Разное

Согласные всегда мягкие и всегда твердые таблица: Согласные звуки: твёрдые и мягкие. Таблица в помощь – Справочник по русскому языку – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

Твердые согласные звуки – таблица (русский язык, 1 класс)

Все слова в русском языке состоят из гласных и согласных звуков, которые нужно знать и понимать, как они взаимодействуют. И если гласных звуков немного и все можно запомнить, то с согласными все несколько сложнее.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Твердые согласные звуки

Они произносятся без смягчения, но сложность состоит в том, что у большинства твердых согласных есть мягкая пара, при этом на письме они выглядят одинаково. Как их различать? Существует несколько правил. Достаточно запомнить, в какой позиции стоит звук, чтобы понять, как его произносить. Поможет разобраться в этом непростом вопросе таблица согласных звуков:

Позиция в слове

Примеры

Согласный стоит перед такими гласными, как а, о, у, ы, э

Пара, больно, пушка, мышь, мэр

Перед другой согласной

Капля, стол, просто

На конце слова без мягкого знака

Стул, холод, хлеб

В русском языке есть три согласных звука, которые всегда остаются твердыми, независимо от того, какой звук идет после них и какую позицию в слове они занимают – в начале слова, в середине или в конце. Это ж, ш и ц. Так что даже когда пишется жи и ши, то произносится [жы], [шы].

Как произносить твердые согласные звуки и обозначать их на письме

Научиться правильно произносить их не так легко, как может показаться. Если после согласной стоит гласная, то запомнить положение губ легко – при произнесении твердого согласного уголки губ не разъезжаются в улыбку, как в случае с мягкими. Запомнив такое положение, легко запомнить, как звуки произносятся и в других позициях.

Проще всего запомнить способ произнесения твердого звука как противоположного мягкому: так, если при произнесении мягкого согласного язык продвигается вперед и поднимается к небу, то в случае с твердыми согласными звуками такой перемены позиции не происходит.

При написании транскрипции, то есть разбора слова не по буквам, а по звукам, твердые согласные, в отличие от мягких, никак не обозначаются, их просто берут в квадратные скобки.

Чтобы было проще запомнить, что такое твердые согласные, можно представить себе, что это звуки, которые сидят на табуретке, в отличие от мягких, которые занимают кресло.

Что мы узнали?

Из статьи по теме 1 класса курса русского языка мы узнали: то, как произносится согласный звук, в русском языке зависит от его позиции в слове и от того, какие звуки идут после него. Так, если он стоит перед гласными а, о, у, ы, э, перед другой согласной или в конце слова (и после него нет мягкого знака), то звук произносится твердо. При его произнесении не происходит движения языка к небу, в отличие от случаев с мягким согласным звуком. Если запомнить, в какой позиции звук становится твердым, проблем с произношением не будет. Также в языке есть три звука, которые всегда являются твердыми, вне зависимости от своей позиции в слове и того, какие звуки идут следом за ними. И это ж, ш и ц. Даже если они стоят на конце слова и после них пишется мягкий знак, произнесение всегда будет твердым: [мыш], [рож] и так далее.

Тест по теме

Оценка статьи

А какая ваша оценка?

Звонкие и глухие согласные – таблица в 1 классе по русскому языку

Чтобы правильно говорить, нужно различать гласные и согласные, звонкие и глухие согласные, сонорные и шипящие. Чтобы правильно писать, нужно уяснить, какими буквами обозначаются звуки и почему письмо и произношение не всегда совпадают. Объяснить ребёнку разницу и научить их различать – это задача нашей статьи.

Содержание

Звонкие и глухие согласные — таблица для 1 класса

Согласные звуки — что это и сколько их в русском языке

С какой бы интонацией не произносилось слово – тихо или громко, выпевая или коротко, звуки, составляющие слова, легко опознаются.

Гласные и согласные звуки составляют алфавит. Всего в русском языке 42 звука, а букв — всего 33. Это потому, что некоторые буквы обозначают два звука сразу.

Однако букв в алфавите меньше – 33. Из них 2 символа обозначают мягкость или твёрдость произношения – мягкий и твёрдый знак. Из 31 литеры гласных букв 10, а согласных – 21.

Согласный — это звук, которые производятся голосом и шумом или только шумом.

Чтобы произнести гласную, задействуют только голос. Её можно не только проговорить, но и пропеть, так как при произношении рот не закрывают и воздух свободно выходит из лёгких, не встречая барьеров. Разницу в звучании гласных обеспечивает разное положение губ при произношении.

Чтобы произнести согласную, рот частично закрывают. Воздух сталкивается с препятствием и появляется характерный шум. Этот шум и есть согласная.

Звуки различают по разным признакам. Выделяют:

  • сонорные – участвует голос, губы образуют лишь небольшое препятствие: [й’], [л], [л’], [м], [м’];
  • шумные – образованные в большей степени шумом: [к], [п], [с], [т], [ф].
Сонорные и шумные согласные

Шумные тона разделяются на 2 класса:

  • звонкие – согласные, при выговаривании которых участвует и голос, и шум: [б], [в], [г], [д];
  • глухие – состоят в основном из шумов: [х], [х’], [ч’], [щ].

Другая классификация учитывает степень мягкости:

  • твёрдые – произносятся отрывисто, язык быстро прикасается к какому-то участку нёба;
  • мягкие – спинка языка изогнута и почти достигает нёба, поэтому звук формируется несколько неопределённый.

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки в таблице — парные и непарные

Звонкие и глухие звуки создают созвучные пары: [б]/ [п], [д]/ [т], [в]/ [ф]. Важно уяснить это отличие. При переложении слова на бумагу оказывается, что звучит глухая, а пишется звонкая, например:

  • пишется зуб – произносят как [зуп];
  • пишется нож – произносите как [нош].

Есть и непарные, которые перепутать невозможно. Среди звонких это [л], [м], [р], среди глухих, не имеющих пары – [х], [ц], [ч].

Шипящие и свистящие

Выделяют еще одну интересную группу – шипящие. Они состоят из шумов разного характера, голос не участвует. Различают:

  • твёрдые шипящие — [ж], [ш];
  • мягкие — [ч❜], [щ❜].

Есть еще свистящие – [c], [з], [ц].

Звонкие и глухие согласные – как объяснить ребенку

Когда и как выговаривают звучные и глухие звуки, ребёнку объяснять не нужно. Он слышит речь постоянно и быстро усваивает правила оглушения слова на конце или правильное сочетание в корне. Однако такое восприятие не помогает писать правильно.

Чтобы определить, какой же звук произносится и как его обозначить, делают так.

  1. Закрыв руками уши произносят [п], а потом [б]. Когда проговаривают [б], голос хорошо слышен. Задействуются голосовые связки и создают вибрацию, она отдаётся звоном в закрытых ушах. Если вибрация есть – тон звонкий, если нет – глухой.
  2. Можно сделать иначе. Произнести [п] и [б], прикладывая ладонь к шее с правой или левой стороны. Когда говорят звучную гулкую букву, шея под рукой вибрирует, а когда глухую – нет.

Но если проговаривать слово можно по-разному, то записывать нужно по правилам. Ребёнок должен уяснить разницу между звуками и буквами, запомнить, который из них называется глухим или звонким.

Обучают этому постепенно. Сначала малыш учится различать произношение на слух, как в вышеописанном примере. Затем разбирается, что такое звонкие и глухие буквы.

Согласные можно запомнить вот таким вот стишком:

  • звонкие — «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ»;
  • глухие — «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?  Фу!».

В ход идут цветные таблицы, где парные и непарные символы выделяют разными цветами. А еще лучше предложить ребёнку самому нарисовать схему.

Так ребенок может сам обозначить, где звонкий согласный, где глухой, и найти пару

Закрепляют урок игрой. Расселяют глухие и звучные звуки по домикам разного цвета, составляют слова, используя кубики. Полезно предложить ребёнку или дать ему самому поискать слова, которые при разном произношении меняют смысл.

Малышу намного проще запомнить урок, если он сам найдёт разницу между звуками и буквами.

Звонкие согласные звуки

Звонкая согласная вмещает в себя голос и небольшой шум. Последний возникает из преодоления барьера – положения языка, губ. К таковым причисляют:

  • парные звонкие – [б], [в], [г], [д], [ж], [з];
  • непарные – [л], [м], [н], [р], [й].

Все они имеют пару из мягких, за исключением [ж].

Мягкость и твёрдость произношения зависит не от самой буквы, а от сочетания. Если за литерой следует мягкая гласная – ё, ю, я, то их комбинация произносится мягко. Согласная превращается в свою мягкую версию, в транскрипции она отмечается как литера с чёрточкой сверху, а стоящая дальше гласная обозначается как своя собственная твёрдая пара.

Пример:

  • пёстрый – [п’ о с т р ы й];
  • белый [б’ э л ы й’].

Если за литерой стоит твёрдая гласная – а, о, у, буква произносится твёрдо и коротко.

Глухие согласные звуки

Глухой тон в большей мере формируется из шума, особенно если это шипящая. Шум формируется благодаря разному положению языка и губ. Сюда относятся:

  • парные глухие – [п], [ф], [к], [т], [ш], [с];
  • непарные – [ц], [х], [ч], [щ].

В категории также выделяют шипящие – [ж], [ш], [ч], [щ], и свистящие – [c], [з], [ц].

Если все звонкие, кроме звука ж, имеют смягчённую версию, с глухими тонами не все так просто. Некоторые – т, п, ф, имеют пару, другие – нет.

Всегда твёрдые согласные

Есть согласные, остающиеся твёрдыми, какая бы гласная за ними не стояла. В русском языке таких всего 3 – ж, ц, ш.

Примеры:

  • Слово жёрнов пишется через ё. Однако произносится твёрдо: [ж о р н о ф].
  • Пишется шёлк, через ё. Однако выговаривается как [ш о л к].
  • Если за литерой следует твёрдая гласная, то буква произносится так же жёстко: цунами – [ц у н а м и].

Всегда мягкие

Есть также согласные, которые всегда произносятся мягко: й, ч, щ. Следующая за ней согласная на произношение не влияет.

Примеры:

  • На бумаге пишут чаща, а произносит как [ч’а щ’а].
  • Пишется как тойота, а проговаривается [т о й’о т а].

Мягкость придаёт также мягкий знак после буквы. Появляется он как после звучной, так и глухой согласной. Более того, смягчение возможно после мягкой и даже абсолютно мягкой – беречь, течь.

Исключение составляет литера й. После неё мягкий знак не пишется.

Проверяем себя

Материал усвоен, если на любой вопрос о принадлежности звуковой единицы, ребёнок отвечает после проверки, не гадая. Проверку выполняют как описано выше: закрывают уши или прикладывают ладонь к шее.

Вопросы для закрепления материала

[л] – звонкий или глухой звук?

[д] – произносится звонко и приглушённо?

[п] – звучит приглушённо и или гулко?

[ж] – звонкий или глухой?

Попробуем произнести примерно тот же звук, но делая его то звучным, то глухим. Сохраняется ли смысл произнесённого слова или изменяется?

Дочка/точка – в каком слове тон звонкий, а в каком глухой?

Удочка/уточка – чем эти слова отличаются?

Колос/голос – а эти?

Загадки на звонкость и глухость согласных

Отличный способ закрепления материала – разгадывание парных загадок. Ответов здесь два, причём ответ отличается друг от друга только произношением.

С глухим – траву она срезает,

Со звучным – листья объедает.

Ответ: коса/коза.

С «эм» приятен, золотист, очень сладок и душист.

С буквой «эль» зимой бывает, а весною тает.

Ответ: мёд/лёд.

Как пишутся парные согласные звуки в конце слова

В конце слова звонкие звуки оглушаются. Пример:

  • друг [друк], нож [нош], зуб [зуп].

Проверка правописания:

Чтобы узнать, какая буква находится в конце слова – звонкая или глухая, и как ее писать, нужно видоизменить слово так, чтобы в конце появилась гласная.

Пример:

урок /уроки – при комбинации с гласной становится понятно, что на конце стоит глухая буква;

снег/снега – отчётливо слышен звучный тон.

Звонкие и глухие согласные в корне слова

В середине слова находящиеся перед глухими буквами звучные тоже теряют звонкость:

  • губки [гупки], ложка [лошка], низко [н’иска].

Исключение составляют сонорные, у которых пары нет – [л], [м], [р]. Они всегда сохраняют звонкость.

В середине слова глухие тона озвончаются:

  • сделка [з’д’элка], молотьба [малад’ба].

Проверка правописания:

Нужно преобразовать слово так, чтобы после согласной, вызывающей сомнение, появилась гласная: губки/губок, молотьба/молотить.

Разбор слова по звукам и буквам (пример)

Звукобуквенный разбор слов помогает уяснить разницу между звуками и буквами и научиться грамотно записывать слово. Такие занятия нужно проводить с 1 класса школы. Порядок фонетического разбора следующий.

Разбор слова по звукам и буквам (пример)

Сначала записывают слово, делят его на слоги и определяют ударение.

Пример:

  • запись слова – пижма;
  • разделение по слогам – пи-жма;
  • ударение – на первом слоге.

Характеризуют звуки:

  • п – [п’] – согласный, глухой, мягкий;
  • и – [и] – гласная под ударением;
  • ж – [ж] – звонкий согласный, твёрдый;
  • м – [м] — звонкий согласный, твёрдый, можно указать также, что это сонорный тон;
  • а – [а] – безударная гласная.

Определяют число звуков и букв в слове. Их количество может не совпадать. В описанном примере совпадает: в слове 5 букв и 5 тонов, из которых 2 гласных и 3 согласных.

В русской речи есть звонкие и глухие согласные. При сочетании с разными гласными и согласными они могут озвончаться и оглушаться. Но при изменении произношения записываются теми же самыми буквами.

Вам понравилась статья?

Европейское португальское произношение согласных

Европейское португальское произношение согласных | Практика португальского

Доступно в/в наличии:

Португальский и английский по большей части имеют общий алфавит, и многие звуки, связанные с каждым согласным, очень похожи.

Если вы носитель английского языка, обратите особое внимание на произношение, связанное с гласными, которое мы рассмотрим в отдельной учебной заметке, а также на следующие согласные / орграфы согласных: C , ç , CH , H , LH , M , N , NH , R , S , x и Z . Это руководство послужит обзором европейского португальского произношения согласных , но вы также должны изучить эти ссылки для получения более подробных объяснений некоторых из более сложных звуков:

  • Руководство по произношению европейских португальских гласных
  • Тайна исчезающих звуков
  • Буквы S и C
  • Буква X
.
.
Письмо
Португальский
Пример
Английский
Приблизительно
Примечания/контекст МФА
Символ
Бб б окамут б овес б
Копия c эдоранний ле сс Перед е или я с
с асахауз с и Перед a, o или u к
ЧЧ pr ç кв, площадь ле сс с
Ч ч увараин ш оэ
ʃ
Дд d e d палец
нет d ничего
д еад Португальский d часто произносится с чуть более выдвинутым вперед языком (больше касаясь зубов, приближаясь к «th») по сравнению с английским d. д, д̪
Фф ф игофиг ф иг ф
Гг или г элоис г целиком Перед е или я
 ʒ 
г атокат г ели Перед a, o или u
 г 
Чч ч час ч
наш
Молчаливый
Дж J оао г целиком
 ʒ 
Кк   Появляется только в иностранных заимствованиях к
Лл л уамун л горлышко
 л 
левый бака левый морская рыба pae ll a (испанский) Нет близкого приближения
 ʎ 
мм м мать м ом Начало или середина слова м
для am они были
hom em man
s im yes
т вл н, тхи
нг
Нет близкого приближения. В конце слова или слога буква m и предшествующая гласная заменяются носовой гласной или дифтонгом.
 утра → ɐ̃w 
 em → ɐ̃j 
 им → № 
 ом → х 
 мкм → ≤ 
n ничего п или Начало или середина слова п
c на tactocontact
ta n toso much
si n toI feel
тхи нг Нет близкого приближения. Подобно m, в конце слова или слога буква n и предшествующая гласная заменяются носовой гласной.
 и → ɐ̃ 
 en → ẽ 
 в → № 
 на → х 
 ип → ũ 
нх ли нх алин ca ny on
ba o (испанский)
Нет близкого приближения. Португальский звук произносится немного дальше во рту, используя тело языка, а не кончик языка. ɲ
стр. р отец р т.е. р
QQ qu кедровый сыр к эй За Q всегда следует буква U, как и в английском языке. Это U обычно немое, если за ним следуют гласные E или I к
qu арторум qu en U в «qu-» произносится, если за ним следуют гласные A или O кВт
Рр а р улица Нет близкого приближения. Начало слова. Произносится как гортанное r, где-то между и r и «толстым» h. Он произносится при оттягивании языка назад к язычку. Другие говорят, что это более круто. (R довольно сильно различается в зависимости от диалекта. )
 ʁ 
co rr errun Двойное r произносится так же, как и выше.
 ʁ 
ca r oexpensive
fica r to stay Madei r a
Po r tugal
wa t er (амер. англ.) Между гласными, в конце слога или в конце слова: произносится как лоскут/альвеолярный r. Нет близких приближений в британском английском.
 ɾ 
СС английский s английский
i s tothis
Английский ш Перед глухим согласным (c,ç,ch,f,p,q,s,t) или в конце слова ʃ
ca s ahouse
o s amigosдрузья
з оо Между гласными (даже если гласный звук стоит в следующем слове) г
de s ligarвыключить, отключить г целиком Перед звонким согласным (b,d,g,j,l,lh,m,n,nh,r,rr,v,z) ʒ
Тт т костяк т Шт. т
Вв v инховайн против и против
Вв Появляется только в иностранных заимствованиях
Хх x аропесироп
тэ x тотекст бай x ошорт
ш оэ Начало слова, перед согласной, после дифтонга, между гласными (и первая не е), после меня, после эн ʃ
или x ameexam з оо Между е и гласной (кроме меня) г
x itaxi та х я Есть некоторые исключения из вышеупомянутых правил x, которые не следуют установленному шаблону, например, произношение «ks» в táxi. кс
ГГ   Появляется только в иностранных заимствованиях. Некоторые английские слова, начинающиеся с y, пишутся с io на португальском языке, например, iogayoga и o iogurteyogurt
Зз de z десять Английский ш Перед глухим согласным (c,ç,ch,f,p,q,s,t) или в конце слова ʃ
de z евростен евро з оо В конце слова следует слово, начинающееся с гласного звука г
feli z к сожалению г целиком Перед звонким согласным (b,d,g,j,l,lh,m,n,nh,r,rr,v,z) ʒ
з ерозеро
а з ульблю
з оо Везде с

Улучшение вашего пения: формирование сознания мягкого неба

BY: Pamelia S. Phillips и

Обновлен: 03-26-2016

Из книги: Поющие для Dummies

5555562. Купить книгу на Amazon

Чтобы сформировать и четко пропеть согласные мягкого неба, прижмите кончик языка к нижним зубам, поднимите заднюю часть языка, чтобы коснуться мягкого неба, и сформируйте губы для произнесения гласных звуков до и после согласный звук. 9Согласная 0760 K глухая, а G и NG звонкие.

При формировании согласных мягкого неба в следующей таблице следите за тем, чтобы

  • Задняя часть языка поднимается, чтобы коснуться нёба у мягкого неба, в то время как кончик языка продолжает касаться нижних передних зубов.

  • Ваши губы остаются свободными и готовыми произнести гласный звук, следующий за согласной.

Если у вас возникли проблемы со звуком K и NG , потому что английский не является вашим основным языком, попробуйте произнести sing и поглотить , чтобы почувствовать и услышать разницу между NG и K NG озвучен, а K не озвучен.

Практика G, NG, K и Q
Г НГ К Q
получить петь сохранить тихий
позолота завис чашка цитата
кровь взрыв ключ ссора
гуппи лязг каперсы королева

Если вам трудно петь согласные на мягком небе, попробуйте это. В течение первых нескольких практических занятий произносите согласный звук, изгибая середину языка так, чтобы он касался заднего края твердого неба. Убрав согласную из самой задней части горла, звук не застрянет в задней части рта.

По мере того, как вы научитесь держать спину открытой при произнесении согласных мягкого неба, вы сможете касаться задней части языка в нужном месте на мягком небе.

Эта статья из книги:

  • Пение для чайников,

Об авторе книги:

Памелия С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *