Согласные звонкие и глухие упражнения 5 класс: Урок по русскому языку на тему “Глухие и звонкие согласные” (5 класс)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | – Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, садитесь. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку – Меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок русского языка. – Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал, цветные карандаши. | Настраиваются на урок Приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку | Личностные: самоопределение к деятельности. |
Повторение изученного материала | Минутка чистописания – Сегодня на минутке чистописания на одной строчке будем писать строчную букву «б» и слоги, с которые начинаются с этой буквы. А на другой строчке слова, которые начинаются с буквы «б». – Пропишите красиво, а слова, буквы или слоги, которые получились лучше остальных, обведите в кружочек цветным карандашом. | Прописывают букву «б» – на половину строки, слоги – на другой половине. С новой строки прописывают слова – баба, бант, бочка. | |
Мотивация. Определение темы и постановка цели. | – Отгадайте загадки. – Есть бородка, шерсть и ножки, Ушки, хвост, а также рожки. Хоть я блею, не пою – Молоко тебе даю. Я такая егоза! И бодаюсь, я … – Штучка-одноручка: – Чем похожи эти слова? – Какими звуками различаются эти слова? – Какой звук произносится с голосом, звонко? – Какой звук произносится без голоса, глухо? – Какой буквой на письме обозначим звонкий согласный звук «З» в слове коза? – Какой буквой на письме обозначим глухой согласный звук «С» в слове коса? – Чем ещё различаются эти слова? – Согласные звуки в русском языке бывают не только твердые и мягкие, но и звонкие и глухие. – Сравните, звуки «Б» и «П». – Б звучит ярче, звонче. Звук «Б» – звонкий согласный. Звук «П» звучит глуше, тише. Он глухой согласный. – Звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные состоят только из шума. Б, П эти звуки образуют пару. Аналогично так же мягкие звуки бь и пь образуют пару по звонкости и глухости. – Сравните звуки «В» и «Ф». Как думаете, какой из них звонкий? – Правильно! Звук «В» звонкий, а звук «Ф» глухой. Так же их мягкие пары «Вь» и «Фь». «Вь» звонкий, «Фь» глухой. – К звонким согласным относятся «Г» и «Гь» парные глухие «К» и «Кь». Звонкие «Д», «Дь» звонкие согласные, парные глухие к ним «Т», «Ть». Звук «Ж» звонкий согласный. – А какая особенность есть у звука «Ж»? – Парный к нему глухой согласный «Ш», который тоже всегда твердый. – Звуки «З», «Зь» звонкие согласные, парные к ним глухие согласные «С», «Сь». – Но некоторые согласные в русском языке не образуют пары по звонкости и глухости только звонкие согласные. Как вы думаете какие это звуки? – Это звонкие согласные звуки, которые не имеют глухих пар. А есть в русском языке глухие согласные звуки, которые не имеют звонких пар. Как вы думаете, какие это звуки? – Так какая тема нашего урока? | – Коза. – Коса. – В словах три одинаковых звука. – З, С. – З. – С. – «ЗЭ» – «СЭ» – Значением: Коза – домашнее животное. – сельскохозяйственное орудие; Затрудняются ответить. – Звук «В» – звонкий. – Звук «Ж» всегда твердый согласный. – Это звуки «Й», «Л-Ль», «М-Мь», «Н-Нь», «Р-Рь». – Глухие согласные звуки это «Х-Хь». Звук «Ц», который всегда твердый. Звуки «Ч», «Щ», которые всегда мягкие. – Согласные звонкие и глухие. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Личностные: способность к самооценке. Регулятивные: формулирование учебной задачи и стремление к её выполнению. |
Организация познавательной деятельности по изучению нового материала. | Работа по учебнику Упражнение 1 – А теперь давайте поработаем по учебнику. Откройте учебники на странице 92, выполним упр. 1. – Рассмотрите картинки. Назовите слова – названия предметов. – Произнесите согласные звуки в каждом слове. – Что вы заметили? – Запишите слова в тетрадь. Подчеркните в них буквы, которые обозначают согласные звуки. Один ученик выполняет у доски. – Проверьте свои работы, с работой ученика, который выполнял на доске. Упражнение 2 (устная работа) – Сейчас мы будем выполнять 2 упражнение. – Назовите буквы. – Произнесите согласные звуки, которые обозначены буквами первого ряда. – Что вы заметили? – Что мы слышим? – Это звонкие согласные звуки. – Произнесите согласные звуки, которые обозначены буквами второго ряда. – Что вы заметили? – Что мы слышим при произнесении глухих согласных звуков? – Это глухие согласные звуки. Физминутка Утром бабочка проснулась. Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Фронтальный опрос – Шар, жук, мяч. – «Ш», «Р», «Ж», «К», «Мь», «Ч». – Что в словах есть глухие и звонкие согласные, а также твердые и мягкие. Записывают слова в тетрадь и подчеркивают буквы ШЭ, ЭР, ЖЭ, КА, ЭМ, ЧЭ. Самопроверка по эталону. Называют буквы. – Они все звонкие. – Голос и шум. – В этом ряду все звуки глухие. – Шум. | Коммуникативные: умение излагать своё мнение. |
Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (устная работа) – Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 3 на странице 93. – Рассмотрите рисунки. Назовите все предметы. – Произнесите согласные звуки в каждом слове. – В каком слове только звонкие согласные звуки? – В каком слове только глухие согласные звуки? – В каком слове есть и глухие, и звонкие звуки? Упражнение 4 (устная работа) – Теперь, выполним упражнение 4 на странице 93. – Прочитайте слова. – Какими звуками различаются эти пары? Назовите эти звуки и поясните, какие они: звонкие или глухие. | Фронтальный опрос – Цветок, шапка, кружка, чайник, груша, банан. – Цветок – «Ц, В, Т, К»; Шапка – «Ш, П, К»; Кружка – «К, Р, Ж, К»; Чайник – «Ч, Н, К»; Груша – «Г, Р, Ш»; Банан – «Б, Н, Н». – Банан. – Шапка. – Цветок, кружка, чайник, груша. Фронтальный опрос Читают слова. – Кора – гора. В этой паре различаются звуки «К (глухой)», «Г (звонкий)»; Тима – Дима. Звуки «Д (звонкий)», «Т (глухой)»; Сова – софа. Звуки «В (звонкий)», «Ф (глухой)»; Шар – жар. Звуки «Ш (глухой)», «Ж (звонкий)». | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: умение определять звонкость, глухость. |
Итоги урока | – Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. – Над чем мы сегодня с вами работали? – Что мы слышим при произнесении глухих согласных звуков? – Что мы слышим при произнесении звонких согласных звуков? | – Над произношением согласных звонких и глухих звуков. – Шум. – Голос. | |
Рефлексия деятельности | – Кто понял хорошо тему, поднимите руку и покажите 5 пальцев. Кто плохо понял тему урока или были трудности в течение урока, поднимите руку и сожмите кулак. – Урок окончен, до свидания! | Регулятивные: адекватная оценка своих достижений на уроке. |
Правописание согласных в корне слова (упражнения и тест)
Добавить комментарий |
Детская речевая апраксия.
Симптомы и причиныОбзор
Детская речевая апраксия (CAS) — это редкое нарушение речи, при котором ребенку трудно совершать точные движения при разговоре.
В CAS мозг изо всех сил пытается разработать планы движения речи. При этом расстройстве речевые мышцы не слабые, но они не работают нормально, потому что мозгу трудно направлять или координировать движения.
Чтобы говорить правильно, мозг вашего ребенка должен научиться строить планы, которые сообщают его или ее речевым мышцам, как двигать губами, челюстью и языком таким образом, чтобы в результате произносились точные звуки и слова с нормальной скоростью и ритмом.
CAS часто лечится с помощью логопеда, при котором дети тренируются правильно произносить слова, слоги и фразы с помощью логопеда.
Продукты и услуги
- Книга: Руководство клиники Мэйо по воспитанию здорового ребенка
Симптомы
Дети с детской речевой апраксией (CAS) могут иметь множество речевых симптомов или характеристик, которые варьируются в зависимости от их возраста и тяжести заболевания. свои проблемы с речью.
CAS может быть связан с:
- Задержка начала первых слов
- Ограниченное количество произносимых слов
- Способность образовывать только несколько согласных или гласных звуков
Эти симптомы обычно проявляются в возрасте от 18 месяцев до 2 лет и могут указывать на подозрение на CAS .
По мере того, как дети производят больше речи, обычно в возрасте от 2 до 4 лет, характеристики, которые, вероятно, указывают на CAS , включают:
- Искажения гласных и согласных
- Разделение слогов в словах или между словами
- Ошибки озвучивания, например, “пирог” звучит как “пока”
Многим детям с диагнозом CAS трудно привести челюсти, губы и язык в правильное положение для произнесения звука, и им может быть трудно плавно переходить к следующему звуку.
Многие дети с CAS также имеют языковые проблемы, такие как ограниченный словарный запас или трудности с порядком слов.
Некоторые симптомы могут быть уникальными для детей с CAS и могут быть полезны для диагностики проблемы. Однако некоторые симптомы CAS также являются симптомами других типов речевых или языковых расстройств. Трудно диагностировать CAS , если у ребенка есть только симптомы, которые встречаются как в CAS , так и в других типах речевых или языковых расстройств.
Некоторые характеристики, иногда называемые маркерами, помогают отличить CAS от других типов нарушений речи. Те, кто особенно связан с CAS включают:
- Трудность плавного перехода от одного звука, слога или слова к другому
- Ощупывающие движения челюстью, губами или языком для правильного воспроизведения звуков речи
- Искажения гласных, например, попытка произнести правильную гласную, но произнести ее неправильно
- Использование неправильного ударения в слове, например, произношение слова «банан» как «БУХ-нан-ух» вместо «бух-НАН-ух»
- Использование одинакового ударения на всех слогах, например, произнесение «БУХ-НАН-УХ»
- Разделение слогов, например, пауза или пробел между слогами
- Непоследовательность, например, разные ошибки при повторной попытке произнести одно и то же слово
- Трудно имитировать простые слова
- Непоследовательные озвучивания, такие как “вниз” вместо “город”
Другие характеристики наблюдаются у большинства детей с речевыми или языковыми проблемами и не помогают отличить CAS . Характеристики, наблюдаемые как у детей с CAS и у детей с другими типами речевых или языковых расстройств включают:
- Меньший лепет или произношение меньшего количества голосовых звуков, чем обычно в возрасте от 7 до 12 месяцев
- Поздно говорит первые слова (в возрасте от 12 до 18 месяцев)
- Использование ограниченного количества согласных и гласных
- Частые пропуски звуков
- Использование речи, которую трудно понять
Другие нарушения речи, которые иногда путают с CAS
Некоторые нарушения речи часто путают с CAS , поскольку некоторые характеристики могут перекрываться. К таким нарушениям звуков речи относятся нарушения артикуляции, фонологические нарушения и дизартрия.
У ребенка, которому трудно научиться произносить определенные звуки, но у которого нет проблем с планированием или координацией движений при разговоре, возможно, имеется артикуляционное или фонологическое расстройство. Артикуляционные и фонологические нарушения встречаются чаще, чем CAS .
Артикуляционные или фонологические речевые ошибки могут включать:
- Звуки-заменители, такие как «фум» вместо «большой палец», «ваббит» вместо «кролик» или «туп» вместо «чашка»
- Исключение (пропуск) конечных согласных, например, произнесение «дух» вместо «утка» или «ух» вместо «вверх»
- Остановка воздушного потока, например, произнесение «тун» вместо «солнце» или «ду» вместо «зоопарк»
- Упрощение звукосочетаний, например, произнесение «тинг» вместо «струна» или «туман» вместо «лягушка»
Дизартрия — двигательное расстройство речи, возникающее из-за слабости, спастичности или неспособности контролировать речевые мышцы. Произносить звуки речи сложно, потому что речевые мышцы не могут двигаться так далеко, так быстро и сильно, как обычно. У людей с дизартрией также может быть хриплый, мягкий или даже напряженный голос, невнятная или медленная речь.
Дизартрию часто легче идентифицировать, чем CAS . Однако когда дизартрия вызвана поражением определенных областей мозга, влияющих на координацию, бывает трудно определить различия между CAS и дизартрия.
Записаться на прием в клинику Майо
Причины
Речевая апраксия у детей (CAS) имеет ряд возможных причин, но во многих случаях причину установить невозможно. Врачи часто не наблюдают проблемы в головном мозге ребенка с CAS .
CAS может быть результатом мозговых (неврологических) состояний или травм, таких как инсульт, инфекции или черепно-мозговая травма.
CAS может также возникать как симптом генетического нарушения, синдрома или нарушения обмена веществ. Например, CAS чаще встречается у детей с галактоземией.
CAS иногда называют апраксией развития. Однако дети с CAS не обязательно вырастают из CAS по мере своего развития. У многих детей с задержкой речи или нарушениями развития дети следуют обычным закономерностям в развитии речи и звуков, но они развиваются медленнее, чем обычно.
Дети с CAS не делают типичных звуковых ошибок развития. Им нужна логопедия, чтобы добиться максимального прогресса.
Факторы риска
Аномалии в гене FOXP2, по-видимому, повышают риск детской речевой апраксии (CAS) и других речевых и языковых расстройств. Ген FOXP2 может участвовать в развитии определенных нервов и проводящих путей в головном мозге. Исследователи продолжают изучать, как аномалии в гене FOXP2 могут влиять на координацию движений, а также на обработку речи и языка в мозгу.
Осложнения
У многих детей с детской речевой апраксией (CAS) есть другие проблемы, влияющие на их способность к общению. Эти проблемы не из-за CAS , но их можно увидеть вместе с CAS .
Симптомы или проблемы, которые часто присутствуют вместе с CAS , включают:
- Задержка речи, например трудности с пониманием речи, ограниченный словарный запас или трудности с использованием правильной грамматики при объединении слов во фразу или предложение
- Задержки интеллектуального и моторного развития и проблемы с чтением, правописанием и письмом
- Проблемы с общей и мелкой моторикой или координацией
- Гиперчувствительность, при которой ребенку могут не нравиться некоторые текстуры одежды или текстуры определенных продуктов, или ребенку может не нравиться чистка зубов
Профилактика
Диагностика и лечение детской речевой апраксии на ранней стадии может снизить риск долгосрочного сохранения проблемы. Если у вашего ребенка проблемы с речью, рекомендуется, чтобы логопед оценил вашего ребенка, как только вы заметите какие-либо проблемы с речью.
Персонал клиники Мэйо
Связанные продукты
Продукты и услуги
Практический пример 5 | Speech and Language Professionals
Студентка 5 — студентка колледжа с нейросенсорной тугоухостью от тяжелой до глубокой степени. Она посещала школу для глухих от детского сада до средней школы. Она была сразу принята в инженерный колледж RIT и в настоящее время учится на третьем курсе. Все ближайшие родственники студентки и большая часть ее расширенной семьи глухие. Первым языком ученицы является американский язык жестов (ASL), и она использует его почти исключительно как дома, так и в школе. Ее знания английского языка соответствуют ее возрасту и уровню образования. Учащийся 5 в настоящее время не использует устное общение. Она использует синхронное общение в редких случаях. Ученица считает, что разговорный английский — это вариант общения, который она хотела бы иметь в будущем, однако у нее возникли трудности с использованием речи за пределами учебной среды.
Степень глухоты/PTA
Двусторонняя потеря слуха от тяжелой до глубокой. Чистый тон в среднем 88 дБ в левом ухе при слухе до 8000 Гц. Чистый тон в среднем 93 дБ в правом ухе при слухе до 4000 Гц.
Этиология
Наследственный. Семейная история глухоты.
Возраст начала/Дата обнаружения
Учащийся родился глухим, и это было обнаружено в раннем младенчестве.
Использование усилителей
Учащиеся сообщают об использовании слуховых аппаратов на довольно постоянной основе в начальной и старшей школе. Около двух лет назад она перестала пользоваться вспомогательными средствами. Она заинтересована в возобновлении использования усилителей, и назначена оценка слухового аппарата.
История логопедической терапии
Учащийся проходил минимальную логопедическую терапию в начальной школе. Никаких инструкций в школьные годы.
История образования
Посещал школу-интернат для глухих с детского сада до средней школы.
Предпочтительный способ общения
Учащийся предпочитает использовать американский язык жестов. Однако она может очень четко общаться, используя жестовый английский.
Разборчивость речи
По результатам теста NTID на разборчивость речи (предложения) учащийся набрал 44% разборчивости. Это профиль 2,6 по шкале от 1 (низкий) до 5 (высокий). Ее спонтанная речь несколько ниже (оценка преподавателя 2,0).
Голос (качественный)
Качество, высота и резонанс голоса учащегося соответствуют требованиям. У нее немного медленная скорость речи как при чтении, так и при спонтанной речи. У нее умеренные проблемы с ударением и интонацией, а также с смешиванием и коартикуляцией.
Речь/Голос (Общая)
Речь учащегося в основном неразборчива. У нее многочисленные артикуляционные ошибки и большие трудности с сочетанием согласных и совместной артикуляцией. Качество голоса у нее соответствующее, и она достаточно стимулируема для правильного произношения многих согласных и гласных.
Артикуляция
Учащийся набрал 77% ошибок согласных и 75% ошибок гласных в тесте Фишера-Логеманна на компетентность в артикуляции (слово). У студента было 66% ошибок при произнесении смычных согласных, все из которых были пропусками. Она набрала 84% ошибок на фрикативы и аффрикаты, все из которых были искажениями. Она пропустила все носовые согласные, и у нее были значительные трудности со смесями согласных и совместной артикуляцией.
Язык
Учащийся говорит на двух языках. Она является носителем американского языка жестов и владеет английским языком на уровне очень способного первокурсника колледжа.
Цели и задачи терапии
Студенту 5 было назначено два часа речевых занятий в неделю.
Долгосрочные цели
1. Учащийся освоит разговорный английский (с жестами или без них) как средство
общения со слышащими людьми.
2. Учащийся станет более уверенным в своей способности использовать разговорный английский язык.
3. Ученик улучшит разборчивость речи.
Краткосрочные цели
1. Учащийся поймет роль смычки и трения в произнесении согласных
.
2. Учащийся поймет концепцию коартикуляции и смешения в речи
производство.
3. Учащийся будет произносить /k/, /g/ и /ch/ правильно в словах и коротких фразах.
4. Учащийся будет правильно произносить /p/, /b/, /t/ и /d/ в словах и коротких фразах.
5. Учащийся будет произносить /s/, /sh/, /m/ и /n/ правильно в словах и коротких фразах.
Therapy Progress
Учащийся 5 на сегодняшний день получил тридцать четыре часа речевых инструкций. За это время она значительно улучшила свою речь. Разборчивость речи улучшилась с 44% (профиль 2.6) до 68% (профиль 3.3). Недавнее тестирование артикуляции показало, что она способна правильно произносить все стоповые звуки в прочитанных словах. Она самостоятельно исправила свое произношение финальных /k/ и финальных /g/ во время тестирования. Ее произношение /s/, /sh/ и /ch/ остается слегка искаженным, но искажение серьезно не влияет на разборчивость. В течение тридцати четырех часов обучения производство гласных специально не рассматривалось. Тем не менее, во время обучения артикуляции и практики правильное воспроизведение гласных и дифтонгов моделировалось и практиковалось вместе с целевыми фонемами. В результате количество ошибок при воспроизведении гласных улучшилось с 75% до 25%.
Примеры тестовых предложений перед терапией:
Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5, но вы все равно можете загружать музыку.
1. Снеговик выглядел забавно после дождя.
Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5, но вы все равно можете загружать музыку.
2. Девушки на встрече устроили вечеринку.
Примеры тестовых предложений после терапии.
Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5, но вы все равно можете загружать музыку.
1. Кошка заснула под большим деревом.
Ваш браузер не поддерживает аудио в формате HTML5, но вы все равно можете загружать музыку.
2. Малышка играла с маленьким щенком.
С начала обучения ученик приобрел новые бинауральные слуховые аппараты. Она использует их большую часть времени в течение дня. Прослушивание стало неотъемлемой частью учебного процесса. Печать полностью исключена, а язык жестов сведен к минимуму. Студент и преподаватель могут успешно участвовать в устной беседе, используя повторение, самокоррекцию и уточняющие вопросы для обеспечения понимания.
Хотя и ученица, и преподаватель довольны достигнутым прогрессом, ученица еще не смогла преодолеть свой страх перед использованием речи за пределами учебной среды. Она полностью осознает, что практика «реальной жизни» является важной частью развития и поддержания ее речевых навыков, но она не может заставить себя попытаться это сделать. В настоящее время используются две стратегии, чтобы помочь ученику перейти к использованию речи.