Разное

Со скольки лет помнит себя человек: Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Младенцы впитывают информацию как губка – почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе? Обозреватель BBC Future решил выяснить причину этого явления.

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Между прочим, эти люди – ваши родители – потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента – появления на свет – до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.

  • Вы правда всё это знаете или прочитали в интернете?
  • Почему, едва перешагнув через порог, мы забываем, куда шли
  • Летологика: когда слово вертится на языке

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие “зарубки в памяти” получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин “младенческая амнезия”, и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Автор фото, Simpleinsomnia/Flickr/CC-BY-2. 0

Подпись к фото,

Дети впитывают информацию как губка – невероятными темпами, но при этом не могут ясно запомнить то, что с ними происходит

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов – слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как “каг” или “сланс”, – и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Подпись к фото,

Формирование и развитие нашей памяти может определяться культурными особенностями

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

“Все дело в различии между воспоминаниями ‘В зоопарке были тигры’ и ‘В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело'”, – поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван – прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

“В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: ‘Зачем это тебе?'”, – рассказывает она.

Автор фото, Kimberly Hopkins/Flickr/CC-BY-2.0

Подпись к фото,

Некоторые психологи убеждены, что способность формировать яркие воспоминания о себе приходит только с овладением речью

“Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните”, – утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

“Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени”, – утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

“Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу”, – поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации – в точности как младенец.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. “У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо”, – говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Подпись к фото,

Свои ранние воспоминания не всегда можно считать точными – иногда они видоизменяются по итогам обсуждения того или иного события

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

“Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем”, – поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, – не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

“Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний”, – рассказывает она.

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

На Лофтес нахлынули “воспоминания”, однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, – труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им “воспоминания”.

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

“Мы говорили участникам исследования: ‘Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось'”.

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились “вспомнить” это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Ученые выяснили, когда у человека появляются первые воспоминания

Первые воспоминания появляются у человека в возрасте двух с половиной лет, выяснили специалисты из США. Однако с возрастом мы склонны считать, что были старше на момент тех или иных событий, чем на самом деле. Кроме того, извлечь из памяти ранние воспоминания довольно просто — достаточно попросить человека назвать свое самое первое воспоминание. Исследователи надеются, что эти данные будут полезны в исследованиях детской амнезии.

Согласно более ранним исследованиям, люди помнят себя с возраста трех с половиной лет. Эксперт по детской амнезии доктор Кэрол Петерсон из Мемориального университета Ньюфаундленда и ее коллеги предположили, что на самом деле первые воспоминания могут появляться намного раньше.

«Когда у человека появляются первые воспоминания, они не привязаны к одной точке, и их восприятие может меняться, — говорит Петерсон. — Поэтому то, что люди называют первым воспоминанием, не всегда оказывается таковым, не представляет некую границу, до которой никаких воспоминаний нет.

Скорее, есть некий пул ранних воспоминаний, из которого и взрослые, и дети что-нибудь выбирают».

Однако если попросить человека назвать его первое воспоминание, а потом спросить еще о нескольких, он может описать события, происходившие раньше — иногда на целый год, отмечает Петерсон. Кроме того, люди часто ошибаются в датировке воспоминаний и считают, что были старше во время тех или иных событий, чем на самом деле.

Петерсон занималась исследованиями памяти, особенно способностью детей и взрослых вспоминать первые годы жизни, более 20 лет. Для исследования она отобрала 10 своих научных статей о детской амнезии, а также использовала ранее не опубликованные данные, собиравшиеся с 1999 года. Выводы команда изложила в статье в журнале Memory.

Всего команда Петерсон изучила воспоминания 992 человек. В 697 случаях исследователи располагали также данными о воспоминаниях родителей участников.

Как оказалось, людям действительно кажется, что на момент первых воспоминаний они были старше — это ясно из рассказов родителей, которые помнят, сколько лет было ребенку на момент определенных событий.

«Ребенок говорил, что событие произошло, когда ему было три года, а родители поправляли — нет, тогда ему было два», — рассказывает Петерсон.

На это указывают и ответы, полученные от участников в разном возрасте. В разные годы они описывали те же события, но по мере взросления считали, что в то время были старше.

«Спустя восемь лет после запомнившихся событий многие считали, что были тогда старше на целый год, — говорит Петерсон. — Таким образом, у детей с течением времени меняется мнение о возрасте, в котором они находились в запомнившийся момент».

Этот эффект называет телескопированием, говорит она.

«Когда вы думаете о чем-то, что происходило давно, это похоже на взгляд через линзу, — поясняет Петерсон. — Чем воспоминание более отдаленное, тем ближе оно кажется из-за эффекта телескопирования. Так дети приписывают целый год своим ранним воспоминаниям. Но мы обнаружили, что, когда ребенок или взрослый вспоминает о событиях, произошедших в возрасте четырех лет и старше, этого уже не происходит».

По словам исследователей, работа показывает, что на самом деле люди помнят гораздо более ранние события, чем им кажется, и получить доступ к этим воспоминаниям довольно легко.

«Одно исследование не дает полной картины, но когда работа за работой показывают одни и те же выводы, это становится довольно убедительным», — отмечает Петерсон.

Если учитывать искажения восприятия, приводящие к ошибкам в датировке воспоминаний, очевидно, что первые воспоминания на самом деле относятся к более ранним годам, чем принято считать, заключают исследователи. Так как погрешность составляет около года, вероятно, на самом деле люди помнят себя с возраста двух с половиной лет.

«Сейчас в исследованиях детских воспоминаний необходимо иметь задокументированные даты событий, с которыми можно было бы сравнить даты, отраженные в воспоминаниях, — делится Петерсон. — Это позволит избежать искажений из-за эффекта телескопирования и потенциальных ошибок со стороны родителей».

Кроме того, у большинства людей, по всей видимости, на самом деле больше ранних воспоминаний, чем они думают, и заставить их что-то вспомнить довольно просто. Исследователи надеются, что эти данные будут полезны в дальнейших исследованиях памяти и поиске способов борьбы с амнезией.

Новое исследование и обзор данных за десятилетия отодвигают часы памяти на год назад, но исследование подтверждает, что все люди разные — ScienceDaily

В среднем самые ранние воспоминания, которые люди могут вспомнить, относятся к тому времени, когда им было всего два года. Полтора года, предполагает новое исследование.

Результаты, опубликованные в рецензируемом журнале Memory , отодвигают предыдущие выводы о среднем возрасте самых ранних воспоминаний на целый год. Они представлены в новом 21-летнем исследовании, которое последовало за обзором уже существующих данных.

«Когда возникает самое раннее воспоминание, это движущаяся цель, а не одно статичное воспоминание», — объясняет эксперт по детской амнезии и ведущий автор доктор Кэрол Петерсон из Мемориального университета Ньюфаундленда.

“Таким образом, то, что многие люди сообщают, когда их спрашивают об их самых ранних воспоминаниях, не является границей или водоразделом, до которого нет никаких воспоминаний. Скорее, это пул потенциальных воспоминаний, из которых пробуют и взрослые, и дети.

“И мы считаем, что люди с двухлетнего возраста помнят многое, чего они не осознают.

“Это по двум причинам. Во-первых, очень легко заставить людей вспомнить более ранние воспоминания, просто спросив их, какие у них самые ранние воспоминания, а затем спросив у них еще несколько. Затем они начинают вспоминать еще более ранние воспоминания – иногда до на целый год раньше. Это похоже на заправку насоса: как только вы запустите их, он сам подскажет.

“Во-вторых, мы задокументировали, что эти ранние воспоминания систематически неверно датированы. Снова и снова мы обнаруживаем, что люди думают, что они были старше, чем были на самом деле в своих ранних воспоминаниях».0003

Более 20 лет доктор Петерсон проводит исследования памяти, уделяя особое внимание способности детей и взрослых вспоминать свои ранние годы.

В этом последнем исследовании были проанализированы 10 ее научных статей о детской амнезии с последующим анализом как опубликованных, так и неопубликованных данных, собранных в лаборатории доктора Петерсона с 1999 года. их родителей.

В целом, это показывает, что самые ранние воспоминания детей возникают раньше, чем они думают, что это произошло, как подтверждают их родители.

В некоторых исследованиях, проанализированных Петерсоном, доказательства того, что наши потенциальные часы памяти сдвинулись, являются «убедительными». Например, при обзоре исследования, в котором были опрошены дети после двух и восьми лет, прошедших с момента их самой ранней памяти, они смогли вспомнить то же самое воспоминание, однако в последующих интервью указали более поздний возраст относительно того, когда они произошли.

«Восемь лет спустя многие считали, что стали на целый год старше. Таким образом, дети с возрастом продолжают двигаться в том же возрасте, в котором они думали, что им было во время этих ранних воспоминаний», — говорит доктор Петерсон из Департамента психологии. в Мемориальном университете.

И она считает, что находка связана с чем-то в датировании памяти, называемым «телескопированием».

“Когда смотришь на вещи, которые произошли давно, это как будто смотришь через линзу.

“Чем отдаленнее память, тем эффект телескопирования заставляет тебя видеть ее ближе. Оказывается, они сдвигают свои самые ранние воспоминания на год вперед, примерно к трем с половиной годам. Но мы обнаружили, что когда ребенок или взрослый вспоминает события от четырех лет и старше, этого не происходит». 0003

Она говорит, что после изучения всех данных они ясно демонстрируют, что люди помнят гораздо больше своего раннего детства и намного раньше, чем они думают, и относительно легко помочь им получить доступ к этим воспоминаниям.

“Когда вы смотрите на одно исследование, иногда что-то не становится ясным, но когда вы начинаете складывать исследование за исследованием, и все они приходят к одним и тем же выводам, это становится довольно убедительным.”

Именно это отсутствие ясности, по словам доктора Петерсона, является ограничением исследований и, по сути, всех исследований, проведенных на сегодняшний день в предметной области.

«То, что необходимо сейчас в исследованиях детской амнезии, — это независимо подтвержденные или задокументированные внешние даты, с которыми можно сравнивать личные даты, поскольку это предотвратит ошибки телескопирования и потенциальные ошибки датирования со стороны родителей», — говорит доктор Петерсон.

Такое исследование с использованием проверенных датировок в настоящее время проводится как в ее лаборатории, так и в других местах, чтобы еще больше подтвердить ответ на этот давно обсуждаемый вопрос.

Самые ранние воспоминания многих людей могут быть вымыслом — Ассоциация психологических наук — APS

Согласно данным, опубликованным в Psychological Science, , журнале Ассоциации психологических наук, почти 40% участников сообщили о первом воспоминании, которое, вероятно, было вымышленным.

Текущие исследования показывают, что самые ранние воспоминания людей относятся к возрасту от 3 до 3,5 лет. Однако исследование, проведенное учеными из Сити, Лондонского университета, Университета Брэдфорда и Университета Ноттингем Трент, показало, что 38,6% из 6 641 участника заявили, что у них есть воспоминания о возрасте 2 лет или младше, из них 893 человека заявляют о своих воспоминаниях из годовалого возраста или моложе. Это было особенно распространено среди людей среднего и старшего возраста.

Чтобы изучить первые воспоминания людей, исследователи попросили участников подробно описать свои первые воспоминания, а также их возраст на тот момент. В частности, участникам сказали, что само воспоминание должно быть таким, в котором они были уверены, что помнят.

Он не должен основываться, например, на семейной фотографии, семейной истории или любом другом источнике, кроме непосредственного опыта.

Из этих описаний исследователи затем изучили содержание, язык, природу и описательные детали самых ранних описаний воспоминаний респондентов, и на их основе оценили вероятные причины, по которым люди утверждают, что воспоминания относятся к возрасту, который, как показывают исследования, они не могут быть сформированы.

Поскольку многие из этих воспоминаний относятся к возрасту до 2 лет и младше, авторы предполагают, что эти вымышленные воспоминания основаны на запомненных фрагментах раннего опыта, таких как коляска (или коляска), семейные отношения и чувство грусти, а также на некоторых фактах. или знания об их собственном младенчестве или детстве, которые могли быть получены из фотографий или семейных разговоров.

«Мы предполагаем, что то, что вспоминающий имеет в виду, вспоминая вымышленные невероятно ранние воспоминания, — это мысленное представление, подобное эпизодической памяти, состоящее из запомненных фрагментов раннего опыта и некоторых фактов или знаний о собственном младенчестве/детстве», — сказала Шазия Ахтар. , первый автор исследования и старший научный сотрудник Университета Брэдфорда.

«Кроме того, бессознательно могут быть выведены или добавлены дополнительные детали, например, тот был в подгузнике, когда стоял в кроватке», — добавил Ахтар. «Такие ментальные репрезентации, подобные эпизодической памяти, со временем приходят к переживанию в виде воспоминаний, когда они приходят на ум, и поэтому для человека они просто являются «воспоминаниями», которые особенно указывают на младенчество».

Ахтар и его коллеги обнаружили, что вымышленные очень ранние воспоминания чаще встречаются у людей среднего и старшего возраста, и примерно у 4 из 10 в этой группе есть вымышленные воспоминания о младенчестве.

«Просматривая ответы участников, мы обнаружили, что многие из этих первых «воспоминаний» часто связаны с младенчеством, и типичным примером может быть воспоминание, основанное на детской коляске», — объяснил Мартин Конвей, директор Центра. по памяти и праву в Сити, Лондонский университет и соавтор статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *