Согласные всегда мягкие и всегда твердые таблица: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение
Твердые согласные звуки – таблица (русский язык, 1 класс)
Все слова в русском языке состоят из гласных и согласных звуков, которые нужно знать и понимать, как они взаимодействуют. И если гласных звуков немного и все можно запомнить, то с согласными все несколько сложнее.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Твердые согласные звуки
Они произносятся без смягчения, но сложность состоит в том, что у большинства твердых согласных есть мягкая пара, при этом на письме они выглядят одинаково. Как их различать? Существует несколько правил. Достаточно запомнить, в какой позиции стоит звук, чтобы понять, как его произносить. Поможет разобраться в этом непростом вопросе таблица согласных звуков:
Позиция в слове | Примеры |
Согласный стоит перед такими гласными, как а, о, у, ы, э | Пара, больно, пушка, мышь, мэр |
Перед другой согласной | Капля, стол, просто |
На конце слова без мягкого знака | Стул, холод, хлеб |
В русском языке есть три согласных звука, которые всегда остаются твердыми, независимо от того, какой звук идет после них и какую позицию в слове они занимают – в начале слова, в середине или в конце. Это ж, ш и ц. Так что даже когда пишется жи и ши, то произносится [жы], [шы].
Как произносить твердые согласные звуки и обозначать их на письме
Научиться правильно произносить их не так легко, как может показаться. Если после согласной стоит гласная, то запомнить положение губ легко – при произнесении твердого согласного уголки губ не разъезжаются в улыбку, как в случае с мягкими. Запомнив такое положение, легко запомнить, как звуки произносятся и в других позициях.
Проще всего запомнить способ произнесения твердого звука как противоположного мягкому: так, если при произнесении мягкого согласного язык продвигается вперед и поднимается к небу, то в случае с твердыми согласными звуками такой перемены позиции не происходит.
При написании транскрипции, то есть разбора слова не по буквам, а по звукам, твердые согласные, в отличие от мягких, никак не обозначаются, их просто берут в квадратные скобки.
Чтобы было проще запомнить, что такое твердые согласные, можно представить себе, что это звуки, которые сидят на табуретке, в отличие от мягких, которые занимают кресло.
Что мы узнали?
Из статьи по теме 1 класса курса русского языка мы узнали: то, как произносится согласный звук, в русском языке зависит от его позиции в слове и от того, какие звуки идут после него. Так, если он стоит перед гласными а, о, у, ы, э, перед другой согласной или в конце слова (и после него нет мягкого знака), то звук произносится твердо. При его произнесении не происходит движения языка к небу, в отличие от случаев с мягким согласным звуком. Если запомнить, в какой позиции звук становится твердым, проблем с произношением не будет. Также в языке есть три звука, которые всегда являются твердыми, вне зависимости от своей позиции в слове и того, какие звуки идут следом за ними. И это ж, ш и ц. Даже если они стоят на конце слова и после них пишется мягкий знак, произнесение всегда будет твердым: [мыш], [рож] и так далее.
Тест по теме
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Звонкие и глухие согласные – таблица в 1 классе по русскому языку
Чтобы правильно говорить, нужно различать гласные и согласные, звонкие и глухие согласные, сонорные и шипящие. Чтобы правильно писать, нужно уяснить, какими буквами обозначаются звуки и почему письмо и произношение не всегда совпадают. Объяснить ребёнку разницу и научить их различать – это задача нашей статьи.
Содержание
Звонкие и глухие согласные — таблица для 1 класса
Согласные звуки — что это и сколько их в русском языке
С какой бы интонацией не произносилось слово – тихо или громко, выпевая или коротко, звуки, составляющие слова, легко опознаются.
Гласные и согласные звуки составляют алфавит. Всего в русском языке 42 звука, а букв — всего 33. Это потому, что некоторые буквы обозначают два звука сразу.
Однако букв в алфавите меньше – 33. Из них 2 символа обозначают мягкость или твёрдость произношения – мягкий и твёрдый знак. Из 31 литеры гласных букв 10, а согласных – 21.
Согласный — это звук, которые производятся голосом и шумом или только шумом.
