Разное

Скороговорки что развивают: 😃 Скороговорки, почему они так важны для взрослых и детей

Содержание

😃 Скороговорки, почему они так важны для взрослых и детей

Многие считают, что скороговорки улучшают только дикцию, но это не так они улучшают мышление, внимание и даже скорость чтения.

Для создания нейронных связей и для развития мозга очень важно развивать не только мелкую моторику, но и речь ребенка или взрослого человека.

Двигательные упражнения и правильная речь увеличивают количество нейронных связей, ускоряют обмен поступающей информации между полушариями.

Надежные крепкие быстрые нейронные дорожки очень сильно влияют на улучшение памяти, внимания, развитие мышления и скорость чтения.

Как правильно повторять скороговорки?

Вы выбираете любую скороговорку, вдыхаете в себя воздух, как можно больше и когда начнете выдыхать воздух, начинайте говорить скороговорку, повторяя ее, пока не закончится воздух.

Запомните, скороговорка повторяется только на выдохе, дополнительно вдыхать воздух, чтобы договорить скороговорку до конца нельзя.

Тренировки скороговорок в день могут занимать не более 5-10 минут, главное правильно выполнять упражнение.

Для выполнения упражнения вы можете самостоятельно выбрать себе скороговорку или воспользоваться нашими.

Скороговорки для занятий

  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

  • А мне не до недомогания.

  • Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

  • Протокол про прокол протоколом запротоколировали.

  • Купи кипу кип.

Для выполнения упражнения возьмите самую легкую скороговорку: купи кипу кип.

Занимайтесь этой скороговоркой целую неделю. Запомните сколько раз вы смогли рассказать скороговорку в первый день и сколько в последний. Сравните свои результаты. Затем возьмите скороговорку посложнее.

Занятия со скороговорками не отвлекут у вас много времени, зато доставят много интересных минут и помогут в развитии памяти, внимания, мышления и увеличении скорости чтения. Желаем вам удачи.

Курсы для развития

Еще у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее. ? Если Ваш ответ “да”, то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу


Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.


Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)


Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.

После прохождения курса ребенок сможет:

  1. В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
  2. Научится запоминать на более длительный срок
  3. Увеличится скорость воспоминания нужной информации


Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс – для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.


Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.


Роль скороговорок в развитии речи. | Консультация (логопедия, подготовительная группа) по теме:

Роль скороговорок в развитии речи.

Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Конечно, серьёзные речевые дефекты – предмет сферы деятельности учителей-логопедов.

Но всё же чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания.

Скороговорки – своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Скороговорки помогают избавится от так называемой “каши во рту”. Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.

Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.
Здесь я хочу отметить важность совместного проговаривания скороговорок с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Не следует требовать от ребенка проговаривания скороговорок на скорость.
Начинать разучивание скороговорки следует с очень простых и коротких стихосложений. Не надо для этого специально выбирать время. Это будет интересно делать в то время, если ребенок сидит у вас на коленках или рядом с вами, например, когда вы накрываете на стол или идете в магазин и т. д.

 


 

При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.

 

Скороговорки – это коротенькие стишки, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на логопедических занятиях.
Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.

 

Как работать со скороговорками?

  • Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

  • Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.

  • Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

  • Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

  • Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

  • Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

  • Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

  • Устройте соревнование (с мамой или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.

  • Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

  • Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.


 

Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык – они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
– Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
– Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по – колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.


 


 


 


 


 

Роль скороговорок в развитии речи детей | Консультация:

МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля

Консультация для родителей

«Роль скороговорок в развитии речи детей»

Подготовила учитель – логопед Елисеева Т.К.

2020

Скороговорка – это фраза или стихотворение, содержащие труднопроизносимые слова, сочетания звуков и слогов, предназначенные для проговаривания вслух.

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

      Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.  

      Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словами, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 

    Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится  в школе, когда учитель выдает много различной информации. Прослушивание скороговорок улучшает его способность концентрироваться на том, что он слушает. И не только слышать, но понимать смысл сказанного.

       Кроме того, это самое настоящее развлечение. Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

Работа над скороговорками

  Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова, можно добиться великолепной четкости речи.

1. Слоговое проговаривание.

 Сначала надо проговорить скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку.

      Наша цель –  научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово.

  2. Чтение по губам.

   Когда ребёнок сможет выговорить скороговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию.

3. Произношение шёпотом.

   Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Звуки, которые  произносит ребёнок, должны быть тихими, но четкими! Пусть ребёнок представит себя суфлёром в театре, его шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.

4.Медленное и чёткое произнесение вслух.

   После того, как ребёнок четко прошептал скороговорку, настало время проговорить её вслух. Произносить надо медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро – нужно научиться говорить медленно!

5.Произнесение с разной интонацией и в разных стилях.

Поиграйте с интонацией. Произнесите скороговорку утвердительно, вопросительно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Это очень полезно для развития актерских способностей.

 

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

 

Каждому звуку – своя скороговорка.

    Для того чтобы развить правильную дикцию необходимо проводить занятия всего лишь раз в два-три дня по пятнадцать–двадцать минут. Важно, чтобы это занятие  не надоело. Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научитесь произносить одну, не начинайте изучать другую.  А когда  сможет произносить скороговорку быстро, то обучение можно превратить в игру. Например, подбрасывая мяч. За то во время,  пока мячик будет находиться в воздухе,  нужно успеть выговорить небольшую скороговорку.

Скороговорки на звуки Р, РЬ:

1. Рисовала Лариса акварелью нарциссы.

2. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

4. Рима рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

5. Вороны друг другу дарили подарки — вороны дары подбирали на свалке.

6. Проворонила ворона вороненка.

«Развиваем речь с помощью скороговорок» | Консультация на тему:

Консультация для родителей

«Развиваем речь с помощью скороговорок»

Лузина М.Е.

воспитатель МБДОУ№7 «Чебурашка», г.Зеленодольск, РТ

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать!

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!

Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.

Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них.

2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека — в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет .
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Пусть ваш ребенок говорит красиво!

Скороговорки, их роль в развитии речи

Что такое скороговорки?

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. 

Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:

В поле Поля-Полюшка

Полет поле-полюшко.

       Сорняков не будет в поле,

    Если полет поле Поля.

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.  

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого.

Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает. 

Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, – очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного время  препровождения или для детского праздника. 

Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.

Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас тьфу-тьфу), то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.

Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!

Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 
  2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 
  5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
  6. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды

Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются  русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны. 

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щепки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком 

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. 

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы. 

Методическая разработка на тему: “Скороговорки”

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования
Егорлыкский Центр внешкольной работы
 

Методическая разработка:

«Скороговорки, как средство развития речи»

подготовил

педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

Щеголькова Лариса Борисовна

Ст. Егорлыкская

2020

Цель:

Формирование представления о скороговорках – как основы развития дикции.

Задачи:

Учить правильно произносить звуки, на основе скороговорок;

Развивать память, внимание, логическое мышление;

Воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.

Основная часть:

Манера произнесения – это присущая каждому человеку , выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или сокращать слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому упражнения по сценической речи необходимо выполнять. И для этой цели, кроме артикуляционной гимнастики, мы будем использовать скороговорки.

Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно и пригодится и в школе.

Русские скороговорки – бесценный материал, ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Как отрабатывать скороговорку

  1. Не пытайтесь сразу же быстро произнести скороговорку. Сначала прочитайте её вслух как можно медленнее и запомните каждое слово.

  2. Затем несколько раз произнесите скороговорку, преувеличенно артикулируя звуки. Делать это можно и про себя: на данном этапе ваши губы должны просто запомнить каждое движение. Если скороговорка длинная, разбейте её на части.

  3. Как только вы отработаете артикуляцию, начинайте проговаривать скороговорку шёпотом. Старайтесь, чтобы при этом был слышен каждый звук. Шёпот должен быть тихим, но разборчивым.

  4. Начинайте медленно произносить скороговорку в полный голос. Не спешите, скорость со временем увеличится.

  5. Определите, какие части скороговорки даются вам труднее всего, и отработайте их.

  6. Не забывайте, что вы повторяете не просто набор слов, а предложение, в котором есть какой-никакой смысл. Постарайтесь произнести его с соответствующей интонацией. Можно попробовать разные варианты: проговорите скороговорку нараспев, с выражением.

  7. Постепенно ускоряйте темп.

Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.

Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно.
Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.

  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»:

  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.

  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»:

  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.

  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.

Заключение.

Работа над четкой дикцией -один из самых сложных этапов театрального мастерства.

И именно данные упражнения-скороговорки помогают в тренировке движений речеобразующего органа.

Ведь именно дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словестном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии театрального образа.

Кому-то покажется мелочью работа над дикцией- это величайшее заблуждение.

«Мелочи создают совершенство, но совершенство не мелочь» -писал Микеланджело, подчеркивая этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.

Использованные интернет -ресурсы:

https://www.babyblog.ru/user/mama-dinara/3079241 © BabyBlog.ru

https://oratoris.ru/skorogovorki-dlia-rechi

https://lifehacker.ru/skorogovorki/

https://www.google.ru/search?q=для+чего+нужны+скороговорки&newwindow=1&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=hg1mu5_XmsLkoM%253A%252CtsUaeftg-UWvmM%252C_&vet=1&usg=AI4_-kR4zdIv3j8QWfTMgrsabFkjHsoBWQ&sa=X&ved=2ahUKEwiN2cvl_-LoAhUpwsQBHdnCBbkQ_h0wAnoECAoQCA#imgrc=hg1mu5_XmsLkoM

https://www.leludi.ru/uprazhneniya-po-stanis

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-dikci-v-rabote-nad-goloso-rechevym-aparatom-uprazhnenija-skorogovorki.html

Скороговорки

  • Дом

    Добро пожаловать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *