Содержание основных принципов воспитания: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор
11. Характеристика принципов воспитания.
Принципы воспитания – исходные руководящие педагогические положения, отражающие закономерности процесса воспитания и являющиеся нормами деятельности воспитателей. В своей совокупности они определяют содержание, организацию и методику процесса воспитания. Принципы воспитания – это ничто иное, как многолетний опыт воспитателей и результаты научных исследований.
Систему основных принципов воспитания составляют следующие принципы:
научности и целеустремленности;
воспитания личности в процессе учебно-профессионального труда;
воспитания личности в коллективе и через коллектив;
индивидуального подхода к воспитываемым;
сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них;
опоры на положительное в личности, в воспитательном процессе;
единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий.
Принцип научности требует организовывать воспитательный процесс на научной основе. Это значит, что воспитатели должны опираться на знания психологии, педагогики, социологии, права и других наук в процессе воспитания, а также правильно планировать его, целесообразно и творчески выбирать методы, средства, формы воспитания с учетом условий и конкретных задач воспитания.
Принцип целеустремленности подчеркивает, что воспитатели должны хорошо знать цели и задачи воспитания, четко и ясно представлять, какие качества нужно формировать у личности. В процессе воспитания они должны проявлять творчество, настойчивость, упорство, твердость в преодолении трудностей, педагогическое терпение.
Принцип воспитания личности в процессе учебно-профессионального труда утверждает, что в общественно полезном труде человек осознает себя личностью, членом социальной группы, общества. При различных видах умственного и физического труда развиваются способности личности, формируется чувство коллективизма, потребность во взаимопомощи и взаимовыручке, бережное отношение к результатам труда, дисциплинированность, трудолюбие и другие нравственные качества.
Суть принципа воспитания личности в коллективе и через коллектив заключается в необходимости использования в процессе воспитания большой воспитательной силы коллектива. В нем быстрее и всесторонне познаются индивидуальные особенности его членов, их способности, интересы, черты характера, ускоряется процесс всесторон-него развития личности. Коллектив оказывает постоянное воспитательное воздействие на своих членов через общественное мнение, традиции и характер взаимоотношений в нем. Однако воспитательная сила коллектива определяется степенью его зрелости, целеустремленностью, активностью, сплоченностью, взаимной требовательностью и дисциплинированностью.
Принцип индивидуального подхода к воспитываемым имеет очень важное значение в воспитании. Он требует, чтобы воспитатели глубоко и всесторонне знали индивидуальные особенности воспитываемых (направленность, темперамент, характер, способности, жизненный опыт) и с учетом их применяли методы воспитания, средства и приемы воздействия, которые дают наибольшую эффективность в процессе воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что, если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Воспитывать личность, не зная ее индивидуальности,– невозможно.
Принцип сочетания требовательности к воспитываемым с уважением их достоинства и заботой о них подчеркивает, что требовательность является неотъемлемым, обязательным элементом воспитания. Без систематической и разумной требовательности не может быть и эффективного воспитательного процесса, но она должна быть педагогической, то есть справедливой, целесообразной в конкретных условиях, негрубой, сочетаться с уважением достоинства воспитываемых и заботой о них, быть постоянной и предъявляться ко всем без исключения.
Принцип опоры на положительное в личности, в воспитательном процессе требует от воспитателей опираться на положительное в личности и в социальном окружении. Закрепление и развитие положительных качеств, поддержка малейших успехов воспитываемых, их стремления исправиться дает возможность воспитателям вытеснять то отрицательное, что есть в личности. Человек не рождается плохим или хорошим, таким он становится в процессе воспитания. Задача воспитателя состоит в том, чтобы найти хорошее в личности и использовать его для духовного роста, развития сознания и воли, становления сильного характера воспитуемого.
Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий подчеркивает, что все субъекты процесса воспитания обязаны предъявлять единые требования к воспитываемым, согласовывать свои действия, не отвергать ранее достигнутое в процессе воспитания, а наращивать все то положительное, что было сформировано у воспитываемых в семье, школе, студенческой учебной группе или трудовом коллективе.
Все принципы воспитания находятся в тесном единстве и взаимодействии. Каждый из них применяется не изолированно, а в тесной связи друг с другом, что обеспечивает их эффективность и действенность.
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
Copyright © 2008-2012 Муниципальное казенное общеобразовательное учереждение “Репьевская средняя общеобразовательная школа”. 396370, с. Репьевка, ул. Спортивная, д. 11 С вопросами и предложениями касающимися оформления и содержания сайта, обращайться WEBmaster |
1949 г. Ральф В. Тайлер публикует основные принципы учебной программы и обучения
1949 г. Ральф В. Тайлер публикует основные принципы учебной программы и обученияИстория образования: избранные моменты ХХ века
Незавершенная работа под редакцией Даниил Щугуренский
Департамент образования взрослых, общественного развития и психологического консультирования,
Институт исследований в области образования Онтарио Университета Торонто (OISE/UT)
1949
Ральф В. Тайлер публикует
Основные принципы учебной программы и обученияС публикацией «Основных принципов учебной программы и обучения» Ральф В. Тайлер не мог и предположить, что его маленькая книга всего из восьмидесяти трех страниц оставит такой неизгладимый след в области теории учебных программ, а также в преподавании. практики в американских государственных школах. В 1949 году Тайлер, вероятно, не мог предсказать, что со временем он станет самым известным человеком в учебных программах Соединенных Штатов. Тем не менее, это именно тот курс, по которому его карьера пойдет в середине двадцатого века.
Ученик Чарльза Джадда в Чикагском университете, Ральф В. Тайлер получил степень доктора философии. в 1927 году. Примерно десять лет спустя он занял видную должность в рамках восьмилетнего исследования в качестве директора по исследованиям для персонала по оценке. На этой должности Тайлер первоначально сформулировал свой подход к исследованиям в области образования, основанный на убеждении, что успешные методы преподавания и обучения могут быть определены в результате научных исследований. Применяя такие методы во время восьмилетнего обучения, Тайлер вскоре определил, что оценка поведения учащихся оказалась очень подходящим средством для определения успехов или неудач в учебе. В Оценка и запись успеваемости учащихся, Тайлер написал:
Подходящим является любое устройство, которое предоставляет веские доказательства прогресса учащихся в достижении образовательных целей. .. Выбор методов оценки должен производиться с точки зрения пригодности этого метода для вид поведения, подлежащий оценке (Tyler, процитировано у Pinar, стр. 136).
Здесь мы видим зачатки размышлений Тайлера о важности поведенческих целей для процесса обучения. Другими словами, Тайлер пришел к выводу, что любая цель обучения должна определяться поведением учащихся в классе. Со временем такие цели станут краеугольным камнем принятия решений по учебным программам и стратегий обучения в американских государственных школах.
Спустя десять лет после завершения работы над «Восьмилетним исследованием» Тайлер был готов формализовать свои мысли об исследованиях в области образования и поведенческих целях, опубликовав «Основные принципы учебной программы и обучения». В этом коротком тексте, который первоначально был программой одного из его курсов в Чикагском университете, Тайлер расширил концепции, которые он начал формулировать во время восьмилетнего обучения. В частности, эта работа была сосредоточена на административных аспектах учебной программы и призывала к применению четырех основных принципов при разработке любого учебного проекта. Эти четыре основных принципа включают:
1. Определение соответствующих целей обучения.
2. Создание полезного опыта обучения.
3. Организация обучения таким образом, чтобы иметь максимальный кумулятивный эффект.
4. Оценка учебного плана и пересмотр тех аспектов, которые не доказали свою эффективность.
В результате основных принципов роль куратора и преподавателя перешла к роли ученого. При разработке любой учебной программы с использованием метода Тайлера необходимо установить гипотезы, непосредственно связанные с ожидаемыми результатами обучения учащихся. По мере того, как учебная программа принимается, учителя и кураторы становятся научными наблюдателями, определяя, действительно ли их учебные гипотезы демонстрируются поведением учащихся. После применения учебной программы преподаватели возвращаются к учебным планам, чтобы внести любые коррективы, чтобы обеспечить надлежащие результаты в классе. В этом случае учащиеся ни на каком уровне не участвуют в планировании или реализации своего образования; скорее, они исключительно берут на себя роль объекта исследования.
Основной принцип Тайлера широко приветствовался в классах и текстах учебных программ по всей территории Соединенных Штатов в 1949 году. Их функциональные возможности были хорошо восприняты, и учителя в целом оценили легкость, с которой их можно было применять для планирования повседневной работы. Фактически, прошло почти тридцать лет, прежде чем в адрес работы Тайлера была высказана какая-либо серьезная критика. И к тому времени его подходы настолько укоренились в школьной практике, что радикальная критика его подходов не оставила заметных изменений в реализации учебной программы в государственных школах.
