Словарные слова 2 класс русский язык гармония соловейчик – Словарные слова 2 класс Гармония — Блог Милы
Материал по русскому языку (2 класс) на тему: Карточки со словарными словами для 2 класса
2 вариант ______________________________________
. льбом . п. л . син . рбу(с,з) б. рёза б. лет
вес. л . в. р. бей дев. чка д. ревня д. ван д . рога
ж . лат. за (ф,в)тр .к за . ц к. пуста к. р. ндаш к. ртина к. рто(ж,ш)ка к. стрюля к . фир к. сел .
1 вариант_______________________________________
к. лб . са комн . та к . мпот к . нфета к . рзина
вес. л . в. р. бей дев. чка д . ревня д . ван
д . рога к . рова к . тлета кр . сив . кр . ват . л . пша л . пата м . г . зин м . к . роны
мал . ч . к за (ф,в)тр .к
2 вариант ______________________________________
. льбом . п. л . син . рбу(с,з) б. рёза б. лет
вес. л . в. р. бей дев. чка д. ревня д. ван д . рога
ж . лат. за (ф,в)тр .к за . ц к. пуста к. р. ндаш к. ртина к. рто(ж,ш)ка к. стрюля к . фир к. сел .
1 вариант_______________________________________
к. лб . са комн . та к . мпот к . нфета к . рзина
вес. л . в. р. бей дев. чка д . ревня д . ван
д . рога к . рова к . тлета кр . сив . кр . ват . л . пша л . пата м . г . зин м . к . роны
мал . ч . к за (ф,в)тр .к
1 вариант ______________________________________
. льбом . п. л . син . рбу(с,з) б. рёза б. лет
вес. л . в. р. бей дев. чка д. ревня д. ван д . рога
ж . лат. за (ф,в)тр .к за . ц к. пуста к. р. ндаш к. ртина к. рто(ж,ш)ка к. стрюля к . фир к. сел .
ж . (ё,о) т жуж . (ы, и) т зд . ров . е . нт . ресн .
кас . а к . л . грам . к . петь клас . лес . н . ца
2 вариант_______________________________________
к. лб . са комн . та к . мпот к . нфета к . рзина
вес. л . в. р. бей дев. чка д . ревня д . ван
д . рога к . рова к . тлета кр . сив . кр . ват . л . пша л . пата м . г . зин м . к . роны
мал . ч . к за (ф,в)тр .к
ж . (ё,о) т жуж . (ы, и) т зд . ров . е . нт . ресн .
кас . а к . л . грам . к . петь клас . лес . н . ца
1 вариант ______________________________________
. льбом . п. л . син . рбу(с,з) б. рёза б. лет
вес. л . в. р. бей дев. чка д. ревня д. ван д . рога
ж . лат. за (ф,в)тр .к за . ц к. пуста к. р. ндаш к. ртина к. рто(ж,ш)ка к. стрюля к . фир к. сел .
ж . (ё,о) т жуж . (ы, и) т зд . ров . е . нт . ресн .
кас . а к . л . грам . к . петь клас . лес . н . ца
2 вариант_______________________________________
к. лб . са комн . та к . мпот к . нфета к . рзина
вес. л . в. р. бей дев. чка д . ревня д . ван
д . рога к . рова к . тлета кр . сив . кр . ват . л . пша л . пата м . г . зин м . к . роны
мал . ч . к за (ф,в)тр .к
ж . (ё,о) т жуж . (ы, и) т зд . ров . е . нт . ресн .
кас . а к . л . грам . к . петь клас . лес . н . ца
nsportal.ru
Блог учителя Татьяны Немичевой: СЛОВАРЬ
Альбом, весело, воробей, девочка, карандаш. картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.
Апельсин, арбуз, берёза, билет, деревня, диван, дорога, желать, завтрак, желать, завтрак, заяц, капуста, картина, кастрюля, кефир, кисель, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать, лапша, лимон, лопата, магазин, макароны, мандарин. машина. медведь, молоко, морковь, мороз, обед. огурец, печенье. пирог, помидор, сахар, сковорода, сметана. сосиска, стакан, тарелка, ужин, яблоко. ягода.
Автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед. веять. видеть. вокруг, ворона, гараж. гладить. город. горох, готовить, двадцать. декабрь. жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, чёрный, шоссе, январь.
Ребята! Уважаемые родители!
Предлагаю вам список слов с непроверяемыми орфограммами (словарные слова) в развивающей системе обучения Л. В. Занкова по классам:
1 класс
Барабан, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, деревня, заяц, календарь, карандаш, класс, мальчик, машина, медведь, мороз, овощи, пирог, ребята, собака, ученик, учитель, ягода
2 класс
Абажур, абзац, авария, базар, берёза, быстро, валенки, ванна, весело, ветер, воробей, ворона, голос, город, давно, двадцать, дежурный, деревня, диалог, забор,
Абрикос, автобус, автограф, автомобиль, автор, адрес, акварель, аквариум, аккуратный, аллея, альбом, аптека. Багаж, балкон, банан, барьер, бассейн, батон, беседка, библиотека, болото, ботинки. Вагон, вазелин, василёк, вблизи, вглубь, вдруг, везде, вокзал, вокруг, воскресенье, восток, впереди, вчера. Газон, гарнир, гербарий, герой, горячий, готовый. Декабрь, джемпер, дирижёр, дорога, до свидания. Ездить, енот. Желе, жетон, жёлтый, животное, жонглёр. Забота, завтрак, загар, заголовок, закат, замысел, занавес, запад. заповедник, запятая, засеять, застёжка, здание, здесь. здравствуйте. земляника, зрачок. Инженер, интересный, интерьер, искусство, итог. Какао, каморка, камыш. капитан, каприз, картина, картофель, кастрюля, квартира, кенгуру, килограмм, ковш, козырёк, колея, колодец, колонна, комедия, компания, контроль. копейка, корзина, космонавт, космос, костёр, костюм. котлета.
Объём словарных диктантов:
2 класс – 8 – 12 слов3 класс – 12 – 15 слов
4 класс – до 20 слов
Нормы оценивания:
2 – 3 класс
“5” – нет ошибок
“4” – 1 ошибка и 1 исправление
“3” – 2 ошибки и 1 исправление
“2” – от 3 до 5 ошибок
4 класс
“4” – 1 – 2 ошибки
“3” – 3 – 4 ошибки;
“2” – 5 – 7 ошибок
ПРОИЗНОШЕНИЕ
licei15.blogspot.com
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК «Гармония» М.С.Соловейчик «Русский язык» 2 класс Тема: «Знакомься: другие части слова!»
Конспект урока русского языка
во 2 классе
УМК «Гармония»
Учебник М.С.Соловейчик «Русский язык» 2 класс
Учитель Ершова М.А.
Тема: «Знакомься: другие части слова!»
Цель: Познакомить учащихся с не знакомыми частями слов.
Задачи:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания об однокоренных словах, корне и окончании
сформировать понятие о приставках и суффиксах как о частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную функцию;
познакомить уч-ся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке;
развивать умения выделять приставку и суффикс в слове.
Развивающие:
следить за развитием связной речи учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
личностные:
умение соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
регулятивные:
– целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
– планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
– оценка результатов работы;
познавательные:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– формулирование проблемы;
коммуникативные:
– постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
– умение с достаточной для данного возраста полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
– умение слушать друг друга и принимать точку зрения других.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска с заданиями, компьютерная презентация к уроку, учебник М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко “Русский язык” для 2 класса “К тайнам нашего языка”, тетрадь к учебнику на печатной основе.
Методы обучения:
частично – поисковый;
объяснительно – иллюстративный;
проблемный.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная.
работа в парах;
работа в микро группах с элементами взаимообучения
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска с заданиями, компьютерная презентация к уроку, учебник М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко “Русский язык” для 2 класса “К тайнам нашего языка”, тетрадь к учебнику на печатной основе,карточки со словом «подснежник» разрезанным на части для каждого ребенка ,сигналы ,дерево «ожиданий»
Паровозик и вагончики: «корень», «окончание», «приставка», «суффикс»
Ход урока
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Орг.момент
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем путешествие к тайнам нашего языка по грамматическому царству, орфографическому государству.
А начнём мы наш путь с удивительного дерева – это дерево « ожиданий»
Поработаем в парах.
Обсудите с соседом по парте и напишите на листочке: «Что вы ждёте от урока?»
Работа в парах,
пишут и выходят по одному и озвучивают свои мысли, прикрепляют листочки на дерево.
2 .Словарная
Работа (взаимодиктант)
Слайд 2
Учитель: Начинаем наше путешествие. А повезёт нас паровозик из «Ромашково»! Сначала наша дорога идет через лес словарных слов. Слова с двойными согласными / на карточках /. У каждого из вас карточка со словами, продиктуйте слова своему соседу по парте.
Учитель: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, правильно ли написаны слова и поставьте на полях отметки. Нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3, если больше – то не ставьте ничего.
Давайте проверим!
Слайд 3 (Слайд с правильно написанными словами)
Поднимите руку те, кто написал слова без ошибок! Молодцы!
Подчеркните на доске те слова, в которых сделали ошибки.
Напишем все вместе эти слова еще раз, чтобы лучше запомнить.
Работа в парах /Диктуют слова по очереди , а потом
проверяют работу соседа и ставят оценки/
3.Постановка учебной задачи и планирование
деятельности
– Каждый из вас, конечно, хочет, чтобы про него сказали «он знает русский язык». Сегодня на уроке мы постараемся сделать ещё один шаг в познании русского языка.
Продолжаем путешествие и на пути у нас загадочная запись.
Давайте расшифруем её.
НА ДОСКЕ:
Р, С,М,Л,О,С, Ц,Т,А,Н,Х,В,Щ
– Если вы уберёте буквы непарных согласных звуков, то прочитаете главное слово нашего урока.
СОСТАВ
– Какое значение может иметь слово «состав»?
-Где мы можем узнать значение слов, которое нам непонятно? (Показывается словарь С.И.Ожегова)
Я уточнила для вас значение этого слова по словарю, и вот что я прочитала в словаре…
Слайд 5
Состав:
1.совокупность (соединение) людей, предметов, образующих одно целое.
2.Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны
С.И.Ожегов
– Но мы на уроке русского языка, состав чего мы можем изучать? (Состав слова)Слайд 6
Это тема нашего сегодняшнего урока. . (на доске)
-Как вы думаете, что мы должны узнать о составе слова сегодня на уроке?
Ответы детей.
Давай те обобщим всё сказанное.
Слайд 7
План:
1.Из каких частей состоит слово?
2.Как называются части в слове?
3.Где находятся?
4.Для чего нужны?
Дети выходят к доске по одному
Дети планируют свою деятельность
4. Актуализация знаний
– С какими частями слова мы уже знакомы?
/корень и окончание/
Работаем в группах.
4группы.
У каждой – сигналы:
Зелёный с заданием справился.
Красный – группе нужна помощь.
В каждой группе есть капитан – консультант
-к нему может обратиться участник группы за помощью.
Обсудите и дайте ответ на вопросы:
1и 2группы
Что такое корень?
3 и 4группы:
Что такое окончание?
Группа, которая готова отвечать – поднимает зелёный сигнал.
Слушаем ответы.
Слайд8
Физкульминутка
Мы с вами на лесной полянке.
Давайте встанем, посмотрим по сторонам, посмотрим на голубое весеннее небо, вдохнем теплый весенний воздух, вдохнём аромат первых весенних цветов, зачерпнём ладошкой воду из родника, расправим плечи…
Сели…
Работа в микро группах
Дети готовят ответы на вопросы и выбирают, кто из группы будет отвечать.
5. Постановка проблемной ситуации и решение ее.
А какие цветы первыми появляются весной?
(подснежники)
Слайд 9
-Сложите это слово из частей, которые лежат у вас на партах
Группа, выполнившая задание поднимает зелёный сигнал.
Группа, которой нужна помощь поднимает красный сигнал.
Учитель проверяет, подходит к группам.
Проверка
Слайд10
На доске один ученик.
-Запишите его в тетрадь.
Обозначьте корень, окончание. /зелёной пастой/
– Смотрите, к корню присоединились ещё части, перед ним и после него.
Мы их подробно не изучали, но с ними уже встречались.
Хотите узнать о них больше, научиться их находить в словах и обозначать.
/Да/
Учитель: Давайте посмотрим на ту часть в слове, которая стоит перед корнем.
Кто знает, как она называется?
/приставка./
Это научное слово пришло к нам из древнего языка, латинского и в переводе на русский значит –«приставленный впереди» и обозначается
Кто знает, как называется та часть, которая стоит после корня?
/суффикс/
Это слово в переводе с латинского означает –«подставленный» и обозначается так-
А как вы думаете, для чего нужны приставка и суффикс?
/Ответы детей/
Уточнить наши предположения поможет правило в учебнике с.106.
Открываем учебник и читаем правило.
Выделим приставку и суффикс в слове- подснежник.
Работа в группах
Одна группа выходит к доске и показывает сложенное слово.
На доске один ученик объясняет и выделяет знакомые части слов.
Работа с правилом в учебнике.
6. . Первичное закрепление изученного материала.
Составим Карту памяти
В результате нашего путешествия в нашем поезде добавились вагончики.
Где поместим вагончик под названием приставка?
/перед корнем/
Где поместим вагончик под названием суффикс?
/после корня/
Слайд11
Вывод: Что такое приставка и суффикс?
Какую работу выполняют приставка и суффикс? Для чего служат?
/Для образования новых слов/
Давайте проверим! Каждой паре даётся карточка. Нужно образовать слова с помощью приставки или суффикса и записать слова в тетрадь, выделяя приставку ,корень и суффикс, потом поменяться карточками с другой парой в группе. Консультанты в группах оказывают помощь, объясняют и ставят оценки.
Проверка-Защита работ при помощи жребия – жетона.
Жетон «выбор»- отвечающего в группе выбирает учитель.
Жетон «делегат» – группа сама выбирает того, кто будет отвечать.
Жетон «все» – отвечает каждый ученик в группе.
Жетон «доверие»-опрос не производится, и оценки выставляются те,что были поставлены в группе.
Выставление оценок за урок.
Один ученик показывает
/размещает вагончики/ на доске.
Работа в группах с элементами взаимообучения
Ответы детей.
7.Рефлексия.
Поднимите руки у кого сегодня оправдались ожидания?
Давайте ответим на вопросы:
сегодня я узнал…
было трудно…
теперь я могу…
А теперь ребята рядом с нашим деревом «ожиданий» посадим «полянку наших настроений» на это уроке.
Дети прикрепляют цветы разного цвета в зависимости от их настроения на уроке:
красные –отличное, желтые -хорошо, синие – плохое.
infourok.ru
Словарные слова 4 класс Гармония — Блог Милы
На разных программах, а возможно, и на одной программе, но у разных учителей, списки будут разные. А нам выдали такие словарные слова 4 класс (дочка обучается по программе Гармония). В четвертом классе количество словарных слов чуть уменьшилось — 73, а всего к концу начальной школы дети должны будут знать почти 240 словарных слов. Словарные слова напечатаны в учебнике.
Чтобы лучше выучить слова, дети после каждого домашнего задания пишут по 5 словарных слов, выделяя зеленым цветом орфограммы.
Словарные слова 4 класс Гармония
Словарные слова Гармония 1 часть
- аллея
- аптека
- бассейн
- бросить
- вверх
- влево
- вниз
- вокзал
- волейбол
- воскресенье
- восток
- впереди
- вперёд
- вправо
- встретить
- вторник
- до свидания
- ездить
- заметить
- запад
- здесь
- знакомиться
- извините
- исправить
- календарь
- комбайн
- кончить
- коридор
- коричневый
- красить
- лазить
- медленно
- молоток
- налево
- направо
- неделя
- пассажир
- помнить
- понедельник
- портить
- прекрасный
- приветливо
- прямо
- пшеница
- пятница
- рано
- растение
- рюкзак
- сверху
- сегодня
- сейчас
- сзади
- скоро
- слева
- снизу
- снова
- спокойно
- справа
- среда
- топор
- трактор
- троллейбус
- украсить
- урожай
- фамилия
- хозяин
- хоккей
- часто
- человек
- четверг
- экскурсия
- электричество
- этаж
Словарные слова Гармония 2 часть
laksena.ru
Тексты контрольных работ по русскому языку 2 класс УМК “Гармония”
Контрольные тематические, самостоятельные, проверочные работы по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония»
Входной диктант
Беда.
Щука плавала в тазу. Ее поймал Витя. Подкрался рыжий кот Васька. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры. Кот закричал. (22слова)
Слова для справок: поймал, подкрался.
Мини-диктант
Ь между двумя согласными
Там жили художник Тюбик и музыкант Гусля. А еще жили малыши: Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.
Диктант
Сочетания чк, чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу
В лесу.
Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка.
Проверочная работа
Перенос слов с ь
Радость, обезьяна, соловьи, семья, льдина, даль, крылья, варенье, деревья, январь, здоровье.
Списывание
Ненастье.
Холодно. Наступила поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льет дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов и вьюг. Уже пролетают редкие, лёгкие снежинки. Зима робко вступает в свои владения.
Подготовка к контрольному диктанту по теме: «Знаем- повторим, не знаем – узнаем»
1. Раздели слова на две группы.
Семья, соль, вьюга, метель, пальма, веселье, платье, вальс, варенье, гость, друзья, коньки, воробьи.
2.Раздели слова для переноса.
Платье, подъехать, копье, обезьяна, льет
3. Определи количество слогов, гласных.
Апрель, март, май
4. Определи количество слогов, букв, звуков.
Малина, куст, лось
5.Сделай звукобуквенный анализ.
Гриб, съели, голубь
Контрольный диктант
Жители дома
Осенью мы часто топили печку. У огонька устраивались кот Иваныч и ручной зайчик Ушан. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. (22слова)
1. Сделай звукобуквенный анализ.
Шью Пью
2.Запиши слова буквами, поставь ударение.
[май,ак] [й,ама] [вй,уны] [вй,уга]
3.Определи количество звуков и букв.
Осенью, огонька, зайчик
Диктант по теме «Парные согласные на конце слова»
Лошадь
К доктору Айболиту пришла лошадь. У нее болел глаз. Лошадь плакала. Доктор дал ей очки. И глаз у нее перестал болеть.
Разделите для переноса.
Лошадь, мальчик, чайник
Сосчитайте количество букв и звуков.
Болеть, доктор
3.Выпишите слово, в котором все согласные твердые
и слово, в котором все согласные мягкие.
Проверочная работа по теме «Приставки и предлоги»
Солнце (по)небу гуляло. И (за)тучку (за)бежало. (По)бежало (по)кустам, (по)березовым листам. Рады, рады, рады светлые березы, и на них (от) радости (вы)растают розы.
Спишите, раскрывая скобки.
Диктовка по теме «Главные опасности письма»
Зайка
В огороде росла яблонька. На ней висели яблоки. Под яблонькой спал зайка. Вдруг яблоко упало на него. Зайка прыгнул в сторону и быстро побежал к лесу.
Списывание по теме «Главные опасности письма»
Напишите, правильно определяя начало и конец предложения. Озаглавьте.
Утро очень тихо слышно сойку и дрозда рябина очень краснеет березки начинают желтеть иногда пролетают белые бабочки.
Комментированное письмо по теме «Главные опасности письма»
Белочка
На пеньке сидит маленький рыжий зверек. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызет зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверек. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.
В первом предложении подчеркните безударные гласные, поставьте ударение.
Подчеркните слова с Ь
Слова третьего предложения разделите для переноса.
Диктант по теме «Главные опасности письма»
Умная галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Она стала кидать в кувшин камушки. Вода стала выше. Теперь можно пить.
Подчеркните Ь в словах.
В выделенных словах укажите количество звуков и букв.
Проверочная работа по теме «Главные опасности письма»
1.Назовите слова, в которых все согласные мягкие
ель, лес, реки, лето, белка, сени, кисель.
2. Назовите слова, в которых все согласные твердые
санки, стол, липа, рыба, енот, зяблик, сосна
3. Сделайте звукобуквенный разбор слов
письмо, перо
4. Раздели слова для переноса
чернильница, перья
Списывание
Перо
Ран_ше люди писали птич_ими пер_ями. Ч_ще всего пол_зовались гусиным пером. Позднее гусиное п_ро заменили стал_ным, а название осталось.
Контрольный диктант за 1 четверть
Стул
Изобрели стул древние египтяне. На стуле раньше сидели только богатые и знаменитые люди нашей страны. Стул был троном. Во время приемов на нем сидел царь. Знать сажали на табуреты. Все остальные стояли.
1.Выписать по одному слову из двух слогов, из трех слогов.
2.Над словами второго предложения поставьте знаки ударения.
Проверочная работа по теме «Главные опасности письма»
Вырос на грядке ду_ _стый горош_к.
Тропинка спускалась в овраж_к.
Котенок ест очень мало, ведь желудоч_к у него совсем крохотный.
Взял бараш_к кар_ндаш_к.
Цифра шест_ – дв_рной замоч_к: сверху крюк- внизу кружоч_к.
Диктовка по теме «Главные опасности письма»
Птичьи гнезда
Чаще гнезда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек и стебельков. Часто гнезда утеплены пухом.
Поставьте знаки ударения в последнем предложении
Подчеркните в словах сочетания ча-ща
Укажите количество букв и звуков в словах
Стебельков, гнезда
Самостоятельная работа по теме «Выражаем мысли и чувства»
1. Разделите текст на предложения.
Вот норка там мышка у норки кошка. Кошка ловит мышку она хитра.
2. Выпишите предложения.
Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.
Практическая работа по теме «Выражаем мысли и чувства»
1. Составь из слов предложения.
Деревьями, за, солнце, скрылось
Стоят, в, золотом, березы, уборе.
2. Исправь ошибки.
катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.
3.Подбери название к тексту. Определи, сколько предложений в тексте. Подчеркни одной чертой согласные, которые обозначают твердые звуки, а двумя- мягкие.
Муравей нашел зерно оно было тяжелое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.
Диктовка по теме «Выражаем мысли и чувства»
Пришла поздняя осень. Уныло моросит дождь. Дуют сильные ветры. Листья с деревьев опали. Птицы улетели в теплые края.
Самостоятельная работа по теме «Выражаем мысли и чувства»
Написание диалога
1.Расставьте знаки препинания. Исправьте ошибки.
Где ты была сегодня, киска. У королевы у английской. Что ты видала при дворе видала мышку на ковре.
Выборочный диктант по теме «Выражаем мысли и чувства»
1. Запиши слова с Ь на конце
Лось живет в лесу. Он ест траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими.
Письменные ответы на вопросы по теме «Выражаем мысли и чувства»
Ответь на вопросы, используя данные слова:
Бульки, были, собаки, щенки, любили, щенята, играть, у.
-У кого были щенки?
-Что они любили делать?
Практическая работа по теме «Выражаем мысли и чувства»
Из слов каждой строки составьте и запишите предложения.
Кругом, лес, был.
Лег, на, я, траву, душистую.
Прогудели, шмели.
Быстро, оса, промчалась.
Пролетели, вот, домашние пчелы.
Они, брали, сок, с, цветов, сладкий, дружно.
Диктовка по теме «Выражаем мысли и чувства»
Сорока
Почему сороку называют белобокой? У нее по бокам перышки белые. А вот голова, крылья и хвост черные. Очень красив у сороки хвост. Перья на нем не просто черные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!
Диктант по теме «Выражаем мысли и чувства»
Зимой
Была зима. Митя катался на санках с горы. Румяный, он вбежал в дом. Он хотел, чтобы всегда была зима. Зимой ему весело.
1. Спишите слова и укажите количество букв и звуков
урок, день
2. Разделите слова на слоги
чистый, журчит, Аня, одежда
3. Допишите по одному слогу так, чтобы получились слова
лы…., малы….
Списывание
Осень.
Давно сняли пахучую антоновку. Налетел осенний ветер. Тряхнул вершины деревьев. В саду над землей взлетели и закружились сухие осенние листья. Холодно!
Практическая работа по теме «Хочу сказать больше»
Составление рассказа по плану
Как мы играем
1.Моя любимая игра.
2.Почему она мне нравится.
3.Скем я играю.
4. Как мы играем.
5.Какие черты характера развивает игра.
6.Умею ли я проигрывать.
Диктовка по теме «Хочу сказать больше»
Календарь
На стене висит календарь. Сколько в нем листков? Сколько дней в году. Проходит день. Одним листком в календаре становится меньше. И так триста шестьдесят пять раз.
Подчеркните в словах Ь.
Разделите на слоги слова
Календарь, проходит, день.
Контрольный диктант за 2 четверть
Оляпка
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала еду. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка.
Подчеркните слова с Ь.
В словах укажите количество букв и звуков
Лед, льду.
Практическая работа по теме «Хочу сказать больше»
Пересказ по плану
Птичка
Поймал Сережа чижа и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. Скоро Сережа перестал ловить птиц.
1.Кто жил у Сережи в клетке?
2.Что забыл сделать Сережа?
3.Как разбился чижик?
4.Что стало с птичкой?
5. Какой урок получил Сережа?
Диктовка по теме «Размышляем о словах»
По берегу Белого моря живут люди. Они называют себя поморами. Поморы хорошие моряки. Они смело бороздят морские просторы.
1.Выпишите однокоренные слова и выделите корень
2. Сделайте звукобуквенный анализ слов
люди, живут
Практическая работа по теме «Размышляем о словах»
1.Выделите корень и изменяемую часть слова.
Кошка веселая летит
Кошки веселое летишь
С кошкой веселые летят
2.Найдите лишнее слово. Выделите окончание.
Белый, белая, белка, белое.
Лиса, в лесу, за лесом, лес.
3. измените слова по образцу, выделите окончание.
Дощатый домишко – дощатые домишки
Старый дедушка –
Широкое море –
Чайная чашка –
Итоговый диктант по теме «Размышляем о словах»
Синичка
Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили ее.
1.Запишите слова. Подчеркните мягкие согласные буквы.
Брат, белка, барсук, кубики, зима.
Прочитайте слова. Допишите 2-3 слова. Выделите корень
Грибник, грибной,…,…..
Практическая работа по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.
Сон.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.
Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Я вышел на улицу. Поскрипывал снег под ногами. Мороз хватал за щеки и нос. Но мне было весело.
Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Сова – полезная птица. Она поедает много мышей. Сова круглый год живет в наших краях. Днем она прячется в лесу.
Практическая работа по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Составление из слов предложений.
Составьте из слов 5 предложений.
Озаглавьте.
Ребята, лисенка, на дороге, подобрали.
У, него, передние, были, лапы, перебиты.
Девочки, долго, за, ухаживали, лисенком.
Наконец, поправился, и, больной, подрос.
Дети, в лес, лисенка, отнесли.
Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник- пирог с рыбой.
Выделите корень в однокоренных словах.
Итоговый диктант по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Ели и сосны.
Как сажают ели и сосны? Эти деревья люди сажают прямыми рядами. Ели и сосны растут очень быстро.
Над словами первого предложения поставить знак ударения.
Подчеркнуть слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Подобрать к слову быстро слово, близкое по значению.
Распределительный диктант по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
1. Запишите слова в две колонки – с проверяемыми безударными гласными в корне слова и с непроверяемыми.
Воробьи, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, паруса.
Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Следы на снегу
Зимой в лесу земля как пушистый ковер. Каждый зверек оставит на нем свои следы. Вот шел волк. А вот пробегал заяц. Он убегал от лисы.
Списывание
Ст…ляр сделал стол. Дв…рняжка стережет двор. С…довник вырастил сад. В к…рмушке был корм. В с…лонку насыпали соли. Из к…нюшни вышел конь.
Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Река
Мы шли по широкой тропе. Я услышал плеск воды. Это была река. У самой реки стояли высокие деревья. У берега цвели золотые кувшинки.
Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
К вечеру небо стало густо синеть. Повалил пушистый снег. Я надел пальто и поспешил на улицу. В ночном небе снежинки были особенно красивы.
Списывание
Звонкое утро
Наступило звонкое прозрачное утро. Выпала первая настоящая роса. В речке прыгала рыба.
На горке токовали два тетерева. С ними было шесть тетерок. Один петух ходил вокруг всех.
В серых лесах зацвели ранние ивы. Их цветы похожи на желтых пуховых цыплят. Около ив чудесно пахнет медом.
Практическая работа по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Письменные ответы на вопросы
Лисички
Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Этот гриб рано появляется в лесу. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.
Какого цвета лисички?
Что дрожит в середине грибка?
Когда этот гриб появляется в лесу?
Как растут лисички в лесу?
Комментированное письмо по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Перед рассветом
Солнце еще не взошло. Охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото. Над елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло. Слышался тягостный вой. Маленькой и слабой чувствовала себя Настя перед этой силой.
Контрольный диктант за 3 четверть
Зайцы
Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.
Выпишите слово с безударным гласным. Напишите проверочное.
Напишите слово, близкое по значению слову страх.
Разделите на слоги: заяц, страх
Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
В парке.
В субботу мы гуляли в парке. Вот аллея берез и лип. Летом там жужжат пчелы. Хороши русские березы! Вот дуб. В ветках дуба гнезда птиц. Ветерок весело играл с листьями деревьев.
Контрольное списывание
Муравьи
Весеннее солнце пробудило ото сна муравьев. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимней квартиры. Они стали чинить свое жилье. Муравьи носили веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранить леса. Нельзя губить жилища муравьев.
Подчеркните слова с Ь.
Напишите ответ: как называется жилище муравьев?
Диктовка по теме «Как устроены слова?»
Наша выставка
В четверг ребята нашего класса решили устроить выставку. Алла принесла коллекцию марок. Олег Субботин- свои рисунки. А Майя Петрова- вышивки. Все это мы развесили в длинном школьном коридоре. Учительница Анна Васильевна нас очень хвалила.
Диктовка по теме «Как устроены слова?»
Крокодиловы слезы
Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слезы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснить такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льет слезы? Это несерьезно. Просто со слезами крокодилы выводят из организма излишки солей. Так что крокодилы не плачут, просто они как бы потеют глазами.
Выпишите по два слова с разделительными Ь и Ъ знаками.
Разделите на слоги для переноса слова
Горькие, объяснить
Итоговый диктант
Белочка
На пеньке сидит маленький рыжий зверек. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызет зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверек. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.
В словах первого предложения подчеркнуть безударные гласные.
Подчеркнуть в диктанте слова с Ь.
Слова третьего предложения разделить на слоги.
infourok.ru
Урок русского языка во 2 классе по теме “Родственные слова” УМК “Гармония”
Урок русского языка, 2 класс
М.С.Соловейчик. К тайнам нашего языка. Образовательная система «Гармония»
Тема. Родственные слова
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: мультимедийная презентация
Место урока по учебному плану: 1 урок по теме
Цель. Познакомить с понятиями «родственные слова», «корень слова», учить находить родственные слова и выделять в них корень.
Планируемые результаты.
Предметные:
Знать:
– термины «родственные слова», «корень»;
– алгоритм выделения корня в слове.
Уметь:
– подбирать однокоренные слова;
– выделять корень в слове;
– объяснять значение слова;
Метапредметные и личностные (УУД):
Личностные:
– осознание важности понимания значения слов;
– интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи;
– желание продолжать осваивать русский язык;
– познавательный интерес к предмету
Регулятивные:
– осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;
– учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его;
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий;
– осуществлять контроль за выполнением действий.
Познавательные:
Общеучебные:
– находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях;
– использовать знаково-символические средства при решении задач.
Логические:
-наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие;
анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения;
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентироваться на адресата высказывания, проявлять заботливое отношение к своим близким, ко всем людям.
Оборудование: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. “К тайнам нашего языка”, 2класс;
– тетрадь-задачник №2 к учебнику;
– классная доска;
– мультимедийный проектор, экран;
Используемый ЦОР: «Однокоренные слова» (Электронное приложение «Русский язык», 2 класс).
Цель использования ЦОР: в качестве наглядно – обобщающего электронного материала для поддержки и развития процесса обучения.
Ход урока
Организационный момент
1. – У нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
– Предлагаю урок начать с пожелания друг другу добра. (Песня «Дорогою добра»)
Психологическая установка на урок (чтение стихотворения учителем)
Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться.
– Ребята, давайте создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой. Я желаю вам плодотворно потрудиться, и при этом относится друг к другу всегда по-доброму. Если вам будет трудно – я помогу.
3. Готовность к уроку
Проверь дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке? (проверяю необходимое)
Запись даты.
Минутка чистописания.
Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки? (Зима).
Что общего в словах перинки и пушинки?
Постарайтесь написать красиво и правильно.
Пп //
(карточки)
Перинки, пушинки. (записать на доске, отметить орфограммы)
III. Словарная работа.
Назовите зимние месяцы.
Декабрь, январь, февраль.
Запишите и эти слова, разделите на слоги.
Актуализация знаний
Какой раздел мы начали изучать? (Размышляем о словах)
Какую тему изучили на прошлом уроке?(ЧТО В СЛОВЕ ГЛАВНОЕ?)
– его значение, смысл (рассказать важное сведение)
– Какую тайну русского языка открыли? (значение зависит от написания и ударения)
– Какие могут быть «ловушки» в русском языке? (Много похожих слов, но они имеют разное значение, привести примеры).
Я буду читать пары слов, если они будут иметь общее значение → хлопаем в ладоши над головой; если разное → хлопаем в ладоши внизу за спиной.
Дом – дымЛес- лесник
Река – плот
Обед – стол
– Как вы думаете, мы уже все узнали о словах?
IV. Изучение нового:
Проблемная ситуация для изучения нового материала
Наши друзья Чарли и Антон , к сожалению, успели поссорится. У них произошел спор. Антон сделал открытие: есть люди «родственники».
– Как вы думаете, кого можно назвать родственником? (маму, папу, дядю и т.д.)
– С вами согласен поэт Яков Аким – давайте прочитаем его стихотворение
Моя родня (Слайд )
Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю .
А ещё Антон считает, что есть слова «родственники»
– И вот что говорит другой писатель, Константин Паустовский, о родне (слайд ).
“Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.”
– Как вы думаете, что он хотел нам сказать? (то, что у слов тоже есть родственники)
Антон считает, что слова МАМА, МАМОЧКА, МАМОНТ – «родственники», ведь они одинаково начинаются «мам». А Чарли хоть и иностранец (из Англии), с ним не соглашается.
– Как вы думаете, кто прав?
– Почему, объясните Антону.
(Слайд ).
Больница, боль, больной, большой, болеет.
Силач, сила, сильный, бессильный, силос.
Гора, горевать, горный, горка.
– найди лишнее слово;
– Что же главное во всех словах? (Смысл)
– почему их можно отнести к одной «семье»?
– чем похожи слова каждой строки по написанию (одинаковый кусочек есть во всех)
Сообщение темы и целей урока
Вы уже догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
– Каких же родственников мы будем собирать на уроке? ( родственные слова)
Давайте вместе назовём тему урока, открыв учебники на с.6. (Слайд ).
Сегодня мы познакомимся с понятиями «родственные слова», «корень слова», научимся находить родственные слова и выделять в них корень. (Слайд )
– Ребята, наш друг Антон просит помощи. Он считает, что слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?
Молодцы. А теперь давайте сверим наши предположения с научными данными.
Работа с учебником
Откройте учебник на странице 7, упражнение 282. Прочитайте важные сведения.
Опрос.
– Какие слова называются родственные? (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова.)
– Что есть у родственных слов? (У родственных слов есть общая часть и общее значение)
– Так «сахар», «конфета», «компот» – родственные слова?
– Попробуйте объяснить свой ответ с точки зрения науки, используя только что полученные знания.
– Правильно, у них нет одинаковой (общей) части.
Упражнение 283, собери вместе семью родственных слов.
(Слайд )
Как ты их узнал? (Все слова можно объяснить с помощью слова «рыба». У всех слов есть общая часть РЫБ).
Выполни остальные задания.
– Может быть, кто-то знает, как называется общая часть слова? (корень)
– Откройте упражнение 284 и проверьте, правильно ли мы сказали.
Опрос.
Как называется общая часть родственных слов? (Общая часть родственных слов называется корнем)
Что хранит в себе корень? (Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение)
Как выделяется корень? (Корень выделяют дугой)
Отметь корень в записанных тобой словах.
Ребята, Антон тоже хочет научиться искать корень в словах? Подскажите Антону как действовать?
Правило:
Чтобы найти в слове корень, нужно:
Подобрать … (родственные слова)
Выделить … (общую часть)
VI. Тренировочные упражнения.
Вспомните загадку, назовите отгадку.
Давайте соберём родственников зимы.
–Как в народе ласково называют зиму?
– Запишите это слово (у доски работает ученик, записывая слово с комментированием, оставляя «окошки» в опасных местах).
–День во время зимы – … (какой?)
–Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?)
– Проводить где-то зиму, жить зимой – …
– Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, – …
На доске получилась запись: Зимушка, зимний, з..мой, з..м..вать, з..мовье.
Выделить корень.
– Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?
– «Мороз» и «холод» – слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.
V. Физминутка
Работа в парах. (карточки)
Задание.
1 вариант. Запиши слово «солонка»
2 вариант. Запиши слово «сахарница»
Выбери для каждого слова родственные и допиши их.
Проверка.
1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный
2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный
Какие же слова называют родственными?
Какой зимний праздник ваш самый любимый? (Новый год).
Про него говорят: Новый год – к весне поворот.
X. Подведение итогов урока. Рефлексия.
А пока до весны ещё далеко, подведем итоги сегодняшнего урока.
– Назовите тему урока.
– Какую тайну русского языка открыли?
– Какие 2 секрета есть у родственных слов?
– Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?
На ёлочку повесьте снежинки так, чтобы показать – понравился ли вам урок.
Дети крепят снежинки на разной высоте , показывая насколько интересным и доступным был урок.
– Очень красивое запорошенное снегом деревце! Спасибо, ребята, за работу!
infourok.ru
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: Собираем родственников. Русский язык.2 класс Гармония.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №13»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ.
(«Собираем родственников.
УМК «Гармония»).
цветочный
ПЕГУШИНА Ю.В.
СОЛИКАМСК- 2008г.
Тема: Собираем родственников.
Цели: 1) ознакомить с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;
2)развивать умение решать орфографические задачи;
3) развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
4) воспитывать любовь к родному языку, словарный запас, языковое чутьё.
Оборудование:1.Учебник Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс,2004г.
2. Презентация урока, медиапроектор.
3.Алгоритм словарной работы, понятия «общая часть», «общее значение», картинка дерева с корнем цвет, родственные слова с этим корнем.
4. Карточки с самостоятельной работой.
Ход: 1. Оргмомент. Слайд № 3.
Ребята, задача нашего урока- открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее.
Сейчас мы проведем словарную работу, которая будет являться подготовкой к нашему открытию.
2. Словарная работа. Слайд №4.
– Решите грамматические задачи. Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы:
- Это слово обозначает неживой предмет. В его написании три буквы А. оканчивается слово на твёрдый шипящий звук. ( Карандаш).
- Это слово обозначает неживой предмет. Состоит из двух слогов. Начинается и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это ваше «лицо». ( Тетрадь).
- Это слово обозначает живой предмет. Состоит из трёх слогов. Начинается с сонорного звука. Опасное место в первом слоге. ( Ребята).
- Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неживой предмет. Начинается с мягкого согласного П. Если вы допустили ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в действие предмета. ( Пенал).
- Это слово обозначает неживой предмет. Состоит из трёх слогов, близкое к слову труд. (Работа).
Прочитайте ваши слова. Сравните ваши подчёркнутые буквы с моими буквами.
Слайд №5.
У кого есть ошибки? Если работа выполнена верно , поставьте знак «+».
Что можете сказать о данных словах? ( На тему «школа»).
А слово работа лишнее ?
Нет. Учёба- это наша работа.
3. Создание проблемной ситуации.
Итак, наши слова на тему «школа».
Посмотрите на школу. Слайд №6. Появляется картинка школы и слово «школа».
- Скажите, как называют ученика по-другому? (школьник).
- Предмет, который относится к школе, чей? (школьный).
- Участок, на котором мы гуляем. Находится при школе.(пришкольный).
Что заметили во всех словах? (одинаковая часть школ, общее значение, родственные слова).
Посмотрите на дерево и скажите, без чего дерево не может жить? Вот и слово не может жить без корня!
Как?- спросите вы. – Разве может быть у слова корень? Это же не растение!
А вот послушайте.
Жил-был много тысяч лет назад корень цвет. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. Посадили его люди, и стал он расти. Сначала один росток, потом второй, третий…Много ростков появилось. Все они были похожи на один корень, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло.
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у них общая часть цвет. И решили общую часть родственных слов называть корнем.
Вот сегодня на уроке мы будем наблюдать на самом ли деле, слово не может жить без корня, мы будем учиться находить с вами корень в словах и выделять его.
4.Решение проблемы.
Корень – это общая часть родственных слов, имеющих общее значение. Это очень важно, иначе кошка может оказаться племянницей кошмара, кости двоюродными братьями костюма. Слайд №7.
Его договорились выделять дугой.
Я предлагаю вам отгадать загадку (слайд № 8). Это лес.
Образуйте от корня лес родственные, однокоренные слова, запиши и выдели корень.
Лесной, лесник, перелесок (небольшой лес, редкий, молодой), лесина (срубленное дерево),(слайд № 9).
Я предлагаю вам отгадать другую загадку (слайд № 10). Это лёд.
Образуйте от корня лес родственные, однокоренные слова, запиши и выдели корень.
Лёд, ледяной, ледник, ледниковый, наледь (слой льда, образовавшийся от вышедшей на поверхность воды), (слайд № 11).
Физминутка «Третий лишний». Детям предлагаются группы слов, одно из которых лишнее, игра проводится по рядам, чьё слово лишнее, тот ряд и приседает,(движение можно менять).
- Лес,лестница,лесничий.
- Левый,лев.налево.
- Честный, чесночный,чеснок.
- Учитель,изучать, зубрить.
- Водитель, водичка, водяной.
- Ветер?безветренный, вихрь.
5. Первичное закрепление.
Игра «Найди лишнее слово».
- Слайд №12 Желток, железо, жёлтый.
- Слайд №13 Носильщик, нос, носатый.
- Слайд №14 Часовщик, часть, час.
- Найди родственные слова. Слайд №15.
6. Самостоятельная работа (вторичное закрепление). Слайд № 16.
Подписать, вы можете выполнить любое задание из двух, а можете оба. На выбор.
Предлагается по 2 уровням:
1 уровень. Вставь пропущенные буквы, выдели корень.
Зиму?ка, зимний, зима, зимовать, зимовье.
Мыло, мыл?ница, обмылок, намылит?.
2 уровень. Найди только родственные слова, вставь пропущенные буквы, выдели корень. Лишние слова можно зачеркнуть.
Курица, куриный, петух, куроч?ка, цыплёнок.
Корова, коровушка, коровёнка, коровник, коров?е, теляч?е.
7. Итог урока. Слайд № 17.
Антон говорит, что так и не понял? В чём секреты родственных слов?
Дети объясняют ему. Слайд №18.
Действительно ли слово не может жить без корня?
Домашнее задание, оценки за урок.
цвет
ЦВЕТОК
ЦВЕТОЧЕК
ЦВЕТОЧНЫЙ
ЦВЕТНИК
ЗАЦВЕТАЮТ
ЦВЕТНОЙ
ЦВЕТЁТ
Я обучаю детей по УМК «Гармония»- это традиционная программа с элементами развивающего обучения. При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития: знания являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, учащиеся осваивают основы естественно- научного, гуманитарного и утилитарного знания в процессе активной познавательной деятельности.
Я представляю урок из курса «К тайнам нашего языка».
Цели урока:
1) ознакомить с родственными словами, развивать умение распознавать однокоренные слова, формировать понятие «корень»;
2)развивать умение решать орфографические задачи;
3) развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
4) воспитывать любовь к родному языку, словарный запас, языковое чутьё.
При изучении данного предмета у детей формируется:
- коммуникативная направленность . У ребят формируется умение общаться в устной и письменной форме, строить высказывания разных жанров; школьники учатся чтению учебной книги, обращению к ней как источнику знаний.
- Углубляются и поднимаются на новую ступень знания и умения детей по орфографии. Спецификой работы над орфографической зоркостью учащихся является введение особого способа письма: с пропуском орфограмм, с «окошками».Овладение этим приёмом помогает школьникам сознательно уходить от орфографических ошибок в любых письменных высказываниях.
- Реализуется деятельностный подход к организации учебной работы. Введению новых знаний предшествует постановка учебной задачи. Информация не дается в готовом виде, а «добывается» вместе с учениками. Тренировочная работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения фонетико- графических, грамматических, орфографических, речевых заданий.
В связи с этим я использую в своей практике проведение проблемных уроков. Он подразумевает создание проблемной ситуации и пути её решения. В результате наблюдения и исследования учащиеся определили тему урока. На протяжении всего урока дети наблюдали, на самом ли деле слово не может жить без корня, учились находить и выделять его, делать выводы. На этом уроке осваиваются эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез и обобщение) и специальные методы познания ( наблюдение, исследование). При проведении урока я использовала информационно- коммуникативные технологии, чтобы сконцентрировать внимание детей, повысить интерес к изученному материалу. Формы и приёмы работы были определены с позиции здоровьесбережения и эффективности.
Урок закончился контролем за качеством усвоения знаний, детям был предложен двухуровневый тест, в основном ученики выбрали второй уровень. Активность на уроке высокая. Все цели урока были достигнуты, на дальнейших уроках изучение темы было продолжено. Урок был открытым для коллег школы. Презентация пользовалась успехом, учителя используют её в своей работе. У детей хорошие остаточные знания по данной теме.
Список литературы:
1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка:2 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. Смоленск: Ассоциация XXIвек , 2002.
2.Дорогинина Н.Н. Русский язык. 2 кл.: Поурочные планы по учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «Русский язык». К тайнам нашего языка.,2003г.
nsportal.ru