Разное

Социально коммуникативное развитие задачи: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» | Презентация урока для интерактивной доски (подготовительная группа):

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: цели, задачи и игры

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.

Содержание:

  • Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка
  • Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
  • Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться.

Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка


Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

  • Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
  • Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
  • Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
  • Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
  • Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
  • Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
  • Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
  • Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.


Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.

Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста

Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате – это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т. д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю.

При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Видео

Видео-презентация на тему:


Профессиональное видео для педагогов дошкольных образовательных организаций, коррекционных образовательных учреждений, логопедов, психологов, социальных работников:

ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие | ДЕТСТВО-ГИД

4 ноября, 2014 admin

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие

выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

В рубрике «Социально-коммуникативное развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

Опубликовано в рубрике ФГОС дошкольного образования

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Деятельность по развитию навыков социального общения (прагматика)

Прагматика относится к способности общаться в социальных ситуациях. Эти классные занятия помогут всем детям развить навыки социального общения.

Некоторым детям трудно понять, как использовать язык в различных социальных ситуациях, и они могут делать очень неуместные замечания.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕСУРС: См. наш самый популярный ресурс для тех, кто работает с детьми с ООП, A-Z особых потребностей для каждого учителя — тезаурус особых потребностей условий, деятельности и кто есть кто специалистов.


Дети, у которых есть трудности в этой области, могут:

  • иметь проблемы с чередованием в разговоре или в играх
  • не иметь возможности изменить стиль разговора в соответствии со слушателем
  • быть неспособным интерпретировать тон голоса других
  • испытывают трудности с интерпретацией невербальной коммуникации (например, выражение лица, жесты)
  • с трудом придерживаются темы разговора
  • имеют проблемы с оценкой объема предыдущих знаний, которые слушатель имеет при передаче информации
  • с трудом понимают другие точки зрения
  • имеют сильные стороны в определенной области учебной программы
  • имеют особый интерес или хобби, которые иногда могут служить стимулом к ​​обучению
  • имеют хорошую память для заучивания.

Мероприятия по развитию навыков социального общения

  1. Ролевая игра – взрослые и другие дети моделируют социальные ситуации дома, в магазине и т. д.
  2. Куклы – взрослые и дети для моделирования социальных ситуаций с помощью кукольных спектаклей и историй.
  3. Примите участие – дети с трудностями в общении должны поощряться к активному участию как в ролевых играх, так и в кукольных мероприятиях после просмотра смоделированных ситуаций.
  4. Расскажите мне – попросите детей рассказать классу о личном опыте. Тонкие вопросы взрослых должны гарантировать, что ребенок придерживается темы и дает соответствующую справочную информацию.
  5. Коррекция гримас – имитация действий, в частности обучение детей тому, как выражать чувства через выражение лица. Это может быть частью имитации сцен из известных историй (например, три поросенка пугаются волка).
  6. Настольные игры – это игры по очереди.
  7. Игры с парашютом – они предполагают сотрудничество и должны вводиться постепенно, пока дети не смогут работать в команде.
  8. Circletime – дает возможность развить способность выслушивать точки зрения других детей, даже если они с трудом их понимают.
  9. Реакции – попросите детей выбрать реакцию из трех вариантов на конкретную социальную ситуацию. Затем расскажите о возможных последствиях каждой реакции.
  10. Речевые пузыри – с использованием известных сюжетных персонажей. Прочитайте детям сцену из рассказа, а затем попросите их написать в речевом пузыре, что персонаж мог бы сказать в конце сцены.
  11. Минуточку — попросите детей поговорить на определенную тему в течение одной минуты. Это хорошая практика в сохранении темы.
  12. Социальные истории — хорошо изученный и опубликованный подход, помогающий детям справляться с определенными социальными ситуациями, которые им кажутся трудными.
  13. Разговоры в виде комиксов — хорошо изученный и опубликованный подход, помогающий детям справляться с выбором в определенных социальных ситуациях.

From  A-Z Special Needs for Every Teacher by Jacquie Buttriss and Ann Callander

Развитие социальных коммуникаций | Возраст и этапы


Что такое социальная коммуникация?

Социальная коммуникация (Прагматика) относится к тому, как люди используют язык для взаимодействия в социальных ситуациях.

Как узнать, испытывает ли мой ребенок трудности в общении?

Если у вашего ребенка есть какие-либо из следующих симптомов, он может испытывать трудности в общении:

  • Его/ее понимание языка очень буквальное (например, проблемы с юмором, сарказмом)
  • Ему/ей трудно заводить друзей
  • Ему/ей трудно играть с другими
  • Ему/ей трудно чтобы справиться с изменениями в его/ее распорядке дня
  • Он/она изо всех сил пытается инициировать взаимодействие с другими
  • Он/она изо всех сил пытается поддерживать общение/разговор
Почему мой ребенок может испытывать трудности с пониманием разговорной речи?

У некоторых детей возникают трудности с социальным общением из-за:

  • Расстройства аутистического спектра
  • Расстройства развития речи (DLD)
  • Трудности в обучении
  • Расстройства социального общения
Что должен делать мой ребенок?
Рождение – 9 месяцев:
  • Ваш ребенок начнет использовать такие сигналы, как вокализация, плач, улыбка и взгляд; однако они еще не будут использовать их с конкретными коммуникативными намерениями
  • Ваш ребенок начнет обращать внимание на различные человеческие голоса и человеческие лица
  • Ваш ребенок начнет реагировать на взаимодействие, глядя, улыбаясь и смеясь
  • Автобус», и он/она начнет улыбаться, узнавая знакомые слова
  • Раннее взаимодействие между вами и вашим ребенком будет включать чередование и временное связанное поведение. Эти взаимодействия могут начинаться, когда ваш ребенок смотрит вам в лицо, и заканчиваться, когда ваш ребенок отводит взгляд. Взаимодействия часто включают в себя повторяющиеся игры (например, «прятки»), которые также включают по очереди
9 – 18 месяцев:
  • Ваш ребенок начнет выражать ряд коммуникативных намерений:
    • Жесты в сочетании с вокализацией/словами
    • Привлечение внимания
    • или 6 Отвержение2 действий или
    • Информация о предметах протест
    • Приветствие другим
    • Называние предметов или действий
  • Ваш ребенок начнет понимать ваши жесты, напр. указывая
  • Ваш ребенок будет правильно реагировать на простые инструкции, например. «возьми пальто»
  • Ваш ребенок будет инициировать взаимодействие невербально, например. указывая, озвучивая, прося с помощью жестов
  • Ваш ребенок будет отвечать на вопросы, используя жесты и вокализации
От 18 месяцев до 3 лет:
  • Ваш ребенок будет использовать отдельные слова или фразы из нескольких слов для общения, например. комментировать увиденное, выражать свои чувства, отстаивать свою независимость
  • Ваш ребенок начнет образно использовать язык в игре
  • Ваш ребенок будет отвечать на заданные вопросы, используя речь, например, «да» или «нет» на вопросы «да/нет» или конкретное место в ответ на вопрос «что»
  • Ваш ребенок будет инициировать взаимодействие с вами, например, «Мамия»
3 – 4 года:
  • Ваш ребенок будет использовать язык по телефону:
    • Говорит о прошлых и будущих событиях
    • .0026 Ваш ребенок заметит изменения в формулировках знакомых рассказов и стишков
    • Теперь ваш ребенок может начать разговор с другими, например, использовать чье-то имя, комментировать или задавать вопросы
    • Ваш ребенок лучше общается с менее знакомыми взрослыми
    • Ваш ребенок сможет участвовать в творческом разговоре и переходить от одного речевого кода к другому, играя разные роли в игре
    • Ваш ребенок начнет реагировать на то, что он подслушивает в разговорах других людей
    • Ваш ребенок будет быстро переключаться с одной темы на другую
    • Если вашего ребенка не понимают, он будет часто повторяться без подсказки
    4–7 лет:
    • Ваш ребенок будет использовать речь, чтобы:
      • Привлечь и удержать внимание взрослого, например. “Знаешь что?”
      • Давать информацию
      • Искать информацию у других людей
      • Давать инструкции детям их возраста
      • Вести переговоры и торговаться
      • Гипотеза
      • Выражение различных чувств
      • Изложение своих убеждений и мнений
      • Насмехание и угрозы
    • Ваш ребенок научится использовать язык различными способами, чтобы удовлетворить потребности слушателя, например, манеры
    • Ваш ребенок начнет рассказывать анекдоты (изюминка часто упускается из виду). Они также начинают использовать небуквальный язык, например. идиомы, метафоры
    • Ваш ребенок начнет использовать сарказм и иронию
    • Рассказы вашего ребенка теперь становятся длиннее и сложнее, т.е. может упорядочивать события
    • Ваш ребенок попросит разъяснений, если он не понял заданного вопроса/предоставленной информации
    • Ваш ребенок будет следовать инструкциям своих друзей и отвечать на их вопросы
    • Ваш ребенок станет более эффективным в начале и конце разговоры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *