Разное

Согласные твердые звуки буквы – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Предмет: Русский язык

Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.

Цель: учить распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами.

Задачи:

  • учить слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • познакомить с обозначением на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е,ё,ю,я,и;
  • расширять и активизировать словарный запас;
  • уточнять ориентировки в пространстве;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике;
  • развивать внимание, восприятие, память, мышление.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.1 урок в блоке из 14уроков.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием ИКТ), игра

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: шарики СуДжок, изографы, карточки со словарными словами “лисица”, “заяц”, “медведь”; мнемотаблица для “снежной кучи”, снежинки; карточки с половиной слов; карточки для наблюдения за произношением согласных; карточки со слогами; карточки для игры “Разложи пирожки”; карточки с заданиями; ноутбук; видео; видеофизминутка; карточки с правилом и темой урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Физминутка “Морская”.

Для повторения изученного применяется стратегия   “Незаконченное предложение”. Отвечают на вопросы.

– Жи-ши пиши (с буквой и)

– Ча-ща пиши (с буквой а)

– Чу-щу пиши (с буквой у)

– Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)

–  Букв в русском алфавите? (33)

– Гласных букв? Согласных?

– Наша речь состоит (из предложений)

– Предложения (из слов)

– Звуки мы (говорим, слышим)

– Буквы мы (пишем, читаем, видим)

– Какой сегодня день недели?

II.  Чистописание.

Пальчиковая гимнастика шариками СуДжок.

-Игра “Ладушки”. В парах

На доске написаны 2 ряда  букв.

-Что это за буквы? (гласные)

-Правильно это сестрички гласные: старшие и младшие, строгие и ласковые.   

Запись числа и письмо гласных с доски.

А ы у э о

Я и ю е ё

III.Словарная работа.

Коррекция зрительного восприятия.

-Ребята, сегодня мы отправимся в Лесную школу, где учатся зверята и будем помогать им.   Но сначала узнаем лесных жителей.

Изографы (лисица, заяц, медведь) – это словарные слова. С каким словарным словом мы познакомились недавно? (заяц)

Карточка: вставьте букву. Запишите слово заяц, подчеркните безударную гласную.

 – Прочитайте слова, буквоед съел половину слова: волк, мышка, зима.

-Какое слово лишнее? Почему? Зима – самое холодное время года.

 -Хорошо. Поиграем в игру “Снежный ком”.

– К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали. (Зима (какая?) холодная, суровая, ранняя, снежная, морозная, теплая, красивая…)

Поиграем в еще одну игру “Снежная куча”. Волшебная, сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.(игра из статьи- Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи)

 

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово – птица – снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Осталось несколько снежинок, возьмите, они нам еще пригодятся.

IV. Основная часть.

А. Знакомство с темой урока.

Вопрос: что может быть мягким ?- подушка, хлеб, шапка, матрас, а твердым ? – камень, лед, дерево. Верно. Но, оказывается, мягкими или твердыми могут быть звуки речи – согласные

-Спешим на урок в Лесную школу. (Приложение2. видео: Шишкина школа. Русский язык. урок 53. – фрагмент – 2 мин).

Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Итак, тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Б.Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных.

– Посмотрим, как рычит маленький медвежонок? Ри-ри-ри

А его мама совсем по-другому? Ры-ры-ры

В рычании медвежонка слышится мягкий звук р, а в рычании его мамы твердый звук р.

Перед нами медвежонок, и он очень мил, а на втором рисунке кто-то мыл руки. В слове мил – мы слышим? Мягкий звук, а в слове мыл? Твердый звук.

В. Первичная проверка усвоения знаний.

А сейчас игра “Разложи пирожки”. Работа на доске.

– Перед нами две корзины, в одну надо сложить пирожки вчерашние, твердые, а в другую – мягкие.

Ваша задача – правильно их разложить, но помните, в твердых пирожках начинка начинается с твердого согласного звука, а в мягких – с мягкого.

– Итак, пирожок с мясом (слово мясо начинается с мягкого звука, значит этот пирожок мягкий, кладем его в правую корзину и т.д. Запишем слово- мясо. Подчеркнем двумя чертами.

Приложение 1

Мясо

Рыба

Рис

Сыр

Вишня

Г. Видеофизминутка. https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs

-Что мишка говорил неправильно? Рясь, а нужно –раз

Д. Дифференциация гласных. Чтение слогов.

-Согласная буква одна, а может обозначать и твердый звук и мягкий.

-Чтение слогов.

-Почему твердый согласный вдруг становится мягким, что его смягчает? (гласный, который идет за ним).

Перед и ри согласный смягчается, а перед ы – остается твердым ры.

Все дело в гласных, перед старшими строгими сестричками Чтение правила согласные твердые.

А перед младшими Чтение правила согласный остается мягким.

Е.Закрепление. Самостоятельная работа. (индивидуальная карточка у каждого)

Карточка. Подчеркни твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.

Карточка “Буквы потерялись”

Вставь букву.

Карточка “Найди ошибки

Гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Верните гласные на место.

Ката грела утуг.

Лампа горыт ярко.

Луба и Рая лепат птичку.

Зеленый люк очень полезен.

Игра “Превращение” . Вы волшебники: нужно слоги с твердым согласным заменить слогами с мягким согласным и наоборот.

Ва-

Му-

Ры-

Ме-

Лё-

V. Итог урока. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

-Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я,е,ё,ю,и).

-А какие твердость? (а,о,у,ы,э)

-Поднимите руку те, кто может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”.

У вас у каждого лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке.

Поднимите большую снежинку – отлично работал, справился со всеми заданиями.

Маленькую – работал хорошо, но мог бы и лучше.

19.03.2017

urok.1sept.ru

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Разделы: Начальная школа


Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • Определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
  • Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Познают глубины русского языка.

Оборудование: ИКТ (доска), тетради, цветные карандаши, д/игра «Беговые дорожки», раздаточный материал, снежинки.

Презентация

Ход урока

I. ОРГ. Момент

1. Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

2. Чистописание.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите число в тетради, сегодня ….. декабря.

Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. (Показ)

Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2. Дифференциация согласных, Развитие фонематического слуха.

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра «Беговые дорожки»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный? (зеленая дорожка). Если твердый? (синяя)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Подведите итоги: какой «спортсмен» победил.(Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку.)

3. Работа над словарными словами (записать в два столбика)

Игра твёрдый – мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная), А как мы называем такие слова? (словарные). Давайте запишем их в тетрадь_ сначала слова Тима, затем Тома.(пишем, проверяем). Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов.

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

  • Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)
  • Какие это согласные?(мягкие)
  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)
  • Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)
  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Показ

Эти гласные дружат с Тимом.

3. Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

4. а) Игра «Превращение»

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение»

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., лё – … /

б) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

в) «Буквы потерялись» /индивид. карточки/

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы

  • б…нан
  • л…мон
  • п…рсик
  • вишн…
  • гр…ша
  • мандар…н

/Читают слова, называют гласные/

5. «Найди ошибки» (работа у доски + списывание первого предложения и разбор его по членам предложения)

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. ( Меняем гласные)

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (пишут).

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

6. а) «Найди пару» (работа в парах)

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нём находятся слова.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

На столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

4.02.2012

urok.1sept.ru

Звуки и их обозначение буквами. Твердые и мягкие согласные звуки. 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формирование умения распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки, обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью мягкого ь знака;
  • развитие у обучающихся умения наблюдать за произношением слов;
  • воспитание любви к русскому языку; развитие умения наблюдать и сравнивать; логического мышления.

Задачи урока: научить распознавать твёрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце с помощью мягкого знака;

  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать речь;
  • создать ситуацию успеха, поиска, через воспитание, развитие логического мышления.
  • Тип урока: урок анализа и решения учебной задачи.

    Оборудование: Полякова А. В. Русский язык: Учебник для 1 класса, плакат 65-летие Победы, карточки для работы в парах, алфавит, оформлена доска.

    Планируемые достижения: обобщить знания учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

    ПРОЕКТ УРОКА

    1. Начало урока

    Ученик (слабый) называет буквы алфавита по таблице, дети занимают свои места.

    2. Эмоциональный настрой на урок

    Пусть каждый день и каждый час
    Вам доброе приносит.
    Пусть добрым будет ум у вас,
    А сердце умным будет.

    Желаю вам успехов и творческих удач!

    3. Минутка чистописания

    На доске слова: тетрадь, день, букварь, читать, учитель

    – Что это? (слова)

    – Почему так считаете? (без смысла)

    – Прочитать слова с вопросами. :

    – Какая общая тема объединяет слова? (школа)

    – Какое слово лишнее? (читать – отвечает на вопрос что делать? а остальные слова отвечают на вопрос что? кто?; день – односложное слово, остальные двусложные и трехсложные; букварь – начинается с твердого согласного звука; учитель – начинается с буквы гласного)

    – Что общего во всех этих словах? (мягкий знак в конце слова указывает на мягкость согласного звука ; во всех словах букв больше, чем звуков.)

    – Какую букву будем писать на чистописании? (ь)

    – Прочитаем хитрый вопрос: Для чего нужен мягкий знак ь?

    дь нь рь ть ль (писать быстро, аккуратно, красиво)

    – Кто закончит работу, поднимет руку, скажет слово с мягким знаком на конце.

    4. Изучение нового материала. Распознавание твердых и мягких согласных звуков.

    а) Словарно-орфографическая работа. На доске рисунок:

    – Какие слова спрятались на рисунке? (Москва, Россия)

    – Что означает слово “Москва”? (Этому слову не менее 4-5 тысяч лет. Слово Москва связано со скифским словом “маск” – скот, стада прирученных животных у древних людей считались главным богатством. Люди использовали “маски” (изображения звериных морд) на многих праздниках, как бы желая умножить свои стада. Название нашей страны – Россия. Столица России – город Москва.)

    – Почему эти слова написаны с большой буквы? (это имена собственные)

    – Запишите слова: Москва, Россия . Назовите слова родственные данным (россияне, москвичи, российский, московский, Русь).

    – Допишем слово, определим количество букв и звуков. Русь – 4б., 3 зв.

    – Какое важное событие готовится отметить Россия? (65-летие Победы)

    – Назовите родственное слово к слову победа: победить – 8б., 7 зв.

    – Что общего с минуткой чистописания? (есть слова с мягким знаком )

    ФИЗМИНУТКА

    б) Развитие речи. Москва, Россия, Победа.

    Составьте с этими словами предложения. (Устно. Лучшее предложение записали.)

    :. (подчеркнуть главные члены предложения - грамматическую основу)

    Москва не сразу строилась. Как вы понимаете это предложение?

    – Можно ли ваши предложения объединить одной темой? Какой? (Родина)

    в) Работа с учебником.

    – Откройте учебник страница 52, найдите упражнение 61.

    – Какое задание первое? (прочитать) :

    – Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.

    – Какие из них произносятся мягко?

    Вывод: (согласные звуки в словах могут звучать твердо или мягко с. 52)

    ФИЗМИНУТКА

    – Что увидели на доске? (слова) нёс нос мал мял лук люк

    – На какие группы можно их разделить? (первые буквы в словах читаются мягко или твердо)

    – Какое различие в звуковой записи твердого и мягкого согласного?

    Посмотрите в учебнике. Кто может на доске показать?

    – Посмотрите упражнение 62 на странице 53, прочитайте его.

    – Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.

    – Какие это звуки? Твердые или мягкие?

    – Какая буква написана после выделенных букв? (ь)

    – Сколько предложений прочитали? Как же вы определили?

    – Прочитайте последнее предложение. Запишите его. (Приучайтесь труд любить).

    – Подчеркните букву, которая обозначает мягкость согласного звука.

    – Какую букву подчеркнули? (ь)

    – Ещё раз прочитайте вопрос урока. Для чего нужен мягкий знак ь?

    Вывод ( стр53. Буква ь (мягкий знак) не обозначает звука. Мягкий знак показывает, что соглас-ный звук перед ним произносится мягко.)

    – Кто запомнил правило? Может повторить? :

    5. Закрепление. Работа в парах.

    У вас лежат карточки. Это работа учеников 1 класса. Они написали диктант.

    Вам прочитать, исправить ошибки, можно красным карандашом, пастой.

    Теперь поменяйтесь с соседом карточками. Проверьте друг друга: сумели ли найти ошибки ваши товарищи. Ставьте плюс “+”, если верно у товарища.

    Диктант.

    В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.

    – Кто поставил 4 “+”? Кто ни одного?

    – Какая буква не обозначает звука? (ь) – Для чего нужен мягкий знак ь?

    6. Итог урока

    – Чему учились на уроке?

    – Что узнаете о мягком знаке?

    7. Рефлексия Спасибо, ребята, за урок. Сегодня подарю вам своё сердечко.

    1.02.2011

    urok.1sept.ru

    Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

    Привет, ребята! Я так рада опять с вами встретиться! У меня замечательное настроение, и я решила прогуляться.

    – А я говорю 21.

    – Ничего ты не знаешь! Не 21, а 36!!

    – Ты не права.

    – Нет, это ты не прав.

    – Нет, ты.

    – нет, ты.

    Что это? Вы слышите, кто-то ссорится. Давайте поможем разобраться….

    – Это ты ничего не знаешь, точно 21!!!

    – Да точно 36, я уверена.

    – Добрый день. О чём это вы спорите?

    – Я говорю, что в русском языке 21 согласная, а Вика – что 36. Просто ерунду какую-то говорит!

    – И никакую не ерунду. Я где-то это читала, но забыла, где именно.

    – Стоп. Давайте будем разбираться. Ведь ваш спор может перерасти в ссору. А если уж вы решили поспорить, надо не просто что-то утверждать. Необходимо свою точку зрения доказывать.

    Итак, для начала давайте вспомним русский алфавит.

    АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

    В нём 33 буквы. Теперь давайте посчитаем только согласные. Вы помните, согласные буквы обозначают те звуки, при произнесении которых во рту образуется преграда – на мгновение могут сжаться губы, или зубы, может к ним прижиматься язык, или сжиматься горло… И ещё… Буквы мы видим и пишем. А вот произносим и слышим мы звуки. Итак, вот согласные буквы.

    АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

    Их 21.

    – Вот видишь, я же говорил, что я прав.

    – Не спеши. Я ещё не закончила. Да, действительно, согласных букв 21. Но давайте послушаем, как они произносятся в речи. Вот послушайте пары слов и обратите внимание на то, как звучат согласные звуки в начале слов в каждой паре:

    мал — мял, рад — ряд, кот — кит, был — бил, лук-люк.

    – Да-да, я знаю. В слове МАЛ первый звук – [М]. Он звучит твёрдо. А в слове МЯЛ – [М/] звучит мягко. Вот этот значок обозначает, что звук мягкий. РАД начинается с твёрдого согласного звука [Р], РЯД – с мягкого звук [Р]/. КОТ– [К], КИТ – [К/], БЫЛ – [Б], БИЛ – [Б/], ЛУК – [Л], ЛЮК – [Л/].

    – Так это что, получается, что каждую согласную букву можно назвать двумя звуками, твёрдым и мягким?

    – Нет, это не совсем так. Мы уже знаем, что согласных букв всего двадцать одна. Пятнадцать из них – это буквы, которые могут обозначать как мягкие, так и твёрдые согласные звуки. Это буквы Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х. Их называют парными по твёрдости-мягкости.

    Для обозначения звуки записываются теми же буквами, но при этом используют квадратные скобки. Вот посмотрите:

    Это значит, 15 букв обозначают 30 звуков.

    Но в алфавите есть согласные буквы, которые обозначают только один звук. Это буквы Ж, Ш, Ц. Они обозначают только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц].

    Есть и ещё 3 согласные буквы – Й, Ч, Щ, которые обозначают только мягкие согласные звуки [й/], [ч/], [щ/].

    Вот и получается, что согласных букв двадцать одна, а согласных звуков – тридцать шесть. Из них 30 – парные по твёрдости-мягкости, 3 твёрдых и 3 мягких. Так что, спорить вам совершенно не стоило.

    Надо было просто разобраться. Миша, ты утверждал, что их 21, говоря о согласных буквах, а ты Вика говорила – 36, имея в виду согласные звуки. Вы оба были правы, но просто не понимали, что говорите о разном.

    Ну, а теперь давайте вспомним, почему одни и те же буквы могут обозначать 2 звука – твёрдый и мягкий.

    Посмотрите внимательно на несколько пар слов:

    Мал – мял, мыл – мил, Тома – Тёма, лук – люк, мэр – мера.

    – Я помню. Мы ещё в 1 классе узнали, что, если после согласного стоят гласные А, О, У, Ы, Э или другие твёрдые согласные, то этот согласный звучит твёрдо, как в словах мал, мыл, Тома, лук, мэр.

    А ещё, например, торт, класс, где тоже все согласные – твёрдые.

    А я знаю, что, если после согласного стоят буквы я, е, ё, ю, и, то согласные перед ними звучат мягко. Это хорошо слышно в словах мял, мил, Тёма, люк, мера.

    И ещё. Когда мы записываем звуковой строй слов с мягкими согласными, вот что получается:

    Например, записываем слово мял, а звучит [м/ал]. Буква я смягчила предыдущий согласный, но при этом потеряла звук [й/]. Так же и с остальными йотовыми гласными ё, е, ю. Например, Люк – [л/ук], мера [м/эра], Тёма [т/ома].

    – А вот после букв Ж, Ш пишется буква И, но произносятся они все равно твёрдо. Например, жил, шил.

    А букве Ц – всё равно. После неё в некоторых словах пишется И, а в других – Ы. Но, все равно, ц всегда произносится твёрдо. Например, цирк, цыплёнок. И в одном слове, и в другом она звучит твёрдо – [цы]

    И совсем иное у согласных Ч и Щ. После них не пишутся буквы Я и Ю. Только А и У. Чаща, чудо, щука. Но при этом звуки [ч/], [щ/] всегда звучат мягко.

    Мягко всегда звучит и звук [й/], хотя после него никогда не стоят буквы я, ю, е, ю, и.

    – Вы просто молодцы! Очень хорошо помните то, с чем познакомились в 1 классе. Только про одну букву вы всё-таки забыли. А она тоже подсказывает, что согласная, стоящая перед ней, произносится мягко. Это…

    Мягкий знак!!!

    – Конечно. Мягкий знак указывает на то, что стоящая перед ней согласная произносится мягко. Например, день, соль, коньки.

    Ну вот, мы и вспомнили о твёрдых и мягких согласных. А сейчас давайте ещё раз повторим все то, о чем сегодня говорили.

    * В русском языке двадцать одна согласная буква и тридцать шесть согласных звуков.

    * Буквы Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х являются парными по твёрдости-мягкости, т.е. могут обозначать как твёрдые, так и мягкие звуки.

    * Буквы Ж, Ш, Ц обозначают только твёрдые звуки.

    * Буквы Ч, Щ, Й обозначают только мягкие звуки.

    * Если после согласного стоят буквы я, е, ё, ю, и, или ь то эти согласные звучат мягко.

    * Если после согласного стоят буквы а, э, о, у, ы то эти согласные звучат твёрдо.

    А теперь нам пора прощаться. И, конечно, не забудьте. Если вы о чём-нибудь спорите, не старайтесь убедить собеседника громким криком. Это ни к чему, кроме ссоры, не приведёт. Постарайтесь пользоваться фактами из специальной литературы, например, из учебника, или из энциклопедии, или из другого достоверного источника. И тогда вы не поссоритесь со своими друзьями, а только приобретёте новые знания.

    До свидания, ребята!

    videouroki.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *