Сосна схема слова 1 класс: «Сосна» фонетический разбор слова по составу
Орфографическая работа в первом классе
Статья посвящена особенностям организации первоначальной работы по орфографии в классах с полиэтническим составом учащихся.
Ключевые слова: орфографическая грамотность, полиэтнический состав, трудности русской орфографии, орфографическая зоркость, слог, безударный звук.
Key Words: spelling literacy, politic composition, difficulties Russian orthography, spelling vigilance, syllable, unstressed sound.
Одной из актуальных задач, стоящих перед начальным обучением в системе непрерывного образования Республики Узбекистан, является формирование орфографической грамотности учащихся начальных классов. Недостаточная грамотность учащихся обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. К числу объективных факторов прежде всего нужно отнести следующие:
- школы с русским языком обучения характеризуются полиэтническим составом, в них обучаются в основном дети местной тюркоязычной национальности, которые приходят в школу без какой-либо орфографической подготовки;
- орфографические правила русского языка представляют значительные трудности и для большинства носителей данного языка;
- методика формирования орфографический грамотности учащихся школ с полиэтническим составом учащихся находится только на стадии становления.
О чем обычно в первую очередь заботится учитель, начиная вводить первоклассников в проблемы орфографии? О том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами (например, со способами проверки безударных гласных) и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Правомерна ли такая логика действий учителя? Обратимся к мнению ученых.
М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
- увидеть орфограмму в слове;
- определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
- определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
- определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
- решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
- написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
В более обобщенном виде те же этапы представляет П. С. Жедек: «В орфографическом действии выделяются две ступени: поставка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)».
Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи, постоянно подчеркивают и лингвисты, и психологи, и методисты (В. Ф. Иванова, С. Ф. Жуйков, П. С. Жедек, М. Р. Львов, М. М. Разумовская). Эту зависимость хорошо осознают и опытные учителя. Так каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.
Как пишет М. Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. По данным наших обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45 % орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах, там, где учитель работает над формированием орфографической зоркости, 70–90 %».
Проведенное рассуждение подсказывает ответ на вопрос, вынесенный в заглавие статьи: работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно, прежде всего, научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению. «Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов» (там же).
Сегодня как основные принципиальные положения этой системы, так и многие конкретные приемы обучения могут быть взяты на вооружение любым учителем и положены в основу совершенствования работы над орфографической зоркостью первоклассников.
Как же может быть построено такое обучение? Прежде всего, необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. Самую значительную часть орфограмм. Самую значительную часть орфограмм русского языка, по заключению ученых, составляют орфограммы слабых позиций, к которым в первую очередь относится безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными.
Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил.
Покажем, как может быть проведена такая работа.
Почему безударный гласный звук при письме всегда оказывается «опасным местом»? Ответ на этот вопрос дает фонемная теория письма. «Буквы русского письма обозначают не звуки, а … ряды позиционно чередующихся звуков как некие целостности». Фонемные же ряды могут перекрещиваться, и тогда в одном звуке как бы сливаются разные фонемы, а следовательно, выбор буквы для обозначения звука оказывается проблемой. Происходит это в том случае, если звук находится в слабой позиции, для гласного звука — в положении без ударения. Вот почему для обозначения одного и того же безударного гласного звука в разных случаях возможно использование разных букв. Так, для звука, близкого к , в словах
С наличием «опасности» на месте безударного гласного звука в первую очередь и нужно познакомить первоклассников. Это можно сделать после того, как уже достаточно хорошо отработаны умения: ставить ударение и производить звуковой анализ слов.
Для наблюдения нужны два слова, в которых был бы один и тот же гласный звук, обозначаемый на письме разными буквами. В «Азбуке» впервые такие слова встречаются на с. 52. Это слова: насос и сосна. Первоклассникам предлагается послушать слово сосна и произвести его звуковой анализ.
Что это? (Учитель показывает картинки с изображением сосны.) (Сосна.)
Произнесите и послушайте слово.
Найдите ударный слог.
Скажите слово по слогам. Сколько слогов получилось?
Назовите первый слог. ()
Произведите звуковой анализ этого слога.
Выделите первый звук. Назовите его. ()
Какой он? (Согласный, твердый.)
Карточкой, какого цвета обозначим звук ?
Обозначьте. Положите перед собой карточку, а я это сделаю на доске.
Учитель берет карточку синего цвета; в статье заштрихованная часть обозначает согласный звук, темная — гласный:
Выделите второй звук. Назовите его. ()
Охарактеризуйте его. (Гласный, безударный.)
