Разное

Слоговая схема слова что это: Что такое слоговая схема. Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые

ЛогоНадежда – Слоговой анализ

Меню сайта
Наш опрос
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

 

С 30.03.15  “Слоговой поезд”  Для закрепления умения делить слова на слоги предлагаю поиграть с детьми в игру   «Кто, в каком вагоне поедет?». В этом весёлом слоговом  поезде несколько вагончиков с 1, 2, 3, 4 окнами.

– Надо разделить слова на слоги (по картинкам).

– Рассказать,  кто в каком вагоне поедет по принципу: «В слове должно быть столько же частей, сколько окон в вагончике»

Например: «В слове «жук» один слог, значит, жук поедет в первом вагоне»

 

Кто в каком вагоне поедет?

 

 

 

С 23. 03.15  Выбери слово со слогом … . Закрепляем умение слышать определённый слог в составе слова. Для этого предлагаю игровое упражнение «Выбери слово со слогом …». Последовательность выполнения умственных действий:

  1. Назвать все картинки.
  2. Разделить слова на части.
  3. Назвать слова, заканчивающиеся на «ЛА», на «ЛЫ», на «ЛО».

ЛА     ЛО      ЛУ

Весло, узлы, кукла, акула, метла, пила, дупло, куклы

 

 

 

С 16.03.15  Начерти слоговую и звуковую схему слова. Предложите ребёнку:

– Разделить слово на слоги (части). Начертить слоговую схему. Назови первый слог. второй слог и т.д.

– Объяснить, почему в слове именно столько слогов. Например: “В слове “лиса” два слога, потому что 2 гласных звука – “И”, “А”

– Назвать в этом слове звуки по порядку. Нарисовать звуковую схему. Рассказать, сколько звуков в слове и какой каждый звук (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

 

 

 

 

С 9.03.15   Подбери схему к слову. Закрепляем навык деления слов на слоги (части). В этом помогут слоговые схемы. Распечатайте слоговые  схемы и картинки. Приклейте картинки в тетрадь. Предложите ребёнку:

  1. Разделить каждое слово на слоги по алгоритму, указанному в рекомендациях от 24.02.
  2. Подобрать подходящую слоговую схему к слову и соединить её карандашом с нужной картинкой.
  3. Объяснить, почему конкретная слоговая схема подходит к конкретной картинке. 

 

Назовите слоговые схемы

 

Подбери слоговую схему к слову

 

 

 

 

 

С 2.03.15   Составление рассказа по картинкам. Пусть ребёнок рассмотрит картинки и составит по ним рассказ так, чтобы по каждой картинке получилось не меньше трёх предложений. Чем рассказ получится длиннее, тем лучше. Начать надо с предложения, которое расскажет где или когда произошла эта история. А  в конце может быть предложение, объясняющее, почему мальчик больше никогда не дразнил собак. Хорошо, если дети придумают имя мальчику и кличку собаке. 

 

Составить рассказ «Собак дразнить нельзя»

 

 

 

 

С 24.02.15   Деление слов на части. Дети учатся делить слова на слоги. Слог – это часть слова. В детском саду дети часто путают понятие “слог” и “слово”, поэтому лучше употреблять понятие “часть” (слова). Главное, чтобы дети хорошо поняли, как можно разделить слово на части.  Сначала вспомните и назовите с ребёнком гласные звуки, ведь дети узнали правило “Сколько в слове гласных звуков, столько и частей”.  Вспомнить гласные звуки помогут буквы:

А,    О,     У,     И,     Э,     Ы

Теперь надо выполнить последовательно следующие умственные действия:

1. Произнести слово медленно, протянув гласные звуки: буууусыыы.

2. Назвать гласные звуки: “У”, “А”.

3. Сосчитать, сколько гласных звуков в слове: 2 гласных звука.

4. Сделать вывод: “В слове “бусы” 2 гласных звука, значит 2 части”.

5. Произнести слово по частям: “бу – сы”.

6. Назвать части по прядку: “Первая часть “БУ”, вторая часть “СЫ”

 

Раздели слова на части

(бусы, Марина, зубы, рукава, бананы, груша, флаги, работа)

 

 

 

С 16.02.15   Гласные звуки в слове. Закрепляем у детей умение называть гласные звуки в слове. Это очень пригодится при делении слов на части (слоги) по основному принципу “Сколько в слове гласных звуков, столько и частей”. Для этого предлагаю игровое упражнение “назови гласные звуки в слове”. Не торопитесь! Не просите ребёнка сразу называть гласные звуки, иначе могут появиться ненужные проблемы. Упражнение выполняйте с ребёнком по этапам.

1. Назовите гласные звуки: “А, О, У, И. Э, Ы”.

2. Произнеси слово (по картинкам) медленно, как бы пропевая каждый звук, выделяя голосом гласные звуки – “ффааааррттуууукк”.

3. Назови гласные звуки: “А”, “У”

4. Сосчитай и ответь: “Сколько гласных звуков в слове “фартук”?”. “В слове “фартук” 2 гласных звука”

 

Назови гласные звуки в слове

(банан, бык, фартук, капуста, фары, стол, груша, суп, гуси. барабан)

 

Календарь

«  Апрель 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Погода
Праздники

Как рисовать схемы слов.

Методика работы по составлению схемы слова

Ольга Гордеева

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове .

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики .

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ :

ддд-ом – первый звук Д – он согласный , звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

д – ооо – м – второй звук О – он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

до –ммм – третий звук М – он согласный

, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука , 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М .

Гласный звук О .

Назовем звуки по порядку : Д О М.

Напишем слово буквами :ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный , глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

В слове кит 3 звука : 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь , И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

Буквы, обозначающие звонкие звуки :

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки :

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит»

звук звонкий . Если «не звенит» – глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки : Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки : Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий : Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух :

МЕЛЬ – звук ль мягкий .

МЕЛ – звук л твердый .

КОТ – звук К твердый .

КИТ – звук Кь мягкий .

Родители могут проконтролировать следующим образом :

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук .

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук .

Звуков Е ,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД – говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ – говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ – говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э , О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова .

Составление звуковых схем к словам.

Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором .

Помнить: звуки можно услышать или произнести. Буква – это знак для обозначения звука. Букву можно написать, прочитать, увидеть.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом –

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Когда мы произносим согласные звуки , воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом –

мягкие – зелёным –

С чего начать работу?

Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных. Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку? Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Алгоритм работы при составлении звуковой схемы слова

1.Проговариваю слово.

2.Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.

3.Слушаю звук, анализирую его: гласный или согласный; если согласный – твёрдый или мягкий.

4.Выбираю нужный цвет.

5.Считаю: сколько в слове всего звуков, сколько гласных, сколько согласных – сколько из них твёрдых согласных, сколько мягких.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук – [л]. Это согласный твёрдый звук . Выбираем нужную карточку твёрдого согласного (синий цвет).Второй звук – [у]. Это гласный звук. Выбираем нужную карточку гласного звука (красный цвет). Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного (синий цвет).

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим.

ЛЕНТА БУКВ.

Для составления звуковых схем слов необходимы следующие заготовки:


Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.

Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук – в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.

Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».

Звуковой анализ слов

Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.

Картинки и схемы


Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.

Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.

Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе . Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.

Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Порядок разбора слова по звукам

Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:

  1. Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
  2. Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  3. Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
  4. После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
  5. Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
  6. Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.

Фонетический разбор


Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.

Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б”]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://сайт/?p=1742)

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п”] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с”] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч”], [щ”], [й”].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё

Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно, раскраски из сказок и мультфильмов.

Звуковой анализ слова. Экскурс для родителей.
Основные правила составления звуковой схемы слова:

Гласные буквы обозначаются кружочками (большими точками),
Согласные твердые – одной полоской (черточкой),
Согласные мягкие – двумя полосками (двумя черточками).
Согласная становиться мягкой, если после согласной буквы стоит смягчающая гласная – И, Я, Ю, Е, Е или мягкий знак Ь.

Например, МЫШКА – . – – . МИШКА = . – – .

Существуют и исключения из правил. Так согласные Й, Щ, Ч всегда мягкие, а Ж, Ш, Ц всегда твердые.
Некоторые буквы составляют два звука после гласной, мягкого или твердого знака, а также в начале слова обозначаются:

Я – состоит из звуков (Й А), схематически это выглядит так = .

Ю – (Й У), схематически = . Е – (Й Э), схематически = . Е – (Й О), схематически = .

Например, ЯБЛОКО = . – – . – . ЮЛА = . – . ЕЖИК = . – . –

1 Этап. Когда с ребенком начинаете с ребенком учить буквы и звуки, постепенно нужно знакомить малыша с понятием гласные и согласные звуки. Чаще всего в садике говорят, что гласные можно петь, а согласные невозможно. Хотя моя дочь долго и упорно доказывала мне, что согласные звуки можно петь. Не замечая даже, что в конце каждого согласного добавляла гласный и так протягивала звук. Поэтому нам пришлось заучить чаще всего встречающиеся гласные звуки. Со временем она уловила разницу и теперь понимает, что такое петь звуки.

Когда ребенок легко может отличить согласные звуки от гласных, смело знакомьте его с понятием мягкий и твердый согласный.

2 Этап. Считается, что составление схем слов способствует развитию навыков чтения. От себя могу сказать, чем лучше ребенок читает, тем легче и точнее складывает схемы слов. Поэму с уверенностью не скажу, что чему больше способствует.

Самое сложное для малыша, как при чтении, так и при составлении схем это когда в слове встречаются рядом два согласных. Поэтому для начала составляйте схемы простых слов, состоящих минимум букв – ДОМ, КОТ, САД. Затем – КОРОВА, СОБАКА, ЧЕЛОВЕК. И только потом СТОЛ, ЛОЖКА, БЕЛКА.

Играем с детьми и составляем звуковой анализ слова.

Для занятий с ребенком необходимо сделать карточки (см. рисунок выше). На листе картона рисуем обозначения звуков, достаточно по 10 каждого вида. Размер карточек не имеет значения.

Игра 1. Перемешиваем карточки и переворачиваем тыльной стороной. По очереди берем карточку. Называем слово, начинающее на звук соответствующий картинке. Например, попалась карточка с кружочком, называете слово АНАНАС, с одной полоской – СТУЛ, с двумя – МЯЧ. Если правильно ребенок назвал слово – карточку берет себе, нет – кладет в общую стопку. У кого больше карточек в конце игры тот и выиграл.

Игра 2. Для этой игры понадобятся маленькие игрушки (можно из киндер-сюрприза). С двух сторон стола размещаем по игрушке. Между игрушками выкладываете из карточек слово. Разбираете это слово с малышом. Спросите у ребенка какая первая буква в слове, какая последняя, как та или другая обозначается. Где в слове гласная, как она обозначается. Убедились, что ребенок понял схему – разбираете мостик и предлагаете малышу его отремонтировать.

История для ребенка: Игрушки большие друзья, но живут на разных берегах речки. Берега речки соединены волшебным мостиком из карточек. Прилетел злой волшебник и сломал мостик (или подул сильный ветер). Помоги друзьям построить мостик. Для этого нужно сложить из карточек волшебное слово, которое поможет соединить два берега реки.

Когда малыш научится самостоятельно складывать схемы слов, сразу предлагайте ребенку сделать мостик.

Игра 3. Участвует минимум два игрока (мама и ребенок). Мама говорит слово, а малыш складывает схему этого слова. Затем мама и ребенок меняются ролями. Если верно сложена схема, тогда игрок составивший схему зарабатывает очко. Нет – очко зарабатывает игрок загадавший слово, но только в том случае если найдет ошибку в схеме. У кого больше очков тот и выиграл. Дорогие родители не забываем ошибаться и дать ребенку шанс почувствовать себя САМЫМ умным.
Звуковая схема слова в примерах:

Лес = . – Мак – . – Ежик = . – . –

Осень. = . = Йод – . – Яблоко = . – – . – .

Юла = . – . Дуб – . – Кот – . –

Дверь – = . = Ящерицы = . = . = . – . Экран. – – . –

Енот = . – . – Шмель = = . = Печать = . = . =

Еж = . – Ручка – . = – . Заяц – . = . –

Косточка – . – – . = – . Вечный = . = – . =

орфографию с орфоэпией

В тетради по обучению грамоте я буду размещать примеры, задания звукового и звуко-буквенного анализа, который мы с детьми выполняем на уроках по литературному чтению, на уроках русского языка.

Для чего делать звуковой, звуко-буквенный анализ? С первых уроков обучения грамоте необходимо тренировать ребенка читать слова, сначала – орфографически (т.е. как написано), а затем то же самое читать орфоэпически (т.е. как мы произносим данное слово в устной речи). Чем раньше мы “столкнем” орфографию с орфоэпией , тем лучше будут результаты, как в правильном чтении, так и в правописании.

Пропуски букв, их замена, искажение слов, ошибки при написании слов с орфограммами – все это результаты слабой работы по звуко-буквенному анализу слова. В “Букваре” с первых уроков обучения грамоте мы параллельно разбираем как звуковую, так и буквенную модель (схему) слова. Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно овладевают рядом умений: выделять звуки путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные звуки от согласных, находить ударный слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных звуков.

Анализируйте! Сравнивайте! Делайте вывод! Постоянно обращайте внимание детей на слова, написание которых расходится с произношением (она, оно, они).

Следите, чтобы при произнесении звуков дети их не “тянули” (“мэ”, “вэ”), а произносили четко и кратко [м], [в] – звук, как щелчок.

Запомните: все виды звукового анализа выполняются НА СЛУХ!!! Ниже вы найдёте памятки, как правильно оформлять разные виды звукового анализа. Прежде всего определимся с тем, как обозначаются звуки. Напомню, что звуки – это то, что мы слышим и произносим . Буквы мы видим и пишем. Буквы служат для обозначения звука.

Для звукового анализа используются специальные символы звуков – цветные кружочки или квадратики (их можно рисовать или выкладывать специальные фишки из любого материала, главное соблюдать цвет).

Позиционный анализ

Определяем, где слышится звук: в начале слова, в середине или в конце. Начало слова – это первый звук, с него слово начинается. Конец слова – это самый последний звук. Середина слова – это не первый и не последний. Для того, чтобы услышать, где находится звук, произнесите слово, выделяя утрированно нужный нам звук. Например, определяем, где находится звук [а] в слове “аист”. Произносим так: а-а-а-а-аист (звук в начале слова). Или звук [а] в слове “шарик”. Произносим: ша-а-а-а-арик (звук в середине слова.)


Звуковой анализ слова (количественный и порядковый)

Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть – определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идёт за ним и т.д. Составляем схему (или рисуем), где каждый звук обозначается определённым цветом: гласные звуки – красным, согласные твёрдые – синим, согласные мягкие – зелёным. В итоге ребёнок должен составить схему, назвать последовательно все звуки, дать каждому характеристику, определить, сколько всего звуков. Опираясь на схему, назвать выборочно звуки, например, назвать третий звук, назвать пятый звук.

Пример: выполняем звуковой анализ слова “лиса” (выделяем последовательно каждый звук, чтобы отчётливее его слышать).

Выделяем первый звук: Л-Л-Л-ЛИСА. Первый звук [Л”] – согласный, мягкий. Обозначаем зелёным кружком.

Какой звук слышим после [И]? ЛИС-С-С-С-СА. Звук [С] – согласный, твёрдый. Обозначаем синим кружком.

Что слышим после [С]? ЛИСА-А-А-А-А – звук [А] – гласный, обозначаем красным цветом.

Назови все звуки в слове ЛИСА [Л”], [И], [С], [А]. Всего четыре звука.


Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам.

После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова.

Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов.

Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны.

Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис».

На примере слова «ЛИС»:

Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С.

На сколько частей «распалось» слово?

Сколько звуков в первой части? Во второй?

– «Напиши», нарисуй в воздухе.

Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка.

Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске).

Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки).

Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука).

Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок).

Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть.

Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно.

В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить:

Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок.

(Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки)

Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос)

Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы.

На примере слова «ЖУКИ».

Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ.

– «Напиши» в воздухе. (Две дуги)

Напиши в тетради.

Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре)

Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом.

– «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме.

Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго.

Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок).

Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок)

Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы.

Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово.

В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно.

Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям:

С – Т – РО – Й – КА

При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург

Как составить звуковую схему слова?

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б”]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (узнать сколько в слове слогов (частей) можно по гласным звукам. Сколько в слове гласных, столько и слогов ).

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п”] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с”] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Затем делаем транскрипцию (как мы слышим слово).

Записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч”], [щ”], [й”].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

Уважаемые родители, обязательно помогайте ребенку, если у него не получается. Хвалите ребенка за самые маленькие успехи, даже, если не получается, хвалите за то, что он правильно повторил за вами и выполнил задание.

Слоговое определение и значение — Merriam-Webster

сил · ла · ​бари ˈsi-lə-ˌber-ē 

: таблица или список слогов

конкретно : ряд или набор письменных символов, каждый из которых используется для обозначения слога

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Это слоговое письмо позволило чтению, письму, а затем и печати процветать в народе чероки. — Смитсоновский журнал, Smithsonian Magazine , 16 февраля 2023 г. Он был написан чероки слоговым письмом , системой письма, которая была официально принята племенем всего за несколько лет до этого. — Меган Гэннон, Smithsonian Magazine , 3 мая 2022 г. Новый куратор музея Угочукву-Смут К. Нзеви, организовавший выставку, изображен выше с подборкой этого уникального слогового письма 9.0016 . — The New Yorker , 4 марта 2022 г. Вместе с соавтором Розин разработал экспериментальную учебную программу, которая продвигала детей по уровням лингвистической абстракции, обучая их китайским логографам, за которыми следовали японские слоговые , и только затем применяя ту же логику к английскому языку. — New York Times , 27 декабря 2021 г. Но почти 600 лет назад корейский король с научным складом ума ввел хангыль, местную систему письма, которую часто называют самой лучшей слоговая в мире. — New York Times , 15 июня 2019 г.

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «слоговое письмо». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Этимология

Новый латинский syllabarium , от латинского syllaba syllable

Первое известное использование

1586, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование слогового письма было в 1586 г.

Другие слова того же года

Словарные статьи Рядом с

слоговым письмом

силлабарий

слоговое письмо

слоговый

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Слоговое письмо».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/syllabary. По состоянию на 23 апреля 2023 г.

Копировать цитату

Детское определение

слоговое письмо

существительное

сил · ла · ​бари ˈsil-ə-ˌber-ē

: набор письменных знаков, каждый из которых обозначает слог

Еще от Merriam-Webster о

слоговом

больше определений и расширенный поиск — без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

гравимен

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Слоговое определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[сил-э-бер-ээ]

/ ˈsɪl əˌbɛr i /

Сохрани это слово!

См. синонимы словарного слова на сайте Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


существительное во множественном числе syl·la·bar·ies.

список или каталог слогов.

набор письменных символов, каждый из которых представляет собой слог, используемый для письма на данном языке: японское слоговое письмо.

ТЕСТ

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение правильное?

Происхождение слогового письма

От нового латинского слова syllabārium, датируемого 1580–1590 гг. See syllable, -ary

Слова рядом syllabary

syl-, Sylacauga, syli, syll., syllabarium, syllabary, syllabi, syllabic, syllabicate, syllabicity, syllabify

Dictionary.com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023

Слова, относящиеся к слоговому письму

символы, элементы, основы, иероглифы, идеограммы, морфемы, фонемы, пиктограммы, руны, знаки, символы

Как использовать слоговое письмо в предложении из них оформлены.

Британская энциклопедия, 11-е издание, том 3, часть 1, часть 1|Разное

  • Кана13 — это слоговая азбука из сорока семи букв, которые с помощью диакритических знаков могут быть увеличены до семидесяти.

    Религии Японии|William Elliot Griffis

  • Хотя слоговая азбука в основном имеет шумерское происхождение, многое в ней восходит к семитскому источнику.

    Учебник по ассириологии|Арчибальд Генри Сейс

  • Графическое происхождение слогового письма оказалось важным подспорьем в чтении текстов.

    Учебник по ассириологии|Арчибальд Генри Сейс

  • Определения слоговой азбуки в Британском словаре

    слоговое письмо

    / (ˈsɪləbərɪ) /


    существительное во множественном числе -baries

    таблица или список слогов разговорный слог

    Происхождение слова для слогового письма

    C16: из нового латинского syllabārium, из латинского слога syllaba

    Collins English Dictionary – Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *