Разное

Слоги с буквой и: Буква Й при делении на слоги

Содержание

Буква Й при делении на слоги

но что если после Й идёт гласная, например майор и фойе?

Все очень просто. На сайте – грубая ошибка. Можно, конечно, как сейчас говорят, “найти отмазку”, приняв за факт, что речь-де идет о предыдущем слоге, а Й перед гласной к нему заведомо не относится, но тогда практический смысл самого “правила” исчезает, превращаясь в бесполезную мантру “когда все известно, то так и надо”. То есть, надо думать, что не это имели в виду изобретатели рассматриваемого правила. К сожалению, подобные ляпы на сайтах разных самоделкиных – не новость. Могу только в который уж раз дать рекомендацию не связываться с неавторитетными источниками, как бы красиво они не выглядели.

На самом деле существуют несколько точек зрения на природу слога, принцип слогоделения, соответственно, – разный, в некоторых случаях рекомендации представителей разных школ не совпадают. Но это всё академический уровень, наш же случай прост и очевиден. И в академических, и в школьных методиках Й перед гласной обозначает согласный звук

йот, который очевидным образом принадлежит “следующему” слогу.

Еще одно некорректное утверждение – в отношении букв Ъ и Ь, которые никаких звуков сами по себе не обозначают. Но слоги-то состоят из звуков. Так каким образом предлагается относить к ним ноль звука? Кстати, в отношении буквы Й в отдельных случаях можно спросить нечто подобное. По одной из научных школ – и это попало даже в некоторые школьные учебники – буква Й в словах типа “папайя”, “алилуйя”, Гийю “имя собственное”, тейю (род ящериц) – и по некоторым теориям даже “бойи” (племя) – обозначает ноль звука, поскольку “йот” порождается последующей гласной буквой. Все это совершенно не отражено в правиле.

И последнее замечание. В школе слогоделение изучают главным образом в связи с правилами переноса. Это несколько оправдывает авторов материалов, подобных представленному. Если речь идет только о переносе, без претензий на объяснение самой природы слога (а, судя по всему, ваши материалы как раз такого сорта) ляпы источника не столь заметны, и представление о “немой” букве, входящей в “слог”, можно до какой-то степени оправдать, но тогда возникает другое недоразумение. Слогоделение для целей орфографии (переноса) и реальное, звуковое, слогоделение не совпадают. Раньше учили, да и до сих пор иногда учат, что перенос осуществляется “по слогам” (за очень немногими исключениями). Сейчас, особенно после появления лет тридцать назад продвинутых методов компьютерной верстки, от такого подхода лучше отказаться.

Все современные (нежесткие) правила переноса исчерпывающе формулируются в шести пунктах. (по памяти даю).

~1. Нельзя переносить или оставлять неперенесенной одну букву и сочетания Й+гласная в абсолютном начале и конце слова (слова типа фойе, Гойя, иогурт не переносятся).
~2. Нельзя разрывать переносом сочетание С(огласная)+Г(ласная), буквы Ъ, Ь и Й оговариваются особо.

~3. Ь и Ъ всегда остаются на непереносимой части строки, перенос по границе сочетаний ЙА, ЙИ, ЙУ, ЙЕ, ЙО возможен тогда и только тогда, когда перед Й идет гласная (перенос слов типа гайярдия или зухдийят по границе ЙЯ не нормирован).
~4. Нельзя отрывать приставку от корня, если он начинается с гласной (вытекает из 1), но нельзя в этих случаях и отрывать одну букву от приставки: перенос типа ра-зыскивать запрещен (хотя последнее часто не выдерживается).
~5. В составных словах типа “пароход” следует придерживаться структуры слова перенос па-роход не рекомендуется (этот пункт часто не выдерживается).
~6. Перенос составных слов с дефисом рекомендуется выполнять по дефису (раньше, наоборот, исключалось), повторения дефиса на новой строке по современным правилам не требуется. Нельзя переносить по дефису части слова, не являющиеся корнем (по-русски, как-то, кое-кто).
Дополнительно: ~7. Имена собственные, особенно плохо знакомые читающему, переносить не рекомендуется.

Кажется, все. За исключением, возможно, каких-то совсем уж редких случаев. Если вы реально хотите иметь алгоритм, пригодный к реализации и более или менее адекватный правилам, то настоятельно советую использовать эти шесть или семь пунктов вместо всех заморочек со слогоделением, которые ко всему прочему не учитывают некоторых особенностей правил (начиная с четвертого).

Надеюсь, что ответил если не строго по букве вопроса, то по сути.

(+)

Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания

Полагаю, это правило надуманное. Ко всему прочему его очень трудно корректно организовать: Ботсвана – здесь один звук или два? А “разжечь”?

(++) Ой, забыл сразу написать.

Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].

Сочетания “тся”, “ться” образуют один звук?! Убивать надо за такое. И это в материале, претендующем на право считаться методикой?!

1 класс. Русский язык. Буква З. Слоги и слова с буквой З – Буква З. Слоги и слова с буквой З

Комментарии преподавателя

И взрослые, и дети любят бывать в зоопарке.

Каких животных можно увидеть там?

Вот робкий заяц, огромный зубр, бесшумная змея, полосатая зебра, зубастый крокодил, крошечная землеройка.

В клетке с птицами нас встречают зяблик, зарянка и зимородок.

Названия этих животных начинаются с буквы З.

В словах заяц, зубр, змея, зубастый, зарянка буква З обозначает согласный звонкий твёрдый звук [з], а в словах зебра, землеройка, зяблик, зимородок она обозначает согласный звонкий мягкий звук [з’].

 

В звезде найдёшь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

(В. Волина)

 

Когда буква з стоит в конце слова или в середине слова перед глухими согласными,  происходит ее оглушение, и она обозначает глухой согласный звук [с]:

 

Чтобы проверить, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук:

 

В этом уроке научимся писать письменную строчную букву з, слоги и слова с этой буквой.

 

Вот как говорит о себе эта буква:

Извиваюсь словно змейка,

Срисовать меня сумей-ка.

(А. Шибаев)

 

Письменная строчная буква з состоит из двух элементов: полуовала и закруглённой линии с петлёй внизу.

Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, продолжаем закруглять, ведем вниз влево, не доходя до нижней линии рабочей строки.

Второй элемент – петля.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз до середины широкой вспомогательной строки, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки).

Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.

Теперь ещё раз зайдём в гости к зайцу, зубру, зимородку, землеройке и зяблику и напишем первые слоги в их названиях: за,  зу, зи, зе, зя.

 

В слогах за, зу, зи у буквы з с буквами а, у, и верхнее соединение.

В слоге зе с буквой е соединение среднее, в слоге зя соединение нижнее.

 

На следующей строке запишем слова:

В слове зима́ два слога.

Первый слог безударный – зи, гласная и, проверочное слово – зи́мы.

У буквы з с буквой и верхнее соединение.

Второй слог ударный – ма, гласная а.

Он начинается с буквы м, у неё нижнее соединение.

Проверим написанное.

В слове моро́з на конце слышится звук [с], проверочное слово – морозы, пишем букву з.

В слове салазки перед звуком к тоже слышится звук [с], проверим его – нет салазок, пишем буквуз.

Не забудьте проверить написанное.

 

Подведём итоги урока:

  1. Письменная строчная буква з состоит из двух элементов: полуовала и закруглённой линии с петлёй внизу.
  2. Буква з может обозначать звуки [з] и [з’], когда она стоит перед гласными буквами.
  3. Перед парными согласными и на конце слова буква з обозначает звуки [с] и [с’].

 

ИСТОЧНИКИ

https://vimeo.com/128344733

http://znaika.ru/

http://ya-umni4ka.ru/

Напишите слова по образцу.подчеркните слоги с буквой

1. Найдите верный ответ: ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА – ЭТО: А) словарный запас языка; Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности … , профессии; В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности; Г) новые слова, возникшие в языке; 2. Какое из устаревших слов является архаизмом? А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка 3. Какое слово является неологизмом? А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл 4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)? А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву. Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами. В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света. Г) В марте в лесу появились первые проталины. 5. В каком словосочетании есть профессионализм? А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода 6. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»? А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза 7. Какое из устаревших слов является историзмом? А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк 8. В каком предложении встречается фразеологизм? А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы Б) С еловой ветки мне на голову упал снег В) В чистой воде озера хорошо было рыбам Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули 9. Объясните значения фразеологических оборотов: Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать – Не покладая рук – Чуть свет – 10. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр. Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

Упражнение 165. Прочитайте предложения и запишите их в следующем порядке: с обстоятельством времени, с обстоятельством образа действия, собстоятельств … ом причины, собстоятельством цели, с обстоятельством места. 1. Мы принесли домой полное лукошко. 2. Подкралась осень незаметно. 3. Утром кот пришёл ко мне. 4. Пугливый лосёнок от корзина страха дрожит. 5. Ах ты, мерзкое стекло, лукошко это врёшь ты мне назло! 6. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.​

помоги заполнить таблицу пожалуйста

.помогите пожалуйста ​

помогите пожалуйста ​

пожалуста помогите.​

Упражнение 178. Запишите предложения. Подчеркните одно- родные члены, составьте схемы (см. упр. 176). 1. Над горами и полями летела песня. 2. Ребята к … упались и загорали. 3. Идеревья, и кусты, и земля купались в лучах весеннего солнца. 4. и мальчишкам, девчонкам праздник понравился. 5. Горы поля, реки и долины звали к себе путешественник юных путешественников. 6. Книги турист и тетради, альбомы альбомы и карандаши странник лежали на партах. ​

помогите пожалуйста.​

Найдите в стихотворение слово,в котором ударение не обозначается.Составьте и запишите с ним предложение​

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПЛЗЗЗ!!!!!!!!! 1. Укажите неверное утверждение.1) Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.2) Просты … е предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.3) В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.4) Запятая между частями сложного предложе¬ния не ставится, если части имеют общий член2. Найдите сложное предложение.1) По всей округе ливни льют, веревки из до¬ждинок вьют.2) Сыпучий снег летит на плечи, над головою су¬чья гнет.3). Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.4) Пройдя весь маршрут успешно, туристы воз¬вращались домой 3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).1) Пыль вихрем неслась по дороге и месяц со¬всем затуманился.2) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.3) Мать проснулась и испуганно что-то спроси¬ла спросонок.4) Я бродил подолгу и видел много примет осе¬ни. 4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:Усевшись, наклоняемся друг к другу головами ( ) И начинаем говорить вполголоса.1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3). Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 5.Укажите номер(а) предложений с однородными членами, соединѐнными сочинительными союзами. 1) Воздух совершенно прозрачен, и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.2)Целую жизнь он потом если не рассказывал, то вспоминал этот цветок.3)Дон лился, легко позванивая на перекатах и серебрясь от ветра вместе с листьями ракит.4) Блеснула огненная нить, и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко –красного пламени. 6. Укажите номер (номера) ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены):1) Что-то зашумело в верхушках деревьев и несколько мокрых безжизненных листьев упало на влажную землю2) Вдалеке гремел гром и ливень стоял сплошной стеной.3)Ветер к утру ослабел и снег перестал..4) Осень и с деревьев опадают листья в воздухе потянулась паутина. 7. На месте каких цифр нужно поставить запятые? Снег летит (5) и с сосен (6) и с берѐз (7) и весь лес вот-вот запылает белым пожаром. 8. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой. 1)Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нѐм старика.2)Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздаѐтся неопределѐнный звук.3)Давно морозы сковали землю, да навалило снегу, и лес стоит в своей мрачной сосредоточенности. 4) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами. 9. На месте каких цифр нужно поставить запятые? Конюшни полны были дорожных лошадей(1) дворы (2) и сараи загромождены разными экипажами. В 9 часов утра заблаговестили к обедне(3) и все потянули сь к новой каменной церкви. 10. Укажите номер(а) предложений с пунктуационной ошибкой. 1) Архип взял свечку из рук барина, отыскал за печкою фонарь, засветил его, и оба тихо сошли с крыльца, и пошли около двора.2) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли.3) Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар.4) Маша имела прекрасный голос, и большие музыкальные способности, Дефорж вызвался давать ей уроки.​

Конспект урока письма по теме “Письмо слогов с буквой Е”

 

Тема: Письмо слогов с буквой Е.

Задачи урока:  закрепить правильное написание буквы Е, научить правильно располагать буквы на рабочей строке и соединять их  в  слоги, продолжить работу над закреплением изученных букв и звуков, над умением соотносить звук и букву ;  развивать  пространственные представления и ориентацию, зрительное восприятие и узнавание,  мелкую моторику  кисти и пальцев рук, фонематический слух, зрительно-моторную координацию, умение работать по словесной и письменной инструкции; воспитывать интерес к учебному предмету и аккуратность в работе.

Оборудование: слоговые таблицы, разрезная азбука, индивидуальные карточки для проверки дом. задания, буквы и слоги из бархатной бумаги, ТСО,  таблицы, учебник.

 

Ход урока

І. Вступительная часть.

    1. Организация класса

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

– Тихо сели. К нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, как мы умеем работать на уроке.

    2. Н/п подготовка

– Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроимся на урок:

Мы сюда пришли учиться,
не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, 
работаем старательно.

ІІ. Основная часть

– Мы начинаем урок письма. Давайте вспомним, что мы делаем на уроках письма (ответы детей).

– Сегодня на уроке мы повторим все буквы, которые успели выучить, и будем составлять и писать слоги и слова.

Подготовим наших помощников

Прежде чем приступить к работе в тетради, давайте мы с вами сначала потренируемся.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

 «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны , глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «ш-ш-ш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Пальчиковая гимнастика «Ель в лесу»

Вот стоит большая ель.

Укутана снегом теперь.

А растут на ели шишки

И внизу берлога мишки.

Дети повторяют движения за учителем.

 

Повторение правил посадки.

Пальчики у нас готовы, но это ещё не все.

– Что нужно сделать, чтобы красиво писать? (ответы детей).

Проверка домашнего задания:

 Ребята, я раздам вам карточки с заданиями. Выполнив их, вы покажите как хорошо и старательно вы выполняли домашнее задание. Задания на индивидуальных карточках.

Актуализация опорных знаний

– Прежде чем приступить к новому, что необходимо  сделать? (повторить то, что нам потребуется на уроке). Давайте покажем нашим гостям,  какие буквы мы уже выучили.

-Давайте повторим все изученные буквы.

– Скажите, на какие две группы делятся буквы?  

 (1-я групп – буквы, которые обозначают гласные звуки;  2-я группа – буквы, которые обозначают согласные звуки)

Упражнение «Разминка»

У вас на портах лежат конверты. Посмотрите, что в них находится.

Правильно! Это карточки с буквами. Но каточки разрезаны на две части. Вам надо правильно сложить карточку и назвать букву.

(Учащиеся собирают разрезную картинку, состоящую из 2 частей, и называют изображённую на ней букву).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,                      
Отдохнули мы слегка.

Объяснение темы и задач урока

            – Ребята, какую букву мы учились писать на прошлом уроке (ответы детей).

 – Давайте вспомним, как писать эту букву. Начинаем писать с середины рабочей строки. Ведём вверх и закругляем. Получается  петелька. Затем ведём вниз – получается палочка с закруглением внизу.

– Сейчас вы потренируетесь писать букву е на доске.

         Молодцы, отлично справились с заданием. А теперь я хочу рассказать вам одну маленькую сказочку о волшебной верёвочке. Мы попадём  с вами в страну букв и посмотрим, как они готовятся к встрече Нового года.

Новый Год буквы встретили у сестрицы буквы Е . Буква Е принесла из леса большую ель.

— На её макушку я надену звезду, — предложила буква З.

— Я украшу её шарами, — сказала буква Ш.

— Я наряжу её в блестящую мишуру, — заявила буква М.

— Я зажгу на её веточках весёлые огоньки, — засмеялась буква О.

— Я разложу под ней подарки, — таинственно произнесла буква П.

         За праздничными хлопотами буквы не заметили, как злая Клякса перепутала все буквы в словах.

 –  Не будет у вас никакого праздника, никакой нарядной ели, никаких подарков!

 И действительно, в одно мгновение исчезла и ель, и огоньки, и мишура, и подарки. Расстроились буквы. Уж очень они ждали этого праздника, долго и старательно к нему готовились.

Как всегда, на помощь им пришла мудрая тётушка Азбука.

– Не расстраивайтесь, мои дорогие. Мы не позволим Кляксе испортить нам праздник. Неужели вы забыли о нашей помощнице Волшебной верёвочке. Она очень быстро соединит все буквы в нужные слова. Давайте позовём её.

И действительно стоило появиться волшебной верёвочке, как все буквы стали на свои места и праздник продолжился.

         Когда ёлочку украсили, сестрицы буквы хором спели:

«У нас родилась ёлочка, у нас она росла, и нашей мудрой азбуке веселье принесла!»

Затем сестрица Е угостила буквы вкусной едой.

– Ребята, понравилась вам сказка?  Хотите и вы побыть в роли Волшебной верёвочки, которая всем помогает и соединяет буквы в слова.

– Но так как мы только учимся этому непростому делу, то будем соединять буквы в слоги.

         Дети складывают слог с буквой е из разрезной азбуки (один ученик у доски),  затем обводят слоги из бархатной бумаги, прописывают их в воздухе.

         Работа в тетради.

1гр. – прописывает по образцу слоги

2 гр.-  обводит слоги по шаблону.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.

Упражнение для снятия напряжения глаз сопряжённое с пальчиковыми упражнениями.

Закрепление изученного материала.

Игра «Волшебная верёвочка»

Дети находят пару: печатный слог и соответствующий ему прописной.

         Сюрпризный момент.

         Подарок от тётушки Азбуки и Волшебной верёвочки.

ІІІ. Заключительная часть.

1.     Оценивание учащихся.

          2. Итог.

– Какую букву учились писать?

– Из каких элементов она состоит?

– Покажите в воздухе как пишется буква е.

– Какие слоги писали? Назовите.

– Молодцы. Вы славно потрудились.

– На этом наш урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учимся читать. От буквы к слогу. | Статья:

От буквы к слогу. Учимся читать.

Достаточно часто можно услышать выражение от мам: «Буквы знает, а читать — не хочет!». Могу сказать с уверенностью человека, который учит читать детей-дошкольников на протяжении уже почти пятнадцати лет — он не «не хочет», он не знает КАК? Озвучивать буквы и читать — абсолютно разные вещи. Знать буквы — это запомнить отдельные символы, читать — это объединить в работу внимание, логическое мышление, память и артикуляцию. Но это не означает, что это сложно, просто важно не требовать и сокрушаться, что «еще никак не поймет», а объяснять, упражняться, показывать доступные примеры. Я учу читать детей только сознательно, то есть в том возрасте, когда этот навык может быть им применим. И сейчас я опишу, как перейти от букв к слогам удобным и понятным способом, при этом с интересом и любознательностью со стороны ученика. Данные методы реальны для детей от 4-х-4,5 лет, так как именно в этом возрасте упомянутые выше процессы (внимание, память, логика, артикуляция) развиты на достаточном уровне и ребенок уже готов черпать информацию из текста.

1. Ребенку нужно дать понять, что буквы могут между собой «дружить», то есть проговариваться вместе. Не нужно заставлять его забыть, что существуют отдельные буквы и просить называть только слоги. В словах же есть буквы, которые нужно произнести и отдельно. Варианты, как буквы «подружить» могут быть разными. Первые три картинки по горизонтали этому посвящены:

Я называю это упражнение «Лифт». Говорю, что буковки будут ходить друг к другу в гости. На листе бумаги рисуете «Дом» с согласными буквами и отдельно на разрезанных листиках пишите гласные буквы. Берете одну из гласных (лучше всего начинать с А) и говорите, что буковка А будет заходить в дом, садиться на лифт, подниматься или опускаться в нем, заходить к кому-то в квартиру, а другие буквы будут ее встречать. Вот А зашла в гости к букве К — буква К очень рада видеть А — «К вместе с А сказали КАААА» (пишу несколько букв А, чтобы видно было, что нужно протянуть), потом А спускается на один этаж ниже, к буковке Д — «Д вместе с А говорят ДААА» и так до самого низа. В зависимости от возраста ребенка, можно за один раз делать и три таких лифта, чтобы охватить все буквы. Таким образом вы даете понять, что буквы могут смотреться и проговариваться вместе. Кроме лифта буквы могут катать друг друга на поезде (как на втором фото), могут обучать друг друга играть на трубе (на третьем фото). Когда вы только начинаете знакомить ребенка со слогами, используйте соединение только с одной гласной. И только после того, как увидите понимание в глазах и отработаете данные слоги, подключайте еще одну гласную, потом еще одну гласную и т.д. Важно избегать путаницы, делать всё постепенно, давая время информации усваиваться и находить применение.

2.  После того, как представление о совместном проговаривании дано, нужно закрепить вид слога другими упражнениями. Тут их тоже может быть масса:

вырезаете из цветной бумаги облака, рыбки, цветочки, машинки (что угодно, что нравится ребенку) и пишите на них по одному слогу. Говорите, что рыбки пришли поздороваться к ребенку. Называете вначале вместе, как кого зовут (на начальном этапе нужно проговаривать, что «М вместе с А говорят — МА», «Т вместе с О — ТО»), а потом предложить ребенку порыбачить (или пособирать цветы, смотря какие фигурки у вас будут) и просите ребенка найти, например, рыбку СА, он находит и дает Вам, потом рыбку ДО (если трудно найти — обсуждайте, что там должно быть написано Д вместе с О) и так все. Лучше избегать формулировки «Б и А», а говорить «Б вместе с А», так как это ведет быстрее к тому, что ребенок станет называть слог просто «БА». Первые несколько раз при отработке помогайте, разрешайте говорить «Ф вместе с А», а потом просите сказать сразу «ФА», но для этого ориентируйте ребенка не на первую, а на вторую букву, то есть на гласную. Задают «тон» чтению именно гласные, так как они заставляют открываться ротик определенным образом (если А — широко, и не важно, ВА, СА, ЖА или ПА это будет; если О — как яичко ротик: ДО, ЛО, ЗО и т.д.; если У — как труба губы: ГУ, ВУ, НУ).

Рисуете звездочки с разными надписями и просите зажечь их по порядку (Вы называете слог, а ребенок ищет правильную звездочку и раскрашивает). Поиск глазами готовой надписи хорошо способствует процессу обучения чтению

Найти предметы с одинаковыми надписями. Например, бабочку посадить на «свой» цветочек. На цветках надписи КА, ЗА, ДА, ЛА, МА и на бабочках такие же. Ребенок читает, как «зовут» бабочку и ищет ей цветок с такой же надписью.

Найти лишний предмет в ряду, а разница предметов определяется написанными на них слогами. И волшебство в том, что если Вы нарисуете пять домиков с надписями ДА, ДА, ДА, ВА, ДА и спросите, какой ДОМ (важно ставить акцент, что именно дом лишний, а не слог, это усилит продуктивность, так как ребенку важно «играть», а не читать) лишний? Ребенок с легкостью ответит и будет хотеть делать подобные задания еще и еще

Распределять слоги, то есть когда вы уже познакомили ребенка с сочетанием с несколькими гласными, нужно научить его видеть, как именно называть слог. Так как вначале дети говорят на ДО — ДА, так как привыкли все читать с А. Сердиться не надо, надо объяснять и тренироваться)) На фото задание с деревьями и грушами.

Что на какой слог начинается? Ребенок называет слог и по очереди перечисляет все рисунки, чтобы определить, где он слышит эти две буквы вначале. Больше заданий со слогами есть по тегу _учимся читать

3.  Параллельно с отработкой слогов обязательно делайте задания просто с буквами: вписать пропущенную букву; на какую букву слово начинается, заканчивается. Вы не путаете таким образом ребенка, вы заботитесь о его грамотности.

4.  Составляйте слова из частей. Когда дело с простыми слогами пойдет легко: МА, ВА, СА, ТО, ДУ, ЛЕ и т.д., нужно объяснить, что в слове есть буквы, которые читаются отдельно, потому что возле них никто не стоит, например: ДО-М. Д читается вместе с О — ДО, а буква М стоит одна, поэтому мы и читаем ее отдельно, проговаривая резко в конце слова. Не пугайтесь, что ребенок так всегда и будет читать))) Это необходимо для понимания ребенком алгоритма прочитывания слова, чтобы большое слово не приводило его в панику, а он просто начинал по известной ему схеме читать: КЕ-Н-ГУ-РУ, Я-Б-ЛО-КО и т.д. Упражнения на составления слов из частей (именно частей, а не «слогов», так как в слове СТОЛБ всего один слог, а прочитать его одним махом не так и просто) важно выполнять, когда ребенок еще НЕ читает, это отлично продвигает его вперед! Можно рисовать картинку и разрезать самостоятельно квадратики с надписями или просить раскрасить нужные слоги в ряду. Легкости «вычитывания» способствует количество интересных (!) упражнений и время. Каждому ребенку нужно свое количество времени, чтобы прийти к мягкому, понятному чтению, поэтому терпения вам, а малышу интересных открытий

Игра «Что слышал: угадай и расскажи»

Водящему завязывают глаза, в это время взрослый делает что – либо с заранее подготовленными предметами: наливает воду; раскладывает тарелки, ложки; двигает стулья и т.д.

Задача водящего по звукам понять, что делали, а затем по порядку рассказать, что он слышал и понял.

Игра «Кто внимательный?»

Предложите ребенку закрыть глаза и ответить на вопросы.

— Сколько окон в нашей комнате?

— Сколько столов?

— Сколь стульев?

— Во что одет(а) папа (мама, брат, сестра)?

— Что лежит на столе? И т.д.

«Тише – громче»

Предложите ребенку прочесть стихотворение так, как его прочел бы гномик (великан)

«Давайте познакомимся»

Ребенок одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает о «себе». Например: «Давайте познакомимся, я – терка. Конечно, дырявая, металлическая. Мое любимое занятие – измельчать все, что попадает ко мне на спину. Живу я на кухне».

Игра «Кто больше назовет».

1. Назови все деревянные (железные, пластмассовые, стеклянные, круглые, прямоугольные, овальные, красные, синие, зеленые и т.д.) предметы в комнате.

2. Назови предметы, которые можно катить (переставлять, двигать и т.д.)
Игра «закончи слово»

Предложите ребенку отгадать какое слово задумано «Отгадай, какое слово я хочу сказать теле… (теле-фон, теле-грамма, теле-жка и т.д), кар… (кар-тошка, кар-тинка, кар-андаш и т.д.).

В этой игре проверяют память и словарный запас, поэтому играть могут дети у которых хорошо развита речь. Остальным можно предложить игру – задание (на скорость) «Донесение». Ребенок должен пройти по комнате (по всей квартире – следует точно объяснить маршрут) и сообщить обо всех предметах, которые он там увидел. Вариант этой игры – «донести» не обо всех вещах, а только о деревянных или только о квадратных и т.п.; либо только о тех, которые начинаются с определенного звука, например «р», «с», «о».

Игра «Сочинители»

Предложите ребенку сочинить историю о себе, об игрушках, обо «всем на свете», но говорить только по одному слову друг за другом.

Например.

Взрослый: Однажды.

Ребенок: Грузовик.

Взрослый: Поехал.

Ребенок: Покататься… и т.д.

Вариант игры: говорить по 2 – 5 слов.

«Из чего сделан предмет?»

Эта игра поможет детям научиться преобразовывать прилагательные от существительных. «Стакан сделан из стекла, как сказать стакан какой? – стеклянный.

Кофта из шерсти – шерстяная кофта.

Куртка из меха – меховая куртка.

Ботинки из кожи – кожаные ботинки.

Шкаф из дерева – деревянный шкаф.

Кольцо из золота – золотое кольцо.

Тарелка из фарфора – фарфоровая тарелка.

Урок 50. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Б (закрепление). СОПОСТАВЛЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВАМИ Б И П | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 50. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Б (закрепление). СОПОСТАВЛЕНИЕ СЛОГОВ И СЛОВ С БУКВАМИ Б И П