Рядом с предыдущей карточкой учитель ставит карточку красного цвета:
Посмотрите, не слияние ли это? (Слияние.)
Замените эти две карточки одной («слияние»):
Прочитайте по схеме. Получилось ли слово?
Учитель ставит нераскрашенную схему второго слога:
(Более детальный анализ второго слога не проводиться лишь из экономии времени.)
А теперь обратимся к прописи (с. 16).
(На уроке интегрируется обучение чтению и письму.)
Авторы задумали слово и предложили его схему. Не слово ли это сосна? Проверим. «Прочитаем»:
Нет. Какое же слово задумали авторы? Я помогу вам. Слово-отгадку скажу ученикам, сидящим за первой партой, они передадут сидящим за второй и т. д., а вслух скажут сидящие за последней партой. Посмотрим, в каком ряду быстрее передадут друг другу слово.
Какое же слово задумано? (Насос. )
Проверьте, для него ли приготовлена схема? (Да.)
(Далее анализируется первый слог на из слова насос.)
Для разнообразия можно предложить учащимся не обозначать звуки карточками, а раскрашивать в готовой схеме в прописи.
На доске звуки обозначаются карточками, Делают это ученики.
А сейчас, — говорит учитель, — попробуем сделать открытие. Важное открытие! Сравните первые слоги в наших словах: произнесем их хором:
САсна — НАсос
Назовите гласные звуки в этих слогах. ( — )
Одинаковые они или разные? (Одинаковые.)
Можно эти два звука обозначить одной карточкой?
Обозначим:
Какой же звук мы обозначили? (Гласный, безударный.)
А если бы он был ударным, как бы мы его обозначили?
Итак, мы услышали в наших словах безударный гласный звук . Теперь откроем с. 52 и посмотрим, как написаны эти слова. Прочитаем их. Дети читают, как написано, т. е. орфографически.)
Какой буквой обозначен звук в слове сосна?
Какой буквой обозначен звук в слове насос?
На доске:
Как интересно! Звук один, а на «письменную работу» за себя посылает две буквы! Какие? (Букву о или букву а.)
В разрезной азбуке найдите буквы, которыми может обозначаться звук . Покажите их.
Какое же открытие мы сделали? (Один звук может «посылать на письменную работу» две буквы: то а, то о.)
А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный гласный звук . Могу ли я сразу написать букву? (Нет.)
Почему?
Какой же можно сделать очень важный вывод?
Если мы слышим безударный гласный звук , можно ли на его месте смело писать букву? (Нет.)
Значит, безударному гласному звуку при письме нельзя доверять. Такой звук — всегда «опасное место»!
Найдем в схеме звук , которому нельзя доверять. Как его найти? (Нужно найти безударный гласный .)
Отметим его значком, предупреждающим об опасности (в схеме появляется сигнал-точка):
Если учитель не считает необходимым выделять «слияния», он может фонетико-орфографическую схему предложить в другом виде:
Для закрепления детям предлагается проверить себя: отличить «опасное место» при письме от «безопасного».
Хлопните, если в слове есть безударный гласный звук , т. е. если в нем есть «опасное место»: шары, дома, мал, парк, белка, наш, Нина, небо, столы, трава.
Вывод о том, что безударный гласный звук — это всегда опасное для письма место, целесообразно зафиксировать в таблице.
Давайте сделаем таблицу, которая напоминала бы нам об опасностях при письме.
(Таблица создается при участии первоклассников.)
Что я обозначила значком.
(Это «опасное место» для гласных.)
Можно ли перенести в таблицу схему слова сосна и обозначить «опасные места»? (Можно. )
А схему слова насос? (Да.)
Выбирается одно из слов и таблица приобретает такой вид:
На следующих уроках в процессе закрепления таблицу можно дополнить еще 1–2 схемами двусложного или трехсложного слова, где орфограмма была бы выделена не только в первом слоге:
Кроме того, по мере изучения букв вывод о «недоверии» безударному гласному распространяется на другие гласные звуки, в частности на звук, близкий к .
Созданием таблицы на уроке завершается первый этап знакомства первоклассников с опознавательными признаками орфограмм для гласных. (В дальнейшем таблица пополнится перечнем других орфограмм и будет напоминать обо всех «опасностях».)
С этого момента возможна целенаправленная работа над формированием у первоклассников орфографической зоркости. Для становления соответствующего умения полезны следующие упражнения (выполняются на этом и на последующих уроках).
- Игры:«Найди опасное место».
— Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять. Как его найти? (Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два «опасных места».)
«Светофор». Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек как только найдите «опасное место».
«Зажги маячок». Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т. е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». При этом с помощью вопроса («Как будете искать «опасные места»?) отрабатывается необходимый способ действия.
- По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». При этом снова обращается внимание на способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю буквой, если нет — ставлю на его месте сигнал опасности».
- Нахождение «опасных мест» в написанном слове. Выполнение этого упражнения кладет начало обучению самопроверке написанного.
Рекомендуемая в статье система списывания способствует формированию у первоклассников не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, что тоже очень важно для успешного обучения правописанию.
Описанная выше работа над орфографической зоркостью первоклассников принесет свои плоды при соблюдении двух условий: при систематичности ее проведения; при постоянном совершенствовании, оттачивании у детей умения слышать звучащее слово.
В дальнейшем аналогичная работа должна проводиться и с согласными звуками.
Основные термины (генерируются автоматически): безударный гласный звук, звук, слово, орфографическая зоркость, буква, гласный, звуковой анализ, место, орфограмма, учитель.
Урок русского языка 1 класс | План-конспект занятия (русский язык, 1 класс) по теме:
ТЕМА: “Звуки [c], [c’] и буква C
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая (Образовательная):
− познакомить детей с согласными звуками [c], [c’], буквой C;
− вырабатывать навыки осознанного чтения;
Развивающая:
способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;
развивать произвольное внимание;
Воспитательная:
− способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 4)
«Психологическая установка на работу»
Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2. Актуализация знаний
Какие буквы написаны на доске? (Слайд 5)
(а, о, ы, и, у)
Как мы их обозначаем на письме, при составление звуковой схемы (Слайд 6)
А какие еще бывают звуки, кроме гласных?
Дайте им характеристику. (твердые, мягкие
Звонкие, глухие)
(на доске выстраивается схема)
3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.
Как вы думаете, почему к нам прилетела снежинка? На этот вопрос вы попробуете ответить в конце урока (Слайд 7)
Загадки (Слайд 8)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек (собака)
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло (сова)
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос. (слон)
В воде купался –
А сух остался. (селезень)
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень –
И в ней окажется … (сирень)
Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня будем учиться? (Слайд 9)
Называю первую группу слов,
Сани, сумка, сон, сын, сом
выделяете первый звук в цепочке слов, дайте ему характеристику.
Называю вторую группу слов,
Сила, сел, сигнал, Сима, село
выделяете первый звук в цепочке слов, дайте ему характеристику.
Назовите слова со звуками «с», «с*»
4. Физминутка.
Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три – опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз – налево поворот,
Два – теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
5. Выделение звуков. Знакомство с буквой С, с. (Слайд 10, 11)
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звуки.
− Что видите на картинке? Произнесите слово – сани, сделайте звуковой анализ этого слова
− Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?
− Что видите на картинке? Произнесите слово – сирень, сделайте звуковой анализ этого слова. Проверка.
− Какой первый звук услышали в этом слове? Что о нем можете сказать?
− Сравните эти два звука. Какой буквой обозначим звуки [с], [с’]? (Слайд 12)
− Покажите букву . На что похожа буква С? (Слайд 13)
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
б). Игра “Поймай звук”.
[c] – встают мальчики. [c’]- встают девочки.
Село, сама, стул, Сима, косички, Александр, волос, колос, Денис, мурзилка.
6. Физминутка.
1. Стихотворение сопровождается действиями. (Слайд 14)
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, разогнулся.
Руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
2. Зарядка для глаз.
7. Азбука. Работа в азбуке. (стр.49) (Слайд 15)
1. Чтение столбиков слов.
си со
са су
сы
чтение слов
осина сосны
осины сосна
составьте предложение с данными словами.
Чтение текста по карточкам (Слайд 16)
(работа со слабоуспевающими)
8. Рефлексия. (Слайд 17)
− Что нового узнали, чему научились?
− Хотели ли вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа?
− Почему?
− Что интересного было на уроке?
Первый класс / Sight Words
Sight Words
Списки слов Sight Word округа Лаудоун по кварталам 4 2
90021 квартал
2 квартал
3 квартал
Квартал 4
Dolch Sight Words
Вот списки слов Dolch, 220 наиболее употребительных слов и 95 дополнительных существительных в детских книгах для чтения, в алфавитном порядке. Долч-слова, или слова-визитки, обеспечивают прекрасную основу для чтения в раннем возрасте. Их часто называют словами для зрения, потому что некоторые из них нельзя произнести вслух, и их нужно выучить наизусть.Распечатайте карточки ниже для занятий дома:
Эти списки взяты с сайта www.theschoolbell.com.
Список слов Dolch Sight:
0 0 Prepremer Грунтовка Первый Второй Третий и все после всегда о и утра снова около лучше выезд это и потому что принести большой в любой было нести синий съел как до чистый банка будет спросить лучший вырезать и черный на оба сделано вниз коричневый может купить розыгрыш найти но каждые звоните напиток для пришел летать холодный восемь смешной сделал из делает осень перейти до дать не далеко помощь есть собирается быстро полный ее четыре было первый получил я получить имеет пять расти в хорошо ее найдено удерживать это имеет ему дал горячий это он как идет больно прыжок в просто зеленый если маленькая как знать это сохранить внешний вид должен пусть сделал вид сделать новый живой много смех я нет май от свет мой теперь из или длинный не на старый тянуть много один наш один раз читать сам играть из открыть справа никогда красный пожалуйста больше петь только запуск красивая поставить сидеть собственный сказал побежал раунд спать выбрать см. ездить некоторые скажи семь пила остановка их должен три скажем взять эти показать до она спасибо те шесть два так их на маленький до скоро , затем США начало мы что думаю использовать десять желтый там прогулка очень сегодня ты они где стирка вместе это когда который попробовать тоже почему теплый под желание хочу работа было будет скважина напишите пошел твой что белый кто будет с да
Феннелл, Лора
Учитель 3 класса
Телефон: 334-358-2658
Контакт
Преподаваемые курсы:Чтение, словесность, математика, естественные науки и социальные науки
Базовые навыки
На этой неделе в наших орфографических словах звук /оо/ пишется с оо. Мы также будем работать со словами, имеющими окончания -ing и -ed. Пожалуйста, работайте со своим ребенком, чтобы подготовиться к нашему тесту по правописанию. Это будет пятница. Наряду с нашими навыками правописания мы будем развивать беглость и понимание, читая декодируемый текст и обсуждая его с партнерами.
Чтение и ответы
На этой неделе мы начнем работать в нашем новом подразделении «Наша меняющаяся нация». Наша история на этой неделе называется Новая жизнь Мэй . Мы прочитаем рассказ несколько раз, чтобы улучшить беглость речи. Студенты также могут принести свой учебник домой, чтобы прочитать свою историю. В среду я отправлю тест истории домой. Они могут использовать это в качестве практики для еженедельного теста. В пятницу у них будет еженедельная оценка. Это новая прочитанная история с вопросами на понимание, за которыми следуют вопросы по нашему еженедельному словарному запасу. В качестве домашнего задания студентов просят читать по 20 минут каждый вечер. У них есть лист в папке, который нужно подписать. У них должен быть экземпляр еженедельного рассказа и библиотечная книга.
Словесность
На этой неделе мы будем учиться писать рассказы. Они узнают, что повествовательное письмо рассказывает историю и включает персонажей, обстановку и сюжет. Мы будем работать над пересмотром повествовательной истории. Мы также узнаем об абстрактных существительных. Мы будем продолжать практиковать наш почерк каждый день.
Математика:
Каждый день мы проверяем навыки с нашими 5-дневными вопросами, задачами дня и еженедельными данными. В понедельник учащиеся получают лист с домашним заданием на неделю. Они должны заполнять по одной колонке каждую ночь. Мы повторяем это каждый день на уроках. В пятницу они оцениваются по навыкам, пройденным в течение недели по домашнему заданию. Домашнее задание сдается в пятницу. На этой неделе мы закончим нашу работу по теме 3. Мы рассмотрим все факты и поработаем со свойством ассоциативности. В четверг учащиеся принесут домой учебное пособие по теме 3. Тест по теме 3 будет во вторник. Мы рассмотрим учебное пособие в понедельник в классе. Пожалуйста, помогите вашему ребенку заполнить учебное пособие и подготовиться к тесту. Подписанные и заполненные учебные пособия, возвращенные во вторник, получат 5 бонусных баллов за тест. Пожалуйста, потренируйтесь дома с ребенком в умножении. Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, дайте мне знать.
Наука:
Мы закончили главу 6 нашего учебника по науке. На этой неделе мы завершим исследовательский проект. Мы будем работать в группах, чтобы исследовать шторм. Они опишут бурю, расскажут, когда она образуется, как образуется, где формируется и как оставаться в безопасности во время бури. После того, как они закончат, группы представят свои исследования классу.
Социальные науки:
На этой неделе мы будем читать газету Studies Weekly Week 15. Он охватывает тему географии: взаимодействие человека и окружающей среды.