Чтобы произнести гласную, задействуют только голос. Её можно не только проговорить, но и пропеть, так как при произношении рот не закрывают и воздух свободно выходит из лёгких, не встречая барьеров. Разницу в звучании гласных обеспечивает разное положение губ при произношении.
Чтобы произнести согласную, рот частично закрывают. Воздух сталкивается с препятствием и появляется характерный шум. Этот шум и есть согласная.
Звуки различают по разным признакам. Выделяют:
- сонорные – участвует голос, губы образуют лишь небольшое препятствие: [й’], [л], [л’], [м], [м’];
- шумные – образованные в большей степени шумом: [к], [п], [с], [т], [ф].
Шумные тона разделяются на 2 класса:
- звонкие – согласные, при выговаривании которых участвует и голос, и шум: [б], [в], [г], [д];
- глухие – состоят в основном из шумов: [х], [х’], [ч’], [щ].
Другая классификация учитывает степень мягкости:
- твёрдые – произносятся отрывисто, язык быстро прикасается к какому-то участку нёба;
- мягкие – спинка языка изогнута и почти достигает нёба, поэтому звук формируется несколько неопределённый.
Звонкие и глухие согласные
Согласные звуки в таблице — парные и непарныеЗвонкие и глухие звуки создают созвучные пары: [б]/ [п], [д]/ [т], [в]/ [ф]. Важно уяснить это отличие. При переложении слова на бумагу оказывается, что звучит глухая, а пишется звонкая, например:
- пишется зуб – произносят как [зуп];
- пишется нож – произносите как [нош].
Есть и непарные, которые перепутать невозможно. Среди звонких это [л], [м], [р], среди глухих, не имеющих пары – [х], [ц], [ч].
Шипящие и свистящие
Выделяют еще одну интересную группу – шипящие. Они состоят из шумов разного характера, голос не участвует. Различают:
- твёрдые шипящие — [ж], [ш];
- мягкие — [ч❜], [щ❜].
Есть еще свистящие – [c], [з], [ц].
Звонкие и глухие согласные – как объяснить ребенку
Когда и как выговаривают звучные и глухие звуки, ребёнку объяснять не нужно. Он слышит речь постоянно и быстро усваивает правила оглушения слова на конце или правильное сочетание в корне. Однако такое восприятие не помогает писать правильно.
Чтобы определить, какой же звук произносится и как его обозначить, делают так.
- Закрыв руками уши произносят [п], а потом [б]. Когда проговаривают [б], голос хорошо слышен. Задействуются голосовые связки и создают вибрацию, она отдаётся звоном в закрытых ушах. Если вибрация есть – тон звонкий, если нет – глухой.
- Можно сделать иначе. Произнести [п] и [б], прикладывая ладонь к шее с правой или левой стороны. Когда говорят звучную гулкую букву, шея под рукой вибрирует, а когда глухую – нет.
Но если проговаривать слово можно по-разному, то записывать нужно по правилам. Ребёнок должен уяснить разницу между звуками и буквами, запомнить, который из них называется глухим или звонким.
Обучают этому постепенно. Сначала малыш учится различать произношение на слух, как в вышеописанном примере. Затем разбирается, что такое звонкие и глухие буквы.
Согласные можно запомнить вот таким вот стишком:
- звонкие — «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ»;
- глухие — «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».
В ход идут цветные таблицы, где парные и непарные символы выделяют разными цветами. А еще лучше предложить ребёнку самому нарисовать схему.
Так ребенок может сам обозначить, где звонкий согласный, где глухой, и найти паруЗакрепляют урок игрой. Расселяют глухие и звучные звуки по домикам разного цвета, составляют слова, используя кубики. Полезно предложить ребёнку или дать ему самому поискать слова, которые при разном произношении меняют смысл.
youtube.com/embed/b9krwyButws?feature=oembed” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>Малышу намного проще запомнить урок, если он сам найдёт разницу между звуками и буквами.
Звонкие согласные звуки
Звонкая согласная вмещает в себя голос и небольшой шум. Последний возникает из преодоления барьера – положения языка, губ. К таковым причисляют:
- парные звонкие – [б], [в], [г], [д], [ж], [з];
- непарные – [л], [м], [н], [р], [й].
Все они имеют пару из мягких, за исключением [ж].
Мягкость и твёрдость произношения зависит не от самой буквы, а от сочетания. Если за литерой следует мягкая гласная – ё, ю, я, то их комбинация произносится мягко. Согласная превращается в свою мягкую версию, в транскрипции она отмечается как литера с чёрточкой сверху, а стоящая дальше гласная обозначается как своя собственная твёрдая пара.
Пример:
- пёстрый – [п’ о с т р ы й];
- белый [б’ э л ы й’].
Если за литерой стоит твёрдая гласная – а, о, у, буква произносится твёрдо и коротко.
Глухие согласные звуки
Глухой тон в большей мере формируется из шума, особенно если это шипящая. Шум формируется благодаря разному положению языка и губ. Сюда относятся:
- парные глухие – [п], [ф], [к], [т], [ш], [с];
- непарные – [ц], [х], [ч], [щ].
В категории также выделяют шипящие – [ж], [ш], [ч], [щ], и свистящие – [c], [з], [ц].
Если все звонкие, кроме звука ж, имеют смягчённую версию, с глухими тонами не все так просто. Некоторые – т, п, ф, имеют пару, другие – нет.
Всегда твёрдые согласные
Есть согласные, остающиеся твёрдыми, какая бы гласная за ними не стояла. В русском языке таких всего 3 – ж, ц, ш.
Примеры:
- Слово жёрнов пишется через ё. Однако произносится твёрдо: [ж о р н о ф].
- Пишется шёлк, через ё. Однако выговаривается как [ш о л к].
- Если за литерой следует твёрдая гласная, то буква произносится так же жёстко: цунами – [ц у н а м и].
Всегда мягкие
Есть также согласные, которые всегда произносятся мягко: й, ч, щ. Следующая за ней согласная на произношение не влияет.
Примеры:
- На бумаге пишут чаща, а произносит как [ч’а щ’а].
- Пишется как тойота, а проговаривается [т о й’о т а].
Мягкость придаёт также мягкий знак после буквы. Появляется он как после звучной, так и глухой согласной. Более того, смягчение возможно после мягкой и даже абсолютно мягкой – беречь, течь.
Исключение составляет литера й. После неё мягкий знак не пишется.
Проверяем себя
Материал усвоен, если на любой вопрос о принадлежности звуковой единицы, ребёнок отвечает после проверки, не гадая. Проверку выполняют как описано выше: закрывают уши или прикладывают ладонь к шее.
Вопросы для закрепления материала
[л] – звонкий или глухой звук?
[д] – произносится звонко и приглушённо?
[п] – звучит приглушённо и или гулко?
[ж] – звонкий или глухой?
Попробуем произнести примерно тот же звук, но делая его то звучным, то глухим. Сохраняется ли смысл произнесённого слова или изменяется?
Дочка/точка – в каком слове тон звонкий, а в каком глухой?
Удочка/уточка – чем эти слова отличаются?
Колос/голос – а эти?
Загадки на звонкость и глухость согласных
Отличный способ закрепления материала – разгадывание парных загадок. Ответов здесь два, причём ответ отличается друг от друга только произношением.
С глухим – траву она срезает,
Со звучным – листья объедает.
Ответ: коса/коза.
С «эм» приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною тает.
Ответ: мёд/лёд.
Как пишутся парные согласные звуки в конце слова
В конце слова звонкие звуки оглушаются. Пример:
- друг [друк], нож [нош], зуб [зуп].
Проверка правописания:
Чтобы узнать, какая буква находится в конце слова – звонкая или глухая, и как ее писать, нужно видоизменить слово так, чтобы в конце появилась гласная.
Пример:
урок /уроки – при комбинации с гласной становится понятно, что на конце стоит глухая буква;
снег/снега – отчётливо слышен звучный тон.
Звонкие и глухие согласные в корне слова
В середине слова находящиеся перед глухими буквами звучные тоже теряют звонкость:
- губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска].
Исключение составляют сонорные, у которых пары нет – [л], [м], [р]. Они всегда сохраняют звонкость.
В середине слова глухие тона озвончаются:
- сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба].
Проверка правописания:
Нужно преобразовать слово так, чтобы после согласной, вызывающей сомнение, появилась гласная: губки/губок, молотьба/молотить.
