Разное

Словарное слово солнце: Однокоренные слова — словарь и онлайн подбор

Однокоренные слова к слову «солнце»

К сло­ву «солн­це» под­бе­рем одно­ко­рен­ные сло­ва сре­ди суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. Выясним, «солн­це» и «под­сол­нух» явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или нет.

Чтобы понять, какие одно­ко­рен­ные сло­ва име­ет сло­во «солн­це», нач­нем с выде­ле­ния в его мор­фем­ном соста­ве кор­ня. В этой глав­ной мор­фе­ме хра­нит­ся общий смысл лек­сем раз­ных частей речи, свя­зан­ных с ним.

Корень слова «солнце»

Чтобы узнать, какой корень в сло­ве «солн­це», преж­де опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что?

Оно соче­та­ет­ся с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

  • оно, моё солн­це,
  • крас­ное солн­це.

Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му сред­не­го рода. Исследование его мор­фем­но­го соста­ва нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния.

Для это­го изме­ним это сло­во по паде­жам:

  • теп­ло (чего?) солнца,
  • тянет­ся (к чему?) к солнцу,
  • сто­ять (под чем?) под солнцем.

Сравнив падеж­ные фор­мы, вычле­ним в его мор­фем­ном соста­ве окон­ча­ние -е. Значимая часть -солнц- явля­ет­ся кор­нем. В нем содер­жит­ся общий смысл одно­ко­рен­ных слов.

«Солнце — это цен­траль­ная звез­да Солнечной систе­мы в виде рас­ка­лен­но­го шара, излу­ча­ю­ще­го свет и теп­ло».

Итак, в мор­фем­ном соста­ве это­го сло­ва име­ют­ся две зна­чи­мые части:

солнце — корень/окончание

В рус­ском язы­ке с кор­нем солнц- суще­ству­ет немно­го род­ствен­ных слов. С помо­щью при­ста­вок и суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные и при­ла­га­тель­ные.

Родственные слова к слову «солнце»

Однокоренные существительные

  • сол­ныш­ко
  • сол­неч­ность
  • сол­неч­ник (мор­ская рыба, про­стей­шее живот­ное с шаро­вид­ным телом и отрост­ка­ми в виде лучей).

В корне появи­лась бег­лая глас­ная «е» и про­изо­шло чере­до­ва­ние соглас­ных ц//ч. В резуль­та­те он изме­нил свой вид:

солнц-/солнеч-

Укажем слож­ные суще­стви­тель­ные, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых про­сле­жи­ва­ет­ся корень солнц-:

  • солн­це­пёк
  • солн­це­во­рот
  • солн­це­цвет
  • солн­це­сто­я­ние
  • солн­це­ле­че­ние
  • солн­це­по­клон­ник
  • солн­це­по­клон­ни­че­ство

Родственные прилагательные

  • сол­неч­ный месяц,
  • бес­сол­неч­ный день,
  • солн­це­за­щит­ный крем,
  • солн­це­лю­би­вый цве­ток,
  • солн­це­об­раз­ный крест,
  • солн­це­по­доб­ный лик.

От при­ла­га­тель­но­го «сол­неч­ный» обра­зу­ем одно­ко­рен­ное сло­во кате­го­рии состо­я­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но опи­сать пого­ду.

У нас сего­дня сол­неч­но.

На сре­ди­зем­но­мор­ском побе­ре­жье сол­неч­но и без­вет­рен­но.

«Солнце» и «подсолнух» — однокоренные слова или нет?

Часто в пере­чень род­ствен­ных слов с кор­нем солнц-/солнеч- вклю­ча­ют сло­во «под­сол­нух» и свя­зан­ные с ним по смыс­лу лек­се­мы:

  • под­сол­неч­ный
  • под­сол­ну­хо­вый
  • под­сол­неч­ник

Посмотрим, какое лек­си­че­ское зна­че­ние име­ет «под­сол­нух». Этим сло­вом назы­ва­ют высо­кое одно­лет­нее мас­лич­ное рас­те­ние с круп­ным жел­тым цвет­ком.

Выясним его мор­фем­ный состав:

под­солнух — корень/суффикс/окончание

Как видим, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке в мор­фем­ном соста­ве это­го суще­стви­тель­но­го не про­сле­жи­ва­ет­ся нали­чие кор­ня солнц-.

Хотя эти­мо­ло­ги­че­ская связь меж­ду эти­ми лек­се­ма­ми суще­ству­ет. В ста­ри­ну «под­сол­ну­хом», или «под­сол­неч­ни­ком», назы­ва­ли то, что рас­тет под солн­цем и име­ет цве­ток, напо­ми­на­ю­щий по цве­ту и фор­ме небес­ное све­ти­ло. Приставка под- срос­лась с кор­нем. И теперь в совре­мен­ном рус­ском язы­ке это сло­во име­ет дру­гой смыс­ло­вой корень и свой ряд род­ствен­ных лек­сем.

Школа 3 г.Нарьян-Мар – Школа 3 г.Нарьян-Мар

 

            С 12 по 16 марта в школе прошла предметная неделя в начальных классах «Хочу всё знать!» Всю неделю в начальной школе все дети были заняты делом: учились, творили, играли, соревновались, обсуждали, переживали. Каждый ребенок являлся активным участником всех событий недели.

 

Каждый день недели был посвящен одному из школьных предметов. Выявлялись  лучшие ученики   по отдельным учебным дисциплинам.

В первый день на втором этаже школы был оформлен стенд «Предметная неделя в начальных классах», где размещалось название каждого дня и те мероприятия, которые проводились в течение дня. Также на стенде размещалась информация о победителях каждого конкурса по классам.

Первый день, День русского языка, прошёл под девизом «

Думай, проверяй, пиши!». В этот день учителя провели в классах внеклассные мероприятия по русскому языку. Учащиеся 3 «б» класса с азартом отгадывали загадки, шарады, ребусы, находили ошибки в тексте, работали с фразеологизмами  на занятии «В мире русского языка». Победителем стал Канев Константин, призёрами – Банин Павел и Габрилёва Виктория. Команды учащихся 3 «а» класса бились за победу в КВНе «Ты наш друг, родной язык!». Победила команда «Грамотеи». Проверили свои знания по русскому языку учащиеся 4 «а» класса, соревнуясь в игре «Слабое звено». Игра прошла очень эмоционально, каждый из детей хотел одержать  победу!! В результате упорной борьбы лучшим знатоком русского языка стала  Шутова Татьяна!  В 4 «б» классе ребята написали каллиграфический диктант.

Учитель – логопед  Кечко М. Ю. подготовила и провела во всех классах  викторину «Знаешь ли ты русский язык?». Так же среди учащихся был проведён конкурс «Лучший каллиграф».  

Второй день, День математики,  прошёл под девизом «Считай, смекай, отгадывай!».

В этот день учителя подготовили для учащихся математические газеты. Дети с удовольствием  решали логические задачки, математические ребусы, шарады, соревновались в быстром счёте. Во 2 «б» классе в конкурсе «Призадумайся» победу одержал Солопов Пётр, решивший больше всех заданий на смекалку.

В первых классах прошли конкурсы «Лучший счётчик» и «Оживи цифру». Цифры у первоклассников превращались в лебедей, принцесс, снеговиков.  А лучшими счётчиками стали ученица 1 «а» класса Коткина Полина и ученик 1 «б» класса  Кириллов Игорь. В конкурсе «Лучшая тетрадь по математике» выявлены победители и призёры в каждом классе.

«Читай, думай, рассказывай!» –

девиз третьего дня, Дня читателя. Хозяйками этого дня стали библиотекарь школы Рочева Г.Г. и педагог – организатор Мустафаева Т. А.

Для учащихся 1-х классов была проведена викторина «Весёлый день с Сергеем Михалковым». Первоклассники путешествовали по станциям под весёлую песенку «Мы едем, едем, едем…». Оформлена выставка рисунков по произведениям С. Михалкова.

Учащиеся  2-3 классов читали рассказы М.М. Пришвина на мероприятии «Лесной писатель», угадывали голоса птиц, разгадывали кроссворд. Победителями стали Ляпунов Иван и Хозяинов Михаил, учащиеся 3 «б» класса.

Учащиеся 4 – х классов на литературном часе «Читаем сказки Горького» отвечали на вопросы викторины, по результатам которой определились победители: Шицова Милолина, ученица 4 «а» класса,

Сухопаров Артём, Боброва Елизавета и Миклин Александр, учащиеся 4 «б» класса.

Четвёртый день, День краеведения,  прошёл под девизом «Хочу всё знать!». Это день развития  любознательности и познавательного интереса к окружающему нас миру. Все учащиеся написали олимпиаду «Знатоки природы», в каждом классе определены победители и призёры.

            Учащиеся 3 «а» класса посетили мероприятие «Погостите в тёплом чуме». Хозяйка чума рассказала ребятам, что такое  «дом» оленевода, как его строить и почему важно, чтобы чум был мобильным сооружением. Учащиеся  охотно слушали рассказ о традиционной ненецкой одежде и детских игрушках в тундре, угощались вкусным чаем.

Пятый день посвящён Дню искусства, девизом которого были слова «Мастери, рисуй, твори!».

2018 год в НАО объявлен Годом оленеводства. Учащимся предлагалось поучаствовать в конкурсе поделок и рисунков, сочинений и стихов «Родина…Родина… Тропы оленьи».

В течение всей недели пополнялась выставка рисунков, поделок, стихов и сочинений, которая была оформлена на 2 этаже школы. Она явилась логическим завершением предметной недели.

Неделя начальных классов прошла успешно.  Все проведённые мероприятия были хорошо подготовлены и с интересом восприняты детьми. Победители и призёры всех конкурсов получили свои заслуженные грамоты. Огромное спасибо всем педагогам и учащимся начальной школы!

Руководитель МО начальных классов Безумова О. Б.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Эти точки или места таковы: где восходит солнце

; где он достигает вершины; где заходит солнце ; и где он достигает дна.

Из Кембриджского корпуса английского языка