Разное

Сложные скороговорки для развития речи и дикции длинные – 200 скороговорок для развития дикции

Содержание

Cкороговорки для развития речи и дикции.

 Скороговорки - народные произведения, которые сохранились до нашего времени, насчитывая более чем вековую историю.

 Особенность скороговорок для развития речи состоит в том, что в них подобраны слова с труднопроизносимыми и сложносочетаемыми звуками.

В случае если вы чувствуете, что ваша речь далека от совершенства, вы говорите плохо и нечетко, а окружающие вынуждены по нескольку раз переспрашивать, что вы хотели им сказать, значит, пришло время заняться собственным произношением. И в этом помогут скороговорки. 

 

Скороговорки на звук [Ш]

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.

 

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Скороговорки на звук [Г]

На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звук [Ч и Щ]

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.

 

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.

 

Вез корабль карамель,  Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели.

 

Скороговорки на звук [Р и Л]

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.

 

Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.

 

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать:
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!

В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

 

Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да за­рапортовался.
Рыла свинья белорыла, тупорыла: полдвора рылом из­рыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла; на то Хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Скороговорки на звук [К и Л]

В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

У ёлки иголки колки.

Скороговорки на звук [К и Г]

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.

Скороговорки на звук [К и П]

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Наш Полкан попал в капкан.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Стоит поп на копне, колпак на попе.
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, испугаю".
Отвечает ему попугай:
"Испугай, попугай, испугай!"

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Скороговорки на звук [Б и П]

Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа бы­ла тупа.
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не вы­болтала.
Командир говорил про подполковника, про подполков­ницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапор­щика, а про подпрапорщицу промолчал.

Скороговорки на звук [Б и Л]

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.

 

Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пе­ром.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [М]

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.

В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.

Скороговорки на звук [С]

Косарь Касьян   Косой косит косо,   Не скосит Касьян-косарь   Покоса.

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

tigro.spb.ru

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых ТОП лучших

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.

Сегодня можно встретить не так уж много людей, которые способны похвастаться отличной дикцией. Четким произношением звуков и слов природа наградила далеко не каждого. Однако ситуацию можно исправить, если систематически говорить скороговорки.

ТОП10 скоровогорок

Эти 10 скороговорок рекомендуют для развития речи и дикции: артистов, ведущих радио, дикторов, и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Проведи время с пользой и весело. Распечатайте себе, и скороговорите каждый день.

Примечание. Читать надо быстро и обязательно вслух. В этом вся фишка упражнений.


1) Толи Толя — кореш Коли,

толи кореш Толи — Коля.
Коли Коля — кореш Толи,
то и Толя — кореш Коли.


2) В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали,лавировали,да так и не вылавировали, и потом протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый. Лигурийский регулировщик речисто , да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент.


3) Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы.


4) Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,
то карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.


5) На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильшик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильшик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных. За каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильшик получит шишкосушилкой по голове.


6) Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.


7) Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.


8) Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать


9) Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.


10) Скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки,
И нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет,
Но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился,
И проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку:
«все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!»


Бонус. «Архиеволокоточерипопинаковский сделал прыжок с приподвыподвертом через нашу вербу невыкорчумакуватишу»


ТОП200 скороговорок

Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее.

  1. Интервьюер интервента интервьюировал.

  2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
    Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
    Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
    Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
    И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
  3. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  4. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

  5. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но, заскороговорившись, выскороговорил,
    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
  6. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

  7. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.

  8. У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.

  9. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!

  10. Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.

  11. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.

  12. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.

  13. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  14. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
  15. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.

  16. Пакет под попкорн.

  17. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

  18. В Каннах львы только ленивым венки не вили.

  19. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

  20. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

  21. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

  22. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

  23. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.

  24. Сиреневенькая зубовыковыривательница.

  25. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

  26. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

  27. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

  28. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

  29. Волховал волхв в хлеву с волхвами.

  30. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

  31. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

  32. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

  33. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.

  34. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.

  35. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

  36. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

  37. У Сени и Сани в сенях сом с усами.

  38. У осы не усы, не усища, а усики.

  39. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.

  40. Осип охрип, Архип осип.

  41. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

  42. Сачок зацепился за сучок.

  43. По семеро в сани уселись сами.

  44. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

  45. Свиристель свиристит свирелью.

  46. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

  47. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  48. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

  49. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

  50. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

  51. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  52. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

  53. Четверть четверика гороха без червоточинки.

  54. Инцидент с интендантом.

  55. Прецедент с претендентом.

  56. Константин констатировал.

  57. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

  58. Ценит цеп косец по косовице.

  59. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.

  60. У ежа — ежата, у ужа — ужата.

  61. Жутко жуку жить на суку.

  62. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

  63. Течет речка, печет печка.

  64. Щипцы да клещи — вот наши вещи.

  65. Тщетно тщится щука ущемить леща.

  66. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

  67. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

  68. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.

  69. Около колодца кольцо не найдется.

  70. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

  71. Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

  72. Яшма в замше замшела.

  73. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.

  74. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

  75. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

  76. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

  77. Ест Федька с водкой редьку.

  78. Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
  79. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

  80. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.

  81. К Габсбургам из Страсбурга.

  82. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  83. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

  84. У елки иголки колки.

  85. В один клин, Клим, колоти.

  86. Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
    А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
  87. Турка курит трубку, курка клюет крупку.
    Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
  88. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

  89. Водовоз вез воду из-под водопровода.

  90. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

  91. Подал грабли крабу краб.

  92. От топота копыт пыль по полю летит.

  93. Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

  94. У осы не усы и не усища, а усики.

  95. Ткёт ткач ткани на платки Тане.

  96. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

  97. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

  98. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
    А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
  99. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

  100. Рододендроны из дендрария.

  101. Сорока со скоросоковыжималкой.

  102. На горе Арарат рвала Варвара виноград.

  103. На дворе-подворье погода размокропогодилась.

  104. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

  105. Баркас приехал в порт Мадрас.
    Матрос принес на борт матрас.
    В порту Мадрас матрас матроса
    Порвали в драке альбатросы.
  106. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

  107. Когда-то галок поп пугая,
    В кустах заметил попугая,
    И говорит тут попугай:
    «Пугать ты галок, поп, пугай.
    Но, только галок, поп, пугая,
    Не смей пугать ты попугая!
  108. Королева кавалеру подарила каравеллу.

  109. На мели мы налима лениво ловили,
    Меняли налима вы мне на линя.
    О любви не меня ли вы мило молили
    И в туманы лимана манили меня.
  110. На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

  111. Невелик бицепс у эксгибициониста.

  112. Недопереквалифицировавшийся.

  113. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.

  114. Саша шапкой шишку сшиб.

  115. Футляр для дрели.

  116. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.

  117. Сняли с Надежды цветные одежды,
    Без одежд Надежда не манит, как прежде.
  118. Сшит колпак, да не по-колпаковски,
    вылит колокол, да не по-колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  119. Ужа ужалила ужица.
    Ужу с ужицей не ужиться.
    Уж от ужаса стал уже —
    ужа ужица съест на ужин
    и скажет: (начинай сначала).
  120. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

  121. На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.Технология шишкосушения:После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

  122. Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

  123. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.

  124. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

  125. Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

  126. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

  127. Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.

  128. Ткет ткач ткани на платье Тане.

  129. У перепелa и перепелки пять перепелят.

  130. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

  131. Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.

  132. Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.

  133. Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.

  134. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.

  135. Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

  136. Около кола колокола, около ворот коловорот.

  137. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

  138. А мне не до недомогания.

  139. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.

  140. Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.

  141. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

  142. Коваль ковал коня,
    Конь — копытом коваля,
    Коваль — кнутом коня.
  143. Маленькая болтунья
    Молоко болтала-болтала,
    Да не выболтала.
  144. Петя был мал и мяту мял.
    Увидала мать — не велела мять.
  145. О любви не меня ли
    Вы мило молили
    И в туманы лимана
    Манили меня?
  146. Слава у Власа съел все сало.

  147. Клала Клава лук на полку,
    Кликнула к себе Николку.
  148. Только у молодца и золотца,
    Что пуговка оловца.
  149. Съел Слава солено сало,
    Да сала Славе мало.
  150. Козел-мукомол,
    Кому муку молол,
    Кому не молол?
  151. У Фили были,
    У Фили пили,
    Да Филю ж побили.
  152. Феофан — болван:
    Молоко взболтал,
    Да не выболтал.
  153. Милая Мила
    Мылилась мылом,
    Намылилась, смыла —
    Так мылилась Мила.
  154. Стоит поп на копне,
    Колпак на попе,
    Копна под попом,
    Поп под колпаком.
  155. Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.

  156. Дед Додон в дуду дудел,
    Димку дед дудой задел.
  157. Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.
  158. Два дровосека, два дроворуба,
    Два дровокола отточили топоры,
    Топоры остры-то до поры,
    До поры остры топоры, до времени.
  159. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

  160. Ходит квочка около дворочка,
    Водит деток около клеток.
  161. Встретил в чаще еж ежа,
    — Как погода, еж?
    — Свежа.
    И пошли домой, дрожа,
    Сгорбясь, съежась, два ежа.
  162. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.

  163. У нас на дворе-подворье
    Погода размокропогодилась.
  164. Лошадь с седоком,
    Да без седла и узды, без подпруги и удил.
  165. Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
    А внизу похожие на маленьких ежат
    Шишки прошлогодние на траве лежат.
  166. Ты, молодец, скажи молодцу,
    Пуст молодец молодцу скажет,
    Пусть молодец теленка привяжет.
  167. На дуб не дуй губ,
    Не дуй губ на дуб.
  168. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира
    И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  169. Испугались медвежонка
    Еж с ежихой и с ежонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.
  170. С мышами во ржи подружились ежи.
    Ушли в камыши — и во ржи не души.
  171. Ужа ужалила ужица.
    Ужу с ужицей не ужиться.
    Уж от ужаса стал уже —
    ужа ужица съест на ужин.
  172. Уж пожаловал ежам
    Новых дюжину пижам.
    Прежние пижамы
    Исколоты ежами.
  173. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

  174. Дятел лечит древний дуб,
    Добрый дятел дубу люб.
  175. Баран-буян залез в бурьян.

  176. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.

  177. Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.

  178. Был баран белокрыл,
    Всех баранов перебелокрылил.
  179. Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  180. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

  181. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

  182. Бобры храбры, идут в боры,
    Бобры для бобрят добры.
  183. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

  184. Вместо рубахи не носите брюк вы,
    Вместо арбуза не просите брюквы.
    Цифру всегда отличите от буквы
    И различите ли ясень и бук вы?
  185. Купила бабуся бусы Марусе.

  186. Бабкин боб расцвел в дождь,
    Будет бабке боб в борщ.
  187. Возьми у белобородого мужика
    Полкринки кислого молока.
  188. Купили Валерику и Вареньке
    Варежки и валенки.
  189. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу
    o Георгии Григорьевиче.
  190. Съел Валерик вареник,
    А Валюшка — ватрушку.
  191. Проворонила ворона вороненка.

  192. Верзила Вавила весело ворочал вилы.

  193. Соломы воз возница вез.

  194. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.

  195. Валя на проталинке промочила валенки.

  196. Валин валенок провалился в проталинок.

  197. Забавной обезьяне бросили бананы,
    Бросили бананы забавной обезьяне.
  198. А мне не до недомогания.
    На меду медовик, а мне не до медовика.
  199. Командир говорил про полковника и про полковницу,
    Про подполковника и подполковницу.
    Про поручика и про поручицу,
    Про подпоручика и подпоручицу,
    Про прапорщика и про прапорщицу,
    Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  200. Король — орел.

Помните, самое важное в тренировках — это регулярность. Не бросайте занятия на полпути.  Ведь правильно поставленная и четкая речь — это залог успеха не только в ораторском искусстве, но и в жизни!

istoriipro.ru

ТОП-20 скороговорок для развития речи и дикции » Notagram.ru

Помните сколько радости и смеха доставляло нам в детстве чтение скороговорок?

Оказывается, что регулярное произношение скороговорок не только тренирует речь и дикцию, но еще и благоприятно влияет на нашу умственную активность и защищает наш мозг от возрастной деменции, болезни Альцгеймера, Паркинсона, Крейцтфельда—Якоба. К такому выводу пришли зарубежные исследователи, работающие в Институте мозга и сознания в Университете Западного Онтарио.

Для того чтобы улучшить свои речевые навыки и защитить мозг от возрастных недугов, необходимо регулярно, по 5 минут в день, повторять несколько скороговорок. Делать это можно в любое время суток. Например, по пути на работу или в обеденный перерыв за чашечкой кофе. Единственное условие, скороговорки необходимо произносить внятно вслух. Notagram.ru специально отобрал несколько сложных скороговорок, которые вам обязательно пригодятся.

ТОП-20 скороговорок для развития речи и дикции

Немного теории: как развивать речь и дикцию скороговорками

Для того чтобы правильно и быстро произносить скороговорки необходимо на начальном этапе очень медленно повторять текст по слогам. Как только вы научились выговаривать скороговорку четко и ясно без единой заминки, вам необходимо заняться дикцией. Для этого также медленно, но шепотом, произносите скороговорку отчетливо, работая губами, языком и ртом. Как только ваш вербальный аппарат привыкнет к скороговорке, произносите скороговорку четко и громко вслух, но с разными интонациями. И только после этого, работайте над скоростью произношения.

Скороговорки для развития речи и дикции

  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
  • Ярослав и Ярославна поселились в Ярославле. В Ярославле живут славно Ярослав и Ярославна.
  • Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот — поворот.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Однажды был случай в далеком Макао: макака коалу в какао макала, коала какао лениво лакала, макака макала, коала икала.
  • Шушера шушере шуршала, Что шурша шушере шуршать мешала.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Саша машет Маше, Маша машет Саше. Маша Саши краше, Саша краше Паши.
  • Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
  • Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • В Каракалпакии каракалпак окаракалпачивал окаракалпачиванием каракалпаков.
  • Завизжал Жерар: Пожар! Жжёт живьём Жерара жар. Избежал Жерар кошмара: Жанна жаром жжёт Жерара.
  • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Взяла Наталия Виталия за талию: Айда в Италию Виталию с Наталией?
  • Редька редко росла на грядке. Грядка редко была в порядке.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

notagram.ru

Скороговорки для развития речи и дикции детей и взрослых

Скороговорки только на первый взгляд кажутся сложной задачкой. На самом деле, овладеть искусством скороговоркоговорения довольно легко, просто нужно немного постараться. Для начала спокойно прочитайте заковыристое предложение вслух. Затем медленно и отчётливо произнесите скороговорку так, чтобы губы и язык запомнили каждое движение и действовали как единый механизм. После этого можно проговаривать скороговорку, но шёпотом, при необходимости разбивая сложные конструкции на несколько частей. Затем уже стоит переходить к громкой версии тренировки, постепенно увеличивая скорость. Ну а на конечном этапе нужно добавить предложениям интонации — и готово! Скороговорки способны исправить дикцию у детей и взрослых и сделать речь красивее и четче.

На «Б»

  • Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
  • Банда бандерлогов голодна в берлоге и ограблена орками догола.
  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.

На «Д»

  • Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
  • Дедуля-денди в долине на наледи длинной унты в дедлайн надел.
  • Бранденбургские рододендроны из дендрария.
  • Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.

На «З» и «С»

  • Зря Кузьма козла дразнил — козёл задиру не забыл.
  • Взбиваем сливки, сливаем взбивки.
  • В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
  • Косой Пикассо косо косил откос косой по косой.

На «К»

  • Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
  • Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина
    нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Константин констатировал инцидент с интендантом и прецедент с претендентом.
  • Укатил в уголок котик ниток клубок. Котик ниток клубок укатил в уголок.
  • Дай кирку Киркорову корки откалывать.

На «Л»

  • Лирики из городка Нерли на Нерли-реке читали лимерики.
  • Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.
  • В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  • Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  • Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.

На «М»

  • Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна, ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность.
  • Магистра «Инстаграма» со ста граммами мигом санитар настиг.
  • Монголы из Монголии не живут в Анголе, ангольские магнолии не растут в Монголии.

На «О»

  • Охотник на существ с головой голого оловянного вола — голоолововологоловолов.
  • Обладаешь ли ты налогооблагаемой благодатью?
  • Бегемот в бегемотонарии искал бегемотиху. Бегемотиху в бегомотонарии бегемот не нашел.

На «П»

  • Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.
  • Прирабатываясь к работке, работник нарабатывает наработки, заработок зарабатывает от работки, а приработок — от переработки.
  • Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  • Почему-то простолюдину просто по-людски поступать преступно, а по-простецки — прощается.

На «Р»

  • Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
  • Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
  • Прокурор проколол дыроколом протокол.
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • На ура у гуру инаугурация прошла.

На «Т»

  • Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная.
  • Триста три тиристора, тридцать три транзистора.
  • Забирайте трудовую, без трудовой трудно трудоустроиться.
  • Тарахтящий трактор трижды проверит предусмотрительный тракторист.

На «Х»

  • У рекламы ухватов швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • Пульхерья, похихикивая, пухом пуховики напихивала.
  • Выхухоль выхухолёнка выхолила, а выхухолёнок выхухоль похулил.

На «Ш» и «Щ»

  • Шёл Шива по шоссе, сокрушая сущее, а навстречу Саша шла, круглое сосущая.
  • Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание».
  • В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  • Щеночкам щёточками чистили щёчки.

А ещё вот что у нас есть:

twizz.ru

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых — 13 длинных и сложных русских скороговорок

Речевой аппарат взрослого человека подобен опорно-двигательному: гораздо лучше работает, если регулярно упражняться. Но под тренировками нельзя понимать наше общение с другими людьми. Язык, как и любая другая мышца, становится сильнее и выносливее в условиях преодоления неудобств и препятствий. Классическое упражнение в этом плане — скороговорки для развития речи и дикции взрослых, создающие условия для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются элементы речевого аппарата.

Содержание материала:

Советы, как улучшить дикцию и четкость речи

Хорошая дикция важна для множества специалистов, чья деятельность связана с публичными выступлениями и активным общением с другими людьми. Обладатели чистой речи не сталкиваются с искаженными трактовками собственных высказываний из-за недопонимания, бесконечными просьбами повторить сказанное, им не надо тратить усилия на акцентуации важнейших мыслей. Дорогого стоит, когда внимание аудитории приковано к осознанию смысла сказанного, а не к расшифровке слов.

 

Существует целый комплекс методик для развития четкости речи.

  • Поскольку причиной ошибочного произношения звуков является неправильная работа элементов речевого аппарата, то одним из базовых методов коррекции дикции является гимнастика. В нее включены упражнения на движение нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба. Если нет врожденных патологий развития или серьезных травм, гимнастика неплохо корректирует погрешности речи, т. к. самой распространенной причиной является слабость мышц языка. В ряде случаев подлежит исправлению и прикус, влияющий на то, как мы произносим звуки.
  • Дыхательная гимнастика и коррекция осанки. Разработаны целые комплексы, совмещающие прямую спину с дыхательными упражнениями. Они приучают к правильному положению органов, участвующих в устной речи. Тренируется также дыхание с нагрузкой: чтение стихов с наклонами, во время прыжков, быстрой ходьбы.
  • Актерские методики, в которых отдельные звуки произносятся с препятствиями во рту максимально четко. Это может быть карандаш, несколько небольших шариков или крупный предмет, зажатый между зубами. Цель таких занятий – в сложных условиях добиться наиболее четкой артикуляции.
  • Многочисленные речевые упражнения. Можно учиться читать скороговорки, прозаические отрывки текстов, максимально четко выговаривая каждое слово, пропевать стихи, произносить речь в движении, скандировать и др.

Самая длинная скороговорка в мире

Существует чемпион в мире скороговорок под названием «Лигурия», включающая в себя множество коротких текстов. Такие длинные скороговорки направлены на тщательную отработку навыка. Если раз в день вам удастся произнести ее более или менее складно и в нужном темпе, то тренировка прошла успешно.

Приводим ее примерный (не авторский) текст, где составные части нанизываются на уже существующую, подобно бусинам на нитке:

«В четверг четвёртого числа, в четыре часа с четвертью лигурийский регулировщик в Лигурии регулировал, но 33 корабля лавировали, лавировали, а не вылавировали. Потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: «Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи. Не то придет бомбардир из Брандебурга, бомбами забомбардирует за то, что кто-то чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл». Но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет. Потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали. Но грех — не смех, не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, но не до деготниковой вдовы и не до деготниковых детей. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова на дворе. Раз щеголь Щегол ящик щебня нашел, а в щели шуршали щучата, щербатая щука тащила чехол, чтоб сшить из него им брючата. Щегол шустро щеку ей вдруг прищемил щипцами и шмякнул шумовкой, не мешкая, этот мешок потащил, но вдруг зашуршала шнуровка. И вышла, щебеча и щурясь, шпана — щенки, но в шершавой щетине, и быстро шугнули Щегла-шалуна, чтоб больше не шастал в лощине. От шока щегол наш утратил свой шарм, чесалась под перьями шкурка. Теперь сторожит он ворота казарм, в матросской шикуя тужурке. Два дровосека-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь. Молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел. Сонька же шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит –перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится. Была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. У ужа ужата, у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пятеро ребят съели по пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши. Обо всем том колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как бы все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка – не пытка».

В разных источниках эта скороговорка встречается в различных вариантах.

Сложные тесты для дикции взрослых

Сложные скороговорки – один из распространенных способов улучшить свои артикуляционные умения. В этих рифмованных или ритмованных для облегчения запоминания стишках или предложениях используются сочетания звуков, которые даются человеку нелегко из-за разного места образования.

Это пары и тройки: жр, др, зр, лн, лп, ртэ, чру, лра, нтэ, нро, шра и другие. Человек в обыденной речи склонен «проглатывать» часть звуков, чтобы облегчить себе работу. Цель их отчетливого произнесения – научиться не только полностью озвучивать слова, но и довести этот процесс до автоматизма.

В скороговорках сконцентрированы все затруднительные случаи артикуляции. Поэтому не следует сразу стремиться к скоростному проговариванию. Куда важнее качественно выговорить все слова полностью. Когда будет достигнута эта цель, можно тренироваться читать их в ускоренном темпе.

Топ самых эффективных скороговорок

Представляем список самых эффективных скороговорок для улучшения дикции взрослых людей, которые легко запомнить:

  • Пришел поп Поликарп Поликарпович окропить укроп. Укроп взмок, Поликарп смолк.
  • Очень чуткий учитель сверхчувствительный и тонко чувствующий.
  • Добры бобры в бору бодрствовали, бобрята доброхотствовали, бобрихи бодрились.
  • Свидетель переосвидетельствован и перепроверен.
  • Татарский ткач ткет ткани на домотканые платки Татьяне.
  • Шрамированный шпагою шаман вошел во храм.
  • Трудновыговариваемые скороговорки, участвовавшие в самосовершенствовании.
  • Покупая попугая, не перепугайте птицу простотой.
  • Стаффордширский терьер чересчур ретив, а черношерстный ризеншнауцер резвее.
  • Радист да прапорщик рапортовали, рапортовали подполковнику – да не вырапортовали.
  • Ловко лавируя в отоларингологии, лекарь легко вылечивал ларингиты и трахеиты.
  • Ртом тревожно дрожит, нрав кривой демонстрируя, друг.

В этих предложениях представлены как длинные слова, которые зачастую трудно произнести отчетливо, так и те, что содержат проблемные для произнесения сочетания звуков. При проговаривании следует обратить внимание на постановку ударений в словах, интонацию в соответствии со знаками препинания, и сделать акценты в проблемных местах.

attuale.ru

Скороговорки для развития речи и дикции у взрослых

Скороговорки — это специально усложненные предложения, которые насыщены труднопроизносимыми звукосочетаниями, или быстро проговариваемые пословицы и поговорки. Скороговорки применяют для развития речи и дикции. Они помогают сделать речь правильной и чистой. При помощи скороговорок детей с раннего детства учат без ошибок, четко выговаривать слова. Также эти усложненные предложения помогают детям с логопедическими проблемами научиться произносить определенный звук. Благодаря скороговоркам могут научиться красиво говорить не только дети, но и взрослые. Скороговорками постоянно тренируют свою дикцию журналисты и телеведущие, несмотря на то, что их речь и без этого хорошо развита. Многие скороговорки дошли до нас с давних времен, поэтому они помогают не только оттачивать дикцию, но и знакомят с народным творчеством наших предков.

Оглавление

  • Рекомендуемые правила для занятий скороговорками
  • Упражнения для улучшения дикции
  • Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых
  • Скороговорки для развития речи и дикции взрослых
    • Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц
    • Скороговорки со звуком «ч»
    • Скороговорки для развития невнятных «н», «м», «р», «л»
    • Улучшение произношения звуков: б, п, в, д, т, х, г, к
    • Самые эффективные скороговорки

Рекомендуемые правила для занятий скороговорками

Быстрое развитие артикуляции зависит от соблюдения правил произношения скороговорок для развития речи взрослых и детей. Упражнения нужно проводить согласно следующим рекомендациям:

  1. Темп произношения наращивают постепенно, начиная с медленной скорости. По мере усовершенствования речи, предложения произносят быстрее.
  2. Четко выговаривают окончания каждого слова, активизируя согласные буквы.
  3. Стараются проговаривать чистоговорки на одном дыхании.
  4. Периодически меняют интонацию голоса, меняя детский, женский и мужской тон.
  5. Хороший результат дает сочетание произношения словосочетаний с физическими упражнениями, такими как бокс, танцевальные движения, приседание, бег на месте.
  6. Присоединение творческой составляющей — воспроизведение скороговорки, накладывая ее на какую-либо мелодию.

Процесс обучения не должен приносить дискомфорт. Занятия следует продолжать до появления небольшой усталости мышц лица.

Внимание! Нельзя допускать выраженного утомления мускулатуры челюстно-лицевой области.

Тренировки нужно продолжать до того момента, пока произношение не станет свободным. Только тогда можно продвигаться дальше и усложнять нагрузку.

Упражнения для улучшения дикции

Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.

  • Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
  • Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
  • Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
  • Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
  • Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
  • Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляция учит правильно ставить язык и губы, направлять поток воздуха. Гимнастика готовит артикуляционный аппарат к проговариванию сложных скороговорок.

Заниматься нужно ежедневно по 3–5 минут. Упражнения выполнять сидя, спина прямая, мышцы расслаблены. Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполнять до легкого напряжения лицевых мышц.

Основные упражнения:

  • Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы, удерживать положение 10 секунд.
  • Вытягивать губы вперед, дуть на невидимую пушинку.
  • Чередовать первое и второе упражнение в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Раскрывать и закрывать рот в широкой улыбке.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Открыть рот, высунуть язык, вытягивать кончик – язык становится узким.
  • Чередовать широкий и узкий язык в медленном и быстром темпе.
  • Поднимать кончик языка за верхние передние зубы.
  • Фиксировать язык за нижними передними зубами.
  • Перемещать язык вверх-вниз, на 2 секунды фиксировать за верхними и нижними зубами.
  • Опустить кончик языка, отодвинуть его вглубь рта. Поочередно приближать язык к правым и левым передним резцам.

Такая гимнастика – самая лучшая практика для освоения основных правильных положений губ и языка.

Упражнения для дикции и голоса

Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию, сам тембр голоса.

Для этого существуют некоторые упражнения:

  • Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
  • Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо
  • Следует не сбивая дыхания, выдерживая все паузы, выразительно читать тексты, стихотворения, прыгая на скакалке или бегая трусцой.
  • Следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.

Упражнения для голоса

  • Следует, издавая разные звуки, бить себя в грудь.
  • Следует во время зевания продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать. Это также поможет расслабить и опустить гортань.
  • Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м»
  • Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.

ВАЖНО: Если описанные упражнения повторять 10-15 минут ежедневно, то можно быстро заметить произошедшие изменения в голосе.

Разминка

До начала занятия – касается это и предшествующей произношению самих скороговорок артикуляционной гимнастики – всегда нужно проводить небольшую разминку. В нее входят следующие упражнения:

  1. Произнесите три раза звуки «Г» и «К».
  2. Рот полуоткрыт. Озвучьте гласные «А, О, Э» трижды.
  3. «Прополощите» рот воздухом, т.е. погоняйте его между щеками, надувая каждую поочередно. Это поможет расслабить напряженные мышцы.

Каждое занятие желательно фиксировать на диктофонной записи, чтобы имеет возможность прослушивать ее позднее. Это поможет отслеживать, улучшается ли дикция и над какими звуками еще необходимо хорошо поработать.

Позднее занятия надо усложнять. Скороговорки для улучшения дикции взрослых нужно проговаривать во время движения, например, танцевать или выполнять приседания. Такой вариант помогает не только разнообразить занятия, но и научит поддерживать нормальное дыхание и темп речи при любых обстоятельствах.

Чтобы овладеть навыком быстрой и четкой речи, вначале необходимо освоить науку медленного разговора. Начинать заниматься нужно с произношения коротких предложений, а сложные скороговорки для развития речи и дикции включать в уроки позднее, когда наблюдается значительное улучшение.

  • Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  • Архиважный архивный археологический артефакт.
  • Я по выбоинам еду и из выбоин не выеду.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»:

  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»:

  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  • У осы не усы, не усища, а усики.
  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Осип охрип, а Архип осип.
  • Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  • По семеро в сани уселися сами.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Инцидент с интендантом.
  • Прецедент с претендентом.
  • Константин констатировал.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.
  • Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Скороговорки со звуком «ч»

[Ч] — это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка — воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

А также скороговорка в форме стихотворения:

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.

Скороговорки для развития невнятных «н», «м», «р», «л»

Да-да, мы в курсе, что большинство людей с дефектами речи тихо ненавидят букву «р» и все слова, которые начинаются с нее. Но не «р» единым, как говорится…

У автора статьи, например, лет так до 5, главным врагом был звук «л»: до сих вспоминается, как логопед, смахивая капли пота со лба, в 40-й раз твердила «лампа», а я так же упорно в 40-й раз орала на весь кабинет «лямпа».

И ничто в мире не могло заставить меня произнести твердое «л», пока папа с мамой не отправили дитё в хор, где оно так же отчаянно, но не коверкая звуки, начало распевать «Ладушки, ладушки…».

Словом, спасибо родителям за то, что сейчас я не падаю в обморок, когда нужно поговорить о Любви, попросить Любимого согреть мне Ладошки и поменять Лампочку.

Для тех взрослых, которым повезло чуть меньше, предлагаю попробовать лучшие скороговорки для развития дикции при проблемах со звуками «л», «н», «м», «р»:

  • Подкралась к Ларе Клара-краля;
  • Не мы ли на Ниле налима ловили?
  • Нина – няня Анина, Аня нынче нянина;
  • Из револьвера Валера валит Веру;
  • Видели ли вы Лидию?

Улучшение произношения звуков: б, п, в, д, т, х, г, к

Дефекты речи, связанные с произношением данных звуков, встречаются очень редко. Однако именно они влияют на общую четкость дикции, так как требуют определенных усилий, особенно при повторах.

Для тренировки дикции у взрослых используются следующие скороговорки:

  • Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Наш голова вашего голову головой переголовил перевыголовил.

Люди, у которых не наблюдается специфических проблем с речью, как правило, нечетко произносят данный набор звуков. Тренировки для дикции в таком случае требуют специфического подхода. Например, сразу несколько скороговорок объединяются в одну, что усложняет упражнение. Главной целью человека является членораздельное произношение каждого согласного звука в предложении. Для коррекции собственных ошибок можно записывать чтение скороговорок на диктофон.

Самые эффективные скороговорки

Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.

***

У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаем почему:

Чёлка пчёлке ни к чему.

***

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче,

Пить с печеньем, с калачом,

Пирог с черникой испечём.

***

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы

Исколоты ежами.

***

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

***

Тучи гуще, гуще, гуще,

Дождик пуще, пуще, пуще,

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

***

Сова советует сове:

«Спи, соседка, на софе:

На софе так сладко спится –

О совятах сон приснится!»

***

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

***

За деревней, за просёлком

Пела песни перепёлка.

Перепёл прилетел,

Перепёлку перепел.

***

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку,

Бросит корочки в корзинку.

***

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

***

В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

***

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

***

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

***

Мы режем, режем, режем,

Бумагу всю изрежем,

Вырежем жука – желтые бока.

И как станет жук жужжать,

Все должны мы убежать!

Ж-ж-ж-ж-ж…

***

Над Жорой жук жужжа кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно жук жужжит.

***

В огороде Фёкла ахала и охала,

Уродилась свёкла не на грядке – около.

Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу,

Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

rezulitat.ru

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Четко поставленные звуки помогают делать речь человека правильной и удобной для восприятия, что играет важную роль в построении карьеры. К тому же общаться с собеседником, который разговаривает так, словно у него рот заполнен кашей, не слишком комфортно. Многие слова искажаются, а звуки теряются. Решить проблему с разборчивостью произношения у людей помогут скороговорки для развития речи и дикции взрослых. Они заметно отличаются от детских скороговорок своей сложностью.

Скороговорки – что это такое?

Скороговорка – одно либо два и более предложений, представленные запутанными, проблематичными в произношении словами/слогами. Не стоит ставить их в один ряд с рифмованными пословицами. Последние отличаются присутствием конкретного смысла, тогда как скороговорки предназначены исключительно для улучшения дикции и свойств речи.

Довольно часто скороговорки для развития дикции взрослых звучат смешно. Но это значительно упрощает прохождение занятий, делая их веселыми и увлекательными.

  • Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
  • Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
  • Дыроколом протокол проколол прокурор.

Несложные короткие скороговорки на развитие дикции желательно использовать вначале. По мере улучшения речи занятия нужно усложнять, практикуя более длинные и сложные в произношении скороговорки. Они помогают прорабатывать сразу несколько – примерно три – пять – проблемных в выговоре звуков.

  • Кошка на окошке машет мошке.
  • Брови бритвой брил Кирилл.
  • Перелетела перепелица перед перепелом.

До того, как приступить к занятиям, человек должен дать максимально объективную оценку своей речи. Каждая из скороговорок предназначена для проработки определенного звука. И перед выбором нужно проанализировать разговор, выявив проблемные звукосочетания. С помощью правильно подобранных скороговорок можно улучшить дикцию, решить сложности с артикуляцией и темпом речи.

Во время занятий важно помнить следующее. Если человек разговаривает быстро, «проглатывая» некоторые звуки, то скороговорки на этапе их изучения надо озвучивать в медленном темпе, внятно выделяя все фонемы.

Самой сложной и длинной скороговоркой считается Лигурия. Она представляет собой логичный по повествованию рассказ, но составлен он исключительно из трудных в произношении предложений. Используется в качестве корректировки и улучшения дикции для профессиональных ораторов и дикторов.

Как сделать выбор

До начала упражнений необходимо подобрать скороговорки, дав оценку имеющимся речевым проблемам. Пользу в постановке дикции принесут скороговорки для взрослых, которые изначально вызывают у человека сложности с прочтением.

  • Алабайя в Алабаме Обама облобызывал.
  • Вся братва в дрова во дворе трава.
  • Оптимизаторы оптимизировали оптимизировали да так не выоптимизировали.

Для первых занятий достаточно будет подобрать три примера. После окончания урока человек должен озвучивать выбранные предложения без затруднений. Это правило касается и чтения, и произношения вслух.

Гимнастика для тренировки артукуляционного аппарата

Упражнения для улучшения дикции нельзя практиковать, не научившись управлять губами и языком – главными участниками артикуляции. Именно развивающая речевая физкультура позволит подготовиться к произношению сложных скороговорок.

Занятия нужно проводить ежедневно. Длительность каждого составляет три – шесть минут. Упражнения выполняются в положении сидя, спина должна быть прямой, но не напряженной.

Чтобы иметь возможность проконтролировать упражнения, делать их нужно строго перед зеркалом. Каждое движение проводится до незначительного напряжения лицевых мускулов.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • На лице улыбка, обнажающая оба зубных ряда. Зафиксироваться на 15 секунд.
  • Собрать губы в трубочку. Представить, что перед вами пушинка, и дуть на нее.
  • Чередование сдувания пушинки с широкой улыбкой. Челюсть постоянно зафиксирована и не двигается.
  • На лице широкая улыбка. Нужно открывать и закрывать рот.
  • На лице улыбка с приоткрытым ртом. Язык расслабить и уложить на поверхность губы.
  • Рот открыт. Напрягайте и высовывайте язык.
  • Трогайте острым кончиком языка область за верхним зубным рядом.
  • Прижмите кончик языка к области за нижним зубным рядом.
  • Двигайте языком вверх-вниз, дотрагиваясь им за верхним/нижним зубным рядом.
  • Язык вниз, не выдвигая его изо рта, и отодвинуть назад. Затем по очереди трогать им заднюю поверхность резцов.

Подобные занятия отлично подготовят артикуляционный аппарат к произношению словосочетаний, которые вызывают сложности.

Тренировка гласных

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых помогают совершенствовать произношение согласных. Помимо тренировки артикуляционного аппарата, важно быть знакомым с правильным произношением гласных звуков. Верное расположение языка и губ во время их озвучивания, значительно облегчает постановку проблемных согласных букв.

Артикуляционные правила для гласных звуков:

  • «А». Рот открыт. Форма – большой круг. Сложите пару пальцев в высоту и разместите их в межзубное пространство. Нижний зубной ряд спрятан за губами, верхний остается открытым. Делайте вдох – задержка воздуха в легких – выдох, на фоне которого тихо произносится звук.
  • «У». Губы вытянуты вперед «уточкой». Звук произносится на выдохе. Звучать он должен как можно дольше.
  • «О». Сложите губы «кольцом». Слегка их вытяните. Разместите в межзубной щели палец. Выдыхаемый воздух свободно проходит через свободное пространство между зубными рядами, не «упираясь» ни в поверхность зубов, ни в нёбо.
  • «Ы». Положите между рядами зубов мизинец. Широко улыбнитесь, челюсть чуточку выдвиньте вперед. Воздух должен проходить через получившуюся щель.
  • «И». Поставьте кончик мизинца между зубами. Звук необходимо произносить, освобождая легкие от воздуха. Он должен проходит строго между зубами. Если будут ошибка, то будет слышен легкий свист.

Как заниматься

До начала занятий необходимо детально ознакомиться с теорией их проведения.

  1. Тренировка всегда проводится поэтапно. Вначале текст необходимо произнести медленно, по слогам, проговаривая каждый звук.
  2. Темп озвучивания скороговорки нужно увеличивать постепенно, не форсируя событий. В противном случае человек будет запинаться, и пользы такие занятия не принесут.

Скороговорки для взрослых надо проговаривать, контролируя артикуляцию и дикцию.

Дополнительные рекомендации будут следующими:

  • Начиная занятия, понравившиеся скороговорки нужно проговаривать несколько десятков раз за день. Длительность одного «урока» не меньше 5 минут.
  • Выбранные скороговорки необходимо распечатать достаточно крупным текстом на отдельном листке бумаги. Разместите их в самых видных местах – например, на холодильнике, компьютерном столе и т.д. – чтобы они постоянно привлекали внимание человека.
  • Скороговорки необходимо заменять другими – полностью весь список – каждые 10 – 12 дней. Это позволит внести разнообразие в занятия и исключит привыкание артикуляционного аппарата к однообразному произношению.
  • Скороговорки должны обязательно содержать проблемные звуки, которые необходимо исправить и закрепить.

Скороговорки для развития речи взрослых достаточно сложные, и чтобы не ухудшить имеющуюся проблему, пытаться произнести текст быстро не стоит. Слова желательно проговаривать неспешно и максимально ритмично. Важно понимать смысл озвучиваемого текста.

  • Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
  • Протокол протоколом запротоколировал.
  • Цапля с цыпленком цепко сцепились.

Наращивание темпа проходит постепенно. Человек должен стремиться к тому, чтобы произносить скороговорку на одном дыхании. Очень важно четко озвучивать окончания слов, делая акцент на согласных звуках.

Разминка

До начала занятия – касается это и предшествующей произношению самих скороговорок артикуляционной гимнастики – всегда нужно проводить небольшую разминку. В нее входят следующие упражнения:

  1. Произнесите три раза звуки «Г» и «К».
  2. Рот полуоткрыт. Озвучьте гласные «А, О, Э» трижды.
  3. «Прополощите» рот воздухом, т.е. погоняйте его между щеками, надувая каждую поочередно. Это поможет расслабить напряженные мышцы.

Каждое занятие желательно фиксировать на диктофонной записи, чтобы имеет возможность прослушивать ее позднее. Это поможет отслеживать, улучшается ли дикция и над какими звуками еще необходимо хорошо поработать.

Позднее занятия надо усложнять. Скороговорки для улучшения дикции взрослых нужно проговаривать во время движения, например, танцевать или выполнять приседания. Такой вариант помогает не только разнообразить занятия, но и научит поддерживать нормальное дыхание и темп речи при любых обстоятельствах.

Чтобы овладеть навыком быстрой и четкой речи, вначале необходимо освоить науку медленного разговора. Начинать заниматься нужно с произношения коротких предложений, а сложные скороговорки для развития речи и дикции включать в уроки позднее, когда наблюдается значительное улучшение.

  • Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  • Архиважный архивный археологический артефакт.
  • Я по выбоинам еду и из выбоин не выеду.

Еще полезные советы

  1. Тяжелые в произношении скороговорки надо озвучивать особым способом. Первую часть сложного предложения произносят как бы полунапевая, наращивая голосовую тональность постепенно до самой высокой точки.
  2. Оставшаяся часть предложения озвучивается в обратной последовательности: от высокой нотки к максимально низкой. В завершении занятия скороговорку надо дважды произнести своим обычным голосом, не изменяя привычного тембра.
  3. Скороговорки рекомендуется сочетать между собой, составляя длинные комбинации. Но в таком случае предложение или текст должно иметь определенную смысловую нагрузку, которую человеку необходимо донести до слушателя.
  4. Самые сложные скороговорки для дикции надо произносить вслух несколько раз подряд. Это поможет добиться свободного и непринужденного звучания.
  5. Не стоит пытаться проговорить такую скороговорку послогово – это только утяжелит речь, сделает ее бессмысленной и неестественной. Лучше всего произнести учебную фразу вслух в нескольких «скоростях»: медленно – немного побыстрее – очень быстро либо медленно – быстро.
  6. В начале изучения сложных предложений гласные буквы надо произносить негромко, делая акцент на согласных. Звучать они должны звонко и максимально отчетливо.
  7. Надо изменять и громкость голоса. Начинать необходимо потихоньку, постепенно увеличивая его до полной силы. Дополнительно скороговорку надо проговаривать, зажав ноздри пальцами.

Скороговорки – один из способов отработки дикции человека, постановки звуков и улучшения речи в целом.

vseorechi.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о