Словесные игры с детьми – НИИ Эврика. Словесные игры для детей 6-7 лет: играем всей семьёй
Словесные игры для детей | Советы опытной мамы
Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня хочу предложить вашему вниманию словесные игры для детей. Очень важно развивать с раннего возраста речь ребёнка, его воображение, память, мышление. И помочь в этом могут игры со словами.
Для таких игр не нужно предварительной подготовки, а играть можно где угодно: по дороге в детский сад, на прогулке, в поликлинике, в транспорте, дома. Их можно использовать и на дне рождения и на детском празднике.
Словесные игры для детей
Эти словесные игры для детей подойдут для дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Один-много
Называете любой предмет, а ребёнок должен назвать его во множественном числе. Например, дом-дома, птица-птицы, стол-столы, человек-люди.
2. Много-один
Эта игра противоположная первой. Например, стулья-стул, мячи-мяч, коты-кот.
Также можно объяснить ребёнку, что некоторые слова нельзя употребить, чтобы они обозначали много предметов или один. Например, пальто, радио, мёд, чай, молоко, ножницы, брюки, грабли, каникулы, сливки, обои…
3. Скажи ласково
Предложите ребёнку слово, которое вы назовёте, “превратить” в ласковое. Например, собака-собачка, машина-машинка, ёж-ёжик, лиса-лисичка…
4. Придумай новое слово
Назовите любое слово, ребёнок должен придумать новое слово на последнюю букву в нём. Затем вы говорите слово, на последнюю букву, и так до тех пор, пока кто-то из вас не сможет придумать новое слово.
Например, кот-топор-ракета-арбуз-зуб-барсук-кактус и так далее.
5. Слово наоборот
Предложите малышу придумать слово, противоположное по значению.
Например, большой-маленький, низкий-высокий, белый-чёрный, тепло-холодно…
6. Кто больше назовёт слов на определённую букву
Просите ребёнка назвать любую букву, а затем по очереди называете слова, начинающиеся на неё. Когда больше не можете придумать слов, называете другую букву и проделываете то же самое.
7. Назови одним словом
Как назвать одним словом следующие предметы? Например, стол, диван, шкаф, кровать, стул -это мебель.
Тарелка, кастрюля, чашка, сковородка, ложка-это посуда.
Кофта, брюки, платье, пальто, куртка -это одежда.
Кубики, мяч, кукла, неваляшка, плюшевый мишка-это игрушки.
8. Что относится к слову
Эта игра, противоположная предыдущей. Вы называете слово, например, транспорт, а ребёнок должен назвать слова, которые к нему относятся: машина, трактор, автобус, мотоцикл, поезд, самолёт.
Можно использовать следующие: овощи, фрукты, ягоды, обувь, посуда, одежда, мебель, цветы, деревья, животные (домашние и дикие), птицы, продукты. Для ребёнка постарше: школьные принадлежности, бытовые электроприборы (телевизор, холодильник, пылесос, компьютер, микроволновка, стиральная машина).
9. Найди лишнее слово
Называете несколько слов одной группы, среди которых есть лишнее. Ребёнок должен услышать его, назвать и объяснить, почему оно лишнее.
Например, чашка, тарелка, стол, чайник, стакан.
-Яблоко, груша, банан, персик, ромашка, слива.
-Рубашка, юбка, шкаф, куртка, штаны.
10. Из каких частей состоит предмет?
Говорите ребёнку какое-то слово и просите назвать его части. Например, стул- сиденье, спинка, ножки.
Дерево-ствол, ветки, листья, корни. Рубашка-рукава, воротник, пуговицы. Кот-голова, туловище, уши, лапы, хвост, усы, глаза.
11. Отгадай предмет по его частям
Эта игра противоположна предыдущей. Называем части предмета, нужно угадать, что это. Например, кабина, кузов, колёса, фары -это машина. Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо-это дом.
12. Ассоциация к слову
Называете любое слово и спрашиваете, что ребёнок представляет, когда слышит это слово.
Например, птица-крылья, заяц-длинные уши, осень-жёлтые листья. У каждого ребёнка могут быть свои ассоциации, отличные от ваших.
13. Угадай слово
Ребёнок загадывает любое слово, а мама с помощью наводящих вопросов должна угадать его. Например, оно съедобное? Оно неживое? Оно жёлтое? и так далее.
Потом можно поменяться местами.
14. Что я вижу?
Например, мама говорит: Я вижу что-то круглое (голубое, квадратное, мягкое, зелёное и тому подобное), а ребёнок называет все предметы, которые он видит вокруг себя круглой формы (голубого цвета, квадратной формы, мягкие, зелёного цвета…)
Можно соревноваться, кто больше определённых предметов увидит и назовёт
.
15. Назови общее у предметов
Говорите ребёнку два любых слова, обозначающих предметы и предлагаете подумать, что у них может быть общего.
Есть и другие словесные игры для детей, но, думаю, что и этих будет достаточно, чтобы провести свободное время с ребёнком с пользой.
Также играйте в игры с прищепками, на внимание, разгадывайте ребусы с детьми.
Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.
sovetmama.ru
Устные игры в слова для детей: словесные игры с ребенком
Как часто вы играли в детстве в устные игры в слова? А часто ли играете в них сейчас со своими детьми, внуками или племянниками? Эти развлечения совсем не требуют каких-либо атрибутов – альбомов, книг, игрушек, карандашей. Главное, чтобы работала мысль!
В разных ситуациях, например, в долгой дороге или во время ожидания своей очереди такие словесные игры очень выручают. Кроме того, они развивают логику, мышление, тренируют память и расширяют кругозор. Польза от них двойная или даже тройная… Поэтому можно смело использовать их, например, при подготовке ребенка к школе.
Устные игры в слова для детей
Игра в города и не только
Она хорошо знакома многим. Вкратце напомню ее суть. В начале игры один участник называет название любого города, а второй – называет город на последнюю букву. И так по очереди называются города по последней букве предыдущего города (Москва – Астрахань – Новгород – Душанбе и так далее). Если слово заканчивается на «ь» или «ы», то берется предпоследняя буква.
Но в эту игру в ее классическом варианте не смогут играть маленькие дети, так как городов они знают очень мало. А смысл игры все-таки очень хороший. Поэтому с малышами можно не ограничивать тему. То есть можно называть абсолютно любые слова, главное, чтобы они отвечали на вопрос «
Тему для игры можно выбирать любую – животные, растения, одежда. Но, конечно, чем шире тема, тем больше выбор слов. В результате у ребенка развивается способность связывать между собой звук и букву, а также приобретается навык грамотности. По ходу игры обязательно нужно поправлять ребенка и объяснять, почему, например, на конце слова «друг» стоит «Г», а не «К» и как подобрать проверочное слово в случае сомнения. Получается ненавязчивая подготовка к школе.
Игра «Отгадай слово» — I вариант
Смысл заключается в том, что один игрок загадывает про себя определенное слово (имя существительное), которое означает какой-то предмет или явление. Второй человек с помощью наводящих вопросов должен отгадать его. Первый должен отвечать на вопросы только односложно: «да» или «нет». Но иногда допускается уточнять ответ. Например, если загадан автомобиль, то на вопрос: «Это сделано из металла?», можно ответить: « Да, но не только из него».
Вопросы могут быть самые разные: «Это живое?», «Оно больше кошки?», «Съедобное?», «Я его могу сейчас увидеть?» и так далее. Иногда слово отгадывается буквально через 3-4 вопроса, а иногда так и не отгадывается – игроку приходится сдаваться (((.
Игра «Отгадай слово» — II вариант
Первый играющий называет любое слово, например, СТОЛ. Второй должен придумать свое, начинающееся на две последние буквы: ОЛЕНЬ, но вслух его не произносит, а дает наводящую информацию: «Он живет в лесу и него есть рога». Когда второй игрок отгадает слово, то загадывает новое: ЕНОТ и дает ему объяснение. Можно заранее условиться, что такая игра в слова не будет учитывать некоторые буквы (ь, ы, й) при составлении слова.
«Спой песню»
Чтобы играть в эту игру необходимо иметь некоторый песенный запас или хотя бы помнить пару строчек из песен. Выбирается любая тема. По опыту могу сказать, что удобной является тема с растениями – про цветы и деревья песен много, есть что вспомнить.
Правила заключаются в том, что игроки по очереди напевают несколько строчек из песни, в которой звучит выбранная тема (например: «То березка, то рябина…», «В лесу родилась елочка…», «Миллион, миллион алых роз…» и так далее). Тот, кто не может вспомнить и напеть очередную песню – проигрывает. Эта игра – хороший повод, чтобы познакомить ребенка с новыми, еще не известными ему песнями.
«Слова-двойники»
Устные игры в слова в дороге могут быть самыми разными, например, придумывание слов-метаморфоз. Для начала необходимо выбрать несложное слово и в качестве первого хода поменять в нем одну (любую) букву: РОЗА — КОЗА. Количество букв в слове должно оставаться всегда постоянным. Затем ход переходит к другому участнику и он в свою очередь меняет букву, например, КОЗА – КОРА и так далее.
«Шпионские шифровки»
Эта словесная игра заключается в том, что один игрок называет слово (желательно имя существительное в единственном числе), а второй расшифровывает его. Для этого на каждую букву должно приходиться свое слово и при этом все слова должны быть связаны по смыслу в целое предложение. Например:
ШНУРОК
Ш — Шура
Н – нарисовала
У — утром
Р – ровный
О — округлый
К — каравай
Маленьким детям можно предложить более короткие слова: МЕЛ (Маша ела лапшу), КОТ (кит осьминога тянул). Ну и, конечно, расшифровкой нужно заниматься по очереди – по-честному!
Игра в слова-антонимы
Малышам можно даже не говорить термин «антоним», а объяснить правила проще. К каждому слову необходимо подобрать противоположное по смыслу: горячий – холодный, веселый – скучный, сладкий – кислый, сухой — мокрый. Один называет слово, второй подбирает антоним. Затем второй называет свой вариант, а первый – ищет антоним и так далее.
Читайте также:
Игры для детского праздника
«Вот так зверь»
Развлечение основано на принципе образования сложных слов (самолет, молоковоз, универмаг, домохозяйка). Это правило русского языка как раз и можно упомянуть в игре, ведь слов очень много и у каждого своя история образования и происхождения.
Суть заключается в том, что по очереди из двух предложенных слов нужно составить новое. Слова при этом рождаются необычные и детей, особенно маленьких, такое занятие очень смешит. Подобным образом получается не только известный всем чебургена, но и елкозуб, головоног, ведрокит, ручколет и многие другие непонятные инопланетные существа.
«Найди лишнее»
Один игрок предлагает второму несколько слов, которые объединены общим смыслом. При этом среди них должно быть одно, которое не укладывается в этот смысл. Например: теплоход, лодка, карета, плот.
Второй игрок должен вычислить лишнее звено. Для детей постарше эту игру уже можно усложнять.
Например: трава, крокодил, заяц, авокадо.
Или: ящерица, утконос, черепаха, питон.
«Чей это звук?»
Эта словесная игра (даже скорее звуковая) предназначена для самых маленьких. Ее условием является отгадать кому или чему принадлежит издаваемый звук. Лучше не ограничиваться только «речью» животных (мяу, иа, рррр…, ку-ка-ре-ку), а использовать также звуки природы и техники (шшш… — шелест листьев, кап-кап – дождь). Тут уж как фантазия заработает Главное – не стоит отрицать ответ ребенка, если он не совпадает с вашим, ведь, например, звук «тртртр» может издавать и трактор, и мотоцикл, и швейная машинка.
«Снежный ком»
Первый человек предлагает любое слово, например, ежик. Второй добавляет к нему свое подходящее слово: ежик проснулся. Далее при каждом переходе хода необходимо добавлять по одному слову так, чтобы получалось осмысленное продолжение:
ежик проснулся и
ежик проснулся и разбудил
ежик проснулся и разбудил всех
ежик проснулся и разбудил всех зверей
Такое развлечение иногда бывает длинным, но зато в результате может получиться смешная сказка или забавный рассказ.
Игры «Муха» и «Нофелет»
Эти две устные игры уже описаны в одной из предыдущих статей в Rich Копилке. Если есть интерес, то загляните туда по ссылке. Обе они помимо занимательного времяпрепровождения помогут потренировать мозг и улучшить его работу, а это полезно не только детям, но и нам, взрослым.
Вот такие занятия с детьми помогают скоротать время, когда под рукой нет игрушек или телевизора. Можно придумывать и свои словесные игры для детей в дороге, а не ограничиваться только игрой «отгадай слово», «расшифровкой» или «придумай антоним».
В заключении хочу порекомендовать вам замечательный комплекс упражнений на каждый день в рамках методики Baby Mozg. На диске собрано очень много полезных занятий, направленных на развитие памяти, речи, логики, творческих способностей ребенка. Если в вашей семье подрастает ребенок (да еще и не один), то такой курс может быть очень полезным.
Интересного общения с детьми вам! Надежда Горюнова
r-kopilka.ru
Картотека на тему: ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ ДОМА!(СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ)
ПОИГРАЙТЕ С РЕБЁНКОМ ДОМА!
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в словесные игры. Такие игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в школу или детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. В этой статье мы приводим примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей.
1. “Противоположности”
Вы называете слово, задача ребенка – назвать в ответ слово, противоположное по значению. Примеры: холодный – горячий, добрый – злой, высокий – низкий, день – ночь и т.д.
2. “Каким бывает?”
В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т.д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
3. “Что бывает?”
Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т.д.
4. “Новые слова”
В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
5. “Буриме”
В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих:
Птица важная ворона,
К лицу была бы ей корона.
Прежде чем предлагать ребенку поиграть в “Буриме”, надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
6. “На одну букву”
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
7. “Я знаю”
В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: “Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница”. Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т.д.
nsportal.ru
Статья (развитие речи, старшая группа) на тему: Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста
Словесные игры с детьми старшего дошкольного возраста
Начало систематического обучения детей в школе – дело всегда сложное и нелегкое. Учебная работа, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, пребывание в большом школьном коллективе – это новая, значительная нагрузка для детей, требующая большого напряжения их физиологических возможностей. Соотношение между динамическими и статическими нагрузками по сравнению с предыдущими периодами жизни у первоклассников резко изменяется в сторону преобладания в режиме наиболее утомительного статического компонента.
В группах сопровождения в ГБОУ ЦПМСС «Родник» занимаются дети с шести лет, даже вынужденная поза в течение 30 минут приводит к нарушению подвижности нервных процессов, падению работоспособности, ухудшению внимания и памяти, нарушению взаимодействия сигнальных систем. Положительное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы оказывают такие занятия, на, которых основной учебный материал дается в первые 10-15 минут. Структура занятия должна быть гибкой, и включает в себя различные виды деятельности: разнообразная работа на доске, в тетрадях, за рабочим местом, на ковре, проводятся различные дидактические игры. Такая структура занятий лучше сохраняет работоспособность детей, и к концу занятия наблюдается улучшение всех ее показателей.
Л.Н. Толстой в своем педагогическом наследии в поисках нового устройства школьного дела исходил из убеждения в том, что «успех учения основан на духе организации школы, на том неуловимом влиянии педагога, на тех ежеминутно изменяемых приемах, которые исчезают без следа, но которые и составляют сущность успешного учения». Мерило всех методов состоит в большей или меньшей естественности отношений и потому в меньшем или большем принуждении в учении. Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше. «В этом-то и состоит насилие, самое тяжелое и вредное для ребенка, когда его просят понять точно так же, как понимает педагог, который всегда стремится к тому, чтобы выбрать для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для педагога, тем он неудобнее для детей, только тот образ преподавания верен, которым довольны дети». Чем больше педагог знает и любит предмет, тем естественнее и свободнее его преподавание. Для успешного преподавания нужно не принуждение, а возбуждение интереса. Мысли и наблюдения великого писателя – педагога рождены в процессе глубокого изучения практики народной педагогики. Эти мысли весьма созвучны нашему времени, когда всё лучшее и концентрирующее в себе непреходящие ценности теории и практики обучения и воспитания должно быть поставлено на службу реформируемой школы, как никогда раньше возрастает роль творческого начала в работе педагогов, воспитателей. Прежде всего, это относится к проектированию, то есть построению и проведению занятия, применению активных методов преподавания, многократного переключения с одного вида деятельности на другой и своевременного введения активного отдыха. В этом случае раздражители, распределяясь равномерно на слуховой, зрительный, тактильный и другие анализаторы, не вызывают резкого ухудшения функционального состояния центральной нервной системы. Переключению с одного вида деятельности на другой способствует проведение физкультурных минуток. Введение физических упражнений создает в коре головного мозга ребенка новые очаги возбуждения, вследствие чего улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, восстанавливается работоспособность. Необходимо правильно дозировать физическую нагрузку при проведении физкультминуток. Слишком малые нагрузки существенно не влияют на повышение работоспособности ребенка, а большие могут отрицательно сказаться на последующей учебной деятельности. Активный отдых детей в перерывах между занятиями является обязательным компонентом учебного дня. Успешному обучению и сохранению здоровья шестилеток способствует не только соблюдение всех гигиенических требований к организации учебного процесса в центре «Родник», но и повышенная степень упорядоченности режима дня в семье. Недопустимы длительные вечерние просмотры телепередач, игра на компьютере, сокращение пребывания детей на свежем воздухе, уменьшение продолжительности ночного сна, значительная перегрузка занятий в спортивных секциях, кружках и т.д. Педагоги и, конечно, родители обязаны создать для ребенка на этом ответственном рубеже жизни чуткую и внимательную обстановку доброжелательности, то есть все то, что принято называть нормальным психологическим климатом. Успешность обучения будущих первоклассников в школе зависит от комплексного решения учебно-воспитательных и медико-гигиенических задач в группах сопровождения в центре «Родник». Мы и семья должны применительно к каждому ребенку индивидуально учитывать его готовность к обучению. Объективно она выражается, прежде всего, в сформированности структур и функций мозга, близких по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Прежде всего, у детей к шести годам четко выражена асимметрия левого и правого полушарий мозга, характерная для взрослого человека. Физиологически головной мозг ребенка шестилетнего возраста готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. К тому же эти дети вследствие акселерации обладают всеми более высокими показателями морфофункционального развития тела. Шестилетний возраст детей – рубеж непроизвольного поведения и становления элементов произвольного. Непроизвольное поведение связано главным образом с эмоциями, непосредственным выражением желания – «я хочу», а произвольное регулируется сознательной целью – «так надо». Эта перестройка связана с зарождением и закреплением важных психических новообразований: развитием внимания, памяти, мышления, воображения, формированием плана мыслительных действий. Шестилетние дети уже способны дать оценки собственным поступкам, они все чаще обращаются к образцам для сравнения и подражания. Характерен для них довольно высокий уровень чувственно – эмоционального восприятия, связанного с развитием органов чувств. Не менее важны показатели психического развития: представления об окружающем мире, владение навыками самообслуживания и общения, способность сосредоточиться на одном задании, умение вести себя в коллективе и адекватно реагировать на указания старших. Организованность – одна из предпосылок учения, в этом помогают порядок, соблюдение режима дня, привычка доводить дело до конца. Замечено, что при низкой познавательной активности в дошкольном возрасте интерес к учебе снижен. Очень важно поощрять активность дошкольника, пробуждать и расширять круг его интересов к окружающему миру. В этом случае надо проявить заботу о здоровье ребенка, не форсируя показатели готовности к учебе, успехи в ней. Излишняя строгость, окрик, постоянное сдерживание усугубляет состояние ребенка. Преодолеть это поможет только доброжелательное отношение педагога, родителей к ребенку, поощрения в решении им учебных задач, а зная причины затруднений, помочь ему для улучшения результатов. Формирование предпосылок учебной деятельности происходит в процессе решения учебных задач, а для этого дети должны уметь слушать старшего и выполнять его просьбы, советы, у них должны развиваться мотивы учения, умение сосредоточиться, воспитываться авторитет и доверие к старшему (родителю, педагогу). По всем этим и другим показателям одни шестилетки ближе к пятилеткам, другие – к семилеткам. Немаловажное значение для шестилеток имеет игра. Игра не является развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний. Важной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует внимания, сообразительности, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Только разумное сочетание учебного и игрового материала помогает детям легко усвоить материал занятия, не устать, так как время пролетает незаметно. Шестилетним детям трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро наскучит однообразие. При любом уровне знаний шестилетки остаются детьми, для которых игра – смысл жизни. К детям на занятия приходят любимые сказочные герои, они просят ребят помочь справиться с каким-либо трудным заданием, ответить на вопрос, решить головоломку или просто посидеть на занятии и посмотреть, как работают будущие первоклассники. Загадочная интонация, понижение или усиление голоса, объявление игры от имени сказочного героя создают у детей игровое настроение. Успех игры зависит от четкого объяснения правил. Сначала нужно детям разъяснить игровое задание, а потом способ его выполнения. Если игра связана с двигательной активностью, то детям объясняется расположение участников игры. Все игры – фонетические, графические, лексические, а также игры и упражнения для развития связной устной речи, игры для развития элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, упражнения для развития мелких мышц пальцев руки, глазомера проводятся на занятиях в группах сопровождения с учетом уровня их психического развития. В возрасте 6-7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделять, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.
В пределах имеющегося опыта дети высказывают правильные суждения об окружающих предметах и явлениях, объединяют их между собой, переходят от общего к частному и от частного к общему, делают умозаключения, в которых правильно раскрывают доступные для них причинно-следственные и другие связи явлений, учатся замечать противоречия в своих рассуждениях и устранять их в зависимости от глубины знаний о предметах. Способность ребенка к таким разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте словесное мышление активно формируется.
Словесные игры как раз и преследуют цель – развивать, формировать мышление детей в доступной, занимательной форме. Словесные игры можно разделить на четыре группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.
1. Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений.
«Отгадай-ка». Цель игры. Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».
«Магазин». Цель игры. Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.)
«Радио». Цель игры. Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).
«Где был Петя?». Цель игры. Учить описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывают дети. (Петя заглянул в просторную, светлую комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино).
«Что это за птица (зверь)?» Цель игры. Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам».
«Да-нет». Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?» – «Нет». «На стене?» – «Нет. «На полке?» – «Да». «Он стеклянный?» – «Да». «Это ваза?». – «Да».
2. Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.
«Похож – не похож». Цель игры. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами».
«Кто больше заметит небылиц?». Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного. Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить. К.И. Чуковский «Путаница».
«Придумай небылицу». Цель игры. Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать».
3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
«Отвечай быстро». Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать.
Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» – «Стол»
«Каменный» – «Дом».
«Кто больше?» Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»
«Что кому нужно?» Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии. «Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» – ответы детей.
«Вершки – корешки». Цель игры. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
«Морковь» – (ответ «Корешки»).
«Помидор» – «Вершки».
«Лук» – «Корешки и вершки»
«Назови три предмета». Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.
«Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)
«Охотник». Цель игры. Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т.д. Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.
«Звери, птицы, рыбы». Цель игры. Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.
«Кто больше назовет предметов?» Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.)
«Кто вырастил зерно?» (хлебороб).
«Кто выпекает хлеб?» (пекарь).
«Природа и человек». Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает природа. Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано человеком?» (ответы детей: мебель, заводы и т.д.). Водящий бросает мяч и задает вопрос: «Что создано природой?» (ответы детей, при этом возникают беседы, о том, как человек использует природу, что делает для ее охраны и т. д.)
4. Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.
«Испорченный телефон». Цель игры. Развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.
«Летает – не летает». Дети поднимают руку, если названный предмет летает или молчат, если не летает.
«Краски». Цель игры. Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Водящий Сенька Попов. Хозяин распределяет, кто какой краской будет. Сенька Попов приходит за краской. Ведет диалог с хозяином красок. Если нужная ему краска есть, он ее уводит, если нет – уходит в сторону. Потом возвращается. Игра повторяется.
«Где мы были, мы не скажем». Цель игры. Воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Одна группа изображает хорошо знакомую деятельность, которую дети наблюдали, другая группа отгадывает. (Чистка ботинок, мытье посуды, чтение книг, играет оркестр или отдельный музыкальный инструмент и т.д.).
«Наоборот». Цель игры. Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед – назад; внутри – снаружи; налево – направо; завязать – развязать и т.д.).
«Добавь слог». Цель игры. Развивать фонематический слух.
«Дополни предложение». Цель игры. Развивать речевую активность.
«Скажи слова с нужным звуком». Цель игры. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.
«Скажи по – другому». Цель игры. Учить подбирать синонимы. Большой – огромный, крупный, громадный, гигантский. Мокрый – сырой, влажный.
«Подбери слово». Цель игры. Развивать гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова. «Что можно шить?» (платье, кофту, брюки, юбку, пальто, сарафан, сапоги, шубу, и т.д.). «Что можно завязать?» (бант, шнурки, веревочку, шарф, завязки).
«Кто знает, пусть дальше считает». Цель игры. Закрепление знаний порядкового счета в пределах 10, развитие быстроты мышления, слухового внимания.
«Когда это бывает?». Цель игры. Уточнить и углубить знания о временах года.
«Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д.
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Любая, описанная выше игра, учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления. (Л.С.Выготский)».
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей, «самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи» (А.А.Люблинская). Словесная игра не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания педагогом самой игры. При проведении игр необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит менять тембр, ритм речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника – участника игры. Именно в процессе игры у ребенка активно происходит психическое развитие – развитие воли, памяти, внимания, воображения.
Наблюдая доступные пониманию явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и общаясь со сверстниками, играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста приобретают сравнительно широкий круг знаний, которые должны составить основу последующего умственного развития и обучения в школе.
nsportal.ru
Словесные игры
С детьми старшего дошкольного возраста и младшими школьниками полезно играть в т.н. словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен какой-то реквизит. Играть в словесные игры можно по дороге в школу или детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте. В этой статье мы приводим примеры наиболее известных и популярных словесных игр для детей.
1. “Противоположности”
Вы называете слово, задача ребенка – назвать в ответ слово, противоположное по значению. Примеры: холодный – горячий, добрый – злой, высокий – низкий, день – ночь и т.д.
2. “Каким бывает?”
В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову. Например, какой бывает собака (домашней, злой, породистой, кусачей и т.д.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.
3. “Что бывает?”
Эта словесная игра противоположная предыдущей. В ней надо называть, что может иметь данное определение. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т.д.
4. “Новые слова”
В данной словесной игре участники должны придумывать новые слова, соединяя уже существующие. При этом надо не просто придумать новое слово, но и объяснить его значение. Например, арбудыня – это такой фрукт, в котором чередуются арбузные и дынные кусочки.
5. “Буриме”
В этой популярной словесной игре надо сочинять стихи на заранее заданные рифмы. Например, попробуйте вместе с ребенком сочинить стишок с рифмой корона – ворона. У нас получился вот такой стих:
Птица важная ворона,
К лицу была бы ей корона.
Прежде чем предлагать ребенку поиграть в “Буриме”, надо объяснить ему, что такое рифма и научить его находить пары рифмованных слов.
6. “На одну букву”
Словесная игра, в которой надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву. Примеры: Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
7. “Я знаю”
В эту словесную игру обычно играют с мячом. Можно стучать им об пол или асфальт и произносить: “Я знаю пять названий цветов: роза, ромашка, василек, тюльпан, медуница”. Называть можно что угодно: города, женские или мужские имена, породы собак и т.д.
games-for-kids.ru
Картотека на тему: Словесные игры, их влияние на развитие речи детей.
Словесные игры, их влияние на развитие речи детей
Дошкольный возраст считается возрастом игры. Дети играют всегда и везде, в одиночку и с друзьями, с родителями и со сверстниками. Бег наперегонки, постройка башен из кубиков, шитье платьев для кукол – все это игра. Но если для взрослых игра – приятное времяпрепровождение ( не-работа, не-стирка и многие другие желанные не), то для ребенка это серьезное занятие, дело. Только так он может реализовать свои интересы и желания, самовыразиться, создать свой мир. Кроме того, играя, ребенок получает не только удовольствие, но и пользу: он учится общаться, понимать других людей, соблюдать правила, согласовывать действия. Постепенно в маленьком человечке развиваются его природные умственные и физические способности, формируется образное и абстрактно-логическое мышление. А для того чтобы этот процесс проходил быстрее, взрослые придумали развивающие игры – самый простой и приятный способ обучения.
Сегодня речь о словесных играх. При игре в словесные игры, у ребенка развивается не только речь, но и расширяется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи.
Примерные словесные игры для развития речи детей дошкольного возраста.
«Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов.
Примерный речевой материал:
Добрая собака – злая собака
Черная рубашка – белая рубашка
Чистое платье – грязное платье
Большой дом – маленький дом
Высокое дерево – низкое дерево
Короткий пояс – длинный пояс
Ясный день – пасмурный день
Горячий суп – холодный суп…………….и т.д.
«Назови слова-приятели»
Подбор слов-синонимов
Примерный речевой материал:
Друг – товарищ, приятель
Дом – здание, жилище
Труд – работа
Дорога – путь, шоссе
Солдат – воин, боец
Неправда – ложь
Беда – горе, несчастье
Смельчак – храбрец…………..и т.д.
«Слова-близнецы»
Называние и понимание слов, произносящих одинаково, но имея разное значение.
Примерный речевой материал:
Прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный ключ;
Острая коса, песчаная коса, девичья коса;
Острые ноготки, душистые ноготки;
Хвойные леса, строительные леса;
Неглубокая норка, пушистая норка.
«Один-много»
Образование слов-существительных единственного числа во множественное.
Примерный речевой материал:
Шар – шары
Комар – комары
Гриб – грибы
Шкаф – шкафы
Дом – дома
Глаз – глаза
Лес – леса
Стул – стулья
Дерево – деревья платье – платья……….и т.д.
«Назови ласково»
Образование слов-существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Примерный речевой материал:
Нос – носик, куст – кустик, сад – садик , стол – столик, корабль – кораблик; лес – лесок, голос – голосок, петух – петушок, друг – дружок; масло –маслице, кресло – креслице, платье – платьице…………и т.д.
«Подумай и назови»
Образование прилагательных от существительных.
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день…………(холодный)
Если на улице шум, то улица………..(шумная)
Если человеку сопутствует удача, то человек……….(удачливый)
Если у человека талант, то человек……….(талантливый)
Если весь день идет дождь, то день…….(дождливый)
Если корова приносит людям пользу, то корова………..(полезная)
Если у человека есть здоровье, то человек…………(здоровый)…..и т.д.
«У кого какая шуба?»
У волка – волчья
У лисы – лисья
У зайца – заячья
У медведя – медвежья……….и т.д.
Таких словесных игр великое множество, нужно лишь только проявить смекалку и немного фантазии. Любое новшество, которое вы предлагаете ребенку, – испытание для его интеллекта, новые условия существования, которые он с благодарностью принимает. Развивающие упражнения и задания можно превратить в игру. Уделите чуть больше внимания своему ребенку, и вы заметите, как быстро у него развивается речь, как с каждым днем он становится более внимательным и общительным.
И помните игра – не только положительные эмоции. Играя, ребенок учится верить в успех и добиваться поставленной цели.
nsportal.ru