Разное

Согласные звуки мягкие и твердые глухие и звонкие согласные таблица: Таблица гласных и согласных звуков русского языка. Звонкие и глухие согласные звуки

Содержание

Звонкие и глухие согласные – таблица в 1 классе по русскому языку

На чтение 10 мин Просмотров 660 Опубликовано Обновлено

Чтобы правильно говорить, нужно различать гласные и согласные, звонкие и глухие согласные, сонорные и шипящие. Чтобы правильно писать, нужно уяснить, какими буквами обозначаются звуки и почему письмо и произношение не всегда совпадают. Объяснить ребёнку разницу и научить их различать – это задача нашей статьи.

Содержание

Звонкие и глухие согласные — таблица для 1 класса

Согласные звуки — что это и сколько их в русском языке

С какой бы интонацией не произносилось слово – тихо или громко, выпевая или коротко, звуки, составляющие слова, легко опознаются.

Гласные и согласные звуки составляют алфавит. Всего в русском языке 42 звука, а букв — всего 33. Это потому, что некоторые буквы обозначают два звука сразу.

Однако букв в алфавите меньше – 33. Из них 2 символа обозначают мягкость или твёрдость произношения – мягкий и твёрдый знак. Из 31 литеры гласных букв 10, а согласных – 21.

Согласный — это звук, которые производятся голосом и шумом или только шумом.

Чтобы произнести гласную, задействуют только голос. Её можно не только проговорить, но и пропеть, так как при произношении рот не закрывают и воздух свободно выходит из лёгких, не встречая барьеров. Разницу в звучании гласных обеспечивает разное положение губ при произношении.

Чтобы произнести согласную, рот частично закрывают. Воздух сталкивается с препятствием и появляется характерный шум. Этот шум и есть согласная.

Звуки различают по разным признакам. Выделяют:

  • сонорные – участвует голос, губы образуют лишь небольшое препятствие: [й’], [л], [л’], [м], [м’];
  • шумные – образованные в большей степени шумом: [к], [п], [с], [т], [ф].
Сонорные и шумные согласные

Шумные тона разделяются на 2 класса:

  • звонкие – согласные, при выговаривании которых участвует и голос, и шум: [б], [в], [г], [д];
  • глухие – состоят в основном из шумов: [х], [х’], [ч’], [щ].

Другая классификация учитывает степень мягкости:

  • твёрдые – произносятся отрывисто, язык быстро прикасается к какому-то участку нёба;
  • мягкие – спинка языка изогнута и почти достигает нёба, поэтому звук формируется несколько неопределённый.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки в таблице — парные и непарные

Звонкие и глухие звуки создают созвучные пары: [б]/ [п], [д]/ [т], [в]/ [ф]. Важно уяснить это отличие. При переложении слова на бумагу оказывается, что звучит глухая, а пишется звонкая, например:

  • пишется зуб – произносят как [зуп];
  • пишется нож – произносите как [нош].

Есть и непарные, которые перепутать невозможно. Среди звонких это [л], [м], [р], среди глухих, не имеющих пары – [х], [ц], [ч].

Шипящие и свистящие

Выделяют еще одну интересную группу – шипящие. Они состоят из шумов разного характера, голос не участвует. Различают:

  • твёрдые шипящие — [ж], [ш];
  • мягкие — [ч❜], [щ❜].

Есть еще свистящие – [c], [з], [ц].

Звонкие и глухие согласные – как объяснить ребенку

Когда и как выговаривают звучные и глухие звуки, ребёнку объяснять не нужно. Он слышит речь постоянно и быстро усваивает правила оглушения слова на конце или правильное сочетание в корне. Однако такое восприятие не помогает писать правильно.

Чтобы определить, какой же звук произносится и как его обозначить, делают так.

  1. Закрыв руками уши произносят [п], а потом [б]. Когда проговаривают [б], голос хорошо слышен. Задействуются голосовые связки и создают вибрацию, она отдаётся звоном в закрытых ушах. Если вибрация есть – тон звонкий, если нет – глухой.
  2. Можно сделать иначе. Произнести [п] и [б], прикладывая ладонь к шее с правой или левой стороны. Когда говорят звучную гулкую букву, шея под рукой вибрирует, а когда глухую – нет.

Но если проговаривать слово можно по-разному, то записывать нужно по правилам. Ребёнок должен уяснить разницу между звуками и буквами, запомнить, который из них называется глухим или звонким.

Обучают этому постепенно. Сначала малыш учится различать произношение на слух, как в вышеописанном примере. Затем разбирается, что такое звонкие и глухие буквы.

Согласные можно запомнить вот таким вот стишком:

  • звонкие — «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ»;
  • глухие — «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?  Фу!».

В ход идут цветные таблицы, где парные и непарные символы выделяют разными цветами. А еще лучше предложить ребёнку самому нарисовать схему.

Так ребенок может сам обозначить, где звонкий согласный, где глухой, и найти пару

Закрепляют урок игрой. Расселяют глухие и звучные звуки по домикам разного цвета, составляют слова, используя кубики. Полезно предложить ребёнку или дать ему самому поискать слова, которые при разном произношении меняют смысл.

Малышу намного проще запомнить урок, если он сам найдёт разницу между звуками и буквами.

Звонкие согласные звуки

Звонкая согласная вмещает в себя голос и небольшой шум. Последний возникает из преодоления барьера – положения языка, губ. К таковым причисляют:

  • парные звонкие – [б], [в], [г], [д], [ж], [з];
  • непарные – [л], [м], [н], [р], [й].

Все они имеют пару из мягких, за исключением [ж].

Мягкость и твёрдость произношения зависит не от самой буквы, а от сочетания. Если за литерой следует мягкая гласная – ё, ю, я, то их комбинация произносится мягко. Согласная превращается в свою мягкую версию, в транскрипции она отмечается как литера с чёрточкой сверху, а стоящая дальше гласная обозначается как своя собственная твёрдая пара.

Пример:

  • пёстрый – [п’ о с т р ы й];
  • белый [б’ э л ы й’].

Если за литерой стоит твёрдая гласная – а, о, у, буква произносится твёрдо и коротко.

Глухие согласные звуки

Глухой тон в большей мере формируется из шума, особенно если это шипящая. Шум формируется благодаря разному положению языка и губ. Сюда относятся:

  • парные глухие – [п], [ф], [к], [т], [ш], [с];
  • непарные – [ц], [х], [ч], [щ].

В категории также выделяют шипящие – [ж], [ш], [ч], [щ], и свистящие – [c], [з], [ц].

Если все звонкие, кроме звука ж, имеют смягчённую версию, с глухими тонами не все так просто. Некоторые – т, п, ф, имеют пару, другие – нет.

Всегда твёрдые согласные

Есть согласные, остающиеся твёрдыми, какая бы гласная за ними не стояла. В русском языке таких всего 3 – ж, ц, ш.

Примеры:

  • Слово жёрнов пишется через ё. Однако произносится твёрдо: [ж о р н о ф].
  • Пишется шёлк, через ё. Однако выговаривается как [ш о л к].
  • Если за литерой следует твёрдая гласная, то буква произносится так же жёстко: цунами – [ц у н а м и].

Всегда мягкие

Есть также согласные, которые всегда произносятся мягко: й, ч, щ. Следующая за ней согласная на произношение не влияет.

Примеры:

  • На бумаге пишут чаща, а произносит как [ч’а щ’а].
  • Пишется как тойота, а проговаривается [т о й’о т а].

Мягкость придаёт также мягкий знак после буквы. Появляется он как после звучной, так и глухой согласной. Более того, смягчение возможно после мягкой и даже абсолютно мягкой – беречь, течь.

Исключение составляет литера й. После неё мягкий знак не пишется.

Проверяем себя

Материал усвоен, если на любой вопрос о принадлежности звуковой единицы, ребёнок отвечает после проверки, не гадая. Проверку выполняют как описано выше: закрывают уши или прикладывают ладонь к шее.

Вопросы для закрепления материала

[л] – звонкий или глухой звук?

[д] – произносится звонко и приглушённо?

[п] – звучит приглушённо и или гулко?

[ж] – звонкий или глухой?

Попробуем произнести примерно тот же звук, но делая его то звучным, то глухим. Сохраняется ли смысл произнесённого слова или изменяется?

Дочка/точка – в каком слове тон звонкий, а в каком глухой?

Удочка/уточка – чем эти слова отличаются?

Колос/голос – а эти?

Загадки на звонкость и глухость согласных

Отличный способ закрепления материала – разгадывание парных загадок. Ответов здесь два, причём ответ отличается друг от друга только произношением.

С глухим – траву она срезает,

Со звучным – листья объедает.

Ответ: коса/коза.

С «эм» приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «эль» зимой бывает, а весною тает.

Ответ: мёд/лёд.

Как пишутся парные согласные звуки в конце слова

В конце слова звонкие звуки оглушаются. Пример:

  • друг [друк], нож [нош], зуб [зуп].

Проверка правописания:

Чтобы узнать, какая буква находится в конце слова – звонкая или глухая, и как ее писать, нужно видоизменить слово так, чтобы в конце появилась гласная.

Пример:

урок /уроки – при комбинации с гласной становится понятно, что на конце стоит глухая буква;

снег/снега – отчётливо слышен звучный тон.

Звонкие и глухие согласные в корне слова

В середине слова находящиеся перед глухими буквами звучные тоже теряют звонкость:

  • губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска].

Исключение составляют сонорные, у которых пары нет – [л], [м], [р]. Они всегда сохраняют звонкость.

В середине слова глухие тона озвончаются:

  • сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба].

Проверка правописания:

Нужно преобразовать слово так, чтобы после согласной, вызывающей сомнение, появилась гласная: губки/губок, молотьба/молотить.

Разбор слова по звукам и буквам (пример)

Звукобуквенный разбор слов помогает уяснить разницу между звуками и буквами и научиться грамотно записывать слово. Такие занятия нужно проводить с 1 класса школы. Порядок фонетического разбора следующий.

Разбор слова по звукам и буквам (пример)

Сначала записывают слово, делят его на слоги и определяют ударение.

Пример:

  • запись слова – пижма;
  • разделение по слогам – пи-жма;
  • ударение – на первом слоге.

Характеризуют звуки:

  • п – [п’] – согласный, глухой, мягкий;
  • и – [и] – гласная под ударением;
  • ж – [ж] – звонкий согласный, твёрдый;
  • м – [м] — звонкий согласный, твёрдый, можно указать также, что это сонорный тон;
  • а – [а] – безударная гласная.

Определяют число звуков и букв в слове. Их количество может не совпадать. В описанном примере совпадает: в слове 5 букв и 5 тонов, из которых 2 гласных и 3 согласных.

В русской речи есть звонкие и глухие согласные. При сочетании с разными гласными и согласными они могут озвончаться и оглушаться. Но при изменении произношения записываются теми же самыми буквами.

Вам понравилась статья?

Звонкие и глухие согласные звуки – таблица по русскому языку по парам (1 класс)

4. 2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 499.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 499.

Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. В данной статье, предназначенной для учащихся 1 класса, рассмотрим звонкие и глухие согласные звуки: парные по звонкости/глухости, непарные звонкие и непарные глухие.

Парные по звонкости/глухости

В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.

Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.

Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:

Звонкие согласные звуки

Глухие согласные звуки

[б]

[п]

[в]

[ф]

[г]

[к]

[д]

[т]

[з]

[с]

[ж]

[ш]

Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.

Приведем примеры: слово «зуб» произносится с глухим согласным звуком [п] как [зуп]; слово «зубы» произносится со звонким согласным звуком [б] как [зубы].

Непарные звонкие

В русском языке есть только звонкие согласные звуки, то есть такие согласные звуки не являются парными, они не имеют пар звуков по глухости.

Звучание непарных звонких согласных звуков не зависит от положения.

К непарным звонким согласным звукам относятся: [л], [м], [н], [р], [й].

Приведем пример: слово «лом» произносится с непарными звонкими согласными звуками [л] и [м] как [лом].

Непарные глухие

Есть также согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости. Такие звуки называются непарными глухими согласными звуками.

Звучание непарных глухих согласных звуков не зависит от положения.

К непарным глухим согласным звукам относятся: [х], [ц], [ч], [щ].

Приведем пример: слово «чаща» произносится с непарными глухими согласными звуками [ч] и [щ] как [ч’ащ’а].

Что мы узнали?

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш]. Эти согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах. В русском языке есть непарные звонкие согласные звуки ([л], [м], [н], [р], [й]) и непарные глухие согласные звуки ([х], [ц], [ч], [щ]). Такие согласные звуки не имеют пар по глухости (непарные звонкие согласные звуки) или по звонкости (непарные глухие согласные звуки), их звучание не зависит от положения в словах.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Тук Тук

    5/5

  • Хо-Чон Чой

    5/5

  • Юлия Лейко

    5/5

  • Лариса Кузьмина

    5/5

  • Людмила Фомичева

    5/5

  • Дмитрий Карасев

    4/5

  • Татьяна Федотова

    5/5

  • Алексей Беляев

    5/5

  • Мухаббат Кодирова

    4/5

  • Татьяна Малова

    5/5

Оценка статьи

4. 2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 499.


А какая ваша оценка?

согласных | Начало правописания: исследование первоклассников

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНачало писать: исследование детей первого классаРаннее детство и начальное образованиеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНачало писать: исследование детей первого классаРаннее детство и начальное образованиеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Treiman, Rebecca,

‘Согласованные

,

Начало заклинания: исследование детей первого класса

(

New York,

1993;

Online Edn,

Oxford. Academic

, 12 ноября 2020 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780195062199.003.0008,

, по состоянию на 28 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНачало писать: исследование детей первого классаРаннее детство и начальное образованиеКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНачало писать: исследование детей первого классаРаннее детство и начальное образованиеКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Изучение правописания включает в себя изучение отношений между фонемами разговорного языка и графемами печатного языка. В главе 4 я спрашивал, как дети усваивают эти отношения для гласных. Результаты показали, что на обучение детей влияет ряд факторов, в том числе их знакомство с печатными словами, их знание названий букв и их фонологические системы. В этой главе я обращаюсь к согласным. Я спрашиваю, влияют ли эти же факторы на написание согласных у детей. В этой главе основное внимание уделяется ошибкам замены и, в меньшей степени, правильному написанию. Ошибки выпадения согласных будут подробно рассмотрены в главе 8. Иногда первоклассники чаще всего употребляли согласные фонемы в написании тех слов, которые наиболее часто встречаются в общепринятой английской системе. Однако орфография детей не всегда отражала орфографию обычного английского языка. Дети иногда использовали графему, которая никогда не представляет фонему в стандартной системе; то есть незаконное написание. Как и в главе 4, я сосредотачиваюсь на неправильных написаниях, встречающихся с частотой 2,5% и более. Я спрашиваю, почему дети выбрали именно эту графему для обозначения фонемы.

В других случаях учащиеся использовали правильное написание значительно чаще, чем ожидалось, учитывая его частоту в традиционной системе. Опять же, за ошибку должны быть ответственны другие факторы, помимо воздействия отношений между фонемами и графемами в английских словах. Я спрашиваю, что это за факторы. Как и в главе 4, я использую биномиальные тесты для сравнения частоты соответствий в написании детей с частотами соответствий в обычном написании тех же слов. В этом разделе обсуждается правописание детьми различных согласных фонем. Читателю может быть полезно обратиться к таблице согласных на рис. 1.5 при чтении этого раздела. Стопные согласные в английском языке: /p/, /t/, /k/, /b/, /d/ и /g/. Обсуждая, как дети произносили эти согласные, я сначала рассмотрю их правописание вне зависимости от контекста, в котором эти согласные встречаются. Далее я расскажу о некоторых ошибках, возникающих со смычными согласными в определенных контекстах.

Ключевые слова: Аффрикация, закрылки, фонемы, остановки без наддува, время начала голоса, обучение всему языку

Предмет

Раннее детство и начальное образование

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Санскритский алфавит

Санскритский алфавит
Дом Введение Сутры Переводчики Мантры Молитвы Санскрит Глоссарий Напишите нам по электронной почте
Последнее обновление 11/2012   Информация о книге на главной странице

Таблица B. Произношение гласных Таблица C. Произношение согласных


Таблица A. Санскритский алфавит
  25 согласных, 4 полугласных, 4 шипящих 13 гласных
Невокализованный Звонкий Звонкий
Un
аспирация
Аспиратор Сибилант
(аспирация)
ООН
аспирация
Аспиратор Назальный Полу-
гласный
Простой Дифтонг
Короткий Длинный Длинный
1. Велар ка кха га га гха нет   и и а+я
ā+i
=ai
2. Небный ок ча śa и джха и я и
3. Церебральный та тха или да дха и ра и и    
4. Стоматология та тха с да дха на ла   а+и
ā+u
=au
5. Губные па Фа   ба бха мА ва и
Анусвара           и
Висарга     х
  Примечание:
  1. Звуки двадцати пяти согласных образуются при полном контакте языка с нёбом.
  2. Четыре полугласных звонкие и без придыхания, и их звуки образуются легким контактом.
  3. Три из четырех шипящих (за исключением га ) глухие и аспирированные, и их звуки образованы половинным контактом. Обратите внимание, что ha — звонкий велярный звук, но классифицируемый как шипящий.
  4. Звонкие согласные низкие и мягкие; глухие согласные четкие и резкие. Чтобы почувствовать разницу между звонким и глухим звуком, зажмите рукой переднюю часть горла и произнесите слог. Это звонкий звук, если рука ощущает вибрацию в горле, и глухой звук, если вибрации нет. Чтобы отличить звук с придыханием от звука без придыхания, поднесите ладонь ко рту и произнесите слог. Это звук с придыханием, если ваше дыхание касается ладони, и звук без вдоха, если удара нет. Носителям английского языка может быть трудно произнести пять глухих слогов без придыхания в первом столбце. Эту трудность можно преодолеть, как только вы поймете разницу.
  5. В таблице A за каждым согласным следует короткий гласный a для облегчения произношения. Чтобы выучить санскритский алфавит, следуйте указаниям по произношению в таблицах B и C. Повторяйте тринадцать гласных в таблице B построчно. Назовите тридцать три согласных в первой колонке таблицы С, добавив к каждому краткую гласную и .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *