Разное

Смешная потешка: Потешки про дождик и солнышко

в чем заключается секрет детских потешек?

Славянский фольклор очень богат, особенно детский. Например, потешка «Ладушки». В эту бесхитростную песенку про птичек, бабушку и кашку в детстве играл, наверно, каждый. Только вот что она значит, мало кто знает. На самом деле «Ладушки» не так просты и корнями уходят в славянскую обрядность. По одной из версий, эта песня связана с богиней плодородия Ладой. А по другой, ладушки – это призраки. Корреспондент «МИР 24» Екатрина Макарова узнала, что скрывают в себе детские потешки и колыбельные.

«Попили, поели, шуу – полетели! Да на головку сели». О ком идет речь? Думаете, если потешка называется «Ладушки», то о ладошках? Как бы не так. Самая популярная версия – песенка посвящена богине весны и плодородия Ладе. По другой версии, ладушки – это жених и невеста, они отвечали за семейное благополучие. А вот третье объяснение – самое жуткое. Этнографы полагают, что кашка и бражка в потешке – это поминальная еда, которую относили на могилу умершему родственнику.

Бабушка в этом случае могла быть тем самым усопшим предком, к почитанию которого детей приучали с пеленок.

Детский фольклор – это кладезь народной мудрости. В нем есть все: и игра, и воспитание, и даже магия. Взять хотя бы заклички о погоде или урожае, которые взрослые сочиняли для малышей. Они верили, что безгрешные детские души, обращаясь с такими закличками к божествам, будут быстрее услышаны.

Оберегом наши предки считали и колыбельные. В таких песнях часто встречаются пугающие персонажи. И это неспроста. Считалось, что если ребенку во сне придет напетое чудище, в настоящей жизни он никогда его не встретит. А еще матери убаюкивали детей смертными байками. 

«Колыбельные, в которых мать желает ребенку смерти. То есть ты нам не нужен, ты лишний рот, чтоб ты умер, в гроб тебя положат, там будешь лежать, не будешь мучиться. Но на самом деле это не значит, что на Руси было много детей, и лишний рот был действительно лишним. А это своеобразная форма защиты ребенка от нечистой силы.

Если ты нам как бы не нужен, то ты и нечистой силе не нужен», – рассказала сотрудник Государственного российского дома народного творчества им. В.Д. Поленова Варвара Добровольская.

Богата смыслами и прибаутка «Гуси-лебеди». С одной стороны, в ней хорошо читается свадебный мотив, ведь лебедушками в древности называли молодоженов. С другой стороны, речь идет об одном из самых сакральных мест на Руси – бане.

«Летят гуси, поле, баня. Смешная ситуация, нетипичная – это тоже игра ума. И ребенок тоже должен этому учиться. Баня стоит в чистом поле. Это очень интересная вещь, потому что баня в языческие времена была сосредоточием жизни. В банях рожали, в банях умирали, в банях гадали. И считалось, что баня соединяет в себе все стихии», – отметила музыкальный руководитель ансамбля Дмитрия Покровского Мария Нефедова. 

Строили баню, топили и парились, как правило, всем миром. Не отрываться от коллектива и стараться на общее дело учит и потешка про Сороку-ворону. Как известно, она варила кашку, всех накормила, кроме одного.

 

Хоть и игровой, но справедливый сюжет потешки – это урок жизни. Который передается из поколения в поколение уже сотни лет. Так что всегда надо помнить, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Автор : Екатерина Макарова

Теги : ПОТЕШКИ ЛАДУШКИ

Внеклассное занятие “Русские народные песни, потешки, прибаутки”.

Внеклассное занятие

Тема: Русские народные песни, потешки, прибаутки.

Цель: обогащение  культурного уровня  учащихся.

Задачи: образовательная: познакомить  детей с малыми фольклорными жанрами,   способствовать обогащению  словарного запаса учащихся; 
развивающая: развивать творческие способности,  речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;
воспитывающая:  способствовать воспитанию  уважительного отношения к народному творчеству.

Оборудование: карточки со словарными словами «потешка», «прибаутка», «береста», матрёшка,  выставка русских народных костюмов (можно сшить костюмы для кукол), индивидуальные карточки с потешками, карточки с прибаутками для работы в парах, отрывки колыбельных песен на полосках бумаги для групповой работы, шаблоны матрёшек для каждого ребёнка, аудиозаписи песен «Два весёлых гуся», «Во поле берёза стояла», карандаши, три тюбика клея, кукла.

Ход занятия.

I Вводная часть.

Этюд «Весёлая минутка»

 Дети читают хором.( Слайд№2)

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на полочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки!

     – Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

     – А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

      АКШЕТОП

II Основная часть.

– Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)

– Итак, что такое потешка?

– Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

– Сегодня, мы познакомимся с русскими народными потешками, песнями, прибаутками.

– Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

– Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

 

Индивидуальная работа по карточкам.

Дети по желанию читают потешки. (Приложение 1)

Стучит, бренчит по улице:            

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

ЗА чубочек подрала.

Инсценировка прибауток.

Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.

Сценка №1 «Федул»

– Федул, что губы надул?

– Кафтан прожёг?

– Можно зашить.

– Да иглы нет.

– А велика дыра?

– Один ворот остался.

Сценка №2 «Храбрец»

– Я медведя поймал!

– Так веди сюда!

– Так не идёт.

– Так сам иди!

– Да он меня не пускает!

Сценка №3 «Собака»

– Собака, что лаешь?

– Волков пугаю.

– Собака, что хвост поджала?

– Волков боюсь.

– Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков?

(Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных)

– Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Диалог – разговор двух людей.

Работа в парах. (Приложение 2)

Дети в парах читают прибаутки.

Музыкальная физминутка. (Слайд №3)

– А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», дети с учителем выполняют движения)

Жили у бабуси                                  Вот кричит бабуся:

Два весёлых гуся                              «Ой, пропали гуси –

Один серый,                                      Один серый,

Другой белый                                    Другой белый,

Два весёлых гуся.                              Гуси, мои гуси!»

Вытянули шеи                                   Выходили гуси,

У кого длиннее –                               Кланялись бабусе –

Один серый,                                       Один серый,

Другой белый,                                    Другой белый,

У кого длиннее.                                  Кланялись бабусе!

Мыли гуси лапки

В луже у канавки –

Один серый,

Другой белый,

Спрятались в канавке.

      Рассказ о прикладном народном творчестве.

– В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка. (Слайд№4)

(Учитель показывает матрёшку)

– Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба. (Слайд№5)

( Словарная работа: береста – это кора берёзы)

– Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось. (Слайд №6)

(Учитель показывает модели сарафанов)

– Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.

– Одну из них мы сейчас исполним. (Слайд №7) 

На доске напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Чтение слов песни хором.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Люли, люли заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

     Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни.

     – Какие ещё песни пели бабушки, пра-пра-бабушки своим внукам?  

(Колыбельные)

– Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.

Работа в группах. Класс делится на три группы.

Задание: каждой группе надо объединить отрывки колыбельной песни и исполнить её. (Приложение 3) 

Для исполнения колыбельной, каждой группе раздаётся кукла. (Слайд №8)

Колыбельная песенка для первой группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)

Ой, баюшки-баюшки,

В огороде заюшки______

Травушку щипают,

Марину забавляют.

А Марина умная________

Да очень разумная.

Спи-усни, спи-усни,

Крепкий сон тебя возьми.

Колыбельная песенка для второй группы. ( На трёх полосках бумаги    напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)

Баюшки-баю-баю

Тебе песенку спою.

Расскажу я сказочку______

Про звезду алмазочку,

Улиточку рогатую________

Про белочку хвостатую,

Баюшки-бай-бай

Ты же, милый, засыпай.

Колыбельная песенка для третьей  группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)

Котя, котик, коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик ночевать,_____

Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:__________

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

III Заключительная часть.

– С чем вы познакомились  на занятии?

– Расшифруйте, как, в общем, называются народные песни, потешки, прибаутки?

На доске: НОЕУСТ    РОДНОЕНА     ЧЕСТВОТВОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)

Рефлексия

На парте у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки, у которой нарисованы глазки.  Детки должны дорисовать ротик. (Приложение 4)

– Ребята, нарисуйте на лице матрешки, какое настроение было у вас на занятии.

Nursery Rhymes – Kenn Nesbitt’s Poetry4kids.com

Kenn Nesbitt’s Nursery Rhymes

Если вы ищете все те же старые традиционные детские стишки Mother Goose, вы попали в неправильное

место! Это веселые детские стишки для детей, написанные Кенном Несбиттом. Некоторые из них представляют собой забавные «новомодные» версии стихов Матушки Гусыни, а другие — милые стишки, написанные для малышей и начинающих читателей.

Прочитайте и оцените эти веселые детские стишки

Вот последние добавленные детские стишки, которые вы можете прочитать и оценить. Я регулярно публикую больше детских стишков, поэтому, пожалуйста, заходите почаще. Развлекайся!

Утро на ферме

Коза из Миннесоты

Воскресенье Сэнди пропускает около

Запустим воздушного змея

Глупый Джек и Джилл

Радуги

День Благодарения Матушки Гусыни

перец чили, перец чили

Цветы в долине

Когда солнце крепко спит

Уиллоуби Уайт

Маленький учитель

Самые популярные детские стишки

На данный момент это самые популярные детские стишки на веб-сайте, согласно вашей оценке! Они будут меняться по мере того, как вы оцениваете больше из них!

Милая маленькая бабочка

Спой глупую танцевальную песенку

Большая осень Шалтая

перец чили, перец чили

Запустим воздушного змея

Радуги

Велосипед, Велосипед

Джорджи Порджи

Раз, два, три, залезь на дерево

Жила-была старушка в башмаке

Воскресенье Сэнди пропускает около

Little Boy Blue, Don’t Blow Your Horn

Еще, еще, еще веселые детские стишки.

..

А вот еще много детских стишков для чтения. Эти рифмы также ранжируются по популярности (самые популярные находятся вверху), так что не удивляйтесь, если они изменят свою позицию, когда вы будете их оценивать.

Маленький крошечный учитель

Коза из Миннесоты

День Благодарения Матушки Гусыни

Цветы в долине

В Лондоне идет дождь

Когда солнце крепко спит

Утро на ферме

Кэти съела тарелку блинов

Мамочке нравится ее манго

Уиллоуби Уайт

Кролик Кролик, Кролик Кролик

Каша делает меня счастливым

Курица на горе

Глупый Джек и Джилл

Читать их все? Хочу больше? Нажмите здесь, чтобы увидеть еще сотни смешных стихов.

5 веселых детских стишков для вашего дошкольника

дикори, мышка, детская, мерцание, часы, пряжка, стишок, башмачок, док, докхикори

5 веселых детских песенок для вашего дошкольника

 

Детские песенки — это больше, чем просто запоминающиеся песенки, которым мы учим наших детей. Они способствуют вербальному общению, улучшению слуха, улучшению памяти и развитию моторики, и это лишь некоторые из них. От проверенных и верных до довольно новых, вот 5 забавных детских стишков для вашего дошкольника и вас!

Коровы в амбаре

«Коровы в амбаре» — это увлекательный способ научить вашего ребенка звукам животных. С таким количеством животных в животном мире эта детская песенка может продолжаться до тех пор, пока позволяют ваши знания о звуках животных.

На мелодию: The Wheels on the Bus

Коровы в коровнике мычат, мычат

Мыча, мычат, мычат

Мычут, мычат, мычат

0 Коровы

0

0 в сарае му, му, му

Целый день!

+Утки в пруду кря-кря-кря, 

+Овцы в поле кря-кря, баа-баа0007

 

Я воздушный змей!

Этот запоминающийся детский стишок отлично подойдет, если ваш дошкольник плохо знаком с воздушными змеями или нет. Чтобы сделать его еще лучше, приберегите его для ветреного дня и удивите их днем ​​запуска воздушного змея в сопровождении песни.

Я не птица, но летать люблю.

(махать руками, как будто летишь)

Я не самолет, но я касаюсь неба.

(поднять обе руки как можно выше)

Вы можете держать меня одной рукой

(протянуть руку)

Или поставить меня на землю.

(коснитесь обеими руками земли)

Лети со мной высоко днем ​​или ночью:

(снова взмахи руками, будто летишь)

Что я? Я воздушный змей?

(вытяните руки в стороны, как «та да!»)

 

Хикори Дикори Док

Известный фаворит, этот веселый детский стишок был для многих первым шагом в определении времени на часах . Используя свои собственные часы и воображение, вашему дошкольнику понравится эта расширенная версия Hickory Dickory Dock.

Гикори-дикори-док, мышь пробежала часы.

Часы пробили час, мышка сбежала.

Хикори Диккори док.

Хикори-дикори-док, мышь пробежала часы.

Часы пробили два, мышь сказала «БУ!»

Хикори Диккори док.

Хикори-дикори-док, мышь пробежала часы.

Часы пробили три, мышь сказала «ХУЙ!»

Хикори дикори док.

Хикори-дикори-док, мышь пробежала часы.

Часы пробили четыре, мышь сказала «Хватит!»

Хикори Диккори док.

 

Мерцай, мерцай, звездочка

Еще одна классическая детская песенка «Мерцай, мерцай, звездочка».

Мерцай, мерцай, звездочка,

Как мне интересно, кто вы!

Так высоко над миром,

Как алмаз в небе.

Когда это пылающее солнце исчезнет, ​​

Когда он ничего не сияет,

Тогда ты покажешь свой маленький свет,

Мерцай, мерцай, сквозь ночь.

Тогда путник во тьме

Спасибо за твою крошечную искру;

Он не мог видеть, куда идти,

Если бы вы не мерцали так.

В синем небе ты хранишь,

И часто сквозь мои шторы заглядываешь,

Ибо никогда не закрываешь глаза

Пока солнце не в небе.

Как твоя яркая и крошечная искра

Освещает путника в темноте,

Хотя я не знаю, кто ты,

Мерцай, мерцай, звездочка.

 

Раз, два, пристегните мой ботинок

Когда дело доходит до того, чтобы ваш ребенок выучил свои числа, вы всегда можете рассчитывать на раз, два, пристегните мой ботинок, чтобы обеспечить отличное начало. Этот веселый детский стишок поможет им не только со счетом, но и улучшит память.

Один, Два. Пристегни мой ботинок

Три, четыре. Откройте дверь

Пять, Шесть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *