Слоговые и звуковые схемы: Что такое слоговая схема. Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые
Составление схемы слов необычным способом при обучении грамоте детей с ОНР. | План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа):
Тарасова Лидия Николаевна, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Комментарии к конспекту занятий
Тема: Составление схемы слов необычным способом при обучении грамоте детей с ОНР.
Цель: Обучение детей анализировать слова и составлять схему слов.
Задачи: Образовательные: Обеспечить запоминание элементов грамоты при анализе слов. Научить ребёнка понимать принцип составления схемы слова. Коррекционно-развивающие: Обеспечить развитие фонематического слуха. Предупреждать дисграфические ошибки. Воспитательные: Способствовать развитию самостоятельности, умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Способствовать формированию навыков самоконтроля и самооценки. Воспитывать дружеские чувства, желание помогать друг другу. Оборудование: Демонстрационное: картины сказочных замков, геометрические фигуры (кружки, треугольники, квадраты), различные предметы и бросовый материал красного, синего и зелёного цвета. УМК – сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой. Технологии: технология наглядного моделирования; технология развивающего обучения, диалогового обучения, игровые технологии; обогащения и активизации словарного запаса; формирования фонематического слуха и слоговой структуры слова; здоровьесберегающие технологии: профилактические, образовательные, коррекционные. Тип занятия: подгрупповое (2-3 ребенка). Структурные элементы, план занятия: I. Организационный момент. II. Артикуляционная гимнастика. III. Повторение пройденного материала: 1). Гласные и согласные звуки. 2). Звонкие и глухие согласные. 3). Твёрдые и мягкие звуки. IV. Основная часть: 1).Знакомство со схемой слова. 2). Цветовое обозначение звуков для схемы. Физкультминутка (в середине занятия). 3). Составление схемы слов из предметов красного, синего и зеленого цвета. 4). Упражнения в составлении схемы слов из разных предметов. V. Итог занятия. Подготовительный этап занятия: Предварительное изучение гласных и согласных звуков. Усвоение знаний о согласных: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
I. Организационный момент. Занятие проводится в логопедическом кабинете. Дети организованно приходят и садятся за стол перед зеркалом.
II. Артикуляционная гимнастика. – Упражнения для губ и языка (комплекс 1, общие упражнения). – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения всех звуков. Теперь будем стараться произносить правильно все слова.
III. Повторение пройденного материала: 1). Гласные и согласные звуки. –Давайте вспомним сказку о гласных и согласных звуках. В каких замках (по цвету) они жили. (Гласные – в красном замке, а согласные – в синем).
– Как быстро узнать – гласный это звук или согласный? (Надо «про себя» спеть любую песню на этот звук. Например: «В лесу родилась ёлочка..» Гласные умеют петь, а у согласных это не получится). – А что у них будет получаться? (Они будут: п- пыхтеть, в- ворчать, с-свистеть, ш- шипеть, х- хрюкать… и т.д., а песня у них не получится). Дети перечисляют все согласные и какие они издают звуки. – Согласные никогда не сумеют спеть песню или всё же у них есть возможность это сделать? (Они сумеют спеть только тогда, когда у них будет друг – гласная. Вместе у них песня получится). -Вот как важно иметь друга, с ним можно преодолеть любые трудности! Дети приводят примеры дружбы звуков – слоги. Логопед предлагает звуки, дети соединяют звуки в слог и поют его вслух на любой мотив. 2). Звонкие и глухие согласные. – Почему у некоторых пар согласных есть коридорчик с лестницей между этажами? Как они называются? (Они родственники, похожие между собой. Называются – звонкие и глухие). 3). Твёрдые и мягкие звуки. – Я назову звуки, а вы вспомните, какими ещё могут быть согласные: л –ль, с-сь, р-рь… -Правильно. Твёрдые и мягкие. Нам эти звуки знакомы, мы раньше учились их различать.
IV. Основная часть: 1) Знакомство со схемой слова. – Схема -это картинка, на которой специальными значками рассказывается о чем-то. Например: В метро есть схема. На ней полосками и линиями нарисованы станции, чтобы помочь человеку найти нужную станцию. Когда мы покупаем новый прибор, там тоже есть схема – на ней другими значками обозначены все детали прибора, чтобы человек мог отремонтировать вещь. – Мы тоже будем составлять схему слова, чтобы узнать, какие звуки есть в этом слове. – Вы пойдёте учиться в разные школы. В каждой школе могут быть разные значки для схемы: кружочки, квадратики, треугольники… Сегодня мы научимся быстро составлять схему из любых значков. Оказывается, схему можно составить не только из значков, но и из разных предметов. Главное, надо запомнить цвет предмета. Цвет при составлении схемы во всех школах одинаковый.
2). Цветовое обозначение звуков для схемы. – В каком по цвету замке жили гласные и согласные звуки? Какой цвет вы показывали, когда определяли – гласный это звук или согласный? (Красный цвет- гласные, синий –согласные). В схеме мы так же будем обозначать гласные и согласные звуки. -Теперь добавим ещё один цвет –зелёный. Он будет обозначать мягкий звук. Мы с вами уже умеем различать твёрдые и мягкие звуки. А синий цвет будет обозначать твёрдый звук. Физкультминутка (на 15-17-й минуте, в середине занятия). Логопед предлагает детям собрать предметы красного, синего и зелёного цвета по всему кабинету Дети встают, отыскивают и собирают в корзинки эти предметы.
3). Составление схемы слов из предметов красного, синего и зеленого цвета. –Теперь попробуем составить схему слова школа. –Какой звук вы слышите в начале слова? (Ш). Он гласный или согласный? (Согласный). Твёрдый или мягкий? (Твёрдый). –Я выкладываю кружочек какого цвета? (Синего)… и т.д. – Посмотрите, вот у меня получилась схема слова школа: 4). Упражнения в составлении схемы слов из разных предметов:
Схема из треугольников, квадратов с помощью логопеда:
Самостоятельная работа детей: Схема слов из фломастеров , карандашей и ручек:
Схема из книг однотонного красного, синего, зелёного цвета:
Из разных предметов: чашка, шапка, мяч, шарф:
Из мусора (смять обрезки цветной бумаги):
V. Итог занятия: Вы познакомились с новым словом схема. Научились составлять схемы слов из разных предметов. Теперь вы сможете составить схему из любого материала. Все дети отлично справились с заданиями. Молодцы!
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»: «Составление звуковой схемы слов» | Дошкольное образование
Автор: Скрягина Татьяна Данииловна
Организация: МБДОУ «Детский сад № 116»
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Автор: Айрапетян Нина Оганесовна
Организация: МБДОУ «Детский сад № 116»
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар
Образовательная область: «Речевое развитие».
Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
Тема: «Составление звуковой схемы слов».
Название: «Домашнее задание»
Образовательная цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Образовательные
– познакомить детей с понятием «звуковая схема»;
– способствовать формированию у детей представлений о способе составления звуковой схемы;
– создать условия для формирования начальных представлений о звуковой схеме;
– закрепить знания детей о слоговой схеме, о видах звуков: гласный и согласный;
– закрепить умение определять положение звука в словах.
Развивающие
– развивать умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения;
– способствовать формированию связной речи, умению строить простейшие выводы;
– развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Воспитательные
– воспитывать отзывчивость, желание помочь.
Дидактические материалы: задание Незнайки, предметные карточки и слоговые схемы к ним, перфокарты для составления слоговых и звуковых схем, образцы составления схем, квадраты красного и синего цвета, магнитная доска с деревом, магнитные листья, цветы и плоды.
Оборудование:
проектор, музыкальная колонка, магнитная доска.Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования первоначальных представлений детей о звуковой схеме. В ходе образовательной ситуации у детей актуализируются знания о способе составления слоговой схемы, но, в результате затруднения дети приходят к выводу о том, что существует еще способ составления схем для слов. Открытие нового знания предусмотрено способом – «придумай сам». Дети, рассуждая о том, из чего состоит слоговая схема, приходят к выводу, что звуковая схема состоит из звуков, которые обозначаются символами, квадратами. На этапе включения нового знания в систему знаний детям предлагается игра «Составь слово по звуковой схеме», где ребёнок становится звуком. На этапе осмысления дети делают вывод о том, где были, что делали, какие знания и умения помогли справиться с затруднением.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
– Ребята, а кто из вас посещает кружки и секции? Какие? А кто из вас уже ходит в школу раннего развития?
– Вот и наш друг Незнайка тоже пошёл в школу и даже получил первое задание, но, к сожалению, у него не получается его выполнить.
– А вы хотите ему помочь?
-Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о составлении слоговой схемы слов.
– Хотите узнать, какое задание получил Незнайка?
– Тогда предлагаю (имя ребёнка) помочь нам прочитать это задание.
(имя ребёнка) читает: «Незнайка, пожалуйста, рассмотри картинки и назови, что на них изображено. Составь по две разных схемы к каждому слову».
– Ребята, какое задание нужно выполнить Незнайке?
Чтобы помочь Незнайке, я предлагаю вам тоже отправиться в школу раннего развития «Филлипок». Хотите?
– Дорога в школу короткая, но правила безопасного поведения нужно обязательно соблюдать. Скажите, пожалуйста, как правильно нужно построиться, чтобы отправиться в путь?
– Для того, чтобы найти свою пару, вам нужно взять одну карточку со слоговой схемой и подобрать к ней картинку (слово), которая будет выбрана другим ребёнком. Таким образом, вы найдёте свою пару.
(Дети выполняют задание, построение в пары)
– Ребята, вы готовы? Отправляемся в путь!
Чистоговорка
Фор – фор – фор – вот я вижу светофор!
Ал – ал – ал – горит красный нам сигнал!
Ши – ши – ши – быстрый транспорт пропусти!
Ти – ти – ти – а здесь нам можно пройти!
На экране появляется изображение школы.
– Ребята, вот мы и в школе раннего развития!
На экране появляются картинки «мак», «луна», «кот», «малина», «бочка».
– Присаживайтесь за парты, вспомните о правильном положении тела за партой. А вот и задание Незнайки! Кто помнит, что нам нужно сделать?
– Дети, скажите, пожалуйста, а какие схемы слов вы уже знаете? (слоговая схема)
– Тогда предлагаю вам составить слоговые схемы к словам и проверить друг друга (дети самостоятельно выполняют задание и проверяют друг друга)
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
– Ребята, скажите, пожалуйста, сколько схем вы составили для каждого слова? (одну)
– А сколько нужно было составить схем к каждому слову? (по две)
– Да, верно. В задании учителя написано, что именно две разных схемы к словам. А как вы думаете, какую еще схему мы можем составить? (варианты ответов детей)
На экране появляется картинка «мак» и две схемы для него: слоговая и звуковая.
– Ребята, посмотрите, учитель оставила для Незнайки подсказку, знакомую нам слоговую схему для слова «мак», проверьте себя, у вас такая?
– А что это за вторая схема, которую нарисовала учитель? Как она называется? (дети предлагают варианты ответов)
– Смогли мы с вами помочь Незнайке составить по две разных схемы к словам?
– Почему не смогли? (потому что не знаем, как называется вторая схема и как ее правильно составить)
4. Открытие нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
– формировать представление детей о способе составления звуковой схемы слов; формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, опыт эмоционального переживания радости открытия.
– Ребята, значит, что нам нужно узнать? (как называется схема, предложенная учителем)
– А как можно узнать то, что ты не знаешь? (спросить у воспитателя, посмотреть в интернете, прочитать в книге, придумать самим и т.д.)
– Ребята, вы же у меня очень умные и сообразительные, подумаем сами? Давайте вспомним, как называется первая схема, которую вы нарисовали в своих тетрадях? (слоговая) Почему она так называется?
– Значит, каждый квадрат – это слог. А в незнакомой схеме несколько квадратов разных цветов, как вы думаете, что они могут обозначать? Почему в схеме слова «мак» 3 квадрата?
– Верно, это звуки! Значит, как можно назвать такую схему? (звуковая схема)
– Рассмотрите звуковую схему и скажите, как обозначается гласный звук в этой схеме, а как согласный? Конечно, разным цветом. В русском языке все гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные синим.
– Скажите, мы сейчас можем полностью выполнить задание Незнайки? Тогда предлагаю вместе составить звуковую схему для слова «луна».
– Сколько звуков в слове «луна»? Значит, сколько квадратов мы нарисуем?
– Какой первый звук в слове «луна»? Он гласный или согласный? Каким цветом мы закрасим первый квадрат?
– Какой второй звук в этом слове? Он гласный или согласный? Каким цветом мы закрасим второй квадрат?
– Какой третий звук в слове? Он гласный или согласный? Каким цветом мы закрасим третий квадрат?
– Проверьте, пожалуйста, себя по образцу (на экране появляется образец выполнения задания для слова «луна»)
– Ребята, предлагаю вам самостоятельно составить звуковые схемы для оставшихся слов «кот», «малина», «бочка» (дети выполняют задание, организуется взаимопроверка).
Интерактивная физминутка «Делай так» (видеозапись на экране)
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка
Дидактические задачи: закрепить знания о способе составления звуковой схемы слов, умение определять первый звук в слове.
Дидактическая игра «Составь слово по звуковой схеме». Цель: формирование умения составлять звуковую схему слова.
– Сейчас мы с вами превратимся в звуки! (на столе разложены квадраты синего и красного цветов)
– Кто хочет стать звуком?
– (Имя ребёнка), ты – первый звук в слове « слон». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу)
– (Имя ребёнка), ты – второй звук в слове «каша». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу).
– (Имя ребёнка), ты – первый звук в слове «дом». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу)
– (Имя ребёнка), ты – второй звук в слова «мишка». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу)
– (Имя ребёнка), ты третий звук в слове «букет». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу)
– Ребята, что у нас получилось?
– Верно! У нас получилась настоящая «живая» звуковая схема! А кто был внимательным, какое слово мы составили из звуков?
– Здорово! Конечно, это слово «садик»! Вот и нам с вами пора возвращаться в наш любимый детский сад.
6. Осмысление
Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.
– Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
– Кому мы сегодня помогли? Смогли помочь? Почему смогли?
– Какие новые знания и умения помогли вам справиться с заданием Незнайки?
– Вы настоящие умники и умницы! Вы смогли справиться с таким непростым заданием Незнайки, а значит, вы совершили доброе дело!
– Сейчас я предлагаю вам оценить себя.
Рефлексия «Дерево успеха» (на магнитной доске расположено дерево, а рядом листья, цветочки и плоды)
– Ребята, выберите, пожалуйста, плоды, если вы считаете, что у вас всё сегодня получилось, вы справились со всеми заданиями. Выберите цветочек, если вы считаете, что почти выполнили все задания, при этом испытывали небольшие трудности. Выберите листочек, если вы думаете, что задания были для вас очень сложными, и вам не удалось их выполнить.
Приложения:
- file0.docx.. 23,5 КБ
звуковых паттернов в слогах — поэтический язык
Последнее обновление: 11 мая 2022 г., среда | Поэтический язык
Начнем с краткого обзора видов параллелизма, который теоретически может существовать между двумя слогами. к трем согласным, за которыми следует ядро гласного, за которым следует группа до четырех согласных (по причинам, которые станут очевидными в § 6.2, полезно сказать, что слог, не содержащий согласных в начале или конце, имеет «пустой»). группа согласных в этой позиции.) Теперь параллелизм существует везде, где есть частичное, а не полное соответствие между кусками текста.Параллелизма нет, если все три структурные части слога изменяются сразу, и нет его, если, с другой стороны, “С другой стороны, все три части остаются неизменными. Это оставляет нам на нынешнем уровне анализа следующие шесть возможных способов изменения одной или двух структурных частей (неизменяющиеся части выделены жирным шрифтом; C символизирует группа согласных, ни одной согласной):
[а] CVC отлично/grow send/sit («аллитерация»)
[б] CVC great/fail send/bell (ассонанс)
[c] CVC great/meat send/hand (консонанс)
[ d] CVC большой/грацированный посыл/продажа (обратная рифма)
[e] CVC большой/большой посыл/звук (парарифма)
[f] CVC большой/приманка посыл/конец («рифма»)
Первый и последние из этих типов, непосредственно дополняющие друг друга, являются и наиболее важными. Я взял их ярлыки, «рифма» и «аллитерация» в кавычки, потому что более распространена довольно иная интерпретация этих слов, чем нынешняя (см. § 6.2). Для четвертой возможности я не знаю общепризнанного термина и поэтому предлагаю «обратную рифму». Этот тип эха встречается дважды в строке Хопкинса, уже процитированной в главе 5: «Подавляемое или угасающее в листьях /копирующееся солнце». Пятый тип, парарифма, иногда использовался вместо рифмы в качестве окончания строки в структуре стиха, и с особым успехом Уилфред Оуэн:
Казалось, что я ушел из боя
По какому-то глубокому глухому туннелю, давно выкопанному
Сквозь граниты, изрытые титаническими войнами.
Но и там стонали обремененные спящие,
Слишком быстрые в мыслях или смерти, чтобы пошевелиться.
Затем, когда я исследовал их, один вскочил и уставился
С жалобным узнаванием в неподвижных глазах,
Подняв страдальческие руки, как будто благословляя.
И по его улыбке я узнал этот мрачный зал,
По его мертвой улыбке я понял, что мы в аду.
[Странная встреча]
Между прочим, типы [«], [6], [e] и [/] выше систематически и регулярно использовались в средневековом исландском стихе drottkveett.
Здесь мы рассмотрели параллелизм между слогами на одном конкретном уровне, то есть с точки зрения фонематического состава трех составляющих C V C; но возможны и другие виды параллелизма. Группы согласных могут быть связаны с точки зрения частичной, а не полной идентичности. Существует, например, полуаллитерация между хорошим и радостным, поскольку оба они начинаются с /g/, хотя начальные группы /g/ и /gl/ не идентичны. Существует также полусозвучие между глазами и благословлять (два слова, которые прерывают образец парарифмы в приведенном выше отрывке из «Странной встречи»), потому что, хотя конечные согласные звуки разные (а именно, jzj и /s/), они различаются. только в одном: /z/ — звонкий согласный, как /d/, /g/ и т. д., а /s/ — глухой, как /t/, /k/ и т. д. Другими словами, может быть на первый план определенных классов звуков, таких как шипящие, носовые, задние гласные и т. д., а также отдельные звуки и звуковые группы.
Продолжить чтение здесь: Звуковые паттерны в связи со стрессом
Была ли эта статья полезной?
PALS1004 Введение в науку о речи
Ключевые понятия
- Слоги — это интуитивно понятные единицы планирования речи.
- Языки накладывают ограничения на структуру слогов.
- Динамика артикуляции означает, что речь необходимо планировать, чтобы обеспечить воспроизведение соответствующих звуков с нормальной скоростью речи.
- Планирование включает упреждающие и переносные контекстуальные эффекты: коартикуляцию, ассимиляцию и элизию.
- Артикуляционная и акустическая форма фонологического материала зависит от контекста.
- Нет необходимых акустических сигналов для разделения сегментов, слогов или слов в сигнале.
Цели обучения
По окончании изучения этой темы учащийся должен уметь:
- описывают общую структуру английских слогов
- список некоторых ограничений на форму и содержание слогов в английском языке
- объяснить некоторые различия между ударными и безударными слогами
- дать объяснение и примеры коартикуляции, ассимиляции и элизии
- интерпретировать спектрограммы простых слогов
- объяснить, почему «кусочно-стационарного» учета речи недостаточно.
Темы
- Структура английского слога
Мы видели, что существует около 19 фонологических вариантов для гласных в английском языке и около 24 фонологических вариантов для согласных. Английские слоги состоят из одной гласной, окруженной нулем или более согласных, но существуют ограничения на сложность и комбинации последовательностей согласных.
Условно слоги делятся на элементы: начало, рифму, ядро и коду, как показано на схеме ниже. Обоснованием этого является то, что существует много ограничений на то, какие фонологические элементы могут встречаться внутри этих элементов, но мало ограничений между элементами.
- Начало . В английском языке начало может состоять из нуля, одного, двух или трех согласных. Например, «а» /eɪ/, «луч» /reɪ/, «молиться» /preɪ/, «распылять» /spreɪ/. В начале с тремя согласными первый согласный должен быть / s /. Также приближенные звуки могут встречаться только в последней позиции рядом с гласной, поэтому мы получаем /njuː/, но никогда /jnuː/, или /fli:/, но никогда /lfi:/. Если слог начинается с /s/+ взрывного, то никогда не бывает различия между звонкими и глухими взрывными, то есть если есть слово /sp-/, то нет слова /sb-/. Звук /ŋ/ в начале не встречается.
- Ядро . В английском языке ядро обычно представляет собой одну гласную, будь то длинный или короткий монофтонг или дифтонг. В некоторых ограниченных ситуациях место гласной могут заменить другие сонорные звуки, например, «лужа» как / pʌdl̩/. Мы пишем знак слога под согласной в транскрипции, чтобы указать, что она действует как ядро слога.
- Код . В английском коде может быть ноль, одна, две, три или четыре согласные. Например: «ли» /liː/, «худой» /liːn/, «ссылка» /lɪŋk/, «длина» /leŋkθ/, «длина» /leŋkθs/. В кодах четырех согласных последним согласным может быть только /s/ (фактически это может быть только морфема множественного числа -s или притяжательный маркер ‘s). Единственным аппроксимирующим звуком, который может встречаться в коде, является /л/ (кроме 9-го). 0109 rhotic акценты, которые также допускают /r/). Как и в начале, аппроксимирующие звуки в коде всегда находятся рядом с гласной. Звук /h/ не встречается в кодах.
В английском языке около 50 различных начал, 25 различных ядер и 80 различных кодов, что дает около 100 000 возможных слогов. Однако только около 15 000 из них на самом деле встречаются в английских словах, и только около 10 000 из них встречаются как односложные слова. Напротив, говорят, что в японском всего 100-200 слогов.
- Комбинирование слогов
английских слова могут состоять из одного или нескольких слогов. Как правило, слушатели умеют считать количество слогов в слове. Поскольку каждый слог содержит ровно один гласный звук, это, по сути, случай подсчета гласных (звуков, а не букв).
- здесь (1), герой (2), героиня (3)
- липкий (1), липкий (2), липкий (3), липкий (4)
- установить (3), ликвидировать (4), ликвидировать (5), дезистеблишментарианство (8), дисистеблишментарианство (10), антидисистеблишментарианство (12).
В многосложных словах мы часто слышим, что один слог выделяется больше, чем другие. Например, “ из десять”, а не “из десять “. Мы называем выдающиеся слоги ударными слогами, и они часто длиннее, лучше артикулированы и с более четкими гласными. Более слабые слоги называются безударными слогами и часто короче, менее четко артикулированы и с более центральным качеством гласных. Сравните “ фо тограф”, “фо до графика”, “фото графика ic”.
В большинстве двухсложных слов ударение падает на первый слог:
- комм. на, на , или ручка, шпилька у, так рри
В большинстве слов, состоящих из трех и более слогов, ударение падает на предпоследний слог:
- u niverse, ar ticle, re lative, de mo cracy, e co ном.
но есть много слов, которые не следуют этим шаблонам!
- Артикуляция слогов и последовательностей
Прежде чем мы рассмотрим артикуляцию последовательностей звуков, давайте рассмотрим некоторые простые аспекты динамики движущихся объектов.
Примером простой динамической системы является масса, соединенная с пружиной, реагирующей на приложенную силу. При приложении силы масса ускоряется в направлении действия силы и перемещается до тех пор, пока приложенная сила не сравняется с восстанавливающей силой пружины. Рассмотрим ступенчатое изменение приложенной силы:
Объект перемещается из своего текущего положения в новое положение под действием силы. Путь, который он выбирает, зависит от степени демпфирования в системе (какие силы трения действуют). Если демпфирование слишком низкое, то масса выходит за пределы нового исходного положения; если оно слишком велико, то массе требуется много времени, чтобы добраться до нового положения. Если демпфирования достаточно, чтобы перейти в новое положение без перерегулирования, мы говорим, что система критически демпфирована .
Критически демпфированное движение — самый быстрый способ добраться до цели без промаха. Разумное предположение (и принятое различными артикуляционными теориями) состоит в том, что движение артикулятора критически затухает.
Однако, если движение объекта критически демпфировано и ему не хватает времени, чтобы добраться до места назначения под действием приложенной силы, может возникнуть недолет , как видно на этой диаграмме:
Здесь мы видим последовательность целей A, B, A, B. Для первой цели A у объекта есть достаточно времени, чтобы достичь целевого значения, прежде чем он отправится к следующей цели B. Однако для второй цели A недостаточно времени, и объект направляется ко второй цели B до того, как достигнет положения цели A. Такое поведение называется недолет .
Из этого обсуждения мы должны сделать вывод, что произнесение последовательностей речевых звуков с участием нескольких артикуляторов, каждый из которых имеет разные динамические свойства, потребует много планирования . Мы не можем просто разбрасывать артикуляторы и надеяться, что они окажутся в нужном положении в нужное время. Нам нужно предоставить достаточно времени для того, чтобы каждый артикулятор достиг своего целевого местоположения, и нам нужно спланировать асинхронные запуски, чтобы гарантировать, что более медленно движущиеся артикуляторы находятся в положении, когда они необходимы для синхронизации с более быстро движущимися артикуляторами.
Артикуляционное планирование для обеспечения быстрой артикуляции еще узнаваемых звуков вызывает контекстуальные эффекты , это изменения артикуляции и акустики звуков в зависимости от контекста — где они находятся в слове, слоге или слоговом элементе и каковы их соседние звуки находятся.
- Типы контекстных эффектов
В литературе вы найдете ряд названий для различных типов контекстных эффектов. Давайте рассмотрим их по очереди, с примерами.
- Коартикуляция : Коартикуляция означает «суставная артикуляция», то есть ситуация, когда один артикулятор пытается удовлетворить более чем один сегмент. Классический пример – артикуляция слов «автомобиль» и «ключ»; в первом предвосхищение гласного перемещает тело языка вниз и назад, и поэтому небное закрытие происходит дальше назад во рту [k̠ɑ]; в то время как во втором предвосхищение гласного перемещает тело языка вверх и вперед, и поэтому небное закрытие происходит во рту дальше вперед [k̟i]. Контекстная вариация двух звуков [k] вызвана совместной артикуляцией взрывного и гласного. Другой пример коартикуляции можно услышать в качестве / h / перед разными гласными. При артикуляции [h] язык предвосхищает положение следующей гласной, и поэтому трубка голосового тракта, фильтрующая турбулентность, создаваемую гортанным фрикативом, имеет частотную характеристику следующей гласной. Действительно, мы могли бы сказать, что разновидности /h/ так же отличаются друг от друга, как разновидности гласных.
- Ассимиляция : Иногда эффективное планирование движения артикулятора приводит к неоднозначной артикуляции с точки зрения последовательности фонологических сегментов, которую она представляет. Обычно место, манера или звучание согласного изменяются, чтобы его было легче произносить в сочетании с соседними согласными.
- Elision : В приведенных выше примерах ассимиляции мы видим, как место, манера или голосовые элементы согласного могут быть изменены из-за требований эффективного планирования. В слове «хороший мальчик» мы говорим, что отличительный элемент места взрывного падежа был утерян, так что он принимает взрывной падеж следующего /b/.
В словах «хороший мальчик» или «хорошая девочка», например, альвеолярный взрывной звук /d/ в конце слова «хороший» сложно артикулировать перед билабиальным взрывным звуком /b/ в слове «мальчик» или велярным взрывным звуком. / г / в «девушке». Если место взрывного соединить со следующим взрывным, то получим соответственно: [gʊbbɔɪ], [ɡʊɡɡɜːl]. В «хорошем мальчике» мы слышим долгий звук /b/ вместо последовательности /db/, а в «хорошей девочке» мы слышим долгий звук /g/ вместо последовательности /dg/. это , как если бы идентификация первого взрывчатого вещества была изменена на идентификатор второго, хотя на самом деле происходит то, что место взрывчатого вещества стало двусмысленным.
Эта потеря фонологической различимости называется ассимиляцией .
Другой распространенной формой ассимиляции является озвучивание , особенно звонких взрывных и звонких фрикативов перед глухими звуками. Поскольку все английские звонкие взрывные и фрикативные звуки имеют глухие аналоги, потерю звонкости всегда можно интерпретировать как изменение идентичности самого сегмента. Например, часто можно услышать, как «должен» произносится как [hæftʊ].
Есть и другие ситуации, в которых могут быть потеряны целые сегменты, возможно, просто потому, что не хватает времени на их артикулирование, или потому, что смысл сохраняется без них. Это отбрасывание целых фонологических сегментов называется элизион .
Возьмем фразу «на следующей неделе», ее действительно можно произнести как [nekstwiːk], но также очень часто ее можно услышать как просто [nekswiːk]. [t] сложно артикулировать между согласными, и маловероятно, что слушатель интерпретирует результат как «неделю шеи».
Упрощение может пойти еще дальше, так что целые слоги могут быть опущены, например, в «библиотеке» как /laɪbri/, а не в словарной форме /laɪbrəri/.
- Спектрограммы связной речи
Один из самых больших сюрпризов, когда мы смотрим на спектрограммы связанных высказываний, заключается в том, что часто нет очевидных звуковых сигналов к границам между словами, слогами или фонетическими сегментами. Подобно тому, как высказывание произносится плавными непрерывными движениями артикуляторов, звуковой рисунок также является плавным и непрерывным. Если мы внимательно посмотрим, то увидим, как движения артикуляторов от одного сегмента к другому вызывают динамические изменения качества звука на спектрограмме как внутри слов, так и между словами.
В приведенном ниже примере мы видим слово «плавать» /swɪm/. Обратите внимание, что между любой парой сегментов нет резкой границы. Поскольку артикуляторы медленно перемещаются от одного сегмента к другому, мы видим «соединения» или переходы 90–109 между сегментами. Если мы присмотримся, то увидим, как на акустическое качество /s/ влияет округление губ, ожидаемое для следующего /w/, а на гласный /ɪ/ влияет предвосхищение следующего носового. И наоборот, / w / слегка ослабляется предшествующим / s /, а гласный / ɪ / слегка округляется за счет переноса предыдущего / w /.
Хотя мы рассматриваем фонологические сегменты как дискретные и символические, мы не можем сказать того же о звуках в спектрограмме, которые их реализуют. Спектрограмма показывает, что на звуки речи влияет контекст, в котором они возникают, вследствие того, что артикуляторы двигаются медленно и эффективно. Подразумевается, что мы не можем рассматривать речь как последовательность стационарных, независимых от контекста звуков.
Показания
Основные
- Коартикуляция и связанные речевые процессы, веб-руководство Питера Роуча.
Фон
- Элизабет Зсига, «Звуки языка», Wiley Blackwell 2013. Глава 11 — Фонотактика и чередование. [есть в библиотеке]
Лабораторные занятия
На этой неделе на лабораторном занятии мы поэкспериментируем с созданием новых высказываний путем склеивания звуковых элементов из старых высказываний.
Виды деятельности:
- объединение отдельных сегментов
- соединение компонентов слога
- объединение слов
- конкатенация с использованием грамматики «слот и заполнитель»
- эксперименты с преобразованием текста в речь
Размышления
Вы можете улучшить свое обучение, размышляя над своим пониманием. Приходите на урок, чтобы обсудить пункты ниже .
- Правописание английского языка довольно непредсказуемо. Подумайте о двух словах с одинаковым написанием, но разным произношением. Придумайте два слова с разным написанием, но одинаковым произношением.