Разбор слова по звукам и буквам (пример)
Звукобуквенный разбор слов помогает уяснить разницу между звуками и буквами и научиться грамотно записывать слово. Такие занятия нужно проводить с 1 класса школы. Порядок фонетического разбора следующий.
Разбор слова по звукам и буквам (пример)Сначала записывают слово, делят его на слоги и определяют ударение.
Пример:
- запись слова – пижма;
- разделение по слогам – пи-жма;
- ударение – на первом слоге.
Характеризуют звуки:
- п – [п’] – согласный, глухой, мягкий;
- и – [и] – гласная под ударением;
- ж – [ж] – звонкий согласный, твёрдый;
- м – [м] — звонкий согласный, твёрдый, можно указать также, что это сонорный тон;
- а – [а] – безударная гласная.
Определяют число звуков и букв в слове. Их количество может не совпадать. В описанном примере совпадает: в слове 5 букв и 5 тонов, из которых 2 гласных и 3 согласных.
В русской речи есть звонкие и глухие согласные. При сочетании с разными гласными и согласными они могут озвончаться и оглушаться. Но при изменении произношения записываются теми же самыми буквами.
Вам понравилась статья?
Европейское португальское произношение согласных
Европейское португальское произношение согласных | Практика португальскогоДоступно в/в наличии:
Португальский и английский по большей части имеют общий алфавит, и многие звуки, связанные с каждым согласным, очень похожи.
Если вы носитель английского языка, обратите особое внимание на произношение, связанное с гласными, которое мы рассмотрим в отдельной учебной заметке, а также на следующие согласные / орграфы согласных: C , ç , CH , H , LH , M , N , NH , R , S , x и Z . Это руководство послужит обзором европейского португальского произношения согласных , но вы также должны изучить эти ссылки для получения более подробных объяснений некоторых из более сложных звуков:- Руководство по произношению европейских португальских гласных
- Тайна исчезающих звуков
- Буквы S и C
- Буква X
Португальский Пример | Английский Приблизительно | Примечания/контекст | МФА Символ | |
---|---|---|---|---|
Бб | б окамут | б овес | б | |
Копия | c эдоранний | ле сс | Перед е или я | с |
с асахауз | с и | Перед a, o или u | к | |
ЧЧ | pr ç кв, площадь | ле сс | с | |
Ч | ч увараин | ш оэ | ʃ | |
Дд | d e d палец нет d ничего | д еад | Португальский d часто произносится с чуть более выдвинутым вперед языком (больше касаясь зубов, приближаясь к «th») по сравнению с английским d. | д, д̪ |
Фф | ф игофиг | ф иг | ф | |
Гг | или г элоис | г целиком | Перед е или я | ʒ |
г атокат | г ели | Перед a, o или u | г | |
Чч | ч час | ч | Молчаливый | |
Дж | J оао | г целиком | ʒ | |
Кк | Появляется только в иностранных заимствованиях | к | ||
Лл | л уамун | л горлышко | л | |
левый | бака левый морская рыба | pae ll a (испанский) | Нет близкого приближения | ʎ |
мм | м мать | м ом | Начало или середина слова | м |
для am они были hom em man s im yes | т вл н, тхи нг | Нет близкого приближения. В конце слова или слога буква m и предшествующая гласная заменяются носовой гласной или дифтонгом. | утра → ɐ̃w em → ɐ̃j им → № ом → х мкм → ≤ | |
№ | n ничего | п или | Начало или середина слова | п |
c на tactocontact ta n toso much si n toI feel | тхи нг | Нет близкого приближения. Подобно m, в конце слова или слога буква n и предшествующая гласная заменяются носовой гласной. | и → ɐ̃ en → ẽ в → № на → х ип → ũ | |
нх | ли нх алин | ca ny on ba – o (испанский) | Нет близкого приближения. Португальский звук произносится немного дальше во рту, используя тело языка, а не кончик языка. | ɲ |
стр. | р отец | р т.е. | р | |
qu кедровый сыр | к эй | За Q всегда следует буква U, как и в английском языке. Это U обычно немое, если за ним следуют гласные E или I | .к | |
qu арторум | qu en | U в «qu-» произносится, если за ним следуют гласные A или O | кВт | |
Рр | а р улица | Нет близкого приближения. Начало слова. Произносится как гортанное r, где-то между и r и «толстым» h. Он произносится при оттягивании языка назад к язычку. Другие говорят, что это более круто. (R довольно сильно различается в зависимости от диалекта. ) | ʁ | |
co rr errun | Двойное r произносится так же, как и выше. | ʁ | ||
ca r oexpensive fica r to stay Madei r a Po r tugal | wa t er (амер. англ.) | Между гласными, в конце слога или в конце слова: произносится как лоскут/альвеолярный r. Нет близких приближений в британском английском. | ɾ | |
СС | английский s английский i s tothis | Английский ш | Перед глухим согласным (c,ç,ch,f,p,q,s,t) или в конце слова | ʃ |
ca s ahouse o s amigosдрузья | з оо | Между гласными (даже если гласный звук стоит в следующем слове) | г | |
de s ligarвыключить, отключить | г целиком | Перед звонким согласным (b,d,g,j,l,lh,m,n,nh,r,rr,v,z) | ʒ | |
Тт | т костяк | т Шт. | т | |
Вв | v инховайн | против и | против | |
Вв | Появляется только в иностранных заимствованиях | |||
Хх | x аропесироп тэ x тотекст бай x ошорт | ш оэ | Начало слова, перед согласной, после дифтонга, между гласными (и первая не е), после меня, после эн | ʃ |
или x ameexam | з оо | Между е и гласной (кроме меня) | г | |
tá x itaxi | та х я | Есть некоторые исключения из вышеупомянутых правил x, которые не следуют установленному шаблону, например, произношение «ks» в táxi. | кс | |
ГГ | Появляется только в иностранных заимствованиях. Некоторые английские слова, начинающиеся с y, пишутся с io на португальском языке, например, iogayoga и o iogurteyogurt | .|||
Зз | de z десять | Английский ш | Перед глухим согласным (c,ç,ch,f,p,q,s,t) или в конце слова | ʃ |
de z евростен евро | з оо | В конце слова следует слово, начинающееся с гласного звука | г | |
feli z к сожалению | г целиком | Перед звонким согласным (b,d,g,j,l,lh,m,n,nh,r,rr,v,z) | ʒ | |
з ерозеро а з ульблю | з оо | Везде | с |
Улучшение вашего пения: формирование сознания мягкого неба
BY: Pamelia S. Phillips и
Обновлен: 03-26-2016
Из книги: Поющие для Dummies
5555562. Купить книгу на Amazon
Чтобы сформировать и четко пропеть согласные мягкого неба, прижмите кончик языка к нижним зубам, поднимите заднюю часть языка, чтобы коснуться мягкого неба, и сформируйте губы для произнесения гласных звуков до и после согласный звук. 9Согласная 0760 K глухая, а G и NG звонкие.
При формировании согласных мягкого неба в следующей таблице следите за тем, чтобы
Задняя часть языка поднимается, чтобы коснуться нёба у мягкого неба, в то время как кончик языка продолжает касаться нижних передних зубов.
Ваши губы остаются свободными и готовыми произнести гласный звук, следующий за согласной.
Если у вас возникли проблемы со звуком K и NG , потому что английский не является вашим основным языком, попробуйте произнести sing и поглотить , чтобы почувствовать и услышать разницу между NG и K NG озвучен, а K не озвучен.
Г | НГ | К | Q |
---|---|---|---|
получить | петь | сохранить | тихий |
позолота | завис | чашка | цитата |
кровь | взрыв | ключ | ссора |
гуппи | лязг | каперсы | королева |
Если вам трудно петь согласные на мягком небе, попробуйте это. В течение первых нескольких практических занятий произносите согласный звук, изгибая середину языка так, чтобы он касался заднего края твердого неба. Убрав согласную из самой задней части горла, звук не застрянет в задней части рта.
По мере того, как вы научитесь держать спину открытой при произнесении согласных мягкого неба, вы сможете касаться задней части языка в нужном месте на мягком небе.
Эта статья из книги:
- Пение для чайников,
Об авторе книги:
Памелия С.