Разное

Слуховая память у дошкольников: Слуховая память у детей. Диагностика и развитие слуховой памяти

Содержание

Слуховая память у детей. Диагностика и развитие слуховой памяти

Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.

В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться. О произвольной и непроизвольной памяти больше можно прочитать в нашей статье Непроизвольная память и произвольная память

Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания. Нарушения слуховой памяти  могут стать камнем преткновения при изучении школьной программы, ведь устные объяснения – важная часть усвоения материала.

Слуховой вид памяти, как и другие виды памяти, предполагает обработку информации головным мозгом: её преобразование и сохранение. В процессе слушания звуковые стимулы превращаются в нервные импульсы, передаются в мозг по слуховому нерву, воспринимаются и обрабатываются мозгом; в процесс также включено сознательное восприятие звуков.

Правильность восприятия информации зависит от умения определить источник, выделить главные звуки, распознать их, восполнить недостающие. Ошибка на любом из этапов даст сбой и приведёт к неправильной обработке услышанного.

С помощью различных несложных тестов можно составить представление о состоянии слуховой памяти детей, а благодаря играм и упражнениям — добиться улучшения её объёма.

Если у ребёнка не получается выполнить тестовое задание или упражнение — ничего страшного. Попробуйте объяснить по-другому или объясните ещё раз. Даже если Вы раздражены или огорчены — не показывайте этого малышу. Вы должны быть для него опорой и поддержкой. Многие проблемы и комплексы взрослых — родом из детства, и рождаются они в том числе из страха быть или выглядеть плохим, глупым, хуже всех, то есть — из неуверенности в себе из-за негативной реакции взрослых, мнением которых ребёнок дорожит. А вот хвалить ребёнка за достижения, даже если они маленькие — полезно. Не сравнивайте его с другими детьми, лучше отмечайте его собственные небольшие победы. В случае, если Вы заметили, что малыш испытывает трудности с правильным построением предложений — не огорчайтесь и не расстраивайте ребенка, но не откладывайте консультацию со специалистом (логопедом-дефектологом).

Нарушения слуховой памяти

Случается, что ребёнок испытывает сложности при восприятии речи, при её выделении из окружающего шума, не может сразу понять задания и команды, поступившие в устном виде, при овладении новыми словами или изучении языков. Эти проблемы могут быть связаны не с дефицитом внимания или недостаточной мотивацией, и могут не являться следствием плохого поведения. Возможно, причина кроется в слуховых нарушениях неврологического характера. Нарушения обработки слуховой информации могут быть связаны с черепно-мозговой травмой, длительным воспалением среднего уха, родовой травмой и другими причинами. В таких случаях необходима консультация специалиста. Лечение, как правило, включает в себя несколько направлений: улучшение когнитивных и речевых умений, улучшение восприятия слуховой информации, улучшение качества слухового сигнала.

Диагностика слуховой памяти

Существуют различные методики диагностики слуховой памяти, позволяющие на бытовом уровне достаточно точно определить её состояние.

1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия

Эта методика часто используется в качестве экспресс-диагностики слуховой памяти. Полученные результаты позволяют оценить и уровень развития слуховой памяти, и слуховое внимание, и утомляемость, и уровень фонематического слуха. Используется этот тест на слуховую память как для детей среднего дошкольного возраста, так и для взрослых.

Заранее подготовьте слова, например: стол, заяц, зеркало, дерево, стена, муха, перо, звезда, птица, тетрадь. Попросите ребёнка прослушать и запомнить этот ряд, а затем прочитайте слова с интервалом в 1-2 секунды. Пусть он воспроизведет все слова, которые удалось запомнить.

Повторите зачитывание и воспроизведение трижды, зафиксируйте те слова, которые были запомнены. В четвёртый раз ребёнок должен вспомнить и повторить в произвольном порядке все слова через 20-30 минут.

Итоги: если ребёнок после первого прочтения запомнил 4-6 слов — это нормальный результат. Если запомнил меньше, но в ответ были включены другие слова — возможно, имеет место низкий уровень слухового внимания.

Если запомнил меньше, но заменял некоторые звуки — возможно, нарушено фонематическое восприятие.

Второе и третье воспроизведение после прочтения — показатель скорости запоминания и утомляемости ребенка.

Четвертое воспроизведение — показатель объема и уровня развития долговременной памяти. Норма — если ребёнок может воспроизвести на два слова больше или меньше, чем было в лучшем результате после первых трёх попыток.

2. Упрощенный вариант теста на слуховую память Лурия

Повторяйте ряд из 10 слов до 7 раз, пока либо испытуемый запомнит все слова, либо будет принято решение прервать диагностику слуховой памяти.

Нормой считается, если человек после первого же прочтения запомнил не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть запомнены все 10 слов.

3. Диагностика оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»)

1 этап: испытуемому называют 3 цифры и просят их повторить, затем — 4 цифры, затем — пять, и т.д., и так — до первой ошибки.

2 этап: то же задание (повторить названные цифры), но только «задом наперед», начиная с последней, то есть в обратном порядке.

Нормой считается запоминание 5-9 цифр при прямом счете и не менее 5 при обратном.

4. «Запомни двузначные числа»

Эта методика диагностики слуховой памяти подойдёт для детей среднего и старшего школьного возраста и для взрослых.

Приготовьте 12 двузначных чисел. Например, набор чисел может быть таким: 22, 17, 43, 21, 14, 49, 56, 71, 86, 15, 61, 76.

Предупредите ребёнка о том, что ему нужно будет послушать и запомнить числа, а затем, после сигнала, записать все числа, которые он сможет вспомнить, в произвольном порядке, в течение 30 секунд. Итоги: результат считается хорошим, если испытуемый запомнил 7 чисел.

5. Диагностика слуховой памяти с помощью литературных текстов

Для того, чтобы проверить слуховую память, нужно подобрать небольшой сюжетный текст, состоящий из 10 – 12 простых предложений. Это может быть, например, короткий рассказ, сказка, басня — для детей, и более сложный информативный рассказ — для взрослых. Текст зачитывается разборчиво, не слишком быстро, выразительно. Затем он в первый раз воспроизводится испытуемым сразу после прослушивания, и ещё раз — через час после него. Нормой считается правильная передача сюжета и 1-2 ошибки при первом воспроизведении, и до 3-4 ошибок — при втором.

Существуют и другие, более сложные тесты, исследующие слуховую и другие виды памяти, но для их использования необходимы навыки и знания специалистов-психологов, позволяющие более детально исследовать и интерпретировать результаты. Такие тесты, как правило, проводятся в специализированных учреждениях.

Упражнения для развития слуховой памяти

Ребёнку не обойтись без помощи взрослых для успешного развития слуховой памяти. Разборчивое, медленное и выразительное чтение вслух стихов, пословиц и поговорок или прослушивание аудиокниг, подобранных с учетом возраста — уже хороший шаг в этом направлении. А если ребенок перескажет прочитанный отрывок через после десятиминутного чтения — это уже будет настоящее упражнение для развития слуховой памяти ребенка. Даже просто одевая ребёнка, сопровождайте свои действия словами. Так малыш научится сопоставлять звуки и действия.

Упражнения для малышей нужно превращать в игры, ведь именно таким образом дети охотнее всего впитывают новые знания.

—    Игра «10 пар»

Эта игра способствует улучшению концентрации внимания и слуховой памяти. Заранее придумайте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например: ботинки — шнурки, телефон — гудок, дождь — туча, слива — компот, ручка — тетрадь, апельсин — лимон, конфета — печенье, медведь — берлога, ёжик — иголки, дом — крыша. Прочитайте их ребёнку три раза, не торопитесь, говорите выразительно, эмоционально, с интонацией. А на четвёртый раз прочитайте только первые слова, а ребёнок пусть вспомнит и назовёт к каждому из них второе слово-пару.

—    Игра «Сделай, как я»

Понадобятся: бумага; два стакана, один из которых наполнен водой; 2 ложки; молоточек; колокольчик. Попросите ребёнка закрыть глаза . После этого совершите 3-4 звуковые действия с подготовленными предметами. Например, перелейте несколько раз воду из стакана в стакан; позвените ложками друг о друга; перемешайте одной из ложек воду в стакане; пошуршите бумагой, постучите ложкой о пустой или о полный стакан.

После этого попросите ребёнка открыть глаза, вспомнить звуки и повторить их по памяти.

—    Игра «Угадай, что это было?»

Подготовьте несколько записей (например, воспользуйтесь диктофоном или найдите подходящие записи в Интернете). Например, это может быть шум ветра, рокот прибоя, потрескивание дров в костре, пение птиц, звук дождя, раскаты грома, звук аплодисментов, шуршание обертки при разворачивании конфеты, хруст сухариков и так далее. Попросите ребёнка угадать, что это было. Попросите его попробовать повторить, играйте вместе с ним, делайте отступления от игры, рассказывая что-то интересное об этих звуках и явлениях.

—    Игра «Запомни и дополни»

Эта игра поможет увеличить объём слуховой памяти. Ведущий может начать, например, так: «Я положил в портфель книгу». Второй игрок должен повторить эту фразу и добавить своё слово. Например, так: «Я положил в портфель книгу и фонарик». Следующий  игрок всякий раз должен повторить всё, что было названо перед ним, и дополнить своим словом.  Если игроков много — тот, кто сбился, выходит из игры, а если мало — получает одно очко. Набрал три очка — становишься наблюдателем. Варианты начала могут быть разными. Например:

«Я сегодня видел за окном…»;

«У моего друга в комнате есть…»

«За высоким забором хранились…»

«У Маши в лукошке лежали…»

—    Вариант этой же игры:

Начните любое предложение. Например: «Маша вышла на полянку и увидела…». Ребёнок пусть повторит услышанное и продолжит. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку…». Дальше по тому же принципу: следующий игрок повторяет и дополняет. Например: «Маша вышла на полянку и увидела маленькую избушку, вокруг которой росла земляника…». Продолжайте запоминать и сочинять, пока кто-нибудь не собьётся. Эта игра также способствует увеличению объёма слуховой памяти, но, кроме того, развивает воображение.

—    Игра «Почувствуй ритм»

Простучите кончиками пальцев или обратной стороной карандаша несложный ритм и попросите ребёнка его повторить. Можно, как вариант, отстукивать ритм хлопками ладоней.

—    Игра «Угадай окончание»

Это упражнение для развития слуховой памяти предназначено прежде всего для детей-дошкольников. Читайте ребёнку короткие детские стихи, но не произносите последнее слово. Пусть ребёнок догадается и назовёт его сам. Это очень полезно, ведь ребёнку придётся использовать словарный запас, опираться на логику, учитывать ритм и созвучность (рифму).

Больше советов и упражнений для развития слуховой памяти можно найти в нашей статье Слуховая память. Развитие слуховой памяти. А игра «Звукварь», ссылку на которую Вы найдёте здесь же, предназначена именно для тренировки слуховой памяти.

Память лучше всего развивается в том случае, если её часто задействуют и стимулируют.. Подробнее о кратковременной памяти и её развитии можно прочитать в нашей статье Кратковременная память – что это такое? Как развить кратковременную память?.Кроме того развивать память, можно разными способами. Очень удобно использовать для этой цели упражнения для тренировки памяти

Желаем Вам приятной заботы о ребёнке и, конечно, успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Развитие слуховой памяти

2345

Слуховая память помогает человеку запоминать и воспроизводить последовательности звуков. Если вы рассказываете аудиалу историю — в его голове сложится настоящий фильм, который он сможет легко пересказать. На уроках аудиал легко запоминает информацию и пересказывает ее, не заглядывая в учебники или тетрадь. В школе слуховая память бывает незаменимым другом ребенка и помогает писать изложения, сочинения, диктанты, запоминать важные даты.
Людей обладающих 100% слуховой памятью не так много, всего лишь 5-7%. Невозможно искусственно сделать из себя аудиала, но развивать навыки слуховой памяти по силам каждому.

Как понять, насколько развита слуховая память?

Необязательно обращаться к специалисту, чтобы понять насколько развита слуховая память ребенка. Для этого можно использовать стандартные тесты, которые легко найти в интернете. Один из самых распространённых тестов на слуховую память — методика «Запоминание 10 слов» по А.Л.Лурия. Тест подходит детям от 5 лет.

Суть тестирования: предложите ребенку прослушать 10 слов, несвязанных друг с другом по смыслу. Слова должны быть несложными и знакомыми ребенку, например: стол, кошка, дерево и т.д. После этого задача ребенка произнести те слова, которые он запомнил, последовательность при этом не важна.  Процесс повторяется 3 раза, и 4-й раз через 10-15 минут. 
По нормам, в первый раз ребенок должен повторить 4-6 слов. На 2 и 3 повторе ребенок должен говорить минимум на 1 слово больше, чем в попытку перед этим. Второй и третий повторы показывают скорость запоминания и усидчивости ребенка. Четвертый повтор можно провести спустя 10 минут — он показывает уровень развития долговременной памяти. В норме ребенок повторит на 2 слова больше или меньше от своего наилучшего результата.
Взрослый человек в норме с первого раза запоминает 7-9 слов. Для ребенка нормой считается количество слов равное его возрасту плюс/минус один. Значит для детей 5-6 лет показатель нормы — 4-6 слов; для 6-7 лет — 5-7 слов;  от 8 лет и старше 7 и более слов. 

Игры на развитие слуховой памяти.

При работе над улучшением слуховой памяти ребенку необходима помощь взрослых. Занятия в форме игры помогают избежать стресса и достичь лучшего результата.

1. Игра «10 пар». Суть игры в том, что взрослый придумывает 10 пар слов, связанных по смыслу, читает их ребенку с выражением и не торопясь. После прочтения родитель произносит первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать к нему пару.
Пример игры: кошка — хвост, шапка — шарф, снег — морозы, медведь — берлога, нитка — иголка, стол — стул, тетрадь — карандаш, книга — закладка, кресло — диван, руль — машина.

Игра тренирует слуховую память и улучшает внимательность ребенка.

2. Игра «Запомни и продолжи». Игра не только улучшает слуховую память, но и увеличивает ее объем. Суть игры: взрослый начинает предложение, ребенок его повторяет и добавляет свою деталь. В зависимости от количества участников игра имеет 2 варианта.
Вариант 1. Если с вами много детей: Взрослый говорит, например, «Я сегодня шел по лесу и увидел…», ребенок «Я сегодня шел по лесу и увидел маленький гриб…», третий игрок повторяет и добавляет свое. Игрок, который допускает ошибку — выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Вариант 2. Если игроков мало: принцип игры остается тот же, но в историю с каждым ходом добавляется не одно — два слова, а много слов и деталей. Например: «Мальчик поехал к бабушке в деревню…», второй игрок повторяет и добавляет «там он много плавал и ходил в лес». Игра продолжается до первого сбившегося игрока. Кто сбился — тот и проиграл.

Игра стимулирует слуховую память, воображение и улучшает концентрацию.

3. Игра «Слушай и рисуй». Игра комплексно развивает слуховую память, воображение и мелкую моторику рук. Взрослый читает стишок или маленькую сказку ребенку. Важно читать медленно и с интонацией. Задача малыша нарисовать на бумаге те образы из произведения, которые ему запомнились ярче других. В дальнейшем ребенок может пересказывать сказку по рисункам. Берите любимых детских авторов: Агния Барто, Самуил Маршак, Владимир Сутеев.

4. Игра «Что это было». Для этой игры вам понадобятся записи природных явлений, бытовых звуков, музыкальных инструментов — любых необычных звучаний. Подходите к делу с фантазией. Включайте ребенку запись и предложите угадать, что именно он слышит. Когда ребенок отгадает, можно попросить повторить звук. Выбирайте необычные звуки: звук моря, шум троллейбуса, треск огня, хруст ломающихся палок под ногами в лесу — чем необычнее звук, тем интереснее угадать и пытаться повторить.

Главное в развитии слуховой памяти — постоянство. Регулярные упражнения по 3-5 минут в день принесут больше пользы, чем занятия по 30 минут, но раз в неделю.
Слуховая память не развивается одна. Любое развитие будет комплексным. Развивая мышление и внимание, вы так же работаете над памятью. 

На сайте Разумейкин вы найдете игровые развивающие задания на память, мышление, логику.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

12 простых игр и упражнений для развития слуховой памяти для детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Слуховая память, составляющая часть слухового восприятия, является важным навыком для успешной учебы в школе.

Вот несколько простых игр и упражнений для развития слуховой памяти, которые можно попробовать с детьми в классе или дома.

Что такое слуховая память?

Слуховая память является одним из аспектов слухового восприятия. Это включает в себя способность запоминать услышанное и вспоминать его позже.

Слуховое восприятие — это процесс, позволяющий мозгу интерпретировать услышанное.

Вот другие ключевые аспекты, составляющие слуховое восприятие, как объяснила Марике де Витт в своей книге «Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива».

Слуховое различение — это способность понимать то, что слышно, и замечать сходства и различия в звуках.

Слуховая последовательная память — это способность запоминать, какие звуки или слова были первыми, средними и последними.

Слуховой анализ означает способность разлагать слова на их звуки. Это необходимо для того, чтобы научиться произносить слова, чтобы читать или писать по буквам.

Аудиальный синтез очень похож, но это процесс соединения звуков в словах.

Слуховое различение переднего плана и фона включает фокусировку на одних звуках и устранение других на заднем плане.

Как слуховая память влияет на чтение

Слуховая память важна, потому что дети должны ее развивать, чтобы иметь возможность понимать то, что они слышат, и следовать указаниям и двухчастным инструкциям в школе.

Помимо общей успеваемости в школе, навыки слуховой памяти также являются жизненно важной частью развития слухового восприятия, которое в значительной степени определяет способность к чтению.

Ребенку необходимо научиться запоминать звуки и работать со звуками, чтобы правильно расшифровывать слова при чтении и написании. Поэтому улучшение слуховой памяти важно для развития навыков чтения.

12 упражнений для развития и улучшения слуховой памяти

Вот 12 игр для развития слуховой памяти, в которые можно играть с детьми. Каждый поможет им должным образом развить этот жизненно важный навык, чтобы преуспеть в школе, будь то чтение, язык или математика.

1. Аудирование Бинго

Раздайте детям доски для игры в Бинго с картинками или словами. Не показывайте им фотографии; произносите только слова вслух. Дети должны полагаться на свои навыки слушания, чтобы знать, какой квадрат нужно охватить.

Вы можете сделать это простым или сложным для ваших детей. Вы можете описать объект или изображение, и они должны слушать, чтобы понять, о каком квадрате вы говорите.

2. Музыкальные стулья

Музыкальные стулья — это веселая игра, которая понравится детям любого возраста.

Расставьте стулья по кругу так, чтобы на один меньше, чем играющих людей. Включите музыку и пройдитесь вокруг стульев. Всякий раз, когда музыка останавливается, все спешат найти стул.

Человек, у которого нет стула, выбывает. Эта игра включает в себя прослушивание музыки, чтобы услышать, когда она останавливается.

3. Записанные звуки

Записывайте различные звуки по дому. Если у вас есть домашний питомец, запишите его звук, звуки посудомоечной машины, фена и т. д.

Проиграйте эти записи своим детям и попросите их определить, что это за звук.

Это позволяет им вспомнить то, что они уже знают, и запомнить, чтобы распознавать различные звуки.

4. Поиск сокровищ

Спрячьте что-нибудь, что нравится вашим детям, будь то лакомство или забавная игрушка. Затем дайте им подсказки, где найти их сокровище.

Цель состоит в том, чтобы в конечном итоге дать несколько инструкций одновременно, поэтому это сложно запомнить.

5. Спой песню

Предложите детям выучить новую песню. Затем попросите их спеть ее вам. Вы также можете выучить несколько новых детских песенок или стихов.

Это активирует их слуховую память, когда они пытаются вспомнить слова.

6. Память последовательностей

Перечислите элементы и попросите детей повторить их вам в правильном порядке. Это могут быть числа, слова и т. д.

Начните с малого и посмотрите, сколько они могут собрать подряд. Это также поможет их последовательной слуховой памяти.

Вот еще задания для дошкольников.

7. Рисование

Выберите что-нибудь, чтобы дети рисовали. Объясните шаги по успешному рисованию картинки, иногда используя инструкции, состоящие из двух частей.

Устно расскажите им инструкции, чтобы они поработали над умением слушать и запомнили порядок ваших инструкций.

Пример:

  • Нарисуйте дом на холме.
  • Нарисуйте два окна в доме и добавьте красную крышу.
  • Нарисуйте в небе три облака.

Вот несколько замечательных идей по рисованию направлений.

8. Цепные игры

Это еще одна веселая слуховая игра для детей. Начните со слов «Я пошел в магазин и купил…» и добавьте один пункт. Затем дети повторяют эту фразу, добавляя элемент в список.

Продолжайте добавлять предметы, пока кто-то не забудет предмет, затем начните новый раунд.

Это помогает укрепить слуховую память, так как детям нужно запомнить длинный список предметов.

9. Принимать сообщения

Попросите детей передавать сообщения другим в доме или школе. Скажите что-нибудь вроде: «Скажи Джонни, что мне нужно, чтобы он забрал свои зеленые носки». Посмотрите, правильно ли ваши дети передают сообщение и включают в него каждую деталь.

10. Помните, что вы слышали

Прежде чем заняться чем-либо или поиграть в игру, произнесите несколько слов и попросите детей запомнить их. Затем займитесь чем-нибудь, например, лепите пластилин или играйте в настольную игру.

После занятия попросите детей вспомнить все слова. Это способствует долговременной слуховой памяти.

11. Время рассказов

Чтение детям — это простое занятие, но оно имеет большую ценность.

Прочтите историю вслух. Посмотрите, смогут ли ваши дети запомнить части рассказа по мере того, как вы будете его читать. В конце посмотрите, смогут ли они вспомнить, что произошло в начале рассказа.

Задавайте вопросы о конкретных деталях для развития мыслительных навыков .

12. Телефон

Чтобы играть в телефонную игру, начните с того, что сядьте в круг. Один человек придумывает фразу и шепчет ее соседу. Затем каждый по очереди шепчет то, что услышал. В конце последний повторяет услышанное вслух.

Цель состоит в том, чтобы попытаться передать правильную фразу до конца. Часто этого не происходит, что делает эту игру полной веселья и смеха.

Наслаждайтесь этими упражнениями на развитие слуховой памяти со своими детьми!

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также комплект заданий «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.

старые
Бесплатный доступ навсегда.

Бесплатная регистрация 9Учетная запись 0198 Grow является быстрой и простой и позволит вам делать закладки для статей на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, которые используют Grow .

  • Поделиться
  • Электронная почта

Слуховая память: важность, проверка, преодоление дефицита

Содержание:
  • Введение
  • Что такое слуховая память?
  • Почему важна слуховая память
  • Проверьте слуховую память вашего ребенка
  • Как Edublox может помочь

Введение
Память — это процесс кодирования, хранения и последующего извлечения знаний. Хотя слово «память» может вызывать в воображении образ единичного процесса «все или ничего», ясно, что существует множество видов памяти, каждый из которых может быть в какой-то степени независимым от других.

Что такое слуховая память?

Слуховая память  включает в себя получение информации, представленной в устной форме, обработку этой информации, сохранение ее в уме, а затем вспоминание того, что вы услышали. По сути, это включает в себя навыки присутствия, слушания, обработки, хранения и припоминания.

Разочарование от разговоров с детьми, когда информация проходит «в одно ухо и вылетает из другого», знакомо учителям и родителям. Но для детей с плохой слуховой памятью это утверждение довольно близко к истине, и эта слабость может иметь тяжелые последствия в обучении.

Почему важна слуховая память

Если у ребенка проблемы со слуховой памятью, ему может быть трудно следовать инструкциям и концентрировать внимание. Поскольку дети со слабой слуховой памятью улавливают только обрывки того, что говорят в классе, они понимают лишь немногое из того, что говорит учитель. После этого они могут вспомнить только небольшое количество или ничего из того, что было сказано.

Учащиеся с нарушениями слуховой памяти часто испытывают трудности с пониманием слов и запоминанием терминов и информации, представленной в устной форме, например, на уроках истории и естественных наук.

Исследование Тироша и Коэна (1998) показало, что кратковременная слуховая память в значительной степени связана с СДВГ и языковыми проблемами.

Риччио и его коллеги (2007) сравнили обучение и память детей со специфическими нарушениями речи (SLI) с 30 нормально функционирующими детьми по шкале детской памяти. Результаты показали, что дети в группе SLI показали значительно более низкие баллы по слуховым индексам и субтестам, чем в контрольной группе. Напротив, по зрительным показателям и подтестам не выявлено межгрупповых различий.

Слуховая память также играет решающую роль в грамотности: это одна из областей слуховой обработки, которая напрямую влияет на навыки чтения, правописания, письма и математические навыки.

Kurdek и Sinclair (2001) измерили слуховую память у детсадовцев и обнаружили, что готовность слуховой памяти предсказывала более поздние успехи в чтении и математике в четвертом классе.

Дети с плохими навыками слуховой памяти могут с трудом узнавать звуки и сопоставлять их с буквами — распространенный симптом нарушения чтения или дислексии.

Исследование Plaza et al. (2002) обнаружили, что у детей с дислексией наблюдается значительный дефицит в задачах, связанных с навыками слуховой памяти (диапазон цифр, повторение незнакомых слов, повторение предложений) по сравнению с их сверстниками.

Вайс и др. (2014) протестировали музыкантов с дислексией и без нее на слуховую обработку и слуховую память. Музыканты с дислексией набрали такие же баллы, как и их коллеги, не страдающие дислексией, в задачах обработки слуха и лучше, чем население в целом. Однако они гораздо хуже показали себя в тестах на слуховую рабочую память, включая память на ритм, мелодию и звуки речи. Более того, эти способности были взаимосвязаны и сильно коррелировали с их точностью чтения, а это означает, что музыканты-дислектики с самой плохой слуховой рабочей памятью, как правило, имели самую низкую точность чтения.

«Слуховая память, вероятно, является наиболее распространенным, но чаще всего упускаемым из виду дефицитом навыков обучения», — говорит педагог-педагог Адди Кузимано (2010). «На протяжении многих лет тестирования я обнаружил более высокий процент учащихся со слабыми областями слуховой памяти, чем в любой другой области навыков обучения, даже среди тех учащихся, которых мы не классифицировали бы как неспособных к обучению. Кроме того, у большинства детей с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивностью наблюдаются серьезные нарушения слуховой памяти. Эти дети отчаянно нуждаются в исправлении слуховых навыков».

Проверьте слуховую память вашего ребенка

Размах цифр — это стандартный показатель кратковременной памяти, т. е. количество цифр, которые человек может усвоить и вспомнить в правильном последовательном порядке после того, как услышит или увидит их. Как обычно в задачах на кратковременную память, человек должен запомнить небольшой объем информации за относительно короткое время, и порядок припоминания важен.

Чтобы проверить слуховой диапазон цифр ребенка, произносите цифры медленно с интервалом в одну секунду монотонным голосом. Скажите, например, 6-1-5-8 и попросите ребенка повторить это. Если могут, то скажите 9-2-4-7-5. Ребенок должен быть в состоянии правильно повторить последовательность из 4 цифр в 75% случаев с первой попытки, чтобы его кратковременная память считалась равной 4; это то же самое для каждой старшей цифры.

Двухлетний ребенок должен иметь кратковременную память на 2, трехлетний на 3, четырехлетний на 4 и так далее, до семи лет. Среднее значение в нашем обществе для семилетнего ребенка до взрослого составляет 7.

По словам специалиста по нейроразвитию Синди Рингоэн, чтобы начать использовать фонетику помимо запоминания нескольких отдельных звуков, ребенок должен иметь слуховой диапазон цифр, близкий к 6. Если если числовой диапазон ребенка ниже 6, вы увидите ребенка, в зависимости от того, сколько упражнений у него было, который может произнести все звуки фонем и, возможно, соединить некоторые из них в слова, но в конце предложения или абзаца. не могут понять, что они только что прочитали.

Как Edublox может помочь

Edublox специализируется на образовательных мероприятиях, которые делают детей умнее, помогают им учиться и читать быстрее, а также с легкостью решать математические задачи. Наши программы позволяют учащимся преодолевать трудности с чтением и другие препятствия в обучении , помогая им стать учениками на протяжении всей жизни  и давая им возможность реализовать свои высшие образовательные цели .

Edublox основан на педагогических исследованиях и более чем 30-летнем опыте, демонстрирующем, что большинство трудностей в обучении объясняются слабыми базовыми когнитивными навыками. Базовые когнитивные навыки включают слуховую память. Специальные когнитивные упражнения могут усилить эти слабые стороны, что приведет к повышению производительности в чтении, правописании, письме, математике и обучении.

В недавнем исследовании 64 ученика 2-го класса городской школы были разделены на три группы: группа 1 состояла из 22 учеников, которые занимались онлайн-репетиторством Edublox (репетитор по развитию) в течение 28 часов в течение трех недель, в то время как 2-я группа состояла из 21 человека, которые играли в компьютерные игры, а остальные продолжили обучение в школе. Тест навыков обработки слуховых сигналов (TAPS-3) использовался для оценки слуховой памяти на числа, слова и предложения до и после трех недель.

Результаты показывают, что слуховая память группы Edublox значительно улучшилась в соответствии с t-критерием парных выборок:


Edublox Online Tutor был оптимизирован для детей от 7 до 13 лет, подходит для одаренных и менее одаренных и может использоваться дома и в школе. Наши программы эффективны для облегчения различных симптомов, связанных с дислексией, дисграфией и дискалькулией.
.


Edublox также предлагает онлайн-репетиторство для учащихся с дислексией, дискалькулией и другими трудностями в обучении. Наши студенты находятся в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах. Запишитесь на бесплатную консультацию , чтобы обсудить потребности вашего ребенка в обучении.
.
Ссылки:

Кузимано А.  Нарушения обучаемости: есть лекарство .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *