Скороговорки короткие примеры: Короткие скороговорки
Что такое скороговорки, примеры сложных и коротких
Обновлено 23 декабря 2022 Просмотров: 120 457 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня существует масса методик для развития речи. И самый древний из них, который тем не менее не утратил своей эффективности – это СКОРОГОВОРКИ.
Они одинаково полезны и для детей, которые только начинают учиться правильно произносить слова, и для взрослых. Например, скороговорки постоянно повторяют перед эфиром дикторы, а также артисты, которые готовятся к выходу на сцену или съемкам в кино и на телевидении.
Скороговорки — это…
Скороговорки – это одна из разновидностей народного творчества в виде одной-двух фраз или небольшого стихотворения. В них используются сложные сочетания звуков или целые слова, которые не так просто произнести, особенно если делать это быстро. Также скороговорки принято проговаривать вслух, а не про себя.
Примеров скороговорок много, и каждый человек знает хотя бы одну, это точно. Среди самых популярных:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
От топота копыт пыль по полю летит.
История возникновения скороговорок
Скороговорки возникли очень давно, их первыми авторами считаются скоморохи. Эти бродячие артисты путешествовали по городам и селам, где развлекали толпу.
И одним из таких развлечений были труднопроизносимые фразы. Скоморохи, которые долго тренировались, говорили без проблем. А потом просили зрителей повторить. И вот тут начиналась потеха, так как почти все, кто пытались, запинались и говорили совершенно другие слова. И естественно, это вызывало смех и веселье среди зрителей.
То есть изначально скороговорки были развлекательным жанром фольклора, и только спустя какое-то время превратились в элемент образования.
С научной точки зрения скороговорки первым рассмотрел Владимир Даль в 1862 году. Правда, в своих трудах он называл их «чистоговорками», так как, по его мнению, они нужны для чистоты речи. Интересно, что в отличие от загадок и поговорок, которых Даль насчитал свыше 30 тысяч, скороговорок (чистоговорок) у него значилось всего 49. Более того, почти все за исключением пяти, не относились к разряду детских.
Вот пример «взрослых» скороговорок по Далю:
Петр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена: пришел хват подъявить; подъявил и выявил.
А вот более-менее «детские» скороговорки:
Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
Кстати, несмотря на небольшое количество детских скороговорок, именно Владимир Даль был первым, кто стал рекомендовать использовать этот жанр в качестве обучения.
Принцип создания скороговорок
Все скороговорки строятся на одном принципе – их должно быть сложно произнести. Для этого используют, например, слова, в которых соседствуют не самые сочетаемые звуки.
Например, «Т» и «К»:
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Или «Д», «Т» и «Р»:
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова, на траве двора.
Сочетания «С» и «Ш»
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
А многие скороговорки и вовсе строятся на принципе «одной буквы». Это помогает, например, логопедам исправить конкретные дефекты в речи пациента.
- На букву «М»:
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила. - На букву «Ш»
Шесть мышат в камыше шуршат.
- На букву «Ч»
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Есть еще один принцип построения скороговорок. Надо насытить их сложными словами, которые очень трудно произнести в принципе, и почти невозможно, если говорить быстро. Яркий пример такой скороговорки, который многие знают:
Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали
Ведь не веровали в вероятность вылавировать.
Вот маловеры. Если веровали бы — вылавировали бы.
Разновидности скороговорок
Все скороговорки можно поделить на несколько категорий:
- Детские и взрослые – про это мы уже рассказали чуть выше, но вот еще по одному примеру.
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
- Короткие и длинные.
На лозе оса, в лозе коза.
Командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпорудчика, про подпорудчицу, про подпрапорщика про подпрапорщика про подпрапорщика, а про под прапорщицу про подпрапорщицу про подпрапорщицу промолчал.
- В обычной и стихотворной форме.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап! - С сюжетом и без него.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж. - Народные и те, у кого есть конкретный автор – последние стали появляться в начале XX века.
У Еремы и Фомы кушаки во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.Видишь, смотрят из гнезда —
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.
(Самуил Маршак)
Польза скороговорок
Скороговорки, как мы уже сказали, в первую очередь предназначены для детей. Это не просто смешные фразы или стихотворения, а очень эффективное средство. Оно помогает развить речь ребенка сразу по нескольким направлениям:
- Можно исправить различные дефекты – произношения, формирования звуков или построения слов;
- Улучшается подвижность языка и губ, что в свою очередь помогает сделать речь более четкой, так как отчетливо проговаривается практически каждый звук;
- Улучшает дикцию — ребенок начинает легко произносить даже сложные слова, и не по слогам, а целиком;
- Серьезно обогащается словарный запас. В скороговорках часто используются слова, которые редко можно услышать в повседневном общении.
Помимо речи скороговорки помогают развить слух, внимание и память. Это навыки, которые очень пригодятся ребенку во время обучения в школе. И если он придет уже в первый класс достаточно подготовленным, это поможет легко проходить учебную программу.
Но скороговорки нужны и взрослым. Например, актерам в театре. Знаменитый Константин Станиславский помимо своего «Не верю» произносил еще очень много фраз, которые стали крылатыми. Вот что он говорил про скороговорки:
«Скороговорки помогают четко произносить отдельные слова и целые фразы. С их помощью надо формировать медленную, преувеличенную речь. А от долгого повторения одних и тех слов, речевой аппарат разрабатывается настолько, что потом может делать это даже в самом быстром темпе. Но нужны постоянные упражнения, и помнить, что сценическая речь невозможна без скороговорок» (К.Станиславский)
Скороговорками пользуются и практически все телевизионные и радио ведущие. Особенно те, кто работает в новостях, так как там нужно читать большие куски текста так, чтобы зрители на слух воспринимали практически каждую букву. Поэтому перед началом эфира каждый ведущий проговаривает все самые известные скороговорки – про Греку с раком, про лавировавшие корабли, про Сашу с сушкой, про топот копыт и многие другие.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Cкороговорки для развития дикции
Течет речка, печет печка.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
Около колодца кольцо не найдется.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Ест Федька с водкой редьку.
Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Яшма в замше замшела.
Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
В один клин, Клим, колоти.
У елки иголки колки.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
От топота копыт пыль по полю летит.
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
К Габсбургам из Страсбурга.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Подал грабли крабу краб.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат. А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
У тридцать трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Забыл Панкрат кондратов домкрат.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
Становись скорей под душ,
Смой с ушей под душем тушь,
Смой и с шеи тушь под душем,
После душа вытрись суше.
Рододендроны из дендрария.
Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Обрадован баран — у барана барабан.
Варвара варила, варила, да не выварила.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат.
Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий краб.
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
Шёл спуск пушек с сопок и со скал.
Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
Скороговорки – Значение в разговорном английском
/ Аудирование и разговорная речь / Скороговорки – значение в разговорном английском
(5/5, 2 голоса)
Скороговорки можно проследить до Англии конца 19 века, когда впервые из них «Она продает морские раковины…» было опубликовано в качестве упражнения для дикции. С тех пор они стали таким популярным выражением беглости в изучении определенного языка из-за забавного элемента в нем. Во всех языках есть свои наборы скороговорок. Давайте посмотрим, что они собой представляют на самом деле, как они формируются лингвистически и как их можно использовать для развития произношения в целом.
Скороговорки — это короткие фразы, состоящие из похожих звуков в разных сочетаниях, сильно зависящих от аллитерации. Большинство скороговорок состоят из слов, которые начинаются с одного и того же звука, имеют одинаковое количество слогов и имеют одинаковую рифму. Эти маленькие забавные элементы в английском языке трудно произносить с натяжкой, не запинаясь, поскольку похожие звуки смешиваются. Они предназначены для того, чтобы потренироваться произносить их быстро и на повторе. Они помогают научить и выучить правильное произношение при серьезной практике.
Большинство скороговорок состоят из двух типов слов со схожим звучанием:
Омографы имеют одинаковое написание, но могут звучать одинаково или немного по-разному в зависимости от других переменных. «Слеза» — это глагол, означающий разрывать что-то на части, а «рвать» также означает капли, вытекающие из глаз того, кто испытывает боль.
Омофоны звучат почти одинаково, хотя могут быть различия в написании или использовании слов. «Их», «Там» и «Они» звучат почти одинаково при произношении, но «их» — это притяжательное местоимение, указывающее на что-то, что принадлежит к какой-то неопределенной группе, «там» означает указание на неопределенное место, а «Они» re” состоит из “они” (местоимение третьего лица множественного числа) и “are” (обычный вспомогательный глагол, который следует после “они”), соединенных вместе.
Обманывает мозгСкороговорки могут обмануть мозг, так как клеткам мозга очень сложно обрабатывать такие похожие по звучанию звуки в одной и той же рифме одновременно. Так много слов, рифмующихся одно за другим, имеет тенденцию сбивать мозг с толку, и поэтому он начинает делать ложные утверждения. Эти распространенные ситуации возникают, когда мозг чувствует необходимость замедлиться, потому что ему нужно время для осмысления и еще больше времени для обработки запутанной информации. Наоборот, скороговорку нужно произносить очень быстро и без ошибок и остановок в произношении.
Будучи одним из самых сложных языков, английские слова доставляют трудности изучающим язык даже самостоятельно. Но когда эти омографы и омофоны используются несколько раз в одном и том же предложении или в такой тесной последовательности, любой человек неизбежно совершает ошибки, и мозги должны быть обмануты.
Почему мозг борется?Доктор Бушар и его коллеги из Калифорнийского университета провели исследование на небольшой группе испытуемых, трех человек с эпилепсией, хотя результаты были бы такими же, если бы они проводились на людях без эпилепсии. Они провели визуализацию мозга в очень высоком разрешении и даже с точностью до сотой доли миллисекунды и определили, что, хотя мы используем очень похожие части наших голосовых связок для произнесения фонетически сходных звуков, они контролируются очень разными частями нашего мозга в процессе произношения. большинство случаев.
Существует три типа согласных в зависимости от того, произносятся ли звуки передней частью языка (т. е. «са» и «ша»), задней частью языка (т. е. га) или ртом (т. е. «ма») .
Гласные звуки можно разделить на две категории: гласные звуки, издаваемые при открывании рта (т. е. «о»), и гласные звуки, издаваемые при изменении формы рта (т. «у»).
Дело в том, что эти типы согласных и гласных контролируются очень разными частями мозга. Но при скороговорке мозг не путает гласные звуки с согласными. Он скорее с трудом различает два согласных звука только потому, что они произносятся из очень близких участков речевого тракта, хотя и контролируются отдаленными участками мозга.
Например, звуки «са» и «ша» контролируются одной и той же частью мозга, но сказать вслух «Молли продает морские раковины на берегу моря» сравнительно легче, чем произнести «Салли продает морские ракушки на берегу моря». Настоящая цель изучения того, как мозг обрабатывает скороговорки, состоит в том, чтобы понять, как именно работает моторный отдел мозга.
Инструмент для изучения языкаСкороговорка — это умный инструмент, позволяющий детям практиковать произношение в классе. Так как это можно превратить в забавные маленькие соревнования, кто скажет их быстрее, не напортачив. Это может быть против студентов внутри одного класса или между разными классами. Есть несколько распространенных скороговорок в английском языке, которые существуют уже много лет.
- Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик.
- Питер Пайпер собрал пучок маринованных перцев
- Она продает морские раковины на берегу моря
- Бетти Боттер купила немного лучшего масла, чтобы сделать свое горькое тесто еще лучше
Попробуйте произнести их вслух и очень быстро. Человек должен инстинктивно разделять разные звуки в произношении, такие как «sell» и «shell» или «piper» и «pepper», быстро и многократно. Носителям английского языка такое произношение кажется довольно легким, но когда оно ускорено, это всегда проблема, независимо от вашего языкового фона.
Для тех, кто изучает новый язык в качестве второго или третьего языка, было бы неплохо сначала определить тонкие вариации этих похожих звуков, попытаться произнести их правильно на повторе, а затем попытаться ускорить процесс. В группах изучения языка учащиеся могут относиться к этому как к игре и практиковать их. Хитрость заключается в том, чтобы продолжать практиковаться, пока вы не усовершенствуете свое мастерство, чтобы, возможно, похвастаться перед друзьями для начала.
Дети, изучающие свой первый языкДля детей, которые учатся говорить на любом языке, скороговорки могут действовать почти как логопед, так как при необходимости можно следить за развитием звуков в речи. Детям, как правило, труднее правильно произносить несколько звуков по сравнению со старшими. Учителя родителей могут придумать одну-две скороговорки, акцентирующие внимание на этих звуках, и превратить это в забавную игру.