. – Наверное, вы плохо искали цифры. Садитесь красиво и слушайте. Далеко-далеко за морями и горами есть такая страна «Цифирия» . Живут там очень честные жители : математические знаки и цифры. Жили они поживали, очень часто ходили, друг к другу в гости к детям в детские сады. Им нравилось приобретать новых друзей. Цифры любили, когда дети узнавали и правильно называли их.
Недалеко проживала «Цифроежка» , она всячески мешала детям знакомиться с числами . Вот и у нас она побывала, посмотрите, что наделала, но наша няня С. И. успела ее сфотографировать. Вот она какая (показать изображение цифроежки) . Посмотрите, какой у нее хобот, смогла утащить только нули? Д. – Они ведь овальные, поэтому укатились.
В. – Покажите, губами форму нулей, покажите правой рукой, какой ноль, левой рукой. А как же без нуля? Ведь десять состоит , из каких двух значков? Д. – один и ноль.
В. – И цифры к нам пригласила, что же делать? Д. – Нужно вернуть ноль.
В. – Предлагаю побывать в этой сказочной стране. Как! Посмотрите на подсказку.
(Обращает внимание детей на разные виды транспорта) .
Как вы думаете, какой транспорт можно выбрать? Д. – самолет, машину, корабль, паровоз.
В. – Но ведь это сказочная страна туда не попадешь на этих видах транспорта. Поэтому я предлагаю построить сказочный «Чудолет» , которым будем управлять с помощью пульта.
Подойдите и возьмите каждый себе лист бумаги, это будет пульт, на котором мы расположим кнопки, приготовьте каждый тарелочку с геометрическими формами – это будут наши кнопки, которые будем располагать на пульте.
И так, слушаем внимательно.
В правом верхнем углу положите две большие треугольные кнопки разного цвета;
В левом нижнем углу положите две большие кнопки разного цвета;
В правом нижнем две маленькие кнопки разной формы и разного цвета;
В верхнем левом две маленькие треугольные кнопки одного цвета;
В середине пульта – маленькая круглая.
Посчитайте, сколько всего получилось кнопок? А как сделать десять ? Д. – Нужно добавить еще одну кнопку.
В. – Добавьте в середину еще одну кнопку любую, (воспитатель поворачивает магнитную доску с изображением пульта) .
Посмотрите на доску и проверьте себя.
На какие группы можно поделить кнопки.
Д. – По форме, по величине.
В. – Покажите это с помощью счетных палочек. Сколько всего кнопок? (дети выкладывают 10 палочек)
В. – Поделим целое на части, поделим количество кнопок по форме. (Один ребенок работает у доски) . На какие геометрические формы можно разделить все эти кнопки. Д. – многоугольники и круги.
В. – Определите, сколько у нас многоугольников на пульте и обозначьте цифрой у себя на столе, (тот, кто работает у доски, выкладывает на доске, теперь определите, сколько круглых форм и также обозначьте цифрой.
Из каких 2 чисел можно составить число 10 (аналогичная работа проводится с кнопками по величине) .
Наш пульт готов можно отправляться в сказочную страну. Рассчитаем скорость полета высоты, и время пребывания в полете.
Все готово. Осталось, проверить все ли выдержат невесомость. Встали прямо, руки вдоль тела, глубокий вдох через нос Руки поднять до уровня плеч, задержать дыхание Поджать ногу, закрыть глаза (дети по команде приняли положение) В. – Очень трудно так стоять, руки в стороны держать И не падать, не качаться, не на кого не отвлекаться Вижу, что всех, можно взять в этот полет.
Приготовились. Указательными пальцами нажали на красные кнопки, считаем двойками до 10. Считаем от десяти обратно . Пуск! Зажмурились, тронулись.
К высоте у вас влеченье
Я дистпечер, задаю вам направление Раз, два, три, четыре, пять Пора глаза нам открывать. Показать направление полета, (дети двигаются на ковер) .
IV часть. Идем на посадку. Сели.
Посмотрите нас встречают «Цифроежки» (дети находят на ковре изображения «цифроежек» , рот нарисован в форме нуля).
Они попрятали нули, найдите где?
Заштрихуйте ноль линиями сверху вниз. Посмотрим, кто справился. И тем «цифроежки» возвращают ноль.
V часть. Можете закончить свой числовой ряд . Кто из вас еще раз мне напомнит, из каких же цифр состоит число десять ?
Как здорово мы сегодня позанимались. Как бы не хотела помешать пошутить над нами «цифроежка» , мы все равно нашли выход и отыскали цифру ноль и закончили свой числовой ряд .
Таблица разрядов десятков и единиц
Опубликовано by Maths With Mum
Столбцы разрядов десятков и единиц- Чтобы помочь нам подсчитать общее количество жетонов, мы будем использовать диаграмму разрядности и собирать группы из десяти счетчиков вместе.
- Есть 3 группы по десять счетчиков, поэтому мы записываем цифру
. Любые цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 или 9, которые мы используем для записи наших чисел.
«3» в столбце десятков. - Осталось 2 жетона, поэтому мы пишем цифру «2» в столбце единиц измерения.
- Мы записываем цифры «3» и «2» вместе как наше общее двузначное число: 32.
Мы считаем группы по десять, а затем считаем отдельные единицы. Цифры, написанные вместе в столбцах разряда, образуют наше общее число.
- Число 27 состоит из двух
цифр. Любая из цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 или 9, которые мы используем для записи наших чисел.
: «2» и «7». - Цифра «7» находится в столбце единиц и представляет значение «7».
- Цифра «2» находится в столбце десятков и представляет значение «20».
- 27 можно разделить на
, записав одно большее число как сумму меньших – в этом случае мы разобьем его на десятки и единицы.
на 20 и 7.
Когда у нас есть небольшое количество счетчиков, легко сосчитать, сколько у нас их.
Мы умеем считать единицами.
Мы также можем сказать, что считаем каждую «единицу». Некоторые люди говорят, что мы можем считать «единицами», а другие скажут, что мы считаем «единицами». Оба эти слова используются в школах, когда говорят о разрядности.
В приведенном выше примере мы можем насчитать 4 счетчика. Мы говорим, что есть четыре.
Однако в приведенном выше примере не так просто сразу увидеть, сколько у нас счетчиков. В этом примере мы научимся записывать количество счетчиков в диаграмме разрядности.
Чтобы упростить подсчет количества счетчиков, мы можем сгруппировать счетчики в группы по десять .
Каждая группа из десяти счетчиков обведена красным. Теперь намного проще увидеть, сколько у нас всего жетонов, потому что мы можем посчитать группы по десять и группы по отдельности.
У нас есть 3 группы по десять человек и 2 единицы.
Мы можем представить количество счетчиков на диаграмме разрядности, и это позволит нам записать десятки и единицы как одно число.
Мы можем показать, что у нас есть 3 десятка, написав цифру
любой из цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 или 9, которые мы используем для записи наших чисел.
«3» в столбце десятков .
Мы можем показать, что у нас есть 2 единицы, написав цифру «2» в столбец единиц .
Отдельные цифры «3» и «2» называются цифрами.
Объединение двух цифр в нашей таблице стоимостных значений дает нам общее число 32 .
Поскольку 32 состоит из двух цифр: 3 и 2, мы говорим, что 32 — двузначное число.
Ниже приведен еще один пример диаграммы стоимости мест.
Мы можем начать с объединения счетчиков в группы по десять счетчиков.
У нас есть 2 группы по десятку счетчиков, поэтому мы говорим, что у нас есть 2 десятка.
У нас осталось 8 отдельных жетонов, значит, у нас есть 8 единиц (или 8 единиц).
Это означает, что мы записываем 2 в столбец десятков нашей таблицы стоимости места, чтобы показать, что есть 2 десятка.
Мы пишем 8 в столбце единиц таблицы стоимости места, чтобы показать, что у нас есть 8 единиц.
Две цифры «2» и «8» образуют наше окончательное двузначное число 28.
Таким образом, количество счетчиков равно 28 .
Теперь посмотрим, как наши столбцы разряда десятков и единиц позволяют нам разделить
. Записать одно большее число как сумму меньших чисел — в этом случае мы разделим его на десятки и единицы.
наши двузначные числа в десятки и единицы.
Рассматривая число «63», мы видим, что оно состоит из двух цифр: «6» и затем «3».
Цифра «3» находится в столбце единиц (или единиц) и стоит всего 3.
Принимая во внимание, что цифра «6» находится в столбце значений десятков и стоит 60.
Потому что 6 десятков это 60.
63 можно разбить на 6 десятков и 3 единицы (или 3 единицы).
Теперь попробуйте наш урок по сотням, десяткам и единицам , где мы узнаем, как расширить наши знания о числах до трехзначных чисел, превышающих сотню.
Цифры, цифры, целые числа и разрядность
Понятия Десятичные разряды
Purplemath
Наши пальцы называются «цифрами», а цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9также называются «цифрами». («Числа» — это «символы, используемые для записи чисел».) Мы используем эти десять цифр вместе с концепцией разрядности точно в том же смысле, в каком мы использовали наши пальцы и груды шариков на предыдущей странице: определенное «место» говорит нам, с каким юнитом мы работаем, а цифра говорит нам, сколько нам нужно этого юнита.
Содержание продолжается ниже
MathHelp.com
Разрядное значение
Так, например, выражение «264» означает «две сотни, плюс шесть десятков, плюс четыре единицы», потому что сотни, десятки и единицы — это то, что хранятся в этих конкретных местах. В так называемой «расширенной записи» число «264» можно записать как:
200 + 60 + 4 = 2×100 + 6×10 + 4×1
Наша система разрядов называется «десятичной», потому что она основана на «всех моих пальцах» (другими словами, на дело в том, что у нас десять пальцев). Другими словами, «основа» нашей системы счисления равна десяти. Начнем с единиц, которые являются нашими пальцами (то есть нашими счетными «единицами»). Затем мы переходим к десяткам, образуя наборы пальцев. Затем мы переходим к десяти подходам по десять пальцев, что составляет 10 × 10 = 100; то есть идем на сотни.
Другими словами, каждый раз, когда мы перемещаемся на одну «место» дальше влево (то есть каждый раз, когда мы входим в единицу, которая на один прыжок больше, чем единица предыдущей позиции), мы умножаем на наше основание десяти:
Запятые, отделяющие наборы из трех цифр, например, запятая между единицей слева и тремя нулями справа в «1000», используются для облегчения чтения чисел. Правильно, если вы пишете число словами, вы должны ставить запятые в тех же местах. Таким образом, 1234 будет записано как «одна тысяча двести тридцать четыре».
Примечание. Между «сотнями» и «тридцать четырьмя» в «234» не должно быть «и»; не следует произносить «234» как «двести тридцать четыре». Да, я знаю, что так говорит большинство людей; это все еще неправильно.
Чтобы “расширить” этот номер, мне нужно разбить его на разные места. Если я не уверен в своих местах, я буду считать их, начиная с правой цифры.
Этот номер состоит из пяти цифр. Из таблицы выше (если я еще не запомнил эту информацию), я знаю, что это означает, что я имею дело с десятками тысяч. Одна запятая говорит мне, что я имею дело и с тысячами; одна запятая означает, что я в тысячах, две запятых означают, что я в миллионах, и так далее.
Итак, у меня три 10 000, две 1000, ноль 100, шесть 10 и семь 1. Обычно мы игнорируем нули в расширенной нотации, поэтому у меня получается:
30 000 + 2 000 + 60 + 7
Напишите стандартную форму числа, которое в расширенной записи записывается следующим образом: 9000 + 300 + 2
У меня девять тысяч, три сотни и две единицы. У меня нет десятков в расширенной форме, поэтому мне нужно использовать ноль в разряде десятков, чтобы оставить этот слот открытым. Тогда моя стандартная форма:
9 000 + 300 + 0 + 2 = 9 302
Для числа 52 973 (а) укажите место, занимаемое цифрой 2, и (б) укажите цифру в разряде десятков.
а) 2 сразу слева от запятой. У меня только одна запятая, поэтому я знаю, что это число исчисляется тысячами. В тысячах у меня “52”, так что 2 стоит в разряде тысяч. (5 находится в разряде десяти тысяч.)
б) Разряд десятков – второй разряд, сразу слева от 3 разряда единиц. На этом втором месте стоит 7, поэтому цифра в разряде десятков равна 7.
Запятые разбивают это число на удобоваримые части. «285» выражается единицами, десятками и сотнями единиц (или просто «обычными числами», говоря крайне неформальным языком). «937» выражается единицами, десятками и сотнями тысяч. А «622» — это единицы, десятки и сотни миллионов.