Источник:
Пинар В., Рейнольдс В., Слэттери П. и Таубман П. (ред.) (1995). Понимание учебного плана. Нью-Йорк: Питер Лэнг.
Подготовлено Элисон Крайдер (UCLA)
Вернуться к индексу
Руководящие принципы преподавания и обучения штата Висконсин
Обзор
Руководящие принципы преподавания и обучения штата Висконсин служат основой для разработки и внедрения всех академических стандартов. Все образовательные инициативы руководствуются важными и часто негласными подходами или принципами преподавания и обучения и находятся под их влиянием. Руководящие принципы преподавания и обучения предоставляют пробный камень для практик, которые действительно влияют на видение каждого ребенка, выпускника которого готовят к поступлению в колледж и карьере. Принципы информируют о том, что происходит в классе, о реализации и оценке программ, а также напоминают нам о наших собственных ожиданиях от учащихся.
Краткий обзор руководящих принципов
DPI подготовила краткий обзор, в котором освещаются соответствующие исследования и ресурсы, поддерживающие основные предпосылки этого принципа. Эти краткие сведения также доступны в качестве приложения к документам по стандартам штата Висконсин по английскому языку, математике и грамотности по всем предметам.
Каждый учащийся имеет право учиться
Мы как образовательное сообщество несем коллективную ответственность за то, чтобы каждый ребенок получил высококачественное, сложное образование, направленное на максимальное раскрытие потенциала, образование, которое отражает и расширяет его способности и интересы. Эта вера в право каждого ребенка учиться формирует основу справедливого преподавания и обучения. Следующие пять принципов не могут существовать без этой приверженности, направляющей нашу работу.
Соответствующее краткое исследование
Инструкции должны быть строгими и актуальными Чтобы понять мир, в котором мы живем, мы все должны кое-чему научиться. Каждый школьный предмет состоит из ядра основных знаний, которые являются глубокими, богатыми и жизненно важными. Каждому ученику, независимо от возраста и способностей, необходимо научить этому важному знанию. То, чему учатся учащиеся, коренным образом связано с тем, как они учатся, и успешное обучение сочетает содержание дисциплины с процессами увлекательной учебной среды, которая меняется в соответствии с динамичными потребностями всех учащихся.
Соответствующее краткое исследование
Оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения. Методы целенаправленной оценки помогают учителям и учащимся понять, где они были, где они находятся и куда они могут пойти дальше. Ни одна оценка не может предоставить достаточную информацию для планирования преподавания и обучения. Использование различных типов оценивания в рамках обучения дает полезную информацию о понимании и успеваемости учащихся. Педагоги должны использовать эту информацию для руководства своей собственной практикой и в сотрудничестве с учащимися и их семьями, чтобы размышлять об обучении и ставить будущие цели.
Соответствующее исследование
Преподавание и обучение — это процессы сотрудничества. Сотрудничество приносит пользу преподаванию и обучению, когда оно происходит на нескольких уровнях: когда учащиеся, учителя, члены семьи и сообщество коллективно отдают приоритет образованию и участвуют в мероприятиях, поддерживающих местные школы, преподавателей и учащихся; когда преподаватели сотрудничают со своими коллегами, чтобы поддерживать инновационные методы работы в классе и возлагают большие надежды на себя и своих учеников; и когда учащимся предоставляется возможность работать вместе для достижения академических целей таким образом, чтобы улучшить обучение.
Соответствующее краткое исследование
Каждый учащийся учится. Хотя нет двух учеников, приходящих в школу с одинаковой культурой, способностями к обучению, базовыми знаниями или опытом, и нет двух учеников, которые учатся совершенно одинаково, уникальная личная история каждого ученика обогащает классы, школы и общество. Это разнообразие является нашим самым большим образовательным активом.
Соответствующий обзор исследования
Значимое обучение происходит в среде, где частью обучения являются творчество, осведомленность, исследование и критическое мышление. Адаптивная учебная среда адаптируется к индивидуальным потребностям каждого учащегося и поощряет обучение, поощряя сотрудничество, а не изоляцию учащихся. Учебная среда, будь то классы, школы или другие системы, должна быть структурирована так, чтобы способствовать увлеченному преподаванию и обучению.